Исследовательская работа "Обрядовая кукла в народном календаре"

  • Исследовательские работы
  • pdf
  • 02.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Творческая работа по изучению истории народной обрядовой куклы
Иконка файла материала Работа.pdf

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

г. Сафоново Смоленской области

 

 

 

 

 

Всероссийский конкурс 

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

 

 

 

 

 

 

 

Номинация: «Этноэкология и современность»

 

 

 

 

 

 

Автор: Алексеенко Полина Сергеевна, 9 класс

Руководитель: Ефимова Мария Александровна,  педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

Содержание

 

 

1.        Введение                                                                        с.3 - 4   

2.        Методы  исследования                                                  с. 5

3.        Этапы работы над проектом                                        с. 6 - 7

4.        Список литературы                                                       с. 8

5.        Приложение                                                                  с. 9 - 26

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Из всех существующих в мире загадок тайна куклы - самая загадочная; без понимания сущности куклы невозможно понять и человека».

М. Е. Салтыков-Щедрин Мир кукол полон сюрпризов и загадок. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Еѐ история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На неѐ не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Куклы – один из основных и при этом самых загадочных символов в истории человечества. Они сопровождают нас на протяжении практически всего существования современной цивилизации и, если задуматься, несут в себе достаточно глубокий философский смысл. Ведь древнейшие амулеты первобытных людей и идолы языческих эпох, по сути, тоже не что иное, как куклы. Созданные по образцу и подобию человеческому, куклы нередко «оживляются», наделяется человеческими чертами характера и страстями и, кажется, начинают жить своей собственной особой жизнью.[1] 

В прошлом году в краеведческом музеи нашего города проходила выставка «Удивительный мир кукол». Меня заинтересовала  небольшая группа кукол – обрядовые. Я стала интересоваться, какие куклы называют обрядовыми. Оказалось, что обрядовых кукол существует множество. 

Обрядовые куклы - это куклы-помощницы в делах,  помогающие сохранить или привлечь достаток в дом, забирающее на себя многие горести и печали, куклы главные в проведении обрядов. На Руси существовало огромное количество кукол. Куклу наряжали в одежды,  но лицо не рисовали. По народным поверьям, кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых духов, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и помощницей, и оберегом. Узнавая много нового и интересного о мире кукол,  я решила провести творческий проект по теме «Обрядовая кукла в народном календаре», и узнать как, из чего и к каким праздникам делали  кукол. 

Так я для себя определила объект исследования: обрядовая кукла в народном календаре.

Предмет исследования – история и технология изготовления народной обрядовой куклы.

Гипотеза: Возможно, знакомство с традиционными обрядовыми куклами, некоторыми сторонами культуры русского народа поможет современному человеку обрести утраченные представления  об окружающем мире, о ценности семьи в обществе, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию, или станут необычным подарком для родных и друзей. 

Для этого я поставила перед собой цель исследования: -  приобщение к народному культурному наследию родного края через ознакомление с историей народной обрядовой  куклы, процесса еѐ изготовления и создание этнографических  кукол-сувениров.

Реализация данной цели возможна на основе решения следующих задач:


-   познакомиться с историей появления кукол в жизни человека; 

-   определить разновидности кукол, их назначение;      

-   узнать какие обрядовые куклы, характерны для нашей местности;   

-   расспросить прабабушек и бабушек, какие куклы были в их семьях;

-   создать коллекцию обрядовых кукол ориентируясь на народный календарь

Актуальность  данного исследования состоит в том, что в век современных технологий утеряно и истинное назначение кукол. В последнее время люди озадачились вопросом о возрождении традиций  изготовления русских народных кукол, ведь именно они воспитывали ребенка, развивали его.

Источники информации: научные статьи, учебно-методические пособия, электронные ресурсы. 

