Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"
Оценка 4.8

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Оценка 4.8
Домашняя работа +5
docx
Междисциплинарный 5
Все классы
13.03.2018
Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"
Зима - это самое сложное время для пернатых, им очень сложно пережить холода. В ходе экологической акции: "Кормушка" учащиеся изготовили кормушки для птиц, что позволило привлечь птиц к жилищу человека, благодаря этому был исследован видовой состав зимующих птиц. исследовательская деятельность расширяет кругозор учащихся.
исследовательская работа.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа с. Метели  муниципального района Дуванский район  Республики Башкортостан Номинация: Зоология и экология животных. Учебно – исследовательская работа Изучение видового состава зимующих птиц на территории с. Метели. Работу выполнил: Дудин   Арсений,   ученик   6   класса МБОУ   СОШ   с.   Метели муниципального   района   Дуванский район Республики Башкортостан Руководитель: Дудина Лариса  Андреевна учитель биологии и химии высшей   категории   МБОУ   СОШ   с. Метели   муниципального   района Дуванский   район   Республики Башкортостан Адрес   школы:  452544   Республика Башкортостан Дуванский район  с. Метели ул. А. Меркурьева д. 6 Телефон школы: 2­26­01 Метели, 2018 Содержание Введение ………………………………………………………………………….….3­4 II. Основное содержание 2.1. Литературный обзор по теме исследования. 2.1.1. Классификация птиц по характеру сезонных миграций……………………....5 2.1.2. Виды зимующих птиц…...........................…………………………………….6­7 2.1.3. Виды кормов, используемых для зимней подкормки птиц………..…………8 2.1.4. Основные правила изготовления и размещения кормушек……………………9 2.2 Физико – географическая характеристика района исследования………...……10 III. Методика исследования………………………………………………………….11 IV. Результат исследования…………………………………………………………..12 V. Выводы……………………………………………………………………………..13 VI. Заключение………………………………………………………………………..14 Список литературы………………………………………………………………….15 Приложение  2 Введение Помочь   птицам   –   не   такой   уж   большой   труд   для   детей   и   тем   более   для взрослых. Каждому ребенку будет только в радость, провести некоторое время с папой за изготовлением самой обычной кормушки.  А сколько приятных эмоций можно получить, наблюдая, как прилетит стайка, щебеча и толкаясь, подберет насыпанные зерна и крошки. Ждать весны на сытый желудок птицам будет намного легче.   Именно   для   этого   в   нашей   школе,   как   и   во   многих   других,  каждый   год проходит   акция   «Покормите   птиц   зимой   и   сделайте   зиму   ярче!»,   которую проводит учитель биологии Дудина Лариса Андреевна. В ходе акции ребята изготовили кормушки разных форм и размеров, которые развесили на школьном дворе, что расширило возможности моего исследования. И теперь, благодаря  акции, не нужно  выискивать  непоседам­воробьям,  синицам  и другим птицам еду, надеясь на везение, не зная заранее – удастся сегодня сытно пообедать или нет. Их жизнь теперь стала немного легче. Мы с папой занялись работой дома. Заготовили корм и соорудили кормушки. Я   очень   надеюсь,   что   весна   придет   к   нам   вместе   с   веселым   щебетом   птичьих голосов, который ворвется в раскрытые окна. И мне будет приятнее от мысли о том,   что   вместе   мы   помогли   сохранить   этот   непоседливый   и   неугомонный счастливый хор. Цель исследования: изучить видовое разнообразие зимующих птиц с. Метели и их кормовую базу. Задачи исследования: 3  Составить физико – географическую характеристику района исследования.  Изучить литературу по теме исследования.  Изучить видовой состав птиц на территории села.  Познакомиться с основами зимней подкормки птиц, правилами изготовления и размещения кормушек, составом кормов.  Вести наблюдение и учет птиц, посещающих кормушки.  Подготовить фотоотчет. Объект изучения: зимующие птицы нашего села.  