Исследовательская работа "Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников"
Оценка 4.8

Исследовательская работа "Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
биология
17.01.2020
Исследовательская работа "Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников"
Выяснив, как в действительности влияет цветовая гамма на настроение и работоспособность младших школьников можно улучшить их успеваемость в школе.
Радужные фотографии.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Радужные фотографии, настроение и успеваемость  младших школьников

МБОУ СОШ №3»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила: Яруллина Карина Рафаэльевна,

                                                     ученица 5 б класса, МБОУ СОШ№3

                                        Научный руководитель:   Петренко Елена 

                                                     Николаевна, учитель биологии, МБОУ СОШ №3

                                 

 

 

 

 

 

                                   

г. Сургут, 2020 г.

 

Содержание

 

Введение                                                                                                            3 стр.

1. Из истории цвета                                                                                           4 стр.

2. Значение каждого отдельного цвета,

    выбранного учащимися 2 «В» класса                                                         5 стр. 

3. Цвет настроения                                                                                            9 стр.   

   3.1. Цвет настроения детей                                                                           9 стр.

   3.2. Цвет настроения взрослых                                                                     9 стр.

4. Фотографии животных и настроение                                                         10 стр.

5. Выводы                                                                                                          15 стр.

    Литературные источники                                                                             17 стр.

     Приложение                                                                                                  18 стр.

 

                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         Так уж вышло, что человек видит мир в цветах, цвет присутствует во всем, поэтому справедливы те высказывания ученых, которые утверждают, что цвет влияет на человека также как и все остальное. Цвет влияет на настроение, чувства, мысли, характер, темперамент, здоровья человека, на его работоспособность.

         Восприятие цвета детьми не такое, как у взрослых, им нравятся яркие цвета, но при этом у мальчиков и девочек есть отличия в предпочтении цвета. Ученые приходят к выводу, что большинство мальчиков до десяти лет любят черные и другие темные тона, а девочки предпочитают розовый цвет, светло – голубой и фиолетовый.

         Кроме того, на человека оказывает постоянное влияние цвета окружающей нас среды: голубое небо успокаивает и уравновешивает, серое, пасмурное напротив, вводит в уныние, снижает работоспособность. Зеленая листва поднимает настроение, снимает напряжение и усталость, розовые, красные, желтые, оранжевые цветы на клумбах поднимают настроение. Цвет природы это особенный цвет, который благоприятно влияет на человека, а тем более на ребенка.

         Мы живем  в таких климатических условиях, когда природные краски  оказывают на нас короткое влияние. Лето проходит быстро, осень радует яркими красками недолго, зима продолжительная, в городских условиях снег быстро становится грязным, серым, небо хмурое, а вместе с этими красками ухудшается и настроение, которое оказывает огромное влияние на школьников и их работоспособность. Но продлить благотворное влияние природных красок вполне возможно, если запечатлеть их на фотоснимках.

 Гипотеза: мы предположили, что если использовать фотографии с изображением любимых животных, природных пейзажей в оформлении классной комнаты, то можно поддерживать позитивное настроение учащихся 2 «В» класса тем самым влиять на работоспособность, а значит и на успеваемость по учебным предметам.

Цель работы: выяснить может ли любимый цвет, фотоснимки природных пейзажей и любимых животных  повышать работоспособность младших школьников, и влиять на качество усвоения учебного материала.

Задачи исследования:

1.     Выяснить какие цвета предпочитают учащиеся 2 «В» класса МБОУ СОШ №3, их родители и педагоги школы;

2.     Проверить достоверность данных, взятых из литературных источников о предпочтении в цвете мальчиков и девочек, взрослых и детей;

3.     Проанализировать результаты успеваемости обучающихся класса при использовании стендов: «Мой любимый цвет. Мое любимое животное. Цвет природы» и без него;

Объект изучения: учащиеся 2 «В» класса МБОУ СОШ №3

Методы исследования: анкетирование, тестирование, интервью, анализ литературы, наблюдение.

Актуальность темы: выяснив, как в действительности влияет цветовая гамма на настроение и работоспособность младших школьников можно улучшить их успеваемость в школе.

Новизна: тема впервые изучается в нашей школе.

 

1.     Из истории цвета.

