Исследовательская работа «Берёзка», посвященная блаженной девице Анастасии Криковой (Верятинской)
Оценка 4.8

Исследовательская работа «Берёзка», посвященная блаженной девице Анастасии Криковой (Верятинской)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
религиоведение
4 кл—7 кл
15.01.2025
Исследовательская работа «Берёзка», посвященная блаженной девице Анастасии Криковой (Верятинской)
Работа посвященнена блаженной девице Анастасии Криковой (Верятинской), уроженке Тамбовской области
Берёзка.docx

Тема: проект «Берёзка», посвященный блаженной девице Анастасии Криковой (Верятинской) .

Моя малая родина – Тамбовская область. Что я знаю о ней, о её прошлом, о святых людях, населявших её? Если быть предельно честным, то мало кто знает, какую роль играют деяния святых людей в жизни каждого из нас, в жизни родного края и всей страны.

В русском православии есть удивительное явление — народные святые. Нет икон с их ликом, нет храмов в их честь. Но есть вера и безграничная народная любовь, когда и при жизни, и после смерти люди идут к ним со своими бедами и радостями. И даже не молятся — рассказывают так, как умеют, всё, чем душа переполнена. Их называли блаженными, убогими, юродивыми. Отношение к ним всегда было неодинаковым: от презрительной жалости (а нередко и ненависти) до глубокого восхищения и даже благоговения. Их образы мы находим в русской литературе, живописи, музыке. Это люди, которые представляются миру безумными, на самом деле исполнены духовной мудрости.

Такая тема исследования была выбрана нами неслучайно. На уроках по Основам православной культуры я выяснил для себя, что даже сам термин «юродивые» для многих ребят, в том числе и таких, которые являются довольно начитанными и разносторонними людьми, представляется смутным и неясным.

Актуальность данной исследовательской работы состоит   в сохранении и преумножении памяти о Тамбовских блаженных (юродивых), посвятивших себя возвышению духовности, нравственности русского народа.

Цель:  раскрытие понятия «блаженный», через светлые образы блаженных нашей области.

Задачи:

- изучить понятие юродства;

- изучить материалы о жизненном подвиге Насти Вирятинской;

-провести опрос «Блаженные Христа ради»;

-сделать выводы.

Предметом нашего исследования стала жизнь блаженной (юродивой) Анастасии Криковой (Вирятинской).

Понятие юродства.

Мы изучили историю происхождения юродства и узнали, что оно изначально не было русским явлением, получило некоторое распространение в Византии. Однако к XIV в. упоминания о юродстве в Византии постепенно сходят на нет. С этого времени юродство становится специфически русским. Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ. Юродивые вели нищенский образ жизни, ходили в рубищах. В период с XIV по XVI в. юродивые пользовались особым почитанием: многие из них были канонизированы как святые. Им приписывали дар провидения, под маской безумия они бесстрашно обличали сильных мира.

Обычно полагают, что юродство тесно связано с телесными или душевными недостатками или болезнями (убожеством). Это широко распространенное заблуждение. Многие юродивые были весьма образованными людьми своего времени, но часть своей жизни посвятили такому подвигу. Наедине с собой или с доверенным человеком ночью юродивый совсем не был безумен. Он или молился в одиночестве, или помогал другим.

Из всего выше написанного мы пришли к выводу, что религиозный смысл юродства заключался в том, чтобы максимально отречься от самого себя и таким образом приблизиться к Богу.

Что касается Тамбовской области, то наша область в данном отношении не была исключением. К большому сожалению, сведения об этих удивительных людях сохранились в редких источниках и дошедших до нас легендах.

Одна из таких народом почитаемых блаженных — наша землячка. Звали её Анастасия Крикова(Настя Вирятинская), чей подвиг юродства пришёлся на тяжёлые послереволюционные годы.

Жизненный подвиг Насти Вирятинской.

