Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15»
Художественный образ
крестьянской избы,
как символ этнической культуры
русского народа
Исследовательская работа
Березовский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15»
Художественный образ
крестьянской избы,
как символ этнической культуры
русского народа
Исследовательская работа
Исполнитель:
...................................,
учащаяся 8 класса
Руководитель:
Сантьева Татьяна Антоновна,
учитель технологии
Березовский
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 4 - 5
Глава 1 Художественный образ русской избы
1.1 Конструкция крестьянского жилища. Взаимосвязь с природой…… 6 - 10
1.2 Внутренне убранство крестьянской избы………………………………11 - 13
1.3 Символика древних образов……………………………………………..14 – 16
1.4 Связь прошлого с настоящим……………………………………………17 - 19
Заключение………………………………………………………………… …20
Список литературы……………………………………………………… …...21
Приложения…………………………………………………………………….22 - 38
Введение
Все, что есть ценного в нашей художественной
культуре, существует только благодаря
прочной связи прошлого с настоящим,
преемственности духовных традиций.
У нас в Кемеровской области живут разные национальности: русские, телеуты, шорцы, сибирские татары, калмыки, кумандинцы. Но, так как мои предки русские, мне интересно больше узнать об этнической культуре русского народа.
Время, человек, его мечты, надежды – все обращено к будущему. Но, опережая в мыслях день сегодняшний, мы не должны забывать о прошлом. Все, что есть ценного в нашей художественной культуре, существует только благодаря прочной связи прошлого с настоящим, преемственности духовных традиций. Все, что оставили нам наши предки, должно органично войти в нас, стать частью нас самих. А оставили они нам несметные богатства: народные песни, частушки, пословицы, поговорки, сказки, добротные русские избы с прекрасными образцами народного рукотворчества – предметами крестьянского быта.
К сожалению, постепенно исчезают эти истинные ценности из нашей повседневной жизни. Мы уже не поем тех песен, которые пели наши бабушки и прабабушки, но с удовольствием их слушаем, хотя конечно не все. Сейчас не так уж много встретишь молодых людей самозабвенно слушающих народные песни. А значение и смысл некоторых слов и даже предметов русской национальной культуры мы даже не понимаем.
Другое отношение было у русского человека и к своему дому. По своей значимости родной дом находился в одном ряду с такими понятиями, как жизнь, Родина, земля, отец, мать. К сожалению и этих ценностей, не всегда придерживается наше современное поколение.
Поэтому, целью данной работы является исследование народных традиций и обычаев, связанных с русской крестьянской избой и ее утварью и значимости роли природы в жизни русского человека.
Задачи:
1. Изучить литературу о русской этнической культуре.
2. Познакомиться с обычаями и традициями строительства русской крестьянской избы и ее убранством.
3. Выявить, какое значение имела природа в жизни человека.
4. Проследить использование элементов природного орнамента в крестьянской утвари.
Объект исследования: этническая культура русского народа, связь прошлого с настоящим.
Предмет исследования: крестьянская изба и ее утварь – как образ русского традиционного жилища. Взаимосвязь природы и человека.
Гипотеза: если учащиеся нашего лицея и жители нашего города и края больше будут узнавать о бытовых и культурных особенностях своего народа, то это повысит уровень этнической культуры, и будет способствовать воспитанию ценностного отношения к природному окружению и культурному наследию.
Методы исследования: анализ наблюдений, беседа, анкетирование.
Глава 1. Художественный образ русской избы
1.1. Конструкция крестьянского жилища. Взаимосвязь с природой.
Любое живое существо, начинает свою жизнь с обустройства своего жилища. Птицы вьют гнезда, звери роют норы, а человек строит дом – избу.
Что же такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире, в этой космической безбрежности пространства?
Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихии, стремился создать свой мир, свой дом — добрый и уютный. Я решила изучить конструкцию избы XVII - XIX в.в., исследовать и попытаемся постичь смысл названий и декоративных элементов русской избы (Приложение 1).