Люди еще в древности верили, что цвет обладает магической силой, и использовали для лечения различных недугов.  Красный цвет использовали  для улучшения пищеварения;  желтый  - для стимулирования работы мозга, ускорения роста ребенка, повышения его активности; зеленый  - для  улучшения слуха; синий  - для регулирования ритма дыхания; коричневый - усыпляющее средство; фиолетовый - использовали при лечении болезней сердца, для повышения кровяного давления.

 

2.     Значение каждого отдельного цвета, выбранного учащимися 2 «В» класса

Для того чтобы, узнать какой цвет  предпочитают учащиеся  класса мы провели анкетирование  результаты, которого свели в таблицу (см. приложение №1). Когда мы изучали литературные источники по данному вопросу, то нам встретилась очень интересная информация – ребенок не случайно указывает на тот,  или  иной цвет, который, он предпочитает всем остальным цветам.  Выбор цвета зависит, от его характер и человеческих качеств, присутствующих в нем (К.В. Сельчёнок. Новейшая цветопсихология. – Минск: Харвест; 2007 – 672с.).

После проведенного  анализа, а также исследования школьных психологов по определению темперамента ребят  класса (см. приложение№5),  мы убедились  в достоверности информации, так как она  совпала с характерными чертами характера и поведения,  учащихся.

 Красный цвет – это: лидерство, упорство, борьба за свои права, динамичность, настойчивость.

Красный цвет означает волю к победе, стремление к новым впечатлениям. Человек, приверженец красного цвета, всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении. Любит быть первым, но не всегда может им быть. Человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный, бесстрашный, уверенный, не боится следовать за своей мечтой и одновременно чувствительный человек.

      Красный цвет нравится следующим учащимся класса: Алексеевой Дарьи, Завизион Владиславу, Санчаеву Алмазу, Панахову Алмазу.

Желтый цвет – это: ловкость, радость жизни, терпимость, честность, уверенность в себе, справедливость, свобода,  веселье.

Чистый желтый – самый яркий цвет. Подобно солнцу,  светлый и сияющий. Выбор желтого цвета означает: желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения.

          Желтый цвет нравится: Белоусову Савелию, Гаджиевой Алине, Сарыевой Лейле, Солониной Елене, Джемалиеву Эмаму.

Синий цвет – это организованность, непреклонность, сила духа.

Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость. Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают.    

Из моих одноклассников синий цвет выбрали: Шальневу Виктору, Сипайлову Вячеславу, Умурзлакову Руслану, Алиеву Абубакару, Усманову Ибрахиму.

Голубой цвет – это цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.

 Искренний и внимательный, такой человек старается найти тихое место, соответствующее его настроению, чтобы, например, почитать книжку. Для него очень важно побыть одному для восстановления сил. Его преимущество в самопознании. Честный и правдивый – он отличный друг. У него мирная душа.

     Голубой цвет выбрали: Койчумановой Салие, Халадовой Индире, Ткаченко Каролин.

Зеленый цвет - это упорство, постоянство, сила ума, но при этом такие люди   возводят себя на пьедестал, и начинает пытаться учить других. Им необходимо признание, только их  идеи, ищут способа самоутверждения. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще.

Зеленый цвет выбрали: Болтаеву Нозанину, Катковой Кристине, Кудряшову Михаилу, Шукурову Диёрбеку,.

Фиолетовый цвет — это смесь синего и красного цветов. Человек, которому нравится этот цвет, стремится приукрасить себя, очаровать и восхитить окружающих, но может быть  нерешительным, иногда желаемое выдаёт за действительное.

         В нашем классе фиолетовый цвет нравится: Колос Дианы,  Васильевой Дарьи, Вешневскому Самиру, Агамирзоева Э.

         После проведенного анализа полученных результатов мы пришли к выводу, что ребятам нравятся яркие и праздничные цвета,  сопоставив их, мы получили радугу, но в ней отсутствовал оранжевый цвет, который никто из ребят  класса не отметил как любимый, хотя оранжевый цвет не менее привлекателен, чем красный или жёлтый. Это цвет людей, обладающих незаурядной интуицией, они безумно любят блистать в любом обществе и находиться в центре внимания. Обладая многими способностями, такие люди независимы и всегда готовы покорять новые миры! Мы предположили, что такая характеристика подходит взрослым людям, и перечисленные качества не проявляются у детей данного  возраста.  Возможно, немного повзрослев, их взгляды на цвет изменятся, и для кого – то, оранжевый цвет станет самым любимым.

