Исследовательская работа
Автор: Богданова Елизавета,
ученица 4 б класса
МБОУ «Средняя школа
г. Новосокольники»
2008 года рождения
Руководитель: Попова Марина Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа г. Новосокольники»
г. Новосокольники
2018 г.
Оглавление
1. Введение................................................................................................................ 3
2. Основная часть …………………………………………………………………… 4
2.1. Эксперимент со словом «Спасибо»…………………………………………… 4
2.2 История слов «спасибо» и «благодарю»………………………………………. 4
2.3. Что такое благодарность……………………………………………………… 4
2.4. Православие о благодарности………………………………………………… 5
2.5. Какая благодарность является настоящей?................................................. 6
2.6. «... а чужого не жди»……………………………………………………………. 6
2.7. Худший из людей – неблагодарный человек……………………………….. 7
2.8. Учимся быть благодарными. …………………………………………………. 8
3. Заключение............................................................................................................ 8
Список использованной литературы...................................................................... 9
Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.
(Русская народная пословица)
1.Введение. Актуальность выбранной темы.
Цель работы: выяснить, как влияет благодарность на людей и чем опасна неблагодарность.
Задачи работы:
1. Подобрать, изучить и систематизировать материал по теме исследования.
2. Изучить историю происхождения слов «спасибо» и «благодарю».
3. Выяснить, что сказано о благодарность в Библии.
4. Найти примеры благодарного поведения людей, описанные в житиях святых, литературных произведениях и в окружающей жизни.
5. Подобрать и объяснить пословицы и поговорки о благодарности.
6. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: благодарность как добродетель человека
Предмет исследования:
изучение значения благодарности в отношениях между людьми
Гипотеза исследования: благодарность нужнее тому, кто благодарит, чем тому, кого благодарят.
Актуальность работы.
С самого раннего детства родители учат нас говорить вежливые слова, которые мы называем волшебными. Волшебные слова – это слова, которые творят чудеса. Пожалуйста, извините, будьте добры ... Эти и многие другие слова помогают нам во всём: они делают людей более покладистыми и добрыми, а значит, открывают практически любые двери. Вежливые слова настолько важны в жизни человека, что одному из них даже посвящен праздник. 11 января отмечается Международный день «спасибо». С помощью этого слова мы выражаем благодарность друг другу и иногда заменяем его словом «благодарю». Что означают эти слова? Зачем нужна благодарность? На эти и многие другие вопросы я решила найти ответы и провела небольшое исследование.
Методы исследования:
Сбор информации
Анализ собранной информации
Работа с литературой.
Опрос.
Наблюдение.
Анкетирование.
2. Основная часть.
2.1. Эксперимент со словом «Спасибо»
Свою благодарность родителям, учителям, друзьям мы чаще всего выражаем словом «спасибо».
Я решила выяснить, как часто произносятся слова благодарности в нашей повседневной жизни, и провела эксперимент. Суть эксперимента в том, что его участники - ученики нашего 4 «б» класса посчитали примерное количество слов благодарности, которые они произносят в день.
Результаты эксперимента я записала в таблицу. (Приложение 1). Из таблицы видно, что участниками эксперимента слова благодарности были произнесены от 3 до 54 раз в день. Я думаю, что употребление слова «спасибо» зависело от степени воспитанности человека. Чем человек вежливее, чем он внимательнее к другим людям, тем чаще он говорит слова благодарности. Ребята чаще всего благодарят своих родителей, родственников, реже учителей, работников торговли, библиотекарей. В основном ребята говорили слово «спасибо» за приготовленные обеды, за помощь, за сладости и подарки. Прохоренко Вадим поблагодарил Бога за то, что мы живём под мирным небом. А Зуева Вика – нашу учительницу - Ольгу Вячеславовну – за объяснение непонятной темы. (Приложение 2)
2.2 История слов «спасибо» и «благодарю».