В  книге «Дух, душа, тело» святитель Лука и врач Войно-Ясенецкий говорит, что почти у всех есть способность к познанию иная, чем только пятью чувствами. Это неведомое, таинственное шестое чувство – сверхсознание, высшее познание всего сущего. Но у одних оно развито больше, а у других лишь в зачатке. Но прежде, чем Настя обрела такой дар, она пережила страшное потрясение.

Анастасия Крикова родилась в 1901 году в селе Вирятине Тамбовской губернии (ныне Сосновский район). Её родители, Илья Архипович и Наталья Исаевна, были людьми простыми, благочестивыми, воспитывали детей в православной вере. Вирятино имеет монастырские корни, оно было основано ещё в XVII веке как земельное владение Мамонтовой пустыни. Была в селе кирпичная церковь в честь Михаила Архангела — предводителя небесного воинства. Может быть, не случайно и на долю Анастасии выпала тяжёлая миссия непреложной духовной борьбы за христианскую веру, за души и судьбы своих односельчан.
Поначалу ничто не предвещало особого крестного пути будущей прозорливицы. Настенька Крикова ничем не отличалась от своих сверстниц, росла доброй, весёлой девочкой. Всем наградил её Господь: и красотой, и разумением. Настя охотно помогала родителям по хозяйству. В семье Криковых сыновей не было, так что Анастасии с младшей сестрой Ксенией приходилось выполнять и мужскую работу. Односельчане вспоминают, что больше всего Настя любила ухаживать за лошадьми: водила их на водопой, купала, чистила. В заботах и радостях летели дни, складывались в года. Анастасия выросла, пришло и первое серьёзное чувство. Девушка полюбила своего односельчанина, молодого парня по имени Фёдор. Родители благословили детей, и осенью должна была состояться свадьба. Однако простому женскому счастью Анастасии помешала трагедия.
В 1921 году в подавлении Антоновского восстания на Тамбовщине участвовал отряд Григория Котовского. Путь отряда проходил и через Вирятино. Двое конников проехали по улице, на которой стоял дом Криковых, и увидели во дворе хороших, сильных лошадей. Угрожая оружием, попытались забрать их. На шум из дома выбежала Настя. Она повисла на поводьях, стала кричать, пыталась помешать увести лошадей. Тогда один из солдат достал револьвер и выстрелил девушке в лицо. Пуля пролетела рядом с виском, от страха Настя потеряла сознание. Говорят, пролежала, не приходя в себя, около двух недель, а когда наконец очнулась, по селу пошёл слух, что девушка потеряла разум. Стала она говорить как­-то обрывчато, непонятными фразами, совершать странные на первый взгляд поступки.
Свадьба Насти и Фёдора расстроилась, он в скором времени женился на другой, уехал в Донбасс на заработки, как это делали тогда многие. А Настя почти каждый день приходила к его дому, звала, шептала что­-то и, не получив ответа, уходила. Мать стала замечать, что слова и поступки дочери часто предвещают важные события в жизни вирятинцев. Она научилась толковать её пророчества и часто выступала переводчицей Настиных советов. Односельчане вспоминают, что девушка часто отправлялась странствовать и заходила в те дома, где была особенно нужна её помощь. Народная молва шла впереди неё. Девушку не обижали, к её советам стали прислушиваться. Рассказывают, что однажды она пришла в село Старое Грязное, где лежал парализованный адвокат Александр Виноградов. Его жена незадолго до прихода Анастасии замесила хлеб и поставила кадку с опарой на пол. Блаженная зашла в дом и босыми ногами встала прямо в тесто. Хозяйку это рассердило, но виду она не подала. Анастасия же подошла к больному и взяла его за руку со словами: «Хватит тебе лежать — вставай!» Несколько раз назвала его мучеником, помолилась у изголовья и ушла. Время было голодное, и хозяйка решила тесто не выбрасывать. Испекла хлеб, который получился необыкновенно вкусным; муж поел и вскоре встал на ноги — как уверены родственники, по молитвам блаженной Насти. Он решил оставить государственную службу и принял священнический сан. В 1937 году отец Александр был репрессирован и скончался в ссылке. Так исполнилось Настино пророчество про его мученический венец.
В скором времени церковь в Вирятине закрыли, и верующие стали собираться на молебны дома у Криковых. Анастасия пела вместе со всеми, знала наизусть всю церковную службу. Конечно, подобное поведение не могло остаться без внимания властей. Верующих разгоняли, Настю забирали в отделение милиции. На основании найденных при обыске акафистов, в которых воспевался «Царь Небесный» (Бог) и содержались призывы к борьбе с «врагом рода человеческого» (дьяволом), делались выводы о преступлениях против советской власти, о пропаганде самодержавия. Однажды из Настиного дома вывели несколько десятков человек. Сотрудники милиции обратились к верующим со следующими словами: «Кто считает Крикову умалишённой — встаньте по левую сторону дома, а кто почитает её святой — по правую». Всех, кто шагнул вправо, забрали в тюрьму. Потом были суды, ссылка. Некоторые участники тех событий живы до сих пор. Они вспоминают, что шли в ссылку как на подвиг, радуясь возможности пострадать за веру, за Христа.

