Исследовательская работа при изучении родного края
Оценка 4.6

Исследовательская работа при изучении родного края

Оценка 4.6
docx
01.12.2021
Исследовательская работа при изучении родного края
Исследовательская работа при изучении родного краязвенигово.docx

Ревпубликанская научно-практическая конференция обучающихся

«Мой род – мой народ»

 

 

 

 

 

 

 

Секция: «Начальная школа»

 

 

 

 

Исследовательская работа при изучении родного края

 

 

 

Автор: Степанова Инга Ильинична,

учитель начальных классов

МОУ «Помарская СОШ»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звенигово, 2021

В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка. В отечественном образовании краеведение традиционно считалось и считается важным средством воспитания нравственности, гражданственности, патриотизма. Трудно переоценить значимость для познавательного развития и воспитания человека изучения малой родины: ее природы, истории, культурных памятников, духовных ценностей народа, биографий достойных и уважаемых земляков.

«Где родился, там и пригодился», – гласит пословица. Пригодиться своей родине может только тот человек, которого учили любить ее с детства и, конечно же, невозможно любить то, чего не знаешь. «Чувство Родины нужно заботливо выращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле», – писал академик Д.С. Лихачев. Он же утверждал: «Краеведение – самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принять участие и большие ученые, и школьники».

Начальная школа – начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру.

Краеведческая работа может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности объединяет одно – ярко выраженная направленность на развитие духовно- нравственной сферы ребенка. Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию у детей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же время позволяет учителю четче конкретизировать учебный план.

            Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения подчеркивается, что в общеобразовательной школе модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и сознательных способностей.

Краеведение является основой духовного и нравственного возрождения общества, имеет большое значение в образовательно-воспитательном процессе. Оно включает в себя обширный материал по географии, истории. Основной задачей курса является: формирование национального самосознания молодого поколения, повышение уровня общего образования путем дальнейшего углубленного изучение своего края.

Одним из методов обучения учащихся краеведению может быть исследовательская работа. Исследовательская работа органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения. Это метод обучения может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому уникален. Формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому  незаменим.

В обучении краеведения исследовательская работа  занимает важное место. Суть  заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала по предмету и получении конкретного результата в виде конкретного продукта.  Позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических, общественно значимых задач, что реализует идею сближения школьного образования с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым.

Исследовательская работа может быть организована как индивидуальная, групповая, коллективная или смешанная. Результатом работы школьников могут быть какие-либо макеты, разработки, карты, схемы, буклеты, презентации и т.п. Главное, чтобы выбранная тема работы  была тесно связана с реальной жизнью и личностно значима для каждого школьника.

Очень важно, что при исследовании школьники не только овладевают конкретными знаниями, как познавательные, практические, оценочные, и приобретают новые, но и учатся взаимодействовать друг с другом, работать в творческом коллективе.

Работа требует продолжительного времени: от нескольких недель, до нескольких месяцев. Поэтому четкость в организации работы школьников и промежуточный контроль от этапа к этапу – необходимые условия успешного выполнения поставленной задачи.

Формирование умения обобщать и систематизировать информацию, полученную в процессе исследовательской деятельности на примере проекта “Прошлое и настоящее гербов Республики Марий Эл”

Цели и задачи

·         дать общее представление о геральдике и гербах;

·         продолжить работу по воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся;

  • содействовать формирования понятия “Малая Родина” на местном материале (знакомство с гербами Республики Марий Эл);

Познавательная деятельность

Умение создавать краеведческие проекты

Информационная деятельность

·         Работа с учебными, научно-популярными текстами

·         Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.

Организационная деятельность

·         Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам.

·         Определение способов контроля и оценки деятельности.

Этапы работы над исследованием

1. Начало работы.

Тема работы не предлагается, а выбирается учащимися самостоятельно. Определение темы и целей. Формирование инициативной группы или выбор учащегося для индивидуальной работы. Обсуждение темы исследования и при необходимости получение дополнительной информации.

2. Планирование работы.

Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов работы.

3. Сбор информации.

Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода над исследованием. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

4. Структурирование информации.

Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта.

5. Расширение информации.

Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом,

6. Оформление результатов работы.

Оформление творческих работ. Подготовка презентации по теме исследования.

7. Презентация проекта.

Подготовка отчета о ходе выполнения исследования с объяснением полученных результатов. Представляют исследовательскую работу, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке (см. Презентация)

8. Рефлексия. Подведение итогов.

Анализ выполнения работы, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

 

 

Краеведческую работу  можно использовать не только на уроках окружающего мира. Приобщение учащихся к духовному наследию народа очень важно на уроках русского языка. Ведь именно на этих уроках учащиеся обогащают свою речь. На уроках обучения грамоте при изучении букв искали слова – названия, связанные с нашим поселком (река, улицы, названия магазинов и т.д.). При чтении рассказов всегда дополняем их сведениями нашего села, республики. На уроках пополняем лексический запас учащихся такими словами, как Родина, Отчизна, Отечество, малая родина и т.д. Большое внимание уделяем смыслу различных пословиц и поговорок. Использование краеведческого материала в работе по развитию речи учащихся дают возможность пробудить, а потом и сформировать интерес к историческому прошлому и настоящему родного края, его природе.

На уроках математики использую задачи с краеведческим содержанием. При составлении задач привлекаю и учащихся, которые опираются на свои знания.

На уроках технологии делаем поделки из природного материала, который сами же и собираем во время экскурсий.

Возможно, что благодаря краеведческой работе в школе, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов своего родного края. Конечно, на одном уроке или мероприятии невозможно целиком охватить всю историю и традиции. Но рассказать о наиболее ценных, ярких и заметных во всем мире явлениях и событиях, признанных типичными только для России, можно и должно. И если ребенок с детства будет бережно относиться к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что он станет патриотом своей страны.

1.      Список литературы:

2.      1. Кривобок Е.В., О.Ю. Саранюк. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2010.

3.      2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М.: Вентана-Граф, 2002.

4.      3. Проектная деятельность в начальной школе/под ред. М.К Господникова и др.  – Волгоград: Учитель, 2008.

5.      4. Проектные задачи в начальной школе/под ред. А.Б. Воронцова. – М: Просвещение, 2011.


 

Ревпубликанская научно-практическая конференция обучающихся «Мой род – мой народ»

Ревпубликанская научно-практическая конференция обучающихся «Мой род – мой народ»

В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка

В последнее время в российском образовании заметно проявляется интерес к школьному краеведению, так как оно имеет большое значение для развития личности каждого ребенка

Это метод обучения может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе

Это метод обучения может применяться как на уроках, так и во внеклассной работе

Работа с учебными, научно-популярными текстами ·

Работа с учебными, научно-популярными текстами ·

Краеведческую работу можно использовать не только на уроках окружающего мира

Краеведческую работу можно использовать не только на уроках окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2021