МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Кезская средняя общеобразовательная школа№1»
Исследовательская работа
«Волшебная сила музыки»
Выполнила ученица 6з класса
Ильина Арина
Руководитель: Веретенникова
Ландина Александровна
п. Кез, 2020 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………3
1. Теоретическая часть
1.1 История возникновения и становления музыки………………….5
1.2 Влияние музыки на физическое и психическое состояние………6
1.3 Влияние музыки на нервную систему и настроение человека……7 1.4 Целебное влияние музыки на человека………………………….....8
1.5 Использование музыки в медицине и торговле…………………..9
1.6 Свойства воды, озвученной музыкой……………………………..10
1.7 Музыка и математика………………………………………………10
Вывод …………………………………………………………………...11
2. Практическая часть
2.1 Анкета №1 ……………………...................................................12
2.2 Анкета №2 ……………………………………………………...13
2.3 Эксперимент по Пифагору……………………………………..14
Заключение ………………………………………………………...16
Список источников………………………………………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Вслушайся, весь мир поет
Вслушайся, весь мир поет
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен!
В жизни нас окружает множество разнообразных звуков: шум деревьев, жужжание пчел, раскаты грома, городской шум, голоса людей и животных. И, конечно, музыка! Каждый день большинство из нас слушает разную музыку, которая, так или иначе встретится где-нибудь, независимо от того, хотим мы этого или нет – в машине, автобусе, супермаркете, кинотеатре, на улице, на дискотеке, – везде, где бы мы ни находились, нас сопровождают звуки музыки. При этом вряд ли кто-то задумывается, какое огромное влияние она оказывает на наш внутренний мир, наше поведение, настроение и здоровье. Музыка сопровождает человека с давних пор, без нее немыслима современная жизнь человека. Музыка от классической пьесы до популярной эстрадной песни – нужна всем. Пройдя по улице, каждый 2-ой человек с наушниками и тоже что-то слушает. Современный человек настолько привык заполнять свое пространство звуками, что практически не может обходиться без этого.
Актуальность моей темы заключается в том, что музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику, музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность. В начале своего исследования мне было интересно узнать — что мои одноклассники знают о роли музыки в нашей жизни, для чего она нужна, какую музыку ребята слушают, почему она сопровождает людей всех поколений, всех слоев населения на протяжении всей жизни?
Цель: состоит в том, чтобы выяснить и рассказать: какую роль в жизни человека играет музыка, и как она влияет на характер и настроение.
Задачи:
- изучить информационные источники – книги, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы;
-провести эксперимент по влиянию музыки на эмоциональное состояние учащихся;
- провести эксперимент по Пифагору
- проанализировать полученную информацию;
- сделать собственные выводы на основе полученной информации о влиянии музыки на настроение школьника.
Гипотеза исследования: музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, опрос, анализ и диагностика результатов
1. Теоретическая часть
1.1 История возникновения и становления музыки
Музыка, в свою очередь, является процессом, объединяющим тоны нот в благозвучные группы звуков. Музыку еще иногда называют языком звуков. Некоторые мелодии могут состоять из хаотичных звуков следующих один за другим, а иногда, могут звучат достаточно гармонично. Музыка может приласкать, а может, будто кнутом ударить. Музыка бывает разной, и мы сами же её и создаем.
Разберем ряд стадий становления музыки.
Музыка первобытных людей
Нам сложно представить себе музыку первобытных людей, потому что тогда ещё не было письменности, и ни один человек не мог делать ни записи слов песен, ни их звучания и тем более нот.
В музыке древности присутствовало большое количество воспроизведения звуков окружающего мира. Со временем люди научились отличать среди большого числа звуков и шумов звучания мелодические, стали слышать и понимать их соответствие по длительности и высоте, а так же их взаимосвязь.
Мамы, к примеру, напевали при качании ребенка; воины воодушевляли себя пред сражением и пугали противников агрессивными песнями - кличами; пастухи протяжными призывами собирали стада; а при выполнении совместной работы, размеренные выкрики помогали людям объединять усилия и легче справляться с работой.
Если из первобытной общины кто-то погибал, то его близкие выражали собственное несчастье в песнях - плачах.
