Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение Соловьёвская средняя общеобразовательная школа
Тема исследования:
« Знаки зодиака и координатная плоскость»
Автор: Гомзякова Диана Сергеевна, 6 класс
Руководитель: Прокопчук Нина Константиновна,
учитель математики
Тема: «Знаки зодиака и координатная плоскость»
Гомзякова Диана Сергеевна
Россия, Забайкальский край, Борзинский район,
с.Соловьёвск Соловьёвская СОШ 6 класс
Краткая аннотация.
Математика и астрономия имеют довольно интересные зависимости между собой и многие явления происходящие в космосе, наличие какого-либо небесного тела ученые могут предугадать с помощью математических расчетов. Обе эти науки взяли свое начало с того, что обслуживали человека с древности: помощью математики люди производили необходимые бытовые расчеты, с помощью астрономии ориентировались на местности и определяли дни недели, вели календарь. Поэтому в своей работе я решила эти науки попробовать объединить и связать их с прямоугольной системой координат.
Тема: «Знаки зодиака и координатная плоскость»
Гомзякова Диана Сергеевна
Россия, Забайкальский край, Борзинский район,
с.Соловьёвск Соловьёвская СОШ 6 класс
Аннотация.
Цель: рассмотреть знаки зодиака, через теорию координатной плоскости.
Задачи:
1. познакомиться с историей возникновения координат;
2. расширить знания о координатах и их применении в повседневной жизни человека;
3. построить изображения созвездий на координатной плоскости;
4. создать дидактический материал в «Методическую копилку учителя» по теме «Координатная плоскость»
Методы:
1. теоретический – изучение первоисточников;
2. аналитический – анализ полученных результатов;
3. синтез – обобщение материалов теории и полученных результатов;
создание графического изображения созвездий знаков зодиака, содержащих информацию о солнечной системе.
Увидев по телевизору рекламу, в которой дети сказали: «А мы увидели созвездие пингвинов», я задумалась о связи звездного неба и своего знака зодиака.
Мне всегда нравилось наблюдать за звёздным небом, находить созвездия и рассматривать их. Но тогда я и не догадывалась, что помимо красивого расположения на небе, о зодиакальных созвездиях можно узнать уникальные, интереснейшие мифы и легенды, теории происхождения, названия и местоположения главных звёзд в знаках зодиака и многое другое.
Разные народы имели свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, причем число созвездий у разных народов было различно. В своей работе я перенесла созвездия со звездного неба на координатную плоскость, решила приступить к исследованию созвездий и непременно связать их расположение с координатной плоскостью, т.к. я люблю заниматься ещё и изучением математики, которая имеет непосредственное отношение к астрономии. Проанализировав теоретический материал, найденный из сети интернет, я убедилась в практической значимости своей работы и ответила на все поставленные мною задачи.
Тема: «Знаки зодиака и координатная плоскость»
Гомзякова Диана Сергеевна
Россия, Забайкальский край, Борзинский район,
с.Соловьёвск Соловьёвская СОШ 6 класс
План исследования.
Актуальность исследовательской работы: работа в прямоугольной системе координат предлагает ее вычерчинание, построение единичного отрезка – работу с измерительными приборами, что позволяет сочетать зрительную и мыслительную деятельность.
Проблема исследования: созвездий знают многие, но находить на звездном небе их может далеко не каждый, в данной работе сделана попытка построить изображения знаков зодиака на координатной плоскости.
Гипотеза: чтобы отобразить созвездия знаков зодиака на координатной плоскости, надо знать особенности координатной плоскости и конфигурацию созвездий знаков зодиака.
Новизной работы для меня является самостоятельное изучение темы «Координатная плоскость», т. к. по программе предмета, она будет изучаться в 4-ой четверти.
Цель исследования: рассмотреть знаки зодиака через теорию координатной плоскости.
Задачи исследования:
· научиться строить точки в декартовой системе координат и определять координаты заданных точек;
· научиться «рисовать» в прямоугольной системе координат;
· научиться строить диаграммы по результатам опроса.
Объект исследования: построение изображений созвездий знаков Зодиака в координатной плоскости.
