Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
математика
9 кл
19.11.2018
Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к симметрии. В архитектуре всех сооружений различных стран, построенных в разные эпохи, обязательно просматривается симметрия, поэтому данная тема остается актуальной и по сей день. Актуальность исследования видится еще и в том, что автор, рассматривая симметрию в архитектурных сооружениях, выходит далеко за пределы школьного курса геометрии.
Тема исследования помогает понять связь математики с окружающим миром. Исследовательскую работу можно использовать в школьной программе на уроках геометрии при изучении темы «Симметрия» и во внеурочной деятельности по математике.
симметрия.doc
«Симметрия в архитектуре»
Выполнила: Занорина Юлия Алексеевна
Ученица 9 класса Глазковского филиала
МБОУ Кочетовская СОШ
Мичуринского района Тамбовской области
Научный руководитель: Щекочихина Лариса Александровна
Учитель математики I категории Глазковского филиала
МБОУ Кочетовская СОШ
Мичуринского района Тамбовской области 2
СанктПетербург, 2015
Содержание
Стр.
Введение …………………………………….………………………......…..3
1. Немного о симметрии…..……………..…………………..…..............5
2. Симметрия – царица архитектурного совершенства..………………7
3. Методы организации пространственной формы……..……….........8
4. Архитектура и ее стили..…………………………...……...................9
5. Мой город……………………………….………...............................11
6. Мои идеи по усовершенствованию облика моего города .…….....13
7. Мое село………………………………….…….……………………..14
8. Дом моей мечты…………………………………………………........16
Выводы …………..…………………….……..……………….….............17
Заключение……..…………….…..………….....................……..............18
Список литературы ……...……………………..…………………….….19
Приложение 1. Рисунки.…........……………..….……........….…...........20
Приложение 2. Фото……………….…………..……………...…………22 3
"...быть прекрасным значит быть
симметричным и соразмерным"
Платон
Введение
Человеческое творчество во всех своих проявлениях тяготеет к
симметрии. На этот счёт хорошо высказался известный французский
архитектор Ле Корбюзье, в своей книге «Архитектура XX века» он писал:
«Человеку необходим порядок: без него все его действия теряют
согласованность, логическую взаимность. Чем совершеннее порядок, тем
спокойнее и увереннее чувствует себя человек».
Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками
пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство. Поэтому
проблема данного исследования носит актуальный характер и в
современных условиях. Предметом данного исследования является
симметрия как одна из математических основ законов красоты, взаимосвязи
науки математики с архитектурой.
Архитектура окружает человека на каждом шагу. Архитектура – это
строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые
дома, здания, площади и улицы, сады и парки. Во многих городах мы
встречаем древние кремли, церкви и соборы, дворцы и особняки, перед
которыми нам хочется остановиться и внимательнее их рассмотреть. Это
потому, что они волнуют наше воображение и чувства. Мы любуемся не
только своеобразной красотой этих сооружений, но и восхищаемся трудом и 4
умением строителей. Эти памятники архитектуры относятся к разным
эпохам. Они отличаются друг от друга по внешнему виду, но всех их
объединяет симметричность многих элементов.
Человек всегда использовал симметрию и пропорциональность в
архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным
зданиям симметрия придаёт гармоничность, законченность. Только следуя
законам геометрии, архитекторы могли создавать свои шедевры.
Числа, формулы, геометрические фигуры в математике, внешне
холодные и сухие, но полные внутренней красоты. "Можно ли с помощью
симметрии создать порядок, красоту и совершенство?" – этот вопрос я
поставила перед собой уже давно. Провести исследование и ответить на этот
вопрос и стало целью моей работы.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по разделу математики.
2. Выделить симметрию как математическую основу законов красоты в
архитектуре;
3. Изучить и выделить основные направления применения симметрии в
истории архитектуры разных стран;
4. Повести фотосъёмку зданий города Мичуринска и родного села.
Проанализировать рассмотренные постройки с точки зрения
5.
изученного понятия «симметрия».
6. Сделать выводы.
Формулируем гипотезу: если в архитектуре будет использоваться
симметрия, то построенная конструкция будет пропорциональной и
гармоничной. В ходе данного исследования, помимо описательного метода,
я применяла частично – поисковый и аналитический. Все методы
обеспечиваются обоснованностью исходных теоретических данных, с опорой 5
на некоторые доказательства. Теоретическая значимость результатов
исследования обусловлена анализом принципов и способов применения
Результаты исследования могут
законов симметрии в архитектуре.