            Картинка 32 из 106905

         Кроме того,  после обработке  анкетных данных:  «Твой любимый цвет»,  мы выяснили, что мальчики,  отдают предпочтения: синему, красному, зеленому и желтому цветам.  Девочкам нравится – жёлтый, голубой, фиолетовый, красный, зеленый цвет (приложение № 2).

 

 

Диаграмма 1. «Количественное соотношение выбранных цветов»

Любимые цвета мальчиков 2 «В» класса

 

 

Любимые цвета девочек 2 «В» класса

 

Для более точной информации провели рисуночный тест. Для этого мы нарисовали любимые цвета учащихся класса, которые они выбрали первый раз в виде радуги и попросили еще раз выбрать любимый цвет. Показатели анкетирования и теста совпали, и хотя мы проводили их в разные дни  нельзя не допускать погрешностей, так как выбор цвета мог зависеть еще  от настроения и самочувствия, в котором прибывал ребенок.

 

3.     Цвет настроения.

3.1.        Цвет настроения детей

Для того чтобы выявить какому настроению какой цвет соответствует  мы провели интервью, и задала детям вопрос: «В какой цвет вы бы раскрасили свое плохое и хорошее настроение?».

Грусть - это отрицательная эмоция.  Радость, счастье – положительная,

они дарят хорошее настроение. Так на основании исследования мы пришли к выводу: хорошее настроение дети раскрашивают  в красный, жёлтый, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, фиолетовый цвет, а плохое настроение в  синий, коричневый, серый и черный. Из всех «радостных» цветов,   предпочтение отдано:  красному,  розовому, желтому и голубому цветам, а самые «грустные» цвета – это серый и черный.

После того как были выявлены цвета, которые поднимают учащимся настроение, а также любимый цвет каждого ребенка класса мы решили украсить  класс большой радугой и назвали ее «Наше хорошее настроение».

 

3.2.        Цвет настроения взрослых

Далее в нашем исследовании мы решили выяснить, а какие цвета предпочитают взрослые. Для этого мы также провели  анкетирование, что и с ребятами  класса « Ваш любимый цвет». В нашем анкетировании участвовало 46 человек (17 родителей и 29 педагогов школы). После обработки результатов анкетирования, узнали, что  у взрослых людей, любимый цвет не всегда радужный и праздничный: так как 7 человек отдают предпочтение коричневому цвету, 5 человек – черному, 8 – белому, 10 – зеленому, 5 – жёлтому, 4 – синему, 3 – голубому, фиолетовому – 4 человека.  Но, радуга – это такое удивительное явление природы, которое поднимает настроение и вызывает восторг, как у детей, так и взрослых, поэтому, как педагогам, так и родителям мы задали еще один вопрос: « А кокой цвет в радуге является Вашим любимым?». Были получены следующие результаты: красный цвет никто из взрослых не выбрал в любимые, оранжевый – 3 человека, жёлтый – 9 человек, зелёный – 17 человек, голубой – 8 человек, синий – 4 человека, фиолетовый – 5 человек.

Третий вопрос нашей анкеты: « Поднимает ли Ваше настроение радуга, возникшая на небосводе?».  Получили однозначный ответ: «Да!». Мы сделали предложение,  если вид радуги поднимает нам настроение в школе, то можно такую же радугу изготовить и дома и вывесить ее на видном месте, в результате ребята  класса буду испытывать больше положительных эмоций. Специалисты говорят о том, что успеваемость детей в школе зависит не только от его самочувствия, но и от настроения, в котором они прибывает. Конечно, существует еще много факторов, которые  влияют, помогают, или мешают учиться, но мы проследили экспериментально, что хорошее настроение повышает  работоспособность детей на уроках.

 

4.    Фотографии животных и настроение

Когда люди видят на улице или дома животных, наблюдают за ними, то

вольно, или невольно начинают любоваться ими, при этом хмурое настроение, постепенно заменяется  хорошим. Тоже происходит с человеком, который оказывается среди чудесных красок природы.

         На уроках окружающего мира дети всегда прибываем в хорошем настроении при изучении тем, которые связаны с животными.  Рассматривая  фотографии, предлагаемые учителем, или те, которые  размещены на страницах учебника, ребята получают какой – то заряд, позволяющий им с легкостью усваивать учебный материал. У нас возникла идея, а что если на нашу радугу хорошего настроения прикрепить фотографии любимых питомцев, или просто фотографии понравившихся животных. Так в  классной комнате появился стенд, на котором каждый ребенок разместил на своем любимом цвете радуги понравившуюся ему фотографию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята любовались снимками, на переменах рассказывали друг другу о своем животном, при этом сократилось время для раздоров и недовольства. Настроение ребят в классе заметно улучшилось.