Место реализации проекта: г. Сафоново и район.  Сроки реализация проекта: апрель – октябрь 2018 года

 

Рисунок 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методы исследования

Теоретические методы 

1. Аналитический метод – изучение информации из различных источников (научные статьи, учебно-методические пособия, электронные ресурсы, данные проведенного исследования). 

Книга Владимира Пучкова и Юрия Шорина «Очерки истории Сафоновского края» в разделе «Эпоха дворянских усадеб» описывает крестьянский мир с его буднями и праздниками, ведением личного хозяйства, обустройством домашнего быта на территории Сафоновского района.

Книга знатока русского народного быта Михаила Забылина рассказывается об охоте и досуге, старинном травнике и народном цветнике, одежде, о колдунах, ведьмах и другой нечистой силе.

Книга И.Н. Котова «Русские обряды и традиции»  описывает обряды, в которых ключевое место занимали обрядовые куклы, для каких цели они изготавливались, какую смысловую нагрузку они несли.

Галина и Мария Дайн в книге «Русская тряпичная кукла» знакомит нас с историей появления куклы, какая она была, для чего создавалась.

Помимо этого, нами были проанализированы материалы  из статей в интернет - ресурсах, посвященные различным видам народных обрядовых кукол, мастер – классы по их изготовлению.

2. Статистический метод –.обработка и анализ данных, полученных в ходе исследования 

Эмпирические методы 

1.         Исследовательский метод – изучить технологии изготовления обрядовых кукол в Сафоновском районе

Рисунок 2

 

 

 

3. Этапы работы над проектом

 

Работа над проектом включала в себя несколько этапов: 1. подготовительный, 2.

аналитический, 3. плановый, 4. рабочее проектирование, 5.общественная презентация проекта. 

Этап 1. Подготовительный  

На этом этапе выбрали тему проекта, поставили цель и сформулировали задачи, необходимые для ее достижения, выдвинули рабочую гипотезу. Сформировали команду, состоящую из 5 человек. 

Этап 2. Аналитический  

Была проанализирована имеющаяся информация, а также те возможности, которые можно использовать для реализации проекта. 

Этап 3. Плановый  

Планирование осуществлялось согласно основным задачам, которые стояли перед проектной командой. Согласно этим задачам были определены источники информации; спланированы способы сбора и анализа информации; спланирован итоговый продукт (форма представления результата); участники команды разделены на микро-группы с определенным направлением деятельности. 

Виды микро-групп: 

Историки (изучали историю возникновения обрядовых кукол), 

Технологи ( знакомились с технологией изготовления обрядовых кукол),  Мастера (создавали коллекцию обрядовых кукол).

Статистики  (проводили анкетирование)

Один человек может входить в несколько микро-групп – все зависит от его заинтересованности, желания попробовать себя в разных направлениях работы, активности, наличия талантов. 

Этап 4. Рабочее проектирование  

На этом этапе концентрировались усилия на активном самостоятельном поиске недостающей информации, и ее усвоении, решались промежуточные задачи, по мере обработки собранной информации корректировался начальный план и содержание проекта. Анализировалась и систематизировалась собранная информация. Формулировались выводы в каждой микро-группе, оформлялись результаты.  На заключительном этапе работы микро-групп произошел обмен итоговой информацией, ее анализ и формулирование общих выводов, согласно поставленным задачам проекта. 

Направления работы

Историки изучали историю возникновения обрядовых кукол.

Технологи выявляли особенности изготовления обрядовых кукол  в Сафоновском районе.

Мастера создали коллекцию обрядовых кукол, ориентируясь на народный календарь Статистики провели анкетирование и составили статистический отчет.

Выводы по проекту

Человек соединѐн с куклой куда более прочно, чем мы представляли раньше. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неѐ не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живѐт человек, кукла - неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

В традиционной обрядовой кукле закодирована важная информация, а ключом к этому «коду» служат общечеловеческие ценности: продолжение рода, здоровье, любовь, общение, труд, жизнь, вера в добро и чудо.