Перед самым началом Великой Отечественной войны Настя выбежала из дома, растрёпанная, испуганная. Стреляла из пальца, кричала: «Война! Во йна!» Её никак не могли успокоить и в очередной раз забрали в местное отделение милиции. Правда, когда стало известно о нападении фашистской Германии, отпустили, и за ней теперь уже навсегда закрепилось прозвание «прозорливица».

Потянулись к Насте жительницы села: матери, жёны, невесты — всем хотелось узнать о судьбе своих близких, ушедших на фронт. Если кто приходил к блаженной с верой в душе, с благоговением, Настя радушно принимала, усаживала за стол, угощала всем, что было в доме. Хороших людей Анастасия называла ласково — «берёзка». А тех, кто шёл посмеяться над ней или сомневался в её способностях («да что она знает, эта ваша Настя?!»), могла и на порог не пустить, к тому же слово в слово повторяла все оскорбления и насмешки, которыми пытались задеть её.

В памяти вирятинцев сохранилось множество свидетельств о пророческом даре Анастасии Криковой. Маленькой девочкой была в войну Екатерина Лукина. Вместе с матерью они пришли к Насте узнать о судьбе отца — с фронта долго не было новостей. Не успели войти в дом, как Настя встала с лавки, подошла к матери со словами: «Вдова, перекрестить тебя?» Через несколько дней пришла похоронка. Мама Татьяны Ивановой тоже пришла к блаженной узнать, вернётся ли муж живым. Анастасия взяла два сырых яйца, проколола их булавкой, выпила, а потом молча отвернулась к стене. Мать прозорливицы истолковала так, что муж вернётся, но будет какая-­то печаль. Так и случилось. Во время боёв на Украинском фронте осколками мужчине ранило голову, он полностью потерял зрение (вытекли глаза) и вернулся домой, мучимый сильными головными болями. Предрекла Настя и кончину своего бывшего жениха. Во время войны она часто приходила к его дому, сидела на земле, молилась. Однажды жена Фёдора вышла к ней и вынесла хлеб, а Настя ей: «Зачем мне хлеб несёшь? Блины пеки — нет его больше».