Предмет исследования: корм для птиц, устройство кормушек. Актуальность   темы  заключается   в  том,   что   изучение   видового   разнообразия зимующих птиц и их кормовой базы проводится впервые на территории нашего села.        Место проведения: территория школы и дворовая территория моего дома. Сроки проведения: декабрь ­ март 2018 г. Гипотеза: подкормка птиц зимой увеличивает их видовой состав и численность. Методы исследования:   Изучение литературы по теме исследования.  Изготовление кормушек для птиц.  Заготовка разных видов кормов для птиц.  Анкета «Нуждаются ли птицы в нашей помощи зимой?»  Оформить стенд с рисунками и фотографиями зимующих птиц;  Фотографирование птиц.  Анализ собранного материала.  Оборудование:  1Материал для изготовления кормушек. 2Разные виды корма (семечки, зерно, крупа, сало, мясо). 3Атлас – определитель птиц. 4Фотоаппарат. 4 Теоретическая значимость работы: методика данной работы доступна и проста в применении как в курсе обучения биологии и экологии, так и во внеурочной работе. Практическая ценность работы:  фотографии зимующих птиц нашей местности будет использоваться на уроках биологии в 7 классе при изучении темы «Отряды птиц», как дополнительный материал при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии, а также к районному профильному лагерю ­  слету экологов.   II. Основное содержание 2.1. Литературный обзор по теме исследования. 2.1.1. Классификация птиц по характеру сезонных миграций. Птицы (лат. Aves)(приложение1,рисунок1) — класс теплокровных яйцекладущих п озвоночных   животных,   с   перьевом   покровом,   который   защищает   тело   птиц   от перепадов температуры и играет важную роль при полёте[5]. 1. Оседлые[6] — это птицы, которые в течение всего года живут в одной и той же местности, и каких­либо регулярных перемещений по местности не совершают. Таких птиц можно назвать строго оседлыми. К оседлым видам можно отнести домового воробья, сизого голубя, а местами полевого воробья, галку и некоторых других птиц. Вблизи жилья человека они находят достаточно пищи в течение всего года (приложение 1, рисунок 2). 2. Кочующие[6]  – птицы,  которые после размножения покидают освоенную гнездовую территорию и до весны перемещаются, удаляясь на десятки, сотни и даже тысячи километров.  Для кочующих птиц характерна беспрерывность передвижений, которые они совершают в поисках пищи. Если они и задерживаются в местах концентрации пищи, то ненадолго, так как естественные запасы кормов зимой бывают не столь обильными и устойчивыми, как у категории оседлых птиц. К кочующим птицам 5 относятся синицы, поползень, сойки, клесты, щур, чиж, снегирь, свиристель и др. (приложение 1, рисунок 2). 3.  Перелетные[6]  – птицы,  которые после размножения покидают гнездовую территорию   и   на   зиму   перелетают   в   другие,   сравнительно   удаленные   районы, лежащие как в пределах гнездовой области вида, так и далеко за ее границами.  Для перелетных птиц характерны не только фиксированные направления и сроки   перелета,   но   и   достаточно   определенно   очерченные   области   зимовок,   в которых они живут более или менее оседло, или предпринимают незначительные кочевки   в   поисках   корма.   К   перелетным   относится   большинство   птиц   нашей страны, том числе грач, дрозды, утки, гуси, зяблик, полевой жаворонок кулики, цапли,   славки,   пеночки   и   др.   Все   эти   птицы   не   могут   в   зимнее   время   найти обычные для себя корма в местах летнего обитания (приложение 1, рисунок 2). 2.1.2. Виды зимующих птиц. Воробей домовой [1] ­ наиболее распространённый вид рода настоящих воробьёв (приложение  2,  рисунок 1).  Это  одна  из  самых  известных  птиц,  обитающих  по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый») и хорошо узнаваемых как по внешнему виду, так и по характерному чириканью. Длина тела до 16 см, масса 23—35 г. Общая окраска оперенья — сверху коричневато­бурая, ржавчинного цвета с чёрными пятнами, снизу беловатая или серая. Щёки белые, ушная область бледно­серая. Крылья с желтовато­белой поперечной полосой.  