ХХI Городские школьные
Кирилло-Мефодиевские чтения
Секция: Исследовательская работа
(Духовная история родного края)
Тема: «Преподобный Феодор Санаксарский – пример русского монашества
в эпоху дворцовых переворотов в России»
Выполнила:
Помазкова Полина
ученица 6В класса
МБОУ лицей «Технический» г.о. Самара
Научный руководитель:
Василенко Екатерина Степановна
учитель истории
Самара 2018 г.
Оглавление:
Введение. 3
Глава 1. РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО И МОНАШЕСТВО В ЭПОХУ
ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ. 7
1.1 Духовный упадок русского дворянства (1725 – 1762 гг.) 7
1.2 Состояние русского монашества в эпоху дворцовых переворотов. 9
Глава 2. ФЕОДОР САНАКСАРСКИЙ – ЭТАЛОН РУССКОГО..
МОНАШЕСТВА.. 12
2.1 Основные вехи жития преподобного Феодора. 12
2.2 Причина побега из мира и дальнейшие деяния
Феодора Санаксарского 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 18
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 20
«…Верил Феодор Санаксарский в церковь, как в силу,
способную утвердить в разуме людей справедливость…»
(М. Т. Петров, «Адмирал Ушаков»)
Словно белые жемчужины рассыпались по матушке России православные монастыри. Каждый из них поражает своей уникальностью и неповторимостью, но мало кто знает и помнит, что после крещения Руси Владимиром Святославовичем в 988 г., православное сердце нашей страны то ритмично билось в унисон с сердцами верующих русских людей, а то порой затихало и останавливалось на несколько лет. В такие не лёгкие времена для Русской Церкви, монашество претерпевало лишения и гонения со стороны Всероссийского державного правителя.
Опираясь на слова церковного историка Смолича, можно сказать, что десятилетний период правления императрицы Анны Иоанновны был особенно невыносим для всего русского монашества. Ведь именно в это время Россия страдала от «засилья немцами», которые с нескрываемым пренебрежением и отвращением относились ко всему русскому, в том числе и к православию. Поэтому часто можно было встретить монаха не на службе в соборе, а на допросе по политическим обвинениям, или в рядах солдат Семеновского полка, или на принудительных работах в далёкой Сибири.
Один правитель сменял другого, находя поддержку в лице русского дворянства и гвардии. Чинились бесчинства, уничтожающие нравственность и духовность. Но, не смотря на всё это, находились люди, которые не желали терять праведность своей души. Они смело покидали этот безнравственный мир и посвящали себя служению Богу. Таким человеком был преподобный Феодор Санаксарский (в миру Иоанн Игнатьевич Ушаков), который более 400 лет назад твёрдо решил отказаться от всего мирского и принял уединенную монашескую жизнь в 25 лет от роду.
Обоснование выбора темы: во время посещения в прошлом году Санаксарского монастыря Темниковского района республики Мордовии, я узнала, что монастырская братия глубоко почитает бывшего настоятеля и восстановителя данного сооружения - преподобного Феодора, нетленные мощи которого в настоящее время почивают в созданном им соборе на территории обители. Из прочитанной книги «Преподобный Феодор Санаксарский», купленной в церковной лавке монастыря, для меня стало очевидно, что жизнь русского монашества в эпоху дворцовых переворотов была усыпана тяготами и лишениями. Поэтому я никак не могла понять, почему в столь тяжкое время молодой Иоанн Ушаков всё бросил: родных, друзей, блестящую столичную роскошь и ушёл в монастырь.
Актуальность темы обусловлена тем что, человек без прошлого, не способен иметь и строить своё будущее в дальнейшем. Мы живём в стране, за плечами у которой много чего было и хорошего, и плохого. Не секрет, что источником сложных и тяжёлых ситуации для неё, являлся именно человек. Во избежание недоразумений и ошибок в будущем, каждый русский человек должен знать историю своей страны, в том числе и историю православного монашества. Ведь всё это является неотъемлемою частью нашего общего прошлого.
Поэтому целью исследования является рассмотрение истории русского монашества в период дворцовых переворотов через призму жития преподобного Феодора Санаксарского.
Для достижения поставленной цели определены следующие исследовательские задачи:
1. Проанализировать причины духовного упадка российского дворянства в эпоху дворцовых переворотов (1725 – 1762 гг).
2. Рассмотреть основные изменения в жизни русского монашества в данное время.
3. Исследовать житие преподобного Феодора Санаксарского, как одного из ярких представителей монашества эпохи дворцовых переворотов.
4. Охарактеризовать мировоззрение преподобного Феодора и выявить причины ухода его из мирской жизни.
Объектом исследования является русское монашество XVIII века.
Предмет исследования - жизнь и деятельность преподобного Феодора Санаксарского.