Так появились древние формы музыкального искусства:
· трудовые песни;
· военные песни;
· пастушеские песни;
· похоронные плачи;
· колыбельные песни.
Эти древние формы со временем совершенствовались и сохранились и в наше время, и конечно не без изменений.
Музыка окружает человека с древних пор. Звукам, которые первобытные люди слышали вокруг, придавали священную значимость. Позже появились первые музыкальные инструменты, из которых люди научились извлекать мелодии.
Первые ударные музыкальные инструменты возникли в период палеолита — применяли их в ритуальных целях, а первый духовой музыкальный инструмент, флейта, появилась приблизительно 40000 лет назад. Так ещё с незапамятных времен музыка стала неотъемлемой составляющей жизни человека.
Итак, доисторической является музыка аборигенов африканских, американских и иных коренных народов. Любое торжество и обряд сопровождали определенные композиции звучаний и мелодии. Звучания музыкальных инструментов сигнализировали о начале сражения.
Целью исполнения музыкальных композиций было поднятие боевого духа, обращение к богам, предупреждение о начале действа или об угрозе. Доисторический период музыки заканчивается с возникновением письменной музыкальной традиции.
Музыка древнейших цивилизаций
По сравнению с музыкой первобытного общества, музыка древнейших цивилизаций была на более значительном уровне становления. Изображения музыкантов сохранились на египетских фресках, на барельефах развалин ассирийских храмов и на прочих монументах далеких времен. При этом мы можем только предполагать, что играли и пели эти музыканты и певцы.
Наиболее существенную роль для последующих времен сыграла музыка Древней Греции. Тогда она звучала в театральных представлениях, где прочтение сменялось пением хора, и на народных торжествах, и в обыденной жизни.
Греческие стихотворцы не читали собственные стихотворения, они их распевали, при этом еще и аккомпанируя себе на лире или кифаре. А танцы у греков сопровождались игрой на духовном инструменте - авлосе.
Была у греков и самостоятельная инструментальная музыка. К сожалению, до нас из древнегреческой музыки дошли только ряд фрагментов песен и гимнов. Первоначальные музыкальные творения записаны клинописью в Месопотамии. С усовершенствованием и появлением многообразия музыкальных инструментов, произведения становились более сложными.
Учеными подтверждено, что музыка совершенно точно отражает состояние развития культуры и мировоззрения на каждой стадии развития общества. Уже древние греки описали технику полифонии.
1.2 Влияние музыки на физическое и психическое состояние
Многообразие жанров в
современной музыке дает возможность подобрать композицию себе по духу. Однако
почему же нам нравится определенная музыка? Человек воспринимает музыку
посредством нескольких факторов: эмоциональное состояние, индивидуальные
характерные черты, национальная принадлежность. Каждый стиль по-разному влияет
на физическое и психическое состояние человека.
Древние исследования утверждали, что музыка
оказывает большое влияние на мыслительные способности, тело человека и его
душу. Современные исследования смогли изучить это влияние, а именно:
-влияние звуков конкретных музыкальных инструментов;
-влияние традиционных мелодий;
-современные тенденции и психологическое состояние человека;
-влияние произведений определенных композиторов;
-музыкальный стиль и его влияние.
1.3 Влияние музыки на нервную систему и настроение человека
Настроение, можно определить как непрерывное, постоянное эмоциональное состояние человека. Каждый на своем опыте не раз доказывал, что наши поступки и действия зависят от нашего настроения.
Конечно, определенный процесс либо вещь глобально повлиять на настроение не может, хотя бывают и исключения. Одним из самых главных факторов, формирующих наше настроение, считается жизненная обстановка в целом.
В современной психологии акцентируется такое условие изменения настроения, как события. Они либо находиться в зависимости от человека либо создаются независимо от него.
Пример, фразы, слова, произнесенные человеку кем-то другим или произнесенные им лично. Внутренний мира человека: его мысли, то, что он испытывает, его отношение поступкам и действиям других людей и событиям в мире.
Действия. То, на что человек готов тратить свои усилия. Плохое расположение духа приводит к тому, что окружающий мир и все что происходит вокруг, человек воспринимает в темном цвете, и смотрит на все через свое расстройство.
В состоянии пониженного эмоционального тонуса почти все обращаются к любимой музыке. Стоит выделить, что воздействие определенного жанра – персонально и зависит от индивидуального восприятия.