В рацион воробья входят семена сельскохозяйственных культур, отбросы различных продуктов, которые он подбирает в человеческих поселениях, хлебные злаки в полях, ягоды вишни, смородины, винограда в садах, весной цветочные почки. Синица большая[1]  ­ самая крупная синица(приложение 2, рисунок 2)    нашей страны;   размером   она   примерно   с   воробья   и   имеет   довольно   яркое   оперение. Голова,   горло,   полоса   вдоль   груди   и   подхвостье   чёрные,   крылья   и   хвост голубоватые, спинка жёлто­зелёная или голубовато­серая, брюшко чаще жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Эта синица ­ птица оседлая, кочует лишь местами. Уничтожая большое количество вредителей леса, приносит несомненную пользу 6 природе. Зимой  сбивается   в  смешанные  стайки  с  другими  птицами  и  кочует  в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом, сливками из молочных пакетов.  Свиристель[1] – певчая (приложение 2, рисунок 3) птица. Длина тела составляет 18—23 см,   масса —   до   60—67   граммов.   Есть   заметный   хохолок.   Окраска розовато­серая, крылья черные с желтыми и белыми полосками, хвост, горло и полоска через глаза черные. По краю хвоста жёлтая полоса, на крыле узкая белая полоска.   Птицы   держатся   большими   стаями.   В   зимнее   время   питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, калиной. Если урожай рябины выдался большой, свиристели могут надолго задержаться в наших краях, а в неурожайные годы переместятся дальше на юг.  Снегирь   обыкновенный[1]  ­    певчая   птица(приложение   2,   рисунок   4)  рода снегирей.  Птица   мелких  размеров,  чуть  больше   воробья.  Голова   сверху   вокруг клюва   и   глаз —   чёрная.   Маховые   и   рулевые   перья   тоже   чёрные,   с   синим металлическим отливом. Поясница и подхвостье — белые. Спина, плечи и зашеек у самца серые. Щёки, шея снизу, брюхо и бока — красные. Зашеек и плечи самки серые.   Спина   буровато­коричневая.   Щёки,   шея   снизу,   живот   и   бока —   серо­ коричневые. Питается снегирь преимущественно семенами, почками, некоторыми паукообразными и ягодами. Кормясь ягодами, выедает из них семена, оставляя мякоть.  Дятел[1]  —  птица(приложение  2,  рисунок  5)  размером  с  дрозда.  Длина  22— 27 см, размах крыльев 42—47 см, масса 60—100 г. В окрасе преобладание чёрных и белых тонов, которые в сочетании с ярко­красным (у отдельных подвидов — розовым)   подхвостьем   и   придают   птице   пёстрый   вид.   Верх   головы,   спина   и надхвостье  чёрные  с  синеватым  блеском.  Лоб, щёки,  плечи  и  брюхо  буровато­ белые. На плечах развиты большие белые поля, между которыми проходит чёрная спинная   полоса.   Хвост   чёрный,   за   исключением   двух   крайних   рулевых   перьев, которые белого цвета. Зимой и осенью преобладают растительные корма, богатые белками — в первую очередь, семена хвойных пород деревьев, орехи и жёлуди. 7 Насекомые   в   это   время   —   скорее   исключение.   Дятел   играет   важную   роль   в экологии   леса,   так   как  в   большом   количестве   поедает   лесных   вредителей и питающихся древесиной насекомых. Щур   обыкновенный[1]    –   певчая   птица(приложение   2,   рисунок   6)    средних размеров   семейства   вьюрковых.   Взрослые   особи   достигают   25   см   в   длину,   с размахом крыльев 35­37 см, и весом тела от 50 до 60 г., у самца голова, грудь и спина окрашены в яркий малиновый цвет, животик – серый, хвост и крылья – буро­ коричневые   с   белыми   и   черными   полосками.   В   отличие   от   красавцев   самцов, самочки   щура   и   молодняк   выглядит   довольно   скромно   –   вместо   малиново­ красного цвета они окрашены в желто­коричневый.  Щуры – зерноядные птицы и преимущественно питаются семенами лиственных и хвойных деревьев, их почками и   побегами,   ягодами.   Также   добавляют   в   свой   рацион   небольшое   количество насекомых, особенно в зимний период (жуки, их личинки, бабочки, находящиеся в анабиозе).  