Народная кукла является воплощением добра и кротости. Это оберег человеческой души и судьбы, символ предков. Это символ Большой Матери, которая сотворила все сущее и бережет до сих пор рожденные ею души.

Играя, дети воспроизводят жизненные ситуации (свадьба, прием гостей, рождения младенца), это приобщает их к традициям, культуре народа, доброте и красоте. Тем самым кукла вводит ребенка в большой мир.

Исследовав историю развития русской куклы, я считаю, что кукла является частью культуры русского народа, сохраняет в своѐм образе самобытность и характерные черты народа. Кукла не рождается сама, еѐ создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. В этом главная ценность традиционной народной куклы

Традиционная  тряпичная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стал живым средством общения и приощения к народному культурному опыту.

Рисунок 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап 5. Общественная презентация проекта

Выступили перед юннатами Станции юных натуралистов. Познакомили ребят с разнообразием обрядовых кукол.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Галина и Мария Дайн «Русская тряпичная кукла» Изд. Культура и традиции.         2008 

2.     М. Забылин  «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»  Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 

3.     И.Н. Котова, А.С. Котова  «Русские обряды и традиции» Изд.СанктПетербург    «Паритет».2005

4.     В. Пучков, Ю. Шорин «Очерки истории Сафоновского края» Смоленск, 2004

5.     Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.

 

Интернет – ресурсы:

http://kuklastadt.ru/ - KuklaStadt - сайт о куклах, про кукол и о том, что есть для

кукол http://u3a.ifmo.ru/traditinal-k.html - Традиционные куклы в осенних обрядах

русской деревни http://u3a.ifmo.ru/winter.html - Куклы зимних празднеств http://u3a.ifmo.ru/kylka-obrad.html - Куклы весенних обрядов и праздников http://u3a.ifmo.ru/summer-k.html - Летние обряды и традиции русской деревни http://www.zanozatoys.ru/search/label/%D0%9E%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0% B5%D0%B3 – Народная кукла мастер – класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Историки изучали историю возникновения обрядовых кукол.

 «Кукла – знак человека, его игровой образ-символ;  кукла – способ познания жизни для тех, кто ее создает,

 и для тех, кто с ней общается. Кукла – произведение искусства». Марина Дайн. Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова). 

Русское слово «кукла» родственно греческому «киклос» («круг») и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства. 

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. После этого вред, причиненный кукле, неизбежно распространялся на ее живого двойника. В это свято верят колдуны - от австралийских шаманов до «черных магов». Бывало, что жертва, в самом деле, умирала, когда в ее восковое изображение втыкали иголки. Таким образом, мистическая вера в связь между куклой и человеком укреплялась.

Первые куклы изображали высших и могущественных существ - Богов. Люди создали скульптуры богов (Сварог, Даждьбог, Макошь), дали им имена, поклонялись и просили помощи и защиты. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей.  Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. 

Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Куклы - чучела, которых приносили в жертву разным богам, носили свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило... Обряды жертвоприношения с тех пор превратились в настоящие праздники: наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры, затем «отдавали» богам - топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. [2]

Многие обрядовые куклы популярны и в наше время. Например, знакомая всем,

«Масленица». Кукла делается  в человеческий рост из соломы или лыка. Еѐ закрепляют на крестовине из дерева. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки еѐ вешают тесѐмки, завязывая которые, люди загадывают желания. Эти тесѐмки, чтобы желания сбылись, должны сгореть вместе с куклой.[3]

Старинные куклы, явно магического характера, выполняли  роль оберегов от зла. 

Самые первые куклы делались из золы. Как это ни странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Каким? Оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. 

Обрядовая кукла — не игрушка. Нашего далекого предка успокаивал и радовал вид этих оберегов, и отсюда, из этой радости, рождалось чувство красивого. Эти игрушки продолжали использовать как необходимые, хотя и не отдавали себе отчет, в чем собственно состоит их необходимость. 