заинтересовать учащихся и педагогов при изучении математики, истории,
биологии, изобразительного искусства, литературы, технологии и показать
взаимосвязь всех этих дисциплин с математикой
1. Немного о симметрии
Термин «симметрия» —
соразмерность, пропорциональность,
одинаковость в расположении частей по отношению к плоскости или
линии [9]. В геометрии выделяют три основных вида симметрии: это
центральная или же поворотная, переносная и зеркальная [1].
Симметрия в геометрии — свойство геометрических фигур. Две точки А
и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая
проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему. Каждая
точка прямой а считается симметричной самой себе. Фигура называется
симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры
симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой
фигуре. Прямая а называется осью симметрии фигуры. Но это только один из
видов симметрии, которую изучает математика, так называемая осевая
симметрия (Приложение 1, Рисунок 1).
В пространстве аналогом оси симметрии является плоскость симметрии.
Отображение пространства на себя относительно плоскости называют
зеркальной симметрией. Геометрическая фигура называется симметричной
относительно плоскости S, если для каждой точки E этой фигуры может быть
найдена точка E’ , так что отрезок EE’ перпендикулярен плоскости S и
делится этой плоскостью пополам (ЕА=АЕ). Плоскость S называется 6
плоскостью симметрии.
(Приложение 1, Рисунок 2). При этом,
симметричные фигуры, предметы и тела не равны друг другу в узком смысле
слова (например, левая перчатка не подходит для правой руки и наоборот).
Они называются зеркально равными.
Если плоская фигура ABCDE
симметрична
относительно
плоскости S (что возможно, если только плоская фигура перпендикулярна
эти
плоскости
S), то прямая KL, по
которой
плоскости пересекаются, является осью симметрии второго порядка
фигуры ABCDE. В этом случае фигура ABCDE называется зеркально
симметричной. (Приложение 1, Рисунок 3).
Геометрическая фигура (или тело) называется симметричной
относительно центра C, если для каждой точки А этой фигуры может быть
найдена точка E этой же фигуры, так что отрезок AE проходит через
центр C и делится
(AC = CE).
пополам
этой
точке
в
Точка C называется центром симметрии,
а вид симметрии называется
центральной симметрией.
Если плоская фигура ABCDEF имеет ось
симметрии второго порядка, перпендикулярную плоскости фигуры,
то
точка O, в которой пересекаются прямая MN и плоскость фигуры ABCDEF,
является центром симметрии. (Приложение 1, Рисунок 4).
Центром симметрии окружности является центр окружности, а центром
симметрии параллелограмма — точка пересечения его диагоналей. Прямая
также обладает центральной симметрией, однако, у прямой любая точка
является ее центром симметрии.
В случае поворотной симметрии переход частей в новое положение и
образование исходной фигуры происходит при повороте этой фигуры на
определённый угол вокруг точки, которая обычно называется центром
поворота. Например, пятиконечная звезда или куб. Куб при повороте вокруг 7
точки пересечения его диагоналей на угол 90 в плоскости, параллельной
любой грани, перейдет в себя. (Приложение 1, Рисунок 5).
Еще одним видом симметрии является переносная симметрия
(параллельный перенос). Этот вид симметрии состоит в том, что части целой
формы организованы таким образом, что каждая следующая повторяет
предыдущую и отстоит от нее на определенный интервал в определенном
направлении. Этот интервал называют шагом симметрии (Приложение 1,
Рисунок 6).
Учение о различных видах симметрии представляет большую и важную
ветвь геометрии, связанную со многими отраслями естествознания, техники и
искусства.
2. Симметрия – царица архитектурного совершенства
Слово «симметрия» имеет двойственное толкование. В одном смысле
симметричное означает нечто весьма пропорциональное, сбалансированное;
[7]. Второй смысл этого слова – равновесие [8]. Она относится к числу наиболее
сильных средств организации формы.
