Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"
Оценка 4.9

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
история
Взрослым
21.01.2019
Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"
Беляков П.Д. Распад СССР. Образование СНГ.docx
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ бюджетное профессиональное образовательное учреждение Вологодской области «Череповецкий химико­технологический колледж» Исследовательский проект по дисциплине ОГСЭ.02 «История» ТЕМА: Распад СССР: создание СНГ Выполнил  студент Беляков Павел Дмитриевич (Ф.И.О.) студента полностью Группа 31/2017 Специальность 18.02.03 «Химическая  технология неорганических  веществ» Русинова П.Ю. Проверила  преподаватель Оценка Дата защиты г. Череповец, 2018 г. Содержание  Введение 1 Обзор источников и литературы 2 Анализ изученного материала 2.1 Причины распада СССР 2.2 Последствия распада СССР 3 Создание СНГ и значение проблемы в международных отношениях     3.1 Образование Содружества Независимых Государств     3.2 Значение рассматриваемой проблемы в истории России и мира Заключение Список использованных источников и литературы Стр. 3 4 6 6 8 9 9 12 14 15 2 Введение Предлагаемая вниманию исследовательская работа посвящена распаду СССР и образованию СНГ. Цель   работы:   изучить   и   представить   причины,   приведшие   к   распаду СССР и образованию Содружества Независимых Государств, определить роль и значение СНГ в истории России и мира на современном этапе.  Для достижения цели потребуется решить ряд задач: 1. 2. Обзор источников и литературы по теме; Анализ изученного материала, формулировка собственной точки зрения по данной теме; Определить   значение   рассматриваемой   проблемы   в   истории 3. России. Для решения поставленных задач были использованы такие методы, как анализ, описание, обзор источников и литературы. Предмет исследования: распад СССР и образование СНГ. Объект исследования: развитие СССР в 1980­х­начале 1990­х годов.  В ходе работы я обращался к таким источникам информации, как книги, интернет, научные статьи. По   структуре   данная   работа   состоит   из   введения,   основной   части, заключения, списка использованных источников и литературы. 3 1 Обзор источников и литературы Изучив   разные   источники,   посвященные   проблемам   распада   СССР   и образованию СНГ, можно сделать вывод, что серьезных научных исследований по данной теме немного.  В учебнике «История России. Начало XX – начало XXI века. 10 класс», рассматриваются все вопросы, касающиеся России в 20 — 21 веке. Автор учебника — Волобуев Олег Владимирович историк; член­ корреспондент АН СССР, профессор, доктор исторических наук.  Материал для   проекта   находится   в   параграфах   33   —   34   данного   пособия,   который носит название «Перестройка и распад СССР» и делится на 9 частей, где подробно описываются причины, распада Советского Союза и образования на геополитическом пространстве Содружества Независимых Государств.  В   учебнике   подробно   рассказана   тема   обострения   межнациональных противоречий,   кризиса   власти   и   противостояния   двух   президентов,   путч августа 1991 года.  Большую   ценность   для   работы   представляет   собой   монография социолога и историка С. Г. Кара­Мурзы «Крах СССР». В данной работе он провел   комплексное   исследование   «советской   цивилизации»   и   причин   её гибели.   Ученый   использует   большой   объем   фактического   материала,   что делает его труды уникальными. Не менее важная монография была выпущена Роем   Медведевым   «Советский   Союз.   Последние   годы   жизни».   Бывший диссидент,   используя   широкую   источниковую   базу,   в   том   числе,   и   свои личные архивы, доказывает, что Советский Союз можно было бы сохранить, если бы не деятельность некоторых субъективных факторов.  В книге американского историка С. Коэна «Вопрос вопросов: почему не стало   Советского   Союза»   автор   анализирует   новый   Союзный   договор,   как выход из советского кризиса, и видит главную вину при распаде СССР  —  в деструктивной политике республиканских лидеров, выделяя деятельность Б. Н. Ельцина и Л. М. Кравчука.  4 Стоит так же отметить работы С. В. Чешко «Распад Советского Союза: этнополитический анализ» и А. С. Барсенкова «Реформы Горбачева и судьба союзного государства. 1985 — 1991». В них авторы подробно рассматривают политику перестройки и изменение советского государства в 1980­ые 1990­ые годы.   