Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"
Оценка 4.7

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Оценка 4.7
Исследовательские работы +1
doc
география +1
3 кл—8 кл
25.02.2019
Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"
Являясь педагогом-тренером по здоровому образу жизни, я увидела эффективность тренинговых методов и стала применять их при проведении уроков природоведения и географии. Во время пробных тренингов возникли некоторые трудности: размещение участников в аудитории; количество участников; ограниченное время. Но эти проблемы не останавливают меня в работе по адаптации превентивного обучения, т. к. оно, на мой взгляд, является перспективным. В своей работе я предлагаю рассмотреть вероятность адаптации уроков-тренингов при изучении природоведения (окружающего мира) и географии.
Использование современных педагогических технологий. Уроки-тренинги.doc
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:  «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ  ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.  АДАПТАЦИЯ УРОКОВ­ТРЕНИНГОВ В КУРСЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ» ИСПОЛНИТЕЛЬ: СЛУШАТЕЛЬ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ КРЫМСКОЙ  ШКОЛЫ­ГИМНАЗИИ САКСКОГО РАЙОНА ТОЛМАЧЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:  КАНДИДАТ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК,  ДОЦЕНТ ЕНА АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ 2 г. Симферополь, 2007 г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 I.  Анализ актуальной проблемы эффективности обучения в системе  традиционного обучения и воспитания……………………………….....5 II.  Анализ и характеристика инновационной педагогической системы…..7 II.1. Приёмы превентивного обучения………………………………………...7 II.1.1.Роль учителя…………………………………………………………7 II.1.2.Позитивная психологическая атмосфера………………………….9 II.1.3.Интерактивные методы……………………………………………10 II.2. Форма превентивного обучения…………………………………………13                                     II.2.1.Тренинг……………………………………………………………..13 II.2.2.Ключевые элементы организации тренинга……………………..14 II.2.3.Условия успешного проведения тренинга……………………….15 II.2.4.Советы педагогу­тренеру по созданию атмосферы доверия…...16 II.2.5.Структура тренинга………………………………………………..18          II.2.6.Техники проведения тренинга…………………………………….21 III. Разработка урока­тренинга по природоведению 5­го класса…………30 IV. Анализ собственного опыта……………………………………………..35 Литература……………………………………………………………………….37 3 ВВЕДЕНИЕ «Расскажи мне и я забуду,  покажи мне, и я запомню,  дай возможность научить другого, и я приду к Истине» Конфуций. Цель всякого обучения и воспитания — научить человека что­то делать:  водить ли самолет, управлять ли станком или писать грамотно, принимать  ответственные решения. Поэтому задача образовательной системы не просто в  том, чтобы вооружить людей некой суммой знаний, а и в том, чтобы  научить их  действовать «со знанием дела», то есть научить применять знания в деятельности – и практической, и теоретической, познавательной и профессиональной,  физической и умственной — любой и всякой, какая нужна обществу. Одним  словом, нужна компетентность в делах и жизни, чему и должны учить и  воспитывать.  «Природоведение»   ­   интегрированный   пропедевтический  курс,   главной целью которого является формирование у учащихся представлений о целостности природы   и   месте   человека   в   ней.   Усваиваемые   знания   являются   основой последующего   изучения   курсов  биологии,   географии,   физики,   химии, астрономии. Данная   творческая   работа   предназначена   для   учителей,   преподающих природоведение в 5 классе. Цель её ­ помочь учителю в процессе приготовления к уроку,   освободить   время   для   собственного   творческого   развития   и 4 профессионального   роста,   ознакомить   с   современными   педагогическими технологиями. План­конспект   тренинга   составленный   в   соответствии   с   «Программой   для общеобразовательных   учебных   заведений»   Министерства   образования   и   науки Украины по природоведению для 5—6 классов за 2005 г, отвечает требованиям превентивного обучения и  направлен на: ­ развитие у школьников познавательного интереса к изучению предметов  естественного цикла; ­ формирование ключевых компетенций: социальных, поликультурных,  информационных, коммуникативных; саморазвития и самообразования; ­ развитие общеучебных и специальных умений, способов деятельности  относительно изучения природы (общепредметные компетенции); ­ формирование эмоционально­целостного отношения учащихся к  окружающей среде на основе знаний о природе. Для   реализации   этих   целей   предлагается   использовать   различные   методы превентивного обучения: ­ активные и интерактивные; ­ проблемно­поисковые; ­ индивидуальные и групповые формы работы; ­ практические; ­ словесно­иллюстративные (информационные минутки). В план тренинга входят цель, базовые понятия и термины, перечень  оборудования и материалов, конспект. Структура занятия отвечает стандартам  превентивного обучения, которая может варьироваться в зависимости от темы и  целей. 5  I. Анализ актуальной проблемы эффективности обучения в системе традиционного обучения и воспитания. Система традиционного обучения и воспитания, сложившаяся в результате  многовекового эмпирического накопления лучших методов и приемов  преподавания, имеет безусловные достижения, о чем свидетельствует  повсеместная (на Востоке и на Западе) распространенность ее в практике массовой подготовки специалистов разного уровня квалификации. Однако у этой системы  есть и существенные недостатки, из­за которых медленно растет эффективность  обучения.  Учебный процесс имеет сейчас такую структуру: Сообщение знаний обучаемому (лекция, рассказ, показ) Заучивание и запоминание знаний обучаемым (самостоятельная работа) Конечный результат обучения ­ багаж знаний, осведомленность, эрудиция (показанные на экзаменах) 6 Психологический анализ общепринятой системы обучения показывает  следующие причины «потери информации» по ходу обучения. ­ Первая причина состоит в том, что при сообщении знаний преподавателем  обучаемому не все понятно. Педагоги это учитывают и обычно успокаивают;  сейчас, мол, трудно вам понять, но потом, пройдя такие­то и такие темы, вы  поймете все как надо. ­ Вторая причина – трудность запоминания даже того, что было понятно.  