Материал и форма русского крестьянского жилища, как и в более раннее время, были довольно жестко обусловлены природно-географическими условиями России. В условиях суровой и долгой зимы каменное строение потребовало бы большое количество дров, что его заготовить крестьянину, пользуясь одним лишь топором, было просто не под силу. Единственной альтернативой камню было дерево.
Экономия дров была важным фактором, влияющим и на конструкцию жилища из дерева — этого более доступного и хорошо удерживающего тепло материала. Исстари повелось строить крестьянские дома из боровой сосны или ели (так называемого "красного" дерева), так называемый "пресный" лес, росший в низинах, считался менее пригодным. Причина тому не только в отменных строительных качествах боровых пород деревьев (толщина и длина бревен, их прямослойность, смолистость, а следовательно, прочность, легкость обработки и т.д.), но и в их безвредности (экологической чистоте — сказали бы мы сейчас) для здоровья человека. А.Т. Болотов, например, писал, что если строили жилье из березы, то у людей, как правило, возникали сильные головные боли, тошнота, а иногда даже вылезали волосы на голове.
Изба строилась из крупных, до трех саженей длиною (ок. 6, 36 м) круглых бревен, которые по четыре соединялись в четырехугольник — венец (Приложение 1). Воздвигая венец на венец, строители делали остов или сруб дома, который у двух противоположных стен с высотою постепенно, уменьшаясь в длине, сводился на нет, образуя основу для возведения двускатной крыши. Иногда крышу делали "костром", то есть четырехскатной. Изба нижним венцом (самым мощным, сделанным из толстых бревен, иногда дубовых или лиственничных) опиралась на низкий фундамент, деревянный (например, из вкопанных пней) или каменный. Изба имела деревянный пол из полубревен или тесаных толстых досок у зажиточных крестьян, у бедных пол был земляной. Сам пол, а соответственно и жилье располагались либо близко к земле (и даже на земле), либо на довольно большой высоте. Такие избы имели подполья или подвал, род кладовых или погребов теплых для поклажи съестных запасов. Крестьяне в такие подполья на зиму ставили квас, капусту и грибы.
В XVIII в. в русской крестьянской избе появился потолок. Сам потолок составлялся из тонких бревнышек или полубревен. Сверху щели замазывались глиной, закрывались сухим листом. Внутренность избы стала много опрятнее, и, конечно, в избе стало намного теплее. Раньше его не было, и пространство внутреннего помещения избы уходило под самую крышу. Чтобы в избе было теплей, в такой ситуации крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. Часто крыша имела в основе берестяное покрытие (для этого широкие полосы бересты долго варили в воде, пока они не становились эластичными и прочными). Сверху, на крыше, сооружали плотное, из ржаной соломы покрытие (Приложение 2). Реже (у богатых крестьян, однодворцев и т.п.) крыши покрывались тесом или дранью (широкой и длинной щепой) (Приложение 1). Иногда на крышу насыпали слой земли.
До XVIII в. традиционно, изба топилась "по-черному", то есть дым из устья печи выходил ("курился") прямо в помещение избы и только потом через отверстия в крыше (специальные деревянные трубы — "дымники") и в стенах (через волоковые окошки) выходил наружу (Приложение 1). «Волоковое окно» - продолговатое отверстие, образуемое путем вырубания его в стене сруба. Обычно оно было высотою в бревно, хотя образуется оно из вырубок по полбревна в обоих смежных бревнах сруба. Часто волоковые окна закрывались просто доскою, укрепленною в пазах. Доску "волочили'' туда или сюда, открывая или закрывая окно.
Топка по-черному была непосредственно обусловлена суровыми природно-географическими условиями: долгая и морозная зима, холодные осенне-весенние погоды. Такой способ топки печи, даже при открытых дверях и окнах, быстро нагревал помещение при сравнительно небольшом расходе дров. Неудобства, связанные с этим способом топки, сказывались не столь ощутимо, так как нижний уровень дымового слоя во время топки избы в помещении без потолка был на довольно большой высоте и позволял находиться в избе. К тому же дым постоянно дезинфицировал помещение, сводя к минимуму число тараканов, сверчков и т.п.