Историки   стремятся   объяснять   суть   произошедших   событий (односторонний   выход   из   СССР   Литвы   и   двух   других   прибалтийских республик,   введение   поста   Президента   СССР,   принятие   Декларации   о государственном   суверенитете   РСФСР   и   аналогичных   актов   в   других республиках   СССР,   референдум   17   марта   1991   года,   «новоогаревский процесс» и августовский «путч», Беловежские соглашения).  Интересна статья Чернявского С. И. «СНГ: от истории к будущему». В ней он описывает особенности развития СНГ от момента его создания до 2011 года.  Таким   образом,   можно   сказать,   что   нет   единой   точки   зрения   среди авторов о причинах распада СССР и образовании СНГ, и в этой работе была предпринята   попытка   структурировать   изученный   материал   и сформулировать свою точку зрения на данную тему. 5 2 Анализ изученного материала 2.1 Причины распада СССР Есть множество трактовок причин распада СССР, но все они в той или иной мере находятся между двумя полярными позициями. Сторонники первой из них утверждают, что крушение СССР — результат поражения в холодной войне,   сознательное   устранение   идеологического   и   геополитического конкурента внешними силами. Последователи   второй   считают   его   закономерным   и   неизбежным процессом, заложенным в самой системе Советского Союза. Объединяет тех и других признание того, что в основе распада СССР лежал системный кризис, характеризовавшийся   тотальностью,   разрушением   целостности   экономики, потерей   управляемости   и   нарушением   взаимодействия   экономики   с сопряженными социальной и политической системами. 1. Экономические проблемы: А. Снижение реальных темпов экономического роста в СССР; Б. Рост внешнего долга СССР с 39 млрд дол. в 1987 г. до 75 млрд дол. в 1991 году; В.   Обвальное   падение   производства,   разрыва   хозяйственных   связей, резкого   сокращения   инвестиций   во   всех   отраслях,   включая   ВПКГ.   Рост инфляции, которая в иные месяцы достигала 50%; Д.   Падение   объемов   добычи   нефти   и   газа,   которые   были   основой советского экспорта, что привело к сокращению притока в страну валюты;  Е.   Гонка   вооружений,   военная,   военно­техническая,   экономическая помощь   государствам   Варшавского   Договора   и   режимам   так   называемой социалистической   ориентации,   поддержка   разного   рода   национально­ освободительных и коммунистических движений; 6 Ж. Война в Афганистане, на которую шли многие миллиарды рублей, истощили советскую экономику и привели к губительным последствиям. 2. Политические проблемы: А.   В   политической   сфере   одной   из   самых   весомых   причин   распада СССР стал кризис, а затем и разрушение КПСС; Б. 1990 г. вошел в историю как год «парада суверенитетов». 12 июня 1990 г. о своем суверенитете объявила Россия, тогда же, в июне, — Грузия и Молдавия,   в   июле  —  Белоруссия   и   Украина,   в   августе  —  Армения, Таджикистан, Туркмения. В октябре 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Казахстан, а в декабре — Киргизия.  9 апреля 1991 г. независимость провозгласила Грузия. Таким образом, еще до августовского путча 1991 г. дезинтеграционные процессы в союзных республиках поставили СССР на грань распада. Во   время   путча   в   августе   1991   г.   о   выходе   из   СССР   заявили прибалтийские   республики,   независимость   которых   была   признана международным сообществом, а в сентябре 1991 г.  —  Госсоветом СССР. В августе   1991   г.   независимость   провозгласили   Азербайджан,   Киргизия, Молдова,   Узбекистан,   Украина,   в   сентябре   1991   г.  —  Армения   и Таджикистан. Туркменистан объявил о своей независимости в октябре 1991 г., а Казахстан ­ 16 декабря 1991 г. Таким   образом,   к   декабрю   1991   г.   все   республики   СССР,   кроме Казахстана,   провозгласили   независимость,   а   СССР   сохранял   все   признаки государства, кроме одного, самого главного, — единства. 3. Национальные проблемы:  Разрушение партийного механизма власти сказалось и на устойчивости всей   советской   государственности.   В   1988   г.   шел   перераставший   в   войну 7 конфликт в Нагорном Карабахе. В 1989 г. начались первые стычки между абхазским   и   грузинским   населением   в   Абхазии   и   между   осетинскими   и грузинскими отрядами в Южной Осетии. Все более реальной политической силой,   выступавшей   за   суверенитет   республик,   становились   различные национальные движения и фронты. 