Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение
Лицей №8 г. Тынды Амурской области.
Проект на тему:
«Родословная моей семьи»
Выполнила: ученица
9 «Б» класса Сырый Виолетта Алексеевна
Руководитель: преподаватель истории Конопацкая Татьяна Геннадьевна
2019
Содержание:
Введение…………………………………………………………………….. 3
Актуальность темы исследования……...…………………………………... 3
Предмет и объект исследования………………………………………....… 3
Цель и задачи работы……………………...…………………………….….. 3
Методы исследования……………….…………………..……………….. 3-4
Практическая значимость…………………………………………………….4
Глава 1. Что такое генеалогическое древо…………………….…................ 5
1.1. Определение понятия………………………………………………… 5
1.2. Виды генеалогических древ…………………………….………. … 5-7
1.3. Составление генеалогического древа моей семьи………....………7-8
Глава 2. Генеалогическое древо моей семьи……………….……................ 8
2.1. История по папиной линии……………………………………...…. 8-10
2.2. История по маминой линии……………………………………..… 10-12
2.3. Встреча папы и мамы……..………………………………………….....12
3. Заключение………………………………………………………………...13
4. Список использованной литературы ……………………………...…….14
Введение
Актуальность темы исследования:
Каждый человек должен знать свою родословную. Ни для кого не секрет, что во все времена хорошей традицией было знать своих предков и почитать память о них. Родители передавали информацию своим детям о дедах и прадедах, а те, в свою очередь, делились сведениями уже со своими детьми и внуками. В результате, со временем было введено особое родословное дерево, в котором указывалось множество поколений, имеющих кровную связь с определенной семьей.
Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях будут родители, дедушки и бабушки.
В данной работе я хочу рассказать о родословной моей семьи. У меня есть большой интерес к собственным корням, к истории своей семьи. Каждому интересно узнать, кто он и откуда, что представляли собой его предки, как жили, чем занимались.
Предмет и объект исследования:
1. Предмет исследования - история моей семьи
2. Объект исследования - воспоминания и рассказы старшего поколения, семейные фотографии, документы.
Цель:
Составить генеалогическое древо семьи.
Задачи:
1. Узнать интересные истории из жизни своих предков.
2. Собрать и сохранить материал об истории семьи для последующих поколений.
Методы исследования:
Опрос родственников
1. Изучение семейных архивов
2. Анализ полученной информации
Практическая значимость: работа будет востребована в школьный музей, можно использовать во внеклассной работе. Она будет интересна моим родственникам, будущим детям.
Глава 1. Что такое генеалогическое древо.
1.1. Определение понятия.
Генеалогия - это наука о семье человека и всех его родственных связях с другими людьми. Слово генеалогия было образовано от древнегреческих слов «genea» – семья и «logos» - наука, знание. Так как каждый человек от кого-нибудь происходит, то эта наука интересна многим. Ведь каждому будет любопытно узнать, кто были его дальние предки и откуда происходит фамилия вашего рода.
Генеалогия - это своеобразное познание мира. Изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох.
Генеалогическое дерево - это краткое, но наиболее наглядное отображение семейной истории в виде дерева, которое помогает проследить все родственные отношения. Чтобы его «вырастить» приходится приложить немало усилий. Порой на это требуются годы. Иногда удается заглянуть вглубь веков на три, четыре, а то и пять столетий.
Генеалогическое древо издревле составлялось самыми старшими в роду людьми, а потом передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий в семье - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
1.2. Виды генеалогических древ.
В самом общем виде генеалогические древа делятся на восходящие и нисходящие. Их определения были даны Л.М. Савеловым.
В восходящем древе главным объектом исследования является то лицо, о предках которого собираются сведения. Начинают сбор информации с него, а затем уже идут по восходящим ступеням или коленам, т.е. к отцу, деду, прадеду и т. д. Этот вид древа составляется тогда, когда у исследователя еще нет достаточного количества сведений и ему целесообразнее двигаться от известного к неизвестному.
Когда же собрано уже достаточное количество материалов и предки данного лица выяснены, то переходят к составлению нисходящего древа, т.е. начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Это древо более удобно для справок и более наглядно показывает общую картину жизни и деятельности рода, начиная с более отдаленных времен и постепенно разворачиваясь до последних дней.
Восходящие и нисходящие древа бывают мужские и смешанные.
В мужском нисходящем древе указывается все потомство данного родоначальника, но происшедшее только от мужчин, женские представительницы рода представлены именами своих супругов.