В архитектуре есть два основных типа симметрии: двусторонняя и
радиальная [11]. Простейший вид симметрии — двусторонняя (зеркальная),
симметрия левого и правого. На ортогональных чертежах – фасаде, плане,
разрезе – плоскость симметрии изображается линией – ее часто называют осью
симметрии. Однако собственно центральноосевая симметрия – это симметрия
относительно вертикальной оси, линии пересечения двух (или большего числа)
вертикальных плоскостей симметрии.
Наивысшей степенью симметрии
обладает шар, в центре которого пересекается бесконечное множество осей и
плоскостей симметрии, впрочем, шар или полная сфера используются в 8
архитектуре лишь в случаях исключительных. Это уже радиальная
симметрия.
Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента на оси
подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Каждая деталь
в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре,
расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рас
сматриваться лишь как часть целого [5]. Значение общего здесь снижает
действенность отдельных элементов.
Главной оси, объединяющей всю композицию, могут сопутствовать
подчиненные оси,
определяющие симметрию частей. Характерный пример
многоосевой симметрии — здание Главного адмиралтейства в Ленинграде
(Приложение 1, Рисунок 7).
Архитектурные сооружения, созданные человеком, в большей своей части
симметричны. Они приятны для глаза, их люди считают красивыми.
Симметрия воспринимается человеком как проявление закономерности, а
значит, внутреннего порядка. Внешне этот внутренний порядок
воспринимается как красота.
3. Методы организации пространственной формы.
В архитектуре – симметрия и асимметрия – два противоположных
метода закономерной организации пространственной формы [6]. Подчиненная
собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не исчерпывается
разрушением симметрии. Единство является целью построения асимметричной
системы так же, как и симметричной, однако достигается оно иным путем.
Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием.
Соподчиненность частей – основное средство объединения асимметричной
композиции. Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров,
расстановке силуэтных и пластических акцентов, но в направленности системы 9
пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение
которых не совпадает с геометрическим центром. Асимметричная композиция
может складываться из симметричных частей, связи между которыми не
подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие
природные формы — симметрии подчинены части, целое асимметрично [2].
Таким примером является Храм Василия Блаженного в Москве. Это
композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной
симметрией, в целом асимметрична (Приложение 2, Фото 1).
Дисимметрия – нарушенная, частично расстроенная симметрия.
Примером дисимметрии в архитектуре является Екатерининский дворец
в Царском селе под СанктПетербургом. Дворец является полностью
симметричным, если не принимать во внимание Дворцовую церковь
(Приложение 2, Фото 2).
Итак, в архитектурной композиции симметрия может использоваться
для организации форм и пространств двумя способами. Общая
организация сооружения может быть решена симметрично либо
ассиметрично, с нарушениями симметрии. Симметричной может быть лишь
часть сооружения, вокруг которой группируются асимметричные формы
и объёмы.
4. Архитектура и ее стили
Понятие симметрии проходит через всю многовековую историю
человеческого творчества. Греческие зодчие впервые в истории строительства
создали архитектурный ордер, то есть установили четкие правила
художественной обработки внешней формы конструкций, определили
порядок размещения деталей и их размеры [3]. Считалось, что две величины
являются соразмерными, если существует третья величина, на которую эти 10
две величины делятся без остатка [6]. Ещё в Древности греки строили
пирамиды строго симметрично. Те же развалины Парфенона на Акрополе
служат доказательством этого (Приложение 2, Фото3). Зеркальной симметрии
подчинены постройки Древнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры,
термы, базилики и триумфальные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса.
В архитектуре, как и в других видах искусства, существует
понятие стиля,
художественных средств и приёмов [4].
то есть исторически сложившейся совокупности
Симметрия в Средневековье
присутствовала в романском стиле (сооружения в форме креста)
(Приложение 2, Фото 4), в готике (конструкции имели прямоугольный или
крестообразный вид). Готические здания имеют характерную стрельчатую
форму. Фасады сооружений обладают зеркальной (осевой) симметрией
(Приложение 2, Фото 5).
Архитекторы Возрождения создали стиль – ренессанс, в котором
использовали наследие античного искусства, греческие архитектурные
ордеры. Правда, они применили их поновому, более свободно, с
отступлением от античных канонов, в других пропорциях и размерах, в
сочетании с другими архитектурными элементами. Здания в стиле ренессанс
были строгими по форме, с четкими прямыми линиями с сохранением
симметрии фасадов (Приложение 2, Фото 6).