Почему же так часто произносится слово «спасибо» людьми, ведь некоторые ученики нашего класса сказали это слово 40 – 50 раз и даже больше? Что же это такое за особенное слово?
История есть у всего, есть история и у слова «спасибо». К ней я и обратилась, чтобы узнать, как произошло это слово. Может быть, тогда я пойму, почему его так часто говорят. Оказывается, раньше слова «спасибо» в русском языке просто не было[1]. Были слова «Спаси Боже». Эти слова человек говорил в знак благодарности и означали они пожелание истинного добра, заботы о тебе Бога. Позже произошло сокращение двух слов с отпадением буквы «г» и теперь мы просто говорим: «Спасибо!»[2]. Теперь мне стало понятно, почему так часто употребляемо слово «спасибо», ведь выражает оно пожелание наивысшего добра.
Также я выяснила, что в литературе даже 19 века слова "спасибо" встречается редко. Более естественным для русского языка является слово «Благодарю», которое мы тоже употребляем, но намного реже[3]. Какой изначальный смысл имеет слово «благодарю»?
«Дарю (тебе) благо!» Человек, которого мы благодарим, может спросить: «Какое благо ты мне даришь?» А, действительно, ведь не само же слово является даром? А что тогда?
2.3. Что такое благодарность.
Что же стоит за словом «благодарю»? Я провела опрос своих одноклассников и выяснила, кому они благодарны и за что. (Приложение 3) Оказалось, что большинство ребят благодарны своим родителям и родным, прежде всего мамам. Сергеева Аня написала так: «Мама – это самое лучшее, самое дорогое, что есть у человека! Любовь матери самая сильная, самая светлая. Она способна творить чудеса. За что я могу быть благодарна моей маме? Во-первых, за то, что она подарила мне жизнь. Я живу на этом свете, радуюсь солнечному дню, первому снегу, первой весенней траве. И это стало возможным для меня благодаря моей маме. За всё тебе, мама, большое спасибо!»
Сама я бы также хотела выразить благодарность своим родным. Я благодарна моей любимой мамочке, моей любимой бабушке и моему любимому дедушке. Они много сделали для меня. Мама – мой верный друг, она всегда подскажет и поможет в трудную минуту. Бабушка никогда не откажется меня накормить, даже если очень занята. Дедушка всегда играет со мной проверяет уроки. Я их очень сильно люблю и хочу, чтобы они жили долго.
Закревский Святослав благодарен многим людям: «учителям, которые нас учат; поварам, которые готовят нам обед; пекарям, которые пекут для нас хлеб; дворникам, которые подметают двор».
А Щеглова Юлия выразила благодарность Богу: «Спасибо, Господи, за то, что дал мне жизнь. Я благодарна, что я имею родителей, друзей, родных. Спасибо, Господи, за то, что защищаешь от плохих людей. Спасибо за то, что Ты посылаешь пищу, за то, что мы видим земную красоту, за всё доброе. Спасибо, Господи, за То, что мы живём!» К её словам присоединилась и Лупина Аня: «Я благодарна своим учителям, наставникам, которые помогают мне расти нравственно, духовно и физически. Но больше всего я благодарна своему Создателю, который подарил мне таких замечательных родителей, учителей и друзей, которых я очень люблю».
Оказалось, что за простыми словами «спасибо» и «благодарю» стоит наша любовь к родителям, наша признательность учителям, наша дружба с теми, кто идёт с нами рядом по жизненному пути, а у некоторых ребят – благодарность Богу. Эти высокие чувства и являются тем даром, которым мы радуем тех, от кого видели добро. Именно благодарность учит видеть добро! Благодарность – это умение делиться и радоваться. Только благодарный человек способен к подлинной радости, так как благодарность приносит ему мир, гармонию и прочие позитивные чувства. Без благодарности невозможны ни уважение, ни благородство, ни человечность.
2.4. Православие о благодарности.