Обзор источников. При анализе причин ухода в монастырь преподобного Феодора и оценке его вклада в развитие русской православной церкви наибольший интерес представляло интервью-беседа с игуменом Венедиктом[1] и с местной жительницей г. Темников Марией Ильиничной Афониной[2]. Данная беседа раскрыла причины побега молодого Ушакова из рядов гвардии во время правления Анны Иоанновны. А интервью с экскурсоводом темниковского историко-краеведческого музея Марией Ильиничной Афониной подтвердило эти причины. Сочинение русского историка и публициста XVIII века, современника данных событий, М.М. Щербатова[3] помогло рассмотреть нравственную сторону придворных дворян. М. М. Щербатов не понаслышке знал, что творилось на Руси в эпоху дворцовых переворотов, он повествует о нравственном падении дворянского общества в данный период. Интернет ресурсы помогли изучить указ Петра I о зачислении в ряды гвардии детей дворянского рода[4], помогли изучить указ, по которому в ряды элитной гвардии попал сын дворянина Игната Ушаков, и узнать точное место рождение Иоанна Ушакова[5].
Историография работы. При исследовании эпохи дворцовых переворотов весьма ценными оказались книги русского культуролога Ю.М. Лотмана и русского историка О. В. Ключевского. Они позволили глубже изучить жизнь русского дворянства и роль гвардии в рассматриваемый временной промежуток. Ю.М. Лотман[6] даёт описание гвардии. Она в период дворцовых переворотов чувствовала за собой силу, потому что часто помогала занять престол тому или иному правителю. В результате гвардия получала ряд привилегий и безграничную свободу действий. О. В. Ключевский[7] показал, что русскому дворянству была выгодна смена власти, оно приспосабливалось к новому правителю. Историк подчеркнул то, что народное хозяйство и управление в рассматриваемый промежуток времени находилось в руках у представителей данного сословия, которое постепенно становилось господствующим. Церковный историк И. К. Смолич[8] дал подробное описание жития русского монашества. В его жизнь вмешивалось государство и устанавливало свои правила поведения, а за непослушание получало наказание. По словам И. К. Смолича в период дворцовых переворотов русское монашество находилось на грани исчезновения. Статьи Толоконниковой[9] из Российского научно-познавательного журнала предоставили необходимую информацию о детстве преподобного Феодора. В статье имелась информация о дате и месте рождения Иоанна в Ярославской области в дворянской семье. Об участии молодого Иоанна в качестве солдата элитной гвардии во время дворцового переворота при восхождении на престол дочери Петра I и о встречи Ушакова с Елизаветой Петровной повествует книга игумена Венедикта[10].
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложения.
Глава 1. РУССКОЕ ДВОРЯНСТВО И МОНАШЕСТВО
В ЭПОХУ ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ
1.1 Духовный упадок русского дворянства (1725 – 1762 гг.)
«Взирая на нынешнее состояние отечества моего с таковым оком, не могу я
не удивиться, в коль краткое время повредилиса повсюдно нравы в России…»
(М. М. Щербатов, «О повреждении нравов в России»
Российский историк В. О. Ключевский впервые ввёл понятие эпоха дворцовых переворотов, выделив ему период от смерти Петра I в 1725 г. до вступления на Российский престол Екатерины II в 1762 г.[11] «Век перелома»[12], именно так называет его русский культуролог Ю.М. Лотман. Тогда переход высшей государственной власти осуществлялся путём совершения придворными дворцовых переворотов или при помощи отборной гвардии. Ответственным за данную нестабильность оказался Пётр I. По его «Указу о престолонаследии от 5 февраля 1722 г.» монархом мог стать кто угодно, т. к. престол теперь не переходил по прямой мужской нисходящей линии, поэтому не закон определял, кому властвовать, а гвардия - «господствующая сила». Ведь она была не только привилегированной частью русского войска, но и представительницей целого сословия, куда входило и дворянство[13]. У Ю. М. Лотман можно найти факты, подтверждающие решающую роль гвардии в политической жизни России. Дворцовый переворот 25 ноября 1741 г., который поддержали гренадёры Преображенского полка, помог Елизавете Петровне занять престол. За неоценимую услугу перед новой императрицей, солдаты не из дворян были зачислены в дворяне, с предоставленным им поместьем, а остальным - был пожалован чин сержанта[14]. В те времена гвардия давала России и теоретиков, и мыслителей, и пьяных забулдыг, быстро превращающихся в нечто среднее между разбойничьей шайкой и культурным авангардом. Очень часто в минуты смуты именно пьяные гвардейцы выходили вперед. Так было в 1762 г., когда Екатерина II свергла своего мужа, Петра III, и воцарилась на русском престоле[15].
