Проблема связана с тем, что увеличивается количество пожаров, чаще всего они происходят от беспечного отношения людей к электрическим приборам, огню, детской шалости.
Цель: создать самодельный огнетушитель и обобщить представления о способах тушения внезапных пожаров.
Задачи: изучить историю возникновения огнетушителей;
изучить принципы работы огнетушителей;
подобрать материалы и изготовить самодельный огнетушитель;
провести опрос-тестирование
обогатить знания о способах тушения пожаров.
Гипотеза: если узнаем свойства огнетушителя и правила безопасного поведения при пожаре, то будем безопасны от огня.
Результаты:
посетили пожарную часть
изготовил огнетушитель
ознакомил одноклассников с правилами безопасного поведения во время пожара
подарил памятку-закладку для ребят
Выводы:
В результате своего исследования я выяснил, что проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях — одна из самых актуальных. Таким образом, показав свой огнетушитель и показав презентацию «как обезопасить себя от пожара», я помог своим одноклассникам сформировать сознательное отношение к своему здоровью. Гипотеза подтвердилась.
Тема: «01» спешу на помощь!
Боровских Алексей Юрьевич
МБОУ СОШ № 1, 3Б класс, г.Ардона
Научный руководитель:
Гуацаева Ирина Валерьевна,
учитель начальных классовг. Ардон 2018 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение………………………………………………………………… ……………….…..…….….3
I. Теоретическая часть
1.1. Приспособления при пожаре……………………………….……………………………………....4
1.2. Что такое огнетушитель…………………………………………………………………………….5
1.3. История огнетушителя………………………………………………………………...……………5
1.4. Виды огнетушителей и их классификация……………………………….………………………..6
II. Практическая часть
2.1. Изготовление огнетушителя………………..……………………………………………………...8
2.2. Опрос и показ презентации на тему «Правила безопасного поведения при пожаре»…...….....8
Заключение
Список литературыВведение
3
В наших домах, квартирах много опасных предметов, которые могут легко загореться, поэтому
все взрослые и дети должны быть очень осторожными с огнем.
Есть у вас надежный друг,
Под рукой его держите!
Пламени душитель!
Дыма — укротитель!
Ваш огнетушитель!
Актуальность работы связана с тем, что увеличивается количество пожаров в жилых
помещениях. Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения
к огню самих людей. А количество пожаров от детской шалости с огнем не уменьшается. Ведь в
возрасте до 8 лет дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых. Стремление
к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть
уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решится поиграть с коробкой спичек, не захочет
поджечь бумагу, не заинтересуется работой бытовой техники, которой достаточно в каждой
квартире. На пожарах гибнут дети, уничтожаются материальные ценности. Таким образом, вопрос
о пожарной безопасности будет актуален всегда.
Цель исследования:
Создать самодельный огнетушитель и обобщить представления о способах тушения внезапных
пожаров.
Гипотеза: если узнаем свойства огнетушителя и правила безопасного поведения при пожаре, то
будем безопасны от огня.
Предмет исследования: огнетушительЗадачи исследования:
– изучить историю возникновения огнетушителей;
– изучить принципы работы огнетушителей;
– подобрать материалы и изготовить самодельный огнетушитель;
– провести опростестирование
– обогатить знания о способах тушения пожаров.
I. Теоретическая часть
1.1. Приспособления при пожаре
4
Чтобы получить ответы на вопросы, мы обратились к специалистам пожарной части.
Специалист Моргиев А.Г. подробно всё рассказал. Оказалось, что существует много разных
приспособлений, которые могут помочь при пожаре в квартире, или даже предотвратить его.
Например:
Дымные датчики. Они представляет собой прибор, который работает от автономного
аккумулятора. Появление дыма происходит в самом начале возникновения пожара,
поэтому детекторы дыма позволяют выявить пожар в самой ранней стадии.
Защитные капюшоны «Феникс» предназначен для защиты органов дыхания, глаз, лица и
кожных покровов головы. Уникальное защитное средство, предназначенное для
самостоятельной эвакуации из мест возможного отравления химически опасными и
вредными веществами.
Выдвижные лестницы «Самоспас». Лестница навесная спасательная пожарная Самоспас
обеспечивает возможность экстренного спуска людей из окна (балкона, лоджии) здания на
землю или стилобат при возникновении чрезвычайной ситуации с высоты от 3 до 15 метров.
Огнетушители. Они бывают разные – углекислотные (это когда выбрасывается пена) и
порошковые (когда выбрасывается порошок), газовые. Для тушения в жилых квартирах
больше подходят углекислотные огнетушители.
Даже пригодится всё то, что находится у нас дома!
Подручные огнетушащие вещества:
1. Вода является широко применяемым средством пожаротушения. Она поглощает теплоту и
охлаждает горящие материалы эффективнее любого другого из обычно применяющихся
огнетушащих веществ.2. Песок дает возможность ликвидировать пожары масел, создавая эффект объемного тушения и
покрывая поверхность горящего вещества. При правильном применении песок может быть
использован в качестве преграды на пути растекающегося масла или для покрытия его. Песок
следует подавать на пожар с помощью совка или лопаты.