Изба имела множество декоративных элементов с интересными смысловыми названиями. Оказывается, фронтон избы — чело, передняя часть — лицо, окна - глаза. Как не удивляться такой очеловеченности облика избы! Рубленая изба являет собой модель мира — соединение трех космических стихий — неба, земли и подземного мира. Крышу избы венчает гордый силуэт коня — бревно-охлупень (Приложение 1).
Для чего сажал русский человек конька на крышу дома? Только ли ради украшения, или в этом был какой-то более глубокий смысл? Тем более что одному водрузить конька было просто не под силу. Всём миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. Вот что по этому поводу писал русский поэт С. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления, но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним — колеснице». Оказывается, для русского человека, образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья. Вот, оказывается, какой смысл содержит в себе этот образ.
Часть крепежной конструкции крыши называется «курица» и даже по форме, напоминает куриную лапу (Приложение 1). Известно, что птицу - сороку вешали в конюшнях для оберега. Здесь, тоже образ куриной лапы играл роль оберега избы и всех ее домочадцев от злых сил.
Вырубалось в избе и «Красное окно» (Приложение 1). "Красным" окно называлось, оттого, что оно было несравненно лучше и больше волоковых и имело настоящие рамы — "окончины" со стеклами. К тому же оно часто украшалось, т.е. было красивым, и располагалось в передней стене избы. Красные окна были очень небольшими, длина их косяка, то есть боковины коробки окна чаще всего достигала 30—70 см.
Расположены были красные окошечки высоко от пола, и чаще всего были на уровне плеч человека, то есть в окно выглядывала лишь голова. Вполне возможно, что в таких случаях при топке печей по-черному дым мог выходить и из этих окон тоже, а нижний уровень слоя дыма тем самым повышался, что создавало больше удобств, в доме, во время топки.
Изучив литературу о конструкции русской избы, я сделала следующие выводы:
Ø крестьяне жили в тесном содружестве с природой, окружающим, миром, выражали свои представления о нем в символических образах, как бы призывая, в союзники, могущественные силы природы;
Ø строили избы из экологически чистого материала – « красного дерева» (боровая сосна или ель);
Ø дерево – материал доступный и хорошо удерживающий тепло;
Ø в богатых избах пол был деревянный из полубревен или тесаных досок, у бедных - земляной;
Ø потолок появился в конце XVIII века;
Ø в избах без потолка крыши делали особо прочными, не пропускающими холод;
Ø сверху крышу покрывали ржаной соломой или тесом – для тепла;
Ø до XVIII века избы топили по-черному, поэтому в крыше делали специальные отверстия «дымники», в стенах «волоковые окна»;
Ø способ топки по-черному быстрее нагревал помещение при небольшом расходе дров, дым дезинфицировал избу.
Многие жители нашего края и города в настоящее время живут в собственных домах, большинство домов – деревянные. Я решила исследовать мнение жителей, и выявить, достоинства и недостатки проживания в деревянном доме. В анкетировании приняло участие 38 человек (мои родственники, знакомые, друзья, живущие в частном секторе). Получила следующие результаты, которые расположила в порядке их значимости.
Достоинства:
Ø экологически чистый воздух помещений (дерево не выделяет никаких запахов);
Ø непосредственная связь с природой (рядом огород, сад, приусадебные постройки);
Ø зимой - сохраняет тепло, летом - дает прохладу;
Ø возможность побыть наедине (нет шума идущего из соседних квартир);
Ø хороший психологический микроклимат (природа успокаивает);
Ø наличие рядом погреба, для сохранности запасов на зиму;
Ø возможность обустроить свой быт, так, как хочется;
Ø меньше материальные затраты на содержание дома.