2.2 Последствия распада СССР Первым  последствием   можно считать начало  глобализации. До  этого мир   был   разделён.   Когда   Советский   Союз   распался,   мир   стал   единой информационной,   экономической,   политической   системой.   Биполярная конфронтация ушла в прошлое, и глобализация состоялась. Второе   важнейшее   последствие  —  это   серьёзное   изменение   всего евразийского пространства. Это появление 15 государств на месте бывшего Советского Союза.  Третье последствие  —  Соединённые Штаты остались единственной в мире сверхдержавой, которая в принципе имела возможность решать любые проблемы по собственному усмотрению. Четвёртое   последствие  —  это   серьёзное   расширение   Запада.   Если раньше восточноевропейские государства, как Запад, не рассматривались, то теперь   они  не   только   стали   рассматриваться,  но  и  стали   частью   западных альянсов (Евросоюз и НАТО). Следующее   важнейшее   последствие  —  это   превращение   Китая   во второй крупнейший центр мирового развития.  И,   наконец,   последнее   крупное   последствие  —  это   то,   что развивающиеся   страны,   прежде   всего   африканские,   были   брошены   на произвол судьбы. И все потоки помощи, которые шли на развитие в разных регионах земного шара, как со стороны Советского Союза, так и со стороны 8 Запада,   резко   оборвались.   А   это   привело   к   серьёзным   экономическим проблемам фактически во всех развивающихся странах в 90­е годы. Таким образом, разобрав причины и последствия распада СССР, можно сделать   вывод,   что   это   был   закономерный   процесс,   которого   нельзя   было избежать. Союзная власть во главе с Горбачевым М.С. не могли решить всех проблем,   существующих   в   обществе.   Эпоха   «великого   и   могучего»   Союза Советских Социалистических республик подошла к концу. 3 Создание СНГ и значение проблемы в международных отношениях 3.1 Образование Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом в Белоруссии лидеры России, Белоруссии   и   Украины   заключили   Соглашение   о   создании   Содружества Независимых Государств. «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства  —  учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922   г.,   далее   именуемые   Высокими   Договаривающимися   Сторонами, констатируем,   что   Союз   ССР   как   субъект   международного   права   и геополитическая   реальность   прекращает   свое   существование».   Под Соглашением   подписались:   за   Республику   Беларусь  —  председатель Верховного Совета С.С. Шушкевич и председатель Совета министров В.Ф. Кебич,  за   РФ  —  президент   Б.Н.   Ельцин   и   госсекретарь   Г.Э.  Бурбулис,  за Украину — президент Л.М. Кравчук и премьер­министр В.П. Фокин. При   образовании   СНГ   стороны   декларировали   приверженность принципам   уважения   государственного   суверенитета,   равноправия   и невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от применения силы, экономических   или   любых   других   методов   давления,   урегулирования спорных   вопросов  согласительными   средствами;   гарантировали   открытость 9 границ,   свободу   перемещения   граждан   и   передачи   информации   в   рамках Содружества.   В   Соглашении   заявлено   о   сохранении   под   объединенным командованием   общего   военно­стратегического   пространства,   включая единый контроль над ядерным оружием. Дан перечень основных направлений совместной деятельности, которую стороны намеревались осуществлять через общие координирующие институты. Это   прежде   всего   координация   внешнеполитической   деятельности, сотрудничество   в   формировании   и   развитии   общего   экономического пространства,   общеевропейского   и   евразийского   рынков,   в   таможенной   и миграционной   политике,   в   развитии   систем   транспорта   и   связи,   в   охране окружающей среды и в борьбе с организованной преступностью. Соглашение   объявлялось   открытым   для   присоединения   к   нему   всех республик   бывшего   СССР,  а  также   иных   государств,   разделяющих   цели   и   Официальным   местом   пребывания принципы   этого   документа. координирующих органов СНГ был определен Минск.                                 