Воздействие на психологическое состояние оказывают: громкость музыки, её темп; частоты; многообразие тональностей, а так же вспомогательные эффекты.
Классическая музыка влияет на человека, придавая жизненных сил и стойкости. Снижает беспокойность, вероятность депрессии и нервозность. Способствует усвоению знаний.
Проведенные исследования показали, что творения определенных композиторов стимулируют конкретные реакции у большинства испытуемых. К примеру, Бах и его «Итальянский концерт» снижает отрицательные эмоции злости и обиды.
Чайковский и Бетховен написали шедевры, которые способствуют здоровому сну, снижают нервозность. Моцарт и его творения могут помочь в борьбе с раздражительностью и головной болью.
Рок, металл, тяжелая музыка повышают эмоции – как отрицательные, так и положительные. Рок заряжает энергией, однако нарушает внутреннюю уравновешенность и искривляет ритмы.
Исследования воздействия рока на психологическую составляющую человека выявили, что темп и однообразие многих творений дают негативные последствия. В особенности это заметно в возрастной группе 11-15 лет.
Поп-музыка. Учеными подтверждено, что поп музыка оказывает отрицательное воздействие на память и внимательность из-за монотонности ритма.
Рэп, согласно исследованиям, порождает ощущение злости. Однообразие рэпа может стать основой раздраженности, злости, снижения настроения и общего эмоционального тонуса.
Блюз хорошо действует на эмоции, успокаивает, снижает нервозность.
Джаз – нарушает внутреннюю слаженность. Джаз является музыкой, которая оказывает скорее отрицательное воздействие.
Рэгги - музыка отличного настроения, увеличивает эмоциональную активность, не порождает озлобленность или злость.
Современная клубная и электронная музыка снижает способность к обучению, отрицательно воздействует на умственные способности. Иногда увеличивает нервозность и напряжение.
Музыка в жанре «соул» напоминает о чувствах, зачастую внушая хандру, тоску, меланхолию.
Народная музыка, фолк – увеличивает общую эмоциональную активность, дает приподнятое расположение духа.
1.4 Целебное влияние музыки на человека
Целебное влияние музыки было известно ещё Пифагору – древнегреческий мыслитель и ученый сделал первую попытку исследовать её влияние на человека. Определенные композиции звуков способны изменять общее состояние человека - первые научные подтверждения этого были даны учеными в XIX веке.
Впервые предложение использовать музыку в качестве лекарства внес психиатр Эскироль. С того времени «музыкотерапия» стремительно применяется для излечения и помощи больным. В ХХ столетии врачи изучали способность музыки к обезболиванию, к исцелению язвы и туберкулеза.
Более распространенным стало применение мелодий в качестве анестезии. Вторая половина ХХ столетия дала науке изучения влияния музыки на гормональную регуляцию, дыхание, кровообращение, сердечнососудистую систему.
Центрами современной музыкотерапии считается Германия, США, Швейцария. Мелодии, вырабатываемые различными музыкальными инструментами, отличаются воздействием на человека.
К примеру, фортепиано: влияет на почки, щитовидную железу, нервную систему,
мочевой пузырь. Звуки данного клавишного прибора дают лечебный, очищающий
результат.
Ударные (тарелки, бубен, барабаны, литавры, колокольчики, кастаньеты) дают нормализацию работы печени, системы кровообращения, сердца.
Духовые (фагот, флейта, труба, гобой, кларнет) оказывают полезное влияние на дыхательную систему и систему кровообращения.
Струнные (скрипка, гитара, арфа) оказывают позитивный эффект на работу сердечнососудистой системы.
1.5 Использование музыки в медицине и торговле
Музыка оказывает влияние на
эмоциональную сферу человека.
Полезное воздействие классической музыки на мозговую деятельность человека доказано
многочисленными учеными.
Классика улучшает восприятие информации, память, может помочь при ревматизме. Согласно исследованиям врачей-хирургов, благодаря классической музыке организм работает гармоничнее. Определена взаимосвязь классической музыки и излечения сахарного диабета. Классические произведения, так же способствуют формированию костного скелета ребенка.
Разная музыка может оказывать разнообразное действие в зависимости от эмоциональной активности, состояния здоровья человека, его настроения.