На диаграмме представлены, результаты анкетирования
Недостатки:
Ø содержание дома требует физических сил (принести уголь или дрова, очистить территорию от снега зимой). Но, этот недостаток, отметили только люди преклонного возраста, которым стало в тяжесть выполнять физический труд (7 чел.) Из всех опрошенных, это составляет 18 %.
Следовательно, жители XXI века, отметили, те же основные достоинства проживания в деревянном доме, что и крестьяне XVIII – XIX в.в., это экологическая чистота, связь с природой и сохранность тепла.
1.2. Внутреннее убранство крестьянской избы
Давайте, мысленно войдём в крёстьянское жилище. Здесь существует тот же порядок, который мы наблюдали в природе, все, как в природе,— гармонично и совершенно. Как органично сочетаются в убранстве жилища польза и красота. Все в избе, кроме печи, деревянное: и лавочки, и полавочники, расположенные немного ниже потолка и повторяющие по форме и длине лавку, и полати у дверей, тянущиеся от печи до стены, и домашняя утварь.
С давних времен дерево было верным спутником русского человека, оно прочно вошло в его крестьянский быт
Русская изба, как правило, состояла из одного "покоя", или помещения.
Красный угол – т.е. красивый, парадная часть крестьянской избы. В нем всегда находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами (Приложение 3). Он в крестьянской избе олицетворял зарю. Потолок был подобен небесному своду. Красный угол представлял собой пространство между боковой и фасадной стеной в глубине избы, ограниченное углом, что расположен по диагонали от печи. В традиционном жилище красный угол хорошо освещен, поскольку обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой. Как правило, повсеместно в России в красном углу находился стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу.
Своеобразным центром крестьянского жилища, символом добродетели, тепла была, конечно же, печь – добрый, никогда не остывающий очаг (Приложение 4, 5) Матушка печь – белоснежная, как невеста. Часть избы от устья печи до противоположной стены, назывался печным углом, «стряпущей» или «поварней» («варильней»). Печь играла главную роль во внутреннем пространстве русского жилища. Печь располагалась около входа, справа или слева от дверей.
Строили печь на отдельном фундаменте, чтобы печь не покосила избу. Как правило, он представлял собой небольшой сруб, набитый песком, камнями, кирпичом и т.д. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины. Низ печи составлял довольно мощное подпечье с полым внутри пространством, имеющим выход в поварню. Устье печи размещалось довольно высоко и имело большой шесток, составлявший единую плоскость с подом печной топки. Передняя стенка печи, имевшая арочное отверстие топки, называлась челом. На высоте примерно двух метров или несколько ниже печь завершалась плоской поверхностью, в которую иногда встраивалась лежанка. Бывали печи, весь верх которых использовался под лежанку, у верха печи был специальный дощатый настил, на котором спали. Настил этот опирался на угловые брусья-опоры.
В русской деревне XVIII- XX вв. печь использовалась:
Ø для отопления помещения (долго держала тепло);
Ø приготовления пищи людям и животным;
Ø для вентиляции помещения (других вентиляционных устройств не требовалось);
Ø на печи спали ребятишки и старики;
Ø хранили вещи, сушили зерно, лук, чеснок, хмель;
Ø сушили одежду, валенки и варежки;
Ø пекли хлеб, караваи и другой хлебный припек;
Ø проращивали солод;
Ø в самой печи варили пиво;
Ø в огромной топке русской печи мылись и даже парились, как в бане;
Ø зимой под опечком держали птицу и молодых животных.
И конечно, в долгие зимние вечера ребятишки, забравшись на печь, слушали сказки и истории от своих бабушек.
Печной угол считался исключительно женским пространством в доме: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы.
Писатель В.Белов, знаток крестьянского быта, написал о печи «Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу».
Хотя русская печь уходит в далекое прошлое, и сейчас в деревнях и поселках сельского типа строятся такие печи, т.к. особенностями русской печи обусловлены некоторые характерные черты нашей национальной кухни: обилие выпеченных изделий, запеченных блюд из мяса, рыбы, птицы и овощей, тушение продуктов в горшочках и другие.