СНГ было   признано   международным   сообществом   как   межгосударственная региональная   организация.   Важной   вехой   в   биографии   СНГ   стало предоставление ему Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 г. статуса наблюдателя.  В соответствии с Уставом СНГ Содружество не является государством. Содружество   Независимых   Государств   —   это   объединение  государств, основанное   на   началах   суверенного   равенства   всех   его   членов   как самостоятельных и равноправных субъектов международного права. СНГ в качестве международной региональной организации имеет свою специфику. Его учредительные акты дают возможность частичного участия его членов в деятельности   СНГ,   предусматривают   за   каждым   право   приостанавливать действие не только соглашения в целом, но и отдельных его статей. Ст. 23 Устава   СНГ   позволяет   любому   члену   Содружества   заявить   о   своей незаинтересованности в том или ином вопросе. 10 На   основании   Устава   СНГ   различаются   государства­участники, государства­ учредители и государства­члены СНГ. К первым относятся все 12 государств, подписавших учредительные документы СНГ: Азербайджан, Армения,   Беларусь,   Грузия,   Казахстан,   Киргизия,   Молдова,   Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина. Ко вторым —  те   государства,   которые   подписали   и   ратифицировали   Соглашение   о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту   принятия   Устава  (22  января  1993  г.).  Это   Армения,  Белоруссия, Казахстан,   Киргизия,   Российская   Федерация,   Туркменистан,   Узбекистан, Украина. Подписали, но не ратифицировали в определенный Уставом СНГ срок Азербайджан (24 января 1993 г.), Грузия (3 декабря 1993 г.), Молдова (8 апреля 1994 г.) и Таджикистан (26 июня 1993 г.). Членами   СНГ   считаются   те   государства,   которые   приняли   на   себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его утверждения Советом глав   государств.   Украина   и   Туркменистан   Устав   СНГ   не   подписали,   а Молдова   ратифицировала   27   июня   1994   г.,   поэтому   эти   три   страны   не являются   членами   СНГ.   Однако   в   соответствии   с   Уставом   СНГ   между государствами­участниками, учредителями СНГ нет правового различия.   государствами­членами   и   государствами­ Совет глав государств (СГГ) как высший орган Содружества обсуждает и решает любые принципиальные вопросы Содружества, связанные с общими интересами государств­участников, а также рассматривает любые вопросы в рамках заинтересованных государств. Совет глав правительств (СГП) координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов.   На   его   заседаниях   обсуждаются   важнейшие   вопросы экономического,   гуманитарного,   социального,   военного   сотрудничества 11 государств – участников, согласовываются проекты важнейших документов, которые вносятся на последующее рассмотрение Совета глав государств. Совет   министров   иностранных   дел   (СМИД) является   основным   обеспечивающим   сотрудничество   во исполнительным   органом, внешнеполитической деятельности государств­участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес, в период между заседаниями Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества. Совет   министров   обороны   (СМО) является   органом   Совета   глав государств   по   вопросам   военной   политики   и   военного   строительства государств­участников   Содружества.   Членами   СМО   являются   министры обороны   государств­участников   СНГ   (кроме   Молдовы,   Туркменистана   и Украины). 3.2 Значение рассматриваемой проблемы в истории России и мира Рассматривая картину современного геополитического моделирования мира,   достаточно   сложно   целостно   обозначить   в   нем   место   и роль Содружества Независимых Государств, поскольку речь, чаще всего, идет об отдельных   государствах   (Российской   Федерации,   Казахстане,   Беларуси и т. д.) или небольших группах государств, являющихся членами СНГ, а не об организации в целом. Причиной тому является недостаточная практическая эффективность деятельности данного объединения и его неопределенность в будущем. Вместе с тем организация продолжает функционировать и является полноправным   субъектом   международных   отношений,   имея   лидера   в   лице Российской   Федерации,   которая,   в свою   очередь,   является   важным «участником» современного процесса геополитического моделирования. 