         Чтобы убедиться в том, что хорошее настроение ребят не совпадение, а действительно влияние нашей «Радуги хорошего настроения», мы продолжили наш эксперимент и убрали со стенда все фотографии животных. В результате между ребятами увеличилось количество ссор, которые приводили к ухудшению настроения не только виновников ссоры, но и ребят всего класса.

         Далее мы стали с интервалом в 12 дней  вывешивать новые фотографии, которые выбирал каждый ребенок  класса.

 

 

 

 

 

 

Возникла следующая система: 6 дней выбранные фотографии весели на полоске радуги, которую также для себя выбрал каждый ученик  класса, 6 дней фотографии отсутствовали, а затем вновь на 6 дней вывешивались новые фотографии.

 

         Далее мы решили проследить, а как же наше хорошее настроение влияет на усвоение учебного материала. Для этого высчитывали процент качества по математике и русскому языку за 6 дней, когда на стенде вывешивались фотографии, а затем за 6 дней когда, они отсутствовали, т. е. всё учебное время было разбито нами на периоды, полученные данные мы свели в таблицу:

 

Таблица 1. «Качество знаний учащихся по русскому языку и математике»

 

Дата

Качество %

Русский

язык

Математика

11.01-16.01

58

60

17.01.-23.01

52

56

24.01-12.02

59

62

13.02-19.02

53

55

20.02-25.02

60

61

 

Из таблицы видно, что в те периоды, когда на стенде висели фотографии животных, успеваемость ребят была выше, чем в те дни, когда они отсутствовали. Для большей наглядности данные таблицы изобразили в виде графика.  

 

Выводы

1. Цвета, которые выбраны, как любимые у мальчиков и девочек отличаются. Мальчики отдали предпочтение тем цветам, которые указывают на стремление к  лидерству. Этот факт подтверждают и литературные источники (К.В. Сельчёнок. Новейшая цветопсихология. – Минск: Харвест; 2007 – 672с.).

2.  Мы выяснили, что действительно цвета, которые выбирают взрослые люди, отличаются от цветов, которые являются любимыми для ребят класса.

3. Дети не случайно указывали на тот,  или  иной цвет, который, они предпочитают всем остальным цветам.  Выбор действительно  зависит от  характера и человеческих качеств, присутствующих в человеке.

4. Фотоснимки домашних животных и не только домашних улучшают настроение.

5.  В ходе нашего исследования мы убедились в том, что действительно цвет влияет на настроение детей, а настроение влияет на качество усвоения учебного материала.

6. Наша гипотеза подтвердилась, используя фотографии с изображением любимых животных, природных пейзажей в оформлении классной комнаты, мы сохраняли  позитивное настроение учащихся 2 «В» класса тем самым повлияли  на работоспособность, а значит и на успеваемость по учебным предметам. Качество знаний по учебным четвертям не снизилось, хотя третья четверть была из – за карантина не самая длинная, но зато сама трудная, так как было необходимо усвоить большой объём информации.

7. Мы не исключаем наличия погрешностей в нашей работе, может быть какие – то темы были более лёгкими для восприятия и это повысило качество работы детей, но тем не менее уверены в достоверности того факта, что от настроения зависит работоспособность на учебных занятиях.

Перспектива: В дальнейшем мы хотим продолжить работу и проследить, а как хорошее настроение может влиять на здоровье детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Сельчёнок К.В. Новейшая цветопсихология. – Минск: Харвест; 2013 – 672с.

2.     Серов Н.В. Смысл и значение цвета. Санк – Петербург.: Речь, 2012. –

160 с.

3.     Шварц А, Швеппе П.. Цветочное настроение. – М., АО Интерэксперт, 2010. -361 с.

4.      Интернет ресурсы:

 https://sites.google.com/site/muzterapiya/cvetoterapia

 http://www.colorzone.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

Таблица 1.  «Предпочитаемые цвета учащихся класса»

Ф.И. ребенка

красный

Оранже-вый

жёлтый

зеленый

голубой

синий

Фиолето-вый

Агамирзоева Э.

 

 

 

 

 

 

+

Алексеева Д.

+

 

 

 

+

 

 

Белоусов С.

 

 

+

 

 

 

 

Болтаева Н.