Печной угол невозможно представить без многочисленной кухонной и хозяйственной утвари, посуды для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол. В русской деревне употреблялась в основном деревянная и гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. Деревянная утварь по технике изготовления могла быть долбленой, бондарной, столярной, токарной. В большом употреблении была также утварь, изготовленная из бересты, плетеная из прутьев, соломы, корней сосны
( Приложение 2, 5, 6).
Особое место в доме занимала долгая лавка. Она шла вдоль боковой стены дома от красного угла, и подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где женщины и девушки занимались прядением, вязанием, вышиванием, шитьем. Прядением обычно занимались осенью и зимой, когда заканчивались сельскохозяйственные работы (приложение 7, 10). Закончив к весне с прядением, садились за ткацкий стан - кросна. Опытная ткачиха в день могла наткать до 4 -5 м полотна (Приложение 9).
1.3. Символика древних образов
Изучив литературу о русской культуре, я выяснила, что, живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил тождественные явления, которые стал обозначать условными знаками:
Ø вихрь, водоворот, ураган получили вид спирали;
Ø солнце – вид круга;
Ø волнистые линии вверху символизировали воду;
Ø косые линии – это изображение дождя, пресекающего путь солнцу;
Ø горизонтальные линии внизу с точками между ними, символизировали землю с семенами.
Преклоняясь перед могущественными силами природы, как бы прося у нее милости, защиты и покровительства, прочерчивала рука мастера своеобразные заклинания в виде образных знаков на домашней утвари, одежде (Приложение 11), предметах быта (Приложение 7, 8 12).
Из всей крестьянской утвари прялки - самые "одушевленные". Украшенные резьбой и росписью прялки дарили к свадебным торжествам, передавали по наследству (Приложение 7, 10). Все изображения на прялках и другой домашней утвари имели охранительное значение, им поклонялись, верили в чудодейственную силу. Дуги, вырезанные на прялочках, символизировали радугу, которая принесет желанное тепло, и олицетворяла союз между небом и матерью–землей. Этим символом человек призывал к себе добрые силы природы, и являлся своеобразным оберегом, отпугивающий, отгоняющий зло.
Солнце для земледельца – это, прежде всего свет, тепло, жизнь. Это богатый урожай, а значит, и здоровье, достаток, счастье и благополучие. В народе говорили: «Не земля хлеб родит, а солнце». По представлению наших предков, с наступлением нового года возрождалось молодое солнце, выезжало на небо в колеснице, запряженной златогривыми конями. Символы солнца использовались и в резном узорочье избы, и на прялочках (Приложение 7), на колыбели (Приложение 8, 12).
Очень часто в символике используется стилизованный женский образ с поднятыми вверх руками. Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны, и матери-земли, и матери всей природы (Приложение 16). Им украшали не только одежду, полотенца, но и в древние глиняные игрушки. По, представлению наших предков, земля была словно живым существом. Для человека прошлого неживой природы и не существовало. Вся природа была живой, говорящей. Подобно человеку, на зиму земля засыпала, успокаивалась, отдыхала. А с первыми вешними лучами солнца возрождалась к жизни Пила талые воды, наполняясь живительными соками, расцветала пышным разнотравьем, родила, подобно женщине, добрый урожай. Вся жизнь человека была связана с землей-кормилицей. Она по-матерински заботилась о человеке, поила, кормила, одевала его, радовалась вместе с ним добрым всходам злаков, изобилию урожая, страдала вместе с человеком в пору засухи. Растрескавшаяся под палящим солнцем, побуревшая земля была покрыта словно огромными ранами. Она оплакивала человека, принимая его в свои объятия, когда прекращалась его жизнь. Вот каково содержание этого образа Мать-земля. Мудрый наш предок соединил воедино два образа — Земли и Maтери, два жизнеутверждающих начала, дающих, жизнь всему живому. Какая мудрость, глубина заключена в этом образе! Наши предки, живя среди природы, обожествляли Солнце, Небо, Землю, воспринимая их, как живые существа, верили в добрые начала всесильной природы.