Библия побуждает нас развивать благодарность. Я обратилась к веб-сервису «Симфония о Библии» и выяснила, что слово «благодарность встречается в ней 13 раз. (Приложение 4) «За всё благодарите…», - писал апостол Павел, который сам подавал в этом прекрасный пример. Он непрестанно благодарил Бога за то, что люди откликались на весть, которую он проповедовал[4].
Преподобный Серафим — один из самых любимых святых русского народа. Этот строгий к себе подвижник очень любил людей, всегда помогал молитвой, советами, ласковым словом. Каждого приходящего батюшка встречал светлыми словами: «Радость моя! Христос Воскресе!» Это был старец с праздником Пасхи в душе. У преподобного Серафима было такое чистое сердце и такая добрая душа, что к нему привязывались даже дикие звери. Но для того, чтобы достигнуть святости, преподобному Серафиму пришлось сильнее других иноков потрудиться в монашеских подвигах. Например, он тысячу дней и ночей молился, стоя на камне. Отцу Серафиму было сорок пять лет, когда на него напали разбойники. Был он еще не стар, силен, был у него топор для работы, но он не стал защищаться. Разбойники избили его до полусмерти и, не найдя ничего, скрылись. Он поправился, но до конца жизни остался согнутым и ходил, опираясь на палку или топор. Не смотря на трудности и болезни святой говорил: «Надобно всегда терпеть все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью»[5]. В минуты испытаний многие унывают. Этими словами Серафим Саровский учит благодарить Бога те только за всё хорошее, что есть в нашей жизни, но даже за болезни и беды.
Великий святой Иоанн Златоуст на закате своих дней говорил: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!» Хотя сам он жестоко пострадал от несправедливости и последние годы жизни провел в суровой ссылке [6].
«Куда ни посмотрю сердечными очами, - пишет святой Иоанн Кронштадтский, - внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!» [6]
Не все ребята нашего класса помнят о том, что благодарить нужно не только людей, которые находятся рядом с нами, но и Бога. Однако, когда я задала им вопрос: «За что ты можешь благодарить Бога?», каждый нашёл «повод к благодарению». (Приложение 5) Особенно мне понравились такие ответы:
ü «За то, что Он дал мне жизнь, за то, что спасал меня, когда я могла не выжить»
ü «За то, что Он пожертвовал Собой»
ü «За то, что Бог помогает делать добрые дела. Бог – наш помощник»
ü «За то, что Он сотворил мир и всё живое»
2.5. Какая благодарность является настоящей?
Любую ли благодарность можно назвать настоящей? Чтобы ответить на этот сложный вопрос, я прочитала притчу о подлинной благодарности. (Приложение 6) В ней рассказывается о селянине, который попал в беду: тяжёлый мешок упал со спины осла, а сам он был человеком слабым. На помощь ему неожиданно приходит богатый господин. Как его может отблагодарить селянин? «Когда вы кого-нибудь увидите в затруднительном положении, то вообразите, что это я и что я нуждаюсь в вашей помощи, и помогите. Это будет подлинная благодарность...» [7]
Эта притча учит тому, что недостаточно просто сказать слова благодарности в ответ на доброе дело. Важно совершить такие же добрые дела для других, не требуя за это благодарности в ответ. Это и будет истинной благодарностью человеку, оказавшему нам помощь.
2.6. «... а чужого не жди».
Совершая доброе дело, не надо ждать ответной благодарности. Наоборот нужно порадоваться тому, что имеешь возможность помочь другому человеку. То, что делается в ожидании благодарности, уже не является добром, а чистая корысть. Христос сказал: «Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает» [8]. Христианин должен забыть о добре, которое сделал другому, оно должно исчезнуть из его памяти.
