муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Исследовательская работа
«Мозаика
М.В.Ломоносова»
Выполнил
ученик 3 «А» класса
Фадин Станислав 1. Изучить работу Ломоносова М. В. по созданию смальт.
Задачи исследования:
2. Оценить вклад М.В.Ломоносова в возрождение и развитие мозаичного искусства.
3. Проанализировать основные мозаичные работы М.В.Ломоносова.
4. Выявить характерные особенности мозаичных работ Ломоносова М. В. Ломоносов работал с одним из видов живописи мозаикой. Я занимаюсь в
художественной школе, поэтому эта сфера деятельности великого
первооткрывателя меня заинтересовала.
Я выяснил, почему Ломоносов стал заниматься мозаикой, откуда такой
интерес? Как ему это удалось?
Чем отличались мозаики Ломоносова от других мозаик того времени?
Сохранились ли они до нашего времени? (Слайд 1)
На территории России мозаичное искусство зародилось в X веке, и было связано с
принятием христианства, но особого развития не получило изза недостатка
материала.
В 1746 г. граф Воронцов привез из Италии мозаичные картины. Их красота и
изящество поразили Михаила Васильевича Ломоносова.
В журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах» 1764, май,
стр. 467 есть такая статья:
«Граф Воронцов, возвратившись из первых путешествий, совершенных в 1745 и
1746 годах по различным частям Европы, привез с собою мозаичные картины,
приобретенные за высокую цену или полученные в подарок от папы Бенедикта
XIV в Риме, где это искусство процветает. Этого было достаточно, чтобы с
первого взгляда господин Ломоносов, статский советник и известный профессор
химии в знаменитой Петербургской Академии, принял решение и взялся за
трудное дело добиться того же с помощью одного только своего глубокого знания
химии; оно ему так помогло, что после невероятного числа опытов, вооружившись
философской выдержкой, он приготовил все необходимые цвета для такой
мозаики, которая, будучи сравнена с римскими, оказалась не уступающей, им ни в
чём...»
Я сравнил фотографии итальянской мозаики 18 века и мозаики Ломоносова.
Вот что я увидел. (Слайд 2)
Итальянские мозаики – изящные, швов между кусочками не видно. Присутствует
один цвет – золотистый с разными оттенками золотого. Общая картина завораживает. Мозаики Ломоносова – это в основном портреты. Лица
выразительные, характерные. Первые работы кажутся технически грубыми и
несовершенными. Но, в отличие от итальянских, Ломоносовские мозаики
многоцветные. В первой работе кусочки красноватой смальты крупные,
неправильной формы, разные по размеру, расстояние между ними большое. На
зелёном фоне мы видим лицо Христа. В следующих работах расстояние между
кусочками уже не видно, цветовая гамма смальты более разнообразна и
расположена на поверхности ровнее. Как же учёный – художник добился такого
совершенства?
Технологии производства смальты – непрозрачного цветного стекла
держались итальянскими мастерами в секрете. Ломоносов решает сам заняться
производством смальты и создать мозаику не из природных материалов, а из
искусственно окрашенных стекол.
Он начинает хлопотать о создании химической лаборатории, получает
положительное решение Сената об ее строительстве. (Слайд 3)
Ломоносов создал собственную технику мозаичного набора. Западноевропейские
мастера, набирали мозаики тонкими пластинками смальты. Ломоносов разработал
методику набора мозаичных картин четырёхгранными брусками (палочками)
различного сечения, длина которых в несколько раз превышала размер бруска. Это
обеспечивало прочность набора. (Слайд 4)
Научный метод исследования позволил Ломоносову разгадать секрет
«золотого рубина». Он проделал не менее семидесяти опытов по применению
золота и различных соединений с ним. Меняя дозировку минерального пурпура,
внося в разных сочетаниях и количествах различные дополнительные составы,
меняя условия нагрева и температуру, Ломоносов получил рубиновые стекла
самых разнообразных оттенков. Это было не под силу его многим
западноевропейским современникам. Ломоносов вёл лабораторный журнал.
(Слайд 5) Из лабораторного журнала Ломоносова известно, что медь дала стеклу
«превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд»,
«зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «красивое берилловое», «очень
похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «голубое»,
«полупрозрачное, как лист крапивы». Ртуть дала бледнопурпурное стекло, железо
— желтое, золото — рубиновое.
До сих пор являются неподражаемыми красные и зеленые ломоносовские
смальты — непрозрачные цветные стекла для мозаики. В 1754 г. Михаил
Васильевич Ломоносов писал Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь
погружен в физикохимические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд
мой оказался не бесплодным, так как кроме результатов, полученных мною при
различных растворениях и осаждениях минералов, почти три тысячи опытов,
сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный
материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за
изготовления мозаик». (Слайд 6,7)
Смальты Ломоносова ярче и богаче итальянских. К тому же учёный
разработал методы отливки и шлифовки смальты, отыскал лучший рецепт мастики,
которой смальта скреплялась на медном подносе, и, наконец, сам стал
художником, так как мастеровмозаичистов в России того времени не было.
Полученные опытные образцы Ломоносов сортировал и систематизировал в
строгом порядке в особом ящике, «каждая особливо под номером против
химического журнала. Эта своеобразная «стеклотека» пригодилась Ломоносову,
когда он приступил к практическому использованию результатов своих изысканий.
Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое
впечатление за границей. «То, что Вы, славнейший муж, исследовали относительно
наведения разных цветов на стекла, достойно Вас. Наши химики считают особенно
важным это открытие», — писал ему из Берлина Леонард Эйлер 30 марта 1754
года.
