МБОУ «Арх-Голицинская средняя общеобразовательная школа»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Учитель немецкого языка: Цибарёва Надежда Николаевна
Тема исследовательской работы: Зачем нужен немецкий язык?
Цель работы:
Определить актуальность немецкого языка в современном мире и российском обществе.
Задачи исследовательской работы:
1. Изучить материалы о месте немецкого языка в современном мире.
2. Определить значимость и актуальность немецкого языка в российском обществе.
3. Изучить возможности и перспективы, которые даёт изучение языка.
4. Провести анкетирование в школе и выявить мнение учеников о немецком языке.
Объект исследования: немецкий язык.
Предмет исследования: актуальность изучения немецкого языка.
Актуальность
Мы живём в век огромных скоростей и технологий. Мы не находим времени, чтобы лучше узнать друг друга. Эта работа поможет узнать больше не только о стране изучаемого языка, но и будет способствовать привитию новой культуры, повышению мотивации в изучении немецкого языка.
Содержание………………………………………………………………….стр
1.Введение……………………………………………………………………..4
2.Из истории немецкого языка……………………………………………….5
3.Актуальность изучения немецкого языка в современной жизни………..7
3.1. Культурное наследие и инновации немецко-говорящих стран……….7
3.2. Немецкий язык в образовании и профессиональной деятельности…..9
3.3. Немецкий язык – язык туризма………………………………………...10
4. Аргументы в пользу изучения немецкого языка……………………….11
5.Анализ анкетирования в школе…………………………………………12
6.Заключение………………………………………………………………..14
Список используемой литературы………………………………………...15
Сегодня в современном обществе иностранные языки играют важную роль. Немецкий язык как иностранный изучают во всем мире. Тем не менее, некоторые считают, что знание немецкого языка совсем не нужно, что английский лучше немецкого языка. Лично я не согласна с этим мнением. Все языки полезны.
Почему многие думают, что английский лучше? Что нужно, чтобы изучать немецкий язык? Что даст это знание в будущей жизни? А что есть во всём мире из Германии?
Окружающий нас мир меняется очень быстро. Взаимодействие людей разных стран и языков становится всё ближе. Причин для этого есть очень много. Страны, общество и люди получили возможность быстро связываться друг с другом вследствие развития транспорта и коммуникаций. В связи с этим возрастает значимость изучения иностранных языков, которая позволяет людям общаться и узнавать друг о друге через границы. Пожалуй, нет в мире такой другой страны, как Германия, влияние которой на историю, культуру, науку России было так велико, многогранно и в то же время настолько неоднозначно. Недаром с древних времен всех иностранцев на Руси называли немцами. Передовая немецкая наука, развитая медицина, успехи в военном деле, культурные ценности – все это есть творчество немецкого сознания, одной из составляющей которого является немецкий язык. Немецкий язык является одним из основных европейских языков - 24% жителей Евросоюза считают немецкий своим родным языком, в то время как лишь 16% жителей объединенной Европы могут сказать то же самое об английском языке. Около ста миллионов человек во всем мире говорят на немецком языке – в Германии, Австрии, Швейцарии и других европейских странах, в США и странах Латинской Америки. Интересна история возникновения и становления немецкого языка, начавшаяся много столетий назад на лесистых холмах и в болотистых низинах Германии.
Данная работа посвящена проблеме изучения немецкого языка и истории его создания. Значение немецкого языка в современном обществе очень существенно. Германо - российские связи имеют давнюю и богатую историю. Актуальным является изучение немецкого языка, его культуры и традиций.
История немецкого языка подразделяется на три основных периода: старый немецкий (750-1050гг.н.э.); средненемецкий (1050гг.), и современный немецкий язык (с 1500г. по настоящее время).
В XVIII в. ряд выдающихся писателей придали современному стандартному немецкому языку ту существенную форму, которую мы наблюдаем сегодня. Сегодня немецкий язык является языком церкви и государства, образования и литературы.
Немецкий, как язык, сформировался из языков нескольких германских племен, и развитие его связано с переселением населения. В 4-5 вв. западногерманские племена франков, алеманов, баваров, тюрингов и хаттов объединились с саксами, и стали жить в области Визера и Рейна. В результате появился древневерхненемецкий язык, который, однако, не имел письменности - языком, признанным в государстве была латынь. Развитие многоплеменной германской общности в процессе истории пришло к тому, что в начале одиннадцатого века нация немцев осознала необходимость в объединении, стали популярными мысли о том, чтобы немецкий язык стал родным языком германского народа. Немецкое слово «Deutsch» появилось от устаревшего"teutsch", и означает как «говорящий на языке народа», т.е. не на латыни. Письменная же история немецкого языка берёт своё начало в эпоху царствования Карла Великого. В середине 9 века Франкское государство было разделено на три части, одна из которых стала Немецким государством. И лишь в конце 10 - начале 11 века немецкие племена стали осознавать себя как единый народ, но говорящий, при этом, на немалом количестве местных диалектов. В этот период начинается средненемецкий период. В начале 13 века прогрессивные поэты стали осуществлять первые смелые попытки создания немецкого языка, общего для всех немцев - в своих произведениях они предпочитали не использовать диалектные формы, чтобы их могло понять большее количество людей. Но для этого необходимо было дождаться времени, когда грамотность стала бы наиболее распространена среди широких слоев населения, и произошло это во времена позднего Средневековья и Возрождения. К 14 веку немецкий язык уже завоевал позиции основного языка в сфере делового общения. Латынь постепенно утрачивает свой официальный статус. В 15-17 веке смешанные восточно-немецкие диалекты и южно-немецкие литературные традиции были положены в основу формирования основы общего немецкого литературного языка.
