МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ ДОМ – ШКОЛА №95»
исследовательская работа
Работа составлена:
Худякова Светлана Петровна, учитель технологии
Атяжкина Арина ученица 4 «А» класса
Лосенкова Светлана ученица 5 «А» класса
г. Новокузнецк
Содержание
Введение …. 2
1. История появления малой народности – телеуты .. 4
2. Национальная одежда ... .5
Заключение …7
Список использованной литературы ... 8
Введение
В настоящее время, характерное возрождением многих культур, люди испытывают большой интерес к тем культурам, которые находятся в местах их совместного проживания. Вот мы вместе с нашими педагогами Светланой петровной и Оксаной Алексеевной решили посвятить наш проект коренным народам Кемеровской области – телеутам.
Нам интересна именно эта тема, потому что она актуальна для жителей Сибири, живущих в тесном общении с телеутами уже более трёх тысячелетий и практически ничего о них не знающих. Нам хочется узнать о том, как порявились на нашей территории первые люди, какая у них была религия, в какие игры играли их дети и многое другое.
Цель:- формирование знания о культуре и быте коренных малочисленных народов, населяющих Кемеровскую область - телеуты.
Задачи:
1. Познакомиться с культурой и бытом телеутов;
2. Формировать толерантное отношение к народам и народностям, проживающих рядом с нами;
3. Развивать познавательный интерес, через исследовательскую деятельность.
Перед созданием нашего проекта мы провели устный опрос, о том знают ли воспитанники нашего детского дома, кто такие телеуты. Только 23% опрошенных знают, что это «какой-то» народ, но, что они коренные народы нашего края, знают лишь 15% из них.
История появления малой народности – телеуты
В РФ проживают 2,7 тыс. чел. В 2000 г. Постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа. Первые упоминания о телеутах — белых калмыках — в исторических хрониках России относятся к началу XVII в. Телеутское княжество Теленъ орда или Телеутская землица, возглавляемое князем Абаком, было одним из наиболее сильных и влиятельных на юге Западной Сибири. С начала XVIII в. Большая часть телеутов (по некоторым оценкам, около 20 тыс. человек) кочевала в пределах Джунгарии — государства, созданного западными монголами. Переход телеутов под государеву руку завершился с разгромом Джунгарского ханства, когда Алтай вошел в состав России. К концу ХIХ в. сложилось несколько территориальных групп телеутов; бачатскую составляли четыре оседлые волости (инородные управы) Кузнецкого уезда. Численность бачатских телеутов, включая обрусевших, составляла около 4500 человек.
Национальная одежда
Одежда телеутов по сравнению с соседями-шорцами и кумандинцами, отличалась большой изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне-зимнюю и весенне-летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток была и остаётся сейчас красивой. Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Женщины носили пояс всегда, повязывая его на левую сторону .ширина пояса была около 3-5 см ,иногда до 12 см ,длина до 2,5-3 см. Платья шили с подкладкой на плечиках которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба, размером около 10Х10см. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4-5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно таким же, что и ластовица материалом прорезаются карманы.
Особенностью праздничного платья является нашитое нагрудное украшение (тошток). Состоящее из двух симметричных половинок. Для его изготовления два куска бересты или картона обшивают снизу ситцем, а с левой стороны – сукном, всегда ярко-красного цвета. Затем по всему краю украшают широким серебряным галуном, а внутри, блие к внутреннему краю прямого разреза ворота, нашивается «акча» ( копейка, деньги).
Воротник национального платья является важным декоративным элементом. Он невысокий, до 3 см. твердый – из бересты или картона, обшитый сукном и весь обшит бляшками в виде денег (акча).
Повседневный головной убор женщин – платок. Его складывают треугольником: один угол спускается на спину, два других завязывают на затылке узлом. Праздничный головной убор имел коническую форму из стеганой материи обшитые бархатом по отвороту, отороченные мехом соболя шапки с кистью на макушке.
Важным украшением женского платья являлся воротник, который имел форму стойки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь вставляли по его размеру распаренную в горячей воде берёсту. Она не гниёт, не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились вручную из однотонного сукна чаще красного или зелёного, синего цветов. Ни чёрного, ни белого воротников не было.
Поверх платья одевалась чиймек - лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с воротником шалью, отделанной галуном под золото и серебро, вышитым золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми кистями. Воротник чиймека имел яркую расцветку. Он мог быть тканым , матерчатым с вышитым и вытканным орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками парчи или золотой нити. Чиймек носили поверх рубахи. Чтобы был виден подол рубахи, его, как и телен ,делали на 30 см короче.
Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. Верх обуви был тёмного цвета, подошва - светлого.
Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос - из сплетения волос и ракушек. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты.
Украшения:
=
Заключение
Работая над проектом, мы столкнулись со следующими проблемами. Первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения культуры телеутов. Поэтому основной материал собирался через общение с представителями телеутского народа и информация в интернете. Однако и собранный материал позволяет сделать следующие выводы.
Численность - около 2600 человека. Язык - тюркская ветвь алтайской семьи языков. Расселение - Кемеровская область, Алтайский край, Республика Алтай. Живут в южной Сибири. Самоназвание - теленгеттер, пайаттар, тадарлар. Письменность - на русской графической основе.
В XIX - начале XX вв. сложились бачатская, томская, чумышская и алтайская этно-территориальные группы. Они отличались особенностями родового состава, диалектов, а также хозяйственного и культурного развития. Наиболее самобытной в этническом отношении остается бачатская группа.
К блюдам традиционной кухни относятся тутмаш (бараний бульон с кусочками теста, луком и мясом), кан (колбаса из овечьей или конской крови с луком или чесноком), т`оргом (тонко нарезанные кусочки овечьих внутренностей, сала и т.п., перевязанные тонкой кишкой), а также супы из мяса сусликов, сурков, барсуков, вяленое конское мясо, засоленный подшейный жир лошади, большие пельмени в форме полумесяца (пелмен), пироги, блины, печенье, заимствованные у русских.
С конца XIX в. в общественный быт прочно вошли христианские праздники. Традиционные телеутские ритуалы приурочивают к церковным датам. Обычай коллективных угощений по случаю осеннего забоя скота сохранялся вплоть до середины ХХ в.
Список литературы.
1. Кацюба Д.В. Этнография народов Сибири. Кемерово, 1994.
2. Кимеев В. ст. Телеуты. Шорцы. Ж.География,1998. №4.
3. Зверев В.А. История Сибири. Новосибирск. 1999.
4. Словарь-справочник. Народы России. Имена и судьбы. Какого мыроду-племени. Издательство Академия, М., 2000.
5. Функ Д.А. Бочатскиетелеуты. Институт этнологии и антропологии РАН, 1993. Москва.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.