Не стало блаженной 10 марта 1963 года. Хоронили её всем селом. Дорожка к могиле не зарастала. Родственники тех, кому помогала Настя Вирятинская, решили на месте её упокоения построить часовню, особенно хлопотали Мария Слепцова и Николай Толстов. Деньги на строительство собирали, как говорится, всем миром. В 2004 году по благословению владыки Феодосия часовня была воздвигнута и освящена. Внутри часовни — иконы, небольшой столик, на котором лежат акафисты, свечи, здесь же оставляют еду и деньги для нуждающихся. Не проходит недели, чтобы к Насте не приезжали паломники. Едут из разных городов, и каждый находит то, что искал — молитвенную помощь и утешение.
В самом селе трудно найти человека, который не знал бы о Насте, чьим родственникам она бы не помогла. В домах вирятинцев рядом с иконами часто висят её фотографии. Конечно, это не по канону. Но можно ли осуждать людей за веру и преданность, за благодарность и память? А в часовне на сельском кладбище лежит тетрадь, в которой каждый может записать свою историю, связанную с молитвенной помощью нашей землячки.

Опрос.

Для того, чтобы выяснить, все ли правильно понимают, кто такие юродивые и знают ли люди Тамбовской области о нашей землячке, блаженной девице Анастасии Вирятинской, мы решили провели опрос среди школьников и их родителей. Опрос создан при помощи сервиса Googleформы.

 Респондентам были заданы следующие вопросы:

1.Известно ли вам что-то о понятии "блаженных Христа ради " на Руси?
2.Юродивые святые или сумасшедшие?
3.Считаете ли Вы их образ жизни подвигом?
4. Знакомо ли Вам имя нашей землячки,  блаженной девицы Анастасии Вирятинской?
5. Хотели бы Вы больше узнать о её подвижническом образе жизни?

Анализ опроса показал, что в нём приняли участие 145 человек от 10 до 65 лет. Результаты опроса представлены в Приложении 1.

Заключение.

В данной работе нами было изучено такое понятие, как юродство. Мы выяснили, что религиозный смысл юродства заключался в том, чтобы максимально отречься от самого себя и таким образом приблизиться к Богу.

Мы провели опрос «Блаженные Христа ради» и проанализировали ответы. Обращает на себя внимание тот факт, что 107 из 145 респондентов незнакомо имя нашей землячки, блаженной Анастасии Вирятинской. При этом нельзя не отметить, что 109 из 145 респондентов хотят больше узнать о её подвижническом образе жизни.

Мы изучили материалы о жизненном подвиге Насти Вирятинской. Полученные результаты исследовательской работы позволяют в доступной форме донести информацию о блаженной (юродивой) Насте Верятинской. Хочется надеяться, что эта работа будет содействовать благородному патриотическому делу – выявлению, сохранению и эффективному использованию информации о житие святых родного края, в том числе как духовного наследия.

Я считаю, что данная исследовательская работа может быть дополнена в будущем новыми фактами и буду этому рад.

           Таким образом, в результате проведенного исследования мы выполнили поставленные задачи, и я считаю, что цель достигнута.

 

Использованные ресурсы:


 

Тема: проект «Берёзка», посвященный блаженной девице

Тема: проект «Берёзка», посвященный блаженной девице

Предметом нашего исследования стала жизнь блаженной (юродивой)

Предметом нашего исследования стала жизнь блаженной (юродивой)

Это неведомое, таинственное шестое чувство – сверхсознание, высшее познание всего сущего

Это неведомое, таинственное шестое чувство – сверхсознание, высшее познание всего сущего

Тогда один из солдат достал револьвер и выстрелил девушке в лицо

Тогда один из солдат достал револьвер и выстрелил девушке в лицо

Криковых. Анастасия пела вместе со всеми, знала наизусть всю церковную службу

Криковых. Анастасия пела вместе со всеми, знала наизусть всю церковную службу

Лукина. Вместе с матерью они пришли к

Лукина. Вместе с матерью они пришли к

Опрос. Для того, чтобы выяснить, все ли правильно понимают, кто такие юродивые и знают ли люди

Опрос. Для того, чтобы выяснить, все ли правильно понимают, кто такие юродивые и знают ли люди

Я считаю, что данная исследовательская работа может быть дополнена в будущем новыми фактами и буду этому рад

Я считаю, что данная исследовательская работа может быть дополнена в будущем новыми фактами и буду этому рад
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2025