В Великобритании появился первый курс музыкотерапии. В 60-е годы ХХ века его испытали. Был открыт Центр музыкотерапии. Музыка способствует расслаблению мышц, лечению полноты. Исследования выявили, что прослушивание музыки во время занятий спортом увеличивает эффективность в 20 %. Темп музыки может быть опасным: порождать брюшную и головную боль.
Силу музыки давно применяют в торговле. Определенные мелодии способны расслабить покупателя либо наоборот увеличивать его активность. Данную технологию можно отследить в супермаркетах: в «час пик» играют активные мотивы, в другой период – музыка сдержаннее.
Резонанс от колокольного звона уничтожает палочки тифа и возбудителей заразных болезней. Сила мелодии – в ритме, громкости, тональности. Любое музыкальное творение, которое вы выбираете для прослушивания, повлияет на состояние здоровья, эмоциональную активность и настроение.
1.6 Свойства воды, озвученной музыкой
В сети Интернет я нашла интересные сведения об исследованиях, посвященных свойствам воды, озвученной музыкой.
Эти исследования были проведены японским
исследователем, доктором Масару Эмото. Доктор Эмото провел
исследования, в ходе которых он замораживал капельку воды, а потом — при
температуре - 5 градусов — рассматривал образовавшиеся кристаллы под микроскопом
и фотографировал их встроенной в микроскоп фотокамерой.
Подвергая воду различным воздействиям, он снова ее замораживал, фотографировал
и сравнивал изменения.
Наиболее рельефно эти изменения видны после того, как вода «прослушивает» музыку. Воду на 1 час помещали между двумя колонками и включали музыку. Самые красивые кристаллы образуются под воздействием классики (Рис 1, 2).
Рис. 1 Кристаллы, замороженные после прослушивания "Пасторали" Бетховена
Рис. 2 Кристаллы, замороженные после прослушивания «Лебединого озера» П.И. Чайковского
Рис. 3 И уж совсем безобразная «грязь» остается от музыки в стиле «тяжелого металла».
Так как человек на 70—80 % состоит из воды, каждому из нас необходимо задуматься, как
влияет прослушиваемая им музыка на его организм.
1.7 Музыка и математика
Математика и музыка – два совсем разных школьных предмета.
Слушая, музыку мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая математические задачи, мы погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна тесно связаны друг с другом.
Первым
исследователем музыки был, кто бы вы думали?.. Пифагор!
Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком
музыки. Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что
такая музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь
разгадать любую тайну.
Однажды, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как удары молотов создают вполне определенное созвучие, и после этого занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами.
Следуя теории Пифагора, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, что числа правят музыкой.
Вывод: Изучив литературу, можно без сомнений говорить о том, что музыка древнейший вид искусств. Имеет большое влияние на физическое и психическое состояние, на нервную систему и настроение человека. А так же несёт целебную силу, используется в медицине и торговле. Влияет на свойства воды, хочется отметить, что музыка очень тесно связана с математикой.
2. Практическая часть
2.1 Анкета №1
Я провела анкетирование среди учащихся 6з класса
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, об общих
представлениях о музыке и какую роль она несёт для каждого из ребят. В
анкетировании принимало участие 13 учащихся.
На первый вопрос анкеты Что такое музыка?
ребят дали понять что музыка для них:
КРАСИВОЕ ПЕНИЕ, РАДОСТЬ, МЕЛОДИЯ, ПЕСНИ, ХОББИ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО,
ЗВУЧАНИЕ, НАСТРОЕНИЕ, ДУША ПОЁТ, ЛЕКАРСТВО ДЛЯ НЕРВОВ, ИГРА НА ИНСТРУМЕНТАХ.
Второй вопрос анкетирования звучал таким образом: Для чего нужна музыка в жизни?
Ответы ребят: МУЗЫКА КАК «НАРКОТИК», ЧТОБЫ ЕЁ СЛУШАТЬ, ЧТОБ БЫЛО НЕ СКУЧНО, ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ ДУШИ, ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ, ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА, ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ.
Отвечая на третий вопрос анкетирования «Встречаешься ли ты с музыкой в жизни кроме школы, урока?». Ответы ребят были да -100%.