Барокко, пришедший на смену ренессансу, отличается обилием
криволинейных форм. Грандиозные архитектурные ансамбли дворцов и вилл,
построенных в стиле барокко, поражают воображение обилием украшений на
фасадах и внутри зданий (Приложение 2, Фото 7).
Наиболее ясны и уравновешены здания с симметричной композицией
характерны для архитектуры эпохи классицизма. Все здания имеют четкие
прямолинейные формы и симметричные композиции. Мастера классицизма 11
сознательно заимствовали приёмы античности и ренессанса, применяли
ордеры с античными пропорциями и деталями [10].
Практически поворот на 180 градусов произошел при смене классицизма
модерном. Стиль модерн
построение архитектурных композиций (Приложение 2, Фото 8).
использует асимметрию – волнообразное
Кроме архитектурных стилей, возникших в истории европейской
культуры, существует множество других стилей. Например,
Русско
византийский стиль встречается в церковном строительстве. Ему присущи
небольшие храмы крестовокупольного типа (Приложение 2, Фото 9).
Украшения сооружений в античных традициях.
В настоящее время какихлибо стилей нет, каждый архитектор работает
в своей манере.
Таким образом,
архитектор,
используя объективные свойства
пропорционирования,
архитектурных форм,
масштабирования, используя тождество, нюанс, контраст и симметрию,
с помощью ритма,
создает целостную архитектурную композицию.
Прошли века, но роль симметрии не изменилась.
Симметрия
использовалась при создании культовых и бытовых сооружений с древних
времен. С тех пор и до наших дней симметрия в сознании человека стала
объективным признаком красоты. 12
5. Мой город
На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет. Все они
существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не
сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают
ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть чтото
от предшествующего и будущего стиля. Относя здание к определенному
архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная
характеристика, так как каждое произведение архитектуры посвоему
уникально и неповторимо.
Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать
главный, по нашему мнению признак. Ясно, что такая классификация всегда
будет приблизительной и неточной.
В ходе моего исследования возникли вопросы: симметрию применяли
лишь только при строительстве самых знаменитых архитектурных объектов?
Использовалась ли симметрия при строительстве города Мичуринска?
Мичуринск – один из немногих городов России, который сберег в своей
застройке и планировке характерные черты исторического города.
Прежде всего, привлекает внимание угловое четырехэтажное здание
улицы Коммунистической и Советской и здание кинотеатра «Октябрь».
Здания в этом стиле (стиле русского конструктивизма) в России – большая
редкость. Создавалось это направление специально под советские реалии, а
развитие получило на Западе. Интересно то, что в их архитектуре
применялась радиальная симметрия (Приложение 2, Фото 10).
Фасады домов, построенных в 60х
годах, имеют осевую
симметрию. Если встать в центре здания и слева от вас окажется то же
количество этажей, колонн, что и справа, значит здание симметрично. Если бы
можно было перегнуть его по центральной оси, то обе половинки дома 13
совпали бы при наложении. Мы можем провести ось симметрии через
середину дома и увидеть, что части дома симметричны относительно
этой прямой. Крыши таких домов также имеют ось симметрии, которую
можно наблюдать, построив равнобедренный треугольник и проведя в
нём прямую, проходящую через вершину треугольника (Приложение 2,
Фото 11).
Буквально в каждом архитектурном сооружении мне удалось найти
симметрия,
Часто встречается зеркальная
симметричные элементы.
примерами которой могут служить здания Медицинского училища,
Педагогического института, торговый дом Кожевникова.
Заслуживают внимания здания православных храмов города Мичуринска.
Например, Церковь Илиипророка, Церковь во имя иконы Божией Матери,
кафедральный собор – Боголюбский.
Рассмотрим эти храмы с
геометрической точки зрения. Центральные входы храмов зеркально
симметричны: их правые части точьвточь повторяют левые.
