Исследовательская работа на тему "Употребление пословиц и поговорок в речи современного человека"
Оценка 4.8

Исследовательская работа на тему "Употребление пословиц и поговорок в речи современного человека"

Оценка 4.8
docx
25.11.2022
Исследовательская работа на тему "Употребление пословиц и поговорок                               в речи современного человека"
Исследовательская работа.docx

                                                                                          Гурская Валерия Сергеевна,

11 класс,

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Школа № 82 города Донецка»

Учитель Кулабухова В.Н.

 

 

                        Употребление пословиц и поговорок

                              в речи современного человека

 

          Проблема исследовательской работы: современные дети редко используют пословицы и поговорки в своей речи.

          Гипотеза: полагаю, что школьники не используют пословицы в речи, т.к. не знают их.

Актуальность исследовательской работы: с самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например : "без труда не вытащишь и рыбку из пруда", " мал золотник, да дорог", " не имей сто рублей, а имей сто друзей". Придя в школу, на уроках чтения мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?

        При написании сочинения, учащиеся могут использовать пословицу или поговорку в качестве одного из аргументов. Использование пословиц и поговорок обогащает как устную, так и письменную речь, развивает память, приобщает к народной мудрости. Данная работа может быть использована на уроках литературы при изучении темы «Пословицы и поговорки».

Цели:

  1. Выяснить, употребляются ли поговорки и пословицы в речи современного человека.
  2. Вспомнить отличие пословицы от поговорки.
  3. Узнать, почему современные школьники не используют пословицы и поговорки?
  4. Обогатить свой активный словарный запас пословицами и поговорками.

Задачи:

  1. Провести наблюдение и выяснить, кто использует в речи пословицы.
  2. Изучить литературу, углубить знания по данной тематике.
  3. Провести анкетирование среди учащихся нашей школы на предмет употребления пословиц и проанализировать.

Предмет исследования: пословицы и поговорки

Объект исследования: современная речь учеников, учителей нашей школы, родителей.

Методы исследования: наблюдение, сбор и обработка информации, анкетирование, анализ.

 

           Время не стоит на месте. Человечество развивается стремительно. Ни для кого не секрет что мы живем в 21 веке, веке новых технологий. Сейчас даже малышу известно, что такое компьютер, как им пользоваться. А наши бабушки и дедушки и представить себе не могли, что телефоны будут размером с ладонь, что узнать нужную информацию можно не только из книг, а всего лишь открыв страницу в интернете. В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах... Но от наших предков нам достался неоценимый дар... Это устное народное творчество. До сих пор мамы поют своим малышам колыбельные, рассказывают сказки, прибаутки, которые они сами услышали, когда- то от своих мам и бабушек. Так и передается из уст в уста, из века в век чудо под названием фольклор.   Ни что не может заменить живую речь.

        Никому не секрет то, что пословицы есть у каждого народа. Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.

А в чем отличие пословиц и поговорок?

Пословицы и поговорки - это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.

Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена обобщающего поучительного смысла. В повседневной жизни мы часто употребляем поговорки и даже не задумываемся, откуда они взялись.  В поговорке нет законченности суждения, как и конкретного характера.

Так мы можем прийти к выводу, что пословицы и поговорки - это отражение жизненного, исторического опыта народа. Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Сравним:

 

Пословица

Поговорка

«Глаза страшатся, а руки делают» – при виде большой работы делается страшно, что не справиться с ней, а приступив к работе, понимают, что способны преодолеть трудности.

«Заруби себе на носу» – запомнить раз и навсегда, запомнить крепко-накрепко.

 

Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей.  И до сих пор эта тема остается интересной и не до конца раскрытой.

           На предмет употребления пословиц в речи людей я провела наблюдение. В результате чего выяснила, кто употребляет пословицы и поговорки.

https://fhd.multiurok.ru/f/9/5/f95f77f8197d2c1b83a140e16bdaa0db20bdd410/ucheno-issl-Pogororki-i-poslovicy_0_1.png

Вывод:

  1. Наблюдение показало, что люди старшего возраста знают и употребляют в своей речи пословиц и поговорок больше всех. (50-65 лет)
  2. Много пословиц употребляют родители. (35-45)
  3. Учителя нашей школы любят говорить пословицами.
  4. Учащихся часто использующих в своей речи пословицы и поговорки оказалось очень мало.

 

Чтобы выяснить, как относятся к данной теме обучающиеся нашей школы, я провела анкетирование среди обучающихся 9-А и 6-А классов нашей школы. В анкетировании приняли участие - 39 человек (21 чел. – 9-А кл., 18 чел. – 6-А кл.)

Результаты анкетирования

https://fhd.multiurok.ru/f/9/5/f95f77f8197d2c1b83a140e16bdaa0db20bdd410/ucheno-issl-Pogororki-i-poslovicy_0_2.png

                            9-А                     6-А
В результате анкетирования было выяснено:

  1. 85,7% учащихся 9-А кл. и 88% - 6-А класса написали, что пословица отличается от поговорки.
  2. 81%учащихся 9-А кл. и 56% - 6-А класса употребляют пословицы в речи (редко, иногда)
  3. 52% учащихся 9А кл. и 56%- 6-А класса считают, что этот жанр фольклора необходим в речи.
  4. Приятно отметить, что 86% учащихся 9-А кл. и 88% - 6-А класса хотели бы знать их больше.

 

Заключение.

Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи своеобразный окрас, выразительность и неповторимость. Речь современного школьника обедняется, т.к. в ней отсутствуют пословицы и поговорки. Нашему поколению необходимо научиться употреблять их, чтобы сохранить этот удивительный язык для будущих поколений.

Вывод:

1. Пользуются пословицами и поговорками люди среднего и старшего возраста.

2. Современные дети не используют их, т.к. стиль речи молодежный.

3. В результате данных исследований я пришла к выводу, что у учащихся слабый словарный запас, речь неяркая, бедная.

Моя гипотеза «Полагаю, что школьники не используют пословицы в речи, т.к. не знают их» подтвердилась частично. Современные дети знают и понимают смысл пословиц и употребляют их иногда или очень редко (69%).

 

 

Список литературы

1. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН, 2003

2.http://readmas.ru/ya-ne-znayu/otkuda-voznikli-poslovicy-smysl-poslovic-i-pogovorok.html

3.http://kpnemo.ws/other/2009/08/28/sovremennyie_poslovitsyi_i_pogovorki/


 

Гурская Валерия Сергеевна, 11 класс,

Гурская Валерия Сергеевна, 11 класс,

В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах

В век информационных технологий осталось совсем мало читающих людей, перестали писать письма на бумаге и отправлять их в обычных конвертах

Вывод: Наблюдение показало, что люди старшего возраста знают и употребляют в своей речи пословиц и поговорок больше всех

Вывод: Наблюдение показало, что люди старшего возраста знают и употребляют в своей речи пословиц и поговорок больше всех

Заключение. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи своеобразный окрас, выразительность и неповторимость

Заключение. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи своеобразный окрас, выразительность и неповторимость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2022