2.1.3. Виды кормов, используемых для зимней подкормки птиц. Для зимней подкормки (приложение 3, рисунок 1, 2).  птиц можно использовать: 1. Просо, овес, пшеница, кукурузные зёрна. 2. Семена подсолнечника (не жареные). 3. Сало, мясо (несолёное). 4. Сушеная рябина и боярышник. 5. Семена клена и ясеня. 6. Семена арбуза, тыквы, дыни.  7. Шишки, желуди, орехи. Некоторые продукты для птиц вредны, а зачастую и смертельно опасны. В первую   очередь   это   всё   жареное   и   солёное.   При   поедании   солёной   пищи   соль быстро накапливается в переизбытке в организме птиц, а их выводящая система менее эффективна, нежели у млекопитающих, и происходит отравление организма. 8 При жарке жиры меняют свою структуру и наносят сильный вред печени. Также нельзя использовать испорченную пищу, прогорклое зерно, заплесневелые, затхлые продукты. Они содержат сильные токсины. Даже если отравление и не приведёт к быстрой смерти птицы, оно ослабит организм, птица заболеет и в конце концов погибнет. Нельзя давать птицам и пшено. В отличие от проса пшено лишено оболочки, что   приводит   к   окислению   жиров   на   его   поверхности,   появлению   токсических веществ, болезнетворных организмов.  Опасен для птиц и чёрный хлеб. Крахмал ржи плохо усваивается организмом птицы,   чёрный   хлеб   всегда   более   влажный,   чем   белый,   имеет   повышенную кислотность, что нередко приводит к сильному брожению в кишечнике вплоть до  заворота кишок.  Итак, что нельзя давать птицам ни в коем случае? Жареные и солёные семечки, солёное сало, пшено, чёрный хлеб и испорченные продукты с неприятным запахом или наличием плесени. 2.1.4. Основные правила изготовления и размещения кормушек.   Самый простой вариант кормушки (приложение 4, рисунок 1) ­ это дощечка с   прибитыми   по   краям   бортиками,   чтобы   еду   не   сдувало   ветром.   Смастерить кормушку для птиц своими руками можно также из дерева, фанеры, пластиковых бутылок,   пакетов   из­под   молока,   соков   и   круп,   из   тыквы,   из   пустых   кокосов, старых автомобильных фар и прочих подручных материалов. При   устройстве   кормушек   не   стоит   гнаться   за   слишком   сложными   и причудливыми   конструкциями.   Лучше   сделать   несколько   более   простых   и накормить больше птиц. Важно только, чтобы в кормушках, по возможности, корм был защищен от непогоды. Зимой птицам не до роскоши ­ лишь бы выжить. Для защиты делают различные крышки, боковые стенки.  9 Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.  Вешать кормушку лучше всего на южной стороне на высоте 1,5­2 метра. Тем самым мы защитим ее от ветра и снега, в солнечные дни корм будет согреваться и оттаивать (если в него вдруг попала влага), большая высота не позволит добраться к корму грызунам. 2.2 Физико – географическая характеристика района исследования. Село  (приложение   5,   фото   1)   Метели   муниципального   района   Дуванский район Республики Башкортостан. Северо­восточная часть Дуванского района. Местность:  Холмисто­увалистое   предгорье,   которое   является   частью Уфимского плато. В основании плато лежит Башкирский свод. На поверхность выходят породы пермского периода. Большая часть закрыта, расчленена долинами и балками. Относительные высоты: 70­300 м. гребни широкие, вершины округлые, плоские, склоны крутизной 10­25 градусов, местами до 40 градусов. Местность 10 изрезана   оврагами   (логами),   которые   в   прошлом   были   речками:   Песчанка, Каменушка, Метёлка.    Климатические   особенности:  Как   и   на   всей   северо­восточной   подзоне республики   определяются   своеобразием   местного   ландшафта,   представляющего собой   территорию,   окружённую   с   запада   Уфимским   плато,   с   юга   и   с   востока западными   склонами   уральских   гор   с   открытыми   северными   коридорами.   Это изоляция от тёплых воздушных течений, в результате высокого окружения горами с юга, востока и запада.   