ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАМЕТКИ «ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯЩЕНОМУЧЕНИКА КУКШИ»,
ОПУБЛИКОВАННОЙ В ЖУРНАЛЕ «ОРЛОВСКИЕ ЕПАРХЕАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
Тема моей работы
26 ЯНВАРЯ 1914 ГОДА
Актуальность исследования обусловлена тем, что представленные в данной работе
материалы на сегодняшний день мало изучены. В этой связи возрастает значение
исследования заметок «Прославление Священномученика Кукши».
Это исследование было проведено с целью преумножения знаний по истории
Брянска. Изучению подверглась заметка, напечатанная в журнале «Орловские
Епархиальные ведомости 26 января 1914 года. События, которые состоялись или
должны были состояться согласно этой заметке, а также люди, имеющие к этим
событиям отношение, являются основным предметом исследования. Цитата:
«Прихожане Николаевской церкви станции Брянск РигоОрловской ж.д., по случаю
800летия со времени мученической кончины просветителя орловской страны
священного Кукши, выразили желание почтить память святителя приобретением в
местный храм его иконы.
В настоящее время получено уведомления из Киева, что икона готова, освящена и
частица мощей священномученика вложена в икону. По разрешению и благословлению
Его Преосвященства, Преосвященнейшего Григория,
2 февраля имеет место быть торжественная встреча святой иконы с крестным ходом на
станции Брянск. И в сопровождении крестного хода при колокольном звоне всех
церквей города будет внесение иконы в Николаевскую церковь, а затем двухдневное
праздничное служение священномученика Кукше».
Главная задача исследования заключается в том, чтобы узнать, когда и как
совершались заявленные в заметке события и совершались ли они вообще.
К остальным задачам исследования заметки надо отнести разыскивание
сведений о Николаевской церкви, о ее прихожанах. Также предстояло отыскать ответы
на прочие многочисленные вопросы, например, выяснить кто же такой «Его
преосвященство» Григорий, утвердивший план пышного приема иконы. Почему
заказали святой образ в Киеве? Почему информация об этих событиях найдена в
орловском журнале?
Ныне этот журнал «Орловские Епархиальные Ведомости» достаточно доступная
архивная древность.
Побывав поочередно в составе Киевской и Белгородской губерний, а также в
пределах Орловского наместничества, «Брянский уезд» в 1796 году вошел в состав
Орловской губернии. В 1914 году город Брянск все еще оставался уездным городом
той же области. Этим и объясняется то, что информация о нем была напечатана в
Орловском журнале.
Указанная в заметке Николаевская, в обиходе Никольская церковь,
располагалась в Привокзальной слободе города Брянска на ул. Витебская (ныне ул.
Димитрова, рынок Володарского района). Построили ее в память об избавление
цесаревича Николая от опасности в японском городе Отсу. При этом важно отметить то, что она получила свое название от имени
христианского святого Николая Угодника, а не от имени цесаревича Николая
Александровича. Николаевскую церковь в 1930ом году взорвали, отрекшегося от
престола Александра Николаевича вместе с семьей казнили, священномученику Кукше,
одному из самых почитаемых в Брянске святых, отсекли голову что это, случайные
совпадения?
Кукша был монахом КиевоПечерского монастыря. В 1113 году он направился из
Киева в земли вятичей проповедовать христианство. Путь его лежал по реке Десне в
сторону Брянска.
Сведения о Кукше содержатся в КиевоПечерском патерике. В этом источнике
утверждается даже о том, что Кукша творил самые настоящие чудеса.
Старейшины и волхвы вятичей испугались растущего влияния Кукши. Они
вероломно схватили Кукшу и отсекли ему голову.
Последователи Кукши вывезли его тело в Киев и поместили в одной из пещер
КиевоПечерской лавры. Оказалось, что тело Кукши нетленно. И в наши дни оно по
прежнему находится в пещерах Киевской лавры.
Теперь проясняется, почему прихожане Николаевской церкви заказали икону
Кукши с частицей его мощей в иконописной мастерской КиевоПечерской лавры. Ибо
мощи Кукши располагаются именно в этой, КиевоПечерской, лавре, и только здесь их
частицы вкладывают в иконы.
15 июля 2016 года в Центральном Манеже столицы открылась Выставка Феликса
Комарова «Русские святые»
Собрание икон известного коллекционера включало в себя 308 изображений святых,
написанных с конца 16 до начала 20 столетия. Был среди них и «брянская святыня –
лик священномученика Кукши».
Итак, известно о двух такого рода «брянских святынях» . Первый образ,
торжественно доставленный в Брянск из Киева в августе 1903 года, точно утрачен, по
свидетельствам краеведов. Второй был
заказан прихожанами в иконописной
мастерской КиевоПечерской лавры для Николаевской церкви Брянска. Из этого
размышления можно сделать вывод о том, что в коллекции Феликса Комарова может
находиться икона Кукши из Николаевской церкви Брянска.
Подвести итоги предоставленному научному исследованию непросто. С одной
стороны, судьбу иконы, написанную по заказу прихожан Николаевской церкви станции
Брянск РигоОрловской ж.д. не удалось прояснить. Не получилось даже доказать факт
доставки ее в наш город. Но, с другой стороны, появилась надежда, связавшись с
Феликсом Комаровым, продолжить начатое исследование. Вдруг его «брянская
святыня лик Кукши» это та самая икона из Николаевской церкви.
В ходе исследования нашлись ответы на многие «попутные» вопросы, заявленные
во введении. Например, получилось отыскать материал, касательно Николаевской
церкви Брянска, понять как интересна и глубока идея ее названия и судьба.
Выяснилось кто же такой «Его преосвященство» Григорий, почему информация о
брянской жизни представлена в орловском журнале. Была изучена непростая судьба
2 священномученика Кукши, найдено разъяснения факту, почему Кукша почитаем на
Брянской Земле.
3
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Исследовательская работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.