Игрушки применяются как украшение дома и развлечение ребенка сегодня. Но игра - священный процесс познания мира, а значит,  игрушки священны. Они попрежнему остаются оберегами.

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и поэтому прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже «имели честь» пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в «красном углу» (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережены вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником - куклой «выметала сор из избы». Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза». Но были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.[4]

Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры. Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Лицо, как правило, оставалось белым. Смысл этого намного глубже — кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил.

Безликость -  очень распространенная особенность традиционной матерчатой куклы. У очень многих народов существовало поверье: если у куклы будут глаза, рот, нос, в нее может вселиться душа, более того - в нее «перетечет» душа ребенка, играющего с такой куклой. 

Обрядовая кукла имеет свою классификацию: по технологии изготовления (мотанки-закрутки, кувадки, из тканевых квадратов

и др.);  по обрядам (для семейно-бытовых, календарных, прочих). 

по функциям или, если хотите, по магической кукольной силе:

продуцирующую, защитную, очистительную и замещающую. 

Люди верили, что куклы, наделенные продуцирующей магией, помогали достичь благополучия в повседневной жизни, справляться с большими объемами любой работы, упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей. 

Защитная кукла берегла семью от ссор, болезней и невзгод, служила оберегом от порчи и сглаза.

Очистительная куколка помогала избавляться от «плохой» энергетики в доме. После «использования» еѐ выбрасывали, сжигали или бросали в реку. Яркий пример этому - дошедший до нас обычай мастерить и сжигать куклу Масленицу на проводы зимы. Сгорая, кукла заодно превращает в золу и пепел весь тот духовный негатив, что накопился у людей за долгую зиму.

Куклы-заместители представляли какого-то конкретного человека. Их мастерили, когда кто-то покидал семью (уходил на войну или заработки муж или сын). Делали из одежды, принадлежавшей человеку-прототипу. Кукол-двойников «подбрасывали» злым духам, чтобы спасти живых (новорожденного младенца или членов семьи усопшего больного).

В древности славянские тряпичные куклы изготавливали женщины. Объяснялось это тем, что с древнейших времѐн женщина хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества еѐ работы зависела судьба семьи, рода.

Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, поэтому тряпочки и ниточки для изделия не резали, а рвали. 

Рисунок 4

Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Им приписывались различные волшебные свойства, они могли защитить человека от злых сил, принять на себя несчастья, помочь хорошему урожаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, научающие ребенка благодарности, а были и такие, которые болезнь отогнать могли.[5]

В традиционной славянской культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, выполняя роль посредника в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков. 

Издавна основным занятием русских людей было земледелие. Поэтому основная масса праздников, обрядов на Руси имела земледельческий характер. Календарь русского

крестьянина включал в себя знание

человеческой жизни, сельскохозяйственный опыт. Это своеобразный дневник крестьянского быта с его буднями и праздниками.

Традиционный земледельческий календарь был ориентирован не  на числа, а на времена года, на сроки подготовки и выполнения основных сельскохозяйственных работ. И праздники, и обряды тоже складывались по временам года. 

 

Мастера создали коллекцию обрядовых кукол, ориентируясь на народный календарь.

В результате исследования мы создала небольшую коллекцию традиционных обрядовых кукол в сочетании с народным календарем. Изучая обрядовые куклы, я поняла, что если хочешь сделать хороший подарок, можно сделать куклу. Ведь лучший дар – это вещь, сделанная своими руками от души и для добра.

Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В каждую куклу вложено тепло рук, каждая кукла несет в себе черты индивидуальности своего творца.  Для изготовления кукол использовали разный материал – текстиль, шерсть, дерево, солому, лыко, бересту, камень, воск, глину и др. 

 

ЯНВАРЬ – КОЛЯДА

 

Первым таким обрядом была Коляда. Коляда - празднование его проходило с 7 января до самого Крещения. В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом нечистых духов и злых ведьм.

Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых духов, праздновавшие его люди весь день жгли костры, пели и плясали вокруг них. Колядки появились еще в языческие времена. С принятием на Руси христианства обряд колядования приурочили к празднованию Рождества Христова. К началу праздников наши предки мастерили куклу по имени Коляда. С Колядой проходили все рождественские колядки. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. Коляду делали двух видов. 

Коляда - традиционная скрутка, одетая во всѐ новое, такая куколка хранилась целый год дома и приносила счастье, достаток и благополучие, мир и согласие между членами семьи. Кукла Коляда всю нечисть отгоняет, для чего у Коляды припасѐн веник. Издавна гостей встречали на Руси хлебом солью, и у Коляды в двух мешочках соль и зерно.

Коляда сильная кукла, красивая, дородная.6

Рисунок 5 Кукла Коляда

 http://kuklastadt.ru/ - KuklaStadt - сайт о куклах, про кукол и о том, что есть для кукол


ФЕВРАЛЬ – КУКЛА ВЕРТУШКА (ДЕВКА – БАБА)

 

Девка Баба (кукла перевертыш)– кукла, единая в двух лицах. Означает переход от беззаботной юности к взрослой жизни умудренной опытом женщины. В старину по изготовленной кукле можно было судить о том, готова ли девушка, сделавшая ее своими руками, принять замужество. 

Данную мотанку можно отнести как к обереговым, так и обрядовым куклам. Когда тряпичная кукла Девка-Баба делалась своими руками девушкой на выданье, по тому, какая из сторон получалась лучше, судили готова ли она к семейной жизни. Если Баба получалась неказистой, а Девка, наоборот, была вся такая красавицараскрасавица, то сами понимаете, как могла относиться девушка к будущему замужеству.

Мотанка была и обереговой, причем вдвойне: если женщина хотела устранить бытовые проблемы, наладить отношения с детьми, то появлялась Баба. А вот если отношения с супругом охладевали, появлялась Девка. И еще один интересный факт из истории слова Баба. Женщина получала звание (да, именно, звание) Баба только после того, как у нее рождалась дочка – Девка. А до тех пор она была всего лишь Молодуха. Смотрите, насколько символична эта кукла-вертушка: Девка превращается в Бабу, а затем Баба дает жизнь Девке! 7

Рисунок 6  Кукла Вертушка (Девка – Баба)

 

 

 

                7

МАРТ – ВЕСНЯНКА (АВДОТЬЯ – ВЕСНОВКА)

Сороки - День весеннего равноденствия. Это ещѐ один переломный день в народном календаре. В это время по древним приметам из Рая - Вырия прилетает стайка первых птиц - сорок жаворонков. Птица - символ этого праздника. Поющие птицы - свистульки, в которые свистят дети, закликают Весну - Красну 

Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны. Ростом куколка – с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самой Купалы. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы. Она является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и желанной.

Куколка Веснянка получила еще одно имя Авдотья-Весновка. Весну звали дважды: на Авдотью (Евдокию) и на сороки.

Веснянки начинали делать с

14 марта и с приходом Православия они стали символизировать Евдокию.[6]

Рисунок 7 Кукла Веснянка  (Авдотья – Весновка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