Рассматривая Боголюбскую церковь, я заметила, что основание этого
Храма выполнено в виде равноконечного креста с одинаковыми фасадами с
четырех сторон. Фасады подчинены точным законам осевой симметрии. Стиль
куполов всех храмов соответствует общему характеру зданий, выполненному
в руссковизантийском стиле: они вверху сужаются, и маленькие купола
симметричны относительно большого купола (Приложение 2, Фото 12). А
вот здание церкви Илиипророка яркий пример асимметрии. Данная
композиция складывается из симметричных частей, связи между которыми не
подчиняются закономерностям симметрии. Центральной симметрии подчинены
лишь части, а целое асимметрично (Приложение 2, Фото 14).
Фасады зданий современной постройки, в основном, выполнены в
классическом стиле. Они имеют четкие, прямолинейные формы и
симметричные композиции. Это и гостиницы, и аптеки, и здание налоговой 14
инспекции, дома культуры «Авангард» (Приложение 2, Фото 13). А здание
администрации города и района, комплекс построек центральной районной
больницы подтверждают красоту симметрии в правильно подобранных тонах
Местные жители разнообразят улицы города частными
кирпича.
домовладениями, используют в строительстве все виды симметрии – это и
колонны, и карнизы, и навесы. Как все это украшает город!
6.Мои идеи по усовершенствованию облика моего города.
Говорят, что реклама сегодня – это наша жизнь. Но реклама на зданиях
города… Иногда она подчеркивает красоту симметрии здания и оригинально
характеризует его деятельность. Например, архитектура магазинов, которую
реклама нисколько не уродует. Но чаще реклама закрывает оригинальность и
единственность сооружения, лишая улицы города красоты симметрии. Наш
город должен быть самым красивым. Я считаю, что реклама должна быть, но
не на зданиях города. Для этого необходимо использовать световые пилоны,
рекламные секции ограждений на улицах или баннеры на дорогах .
Улица Советская – одна из центральных улиц города. Поэтому она
требует ответственного отношения к себе. На данный момент здесь
совершенно не подчеркиваются декоративные детали зданий, малые
архитектурные зоны. Можно сделать следующее. Так как улица пешеходная
можно убрать тротуары, таким образом, расширив улицу. А вместо асфальта
сделать мощение разных цветов и фактур. Можно выбрать определенную
цветовую гамму или несколько вариантов цветового решения. Это очень
сложный вопрос, ведь нужно учитывать и то, как это будет выглядеть в
темное время суток и в разное время года. Правильное озеленение – еще одна
проблема. Можно выбрать те здания, которые необходимо закрыть деревьями.
А уникальные здания или отдельные элементы, наоборот, открыть, 15
подчеркнуть. И, при всем при этом, не забывать о волшебной красоте
симметричных форм.
Еще можно решить вопрос с кварталами, территория которых не
используется. Почему бы внутри кварталов вместо асфальтированных
площадок, лишних деревьев и свалок не сделать функциональные зоны?
Например, в районе Драматического театра – культурную зону. Главное, не
трогать существующую старинную застройку и помнить о волшебной силе
симметричных форм! Это касается не только данной улицы. Так можно
оформить всю центральную часть города.
7. Мое село.
В нашем селе тоже есть архитектурные сооружения, которые интересны с
точки зрения нашего исследования явления симметрии. В основном, это
постройки, выполненные в классическом стиле со строгими прямоугольными
формами и имеющие обычную осевую симметрию. Заслуживают внимания
здание моей школы и строящийся православный храм.
Здание Глазковской средней школы выполнено по законам многоосевой
симметрии. Башня и арка главного входа отвечают оси всей композиции. Оси
второго порядка, объединяющие крылья, выделены большими портиками. Осям
крыльев подчинены оси малых портиков. Симметричны и части, связывающие
крылья с центром, и ризалиты крыльев. Своей вертикальной оси подчинена и форма
наименьшей самостоятельной части композиции – фрагмента стены, включающего
оконные проемы двух этажей. Равные элементы здесь или сливаются в единство
ряда, или подчинены господству главного элемента. Благодаря этому равенство
частей ни в чем не нарушает целостности. На осях симметрии располагаются
именно проемы, а не колонны или простенки (т. е. количество колонн в портиках
является четным, а количество проемов – нечетным). В противном случае входы
пришлось бы расположить по сторонам простенка, занимающего ось симметрии и 16
возникла бы «двойственность» системы, ослабляющая единство целого.
Стремление избежать этого определяет неизменность четного числа опор в
колоннадах и портиках классической архитектуры.