Это психологически объясняется тем, что сообщаемые знания до их сопоставления с реальным объектом, отраженным в этих теоретических положениях, можно  запомнить только путем механической зубрежки, ибо представлений о  соответствующих им жизненных реалиях у обучаемого в этот момент еще нет. ­ Третья причина – забывание. Многое из того, что понятно и запомнилось,  может с течением времени забываться. Забывание – процесс естественный. Из того  объема сведений, что закреплено в памяти, рано или поздно значительная часть  обязательно забывается, и чем меньше была связь полученных знаний с практикой,  тем раньше это происходит. ­ Четвертая причина того, что прошедшие обучение лица не умеют  практически пользоваться теоретическими знаниями, заключается в том, что часть  знаний, прочно запечатлевшихся в памяти, оказывается и вовсе неприменимой,  настолько они бывают, далеки от реальной практики. Между тем на их  приобретение затрачивают те драгоценные часы, дни и недели, которые могли бы  пригодиться для получения действительно полезных знаний. Такие лишние знания  (избыточную информацию) обычно объясняют тем, что нужно повышать «общую  эрудицию» обучаемых, но на деле это объяснение не оправдывается. Словом, уйма ненужных знаний дается «на всякий случай» и без всякой  пользы загружает память. Они по существу приносят только вред, создавая  иллюзию обучения, а на самом деле мешая ему приблизиться к жизни, к практике. 7 Школы должны играть важную роль в обеспечении детей знаниями,  умениями и навыками, необходимыми для жизни. Образование должно  представлять собой подход к созданию или внедрению условий обучения на основе знаний, умений и навыков, с использованием познавательного опыта, с акцентом на методике совместного участия. В своей работе я предлагаю рассмотреть вероятность адаптации методов  превентивного обучения на уроках природоведения и географии. Являясь  педагогом­тренером по здоровому образу жизни, я увидела эффективность данных методов и стала применять их при проведении уроков природоведения и  географии. Во время проведения пробных тренингов возникли некоторые трудности:  размещение участников в аудитории; количество участников; ограниченное время.  Но эти проблемы не останавливают меня в работе по адаптации превентивного  обучения, т. к. оно, на мой взгляд, является перспективным. II. Анализ и характеристика инновационной педагогической системы. II.1. Приёмы превентивного обучения. Новая отрасль педагогической деятельности – превентивное обучение.  Методы превентивного обучения не исчерпываются традиционными формами,  применяемыми в каждой школе и являющимися хорошо известными учителю. Роль учителя также не совсем обычна. Для эффективного использования обучающих  материалов важно ознакомиться с необходимым минимумом подходов и  социальных приемов превентивного обучения: ­ Роль учителя; ­ Позитивная психологическая атмосфера; ­ Интерактивные методы. II.1.1. Роль учителя. 8 Особенная роль учителя в превентивном обучении начинается с осознания  того, что ученики могут знать больше, чем он предполагает, и просто говорить про  сложное, так как это является частью их жизни. Учитель должен быть внутренне  готовым к трудностям при общении с детьми, в непривычной для них обстановке.  Учителю необходимо говорить детям правду, оставаясь при этом эмоционально  чутким. Именно поэтому самым важным при отборе учителей для превентивного  обучения являются умение развивать доверительные отношения с подростками,  эмпатия, умение слушать и выслушивать собеседника. Некоторые темы могут  оказаться опасными, а ученики – чувствительными к ним. Для того чтобы избегать  откровений, не входящих в сферу профессиональных интересов учителя, важно: ­ не ставить закрытых вопросов, требующих однозначных, конкретных ответов. ­ стараться говорить про то, что должно быть и обговаривать действительную  ситуацию. В обговариваемых вопросах учителю необходимо придерживаться научно  обоснованного мнения. К проведению уроков по превентивному воспитанию  можно, а во многих ситуациях и нужно, привлекать коллег, работников  соответствующих профессий, родителей. В превентивном обучении учитель может использовать разнообразные  методические приемы. Однако особенно важно: ­ научить детей делиться своими мыслями и знаниями; ­ ставить открытые вопросы; ­ говорить «открытым» языком; ­ вести групповую дискуссию; ­ обобщать и комментировать высказывания детей.  Если в школе есть дискуссионный или литературный клуб, включение в его  программу «сложных» тем может расширить возможности превентивной работы.  Учитель, помогающий детям учиться, получает удовлетворение не оттого, что все 9 ученики класса усвоили некоторый набор непоколебимых истин, а от наблюдения  за воспитанием личностью и социально компетентных людей. Учитель, являющийся положительной ролевой моделью для своих учеников,  обеспечивает своим ученикам возможность: ­ ставить любые вопросы и быть не только выслушанными, но и понятыми; ­ просить помощи и получать ее; ­ открыто говорить о том, что они думают и знают.       Когда учителя придерживается прав детей, они учатся уважать свои права и  права друг друга. Учителю необходимо конструктивно относится к ошибкам  учеников, т. к. они неизбежны и представляют собой нормальное явление. Каждый  имеет право на ошибки и право на то, чтобы их исправить. Главное, чтобы,  оглядываясь на прошлые ошибки, ученики старались их больше не повторять. Учитель может много чему научиться у своих детей, если он открыт к восприятию того, что говорят дети.  II.1.2.  Позитивная психологическая атмосфера.  Формирование позитивной психологической атмосферы является одним из  основных компонентов превентивного воспитания. Ее создают: ­ соблюдение правил поведения, принципов и правил урока; ­ отсутствие оценочного отношения друг к другу; ­ использование методов обучения в группе. Правила.  Для достижения позитивной психологической атмосферы на уроках  превентивного обучения приводятся правила поведения: ­ важно слушать того, кто говорит; ­ но критиковать одноклассника, чтобы он не сказал; ­ если не хочешь говорить, то можешь молчать; 10 ­ относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Оценки.. Установлению позитивной психологической атмосферы помогает отсутствие системы оценки низкого и среднего уровня знаний на уроках превентивного  обучения, т. к. работа ведется до полного понимания изучаемого материала. Также рекомендуется по возможности позитивно оценивать знания на уроках. Важной  является оценка урока учеником, она показывает, усвоили ли они тему урока. Для  учителя важна такая обратная связь. Методы обучения в группе.  Почему так важно обучение в группе? Обучение в группе означает, что дети учатся: ­ обмениваться информацией друг с другом и высказывать личное мнение; ­ говорить и слушать; ­ принимать решения, обговаривать и сообща решать проблему. Чем отличается обучение в группе от традиционного академического  обучения? При традиционном обучении учитель сообщает ученикам новую  информацию; дети пассивно слушают и при необходимости отвечают на  поставленные вопросы. Желательны правильные ответы. Поэтому ученики  состязаются в скорости и правильности ответа. Объединенные для выполнения  задания, ученики в группе получают новые возможности для обучения и  воспитания, увеличивается вероятность того, что они выскажутся. II.1.3.  Интерактивные методы обучения. это как минимум: кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая  дискуссия, ролевое моделирование, анализ историй и ситуаций, презентации и  исполнение проектов, творческие конкурсы и др. (см.II.2.6.).  Кооперативное обучение. 