О. В.Ключевский сообщает, что дворянство тоже получало ряд привилегий. Так, например, во времена правления Анны Иоанновны указом 1730 г. было отменено единонаследие, т. е. теперь дворяне могли свободно распоряжаться своими поместьями и делить их между наследниками. В 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, откуда поступали на службу, смотря по успехам, прямо в офицерские или соответственные гражданские чины. А указ от 31 декабря 1736 г. ограничивал срок обязательной дворянской службы 25 годами, предоставив отцам из двоих или более сыновей одного удерживать дома для хозяйства, не отдавая в службу[16].
Итак, В. О. Ключевского был прав, говоря, что после Петра I дворянство через гвардию делает случайные правительства, освобождается от обязательной службы, держит в своих руках народное хозяйство и управление, становясь господствующим сословием в эпоху дворцовых переворотов[17]. Оно получало ряд привилегий от нового императора и стремительно отдалялось от традиционных норм поведения и морали, забывало о нравственности, беспринципно стремясь к власти и собственной наживе. «…У людей доблесть, благородство уменьшились, уступая место нагло стремящейся лести, роскоши и несметному богатству…» - говорил М. М. Щербатов[18].
1.2 Состояние русского монашества в эпоху дворцовых переворотов
«…Монашество искоренить желают.
Готовят указ, дабы отныне впредь никого не постригать,
а на убылыя места в монастыри определять отставных солдат…»
(Мережковский Д. С., «Пётр и Алексей»)
Пётр I произвёл ряд реформ в России, затронувшие и РПЦ (русская православная церковь). 28 января 1725 г. император скончался, после него новые правительственные мероприятия, касавшиеся монашества, приняли более крутой поворот. Так, например, десятилетний период правления императрицы Анны Иоанновны был особенно тяжелым для русского монашества. Страной управляли иноверцы, не имевшие никакого представления о православии. В последствии, митрополит Новгородский и Великолуцкий Димитрий (в миру Даниил Андреевич Сеченов) говорил об этом «неблагополучном времени» так: «…какое гонение на Церковь Христову… А наипаче коликое гонение на самых благочестия защитителей, чин духовный, архиереев, священников, монахов мучили, казнили, расстригали…Монахов, священников, людей благочестивых в дальние сибирские города отвозят…»[19]. Церковный историк И. К. Смолич в подтверждении данных слов приводит указ от 1734 г., денежный штраф за постриг (который теперь совершался не после шестимесячного послушническогого искуса, а после – трёхлетнего) в монахи в обход закона (разрешалось постригать лишь вдовых священников и отставных солдат) был доведен до 500 рублей, при этом настоятель монастыря осуждался на пожизненную ссылку, а сам ново-постриженный инок лишался монашеского звания и подвергался телесному наказанию.
Жизнь при монастыре изменилась и не в лучшую сторону. В доказательство сказанного можно добавить, опираясь на слова И. К. Смолича, то, что монахам запрещено иметь частную собственность и держать по кельям чужое имущество, кроме священных книг, иначе все отбиралось в монастырскую казну. Среди монашествующих попадались недовольные нововведениями государыни, поэтому им запрещалось в кельях держать бумагу и чернила и писать что-нибудь без разрешения настоятеля[20].
На настоятелей же возлагалась обязанность доносить в Святейший Синод о малейших проступках монахов: о политической неблагонадежности, об отлучение из своей обители, о переходе из одного монастыря в другой. Таких монахов подвергали расстрижению и публичным наказания, а далее следовала военная служба в рядах солдат или ссылка в Сибирь и на каторгу, поэтому, к концу 30-х г. число монах в России составляло 14282 человек, по сравнению с 1724 г. – 25207 человек и некоторые обители стояли совсем пустые[21]. Из данной статистической справки И. К. Смолича видно, что при Анне Иоанновне численность великорусского монашества сократилась почти на 40%.
Воцарение дочери Петра I Елизаветы в 1741 г. слегка изменило данное состояние. Через три недели, как взошла она на престол, издала указ о широкой амнистии всех пострадавших священнослужителей во времена правления Анны Иоанновны, а на средства казны были восстановлены два особенно чтимых монастыря – Валаамский и Коневский. Но при всем своем почитании русского монашества, Елизавета Петровна не уничтожила многих законов, изданных при Петре I и Анне Иоанновне. Так, например, постриг в монахи по-прежнему контролировался правительством, а это очень стесняло монастыри, в которых число братии, способной служить в обителях, с каждым годом уменьшалось. Лишь в 1761 г., императрица отменила данный указ.
В пору ее правления монастыри по-прежнему служили приютом для инвалидов войны, престарелых отставных солдат, душевнобольных, малолетних преступников и подкидышей. В своё время монастыри пытались вытеснить данный элемент из своей жизни, на что Елизавета Петровна, осерчав, воспротивилась[22]. Эпоха дворцовых переворотов закончилась началом правления самодержавной русской императрицы Екатерины II Великой, но данный факт не улучшил состояние монастырей, хотя она любила называть себя «православной императрицей»[23].