АПРЕЛЬ – МАРТИНИЧКИ

Мартиничка – весенние куколки, которые делаются из ниток. Весна-красна не за горами! Ах, как хочется поторопить еѐ: «Приходи, Весна, на крылечко к нам!  Порадуй–погрей тѐплым солнышком, ярким солнышком– колоколнышком!» Так зазывали на Руси весну, а зиму холодную да голодную восвояси прогоняли! Весна на  пороге – радость в душе! Всегда подарочки дарили: и  Весне - красне с поклонами да приговорами, и родным - близким на счастье и удачу. Подарки-то не затейливы, но любы да дороги! Куколок нитяных дарили, тоже! Давняя да сложная история этих куколок: от культовых фигурок до традиционных весенних. Теперь во многих странах люди встречают весну, делая друг другу подарок – двух  куколок, связанных одной нитью или пояском, как судьбой  самой. Мартинички хотя  названы, в честь первого весеннего месяца дарили друг другу на Благовещенье 7 апреля.. Они воплощение двух образов, мужчины и женщины. Куколка женского образа чаще изготавливалась из белых  ниток, а мужского образа – из красных. На Руси красный цвет всегда считался обережным, цветом любви и преданности. А белый – цвет чистоты и невинности. 9

Рисунок 8 Куклы Мартинички

 

 

 

 

                9

МАЙ –ПОДОРОЖНИЦА

Сборы в дорогу и сегодня сопровождаются многими приметами, обычаями и суевериями: присесть на дорожку, не отправляться в путь в понедельник, вернуться, если кто-то закудакал, возвращаться — плохая примета. Все ли знают для чего, почему!?  Покидая родину увозить с собой горсть земли или золы из родного очага было давней и широко распространенной традицией. 

Подорожница - славянская обрядовая кукла, которую давали в дорогу страннику, чтобы тому сопутствовала удача. Обычно ее делала мать сыну или жена мужу, при этом брать ее в руки мог только тот, кто делал куклу и тот, кому она предназначалась. 

Как и у всех славянских кукол, у подорожницы нет лица, чтобы в нее не вселились злые духи. В руках у подорожницы кулек с зерном, чтобы путник всегда мог найти себе еду, и красная путеводная нить, чтобы в дороге не заплутал, или с землей из-под родного порога, или с золой из очага родного дома, чтобы путник всегда нашел дорогу домой. [7]

Рисунок 9 Кукла Подорожница

 

 

 

 

 

 

               


ИЮНЬ – ПОКОСНИЦА

Первый покос издавна считался в деревнях праздником. Кукла Покосница – уникальная тряпичная кукла. Она может быть и обереговой, и обрядовой и просто игровой. На покос наши предки одевали праздничные одежды, поэтому и куколку нужно сделать красивую, яркую, лучше в бело-красных тонах.

У этой куклы специально выделены руки — на них навязаны обережные кресты. Во время покоса важно уберечь руки от ран. И как обереговая кукла, она защищает руки своего хозяина. Куклу Покосницу клали в первый стог сена.

А дети играли такой куклой, пока их

матери работали на сенокосе. [8]

 

Рисунок 10

Кукла Покосница

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИЮЛЬ - КУПАВКА

 

          Кукла «Купавка» - это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской, Тульской, Владимирской и Смоленской губерниях. «Купавка» олицетворяла собой начало купаний. Еѐ сплавляли по воде, и тесѐмки, привязанные к еѐ рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды.

Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и

Ивана Купала. 12

 

Рисунок 11

Кукла Купавка

 

12

АВГУСТ – КУБЫШКА ТРАВНИЦА

Кубышка Травница - одна из множества обрядовых кукол, которыми пользовались наши предки. Травница так же считалась оберегом от болезней и целительницей. Для наполнения кубышки издавна использовали лечебные травы, а во время изготовления куколки загадывали желание на здоровье себе или близким людям. Лечебные свойства напрямую зависят от того, какие травы будут взяты за основу. От бессонницы подойдут мелисса и зверобой, при простуде помогут чабрец и эвкалипт, мята душица и лаванда успокоят и избавят от тревог.13

Рисунок 12 Кукла Кубышка Травница

 

 

 

 

 

 

13

СЕНТЯБРЬ – КАПУСТКА

Капустка, рванка - это обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Делала еѐ и девушка, готовая к замужеству и рождению детей. Она ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать, или  приносила свою Капустку на посиделки и клала на колени. Так с этой куклой устраивали обрядовые проверки парней: смотрели, как парень берет эту куклу, на что обращает внимание, как рассматривает. И поэтому было видно, что для него сейчас важно, а мимо чего он пока проходит. По обращению парня с этой куклой, старшие женщины смотрели его готовность к женитьбе. 