Смешанно-нисходящее древо указывает все потомство данного родоначальника, происшедшее как от мужчин, так и от женщин. Это древо не является древом одной фамилии потому, что охватывает большое количество родов. Оно необходимо для выяснения родственных связей между боковыми родственниками.
Мужское восходящее древо будет выглядеть как линия, поскольку в каждом поколении будет находиться по одному предку данного лица. Это родословие применяется для доказательства родственной связи лица с каким-либо отдаленным по времени известным историческим деятелем.
Смешанно-восходящее древо указывает всех прямых предков данного лица по мужско и женской линиям. Подобное древо всегда имеет довольно правильную форму в графическом плане, т.к. в первом колене указывается одно лицо, во 2-м - два, в 3-м - четыре, в 4-м - восемь и т.д. в геометрической прогрессии, причем каждое из этих лиц в одном колене принадлежит к другому роду, так что в четвертом колене мы имеем представителей восьми различных фамилий, а в пятом - уже шестнадцати и т.д.
Таким образом, имеются следующие виды генеалогических древ:
1) нисходящее мужское древо – самое распространенное и единственно принятое в научных работах;
2) нисходящее смешанное древо – указываются все предки, включая братьев и сестер, необходимо для выявления родственных связей;
3) восходящее мужское древо – указываются лишь прямые предки по мужской линии;
4) восходящее смешанное древо – указываются прямые предки по мужской и женской линиям, т.е. бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки и т.д.
1.3. Составление генеалогического древа моей семьи
Для исследовательского проекта мне подошел смешанно-восходящий вариант генеалогического древа, т.к. оно вмещает более полную информацию о предках как по мужской, так и по женской линиям.
Мне удалось собрать информацию о предках, живших в XIX - XX веках. К сожалению, многие фотографии и документы затерялись со временем. Ход составления древа:
1. Я изучила старые документы и фотографии. Особенно важны такие документы, которые содержат генеалогическую информацию: свидетельства о рождении, браке, смерти. Много интересной информации можно почерпнуть из трудовых книжек, грамот, дипломов, аттестатов. Все документы делятся на две основные группы: родственники по материнской и родственники по отцовской линии.
2.Опрос родственников – это бабушки и дедушки– их воспоминания особенно ценны для исследования
3.Оформление генеалогического древа семьи. В восходящем смешанном варианте ствол символизирует определенного человека в данной работе это я сама, крупные ветки – мои родители, и ветви поменьше - бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д.
4.При более углубленном исследовании можно обратиться в архив. Для этого нужно располагать информацией о полном имени, дате и месте рождения, роде занятий.
Глава 2. Генеалогическое древо моей семьи
2.1. История по папиной линии
У прадеда Данилы было много дочек и сыновей. Семья была дружная, работящая. Дети охотно помогали своим родителям. Благодаря сплоченности своей семьи они имели большое хозяйство. У них были стада коров, стадо свиней, гурт овец, табун лошадей и всякие птицы. А также семья моего прапрадеда помогали своим соседям, которые жили в недостатке. Но пришла «новая власть» и все у них забрали, а вернее раскулачили. Они очень тяжело перенесли это. На этой почве у прапрадеда Данилы стали сильные головные боли. И после переезда в другую деревню он куда-то ушел и не вернулся. Его долго искали и подавали в розыск, но так и не нашли. А прапрабабушка Татьяна сильно заболела и вскоре умерла в возрасте 45 лет.
Когда началась Великая Отечественная война прадедушку Алексея из-за прошлого своих родителей не брали в армию. Он долго этого добивался и попал в штрафные батальоны Рокоссовского. Он с честью защищал свою Родину. Имеет боевые награды, которые мы с гордостью и честью храним в нашей семье. В 1961 году прадед Алексей со своей семьей переехал из Свердловской области по-своему собственному желанию приехал на освоение целены.
История по линии дедушки.
Мой прадед Артем во время одного из боев в Великой Отечественной войне был ранен и попал в плен к немцам, находясь в бессознательном состоянии. Он несколько раз бежал из плена, но его ловили, избивали и натравливали собак. И лишь на 4 раз ему удалось сбежать. После окончания войны его сослали в Архангельскую область на лесоповал. А в 1950 году был сослан в Казахстан на освоение целены. И остался там до конца своих дней. А в мирное время к прадеду Артему пришли мошенники и сказали, что для переписи ему нужно дать ордена на время, а он уже был стар и отдал их.