Итак, политика времён дворцовых переворотов скорее разрушала, чем созидала монастырский быт. Ведь русское монашество полностью контролировалось государством, которое за не послушание применяло ссылки в дальние северные города. Соглашусь со словами церковного историка И. К. Смолича: «…Монашество в России стояло на грани полного уничтожения…»[24].
Глава 2. ФЕОДОР САНАКСАРСКИЙ –
ЭТАЛОН РУССКОГО
2.1 Основные вехи жития преподобного Феодора
Период дворцовых переворотов чуть не стёр с лица Земли русское монашество, но, не смотря на данный факт, в России находились глубоко верующие люди. Именно они смогли сохранить и внести огромный вклад в развитие РПЦ. Одним из таких людей был преподобный Феодор Санаксарский (в миру Иоанн Игнатьевич Ушаков) (см. Приложение 1).
Иоанн родился в 1718 г., в селе Бурнаково, что на реке Волге в Ярославской области в потомственной дворянской семье Ушаковых. Достоверность этого факта доказывает рукописное Жизнеописание преподобного старца (см. Приложение 2)[25]. В храме Богоявления–на-Острову, который находился в трёх верстах от села Бурнаково, Иоанн обучался основным наукам и священной истории. В то время все усилия родителей и священнослужителей, были направлены на овладении христианскими добродетелями и строгой нравственности, поэтому Ушаков проникся милосердием ко всем людям с малых лет[26].
15 июня 1735 г. Ушаков был принят на службу в бомбардирскую роту лейб-гвардии Преображенского полка, куда, по указу Петра I, определяли только «недорослей знатного шляхетства»[27]. Летом 1743 г. молодой человек решился на побег из мира. Ушаков поселился в опустелой келье на берегу Северной Двины в поморских лесах, но в 1745 г. беглый гвардеец был схвачен сыскной командой и после допроса был привезён в г. Санкт-Петербург для отчёта перед императрицей.[28] Видя твёрдую решимость молодого Иоанна принять монашество (см. Приложение 3), с разрешения Елизаветы Петровны, 13 августа 1748 г. молодой человек, был пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, с именем Феодор[29].
В конце декабря 1756 г. Старец был вынужден отправиться в Саровскую пустыню из-за зависти соседствующих с ним монахов. В 1759 г. преподобный Феодор появился в Санксарской обители Темниковского района, а 13 декабря 1762 г. стал её настоятелем. 21 июля 1774 г. из-за злостной клеветы Темниковского воеводы (градоначальника) Василия Неелова, который творил издевательства по отношению к простым людям и монастырю, отца Феодора отправили в Соловецкий монастырь на 9 лет, лишив его настоятельства и священства. 9 октября 1783 г. Старец, изнемогающий болезнью, вернулся в родную Санаксарскую обитель, но отпущенный ему земной срок истёк 19 февраля 1791 г.[30].
Итак, что земная жизнь преподобного Старца была усыпана завистью людей, порой даже священнослужителей, которые растеряли свою духовность в тяжёлые времена для России. Феодор Санаксарский, напротив, смог устоять перед различного рода безнравственностью и принять постриг. Он, будучи беглым гвардейцем, не боялся гнева Императрицы Всероссийской Елизаветы Петровны, т. к. был искренен в своих намерениях стать монахом.
«В начатой для Бога и спасения души моей жизни,
до конца пребыть желаю, а прежней жизни и чина не желаю…»
(иеромонах Венедикт (Кулешов), «Жизнь Отца Феодора»)
Для выяснения причин побега Иоанна Ушакова из мира, я отправилась в Санаксарский монастырь. Здесь у меня случилась беседа с его архивариусом игуменом Венедиктом в миру Кулешов Валерий Иванович (см. Приложение 4), автором многих книг и преподобном Феодоре. Из беседы я узнала, что период службы Ушакова в лейб-гвардии Преображенского полка пришёлся на момент правления Россией Анной Иоанновной. В. О. Ключевский заметил, что это время было «одной из мрачных страниц нашей истории» [31], т. к. оно связано с отчуждение всего русского: духовного и нравственного.
После восхождения Елизаветы Петровны на престол Иоанну Ушакову был пожалован чин сержанта, за неоценимую услугу, оказанную новой императрице. Теперь, имея страшную волю, солдаты с угрозами врывалась в дома именитых сановников, требуя денег. Грабежи, драки и пьянства день ото дня принимали всё большие размеры, пугая жителей Петербурга[32]. Молодой Иоанн, видя всё это беззаконие, не мог своим православным разумом принять происходящее, а внезапная смерть друга на вечеринке, заставила Ушакова пересмотреть свои жизненные ценности. Иоанн, поняв бренность всего мирского, совершает побег[33].