Предмет исследования: результаты общественного опроса семья Гомзяковых; обучающиеся 6 класса Соловьёвской СОШ
Сроки исследования: сентябрь 2019- ноябрь 2019 год
Этапы исследования:
· ознакомиться с координатной плоскостью и построением точек на плоскости, для реализации моей цели;
· изучить знаки зодиака и характерные особенности их созвездий, для расположения в координатной плоскости;
· построить изображения созвездий на координатной плоскости;
· провести астрологическое исследование моей семьи и обучащихся 6 класса.
Методы исследования:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования;
2. Работа с источниками Интернета и электронными ресурсами;
3. Беседа;
4. Анализ и обобщение.
Тема: «Знаки зодиака и координатная плоскость»
Гомзякова Диана Сергеевна
Россия, Забайкальский край, Борзинский район,
с.Соловьёвск Соловьёвская СОШ 6 класс
Научная статья.
1.Введение
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд – всегда привлекал, завораживал человека. Когда-то очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем.
Обратив взгляд к звездному небу, мы видим бесчисленное множество звезд, хаотично рассеянных в пространстве. В действительности же только около 6 тысяч звезд на небесной сфере можно увидеть невооруженным глазом, а с любой точки земной поверхности в какой-то данный момент - только половину из них.
Звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть, тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса. Непосвященному в секреты астрономии даже трудно представить, какое количество загадок и тайн скрыто за теми замысловатыми узорами из звезд, которые древние называли созвездиями. (Приложение 1, 2)
2.История возникновения системы координат
За 200 лет до нашей эры греческий ученый Гиппарх ввёл географические координаты. Он предложил нарисовать на географической карте параллели и меридианы и обозначить числами широту и долготу. В 14 веке французский математик Н. Орсем предложил широту называть абсциссой, а долготу – ординатой. На этом нововведении возник метод координат.
Основная заслуга в создании этого метода принадлежит Рене Декарту. (Приложение 3,I)
Координатная плоскость - это плоскость, на которой задана определенная система координат. Такая плоскость задается двумя прямыми, пересекающимися под прямым углом. В точке пересечения этих прямых находится начало координат. Каждая точка на координатной плоскости задается парой чисел, которые называют координатами.
Прямолинейная система координат наиболее простая и поэтому часто используемая. Очень легко и прямо обобщается для пространств любой размерности, что также способствует её широкому применению. (Приложение 3, II)
Координатные прямые называются координатными осями. Горизонтальная — ось абсцисс (Ох), вертикальная — ось ординат (Оy). Координатные оси разбивают координатную плоскость на четыре части — четверти. Порядковые номера четвертей принято считать против часовой стрелки.
Любая точка в координатной плоскости задается своими координатами - абсциссой и ординатой. Например, М(-3; 4). Читают: точка М с координатами -3 и 4. Здесь - 3 — абсцисса, 2 — ордината. ( Приложение 3, III)
При построении точек следует помнить, как правильно записываются их координаты. Так, обычно задавая точку, в скобках пишут две цифры. Первая цифра обозначает координату точки по оси абсцисс, вторая - по оси ординат. Строить точку следует таким образом. Сначала отметить на оси Ox заданную точку, затем отметить точку на оси Oy. Далее провести воображаемые линии от данных обозначений и найти место их пересечения - это и будет заданная точка. Вам останется только отметить ее и подписать. Как видите, все довольно просто и не требует особых навыков. Размещаем фигуру. Теперь перейдем к такому вопросу, как построение фигур на координатной плоскости. Для того чтобы построить на координатной плоскости любую фигуру, следует знать, как размещать на ней точки.
Если мы умеем это делать, то разместить фигуру на плоскости не так уж и сложно. В первую очередь нам понадобятся координаты точек фигуры. Именно по ним мы и будем наносить на нашу систему координат зодиакальные созвездия.
3. Звёздное небо и двенадцать знаков Зодиака
Астрология - наука о влиянии звезд, созвездий и планет на человека и на Землю. Среди 88 созвездий, украшающих ночное небо, особое место занимают те, среди которых Солнце проходит свой годичный путь. Двенадцать созвездий на пути у Солнца: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Большинство имён принадлежит животным, поэтому эти созвездия получили названия зодиакальные (от греческого зодиакос - «звериный круг»).Греческая астрономия восприняла зодиакальную систему вавилонян в варианте с разделением на 12 созвездий. 12 являлось сакральным числом - числом олимпийских богов в греческой мифологии. Я воспользовалась картой звездного неба, которую применяют на уроках астрономии в 11 классе. ( Приложение 4,IV)
На самом деле, конечно, Земля движется вокруг своего светила, но нам кажется, что именно Солнце меняет своё местоположение. Так думали и древние астрономы, давшие названия зодиакальным созвездиям.