3. Одеяло вещь, которая может тушить не только предметы, но и загоревшуюся прямо на
человеке одежду. Кроме того, если накинуть его на себя, это поможет избежать ожогов при
эвакуации из охваченного огнем дома.
5
4. Опилки, пропитанные содой используются для тушения небольших пожаров. Как и песок, они
подаются на пожар совком с небольшого расстояния. Более эффективной заменой опилок
является огнетушитель
Так же каждый должен знать классификацию этих веществ и область их применения. Это
обусловлено тем, что от правильного выбора огнетушащего вещества напрямую будет зависеть
скорость и эффективность тушения пожара или возгорания.
1.2. Что такое огнетушитель
Огонь безжалостен, но люди, подготовленные к этому стихийному бедствию, имеющие под
руками даже элементарные средства пожаротушения выходят победителями в борьбе с огнем. За
свою долгую историю человечество научилось бороться с пожарами, выработало меры пожарной
безопасности, методы и способы борьбы с огнем, придумало средства пожаротушения. Одним из
них и является огнетушитель.
Огнетушитель это устройство, предназначенное для тушения пожара за счет содержащегося в
нем огнетушащего вещества. В качестве тушащего вещества может выступать вода, пена,
порошок, инертные газы и т.д. Это первичное оборудование, которое используется в случае
обнаружения очага возгорания и позволяет его ликвидировать полностью или частично до приезда
пожарной службы. Он состоит из баллона красного цвета со специальной трубкой или соплом и
веществом внутри, находящемся под давлением. Тушение производится за счет содержащегося в
огнетушителе вещества, способного гасить пламя. Именно поэтому эти приспособления, согласно
правилам техники безопасности, должны находиться в каждом доме, офисе, на предприятии и
даже в автомобиле.1.3. История огнетушителя
А как же всётаки изобрели огнетушитель?
Первое огнетушащее устройство было изобретено Захарией Грейлом, в 1715 г. в Германии.
Для борьбы с огнем стали применять деревянные бочки с водой и черным порохом и запалом.
После того, как был подожжён запал, деревянную бочку быстро закатывали на место пожара.
Бочка взрывалась, разбрасывая воду, которая, в свою очередь, тушила пламя[2, 27]. В Англии
подобное устройство было изготовлено химиком Годфри. Но он в воду добавлял квасцы.
6
В 1813 году в Англии Джордж Мэнби изобрёл первый автоматический огнетушитель.
Изобретение состояло из металлического сосуда цилиндрической формы заполненного водой,
под давлением сжатого воздуха и выпускалась при открытии крана. Огнетушитель был наиболее
известным в ряду изобретений Мэнби, который включал в себя также устройство для спасения
людей, выпрыгивающих из горящего здания при пожаре[2, 41].
Инженер Кюн в1850году изобрёл первый химический огнетушитель. Он предложил
использовать небольшую коробку, заполненную серой, селитрой и углем, с небольшим пороховым
зарядом. Заряд приводился в действие с помощью запала, коробка бросалась в очаг, после чего
выделяемые газы тушили огонь.
В 1871 году в США Генри Харденом из Чикаго была запатентована «Граната Хардена № 1».
Это была стеклянная бутылка, заполненная водяным раствором солей, предназначенная для
бросания в очаг возгорания. Несмотря на то, что стеклянные огнетушащие гранаты имели очень
ограниченное применение, их производство продолжалось до 50х годов 20 века.
В первом десятилетии нового века сотни компаний производили огнетушители, основанные на
применении воды в качестве огнетушащего вещества. Публичные демонстрации являлись
успешным методом продвижения новых конструкций и моделей.
В 1904 году российский изобретатель Александр Лоран запатентовал способ получения воздушно
механической пены и основанный на этом принципе компактный огнетушитель. Этот вариант
огнетушителя стал весьма популярным. В таком виде огнетушитель дошёл и до наших дней. Уже
больше, чем целый век, используется этот метод тушения пожаров.
Александр Лоран выдвинул гипотезу о том, что возможно тушить пламя при помощи пены,
образующейся в результате смешивания щелочного и кислотного растворов.1.4. Виды огнетушителей и их классификация
Какие виды огнетушителей можно встретить сегодня? В зависимости от своего прямого
назначения и предполагаемого класса пожара все огнетушители условно можно разделить на:
Жидкостные. Они предназначенные для тушения пожаров класса А (возгорание твердых веществ)
и В (горение жидких веществ).
Порошковые это универсальные виды применяемых огнетушителей, которые можно смело
использовать при тушении почти всех классов пожаров: А, В, С (возгорание газообразных
веществ) и Е (горение электроприборов и прочих объектов, находящихся под действием
электричества). Они имеют установленную маркировку «ОП» (приборы общего назначения).
7
Газовые или углекислотные приспособления – это большая группа устройств, имеющих одну
общую маркировку «ОУ». Стали выпускать более безопасные углекислотные виды
огнетушителей, содержащие углекислоту.