Причину ухода из мира подтвердила и коренная жительница г. Темников Рузаева Лукерья Ивановна (см. Приложение 5)[34].
Преподобный Феодор назван Санаксарским, т. к. именно он возродил Санаксарскую обитель, избежав её упразднения. 7 марта 1765 г. она назвалась монастырём и вернула некогда отобранные земельные угодья. В 1774 г. был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы (см. Приложение 6), являющийся как смысловым, так и архитектурным центром обители. Он сохранился до наших дней в своём первозданном виде (см. Приложение 7). Это действительно бесценное и грандиозное строение, поражающее своей строгостью линий, необычайной росписью и торжественностью. Кажется, что преподобный Феодор вложил частичку своей души, потому что здесь ощущаешь спокойствие. Игумен Тихон (бывший настоятель данной обители) был прав, сказав: «…Для желающих уединённой жизни, ни чему не нарушаемого спокойствия, не нужно искать лучшего места, как Санаксарская пустыня…»[35].
Итак, теперь можно с уверенностью сказать, что молодой Иоанн Ушаков не поддался безнравственности эпохи дворцовых переворотов и остался верным православным догматам. Благодаря его усилиям одна из немногих святых обителей осталась не тронутой государственной властью. Именно в Санаксарском монастыре по сей день можно ощутить присутствие святого Старца, который и сейчас помогает, не объяснимым образом, исцелять душевные раны и переживания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мной была проделана не простая, трудоёмкая, но интереснейшая работа. В результате которой, я поняла, что стремление к безграничной власти и богатству могут сделать из человека бездушное и бездуховное существо.
Подобное случилось и в России во времена дворцовых переворотов, которые поддерживало русское дворянство. Представители данного сословия выжимали из всего личную выгоду, получая привилегии и не обращая внимания на «развалины» православных догматов. М. М. Щербатов об этом времени писал: «Исчезла справедливость, благородство, привязанность к Божию и любовь к отчеству; а на места сии начинали занимать презрение Божественных и человеческих должностей, зависть и пышность…»[36]
Жизнь русского монашества в период дворцовых переворотов претерпела ряд изменений, отрицательно отразившихся на его жизни, в которую пытался проникнуть каждый русский правитель. Десятилетний период правления Анны Иоанновны был особенно тяжёлым для монашества. В то время страной управляли немцы - иноверцы, не имевшие никакого представления о православии и испытывающие отвращение ко всему русскому, поэтому монахи претерпевали унижения, гонения и ссылки.
Но находились люди, которые оставались верны своей вере. Таким был преподобный Феодор Санаксарский. Он всю свою земную жизнь исповедовал и следовал православным истинам, заложенным в него родителями. В молодости преподобный Феодор отказался от мирских благ и, уйдя в Санаксарскую обитель, смог сохранить и восстановить её, передав монастырю частичку себя. Всю свою земную жизнь он помогал людям, не обращая никакого внимание, на то бесчинство, которое его окружало…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ИСТОЧНИКИ
Неопубликованные источники:
Интервью:
1. Интервью с игуменом Венедиктом архивариусом Санаксарского монастыря (интервью в архиве автора).
2. Интервью с экскурсоводом историко – краеведческого музея имени Ф. Ф. Ушакова г. Темников Марией Ильиничной Афониной (интервью в архиве автора).
Опубликованные источники:
Законодательные источники:
1. Указы блаженные и вечнодостойные памяти государя императора Петра Великого самодержца всероссийского. Состоявшиеся с 1714, по кончину его императорского величества, января по 28 число, 1725 года. – СПб. 1739. – С.45, 286 // Самая большая электронная читалка рунета. Поиск книг и журналов - [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=1517496&pg=7
Мемуары:
1. Щербатов М. М., О повреждении нравов в России. Факсимильное издание. – М.: Наука, 1983. – С.17.
Интернет-ресурсы:
1. Сайт «Приношение современного монашества», кандидата богословия (Московская Духовная Академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев-Посад – 2002 год) игумена Агопита (Юркова) – Преподобный Феодор Санаксарский – житие, акафист, молитвы. - Ужгород 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://prepodobnii.org/feodor-deser.html
2. Национальная электронная библиотека, Электронные читальные залы, Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря – 1888. - [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003547326/viewer/
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иеромонах Венедикт (Кулешов) Преподобный Феодор Санаксарский. Житие. Служба. Акафист. – С.: Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, 2003. - С.5-6.
2. Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV - М.: Мысль, 1989. - С.497, 501, 519, 520.
3. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). – СПб.: «Искусство-СПБ», 1994. – С.21, 56.
4. Смолич И. К. Русское монашество. – М.: Православная энциклопедия, 1997. -С.172, 173, 175.
5. Толоконникова К. Рождество-Богородничный Санаксарский монастырь, Российский научно-познавательный журнал «Православные монастыри России. Путешествие по святым местам». - №35. – 2009, С.5-11.
Приложение 1
Икона преподобного Феодора Санаксарского, написанная на Святой Горе Афон по заказу приснопоминаемого Санаксарского страца схиигумена Иеронима (Верендякина)
Приложение 2
Лист из рукописного Жизнеописания отца Феодора, бывшаго Настоятеля Санаксарския обители, преставльшагося в 1791 году Февраля 19-го дня.
Приложение 3
Седьмой лист из рукописного Жизнеописания отца Феодора, бывшаго Настоятеля Санаксарския обители, преставльшагося в 1791 году Февраля 19-го дня.
Приложение 4
Интервью игуменом Венедиктом
архивариусом Санаксарского монастыря
Игумен Венедикт (в миру Кулешов Валерий Иванович) архивариус Рождество-Богородицкого Санаксарского мужского монастыря, являющийся автором книг о духовном подвиге преподобного Феодора.
Полина: - Отец Венедикт, как вы думаете, каковы были причины, толкнувшие молодого Иоанна Игнатьевича Ушакова – преподобного Феодора, сделать шаг в сторону праведности?
Отец Венедикт: - (Немного подумав и глубоко вздохнув) Хотелось сначала бы сообщить тебе о том, что мой ответ будет опираться на две замечательные рукописи, оставленными преподобным Феодором. Первая из них, объёмом в двести двадцать страниц писаного скорописью текста, включает в себя пространное житие святого Старца, и датируется сия тетрадь концом XVIII в., а вторая – из трёхсот тринадцати страниц содержит важные дополнения и уточнения к первой. Свой ответ начну со следующего: о Боге маленький Иоанн Ушаков узнал от мамы и отца, а чуть позже - от мачехи. Крестили его в храме Богоявления – на – Острову, что в Ярославской области. Ну, а как у нас в народе говорят: «Где крестился, там и пригодился» (улыбается). В 1735 г. Иоанн поступил в лейб-гвардии Преображенский полк. Молодому Ушакову пришлось служить в тяжёлые и смутные времена для России, это было непростое испытание для него. Дворцовые перевороты, отчуждение от Церкви и как следствие безнравственность и распущенность окутали нашу великую страну. Сердце истинного христианина не могло смириться с этим безрассудством и нелепостью, поэтому молодой Иоанн Ушаков, который с младенчества воспитывался на христианских догматах, боясь утратить своих благочестивых наклонностей, ибо, по слову Апостола, худые сообщества развращают добрые нравы, по Божьему промыслу скоро переменил свой образ жизни, который стал далёк от праведности. Со слов самого Старца внезапная погибель его товарища в разгар веселой пирушки, когда, как читаем в рукописании жития его, «паде внезапу из товарищей един на землю — и быв мертв; и видевши вси, яко таковое внезапное из веселия сетование открывшееся, — и ужасошася», подтолкнула его невидимой рукой Всевышнего отречься не от христианской Церкви, а от этого мира прихотей и необузданных страстей. Иоанн тогда внезапно осознал всю непрочность того, что люди называют счастьем, поэтому он, не боясь Императорского гнева, бежит из полка, из царствующего града Санкт-Петербурга, чтобы «ото всех усгранитися и в молчании пожити евангельски в тесноте, яко в мире для спасения многая имеются претыкания и соблазны». Да, этот решительный поступок совсем ещё юного двадцатипятилетнего гвардейца из известного дворянского рода, которого, казалось бы, ждала великолепная карьера и дальнейшая жизнь в граде Петра, но который всем существом своим отдался иному зову души, в истории Русской Церкви остался беспрецедентным. Каждому из нас Бог внемлет, но не каждый находит отклик на Его глас… (Глубоко вздохнул, медленно погладив седую бороду) Знаешь, преподобный Феодор сам воспылал любовью к Богу и всю жизнь разжигал эту любовь в других людях, не обращая внимания на людские пороки, порой направленные против него самого...
П.: - Отец Венедикт, спасибо вам за интереснейший рассказ. Вы мне очень помогли.
О. В.: - Не спеши покидать нашу обитель. Ведь премудрый Господь не зря сохранил для нас всё это великолепие (показал рукой на собор, келейные постройки, колокольню и монастырские стены), хотя порой времена и нравы были против этого… Походи, подумай, осмотрись… Может сама в какой – то мере сможешь ответить на интересующие тебя вопросы…
П.: - Ещё раз спасибо.