Четвёртый вопрос: Жанр какой музыки тебе нравится больше (поп, рок, реп, классика)
По диаграмме видно, что ребята слушают различные жанры, но больше всего слушают поп, реп и классическую музыку.
2.2 Анкета №2.
С каким настроением ты пришёл в школу и каким оно стало после прослушивания музыки?
Характер музыки был очень весёлым, задорным, игривым, музыка звучала в быстром темпе. Если музыка имеет силу, влиять на настроение человека, то предполагается, что у большинства ребят настроение должно поменяться в лучшую сторону.
По показаниям диаграммы чётко видно, что музыка влияет и даже имеет силу изменить настроение в лучшую сторону.
2.3 Эксперимент по Пифагору
В своей работе я хочу поделиться с очень интересным и необычным для меня открытием – о связи музыки и математики. И я решила провести такое исследование и попробовать установить связь между числами и музыкой. Мною были исследованы даты рождений 20 учащихся 6 «з»класса. Но вашему вниманию представлю только 8 учащихся. Как известно дата – набор цифр. Я переложила даты на ноты.
Если сыграть все ноты вместе, то у каждого
из ребят получится аккорд.
Были аккорды звучащие гармонично, в музыке гармоническое звучание тонов
называется консонансом и аккорды звучащие безобразно и резко диссонанс. На
рисунке, где стоит знак «+» - значит аккорды звучат мелодично, это
значит консонанс, со знаком «-», аккорды звучат негармонично – диссонанс.
Каждой ноте мы присвоили номер ступени (До – 0, ре – 1. ми – 2, фа – 3, соль –
4, ля – 5, си – 6. до – 7, ре – 8, ми – 9).
После того, как мы переложили даты рождения на ноты, попробуем установить связь между звучанием даты рождения и способностями человека. Методом опроса я выяснила, чем каждый ученик увлекается. Таким образом, 8 учащихся моего класса, по звучанию разделились на две группы:
I группа (дети, у которых аккорды
благозвучные):
Кочанов Александр 26.05.2005 – есть музыкальный слух, голос, чувство ритма, любит
петь и слушать музыку.
Соловьёва Наталья 02.06. 2007 – есть музыкальный слух, любит петь, слушать
музыку.
Халметов Кирилл 09. 02. 2006 – имеет музыкальные способности, хорошее
чувство ритма.
Фёдорова Екатерина 26. 06. 2007 – занимается в музыкальной школе (играет на
фортепиано), поёт, очень тесно связана с музыкой.
II группа (дети, у которых аккорды не звучат):
Главатских Валерий 10. 06. 2007 – занимается футболом, не имеет особого интереса к музыке.
Дементьев Артём 09. 11. 2007 – занимается туризмом, не имеет особого интереса к музыке.
Ильина Арина 22. 02. 2008 – любит рукодельничать, есть музыкальные способности, но находятся на стадии развития,
Трапезникова Анжелика 05. 11. 2006 – проявляет
интерес к музыке, но не имеет музыкального слуха, больше любит музыку слушать
В первой группе, где аккорды звучали мелодично, оказалось большинство
детей с творческими наклонностями: некоторые из них занимаются в музыкальной
школе, любят петь. Данная группа детей обладает творческими способностями,
косвенно или напрямую связанными с музыкой.
Во второй группе, где аккорды звучали «резко», большинство детей занимаются спортом, дают предпочтения другим видам деятельности.
Вывод: То, что музыка отражает в себе закономерность числового ряда и как следствие имеется связь между звучанием дат рождений и наклонностями человека находит подтверждение в моем исследовании. Но для утверждения того, что звучание даты рождения определяет определенный тип особенностей человека, необходимо большее количество исследуемых. Если при более глубоком и многочисленном исследовании, моё предположение будет доказано, то это даст человеку еще один способ открыть себя, определить род занятий, выбрать профессию, наиболее полно раскрыть потенциал личности.
Заключение
Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий. Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе и влиянии музыки на человека. Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Музыка не только поднимает настроение, она разделяет с нами моменты печали и даёт в полной мере насладиться радостью. Учеными доказано, что музыка оказывает невероятное влияние на человека.
Музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни!!!
Список источников
1. Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. «Музыка в истории культуры»; статьи из журналов: "Чудеса и приключения" 1/96, "Будь здоров" 1/95, "Семейный доктор" 6/96, "Целительные силы" 1/96. Блейз О.С., Все о музыке; "Астрель", Балашиха, 2000.