Все в крестьянском жилище удивительно гармонично и целостно. Потемневшее от времени дерево создает цветовое единство, в простоте незамысловатых форм различных предметов просматривается гармония. Все предметы, окружающие человека, он создавал для себя, для своих нужд. Ни один предмет, ни обойден вниманием, каждый сработан с большим художественным вкусом (Приложение 10) А, красивая вещь, и настроение поднимает и глаз радует, и в жилище сразу становится уютнее и светлее, а самое главное крестьяне верили в чудодейственную силу всех знаков – заклинаний не предметах обихода. В жизни русского человека было так много нужды, что красота в виде орнаментальных узоров защищала его от злых сил и скрашивала его жизнь.
1.4. Связь прошлого с настоящим
Наш город, основан в 1965 году, но еще в 1896 году крестьяне деревни Крохолевка (ныне район шахты «Южная»), обнаружили залежи «горючего» камня. А в 1912 году начали производить разведочные работы в районе нашего города. Появились первые поселения – хутора, а затем и деревни. Переселенцы приезжали из разных областей Российской Империи: с Украины, Белоруссии, Пензенской, Курской, Калужской, Тульской, Орловской и других областей Центральной России. И, конечно же, в тайге, богатой древесиной, кедровым орехом, лесными ягодами и грибами строили свои первые избы из дерева (боровой ели), используя те знания и умения, которые передавались из поколения в поколение по строительству жилища (Приложение 13). И внутренне убранство, полностью соответствовало крестьянскому жилищу. Спали на полатях и лавках, отапливали избу русской печью. А нехитрая утварь, также была выполнена из дерева, бересты и глины. Долгими, зимними вечерами, разукрашивали утварь орнаментальными узорами.
Наш Березовский поэт Л. Гержидович, писал:
Как постичь этот миг,
Как размахов измерить законы,
Если дебри - вчера,
А сегодня – проспекты легли,
Если предки мои –
Этих мест кержаки и чалдоны,
Даже в песнях и снах
И мечтать о таком не могли!
Сейчас на том месте, где некогда была дремучая тайга, затем хутора и деревни с деревянными избами, построенные переселенцами, которые работали на приисках по добыче золота, железной руды и занимались таежным промыслом – чтобы себя прокормить, стоит наш молодой, красивый, шахтерский город Березовский – большое благоустроенное поселение людей. Что такое город? Город – это время, прошлое и будущее. Прошлое есть у каждого из нас, у города тоже. Меняются поколения людей, а город остается со своим прошлым, настоящим и будущим. У каждого города свой облик, свои традиции, особенности, привычки и конечно свой народ. Жители нашего города – прекрасные, трудолюбивые, творческие люди. Которые, и сейчас, в XX – XXI в.в. стараются внести в свою жизнь красоту и не забывать народных традиций и обычаев, оставленных предками. Они вносят русский стиль в свои жилища - неповторимость, красочность, традиционность, украшают свои дома ажурными карнизами, наличниками (Приложение 15, 20). Украшают внутренне убранство квартир полотенцами, красивой посудой (Приложение 14). И в каждом частном доме, как и в XVIII веке в комнате имеется прекрасный образец русского рукотворчества – печь, которая по своей конструкции мало чем отличается от русской печи XVIII – XIX в.в. И в них также хозяйки пекут хлеб, пироги, на печи сушат обувь, одежду, лук… (Приложение 5, 20)
Наши жилища, далеки от совершенства с экологической точки зрения. Большинство домов в городах выполнено из кирпича и шлакоблоков – материала, который в отличие от дерева холодный и вредный. К сожалению, все жители средних и больших городов не могут жить в своих деревянных домах (большое количество населения), поэтому, надо стараться оформлять свои жилища предметами декоративно-прикладного творчества, выполненных из натуральных, природных материалов: дерева, соломки, бересты, глины. Которые внесут в наше жилье не только капельку красоты, но и капельку здоровья (Приложение 14, 17).