Приложение 5
Интервью с экскурсоводом историко – краеведческого музея Ф. Ф. Ушакова
г. Темников Марией Ильиничной Афоновой
Мария Ильинична Афонова родилась в г. Рузаевка республики Мордовии. После замужества с 1985 г. является жительницей г. Темников. В 1986 г. начала свою рабочую деятельность в качестве экскурсовода в историко – краеведческом музеи имени Ф. Ф. Ушакова.
Полина: - Подскажите, пожалуйста, в музее есть какие-нибудь вещи, принадлежавшие преподобному Феодору или относящиеся к периоду его жизни?
Мария Ильинична: - У нас имеется надгробная плита Иоанна Ушакова, расположенная в зале его родного племянника Ф. Ф. Ушакова и несколько предметов, найденных в кладе под Санаксарскими стенами в 1979 г.: кадило, напрестольный крест, монета 1831 г. из ящика для сбора пожертвований Санаксарской обители и несколько кованых элементов ограды и архитектурных строений.
П.: - Знаете, меня интересует вопрос: «Почему Иоанн Ушаков так рано ушёл в монастырь?» Ведь он мог сделать не плохую карьеру военного, иметь много денег, завести знакомства с высокопоставленными влиятельными чинами в г. Санкт – Петербурге и жить в своё лишь удовольствие.
М. И.: Хочу тебя огорчить. Для ответа на данный вопрос, необходимо изучить какую – либо литературу, касающуюся детства и молодости преподобного Феодора, но таковых источников нет. Мы можем только опираться на рукописное жизнеописание отца Феодора Санаксарского от 1847 г., но и там ты не найдёшь ответы на все свои вопросы.
П.: - Что же мне теперь делать? Как быть дальше?
М. И. : - Не расстраивайся. У меня есть настоящий устный исторический источник (улыбается). Эта бабушка Лукерья. Её у нас все знают и уважают.
П.: - А кто это? Как она связанна с преподобным Феодором Санаксарским?
М. И.: - Рузаева Лукерья Ивановна – коренная жительница нашего города. Она очень набожный человек: все посты соблюдает, в монастыре Санаксарском часто бывает, хотя ей уже за 80 лет. Бабушка Лукерья часто рассказывает о жизни преподобного Феодора: о том сколько лишений, напрасных наговоров и горя легло на его сердце, но, не смотря на это, Старец не отказывался от Бога, а наоборот протягивал к нему свои руки, моля о спасении своём и всех остальных людей. Ну, так вот. По поводу, почему же он отказался от всего и ушёл в монастырь. Бабушка Лукерья уверяет всех, что всё то, что она нам рассказывает, ей поведала когда – то её родная бабка Марфа, а той – её и т. д. Будто сам преподобный Феодор говорил о том, что он принял монашество по Промыслу Божьему, который избрал его к жизни подвижнической. Бог послал ему один случай, когда в разгар весёлого застолья неожиданно замертво упал один из солдат Преображенского полка, который всего несколько минут назад был здоров и весел. В тот самый момент молодой Ушаков понял своё истинное предназначение в жизни, поэтому услышав Божий глас, подчинился Ему и скоро ушёл не только из солдат… Рассказ свой бабушка Лукерья всегда заканчивает так… Сейчас вспомню и скажу слово в слово… «… и весьма тронут был душою своею Иоанн, яко неоспоримым доказательством веками неоплаканной страшной гибели человеческой...», а что было дальше мне кажется ты и сама знаешь: лишения, непонимание, гонения, великое восстановление Санаксарского монастыря, заступничество за бедный народ, а затем холодный климат Соловецкого монастыря…
П.: - Спасибо вам, огромное за информацию и за время, потраченное на меня. Вы мне очень помогли.
М. И.: - Пожалуйста. Я бы на твоём месте посетила Санаксарский монастырь и обсудила волнующую тебя тему с монастырской братией. Возможно, ты найдёшь ответы на свои вопросы именно там, в Святой обители.
П.: - Именно туда я сейчас и направляюсь. Спасибо.
Приложение 6
Фото Санаксарской обители
Фото 1. Вид на Санаксарский монастырь со стороны г. Темников.
Фото 2. Вид на Санаксарский монастырь при выходе из соснового бора.
Приложение 7.
Фото Собора Рождества Пресвятой Богородицы
Санаксаркого монастыря
Скачано с www.znanio.ru
[1] Интервью с игуменом Венедиктом архивариусом Санаксарского монастыря (в архиве автора)
[2] Интервью с экскурсоводом историко – краеведческого музея имени Ф. Ф. Ушакова г. Темников Марией Ильиничной Афониной (в архиве автора).
[3] Щербатов М. М., О повреждении нравов в России. Факсимильное издание. – М.: Наука, 1983. – С.17.