2. Зильберквит М., Мир музыки; "Детская литература", Москва, 1988.
3. Зельницкая Н.Д., Музыка в нашей жизни. 1998. Астрель .Тула.
4. Зильберквит М., Мир музыки. "Детская литература", Москва, 1988.
5. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.
6. Кандыба Виктор Михайлович «Непознанное и невероятное: энциклопедия чудесного и непознанного»
7. Клюкин И.И., Удивительный мир звука, М, 1986
8. Кукушкин А., Вода, как дискета, записывает нашу жизнь? NovayaGazeta.Ru
9. Холопов Ю. Н. Консонанс и диссонанс // Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.
Речь. Тема моей исследовательской работы «Волшебная сила музыки»
Вслушайся, весь мир поет
Вслушайся, весь мир поет
Шорох, свист и щебет.
Музыка во всем живет,
Мир ее волшебен!
Актуальность моей темы заключается в том, что музыка существовала, и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни человека, даже больше – музыка является частью человеческой души. В силу особенности средств музыкальной выразительности, их влияния на психику, музыка имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу и нравственный мир человека, что приобретает сегодня особую актуальность. В начале своего исследования мне было интересно узнать — что мои одноклассники знают о роли музыки в нашей жизни, для чего она нужна, какую музыку ребята слушают, почему она сопровождает людей всех поколений, всех слоев населения на протяжении всей жизни?
Цель: состоит в том, чтобы выяснить и рассказать: какую роль в жизни человека играет музыка, и как она влияет на характер и настроение.
Задачи:
- изучить информационные источники – книги, энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы;
-провести эксперимент по влиянию музыки на эмоциональное состояние учащихся;
- провести эксперимент по Пифагору
- проанализировать полученную информацию;
- сделать собственные выводы на основе полученной информации о влиянии музыки на настроение школьника.
Гипотеза исследования: музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, опрос, анализ и диагностика результатов
1. Теоретическая часть состоит из 7 пунктов
1.1 История возникновения и становления музыки
1.2 Влияние музыки на физическое и психическое состояние
1.3 Влияние музыки на нервную систему и настроение человека
1.4 Целебное влияние музыки на человека
1.5 Использование музыки в медицине и торговле
1.6 Свойства воды, озвученной музыкой
1.7 Музыка и математика
Вывод: Изучив литературу, можно без сомнений говорить о том, что музыка древнейший вид искусств. Имеет большое влияние на физическое и психическое состояние, на нервную систему и настроение человека. А так же несёт целебную силу, используется в медицине и торговле. Влияет на свойства воды, хочется отметить, что музыка очень тесно связана с математикой.
2. Практическая часть
2.1 Анкета №1
Я провела анкетирование среди учащихся 6з класса
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, об общих
представлениях о музыке и какую роль она несёт для каждого из ребят. В
анкетировании принимало участие 13 учащихся.
На первый вопрос анкеты Что такое музыка?
ребят дали понять что музыка для них:
КРАСИВОЕ ПЕНИЕ, РАДОСТЬ, МЕЛОДИЯ, ПЕСНИ,ХОББИ, ТВОРЧЕСТВО, ИСКУССТВО,
ЗВУЧАНИЕ, НАСТРОЕНИЕ, ДУША ПОЁТ, ЛЕКАРСТВО ДЛЯ НЕРВОВ, ИГРА НА ИНСТРУМЕНТАХ.
Второй вопрос анкетирования звучал таким образом: Для чего нужна музыка в жизни?
Ответы ребят: МУЗЫКА КАК «НАРКОТИК», ЧТОБЫ ЕЁ СЛУШАТЬ, ЧТОБ БЫЛО НЕ СКУЧНО, ДЛЯ УСПОКОЕНИЯ ДУШИ, ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ, ДЛЯ НАСТРОЕНИЯ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА, ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ.
Отвечая на третий вопрос анкетирования «Встречаешься ли ты с музыкой в жизни кроме школы, урока?». Ответы ребят были да -100%.
Четвёртый вопрос: Жанр какой музыки тебе нравится больше (поп, рок, реп, классика)
По диаграмме видно, что ребята слушают различные жанры, но больше всего слушают поп, реп и классическую музыку.