11 Метод, когда в небольшой группе (2 – 8) ученики взаимодействуют, решая  общую задачу. Коллективная работа формирует социальную и личностную  компетентность, а так же умение дружить. Элементы кооперативного обучения: ­ позитивная взаимозависимость; ­ личная ответственность за происходящее в группе; ­ взаимодействие с глазу на глаз; Для кооперативного обучения необходимо: ­ объединить учеников в небольшие группы, рассадив друг напротив друга; ­ распределить роли; ­ дать общее задание; ­ предложить поделиться соображениями и материалами с другими членами  группы; ­ дать возможность самим объяснять непонятное; ­ дать группе общую оценку; ­ для контроля спросить по одному ученику из группы в произвольном порядке; ­ поддерживать рефлексию и анализ событий, происходящий в группе в  процессе ее работы. Как руководить группами кооперативного обучения? Распределите детей на группы по 3­4 человека; можно сохранять группы  постоянным составом на урок, но менять на следующем. Дайте детям почувствовать личную ответственность за то, как работает группа. Необходимо распределять роли в группе (хронометрист, чтец, докладчик и т.п.).  Убедитесь в том, что ученики понимают критерии оценки, ставьте для группы  только реальные задания, используйте сценки и другие виды активности,  нравящиеся детям. Установите правила для работы в группе, их должно быть как  можно меньше, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Мозговой штурм 12  Это методика творческого мышления, помогающая нахождению новых  решений путем освобождения индивидуальных мыслительных способностей. Методика мозгового штурма весьма проста. Собирается группа людей, знакомятся с проблемой, и каждый из них затем представляет свои идеи выхода из проблемной ситуации. Во время мозгового штурма никто не комментирует высказываемые  идеи, не дает им оценки. Методика мозгового штурма не ставит перед собой  задачи достижения количества за счет качества. Просто она должна вовлечь всех,  создавая возможность для свободного высказывания. Эксперты утверждают, что  мозговой штурм можно считать успешным, если затем, после соответствующей  аналитической обработки 5­6 идей окажутся потенциальным путем решения проблемы. Мозговой штурм используется для стимуляции высказывания детей по  теме опроса. Детей просят высказать идеи без какой­либо их оценки.  Высказывания фиксируются учителем на доске, мозговой штурм продолжается до  тех пор, пока не исчерпывается тема. Групповая дискуссия. Групповая дискуссия является способом организации совместной деятельности детей под руководством учителя с целью решения общих задач или влияния на  установки участников процесса общения. Использование метода позволяет: ­ дать ученикам возможность увидеть тему с разных сторон; ­ установить персональные позиции и личные точки зрения; ­ ослабить скрытые конфликты; ­ выработать общность в решениях класса; ­ увеличить эффективность работы участников дискуссии; ­ повысить интерес учеников к теме; ­ обеспечить детей в потребности признания и уважения одноклассников. Ролевое моделирование. 13 Может выполняться в форме драматических сценок, ролевых игр,  радиопередач и др. В таких видах деятельности дети закрепляют полученные  умения и навыки. Анализ историй и ситуации.  Ознакомившись с историей или жизненной ситуацией, дети анализируют ее и  находят свои решение по ее разрешению. Работа может проводиться в группах или  индивидуально.  Презентации. Дети учатся презентовать свою работу или работу группы. Они понимают всю  ответственность за ее результат перед всеми членами группы, принимавшими  участие в работе. Исполнение проектов. Эта работа дает возможность каждому ребенку раскрыть свой творческий  потенциал, зачастую не выявленный в ходе других форм деятельности. Главная  задача: давать посильное задание, интересное, не требующее длительного срока  выполнения; отметить старания и стремления каждого участника проекта, показав  его вклад в дело. Творческие конкурсы. Даются в качестве установления позитивной психологической атмосферы и  сплочения группы. Конкурс (в данном контексте) не означает выявление лучших, а  стремление показать свои таланты и поднять настроение других. II.2.  Форма превентивного обучения. II.2.1.Тренинг. Тренинг – это запланированный процесс, предназначенный пополнить знания и  навыки, проверить отношение к изучаемому материалу, личные идеи, с целью их  обновления или изменения. Тренинговые занятия направлены на повышение  компетентности учащихся и рассчитаны на: 14 1. овладение знаниями; 2. формирование умений и навыков; 3. развитие установок, которые помогают понять потребность в знаниях,  умениях и навыках. Партисипаторный подход к тренингу. Этот подход базируется на уверенности в том, что люди эффективнее  обучаются, когда ценят их собственные знания и дают возможность что­то  сделать, а также, когда они способны проанализировать собственный опыт и  поделиться им в комфортной для них обстановке. Во время  подготовки и  проведения тренинга его содержание должно отвечать потребностям темы и  уровню подготовленность участников. Роль учителя состоит в том, чтобы  облегчить процесс обучения, а не собственно обучать. Принципы тренинга много в чем базируются на идеях бразильского педагога Паоло Фрейре,  а именно:  обучение строится на «банковском» подходе, по которому информация  сохраняется в пассивных уголках памяти, освобождая её;  обучение должно помогать ставить правильные вопросы и давать  возможность строить схемы для активного их решения;  обучение должно основываться на потребностях людей и их жизненном  опыте;  образовательный процесс – это процесс обмена и диалога или отображения  и действия. Обучение опытом. Люди эффективнее обучаются чему­либо, если в тоже время они являются  активными участниками этого процесса. Курс использует большое количество  разнообразных техник, упражнений и игр для привлечения тех, кто обучается, к  процессу анализа и отображения их собственного опыта. Материалы построены 15 таким образом, что изучение теоретических положений и схем сразу же  закрепляется практическими упражнениями. Обучение опытом означает, что в  середине группы каждый имеет возможность поделиться своими знаниями и  навыками, а также поработать вместе в поиске истины. Это означает также, что  формирование в группе атмосферы доверия является чрезвычайно важным для  достижения успеха всего процесса. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основные принципы обучения Обучение зависит от мотивации. Обучение зависит от способностей тех, кто обучается. Обучение зависит от прошлого и настоящего опыта. Обучение зависит от активного привлечения участников к процессу. Обучение зависит от создания атмосферы комфорта и  взаимоуважения. Обучение становится эффективным, когда участники заинтересованы в нем. проблем. Обучение должно быть практичным и нацеленным на решение  Обучение должно отвечать индивидуальным особенностям  участников. II.2.2. Ключевые элементы организации тренинга. Идеально, если группа состоит из 15 человек, или количество  – участников колеблется от 10 до 15. При значительном увеличении группы  затягивается выполнение всех упражнений; при значительном уменьшении – не  создаётся соответствующая атмосфера. Проводит педагог­тренер, владеющий формами и методами  – превентивного обучения. 