Они заметили, что Солнце всегда идёт по небу одной дорогой и каждый месяц «гостит» у знаков Зодиака: в январе – у Козерога, в феврале – у Водолея, в марте – у Рыб... Издавна считается, что знак Зодиака, то есть месяц рождения человека, определяет его характер, влияет на поведение и предопределяет судьбу.
В традиционной китайской астрономии зодиакальный пояс делят на четыре части, каждая из которых в свою очередь разделена на семь небольших созвездий — «стоянок луны». Таким образом, за день Луна проходит одну стоянку. ( Приложение 4, V)
4. Знаки Зодиака в координатах
Изучив зодиакальные созвездия и установив, что созвездия образованы скоплением ярких звезд на небе и тем самым образуют характерные для каждого знака зодиака фигуры, эти созвездия возможно отобразить на координатной плоскости. А также , что у каждого знака Зодиака имеется свой элемент стихии, показывающий устойчивый тип поведения человека. Таким образом, каждый знак Зодиака представляет собой уникальное сочетание стихии и качества.
В ходе работы над исследованием я предлагала одноклассникам построить рисунки двенадцати знаков Зодиака: сначала на клеточной бумаге – в узле клетки, т.к. мы еще не изучили данную тему на уроках, то строили только в первой четверти, где используются положительные числа, затем я объяснила как строить и в координатной плоскости.
На каждой карточке есть изображение одного из знаков и даны координаты точек (звёзд) и пути соединения этих точек. После того, как их отметили на координатной плоскости и соединили в указанном порядке – получится изображение знака Зодиака такое же, как и на карте звёздногонеба.После построения всех знаков можно составить карту звёздного неба.
Для составления астрологической характеристики моей семьи и моего 6 класса, я подготовила опросник, из опроса следует, что ребята нашего класса интересуются своим гороскопом, и знают к какому созвездию относятся их дни рождения - 82%, но 79% из опрошенных не знают, как выглядит их созвездие, а в нашей семье больше (Приложение 6)
Работая с картой звездного неба, рассмотрев точками созвездия, перенесла его на клетчатую бумагу. Произвольным образом ввела систему координат и записала координаты каждой точки, обозначив пути их соединения, так построила свое созвездие «Рак» (Приложение 6)
Как уже известно, знаки зодиака происходят от названий двенадцати зодиакальных созвездий, а более того каждому человеку соответствует знак, в котором находилось Солнце, в момент его дня рождения, оставляя некий уникальный отпечаток свойственный лишь определенному человеку. Однако у каждого знака зодиака есть свои общие для всех характеристики, позволяющие в некоторой степени судить о возможностях того или иного человека. Чтобы узнать такие особенности, мы можем обратиться к гороскопу, но это тема уже другого проекта.
5. Заключение.
Подводя итоги проделанной работы, отметим, что, несмотря на довольно скромный математический аппарат, используемый в работе, мною получены интересные результаты.
Согласно поставленной цели, я исследовала и подтвердила свою гипотезу, что применяя координатную плоскость, можно построить изображения созвездий. Познакомилась с координатной плоскостью и теперь легко смогу построить любую фигуру с помощью заданных координат. После чего подобрала и изготовила карточки-задания для работы в группах (Приложение 7). Материалы моей работы могут помочь учителю провести урок на закрепление знаний по теме «Координатная плоскость». В ходе выполнения заданий ученики могут с интересом проверить свои знания и умения отмечать точки по заданным координатам и определять координаты уже отмеченных точек. Представила астрологический портрет класса в виде диаграмм разного вида.
В ходе выполнения работы я рассмотрела и повторила такие темы по математике: «Диаграммы», «Проценты» и изучила тему «Координатная плоскость», которую мы будем изучать в 4 четверти. Работа по данной теме оказалась интересной и поучительной для меня.Я пришла к выводу, что мир знаков зодиаков – это та прекрасная грань, которая соединяет человека с загадочным космосом и далёкими звёздами.Работая над проектом, я узнала много нового о созвездиях знаков зодиака. Теперь я могу поделиться собранной информацией с ребятами нашей школы, им будет интересно увидеть свой знак зодиака на координатной плоскости, а так жея могу находить и обобщать нужную информацию, создавать презентацию.
