Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
...Для того, чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать
Р.Декарт
Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить
А. Дистерверг
Исследовательская деятельность
школьников на уроке физики и во
внеурочной деятельности.
Ягнышева Надежда Васильевна
Учитель физики МБОУ «СОШ №18 города
Лесосибирска»
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Если ученик в школе не научился сам ничего
творить, то и в жизни он всегда будет только
подражать, копировать, так как мало таких,
которые бы, научившись копировать, умели
сделать самостоятельное приложение этих
сведений. Л.Толстой
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Под исследовательской деятельностью понимается
деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на
творческую, исследовательскую задачу с заранее
неизвестным решением.
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
От исследовательской деятельности школьники получают
творческий импульс или желание расширять собственные
горизонты познания, возрастает интерес к предмету
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Конкурс
исследователь
ских работ
учащихся
Олимпиад
ы
Урок
НПК
Учебноисследовательская
деятельность учащихся в
образовательном
пространстве
Элективные
курсы
Неделя
естественных
наук
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Занятия по исследовательской работе учащихся во внеурочное время
провожу по следующему плану:
1. Введение (виды исследовательских работ, научнопрактические
конференции).
2. Методология научного творчества (основные понятия научно
исследовательской работы, общая схема хода научного исследования, поиск
информации).
3. Этапы работы в рамках научного исследования (выбор темы, составление
плана научноисследовательской работы, работа с литературой, понятийным
аппаратом).
4. Оформление исследовательской работы (структура содержания
исследовательской работы, общие правила оформления текста научно
исследовательской работы).
5. Представление результатов научноисследовательской работы
(психологический аспект готовности к выступлению, требования к докладу,
культура выступления и ведения дискуссии)
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Ведущей педагогической идеей моей работы:
обеспечения свободы творческой деятельности и самореализации
школьника как личности;
учения без принуждения;
свобода выбора и максимальная помощь учителя в подготовке работы
ученика;
принципа коллективного труда;
осуществления единства мыслительной и практической деятельности
учащихся;
использования личностноориентированного обучения, в основу
которого положена личность человека, его опыт как источник
индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании.
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Основные задачи научноисследовательской работы:
•развитие творческих способностей учащихся и выработка у них
исследовательских навыков;
•формирование аналитического и критического, абстрактного мышления
учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
•выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого
потенциала;
•развитие самостоятельности при работе со специальной и научной
литературой при выполнении наблюдений и опытов;
•развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях,
в кружках;
•формирование чувства ответственности за порученное дело;
воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
•воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
•помощь в профессиональной ориентации;
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
«Наиболее глубокий
след оставляет то, что
тебе удалось открыть
самому» Джордж
Пойа
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Учебноисследовательская деятельность на уроках и
внеклассных занятиях активизирует индивидуальный
познавательный потенциал школьников в том случае, если
учитель
• применяет различные формы и приёмы организации
учебноисследовательской деятельности школьников
• осуществляет индивидуальный подход, выступая
помощником и проводником ученика, избегая прямых
указаний, подавляющих поисковую инициативу ребёнка
• использует возможности организации внеурочной
деятельности учащихся по предмету, в том числе работу
исследовательской направленности, элективные курсы
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Не существует скольконибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя бы
в самой маленькой поисковой
исследовательской деятельности.
А.Н.Колмогоров
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Тема 1.
Физические свойства воды
Дата:___________
Урок 1.
Цвет, запах,_____________________________________________________________
Агрегатное
состояние_________________________________________________________________
Задание 1.1
Форма,
объем_______________________________________
строение–
растроримость________________________________________________________________
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Тема : «Смешивание воды с твердыми и жидкими веществами»
В природе вода в чистом виде не встречается. Однако часто людям
необходима чистая вода,
Задача – упражнение
Предложите способ по очистке воды
1. Смесь речного песка с водой;
2. Смесь порошка железа ,опилок и
воды;
3. Раствор соли в воде;
4. Разделение смеси воды и
растительного масла.
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Примером исследований является урок «Способы уменьшения и увеличения давления» в
7 классе. На уроке у учеников формируется умение находить и сравнивать давление в
разных практических ситуациях.
На столах располагается оборудование (деревянные бруски, динамометры и карточки с
заданием). Выполняют экспериментальное задание, согласно указаниям и результаты
записывают в таблицу на доске:
Грань
Площадь, кв.м.
Вес, Н
Давление, Па
Широкая
Широкая
0,004
0,004
Грань
Площадь, кв.м.
Вес, Н
Давление, Па
Широкая
Узкая
Наименьшая
3
3
3
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
от услышанного ученик запоминает лишь 2025%,
от написанного – 5060%,
от увиденного и сделанного самим 90%.
≈
Исследовательская деятельность школьников на уроке физики и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.