 

 

 

+

 

 

 

Васильева Д.

 

 

 

 

 

 

+

Вишневская С.

 

 

 

 

 

 

+

Гаджиева А.

 

 

+

 

 

 

 

Джемалиев Э.

 

 

+

 

 

 

 

Завизион В.

+

 

 

 

 

 

 

Каткова К.

 

 

 

+

 

 

 

Койчуманова С.

 

 

 

 

+

 

 

Колос Д.

 

 

 

+

 

 

 

Кудряшов М.

 

 

 

+

 

 

 

Панахов И.

+

 

 

 

 

 

 

Санчаев А.

+

 

 

 

 

 

 

Сарыева Л.

 

 

+

 

 

 

 

Сипайлов В.

+

 

 

 

 

 

 

Солонина Е.

 

 

+

 

 

 

 

Ткаченко К.

 

 

 

 

+

 

 

Умурзаков Р.

 

 

 

 

+

 

 

Усманов И.

 

 

 

 

 

+

 

Шальнёв В.

 

 

 

 

 

+

 

Швец Д.

 

 

+

 

 

 

 

Шукуров Д.

 

 

 

+

 

 

 

Алиев А.

 

 

 

 

 

+

 

Султанов В.

 

 

 

 

 

+

 

Халадова И.

 

 

 

 

 

 

+

 

Приложение №2

«Цвета, предпочитаемые девочками»

 

 

 


 цвет

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

«Цвета, предпочитаемые мальчиками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение №3 «Наше хорошее настроение»

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников

Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников

Содержание Введение 3 стр

Содержание Введение 3 стр

Введение Так уж вышло, что человек видит мир в цветах, цвет присутствует во всем, поэтому справедливы те высказывания ученых, которые утверждают, что цвет влияет на…

Введение Так уж вышло, что человек видит мир в цветах, цвет присутствует во всем, поэтому справедливы те высказывания ученых, которые утверждают, что цвет влияет на…

В» класса тем самым влиять на работоспособность, а значит и на успеваемость по учебным предметам

В» класса тем самым влиять на работоспособность, а значит и на успеваемость по учебным предметам

Значение каждого отдельного цвета, выбранного учащимися 2 «В» класса

Значение каждого отдельного цвета, выбранного учащимися 2 «В» класса

Желтый цвет нравится: Белоусову

Желтый цвет нравится: Белоусову

В нашем классе фиолетовый цвет нравится:

В нашем классе фиолетовый цвет нравится:

Диаграмма 1. «Количественное соотношение выбранных цветов »

Диаграмма 1. «Количественное соотношение выбранных цветов »

Цвет настроения. 1.1.

Цвет настроения. 1.1.

А кокой цвет в радуге является

А кокой цвет в радуге является

Исследовательская работа "Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников"

Исследовательская работа "Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников"

Ребята любовались снимками, на переменах рассказывали друг другу о своем животном, при этом сократилось время для раздоров и недовольства

Ребята любовались снимками, на переменах рассказывали друг другу о своем животном, при этом сократилось время для раздоров и недовольства

Возникла следующая система: 6 дней выбранные фотографии весели на полоске радуги, которую также для себя выбрал каждый ученик класса, 6 дней фотографии отсутствовали, а затем…

Возникла следующая система: 6 дней выбранные фотографии весели на полоске радуги, которую также для себя выбрал каждый ученик класса, 6 дней фотографии отсутствовали, а затем…

Исследовательская работа "Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников"

Исследовательская работа "Радужные фотографии, настроение и успеваемость младших школьников"

Далее мы решили проследить, а как же наше хорошее настроение влияет на усвоение учебного материала

Далее мы решили проследить, а как же наше хорошее настроение влияет на усвоение учебного материала

Фотоснимки домашних животных и не только домашних улучшают настроение

Фотоснимки домашних животных и не только домашних улучшают настроение

Список литературы 1. Сельчёнок

Список литературы 1. Сельчёнок

Приложение № 1 Таблица 1. «Предпочитаемые цвета учащихся класса»

Приложение № 1 Таблица 1. «Предпочитаемые цвета учащихся класса»

Приложение №2 «Цвета, предпочитаемые девочками» цвет

Приложение №2 «Цвета, предпочитаемые девочками» цвет

Цвета, предпочитаемые мальчиками»

Цвета, предпочитаемые мальчиками»

Приложение №3 «Наше хорошее настроение»

Приложение №3 «Наше хорошее настроение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2020