Цель на будущее:
1. Изучить стихии знаков зодиака в другом проекте.
Список литературы:
1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов. Математика 6. « Мнемозина»,Москва. 2017
2. Б.А. Воронцов-Вельяминов. Астрономия 11 «Вертикаль Дрофа» 2018
Тема: «Знаки зодиака и координатная плоскость»
Гомзякова Диана Сергеевна
Россия, Забайкальский край, Борзинский район,
с.Соловьёвск Соловьёвская СОШ 6 класс
Приложение.
Приложение 1.
Приложение 2.
(I)
(II)
(III)
Приложение 3
(IV)
(IV)
(V)
Приложение 4.
Опросник: «К какому созвездию я отношусь»:
1. Кто вы по знаку зодиака?
2. Знаете ли вы как выглядит ваше созвездие?
Проанализировала:
К какому созвездию относятся дни рождения ребят в нашем классе.
Всего учащихся в классе – 7, из них
весы – 1человек,
дева - 1человек,
стрелец – 1человек,
близнецы – 1человек,
лев - 1человека.
К какому созвездию относятся родственники моей семьи:
Мама – близнецы.
Папа – телец.
Брат – овен.
Сестра – лев.
Я – рак.
Провела расчет:
Построила диаграммы:
Моё созвездие «Рак»
Построила по готовым координатам:
Построила по своему рисунку:
Приложение 5
Дидактический материал по теме «Координатная плоскость»
1. Дева
Координаты |
Пути соединения |
1 (6;7) |
1→2→3→4→5→1 |
2 (10;6) |
5→6→7→8→9→12→13→14→15 |
3 (10;3) |
14→5 |
4 (6;0) |
9→10 и 12→11 |
5 (3;-1) |
|
6 (-1;-5) |
|
7 (-3;-9) |
|
8 (-10;-10) |
|
9 (-12;-7) |
|
10 (-16;-9) |
|
11 (-19;-3) |
|
12 (-12;-2) |
|
13 (-6;-3) |
|
14 (-1;2) |
|
15 (-4;7) |
2. Рыбы
Координаты |
Пути соединения |
1(-10;13) |
1→2→3→4→5→6→7→8→9→10→11→ →12→13→14→15→16→17→18→19→14 |
2(-12;11) |
|
3(-10;8) |
1→3 |
4(-14;3) |
|
5(-15;0) |
|
6(-19;-5) |
|
7(-22;-10) |
|
8(-17;-8) |
|
9(-14;-8) |
|
10(-11;-6) |
|
11(-8;-6) |
|
12(-5;-7) |
|
13(6;-6) |
|
14(11;-7) |
|
15(11;-12) |
|
16(15;-11) |
|
17(17;-9) |
|
18(17;-7) |
|
19(15;-7) |
3. Близнецы
Координаты |
Пути соединения |
1(-8;11) |
1→17→4→5→6 |
2(-11;9) |
4→7→8 |
3(-4;8) |
17→3→18→10→9 |
4(-8;3) |
18→12→14→15→16 |
5(-11;-1) |
17→2 и 18→11 и 12→13 |
6(-7;-10) |
|
7(-5;-1) |
|
8(-2;-8) |
|
9(-2;13) |
|
10(-1;11) |
|
11(8;8) |
|
12(2;1) |
|
13(2;-7) |
|
14(6;-5) |
|
15(8;-6) |
|
16(11;-7) |
|
17(-7;9) |
|
18(1;8) |
4 Весы
Координаты |
Пути соединения |
1(-4;12) |
1→2→4→5→6 |
2(10;7) |
2→3 и 1→4 |
3(9;-5) |
|
4(-10;4) |
|
5(-1;-10) |
|
6(-2;-12) |
5. Овен
Координаты |
Пути соединения |
1(-13;10) |
1→2→3→4→5→6→4 |
2(-13;6) |
4→7→9→2 |
3(-10;7) |
9→10 и 7→8 и 1→3 |
