Исследовательская деятельность на уроках биологии

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 08.08.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом. Исследовательская деятельность отличается тем, что таит в себе огромные возможности для развития ученика, дает право на поиск, требует подключения воображения, способствует проявлению его способностей. Именно это ведет его к самостоятельным открытиям и дает радость творчества.Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них творческие способности, логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности в целом. Исследовательская деятельность отличается тем, что таит в себе огромные возможности для развития ученика, дает право на поиск, требует подключения воображения, способствует проявлению его способностей. Именно это ведет его к самостоятельным открытиям и дает радость творчества.
Иконка файла материала опыт исследовательская деятельность на уроках биологии.docx
Информационная карта передового педагогического опыта ФИО автора опыта Организация, в которой  работает автор опыта, адрес с  индексом, е­mail ГУ «Тимирязевская СОШ»  Павлодарская область,  Успенский район, с Тимирязево Клишина Елена Александровна Должность с указанием  преподаваемого предмета или  выполняемого функционала Учитель биологии Сущностные характеристики опыта Характеристики опыта Основная идея обобщенного опыта Концепция опыта Новизна опыта состоит в  «Исследовательская деятельность, как средство  повышения качества образования на  уроках биологии» Целью работы я считаю повышение  педагогической эффективности обучения с  применением исследовательских способов  деятельности, путем совершенствования  методики их проведения, улучшения  результативности и повышения дидактической  ценности в учебном процессе. Одним из важнейших условий повышения  эффективности учебного процесса является  организация учебной исследовательской  деятельности и развитие её основного  компонента – исследовательских умений,  которые не только помогают школьникам лучше  справляться с требованиями программы, но и  развивают у них творческие способности,  логическое мышление, создают внутреннюю  мотивацию учебной деятельности в целом.  Исследовательская деятельность отличается тем, что таит в себе огромные возможности для  развития ученика, дает право на поиск, требует  подключения воображения, способствует  проявлению его способностей. Именно это ведет  его к самостоятельным открытиям и дает радость творчества.  в организации исследовательской деятельности с использованием проектно­ исследовательских  технологий, образовательных и  коммуникационно­информационных технологий,  что позволяет представлять учебную  информацию в различной форме; инициировать  процессы усвоения знаний и приобретения  умений и навыков исследовательской  деятельности; активизировать познавательскую  деятельность учащихся; в результате применения  инновационных педагогических технологий  прослеживается увеличение объема практических и творческих работ поискового и  исследовательского характера; передачаМетодические приемы, использованные при  обобщении и рекомендуемые для организации  опыта Условия, необходимые для реализации опыта Результат опыта учащимся инициативы в организации своего  развития; возможность более полно реализовать  комплекс методических, дидактических,  психологических и педагогических принципов в  формировании исследовательских умений;  Отношения с учениками строятся на принципах  сотрудничества и совместного творчества.  Педагог поддерживает и направляет развитие  личности учащихся, их творческий поиск. Реализуется через уроки и внеклассные  мероприятия.   Создавая условия для  самореализации и самосовершенствования  учащихся основываюсь на индивидуализации  обучения, осуществляю принципы вариативности, креативности, расширяя зону ближайшего  развития каждого ребенка  Системность и последовательность Повысился интерес к урокам биологии.  Увеличилось участие детей в международных  конкурсах и интеллектуальных марафонах. ­ повышению интереса к осуществлению  инновационной деятельности в рамках изучаемой  проблемы; ­ росту компетентности в области биологии; ­ росту уровня профессиональных навыков и  умений для работы с одаренными детьми. Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов) по плану Основные противоречия, решаемые в этом опыте Между требованиями программы и реальным  Основные компоненты системы работы Методы, формы, средства и виды деятельности,  развитием ребенка. ­ исследование; системное наблюдение за детьми  из класса в класс, ­ выявление детей с низкой мотивацией к  обучению с целью вовлечения в активную форму  работы. ­ организация урочной и внеклассной работы по  предмету: ­ включение детей в исследовательскую  деятельность, самостоятельный поиск истины, ­ работа с дополнительной литературой, ­ нестандартные задания, ­ выставка творческих работ ­ развитие творческих способностей учащихся  посредством взаимосвязи уроков с внеклассной  работой по предмету ­ организация исследовательской работы  учащихся, ­ опережающие задания по изучаемым темам, ­ создание условий для участия детей в  олимпиадах, конференциях, конкурсах. словесные и наглядные в т.ч. ИКТ,используемые в опыте, последовательность их  применения и обоснование выбора Приемы стимулирования, контроля,  взаимоконтроля и самоконтроля Условия, обеспечивающие наибольшую  эффективность Субъектный результат для ученика (качество  знаний, развитие типов мышления, воображения,  приобретение новых знаний, умений и навыков,  формирование различных личностных качеств,  освоение различных способов деятельности и  т.д.) Субъектный результат для учителя  (приобретение новых компетенций) Материальные продукты опыта (доклады,  рефераты, из опыта работы, учебные программы, разработки уроков, дидактические материалы,  интерактивные и мультимедийные пособия,  электронные тесты, контрольно­измерительные  материалы, видеоматериалы, учебно­ методические пособия и т.д.) Публикации о представленном опыте иллюстративные, репродуктивные, проблемные,  эвристические и исследовательские методы в т.ч.  и метод проектов, индуктивный, дедуктивный,  конкретные и абстрактные методы определяет  степень самостоятельности ученика формирование устойчивой положительной  мотивации к учебной и творческой деятельности; ­ рациональная организация учебной  деятельности; ­ коллективные формы учебной деятельности; Для успешной реализации необходимо также  выполнение следующих условий: ­ создание ситуации успеха для каждого ученика;  ­ педагогика сотрудничества. Наряду с традиционными формами обучения,  необходимо широкое использование новых  педагогических технологий ­ повышается интерес к учебе; ­ обеспечивается развивающий эффект и  мотивация учения; ­ не допускается переутомления на уроке в связи  с активной деятельностью обучающихся; ­ обеспечивается атмосфера сотрудничества  учителя и ученика; ­ развитие речи, логического мышления; ­ развитие личности ребенка, его творческих,  интеллектуальных способностей; ­ вырабатывается активная позиция детей; ­психолого­педагогического просвещение  педагога по проблеме; ­ развитие личностных качеств педагога (высокие  уровни развития познавательной и внутренней  мотивации, высокая и адекватная самооценка,  стремление к личностному росту). ­ активное участие в конкурсах, олимпиадах. «Исследовательская деятельность, как средство  повышения качества образования на  уроках биологии» (выступление на педсовете) «Исследования на уроках биологии»  (выступление на МО учителей естественно­ математического цикла Тимирязевской СОШ»,  учебные программы «Общая биология», «Юный  эколог», тесты, видеоматериал, разработки  уроков Обобщен опыт на международном уровне,  2016  год  ­ Зерде, 2017год участие с проектами в  международном научной конференции молодых  ученых, магистрантов, студентов и школьников  «ХVII Сатпаевские чтения» , 2018 год ­«XVIII  Сатпаевские чтения»Преимущества этого опыта. IV.Экспертное заключение Предполагаемый масштаб и формы  распространения изменений Ф.И.О. экспертов, контакты целенаправленная индивидуальная работа с  учащимися, ориентированная на их успешность,  самореализацию.