Потребность к красоте – это неотъемлемая качество русского человека. Творить красоту для него было так же естественно, как и выполнять самую различную работу. Красота помогает жить, скрашивает жизнь, очеловечивает среду обитания, наполняет радостью сердце человека.
Раньше в старину, в каждой крестьянской избе, в «красном углу», рядом с иконами стояла кукла «Берегиня» - тряпичная, безликая кукла, которая являлась хранительницей домашнего очага, оберегала счастье и покой в доме. Изготавливали куклу из соломы, которую брали для основы, о наряд шили из остатков льняной ткани, позднее хлопчатобумажных. Лицо кукле – оберегу не рисовали, так как она олицетворяла образы людей, ушедших в мир иной, и чтобы нечистая сила не вселилась в нее.
Я решила тоже изготовить такой оберег, следуя народным традициям, основу сделала из соломы, обтянула ее хлопчатобумажной тканью, и одела в русский народный костюм (Приложение 18). С элементами русского костюма мы знакомились на уроках изобразительного искусства, технологии, истории.
У одной куклы я нарисовала лицо, она будет являться хозяйкой той избы, которую, я описала в своей исследовательской работе (Приложение 19).
В завершении своей исследовательской работы я решила выяснить, знакомы ли жители нашего города (мои знакомые, родственники, друзья, одноклассники…) с этнической культурой своего народа, с особенностями строительства и убранства жилища своих далеких предков. Для этого я провела анкетирование (Приложение 21), в котором приняло участие 30 березовчан разного возраста, от 14 лет до 66 лет и получила следующие результаты (Приложение 22).
Проанализировав ответы, я сделать вывод, что независимо от возраста, жители считают, что этническую культуру своего народа знать необходимо, и даже знакомы с некоторыми историческими терминами. Но вот с особенностями строительства избы и с материалами, из которых ее рекомендуется изготавливать, практически все участники анкетирования знакомы плохо. 83% опрошенных считают, что основной древесиной для строительства избы является дуб, называя основное качество – его прочность.
Заключение
Нашу жизнь часто сравнивают с морем, по которому мы плывем. К сожалению, море это редко бывает спокойным. То и дело его взвихривают бури и штормы. Однако, у каждого из нас в этом неспокойном жизненном пространстве есть прибежище, свой собственный островок, где мы находим приют и покой. Это наш дом. Русская пословица гласит «Дома и стены помогают». Поэтому, в нашей власти сделать наш дом удобным, уютным, желанным и красивым.
Изучив литературу о русской этнической культуре, и исследовав конструкцию жилища XVIII – XIX в.в. и ее внутреннее убранство, я сделала вывод, что русский человек всегда, во все времена, какие бы тяжелые они не были, старался обустроить свое жилище так, чтобы было полезно, удобно и комфортно. Не забывая о красоте и гармонии с окружающей природой. А, красота, в каких бы формах ни проявлялась, если она одухотворена, очеловечена, всегда несет в себе добро.
Выполняя исследовательскую работу, я получила знания, которые обогатили мой духовный мир, и которые можно использовать в практической жизни. Например, я точно теперь знаю, из какого материала необходимо строить дом, а какое дерево для этих целей не годится, и может принести только вред здоровью. Своими новыми знаниями я обязательно поделюсь с одноклассниками, во время защиты проекта, и конечно, со своими близкими.
Если каждый человек, какой бы национальности он ни был, овладеет удивительным добрым чувством любить своих близких, свой дом, природу, свою Родину, как преобразится все вокруг. Не надо будет бояться за сохранность окружающей нас среды, памятников культуры.
Нельзя забывать прошлое, так как без прошлого, нет настоящего.