Воздушнопенные огнетушители – это приборы, которые используются для подавления очагов
возгорания материалов, склонных к длительному тлению, например, бумаги, угля, дерева и
пластмассы. Кроме того, с помощью таких огнетушителей можно потушить пламя, возникшее на
жидкостях, имеющих масляную основу, к примеру, нефть, масла и краски.
Воздушноэмульсионные огнетушители – устройства, созданные для тушения пожаров классов А,
В и Е. Их принцип действия основан на энергии сжатого воздуха, применяемый при подаче
огнетушащей эмульсии на пламя.
Огнетушители бывают следующих размеров:
передвижные – баллоны большого объема, которые для их мобильности устанавливают на
специальную тележку.
переносные – наиболее распространенный вид. Они бывают разных объемов и видов.
Применяются в помещениях разной площади и назначения. компактные – предназначены специально для использования в автомобиле. Их размер
позволяет добраться в труднодоступные места транспортного средства, где работа
обычным бытовым огнетушителем невозможна.
В зависимости от класса возможного возгорания огнетушители делятся на предотвращающие
разные классы пожара:
класс А – возгорание твердых горючих веществ;
класс В – возгорание жидких горючих веществ;
класс С — возгорание газообразных горючих веществ;
класс Д — возгорание металлов и веществ, в состав которые они входят;
класс Е — возгорание электроустановок, которые находятся под напряжением.
Если у жителей будет под руками огнетушитель, то они смогут быстро устранить источник
возгорания и предупредить беду!
II. Практическая часть
2.1. Изготовление огнетушителя
8
Огнетушитель необходим в каждом доме, однако даже маленький домашний огнетушитель не
по карману многим из нас. Поэтому изготовим огнетушитель в домашних условиях.
Для этого мне понадобятся следующие инструменты и ингредиенты: пластиковая бутылка,
ножницы, шприц, капельница, сода, салфетка, уксус.
Первым делом беру нашу капельницу, из которой нам понадобится средний шланг и цилиндр.
Все остальное следует отрезать. Беру пластиковую бутылку и в крышке под диаметр шприца
проделываем небольшое отверстие. Затем вынимаем поршень шприца и отрезаем держатели.
Вставляем шприц в пробку и фиксируем его термоклеем, который обеспечит изоляцию. Потом
соединяем шланг от капельницы к кончику шприца. С конструктивной точки зрения, наш
огнетушитель готов. Осталось позаботиться о его начинке.
Для этого берем уксус и наливаем его в бутылку. Далее берем соду, наливаем ее на бумажную
салфетку и заворачиваем ее, чтобы химическая реакция не началась до того, как мы закроем
крышку. Погружаем салфетку с содой в уксус и быстро закручиваем пробочку от бутылки.
Вскоре начнется химическая реакция, о чем будет свидетельствовать постепенное отвердение
бутылки. Благодаря этой химической реакции, мы получаем газ (CO2), который может потушить
огонь. При желании можно использовать бутылку побольше.Огнетушитель работает на основе химической реакции пищевой соды и уксусной кислоты. В
ходе этой реакции выделяется углекислый газ, который не поддерживает горение.
Огнетушитель, который я сделал сам является:
по принципу воздействия – газовым;
по способу срабатывания – ручным;
по объёму корпуса – переносной;
по виду пусковых устройств – с запорнопусковым устройством рычажного типа.
по способу хранения не годится для длительного хранения
2.2. Опрос и показ презентации
на тему «Правила безопасного поведения при пожаре»
9
Чтобы доказать выдвинутую в исследовании гипотезу, было проведено тестирование
одноклассников, чтобы узнать умеют ли ребята обезопасить себя от пожара. Опрос проводился
среди учеников 3б класса. В нем участвовали 33 человека.
Обобщив данные мы получили следующий результат.
Для чего огнетушитель? Знают все!
Но как им пользоваться знают только 4 человека.
А вот как себя обезопасить во время пожара правильно ответили 9 учеников.
А если же вовремя заметить начинающееся возгорание и правильно среагировать, можно
избежать тяжелых последствий.
По завершению тестирования была проведена презентация на тему «Правила безопасного
поведения при пожаре». По завершению презентации раздал памятку закладку о правилах
поведения при пожаре. Ведь яркие картинки всегда запоминаются в голове.Заключение
Таким образом, своим исследованием об огнетушителе и о «Правилах безопасного поведения» я
помог своим одноклассникам сформировать сознательное отношение к своему здоровью. Гипотеза
подтвердилась.
Своё исследование хочу закончить народной мудростью:
«Легче пожар предотвратить, чем потушить»Список литературы
1. Безопасность жизнедеятельности / Под ред. С. В. Белова. М.: Высшая школа, 1999. 448с.
2. «Доступно о пожарной безопасности.» С.В.Собурь. ПожКнига, 2005.
3. Кузьмин В. И. Охрана труда и противопожарная защита. М.: Легпроыбытиздат, 1991. 224с.
4. Огнетушители. С.В.Собурь. — 4е изд. (с изм.). — М.: ПожКнига, 2006.
5. Теребнев В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Возможности пожарных
подразделений. Москва. "Пожаротехника" 2004 г.
6. Ресурсы Интернет.