16 Тренинг планируется таким образом, что его важнейшие мероприятия  – обеспечивают динамику функционирования группы и необходимый баланс.  Каждое занятие должно содержать основные элементы: ознакомление с  распорядком дня; хотя бы одну игру (чтобы сбалансировать энергию); оценку  занятия (чтобы услышать мнение группы). – Основные правила: с ними знакомятся во время первого занятия. Они  четкие и даны в письменном виде. Все в группе соблюдают групповые нормы  поведения. Соответствующее поведение ожидается от каждого. Если  тяжело  соблюдать правила, их можно обговорить и пересмотреть. – Ожидания: поскольку эмпиричный стиль тренинговых занятий –  необычный, важно, чтобы участники понимали, что от них ожидать, и имели  возможность с самого начала высказать свои надежды и получить ответы на свои  вопросы. – Планирование занятия – важное задание педагога – тренера. Оно  разрабатывается на базе общей схемы. Составляя план, необходимо учитывать  цели и задачи, а также потребности группы в создании атмосферы доверия,  учесть, что в начале участники хотят высказать свои ожидания от занятия, а в  конце поделиться своими впечатлениями по поводу свершения своих надежд. – Необходимо иметь «запасные» упражнения – короткие и касающиеся  темы. Это бывает  необходимо, когда группа выполняет «основные» упражнения  быстрее, чем предполагалось.  II.2.3.  Условия успешного проведения тренинга. 1. Четкая целевая установка; 2. Акцентирование внимания на значимости темы; 3. Основательный выбор содержания информационно­просветительского  материала; 4. Проблемно­поисковый характер занятий; 5. Доброжелательность, взаимодоверие; 17 6. Соблюдение принятых правил. II.2.4.  Советы педагогу­тренеру. Создание  атмосферы доверия. СЛУШАЙТЕ – Внимательно слушай те участников. – Реагируйте и отвечайте на то, что сказано, а не на то, как сказано. – Дайте возможность участникам полностью высказаться перед тем, как  реагировать на сказанное. – Избегайте слишком эмоциональных реакций, которые можно расценить, как неодобрительное отношение к высказанной мысли, способу изложения,  выражению лица или жестов слушателей. – Сохраняйте уверенность в себе, будьте спокойны и готовы к любой  неожиданности. ОЦЕНИВАЙТЕ – Не показывайте своей реакции и не высказывайте мнений до того, пока не  поймете, что хотел сказать участник. – Ставьте открытые вопросы (такие, на которые нельзя ответить просто «ДА»  или «НЕТ»); ответы на такие вопросы дадут вам ценную информацию о  компетентности участников.   ДИСКУТИРУЙТЕ – Согласитесь с правом каждого на высказывание своей мысли. – Поясните ваше видение ситуации. – Выясните, чего хочет добиться участник. – Определите совпадения и отличия в вашей точке зрения и точке зрения  участников. – Предлагайте варианты поиска решения проблем. – Позвольте участникам выбрать собственный путь решения проблем. – Всегда будьте готовы оказать помощь. 18 – Благодарите участников за то, что они поделились своими мыслями с  группой. Проблема использования методов обучения в группе Что делать с разными ответами группы на один и тот же вопрос? Подобная ситуация требует от учителя отказаться от одиночного варианта ответа.  Линии поведения учителя: ­ констатировать факт существования разных взглядов на одну тему; ­ поблагодарить каждую группу за ответ; ­ никогда не критиковать детей за неправильные ответы; ­ сказать, что каждый ответ характеризует с разных сторон.  Как создать на уроках превентивного обучения одинаковые возможности  для всех учащихся? На уроках превентивного обучения важно предоставить всем детям  одинаковые возможности. Индивидуальные особенности ученика не должны  отражаться на уроках превентивного обучения. На этих занятиях важен всеобщий  опрос учеников. Для ответственного отношения к учению необходима  реалистичная самооценка, которая невозможна при выделении одного ученика над  другими. Как развивать навыки.  Схема того, как развивать навыки, состоит из следующего: ­ преподнесение навыка (ознакомление с заданием); ­ моделирование навыка (главное доступность формулировки); ­ тренировка навыка (обеспечение обратной связи с целью закрепления навыка); ­ практическое использование навыка. Наиболее важные требования для формирования навыка: 19 ­ знание учителя в практическом использовании навыка; ­ уверенность учителя в полезности навыка для своих учеников. II.2.5.  Структура тренинга. Предложенная на первом занятии структура повторяется  на всех  следующих. Благодаря своей повторяемости она действует как норма. По этой  причине в схему занятий, как правило, закладываются позитивные моменты,  которые создают условия для продуктивной работы. Некоторые элементы  (приветствие, информационные минутки, обратная связь, энергизаторы) вводятся с самого начала, другие – нарабатываются во время работы и предлагаются самими  участниками.  В общем виде структура тренинга состоит из трёх элементов:  начало; основная часть; заключение.  Начало тренинга включает в себя введение и три этапа (в некоторых  источниках эти этапы имеют название «структурные упражнения», потому, что они структурируют тренинговый процесс и являются обязательными для проведения  тренинга)  ВВЕДЕНИЕ  (5% времени). Короткое сообщение темы, целей и задач тренинга. 1­Й ЭТАП. ЗНАКОМСТВО (5% времени).  Происходит знакомство участников тренинга. Когда участники знакомы,  упражнение проводится для изучения индивидуальных особенностей каждого и  сплочения группы. 20 2­Й ЭТАП. ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ ГРУППЫ (5% времени). Это этап  рождения группы, когда она принимает на себя обязательства и готова их  исполнять. 3­Й ЭТАП. ОЖИДАНИЯ УЧАСТНИКОВ (3% времени).  На этом этапе участники высказывают свои ожидания от тренинга.  Желательно, чтобы каждый озвучил свои ожидания. Основная часть тренинга обусловлена содержанием и заданиями, и  состоит из четырёх частей. 4­Й ЭТАП. ОЦЕНКА УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ (5­10% времени). Чтоб не повторять хорошо известную участникам информацию, педагог­тренер должен  выяснить, что они знают по теме замятия. Для этого он может задать вопросы,  использовать анкеты, викторины. Ещё один способ узнать про пробелы в знаниях –  предложить участникам написать анонимно на листке бумаги вопрос по теме.  Ответы на эти вопросы могут составлять основной обзор информационного  материала.  5­Й ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИЯ И МОТИВАЦИЯ.(10­30% времени).  Этот этап проходит красной полосой через весь тренинг. Его используют для того, чтобы активизировать интерес к теме, формировать мотивацию к  необходимости знаний, умений и навыков, воспитывать понимание  необходимости изучаемого в будущей жизни. Задача этого этапа – сделать тему актуальной для  каждого с помощью вопросов; интерактивных методов; игр и упражнений. 6­Й ЭТАП. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК. (20­40% времени). 