И своеобразный доступ по открытому низинному коридору северных холодных воздушных   масс,   которые   застаиваются   здесь,   а   также   стекание   холодных воздушных   масс   с   Уральских   гор   и   Уфимского   плато   ­   создают   резко отличительные   от   других   природных   зон   республики   суровые   климатические условия.   Растительность:  Господствует   лесостепная   растительность   на оподзоленных и выщелочных чернозёмах и серых лесных почвах, леса состоят из берёзы, дуба, сосны. Под пологом этих деревьев и на вырубках растут земляника, лесная малина, ежевика, костяника, черника. На опушках лесов и покатых склонах увалов господствует степная растительность: ковыль, типчак, чилига, спирей.  Встречаются достаточно крупные заросли кустарниковой вишни. В поймах рек, под пологом деревьев, растут смородина чёрная и красная, калина, черёмуха, шиповник. Лесной основной массив, имеющий вытянутую форму с севера на юг, расположен в восточной части Уфимского плато, сплошь покрытого лиственно ­ елово ­ пихтовыми лесами, образующими таёжный ландшафт. III. Методика исследования. 1. Прежде   чем   приступить   к   исследованию,   я   изучил   разные   источники литературы   (определители,   научную   литературу,   учебник   по   биологии   7 класс) и интернет сайты по данной теме. 2. Мы с папой выбрали три оптимальных варианта изготовления кормушек из разных материалов (приложение 6, фото 1,2,3). Для этого нам понадобились 11 шурупы   по   дереву,   фанера,   картонная   коробка,   клеевой   пистолет, фарфоровая тарелка и кружка, для украшения и качестве дополнительного корма еловые шишки. Так, чтобы птицам удобно было клевать корм, а мне его добавлять.  3. Также мы подвесили несоленое сало просто на веревочку, закрепив ее на ветке дерева. 4. Кормушки,   изготовленные   учащимися   нашей   школы   в   ходе   акции «Покормите птиц зимой и сделайте зиму ярче!», также были изготовлены из разных материалов (дерево, картон, пластиковые бутылки разных размеров и окраски, с использованием елочной мишуры для украшения). 5. Для подкормки я выбрал: семена подсолнечника (не соленые, не жаренные), мясо и сало (не соленое), пшеницу, хлебные крошки. 6. Провел анкетирование среди учащихся школы, в котором приняли участие все желающие. Тема анкеты «Нуждаются ли птицы в нашей помощи зимой?» 7. Вместе   с   учащимися   9   класса   и   учителем   биологии   оформить   стенд   с рисунками и фотографиями зимующих птиц. 8. При   наблюдении   за   кормушками   фотографировал   птиц,   для   удобства определения видового состава. 9. Собранный мною материал был обработан и систематизирован в таблицы и диаграммы. IV. Результат исследования По результатам исследований оказалось, что мои кормушки были удобными 1. для птиц, они их посещают с удовольствием. К кормушкам прилетали синицы, снегири, свиристели, щур обыкновенный и конечно воробьи (приложение7, фото 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11).  2. 3. Диаграмма учета птиц на кормушках (приложение 8, схема 1).  Таблица учета птиц на кормушках (приложение 8, схема 2). 12 Кормушки, изготовленные учениками  (приложение 9, фото 1,2,3,4)  нашей 4. школы, я также использовал в своем исследовании и выяснил, что не все кормушки привлекали птиц, а некоторые даже их отпугивали, так как были изготовлены с использованием елочной мишуры, она шелестела на ветру и отражала солнечные блики. Кормушка Щербинина Алексея была ярко раскрашена в цвет российского флага, что также отпугивало птиц. Кормушки из небольших пластиковых бутылок, раскачивал ветер и птиц это также пугало. 5. всегда съедают первыми, затем рис, ягоды, зерно, а сало больше всех любят синицы Я узнал, что больше всего на свете птицы любят семечки подсолнечника, их (приложение 10, таблица 1). 6. Это были: хлебные крошки, сало, сырое мясо, рис, семечки, зерно, чтобы каждая С 15 января дни выдались холодные (до – 35), я старался менять вид корма. Результаты   анкетирования   меня   очень   порадовали,   из   89   опрощенных пичужка была сытой (приложение 10, фото 1,2,3,4). 