Я провела анкетирование 39 четвероклассников нашей школы. (Приложение 7) Сначала они должны были ответить на такой вопрос: «Ты помог(ла) своему другу выполнить домашнее задание. Обязан ли твой друг помочь тебе?» Мнения ребят по этому поводу разделились примерно пополам. 19 из отвечающих, считали, что обязан. Остальные 20 человек придерживались противоположного мнения. Они объясняли свое решение так:
ü «Добрые дела нужно делать просто так»,
ü «Если человек добрый, то ему ничего не надо от другого человека»
Эти ответы ребят были созвучны со словами Христа.
Ответы на второй вопрос анкеты: «Нужно ли рассказывать о том, что ты сделал доброе дело? Почему?» также не были однозначными. Меньшинство (14 человек) думают, что рассказать о добром деле нужно. Некоторые поясняли это так:
ü «Да, потому что ты учишь других людей добру»
ü «Да, потому что доброе дело должен делать каждый, смотря на других».
Может быть, в чём-то они правы, и нужно рассказывать о добрых делах, чтобы подать пример другим людям. Но большинство из ответивших положительно думают совершенно по-другому:
ü «Народ должен тобой гордиться, потому что ты совершил подвиг»
ü «Тобой будут восхищаться люди, и тебя будут хвалить»
ü «Если ты сделал доброе дело, то за это можно поблагодарить»
ü «Хочу, чтобы меня хвалили»
ü «Да, чтобы все знали, что я хороший»
Хорошо, что все-таки большая часть ребят (25 человек) считает, что не нужно рассказывать о своих добрых делах:
ü «Доброе дело должно остаться в душе»
ü «Хвастаться не хорошо»
ü «Надо быть скромным»
Мне очень нравится мультфильм «Просто так». В нём рассказывается о мальчике, который был очень добрым, он буквально светится от счастья и хочет, чтобы и другим было хорошо и радостно. Своим хорошим настроением и букетом цветов он просто так делится с грустным осликом. Ослик начинает радоваться жизни и букет оказывается у пса, а затем у медведя ... Происходит круговорот добра. Просто так, ведь никто не ждет от другого слов благодарности. В конце мультфильма все счастливы. Мультфильм учит нас делать все просто так: просто так дарить цветы, просто так помогать пожилым людям и бездомным животным. Я поняла, нам следует как можно чаще делать друг для друга что-нибудь доброе и хорошее, причём для этого совершенно необязательно, чтобы мы были знакомы. И самое главное - делать это просто так. Абсолютно бескорыстно, и лишь для того, чтобы поделиться с окружающими хорошим настроением. Может быть, от этого мир станет лучше, хоть чуточку.
2.7. Худший из людей – неблагодарный человек.
О благодарности русский народ сложил немало пословиц и поговорок. К некоторым из них ребята четвёртых классов нарисовали рисунки (Приложение 8)
Среди них есть и такая: «Кто малым не доволен, тот большего не достоин». Александр Сергеевич Пушкин в своей «Сказке о рыбаке и рыбке» очень хорошо изобразил печальные последствия неблагодарности:
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит старуха,
А перед нею разбитое корыто[9].
Неблагодарность описывается и в Евангельских притчах. Одна из них - притча об исцелении десяти прокаженных [10]. (Приложение 9). В ней рассказывается о том, как Иисус Христос излечил от страшной болезни – проказы – десять человек. После того, как они получили от Христа все то, что хотели, они сразу же забыли о Нем и начали праздновать свое возвращение к нормальной жизни и только один исцелённый вернулся, чтобы поблагодарить Бога.
Из притчи следует, что Господь любит нас всех одинаково. Он любит бедных и богатых, для Бога мы все одинаковы. Но благодеяния Бога не вызывают у нас удивления. А благодарить умеет только тот человек, который сам может кому-то помочь, а не тот, который любит только себя и думает только о себе. Эта притча научила меня, что самое страшное, что может быть в человеке – это неблагодарность.
2.8. Учимся быть благодарными.