21 Информационный блок необходимо разбить на несколько логично  законченных частей, распределить его по всему тренингу. Задача педагога­тренера  так преподать информацию, чтоб она была услышана и понята. Кроме  красноречия, необходимо использовать научные материалы, дискуссии, ролевые  игры. 7­Й ЭТАП. ПРЕОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ  (20­60% времени).    Целью тренинга является приобретение знаний и способность применять их в  жизни на уровне навыков (коммуникативных, принятия решений, стратегий  поведения и др.). Необходимо помнить, что информационный блок, Этапы актуализации и  мотивации, приобретения практических навыков имеют достаточно гибкую  структуру. У них нет временных рамок и обязательного порядка прохождения; они накладываются один на другой или идут параллельно. Заключительная часть тренинга. 8­Й ЭТАП. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ. ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. (5%  времени) задача этого этапа: подвести итоги тренинга; выяснить, исполнились ли  ожидания участников; оценить изменения в их уровне информированности. Все тренинги состоят из одних и тех же этапов. Однако объём соотношения  этих этапов  на каждом отдельном тренинге может быть разным. Это зависит от: – целей тренинга (если это информационный тренинг, то этап формирования  практических навыков может быть сокращен); – целевой группы (чем младше участники, тем больше игр­разминок, игр,  направленных на сплочение группы); – длительности тренинга; 22 – уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована по  теме, то можно больше времени уделить приобретению практических  навыков) II.2.6.  Техники проведения тренинга. Презентация и «ледоколы» Короткие   упражнения   назначены   для   того,   чтобы   начинать   занятие.   Они помогают участникам расслабиться, познакомиться, создать атмосферу доверия в   группе   и   должны   поощрять   к  участию   и   взаимной   поддержке.   В   процессе учебы вы сможете  создавать и новые виды таких упражнений, но, безусловно, будете иметь  какие­то любимые. Мы предлагаем  лишь несколько  из них для инициирующей творчества педагогов­тренеров, подростков­лидеров. Важно подобрать такие «ледоколы», которые больше всего по нраву группе. «Мозговой штурм» Цель «мозгового штурма» или «мозговой атаки» заключается  в том, чтобы собрать как можно больше идей относительно специфических проблем  от   всех участников и участниц занятий на протяжении ограниченного  периода времени путем «розгальмування». После презентации группе  проблемы   попросите   всех участников  называть  идеи, комментарии,  фразы или слова, связанные с этой 23 проблемой. Запишите все предложения на доске или на большом листе бумаги в порядке   их   произнесения  без   замечаний,   комментариев   или   вопросов. Собравшиеся не должны также комментировать предложения других. Участники должны  чувствовать:   то,  что   они   говорят,  не   оценивается   и   не   осуждается. Перечень   идей   позже   используется   в   последующей   работе,   которая   может происходить   в   форме   дискуссии   с   делением   предложений  по   категориям   с отбрасыванием   одних   и   предоставлением   преимущества  другим.   «Мозговой штурм» может быть хорошим началом работы над новой проблемой или темой. Вариации   «мозгового   штурма»   называют   «сетью»   или   «шариками».   Здесь ключевое   слово   пишется   в   «шарике»   в   центре  страницы.   Когда   обсуждаются родственные проблемы, их записывают на бумаге, показывая связь между ними. В то же время «мозговой  штурм» свободного типа дает возможность за время очень короткий (3­5 мин.) записать идеи, которые возникли. Оба метода имеют целью  поощрять свободное высказывание идей и создавать ощущение  отсутствия цензурных ограничений. Дискуссия в группе Дискуссия   ­   общеизвестный   метод,   который   применяется,   обычно,   в комбинации с другими видами техник. Дискуссия в большой  группе полезна для   изучения   опыта   всех   членов   и   для   предоставления  возможности   всем присутствует сделать соответствующие выводы. Тренеры должны поощрять всех к ровному участию в дискуссии. Обсуждение большой группой Это есть учебный метод, когда вся группа обсуждает идеи или  события, которые   касаются   какой­то   определенной   темы.   Обсуждение   строится  вокруг запланированных или импровизированных тем. • Ключом до эффективности обсуждения большой группой является то, 24 как тренер ставит вопрос. Избегайте вопросов, на которые можно ответить коротко или «да» или нет». Употребляйте вопросы, которые начинаются из  «как»,   «почему»,   «который». Поощряйте всех участников к  высказыванию своих идей. • То, как тренер реагирует на вопрос и комментарии, решает в создании  учебной атмосферы. Демонстрируйте внимание к ним, благодаря каждого  за вопрос и высказывание. Это будет стимулировать собравшихся продолжать делиться ценной информацией, которую в другом случае они отбросили бы как нудную, нетипичную, нецелесообразную или лишнюю. • Не позволяйте кому­либо доминировать над большой группой во время  дискуссии. Ограничить этот индивидуальный взнос можно, сказав:   «А  теперь давайте послушаем,  что скажет кто­то другой» или «Я хочу,  чтобы все должны были возможность сказать свое слово». Большинство   заданий   осуществляются   в   малых   группах   или   парах. Объясняется   это   тем,   что   подростку   иногда   некоторые   чувства   более   легко выразить  в небольшой группе, поскольку  в ней он чувствует  себя  безопаснее. Работа в малых группах дает также возможность экономить  время, потому что исчезает потребность выслушать каждого человека в большой группе. Деление на группы может осуществляться различными путями идет речь  о постоянных группах в течение занятия или цикла занятий, разные группы  для каждого упражнения и тому подобное. Обсуждение малой группой В этой учебной процедуре принимают участие 3­6 лиц, которые собрались в непринужденной обстановке, чтобы затронуть те или другие вопросы, обсудить определенные проблемы ­ словом, все то, что их беспокоит, предложить решение нарушенных проблем и оценить идеи. 25 Идее могут быть выражены во время рольової игры или «мозгового штурма». • Небольшие группы дают более широкие возможности для работы, чем большие. Используя эту методику, можно каждому человеку  предоставить свободу выбирать свой собственный ритм. • Дискуссии  малыми   группами   стимулируют   работу   командой. Струя идей помогает участникам быть полезными друг другу. Высказывание мыслей помогает им почувствовать собственные  ресурсы и укрепить их. • Групповая дискуссия ­ способ организации общения участников групп, что дает возможность сопоставить противоположные позиции,  увидеть проблему из разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает    сопротивление   восприятию   новой   информации,   устраняет   эмоциональную предубежденность.  