Так же эту куклу клали в люльку ещѐ до рождения ребѐнка, чтобы она еѐ согревала, а потом вешали над ребѐнком как оберег. Капустка являет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует

способность прокормить всех.  Такая кукла-берегиня сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не

рвалась, портилась.14

 

Рисунок 13 Кукла Капустка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

ОКТЯБРЬ – ДЕСЯТИРУЧКА

Обрядовую многорукую куклу «Десятиручка» обычно начинали делать на Покров 14 октября, когда садились за рукоделие. В изготовлении используются нитки красного цвета, который является обережным. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое, и женщинам в разных делах, таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание и т.д. Куколку "Десятиручка" дарят на свадьбу, чтобы женщина все успевала, чтобы все у нее ладилось.

Существует сказка о том, откуда появилась на Руси Десятиручка. Считается, что ее подарила героине сказке богиня Макошь, Женская покровительница. Сказка начинается с того, что одна женщина очень много трудилась, но ничего не успевала. Тогда, села она и заплакала о своей беде. Ее заметила Макошь и спросила, почему та плачет. Женщина рассказала богине о своем горе. Макошь подарила ей еще одну пару рук. Но та и с четырьмя руками ничего не успевала. Богиня подарила ей еще одну пару рук, но и это не помогло. В результате у женщины оказалось десять рук, но успевать от этого она ничего все равно не стала. Тогда Макошь разозлилась и забрала у нее все лишние руки, подарив ей куклу Десятиручку, которая помогала женщине во всем.15

 

Рисунок 14 Кукла «Десятиручка»

 

15

НОЯБРЬ - ЗЕРНОВУШКА

Кукла зерновушка – это своеобразный образ женщины хранительницы, кормилицы. Издавна в широтах, где наблюдалась резкая смена периодов года, и летний, плодородный период сменялся зимней стужей, наполнение закромов считалось мерилом богатства. Куколка, которая символизировала обилие этих закромов, считалась кормилицей, ведь от их полноты зависела в прямом смысле жизнь людей. 

Все обрядовые и обережные образы в русском фольклоре, воплощенные в женские образы, символизируют домовушку – жену домового, хранителя порядка и богатства в доме. Зерновушка – наполненная зерном кукла, предназначение которой сводилось к охране от злых духов и порчи хозяйских закромов.

Место ее «проживания» определялось там, где хранятся запасы с едой – кладовка, кухонный шкаф или кухня. Обычно изготавливали ее, наполняя отборным зерном собранного урожая, чтобы хорошая энергетика приносила удачу и сытость хозяевам подворья.

 Обязательно родители дарили Зерновушку своим детям, начинающим отдельную жизнь.16

 

Рисунок 15 Кукла Крупеничка Зерновушка

 

 

16

ДЕКАБРЬ – СПИРИДОН СОЛНЦЕВОРОТ

 

На Руси ко всякому народному празднику прилагалась своя обрядовая куколка.

И за праздник зимнего солнцестояния, отмечаемый 21 декабря, отвечал СпиридонСолнцеворот. Имя этого оберега говорит само за себя. Поворачивает солнце… ночь идет на убыль – день на прирост.

Но есть и еще одно свойство этой куклы – поворот судьбы. В трудной жизненной ситуации, когда все идет не так, когда наступает черная полоса в жизни, Спиридон поворотом жизненного колеса призван изменить судьбу.  

Если же в данный момент у вас стабильная жизненная ситуация и вы ничего в своей судьбе менять не желаете, делать куколку не стоит. 