Как и любой другой добродетели, благодарности можно научиться. Очень трудно благодарить тех, кому мы обязаны больше всего – своих родителей. Благодарить родителей – это значит заботиться о них. Благодарность учителям – наша усердная учёба. Благодарить друзей нужно с помощью настоящей дружбы.
«Благодарностью сердце украшается» - это еще одна народная мудрость о благородности. Я попросила ребят нашего класса нарисовать контуры сердца, а внутри этого сердца нарисовать все, о чем их сердца вспоминают с благодарностью. Вот что у нас получилось. (Приложение 10)
Мы с ребятами решили стать более внимательными, замечать людей, которые помогают нам, и всех за всё благодарить: не только словами, но, прежде всего своими добрыми делами.
3. Заключение.
Каждое утро нужно начинать с искренней благодарности за начало нового дня, за солнце, за родителей, за друзей, и тогда изменится наша жизнь и жизнь окружающих нас людей. Ведь сила благодарности очень большая, она может творить чудеса. Заботливое и уважительное отношение человека, его доброта всегда приносят радость окружающим.
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:
1. Употребление слов благодарности зависит от степени воспитанности человека.
2. Только благодарный человек способен к подлинной радости.
3. Библия и примеры святых побуждают нас развивать благодарность.
4. Истинная благодарность состоит в том, чтобы совершать добрые дела для других людей.
5. Совершая доброе дело, не надо ждать ответной благодарности.
6. Самое страшное, что может быть в человеке – это неблагодарность.
7. Благодарности можно научиться.
Внимательно изучив благодарность в отношениях между людьми, я поняла, что моя гипотеза подтвердилась. Благодарность позволяет изменить не только окружающий мир, но и человека, который умеет благодарить. Значит, благодарность более нужна тому человеку, который благодарит.
Результаты моего исследования могли бы помочь ребятам в обретении такой добродетели как благодарность. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке бесед для учащихся начальных классов по темам «Вежливые слова», «Благодарность».
Работа помогла мне по-новому взглянуть на слова «спасибо», «благодарю», а также на такое прекрасное качество человека как благодарность.
Список использованной литературы:
1. Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011.
2. Пивоваров Б.И. Азбука нравственности. Нравственные основы православной культуры. 3 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. – Новосибирск, 2017.
В работе использована информация интернет – сайтов:
1. Спасибо и благодарю – в чём разница. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ranibu.ru/spasibo-i-blagodaryu-v-chem-raznitsa.html
2. Спасибо или благодарю? Скрытое значение слов. [Электронный ресурс]. URL: http://ja-rus.ru/spasibo_ili_blagodaryu/
3. Происхождение слова спасибо. [Электронный ресурс]. URL: http://историиземли.рф/proisxozhdenie-slova-spasibo.html
4. Апостола Павла 1-е послание к солунянам. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/biblia/?1Thes.
5. Преподобный Серафим Саровский – Детям. [Электронный ресурс]. URL: http://semyaivera.ru/2012/01/15/prepodobnyiy-serafim-sarovskiy-detyam/
6. Епископ Александр (Милеант). Слава Богу за все! О благодарности Богу. [Электронный ресурс]. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/slava-bogu-za-vse-o-blagodarnosti-bogu/
7. Подлинная благодарность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.p-blagovest.ru/chtenie/podlinnaya-blagodarnost/
8. Архимандрит Рафаил Карелин. Когда одна рука подает милостыню, пусть об этом другая не знает. [Электронный ресурс]. URL: http://kazanskii-hram.church.ua/2016/01/22/kogda-odna-ruka-podaet-milostynyu-pust-ob-etom-drugaya-ne-znaet/
9. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». [Электронный ресурс]. URL: https://deti-online.com/skazki/skazki-pushkina/skazka-o-rybake-i-rybke/
10. Детская Библия: Новый завет - Десять прокаженных. [Электронный ресурс]. URL: http://www.planetaskazok.ru/legend/detskajabiblijanovyjzavet?start=15
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.