Метод позволяет  учить участников анализа реальных ситуаций, прививает умение слушать и взаимодействовать с другими участниками, показывает многозначительность возможного решения большинства проблем. Для   активизации   участников   в   групповой   дискуссии   можно   использовать высказывание   по   кругу;   метод   эстафеты   ­  каждый   передает  слово   тому,   кому считает нужным; высказывание за определенный промежуток времени (например: каждому на высказывание отводится 10­15 сек.) и так далее Психодрама   Метод групповой работы, когда участники исполняют роли, которые  моделируют жизненные ситуации, которые имеют личностное содержание для участников. Цель  психодрамы:  устранения   неадекватных   эмоциональных   реакций, отработки умений социальной перцепции, углублено самопознание. Информирование (инструктаж) 26 Это метод вмешательства, при котором тренер подсказывает и помогает  участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную  связь, поддерживает их в процессе взаимодействия. Проективное рисование Вспомогательный   метод   групповой   работы,   которая   дает   основание   для диагностики и интерпретаций осложнений  в общении. Метод дает возможность работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает из тех или других причин.   Во   время   обсуждения   рисунков   не   следует   искать   единственно правильной их трактовки. Рисунок ­ это основа для проявления мыслей и чувств автором и группой, для получения обратной связи. Для  осуществления этого метода предварительно готовятся бумага, фломастеры или краски, карандаши. Психогимнастика Вспомогательный   метод   работы   в   группе,   при  котором   участники обнаруживают   себя   и   общаются   без   помощи  слов.   Психогимнастика   может обеспечивать такие цели: • диагностическую ~ в пантомиме оказываются слабости, нарушение в  поведении, скрыты импульсы и позиции участника; • коррекционную  ~  психогимнастика служит формированию определенных  навыков и типов поведения, помогает корегувати неадекватные эмоции и  дает материал для интерпретации и установления обратной связи; • социометрическую ~  подает информацию о взаимоотношениях в группе и положении в ней отдельных участников. Комментарий:   для снятия напряжения в группе психогимнастику  желательно проводить под музыку. Ролевая игра Ролевая   игра  или «притворство»   имитирует   реальность   назначениям  ролей участникам   и   предоставлениям   им   возможности   действовать   «языков   в 27 действительности».  Каждое лицо в  рольовій  игре должно четко знать идею ее роли и мету рольової игры вообще. Цель рольової игры определить отношение к конкретной жизненной ситуации, приобрести опыт путем  игры; она пытается помочь   научиться   через   опыт   и  чувство.   Ролевая   игра   может   также использоваться   для   получения   конкретных   навыков,   например,   постановки тендерных проблем. Иногда собравшиеся могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они уже побывали. Ролевая   игра   •   это   относительно   «открыта»   техника,   которая   дает возможность развивать ее в зависимости от навыков, личного опыта и конкретной ситуации   в   группе.   Слова   «рольова  игра»   можно   заменить   на   «драму»   или «проигрывание ситуации». Также очень важно дать  группе «выйти из роли» по окончании   упражнения   ­   сказать   несколько   слов  о   чувстве,   впечатлении   или мыслях   от  рольової  игры.   Иначе   есть   опасность,   что   «актеры»   и   другие собравшиеся   останутся   по   окончании   с   неадекватными   мыслями   или самооценкой. Окончание предложений Это упражнение предоставляет возможность работать над высказыванием собственных идей, а позже обсуждать их с другими. Анкетирование Используется   для   проверки   знаний   и   оценки   процесса учебы. Исследование случаев Предложенные   в   тренинге   ситуации   базируются   на   реальных   случаях  или определенные   как   гипотетические,   но   такие,   которые   выходят   из   реальных проблем.   Они   обеспечивают   материал,   на   каком   ученике  практикуются   в приобретенных   ими   аналитических   навыках,   а   также  стимулируют   поиск 28 достижений и ошибок в своем собственном труде. Это упражнение должно быть четко направлено на конкретную проблему. Управляемые фантазии Тренер читает записанную участником фантазию или группа фантазирует  на определенную   тему.   Упражнение   может   использоваться   как   для индивидуального,   так   и   для   группового   труда  с  целью   выявления   мыслей   и чувств. Творческий труд Включает   чертеж,   рисование,   моделирование,   изготовление  коллажей, создания песен, поэм, придумывания историй или игр. Может происходить как индивидуально,   так   и   в   группе,   с   целью   высказывания  имеющихся   проблем другим   путем.   Важно   помнить,  что   такая  форма  ­  это   движитель   идей,  а  не проверка способностей к рисованию или пению. Дебаты Могут помочь объяснить мысли относительно противоречивых проблем и дать возможность   увидеть   реальную   перспективу.   Как   форму  можно   использовать дебаты «аквариум» или «телевизионные дебаты». «Круг» Упражнение, в котором каждый должен возможность сказать что­то быстро, по очереди, отвечая на вопрос, или выразить свое мнение или позицию. «Круги» полезны   для   быстрого   мониторинга   того,   как  группа   или   каждый   участник   в частности овладели поданным материалом. Но не на все вопросы и не вся группа захочет отвечать вслух и откровенно. Для таких вопросов можно раздать мини­ анкеты. Игры и разминки 29 Периодически во время занятий дети ощущают снижение энергии. Средством  преодоления упадка энергии может служить короткая физическая зарядка или  упражнение – энергизатор. Энергизаторы – подвижные групповые игры –  интересны тем, что актуализируют различные способности детей. Полезная для  послабления монотонность, возбуждение активности участников и поощрения их к последующему труду. Могут также повысить значение основного смысла  упражнения легким и приятным путем.  Поучительное посещение Может быть особенно полезным во время проведения длительного курса для перерыва   в   рутинном   ходе   учебы,   а   также   для   того,   чтобы  предоставить возможность   воплотить   теорию   в   практику.  Но   это  упражнение   требует  очень тщательной подготовки; на предыдущей короткой сессии, на которой собравшиеся обсуждают   проблемы,   какие   они  будут   исследовать   во   время   посещения.   По окончании посещения следует также провести короткую встречу­итог. «Круглый стол» Метод тренинговой работы, рассчитанный как на малые, так и на большие группы,   в   которых   один   лист   бумаги   и   карандаш   передают  по   кругу. Например, один участник записывает идею, потом  передает лист и карандаш партнеру налево. Вариативность процедуры  заключается в том, что участники могут использовать  разноцветные фломастеры, карандаши в то время, когда им передается бумага. «Углы» Метод  тренинговой  работы, которая дает ученикам возможность выбирать и обсуждать   измерения   темы.   Чтобы   облегчить   деятельность,   плакать,  где перечислены разные аспекты темы, размещают в углах комнаты.  