Важным событием, которое повлияло на развитие языка целых поколений, называют работу Мартина Лютера, христианского богослова, инициатора Реформации, ведущего переводчика Библии на немецкий язык. В 1521 и 1534 годах Мартин Лютер перевел с латыни на немецкий язык того времени Новый и Ветхий завет.
В 17-19 веках большое значение для нового немецкого языка имело широкое развитие художественной литературы. К этому времени практически окончательно оформился литературный немецкий язык. В 20-21 веках немецкий язык менялся, но мало; основные изменения происходили в лексике по причине появления большого числа заимствований - главным образом из английского языка.
Говоря о сотрудничестве России и Германии и актуальности изучения немецкого языка, прежде всего, нужно оценить, что Германия - это страна, богатая своей культурой, наукой, современными производствами. Выдающиеся немецкие поэты и музыканты, художники, мыслители и изобретатели вывели свою страну на самые первые позиции в мире. И.В. Гете, Т. Манн, Ф. Кафка, Х. Гессе – это всего лишь несколько авторов, чьи произведения являются всемирно известными. 10 Нобелевских премий по литературе были вручены немецким и австрийским авторам.
Мир классической музыки богат многими немецкими именами: Моцарт, Бах, Бетховен, Штраус и Вагнер. Вена остаётся и сегодня международным центром музыки.
Выдающиеся шедевры искусства, созданные немцами, поражают своим совершенством: величественные архитектурные ансамбли средних веков, авангардное направление баухаус, деревянные гравюры Дюрера, шедевры экспрессионизма Нольде, Кирхнера, Кокошки. Всё это - огромный вклад в развитие мирового искусства и архитектуры.
Мировую философию и науку также нельзя представить без немецких мыслителей. Философия Канта, Гегеля, Маркса и многих других имела огромное влияние на современное общество. Психологи Фрейд и Юнг существенным образом изменили методы объяснения поведения человека.
Из 80 германских лауреатов Нобелевской премии 68 получили ее за заслуги в области естественных наук и медицины: Конрад Рентген, Роберт Кох, Макс Планк, Альберт Эйнштейн.
По числу заявок на патенты Германия занимает 1-е место в Европе и 2-е место в мире среди самых инновационных стран.
Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.
Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг.
Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».
Изобретено в Германии:
4.Аргументы в пользу изучения немецкого языка
Немецкий – привлекательный иностранный язык. Кто говорит и понимает немецкий язык, может лучше узнать немцев, углубленнее ознакомиться с историей и культурой немецкого народа.
Итак, практика показывает, что изучение немецкого языка имеет огромное значение в жизни современного человека. Изучая немецкий язык, люди открывают себе дверь к одной из самых развитых стран в области бизнеса, образования, науки, культуры, политики и во многих других областях.
Итак, вот те серьезные причины, по которым стоит учить немецкий язык.
1. Немецкий язык — самый распространенный язык в Европе.
2. Немецкая экономика занимает третье место, а внешняя торговля — первое место в мире.
3. Знание немецкого языка дает возможность развивать бизнес.
4. Немцы — новаторы.
5. Немецкий язык в Интернете вытесняет многие другие.
6. Одна из десяти книг в мире печатается на немецком языке.
7. Германоязычные страны имеют богатое культурное наследие.
Кроме их значительного вклада в мировую культуру, немецкие авторы сами по себе несут богатое культурное наследие. Германию часто называют землей «Dichter und Denker» — поэтов и мыслителей. И ее так называют по праву, потому что вклад немцев в искусство и развитие философских идей очень велик.
5.Анализ анкетирования в школе
В нашей школе изучают два иностранных языка: немецкий и английский. В настоящее время ученики знакомятся с иностранными языками уже во втором классе. Дети начинают изучать грамматику, учатся читать и писать на немецком языке, решать, считать, формулировать основные мысли. Уже во втором классе дети неплохо умеют сочинять предложения, кратко рассказывать о себе, описывать картинки, разыгрывать разные ситуации, переводить. Ребята с интересом учат новые слова, стихи и песенки, а также пишут письма на немецком языке и с удовольствием участвуют в различных сценках и спектаклях.