12 На данный момент организация переживает непростой период развития. Большинство государств СНГ подвержены активному внешнему воздействию США   и   Западной   Европы,   что   порождает   в Содружестве   состояние определенной политической двойственности: остаться в СНГ или же сменить вектор интересов в сторону Запада. Официально в СНГ на 2017 год входят 9 государств   и   2   находятся   в   статусе   стран,   не   подписавших   договор.   Это Туркменистан   и Украина,   которая   не   подписала   договор.   Скорее всего Украина даже формально скоро откажется от участия в содружестве.  На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами: 1. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую   входят   Армения,   Белоруссия,   Казахстан,   Киргизия,   Россия, Таджикистан; 2. Евразийское   экономическое   сообщество   (ЕврАзЭС)   — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан; 3. Шанхайская   организация   сотрудничества   (ШОС)   —   Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР; 4. Единое   экономическое   пространство   (ЕЭП)   —   Белоруссия, Казахстан, Россия.  Россия   объективно   продолжает   оставаться   ведущим   игроком   на пространстве СНГ, даже с учетом открытости постсоветского пространства для других государств. Таким   образом,   можно   сделать   вывод,   что   за   27   лет   существования организация смогла сохраниться и укрепить свои позиции на международной арене.   Хорошим   результатом   деятельности   Содружества   стало   то,   что   на территории СНГ удалось сохранить единое экономическое пространство. При этом  даже  те  государства,  которые   вышли  из  СНГ,  например, Грузия,  по­ прежнему остаются членами многих его договоров. И государствам выгодно работать на едином рынке СНГ, так как при снижении торговых барьеров 13 создаются   оптимальные   условия   для   развития   многостороннего сотрудничества.  Еще   одна   особенность   деятельности   СНГ   состоит   в   том,   что   она предполагает разноскоростную интеграцию. Это соответствует потребностям государств, и это тоже позволяет Содружеству сохраниться в будущем. Ведь далеко не все государства постсоветского пространства готовы вступить в ЕАЭС или ОДКБ. Заключение В   ходе   работы   над   проектом   удалось   рассмотреть   причины   и последствия распада СССР, образование СНГ и его роль в мире и истории России.   Поставленные   в   начале   работы   цель   и   задачи   были   достигнуты   в полной мере. Рассмотрев тему исследовательского проекта, можно сделать вывод о том,   что   распад   СССР   был   неизбежен,   так   как   проблемы,   которые существовали в стране требовали немедленного решения, а это можно было сделать,   полностью   изменив   систему   управления   в   стране.   Спустя   27   лет можно сказать, что Россия стала преемницей СССР, а СНГ как объединение государств, существует только для решения важных стратегических проблем. 14 В 1991 году с распадом Советского Союза ушла в прошлое проблема третьей   мировой   войны,   мир   стал   однополярен,   и   Россия   стала   на   путь формирования   рыночных   отношений.   Безусловно,   российскому   обществу было сложно переживать переходный этап, но мы видим результаты. Россия­ стратегически важный партнер, имеющий авторитет на международной арене. Список использованных источников и литературы Барсенков   А.   С.   Реформы   Горбачева   и   судьба   союзного 1. государства, 1985 – 1995 гг. Дисс. канд. истор. наук. М., 2001. — 237 с. 2. 3. Кара­Мурза С. Г. Крах СССР. М., 2013. — 21 с. Коэн С. «Вопрос вопросов»: Почему не стало Советского Союза? СПб., 2007. — 119 с. 4. Медведев Р. А. Советский Союз. Последние годы жизни. Конец Советской империи. М., 2010. — 156 с. 5. Методические рекомендации по оформлению исследовательского проекта   по   дисциплине   ОГСЭ.02   «История»   для   студентов   специальности 18.02.03   Химическая   технология   неорганических   веществ,   ­   Череповец: БПОУ ВО «ЧХТК», 2018 — 21 с. 15 6. Чернявский Станислав Иванович СНГ: от истории к будущему // Вестник МГИМО. — 2011. — №6. — 48 с. 7. Чешко С. В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. М., 1996. — 79 с. 16

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"

Исследовательская работа на тему "Распад СССР. Образование СНГ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2019