Потом каждый 30 участник   избирает   отдельный   аспект   ответа   на   вопрос  тренера   и   следует   в соответствующий угол. «Граффити» Структура,   которая   облегчает   процесс   мышления   и   играет   важную  роль группового  источника энергии. Каждой малой группе предоставляется  лист ватмана и разноцветные фломастеры (по одному для члена группы, которая дает возможность отобразить взнос каждой личности). Потом перед группой ставится определенный   вопрос   (для   каждой  группы   разный),   тема,   проблема   или высказывания,   на   которые  нужно дать ответы. В течение короткого времени каждая   группа   в  комнате   пишет   собственное   «граффити»   (слова,   фразы, графика)   на   определенную  заданную   ей   тему.   Потом   тренер   предлагает прекратить   работу   и   просит  каждую   группу   передать   их   листы   из  граффити другой   группе.  Процесс   повторяется,   но   тренер   каждой   группы   работает   над новой  темой,   которую   стали   другие.   Процесс   длится   до   тех   пор,   пока собственный лист не вернется к каждой группе. Потом всей группой подростки читают новые комментарии, обсуждают и делают выводы. «Галерея» Если   участники   вовлечены   в   групповую   деятельность,   где   идеи,   развитые каждой   группой,   записаны   на   карточках   и   подписанные,   «прогулка  галереей» подписанных идей поможет им ознакомиться с мнениями всех групп. Это также поможет   участникам   выбрать   идеи  или   сферы,   на   которых   следует сосредоточиться. Каждому   участнику   выдают   от   4   до   6   маленьких   кружочков.  Дальше участников просят читать и передавать друг другу подписанные карточки. После того как все прочитано, они размещают кружочки  возле тех идей, какие   они   поддерживают,   используя   все   кружочки.  К   этим   идеям   можно обращаться, принимая какие­то определенные решение или планы. 31 После   кругового   «мозгового   штурма»   используется   «прогулка   галереей идей», которая помогает определить важнейшие позиции. «Снежок» Эта стратегия целесообразнее всего в случаях, когда разнообразие взглядов в групповой работе нужно свести к единственному общему  знаменателю и дать одно решение проблемы. Она очень эффективна и помогает достичь консенсуса. Тренер   подчеркивает   цель   задания:   достичь   согласия   в   решении  какой­то специфической проблемы. Каждому члену группы выдается карточка с просьбой записать его идеи или утверждения относительно темы. Идеи выкладываются  четко, с использованием публицистического стиля. По окончании этого задания формируются пары. Каждая пара должна прийти к   согласию   относительно   одного   утверждения   или   выдвинуть   идеи,  которые удовлетворят оба партнеров. После   этого   к   каждой   паре   приобщается   другая,   и   процесс  творения консенсуса повторяется. Численность таких творческих групп будет расти до тех пор, пока каждый член группы не согласится с  каким­то одним решением или утверждением   (поскольку   группы   растут  до   восьми,   шестнадцать   лиц   и   так далее, целесообразно избрать руководителя для каждой из них). III.  Разработка урока­тренинга по природоведению 5­го класса. 32 УРОК № 5 Тема. Цель: (по календарно ­ тематическому плану) Твердое, жидкое, газообразное состояния веществ. углубить   знания   учеников   о   строении   физических   тел   и   свойствах веществ.   Ознакомить   учащихся   с   агрегатными   состояниями,   в которых могут находиться вещества, с условиями перехода веществ из одного состояния в другое. Базовые понятия  и термины:   агрегатные состояния веществ: твердое, жидкое, газообразное. Время:  45 минут Виды работы Знакомство «Меня зовут, я знаю…» Правила работы Ожидание «Зерно знаний» № 1. 2. 3. 4. Мозговой штурм «Почему тела такие разные…?» 5. Информационное сообщение «Агрегатное  состояние веществ» Кооперативное обучение «Тема в рисунке» Игра­разминка «Размещение молекул» Упр. Выбор позиции «Правда – неправда» Игра­разминка «Атомы» 6. 7. 8. 9. 10. Работа в парах 11. Обратная связь Время (мин) 5 3 3 5 3 10 5 3 2 3 3 Оборудование Предложение на доске. Плакат, маркер, магниты Мешочек с зернами, горшочек с землей Плакат, маркер. Бутылка с газированной водой Учебник, плакаты, маркеры, скотч. ­ Таблички со словами «правда», «неправда» ­ Рабочая тетрадь  с.15  №13,15. Мешочек с зернами, горшочек с землей 1. Знакомство «Меня зовут, я  знаю… » (5 мин.) Цель:  подготовить участников к работе, создать комфортную атмосферу,  содействовать сплоченности группы. Ход упражнения: участники сидят в кругу. Тренер предлагает закончить  предложение «Меня зовут.., я знаю три тела: твердое ­..; жидкое ­..; газообразное  ­...» для удобства работы предложение записано на доске. Тренер: Сегодня на уроке мы узнаем – почему тела такие разные: твёрдые,  жидкие, газообразные! 33 2. Правила работы (3 мин.) Цель:   выяснить наиболее важнейшие правила для работы. Ход упражнения:  тренер обращается к группе с вопросом «Для чего в нашей  жизни существуют разные правила?». После ответов, он предлагает принять  правила работы группы во время тренинга, который записывается на плакате  «Правила группы» Ожидания «Зерно знаний » ( 3 мин.) 3. Цель: выяснить надежды и ожидания участников от данного тренинга . Ход упражнения:  участники становятся в круг. Каждый произносит своё  ожидание от урока, тот, кто с ним согласен делает шаг вперёд и говорит «И я  тоже!»  Тренер: На столе лежит мешочек с зерном, но не простым, это зерно знаний. В  конце урока каждый возьмет себе столько зерен, сколько новой информации он  получил и посадит в горшочек. 4. Мозговой штурм «Почему тела такие разные: твёрдые, жидкие,  газообразные?» (5 мин) Цель:    выяснить уровень осведомленности участников по теме урока. Ход упражнения:    каждый участник проговаривает свой ответ на поставленный  вопрос, тренер записывает все версии. Информационное сообщение «Агрегатное состояние веществ» (3 мин.) 5. Цель:  ознакомить учащихся с агрегатными состояниями веществ. Ход упражнения:  тренер показывает учащимся пластмассовую бутылку с  газированной водой и задает следующие вопросы. 34 ­ Какие вещества входят в состав бутылки? (Бутылка изготовлена из  пластмассы и в ней находится вода, из которой выделяется углекислый газ.) ­ Чем отличаются эти вещества? (Пластмасса находится в твердом  состоянии, вода  в жидком, а углекислый газ  в газообразном.) ­ Какие общие свойства присущи веществам находящимся внутри  бутылки? (Не имеют цвета.) Перечисленные состояния называются агрегатными состояниями веществ. 6.  Кооперативное обучение «Тема в рисунке» (10 мин.) Цель:  углубить знания учеников о строении физических тел и свойствах веществ, ознакомить с условиями перехода в­в из одного состояния в другое. Ход упражнения:  тренер объединяет участников в три группы «твердые»,  «жидкие», «газообразные». В группах распределяются обязанность: спикер  (руководит работой), чтец (читает текст), секретарь (оформляет работу), 1­2  защитника (презентуют работу). Каждая группа получает задание: прочитать свою  часть текста в учебнике и главное записать или зарисовать на плакате (5 мин). «твердые» «жидкие»  ­ № 6, с. 33­34 Свойства твердых, жидких и газообразных тел. ­ № 6, с. 34­35 От чего зависит способность тел сохранять или  «газообразные» изменять форму. ­ № 6, с. 35­36 Все ли вещества могут состоять в разных  состояниях По окончании работы идет её презентация. (5 мин.) Задача тренера корректировать ошибки.  