Там и встретились мои бабушка и дедушка. После распада Советского Союза дедушка с бабушкой переехали к родственникам в Тынду. Дедушка в Казахстане сначала работал учителем, а потом директором школы. В Тынде он проработал 15 лет в вечерней школе, а сейчас работает в МОАУ Первомайская СОШ учителем математики и физики. Бабушка в Казахстане работала учителем начальных классов, а при МОАУ Первомайской СОШ заведующей интернатом 19 лет, а сейчас она на пенсии. Бабушка с дедушкой вырастили троих сыновей. Старший- мой папа Алексей работает золотодобытчиком. Средний Артем - военный. Был в горячих точках: в Чечне и Нальчике. Он имеет боевые награды и также ветеран боевых действий. Младший Иван служит на Благовещенской таможне сотрудником Гос. Наркоконтроля.
2.2. История по маминой линии.
Прапрадед Лука был зажиточным крестьянином. В семье было 12 братьев, и они все жили в одном дворе. Но один из братьев всех «сдал» советской власти. Всех кроме него раскулачили и сослали в Свободный, где позже расстреляли. Расстреляли всех кроме женщин и детей. После расстрела их реабилитировали.
Мой прадед Николай во время Великой Отечественной войны стоял на границе в Маньчжурии. А после ее окончания он дошел до Японии. Там он получил боевое ранение, ему попал осколок и выбило верхнюю челюсть. Он 2 месяца лежал в госпитале. После госпиталя он продолжил воевать. Был награжден орденами и колодкой. После войны вернулся на Родину.
А прапрадед по бабушкиной линии Никита работал батраком в семье Гусевой Елены Федоровны. Ее семья была зажиточной. Потом он женился на Елене.
Мой прадед Петр воевал 3 года досрочно, а потом 5 лет заготавливал мясо на фронт. Во время боев его 3 раза засыпало землей и после этого он оглох.
А в то время прабабушке Вале было 14 лет. И она работала в колхозе т.к. ее мама была больна, а отец ушел на фронт. Ей приходилось работать чтобы прокормить братьев и сестер. После окончания войны. Прабабушка Валя и прадедушка Петр поженились. И прабабушка Валя не оставила своих братьев и сестер. Они вместе с Петром их вырастили.
Мои бабушка и дедушка встретились в селе Новодомикан и вскоре поженились. Дедушка работал завгаром, а бабушка разнорабочей. Они вырастили 3 детей - 1 мальчика и 2 девочек. Старший сын Виталий живет и работает железнодорожником в Новодомикане. Моя мама - средний ребенок. Она живет и работает младшим воспитателем в Тынде. А младшая дочь Олеся живет и работает в Тынде.
2.3. Встреча папы и мамы
До работы в артели мой папа работал в ЗАО Асфальт. Он работал на бульдозере. А моя мама работала помощником повара в ЗАО Асфальт. Там они и познакомились. Мамины «женихи» дедушке не нравились. А папа понравился. Как говорит мой папа «его даже собаки приняли, а других они не принимали». Они поженились 3.08.2002. Интересно то что они поженились, как и папины родители 3.08. После свадьбы они переехали в Тынду. Тут и родилась я и моя сестра Ксения и брат Виктор.
3. Заключение
Работая над данным проектом, я выполнила все поставленные мною задачи. Составила генеалогическое древо, изучала историю своей семьи, многое узнала о своих предках и их образе жизни. Интересно было послушать рассказы о своих близких и дальних родственниках.
Я узнала, что история моей семьи связана с историей моей страны:
- Революция 1917 года;
- раскулачивание и массовый голод (годы коллективизации 1928-1937гг.);
- Великая Отечественная война (1941-1945гг.);
- Освоение целены (1954-1965гг)
Все эти исторические даты очень сильно повлияли на судьбу моих предков.
Данная работа может иметь продолжение. Некоторые рассказы и воспоминания, не вошедшие в проект, имеют ценность лишь для меня и моей семьи. Мне хотелось бы глубже исследовать свое генеалогическое древо.
4. Список использованной литературы:
1. Лекции по русской генеалогии. Савелов Л.М. Репринт издания 1909 года. – М.: Археографический центр 1994 г.
2. http://www.familytree.narod.ru/ Сайт по генеалогии.
3. http://www.genealogia24.blogspot.ru/ Сайт по генеалогии.
4. http://www.genealogy.su/archives/2895/ Генеалогическое агентство.
5. http://www.generesis.h1.ru/ Сайт по генеалогии «Всероссийское генеалогическое древо».
6. http://www.gershzon.ru/ Сайт по генеалогии «Ваше Родословие
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.