Также куколку делали для помощи в неясной ситуации, когда человек стоит на распутье, прося Спиридона помочь сделать правильный выбор. 17

 

Рисунок 16 Кукла Спиридон -  Солнцеворот

 

17


Статистики провели анкетирование и составили статистический отчет.

«Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее         и моложе  она будет»  «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» Народная мудрость

 

Проводя исследования,  мы провели  социологический опрос и анкетирования учащихся в возрасте 10 – 15 лет, которые занимаются на станции юных натуралистов, и получили следующие результаты:

 

 

Рисунок 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

АНКЕТА ДЛЯ РЕБЯТ

Дорогой друг!

Прошу тебя ответить на несколько вопросов и помочь мне при решении нескольких задач.

 

1. Знаете ли вы, что такое кукла? 

v  Да

v  Нет

 

2.Знаете ли вы, что такое обрядовая кукла? 

v  Да 

v  Нет

 

3.Предположите, что обрядовая кукла – это: (можно выбрать 2-3 варианта)

v  Известная всем, популярная кукла

v  Кукла для праздников и обрядов v Древняя кукла у разных народов

v  Современная кукла какой-нибудь страны

v  Кукла, сделанная своими руками

 

4.Умеете ли вы делать обрядовую куклу? 

v  Да 

v  Нет

 

5.Хотите ли вы научиться делать обрядовую куклу?

v  Да 

v  Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологи выявляли особенности изготовления обрядовых кукол в Сафоновском районе.

Во время проведения исследования мы  пообщались с жительницами города

Сафоново и Сафоновского района 

Рассказчик – Овчинникова Анна Ивановна

Год рождения – 1925

«…У моей мамы до войны был небольшой сундучок, в котором она хранила тряпичных кукол, они были сделаны из лоскутков ткани, и играть в них она не давала. Когда  мы были детьми, сами делали куколок из лоскутов ткани, травы, даже поленьев, мы их одевали и играли. Во время святок, когда ходили колядовать делали куклу Коляда, на Ивана Купала – купавку, да и травница была в нашем доме…»

 

Рисунок 18

Овчинникова Анна Ивановна, 1925года рождения. 

 

 

 

Рассказчик - Рычкова Ася Викторовна 

Год рождения - 1950

«… Кукол мы шили сами из лоскутков. Сначала шили туловище и набивали его ватой. Потом ниточкой формировали голову. Ручки или пришивали, или привязывали к туловищу. Ноги делали по желанию. Кукле не рисовали лицо, а волосы я делала либо из ниток, либо старый чулок распускала. Сверху шили платьице из лоскутков. Своих кукол я хранила очень долго и берегла их »

 

Рассказчик – Ремезова Нина Николаевна

Год рождения - 1940

«… Мои старшие братья приносили из лесу полешко и обрезали у него углы. Я заворачивала его в старую тряпицу и играла . Хранили мы такую куклу недолго - поиграли и сожгли, т.к. было холодно, а печку топить особо было нечем…»

«.. Летом, когда тепло, делали кукол из фуфайки. Для этого выворачивали ее, потом скатывали и перевязывали какой-нибудь лентой. Такой куклой можно было играть, пока не наступят холода потому, что одежды было мало…»

 

Рисунок 19

Ремезова Нина Николаевна, 1940 года рождения

 

26

 



[1] . Галина и Мария Дайн «Русская тряпичная кукла» Изд. Культура и традиции. 2008

 

[2] М. Забылин  «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»  Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 

 

[3] В. Пучков, Ю. Шорин «Очерки истории Сафоновского края» Смоленск, 2004

[4] И.Н. Котова, А.С. Котова  «Русские обряды и традиции» Изд.Санкт-Петербург    «Паритет».2005

[5] Энциклопедия «Я познаю мир – праздники народов мира», М, 2004.

[6] KuklaStadt

[7] KuklaStadt

[8] http://kuklastadt.ru/ - KuklaStadt - сайт о куклах, про кукол и о том, что есть для кукол