7. Игра­разминка «Размещение молекул» (3 мин.) 35 Цель:    углубить знания учеников об условиях перехода веществ из одного  состояния в другое, содействовать сплоченности группы, снять напряжение после  работы. Ход упражнения: каждая группа показывает, как размещаются молекулы в  веществах, находящихся в их агрегатном состоянии. Тренер «твердых» нагревает,  тоже он делает с «жидкими», а «газообразных» он охлаждает или сжимает (загоняя в угол) и спрашивает: «Что с ними произошло?» Упражнение ­ выбор позиции «Правда – неправда» (3 мин.) 8. Цель: закрепить и проверить знания участников по теме урока. Ход упражнения: участники стоят по середине класса, на противоположенных  его сторонах висят карточки: «Правда», «Неправда». Тренер читает утверждение,  участники выбирают позиции, если нет единогласия, проходит дискуссия, на  которой каждая сторона доказывает свою правоту. Тренер корректирует ошибки. Утверждения: 1. Физические тела могут переходить из одного агрегатного состояния в другое. (Правда) 2. При переходе тела из одного агрегатного состояния в другое  изменяется химическое строение его молекул. (Неправда) 3. В горячей воде лед растает быстрее, чем в холодной. (Правда) 4.   Твердые   тела   при   очень   высоких   температурах   могут  превращаться   в жидкость и даже в пар. (Правда) 5.   Если   на   холодное   оконное   стекло   подуть,   пар   нашего  дыхания превратится в лед. (Неправда) 6.   Камень   ни   при   каких   условиях   не   может   превратиться  в жидкость. (Неправда) 9. Игра­разминка «Атомы» (2 мин.) 36 Цель:    содействовать сплоченности группы, снять напряжение. Ход упражнения: участники­атомы свободно передвигаются по классу, по  команде тренера образовывают молекулы из 5, 3, 4, 2 атомов 10. Работа в парах (3 мин.)  Цель: закрепить знания участников о свойствах веществ в разных агрегатных  состояниях, об условиях перехода веществ из одного состояния в другое. Ход упражнения: участники объединены по парам (из предыдущего упр.)  Выполняют задание в рабочей тетради с. 15 № 13, 15.  Задание №13. Допишите определения 1) Вещества в газообразном агрегатном состоянии не имеют постоянной _____________и легко_________________ объём. 2) Вещества в жидком агрегатном состоянии не имеют постоянной ________,  но имеют постоянный объем. 3) Твердые тела имеют постоянную форму и _______________. Задание № 15.Агрегатные состояния воды Напишите, в каком состоянии находится вода в соответствии  со схемой расположения   ее   молекул.   Допишите   значения   температуры   (в   °С),   с которыми связаны переходы из одного состояния в другое. Одна пара презентует свою работу, остальные выполняют самопроверку. 11. Обратная связь. (2 мин.) Цель:   выяснить сбылись ли надежды и ожидания участников. 37 Ход упражнения: На столе лежит мешочек с зерном, но не простым, это зерно  знаний. тренер предлагает участникам взять себе столько зерен, сколько новой  информации он получил и посадить в горшочек. На доске: дом. работа – учебник с. 38 «Проверьте себя» Анализ собственного опыта Педагогические и психологические исследования показали, что не следует  разделять информационную и практическую часть урока. Собственный опыт  преподавания в системе средней и высшей школы показал, что даже 100%  владение информацией не обеспечивают 100% её правильного использования. Чем  активнее подросток включается в практическую деятельность, тем выше степень  усвоения материала. Известны факты о том, что обычная лекция обеспечивает не  более 5% усвоения материала, индивидуальное или групповое чтение 10%,  аудио  ­визуальный метод — 20%, демонстрации, рассчитанные на участие различных  органов чувств – 30%, групповые дискуссии 50%. Резкий скачек в объеме  усвоенной информации происходит при переходе к активным формам обучения:  ролевые игры до 50­70%, а при обучении других – до 70­90%. Формирование  динамического стереотипа и конкретных навыков наиболее эффективно  осуществляется при использовании активных и интерактивных форм обучения. Необходимо обеспечить всех выпускников школ достаточной информацией и  навыками её использования. Активнее внедрять современные технологии в  обучении и воспитании. Предложенный мною материал может использоваться на  уроках и в системе внешкольной воспитательной работы. За каждым примером  материала стоят научные исследования и собственный опыт превентивного  обучения. 38 Моя практика показала, такие планы уроков, подходы и методы превентивного обучения являются наиболее успешными на уроках природоведения и географии.  Вниманию читателей была представлена теоретическая часть, которой может  воспользоваться каждый заинтересованный учитель и в качестве образца один из  опробованных мною уроков­тренингов по природоведению в 5­ом классе. Если вы  были внимательны при чтении работы, то заметили то, что в плане минимум слов  учителя, только короткое информационное сообщение и коррекция ошибок,  допущенных учениками. Перед участниками тренинга постоянно ставятся задачи,  решив которые они сами приходят к выводу. Так они получают новые знания,  делятся ими друг с другом, приобретают навыки использования своих знаний и  кооперативного общения, взаимодействия с одноклассниками. Практика показала,  что на уроках­тренингах нет неработающих участников, они поневоле вовлекаются в процесс работы. С одной стороны этого требуют участники, т. к. присутствует  дух соревнования при выполнении заданий. С другой стороны проявляется личная  заинтересованность, сделать лучше, быстрее. С третьей – темп работы высокий,  тренер строго придерживается временных рамок при выполнении каждого задания, если участники не успевают, тренер корректирует план работы по собственному  усмотрению (как и на обычных уроках). Как правило, после уроков­тренингов не  остаётся учащихся, не усвоивших пройденный материал. Перед собой я поставила задачу: разработать планы­конспекты уроков –  тренингов по природоведению 5­6 классов на весь год и применить их на практике. 39 ЛИТЕРАТУРА 1. Ефимова В.М., Гавриленко Ю.М.  Современные технологии формирования навыков защитного поведения у подростков: Учебно­методическое пособие. ­  Симферополь: Таврия, 2002. – 200 с.  2. Методичні рекомендації по проведенню тренінг­курсу для підлітків з питань  просвітницької роботи щодо здорового способу життя. – К.: Навчальна книга,  2002. – 47 с. 3. Зимівель Н.В., Лещу Н.О. та ін. Методика освіти „рівний­рівному”:  Навч. –метод. посібник. – К.: Навчальна книга, 2002. ­127 с.  4. Кичатая Е.Е.  Природоведение 5 класс: Планы­конспекты уроков. – Х.:  Ранок, 2006. – 176 с.  5. Базанова Т.И., и др. Природоведение: Учебник для 5­го класса. – Х.: Мир детства, 2005. – 192 с. 6. Шабанов Д.А. 2005. – 64 с.  Рабочая тетрадь по природоведению. 5 класс. – Х.: Ранок,

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"

Исследовательская работа "Использование современных педагогических технологий. Адаптация уроков-тренингов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2019