[4] Самая большая электронная читалка рунета. Поиск книг и журналов - Указы блаженные и вечнодостойные памяти государя императора Петра Великого самодержца всероссийского. Состоявшиеся с 1714, по кончину его императорского величества, января по 28 число, 1725 года. – СПб. 1739. – С.45, 286 - [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=1517496&pg=7
[5] Сайт «Приношение современного монашества», кандидата богословия (Московская Духовная Академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев-Посад – 2002 год) игумена Агопита (Юркова) – Преподобный Феодор Санаксарский – житие, акафист, молитвы. - Ужгород 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://prepodobnii.org/feodor-deser.html
[6] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). – СПб.: «Искусство-СПБ», 1994. – С.21, 56.
[7] Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV - М.: Мысль, 1989. - С.497, 501, 519, 520.
[8] Смолич И. К. Русское монашество. – М.: Православная энциклопедия, 1997. - С.172, 173, 175.
[9] Толоконникова К. Рождество-Богородничный Санаксарский монастырь, Российский научно-познавательный журнал «Православные монастыри России. Путешествие по святым местам». - №35. – 2009, С.5-11.
[10] Иеромонах Венедикт (Кулешов) Преподобный Феодор Санаксарский. Житие. Служба. Акафист. – С.: Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, 2003. - С.5-6.
[11] Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV - М.: Мысль, 1989. - С.497.
[12] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). – СПб.: «Искусство-СПБ», 1994. – С.21.
[13] Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV - М.: Мысль, 1989. - С.501.
[14] Толоконникова К. Рождество-Богородничный Санаксарский монастырь, Российский научно-познавательный журнал «Православные монастыри России. Путешествие по святым местам». - №35. – 2009. С. 8.
[15] Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века). – СПб.: «Искусство-СПБ», 1994. – С.56.
[16] Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV - М.: Мысль, 1989. - С.519, 520.
[17] Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV - М.: Мысль, 1989. - С.520.
[18] Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. Факсимильное издание. – М.: Наука, 1983. – С.17.
[19] Смолич И. К. Русское монашество. – М.: Православная энциклопедия, 1997. - С.172.
[20] Смолич И. К. Русское монашество. – М.: Православная энциклопедия, 1997. - С.173.
[21] Смолич И. К. Там же. С.174.
[22] Смолич И. К. Русское монашество. – М.: Православная энциклопедия, 1997. -С.175.
[23] Сайт «Приношение современного монашества», кандидата богословия (Московская Духовная Академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев-Посад – 2002 год) игумена Агопита (Юркова) – Преподобный Феодор Санаксарский – житие, акафист, молитвы. - Ужгород 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://prepodobnii.org/feodor-deser.html
[24] Смолич И. К. Там же.
[25] Толоконникова К. Рождество-Богородничный Санаксарский монастырь, Российский научно-познавательный журнал «Православные монастыри России. Путешествие по святым местам». - №35. – 2009. С. 8.
[26] Сайт «Приношение современного монашества», кандидата богословия (Московская Духовная Академия, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Сергиев-Посад – 2002 год) игумена Агопита (Юркова) – Преподобный Феодор Санаксарский – житие, акафист, молитвы – Ужгород 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://prepodobnii.org/feodor-deser.html.
[27] Самая большая электронная читалка рунета. Поиск книг и журналов - Указы блаженные и вечнодостойные памяти государя императора Петра Великого самодержца всероссийского. Состоявшиеся с 1714, по кончину его императорского величества, января по 28 число, 1725 года. – СПб. 1739. – С.45, 286 - [Электронный ресурс]. URL: http://bookre.org/reader?file=1517496&pg=7
[28] Толоконникова К. Там же С. 9.
[29] Иеромонах Венедикт (Кулешов) Преподобный Феодор Санаксарский. Житие. Служба. Акафист. – С.: Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, 2003. С.5-6.
[30] Толоконникова К. Там же. С.10-11.
[31] Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т. IV - М.: Мысль, 1989. - С.519.
[32] Иеромонах Венедикт (Кулешов) Преподобный Феодор Санаксарский. Житие. Служба. Акафист. – С.: Рождество-Богородичный Санаксарский монастырь, 2003. С.5.
[33] Интервью с игуменом Венедиктом архивариусом Санаксарского монастыря (в архиве автора).
[34] Интервью с экскурсоводом историко – краеведческого музея имени Ф. Ф. Ушакова г. Темников Марией Ильиничной Афониной (в архиве автора).
[35] Национальная электронная библиотека, Электронные читальные залы, Историческое описание Темниковского Санаксарского монастыря – 1888. - [Электронный ресурс]. URL: http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003547326/viewer/
[36] Щербатов М. М. О повреждении нравов в России. Факсимильное издание. – М.: Наука, 1983. – С.17.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.