Через 4 года были получены первые российские смальты. (Слайд 8,9). А ещё через 2 года, проведя почти 3 тысячи опытов по созданию смальт разных оттенков,
Ломоносов был готов к созданию мозаичных панно.
Я ознакомился с основными мозаичными работами М.В.Ломоносова, выяснил,
каковы их характерные особенности, какие из них дошли до наших дней и где они
хранятся.
Всего по документам известно 40 мозаик, набранных Ломоносовым и его
последователями. В музеях страны хранятся 23 произведения, шесть из которых в
Эрмитаже. Местонахождение же остальных 17 неизвестно.
Первой мозаичной работой, сделанной самим Ломоносовым, была копия
богоматери составленная с оригинала итальянского художника Франческо
Солимены (16571747). (Слайд 10)
Ломоносов работал над этой мозаикой полгода. Вот что он про нее писал: «Всех
составных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для
изобретенья составов делано тысяча сто восемьдесят опытов в стеклянной печи».
Картина была набрана в кованую медную «сковороду». Мастика в ней медленно
высыхала и склеивала кусочки смальт. Такая сковорода предохраняла мозаичный
набор от перегибов. 4 сентября 1752 года, Ломоносов преподнес императрице
Елизавете в честь её именин мозаичный образ Богоматери, который "с оказанием
удовольствия был всемилостивейше принят". Её величество отвела этой картине
место среди икон в своих апартаментах.
Одна из первых работ мозаика собственноручного набора образок
«Нерукотворного Спаса» (Слайд 11).
Работа хранится в Историческом музее в Москве. Образок был сделан для
жены графа Петра Ивановича Шувалова. На медной доске образка, размерами11X9
см гравированная старая надпись: "Сей нерукотворный образ Христа Спасителя
нашего по желанию сиятельнейшия графини Мавры Егорьевны Шуваловой в
начинании опытов мозаичного художества в СанктПетербурге 1753 года". Работа резко отличается от мозаик итальянских мастеров. Она поражает
смелостью чисто декоративных приемов набора. Такая техника свойственна
только личным работам Ломоносова. Он советовал рассматривать образок издали.
Первые мозаики, созданные Ломоносовым показывают, что техника мозаики
была еще несовершенной. Куски смальты очень крупные. Но поражает мастерство,
с которым Ломоносов передал цвет и объем изображения. Со временем техника
Ломоносовских мозаик оттачивается и совершенствуется. Это я увидела в
следующих его работах.
Выполненный Ломоносовым портрет Петра I набран крупными (2см),
неправильной формы кусками колотой смальты. (Слайд 12). Он считается
драгоценной реликвией высокой художественной культуры XVIII века. Историки
утверждают, что это один из самых выразительных, одухотворённых образов
Петра» Выразительное лицо выполнено из розоватых и светлокоричневых смальт
разнообразных оттенков. Вороненые латы, муаровая лента ордена Андрея
Первозванного, горностаевый мех мантии набраны яркими, многоцветными
смальтами.
Прежде, чем набрать мозаику, Ломоносов выполнил рисунок в цвете со
знаменитых живописных изображений Петра I: (Слайд 13) лицо – с портрета
работы Л. Каравакка, а доспехи – с портрета кисти Ж.М. Натье. Затем
приготовил медную сковороду весом в 3000 фунтов, обложенную железом, которое
весит около 2000 фунтов. Сковорода поддерживалась бревенчатым станком. Он
приводился в движение при помощи блоков, как для удобства мастеров, так и для
лучшего обозрения.
Портрет Петра Первого, человека, всегда привлекавшего Ломоносова своей силой
и широким размахом деятельности, сделан самим Ломоносовым с большой
любовью и вдохновением. Это было произведение настоящего художника,
опередившего свой век по краскам и технике выполнения. В настоящее время этот
портрет находится в ленинградском Эрмитаже. Качество Ломоносовских мозаик было очень высоким. "Все материалы, —
писал Ломоносов, — имеют такую же прочность и качество, как и римские, а
краски их не изменяются ни от воздуха, ни от солнца, ни вследствие истечения
времени, так как они изготавливаются на сильном огне". Время подтвердило
правоту слов Ломоносова.
Последней работой Ломоносова стала «Полтавская баталия», оконченная
во второй половине 1764 г. (Слайд 14). Мозаика огромна (309,764 кв. м). Она
состоит из миллиона тридцати тысяч кубиков смальты, набранных и укреплённых
на плоском медном подносе весом 80 пудов (1280 кг). Эту картину составляли под
руководством М. В. Ломоносова семь человек.
Мозаику такого размера завершили поздней осенью 1764 года, заключив в
золочёную чеканную медную раму. Во время приезда в том же году в мастерскую
на Мойке австрийского посола для осмотра «Полтавской баталии»,
М. В. Ломоносова вынесли из дома в креслах, поскольку болезнь ног уже не
позволяла ему ходить. До нашего времени сохранились следующие мозаики
Ломоносова:
«Нерукотворный Спас» (Исторический Музей, Москва)
«Пётр I», 1754г.(Государственный Эрмитаж)
«Бог Отец», 1757г. (Исторический Музей, Москва)
«Александр Невский», 17571758гг. ( Музей Ломоносова)
«Императрица Елизавета Петровна», 17581760гг. (Государственный Русский
Музей)
«Апостол Пётр», 1761г. (Государственный Русский Музей)
«Екатерина II», 1763г. (Государственный Русский Музей)
«Полтавская Баталия», 17621764гг. (АН России, С.Петербург)
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Исследовательская работа "Мозаика М. В. Ломоносова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.