В целом,
архитектура здания школы определена единой
закономерностью,
что обеспечивает восприятие
целостности и представление о порядке. Главное достоинство здания нашей
симметричностью,
школы – необычайной красоты фасад (Приложение 2, Фото 15).
Строящийся православный храм в селе Глазок отвечает, на мой взгляд,
особенностям новгородской архитектуры, так как явно выражены
кубовидность, пятиглавие, луковичные главы, трехлопастное завершение
фасада и украшение барабанов рядами арочек.
Церковь сравнительно небольшая по размерам, состоит из собственно
церкви, под нижним четвериком которой поставлен восьмигранник,
небольшой одноэтажной трапезной и пристроенной к ней трехъярусной
колокольни. Колокольня приятна по своим пропорциям, богато и
разнообразно украшена. С западной стороны примыкает шатровая колокольня
с тремя рядами слухов. Колокольня состоит из большого четырехугольного
основания, разделенного внутри сводами на два этажа. Однако наличие
полукруглой аспиды расстраивает симметрию здания. Можно сделать вывод,
что перед нами пример отклонения от чистой симметрии. То есть это
асимметрия, нарочито несимметричное построение (Приложение 2, Фото 16).
Это композиция, в которой главный элемент расположен на оси и
подчеркивает его значимость, усиливая соподчиненность частей. Зрительное
восприятие симметрии в целом достигается выявлением плоскостей или осей
симметрии. На них поставлены акценты — особо значимые элементы (купола,
шатер, парадный вход). 17
8. Дом моей мечты.
Анализируя некоторые архитектурные сооружения, и сравнивая
геометрические формы, входящие в их конструкции, можно заметить, что,
несмотря на похожесть зданий, в архитектуре каждого есть такие
геометрические формы, которые делают их различными.
Работая над данным проектом, я задалась вопросом: «Каким бы я хотела
видеть дом своей мечты?». Ну, прежде всего, дом моей мечты должен быть
необычным, выделяться своей архитектурой, как бы выпадая из контекста
окружающей застройки, говоря "Посмотрите на меня!". Я постаралась
изобразить свои фантазии на бумаге, и в результате получилось ярко
выраженное авангардное здание (Приложение 2 Фото 17). Все составляющие
элементы архитектуры компонуются с помощью изгибов взятой за основу
призматической формы. Некоторые их части существуют внутри этой формы,
другие явно принадлежат улице, не покидая при этом зоны интерьера. 18
Однако, ось, диктующая направление движения, имеет достаточно сильное
зрительное завершение. Заметим, что мощность завершений определяется здесь
не физической протяженностью осей, а их смысловой значимостью.
Я очень люблю свет. Поэтому большая часть дома у меня будет
выполнена в архитектурном стиле “Хай Тек”, где вся конструкция открыта
для обозрения и можно видеть геометрию линий, которые идут параллельно
или пересекаются, образуя ажурное пространство сооружения. Внешнее и
внутреннее пространство дома будут объединены благодаря масштабным
окнам и сложной геометрии элементов в конструкции с самостоятельными
осями симметрии. Кроме того, стеклянные фасады создадут эффект
зависания массивных балок в воздухе. Поэтому, находясь в гостиной, внутри
здания, мы в то же время окажемся, как бы погружены в цветущий сад,
который будет вокруг моего дома. Все внутреннее пространство хорошо
освещено, а удобные лестницы позволяют комфортно перемещаться. Думаю,
что в таком доме будет уютно и комфортно не только мне, но и моей семье!
Выводы
История архитектуры полна всеми видами симметричных
преобразований, основными из которых являются отражение, поворот и
перенос. Чуть реже используется сферическая симметрия. Немалую роль
симметрия играет в архитектурной композиции — закономерное
расположение частей формы относительно друг друга. Сама функция
постройки часто диктует симметричность или асимметричность построения.
Чистых стилей в архитектуре практически нет. Все они существуют
одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются
механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не
исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть чтото от
предшествующего и будущего стиля. Относя здание к определенному 19
архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная
характеристика, так как каждое произведение архитектуры посвоему
уникально и неповторимо.
В архитектуре всех сооружений различных стран, построенных в
разные эпохи, обязательно просматривается симметрия. Памятники
образцы
архитектуры,
получившие широкую
известность
как
пропорциональности и гармонии, буквально пронизаны математикой,
численными расчетами и геометрией.