2.2 Анкета №2.
С каким настроением ты пришёл в школу и каким оно стало после прослушивания музыки?
Характер музыки был очень весёлым, задорным, игривым, музыка звучала в быстром темпе. Если музыка имеет силу, влиять на настроение человека, то предполагается, что у большинства ребят настроение должно поменяться в лучшую сторону.
По показаниям диаграммы чётко видно, что музыка влияет и даже имеет силу изменить настроение в лучшую сторону.
2.3 Эксперимент по Пифагору
В своей работе я хочу поделиться с очень интересным и необычным для меня открытием – о связи музыки и математики. И я решила провести такое исследование и попробовать установить связь между числами и музыкой. Мною были исследованы даты рождений 20 учащихся 6 «з»класса. Но вашему вниманию представлю только 8 учащихся. Как известно дата – набор цифр. Я переложила даты на ноты.
Если сыграть все ноты вместе, то у каждого
из ребят получится аккорд.
Были аккорды звучащие гармонично, в музыке гармоническое звучание тонов
называется консонансом и аккорды звучащие безобразно и резко диссонанс. На
рисунке, где стоит знак «+» - значит аккорды звучат мелодично, это
значит консонанс, со знаком «-», аккорды звучат негармонично – диссонанс.
Каждой ноте мы присвоили номер ступени (До – 0, ре – 1. ми – 2, фа – 3, соль –
4, ля – 5, си – 6. до – 7, ре – 8, ми – 9).
После того, как мы переложили даты рождения на ноты, попробуем установить связь между звучанием даты рождения и способностями человека. Методом опроса я выяснила, чем каждый ученик увлекается. Таким образом, 8 учащихся моего класса, по звучанию разделились на две группы:
I группа (дети, у которых аккорды
благозвучные):
Кочанов Александр 26.05.2005 – есть музыкальный слух, голос, чувство ритма, любит
петь и слушать музыку.
Соловьёва Наталья 02.06. 2007 – есть музыкальный слух, любит петь, слушать
музыку.
Халметов Кирилл 09. 02. 2006 – имеет музыкальные способности, хорошее
чувство ритма.
Фёдорова Екатерина 26. 06. 2007 – занимается в музыкальной школе (играет на
фортепиано), поёт, очень тесно связана с музыкой.
II группа (дети, у которых аккорды не звучат):
Главатских Валерий 10. 06. 2007 – занимается футболом, не имеет особого интереса к музыке.
Дементьев Артём 09. 11. 2007 – занимается туризмом, не имеет особого интереса к музыке.
Ильина Арина 22. 02. 2008 – любит рукодельничать, есть музыкальные способности, но находятся на стадии развития,
Трапезникова Анжелика 05. 11. 2006 – проявляет
интерес к музыке, но не имеет музыкального слуха, больше любит музыку слушать
В первой группе, где аккорды звучали мелодично, оказалось большинство
детей с творческими наклонностями: некоторые из них занимаются в музыкальной
школе, любят петь. Данная группа детей обладает творческими способностями,
косвенно или напрямую связанными с музыкой.
Во второй группе, где аккорды звучали «резко», большинство детей занимаются спортом, дают предпочтения другим видам деятельности.
Вывод: То, что музыка отражает в себе закономерность числового ряда и как следствие имеется связь между звучанием дат рождений и наклонностями человека находит подтверждение в моем исследовании. Но для утверждения того, что звучание даты рождения определяет определенный тип особенностей человека, необходимо большее количество исследуемых. Если при более глубоком и многочисленном исследовании, моё предположение будет доказано, то это даст человеку еще один способ открыть себя, определить род занятий, выбрать профессию, наиболее полно раскрыть потенциал личности.
Заключение
Музыка - это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на человека в пределах данной исследовательской работы просто не представляется возможным. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий. Подводя итог своей исследовательской работы, следует отметить, что данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе и влиянии музыки на человека. Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека. Музыка не только поднимает настроение, она разделяет с нами моменты печали и даёт в полной мере насладиться радостью. Учеными доказано, что музыка оказывает невероятное влияние на человека.
Музыка обладает магической силой воздействия на человека и способна помочь в повседневной жизни!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.