4(2;4) |
|
5(6;5) |
|
6(7;1) |
|
7(1;-1) |
|
8(8;-2) |
|
9(-14;-3) |
|
10(-18;-7) |
6. Лев
Координаты |
Пути соединения |
1 (-21;-4) |
1→2→3→4→5→6→7→8→9→10→13→15→16 |
2 (-11;2) |
4→10 и 6→9 |
3 (-8;1) |
10→11 и 10→12 |
4 (3;3) |
13→14 и 13→2 |
5 (4;6) |
|
6 (8;9) |
|
7 (14;10) |
|
8 (13;7) |
|
9 (10;7) |
|
10 (7;0) |
|
11 (14;-6) |
|
12 (7;-5) |
|
13 (-11;-4) |
|
14 (2;-8) |
|
15 (-13;-8) |
|
16 -11;-13) |
7. Рак
Координаты |
Пути соединения |
1(-10;3) |
1®2®3®4®5®6 |
2(-3;4) |
2®5 |
3(-6;-8) |
|
4(2;-3) |
|
5(1;6) |
|
6(6;12) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Козерог
Координаты |
Пути соединения |
1(-22;3) |
1®2®3®4®5®6®7®8 и 3®6 |
2(-18;2) |
7®9®10®11 |
3(-11;2) |
9®12®6 и 12®13 |
4(-13;-5) |
|
5(-12;-6) |
|
6(-3;2) |
|
7(14;6) |
|
8(16;11) |
|
9(11;1) |
|
10(4;-10) |
|
11(2;-12) |
|
12(-3;-2) |
|
13(-4;-10) |
9. Скорпион
Координаты |
Пути соединения |
1(-19;2) 2 (-15;2) |
1→2→3→4→5→6→7→8→9→10→11→12→13→14→15→16→17→18→19→20→14 |
3 (-14;2) |
|
4(-16;0) |
|
5(-18;0) |
|
6(-19;-2) |
|
7(-16;-4) |
|
8(-11;-5) |
|
9(-7;-4) |
|
10(-6;-1) |
|
11(-5;3) |
|
12(0;7) |
|
13(3;9) |
|
14(6;9) |
|
15(8;14) |
|
16(10;14) |
|
17(12;11) |
|
18(11;7)19 (10;4) 20(6;6) |
10. Водолей
Координаты |
Пути соединения |
1(-21; -10) |
1®4®3 и 4®2 |
2(-17; -11) |
4®5®6®7®8®4®6®9®10®11®12®13®10®14®15 |
3(-22; 0) |
14®16®17®18 |
4(-20;2) |
|
5(-19;5) |
|
6(-14; 3) |
|
7(-13; -3) |
|
8(-14; -5) |
|
9(-5; 4) |
|
10(-4; 11) |
|
11(-7; 10) |
|
12(-11; 11) |
|
13(-8; 13) |
|
14(4;16) |
|
15(-2;-2) |
|
16(11;0) |
|
17(16;3) |
|
18(17;2) |
11.Стрелец
Координаты |
Пути соединения |
1(7;5) |
1®2®3®4®5®6®1 и 6®3 |
2(10;9) |
6®7®8®9®10 |
3(11;1) |
9®11®12 |
4(8;-4) |
11®13®14®15®16®14 |
5(7;-2) |
16®17®18 и 14®7 |
6(8;2) |
|
7(3;4) |
|
8(0;1) |
|
9(-4;-7) |
|
10(-3;-10) |
|
11(-12;-3) |
|
12(-10;-8) |
|
13(-2,4) |
|
14(1,5) |
|
15(0;9) |
|
16(-2;9) |
|
17(-6;11) |
|
18(-5;13) |
12.Телец
Координаты |
Пути соединения |
1(-14;7) |
1®2®3®4®5®10®6®7®8®9 и 8®2 |
2(-5;3) |
|
3(-17;0) |
10®11®12 |
4(-3;-3) |
10®14®15®17 и 15®16 и 15®18 и 10®13 |
5(-1;-3) |
|
6(1;0) |
|
7(-1;1) |
|
8(-1;4) |
|
9(8;10) |
|
10(1;-2) |
|
11(-2;-6) |
|
12(-1;-9) |
|
13(3;-9) |
|
14(6;-4) |
|
15(14;-4) |
|
16(12;-1) |
|
17(8;-11) |
|
18(14;-14) |
Приложение 6.
Сбор информации. Исследовательская деятельность. Обработка результатов исследования.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.