Для своей исследовательской работы я решила провести небольшое анкетирование в нашей школе для того, чтобы узнать мнение учеников об изучении немецкого языка и его необходимости. В анкетировании участвовали ученики 5 - 10 классов.
Вопросы были следующие:
1. Ты изучаешь немецкий язык…
а) это твой выбор
б) это выбор твоих родителей
в) другое
2. Зачем ты изучаешь немецкий язык?
а) вынужден
б) он мне нравится
в) хочу поехать в страну изучаемого языка
г) для моей будущей карьеры
д) другая причина
3. Немецкий язык, как учебный предмет для тебя, на каком месте среди всех остальных предметов по важности?
а) на первом
б) 2, 3 …
в) на последнем
4. Тебе нравится посещать уроки немецкого языка?
а) да
б) нет
в) не очень
5. Какие уроки немецкого языка вызывают у тебя интерес?
а) традиционные
б) нетрадиционные
в) с использованием ИКТ
г) по созданию проектов совместной деятельности с использованием ИКТ
6. Что вызывает трудности у тебя в овладении немецким языком?
а) аудирование
б) грамматика
в) работа с текстом
г) письменная речь
7. На уроке немецкого языка ты больше всего любишь…
а) читать
б) рассказывать монологи
в) общаться друг с другом на немецком языке
г) заниматься письменной речью
д) переводить
По результатам в % соотношении я определила уровень мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Результаты показали, что 80% учащимся 5 - 10 классов нравятся уроки с использованием ИКТ, 82% предпочитают уроки по проектной деятельности. По выявлению трудностей в овладении немецким языком среди учащихся по видам деятельности результаты следующие: трудности в аудировании испытывают 24%, по грамматике – 32%, по письменной речи – 42%. 79% обучающихся 5, 10 классов любят уроки по развитию устной речи, 31% опрошенных ставят немецкий язык на первое место среди других предметов по важности и 56% - определили его на 2, 3, 4 место.
6.Заключение
Германия является основным торговым партнером для Европы и для неевропейских стран. В Германии самая развитая промышленность в мире. Выучить немецкий язык не сложнее чем английский, французский или испанский языки. Знание немецкого языка необходимо для туристов, так как миллионы туристов со всего мира ежегодно посещают Германию, которая находится в «сердце» Европы. Тот, кто говорит по-немецки, может изучать подробно историю Германии, познакомиться с ее культурой и традициями.
В нашей школе с радостью и интересом изучают немецкий язык. А также ребята нашей школы с удовольствием участвуют в разных конкурсах и мероприятиях на немецком языке и получают призы и сертификаты.
Прихожу к выводу, что изучать немецкий язык не только интересно, но и необходимо!
Обобщая изученную информацию по теме работы, я сделала выводы о том, что изучение немецкого языка – это интересно, познавательно, современно и актуально. Роль немецкого языка никогда не ослабнет, потому что он является для многих не только разговорным, но и даёт возможность понимания друг друга в широком смысле этого слова: изучение народа, его истории, культуры, традиций. Наука, торговля, технологии и другие сферы, куда проник немецкий язык, развиваются всё с большей силой. Немецкий язык - это не только новый источник получения информации и новых знаний, но и возможность наслаждаться чтением художественных произведений на языке оригинала. Немецкий язык помогает приобщиться к культуре немецкого народа, воспитывает терпимое отношение к представителям других народов.
Знание немецкого языка помогает найти интересную работу с достойной зарплатой, даёт хорошие шансы для карьерного роста, для самореализации. Изучение языка развивает многие способности человека: улучшает память, развивает логическое мышление, увеличивает быстроту реакции, обогащает родной язык, развивает фантазию, воображение, воспитывает привычку к творческому умственному труду.
Немецкий язык не так сложен, как кажется. Немецкий язык пишется фонетически. Если знаешь систему звуков, то знаешь, как произнесенное слово будет писаться, и как написанное слово будет произноситься. Современный немецкий и английский языки произошли от общего германского праязыка, поэтому у них есть определенные сходства в лексике и грамматике.
Знание немецкого языка – это заметное преимущество для успешного будущего в России, Германии и во всём мире.
Список используемой литературы
«6 причин учить немецкий язык!» // Vitamin DE – 2011 – №51;
Dagmar Glck, „Autos aus Deutschlands“ // Vitamin DE – 2011 – №51;
URL: http://pugachev-sar.narod.ru/torgovyjdom.htm;
«Хенкель» // Википедия - URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Henkel_Group;
«Thomas» // Википедия - URL:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Thomas;
http://schoolsokol.narod.ru/historysokol/index75.html;
http://www.studygerman.ru
http://www.de-web.ru
http://www.deutsche-welt.info
http://deutscherklub.ru
http://www.visitdusseldorf.de
http://www.de-online.ru
http://www.wikipedia.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.