7. учеников, все знают птиц нашей местности. Каждый старается что­то сделать для зимующих   птиц,   поддержать   их   в   лютый   мороз.   Алена   Крылосова,   например, написала: «Я всегда ношу в кармане горсть не жаренных семечек, чтобы угостить Дятла я встретил, в лесу, когда выгуливал свою собаку, он оставил за собой пернатых».     Анкета  (приложение   11).  Таблица   «Результаты   анкетирования учащихся» (приложение 11, таблица 1).  8. заметный след, он санитар леса!  (приложение 12, фото 1,2). 9. зиму   ярче!»   имеет   важное   значение   для   развития   нашего   кругозора,   никто   не Оформление стенда учащимися 9 класса «Покормите птиц зимой и сделайте остается равнодушным к пернатым друзьям (приложение 13, фото 1,2,3,4). V. Выводы 1.   В ходе исследовательской работы я смог определить 6 видов птиц: снегирь обыкновенный,   воробей   домовой,   синица   большая,   щур   обыкновенный,   дятел большой, свиристель обыкновенный. 2. Любимые корма птиц — это семечки подсолнуха, рис, хлебные крошки, ягоды, сало, сырое мясо, а вот дятел предпочитает самостоятельно добывать себе корм. 13 3.  Кормушки,   которые   изготовили   мы   с   папой   оказались   практичными,   птицы свободно прилетают к ним и легко можно добавлять корм. 4. Подвешенное сало больше всех любят синицы, в самые морозы 19 – 20 января синицы прилетели в 7 часов утра, было слышно, как они выклевывают сало. 5. Кормушки, изготовленные с использованием украшений в виде елочной мишуры, ярко раскрашенные, легкие, не закрепленные только отпугивают птиц. 6. На вопросы анкеты все ученики ответили на отлично, меня очень порадовал результат акции «Покормите птиц зимой и сделайте зиму ярче!» 7. Я уверен, что, благодаря не равнодушным людям, птицы легко перезимуют и весной будут радовать нас своими мелодичными песенками, соберут в наших садах и огородах насекомых – вредителей, в благодарность за то, что подкормили их зимой. VI. Заключение Таким образом, выдвинутая мной гипотеза о том, что подкормка птиц зимой способствует увеличению численного и видового состава птиц, подтвердилась. 14 Птицы ­ очень ценный объект исследования. Зимняя подкормка птиц – уже довольно   старая   традиция.   Первыми   инициаторами   её   были   сами   птицы.   Они быстро усвоили, что возле человеческого жилища можно кое – чем разжиться.  В   заключении   я   хотел   бы   поблагодарить   всех   ребят   нашей   школы,   за активное участие в акции «Покормите птиц зимой и сделайте зиму ярче!», теперь каждый из нас будет знать, что он сделал все для сохранения зимующих птиц. Мне   очень   понравилась   эта   работа,   мы   много   времени   провели   вместе   с папой, он меня во всем поддерживал и помогал. Я буду продолжать свои наблюдения до конца зимы, подкармливать птиц, чтобы их как можно больше дожило до весны. Ведь важно не количество кормушек, а систематическая наполняемость их кормом. Список литературы 15 1 Гоббе Л.А. Мои питомцы и друзья. Воронеж: Центрально – Чернозёмное издательство, 1974. 2 Давыдов В.Я. Птицы Чернозёмного края. – 1970. Зверев М.Д. Пернатые друзья. Москва: Просвещение, 1964. 3 4 Коллектив авторов. Большая серия знаний. Биология / Коллектив авторов. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006  5 Коллектив   авторов.   Большая   энциклопедия   природы.   Том   4.   Поведение животных. М.: ООО «Мир книги», 2002.  6 Михеев А.В. перелёты птиц. Издательство Лесная промышленность, 1974. 7 Ухатин Н.Р. Друзьям птиц. Москва: Детская литература, 1976. 8 Ресурсы Интернета: http://www.ecosystema.ru/ Ресурсы Интернета: http://ru.wikipedia.org 9 10 https://ru.wikipedia.org/wiki/Птицы 11 http://kyrator.com.ua/index.php?option 12 https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/269406/Щур 16

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"

Исследовательская работа: "Изучение видового состава зимующих птиц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.