Я надеюсь, что моя исследовательская работа будет способствовать повышению уровня этнической культуры молодого поколения (одноклассников) и воспитанию ценностного отношения к природному окружению и культурному наследию.
Список литературы
1. Горева Н.А. Первые шаги в мире искусства. М., Просвещение, 1991 – 159 с.
2. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981.
3. Киреева Е.В. История костюма. М., Просвещение, 1986.
4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, как этнографический источник. М., Наука, 1988.
5. Чворо В.Д. Город угля и молодости. 1994, С 7 – 20, 29
6. Фрейзер Дж. Золотая ветвь. М., 1983.
Приложения
Приложение 1
Конструкция крестьянской избы XVIII в.
Приложение 2
Крестьянская изба с подворьем и кухонной утварью
Приложение 3
Фрагмент русской избы (красный угол)
Приложение 4
Фрагмент русской избы
Приложение 5
Русская печь и крестьянская утварь XVIII в.
Приложение 6
Крестьянская утварь
Приложение 7
Прялки XVIII в.
Приложение 8
Колыбель со знаком «солнца»
Приложение 9
Ткацкий стан – кросна
Приложение 10
Домашняя утварь
Приложение 11
Украшение женского костюма
Приложение 12
Быт крестьянской деревни
Приложение 13
Поселок переселенцев
Внутренне убранство жилища
Приложение 14
Домашняя утварь
Приложение 15
Дом – XX век
Приложение 16
Фрагмент вышивки русской рубахи конца XIX века
Приложение 17
Кухонный комплект XX в.
Приложение 18
Кукла «Берегиня, хранительница домашнего очага
Приложение 19
Тряпичная кукла
Приложение 20
Русская печь – XX - XXI век
Приложение 21
Анкета
Ф.И.О._________________________________________
Возраст_______________
1. Должен ли каждый человек знать этническую культуру своего народа?
Да
Нет
2. Из какого материала рекомендуется изготавливать избу (дом)
Варианты ответов: дуб, сосна, ель, береза, осина, тополь...
__________________________________________________
3. Зачем русский человек сажал на крышу дома конька?
Варианты ответов: для красоты, роль оберега…
__________________________________________________
4. Знаете ли вы, что изба, построенная из березы, вызывает сильную головную боль и тошноту?
Да
Нет
5. Что является самым важным элементом русской избы?
Варианты ответов: печь, стол, лавка, красный угол…
__________________________________________________
6. Какую часть занимала печь в крестьянской избе?
Варианты ответов: 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/9, 1/10…
__________________________________________________
7. Как называется предмет, на котором в старину девушки пряли пряжу?
________________________________________________
8. Имеются ли у Вас дома обереги?
Да
Нет
Приложение 22
Обработка результатов анкеты
1. Должен ли каждый человек знать этническую культуру своего народа?
Да - 25 чел. (83%)
Нет - 5 чел. (17%)
2. Из какого материала рекомендуется изготавливать избу (дом)
Варианты ответов: дуб – 21 чел. (70%)
сосна, ель – 5 чел. (17%)
береза – 4 чел. (13 %)
3. Зачем русский человек сажал на крышу дома конька?
Варианты ответов: для красоты – 18 чел. (60%)
роль оберега – 12 чел. (40 %)
4. Знаете ли вы, что изба, построенная из березы, вызывает сильную головную боль и тошноту?
Да – 0 чел
Нет – 30 чел. (100%)
5. Что является самым важным элементом русской избы?
Варианты ответов: печь – 27 чел. (90%)
стол, лавка – 2 чел. (7 %)
красный угол – 1 чел (3%)
6. Какую часть занимала печь в крестьянской избе?
Варианты ответов: 1/4, 1/5 – 3 чел (10 %)
1/10 – 27 чел. (90%)
7. Как называется предмет, на котором в старину девушки пряли пряжу?
прялка – 30 чел. (100%)
8. Имеются ли у Вас дома обереги?
Да – 22 чел. (73 %)
Нет – 8 чел. (17 %)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.