В результате проведенной исследовательской работы, я сделала вывод, о
том, что принцип симметрии играет важную роль в архитектуре. Однако, в
каждом здании присутствуют отклонения от симметрии, необходимые
для эксплуатации зданий. Абсолютной симметрии добиться очень сложно.
Но законы симметрии никогда не нарушаются. Они трансформируются из
одной формы в другую. Моя гипотеза о том, что, применение в архитектуре
симметрии придает
любому сооружению пропорциональность и
гармоничность, нашла свое подтверждение. Выполнив эту работу, я узнала
много нового и интересного.
Я считаю, что как бы ни развивалась в дальнейшем архитектура, в
ней всегда будут преобладать элементы симметрии.
Заключение
Мое исследование показало, что проблема исследования симметрии в
архитектуре была насущной всегда. При рассмотрении симметрии в
архитектуре меня заинтересовала геометрическая симметрия – симметрия
формы как соразмерность частей целого. Оказывается, симметричные формы
могут производить впечатление волевой организованности, величественности. Но
вместе с тем симметрия сковывает, жестко регламентирует не только здание, но и
самого пользующегося им человека. Симметрия воспринимается человеком 20
как проявление закономерности, а значит внутреннего порядка. Внешне этот
внутренний порядок воспринимается как красота.
Соблюдение симметрии является первым правилом архитектора при
проектировании любого сооружения. Математика предлагает архитектору
ряд, если так можно назвать, общих правил организации частей в целое,
которые помогают расположить части в пространстве, так, что в них
проявлялся порядок.
Исследования показали, что все виды симметрии используются при
проектировании и конструировании архитектурных сооружений и
оформлении фасадов зданий.
Я считаю, что как бы ни развивалось в дальнейшем искусство, элементы
симметрии в нем все же будут преобладать.
Симметричные объекты обладают высокой степенью целесообразности,
ведь симметричные предметы обладают большей устойчивостью и равной
функциональностью в разных направлениях. Все это привело человека к
мысли: для того чтобы сооружение было красивым, оно должно быть
симметричным.
И завершая этот разговор, мы можем констатировать, что красота есть
единство симметрии.
Список литературы
1. Атанасян Л.С. Геометрия 79, 1011. – М.: «Просвещение», 2009
2. Бурмистрова Л.Л. Я познаю мир. Энциклопедия. ООО «Издательство
Астрель», 2006
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание. 21
4. Что такое? Кто такой? Том 1,2. Издательство «Педагогика», 1990.
5. Франсис Д.К. Чинь. Архитектура. Форма,
пространство,
композиция.
6. Я познаю мир: Детская энциклопедия. – Архитектура, М., 1990
7. http ://www.elohovo.narod.ru.
8. http ://www.ru.wikipedia.org.
9. http ://www.histsinghts.ru
10.http://schools.techno.ru/sch758/2003/geomet/new!!/prav.html
11.http://architecturesss.blogspot.ru/2010/12/blogpost_14.html
Приложение 1. Рисунки. 22
Рисунок 1. Осевая симметрия
Рисунок 2. Зеркальная симметрия
Рисунок 3. Зеркальноосевая
Рисунок 4. Центральная симметрия
Рисунок 5. Поворотная симметрия
Рисунок 6. Переносная симметрия
Рисунок 7. Многоосевая симметрия 23
Приложение 2. Фото
Фото1. Храм Василия
Блаженного (асимметрия)
Фото 2. Екатерининский дворец
(дисимметрия)
Фото 3. Парфенон
Фото 4.
Романский стиль
Фото 5. Готические
сооружения
Фото 6.
Стиль Ренессанс
Фото 7.
Стиль Барокко
Фото 8.
Стиль Модерн 24
Фото 9. Руссковизантийский стиль
Фото 10. Радиальная симметрия
Фото 11. Осевая симметрия
Фото 12. Зеркальная симметрия
Фото 13. Классический стиль
Фото 14. Асимметрия
Фото 15. Здание Глазковской школы (многоосевая симметрия)
Фото 16. Глазковский храм
Фото 17. Дом моей мечты
(асимметрия)
(асимметрия)
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Исследовательская работа на тему "Симметрия в архитектуре"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.