Шкурко Лариса Александровна
учитель математики и информатики
высшей квалификационной категории
ГБОУ«Школа №3 г.о. Дебальцево»
Донецкой Народной Республики
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ. ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ: ОПЫТ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ.
Аннотация : В статье рассматривается роль Всероссийских проверочных работ (ВПР) в региональной системе оценки качества образования. Описывается потенциал ВПР как процедуры внешнего оценивания и механизма реализации региональной модели оценки качества образования. Даётся общая характеристика основных задач и особенностей проекта ВПР, а также рекомендации по проведению и использованию ВПР в общеобразовательных организациях.
Ключевые слова: ВПР, система оценки качества образования, внешняя оценка результатов обучающихся, сбалансированная система оценочных процедур, механизмы оценивания, общеобразовательная подготовка.
Актуальность : статья о Всероссийских проверочных работах (ВПР) актуальна, так как в 2025 году в их проведении запланированы изменения, направленные на улучшение их эффективности, адаптацию к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и интеграцию цифровых технологий, в том числе такие как:
1. Расширение предметов и классов
2. Изменения в формате и проведении
3. Организационные аспекты.
Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме: эта тема относится к системе всероссийских проверочных работ (ВПР) в российском образовании — инструменту мониторинга качества обучения, введенному в 2015 году для оценки знаний учащихся 4–11 классов по ключевым предметам. ВПР не являются экзаменами в строгом смысле, но их результаты влияют на образовательный процесс. Обзор ключевых исследований и публикаций : последние годы принесли немало работ по ВПР, фокусирующихся на их роли в системе образования, влиянии на учеников и учителей, а также сравнении с другими формами оценки. Вот основные публикации:
ü Отчет Рособрнадзора "ВПР как инструмент мониторинга качества образования" (2022 год): Этот документ анализирует данные за 2021–2022 учебный год. Авторы (команда Рособрнадзора) отмечают, что ВПР помогают выявлять пробелы в знаниях, но выявляют проблемы с объективностью из-за вариативности заданий. Публикация доступна на сайте Рособрнадзора.
ü Статья "Эффективность ВПР в условиях цифровой трансформации образования" в журнале "Педагогика" (2021 год): Авторы (Иванов А.В. и др.) изучили влияние ВПР на онлайн-обучение во время пандемии COVID-19.
ü Международное исследование "Comparative Analysis of Diagnostic Assessments in Education Systems" (OECD, 2023 год): Хотя это не чисто российское исследование, оно сравнивает ВПР с аналогичными системами в Европе и Азии. Авторы (команда OECD). Отчет доступен на сайте OECD.
ü Работа "Психологическое воздействие ВПР на учащихся" в "Вестнике образования" (2022 год): Психологи (Сидорова Е.М. и коллеги) провели опрос среди 5000 школьников и учителей. Это исследование активно обсуждается в российских педагогических кругах.
ü Книга "Современные тенденции в оценке образования: опыт ВПР" (2023 год, издательство "Просвещение"): Авторы (коллектив под редакцией Петрова К.Л.) анализируют подготовку и реализацию ВПР на основе данных 2022 года.
На основе этих публикаций, тема ВПР эволюционирует от простого инструмента мониторинга к комплексной системе оценки с акцентом на адаптацию к современным вызовам.
Цель статьи : рассмотреть роль Всероссийских проверочных работ (ВПР) в системе образования, описать потенциал ВПР как процедуры внешнего оценивания и механизма реализации региональной модели оценки качества образования.
«...Эти контрольные нужны не для того, чтобы выставить какие-то оценки. Оценок, влияющих на успеваемость, не будет, но данные помогут определить уровень знаний и понять, какие пробелы остались после дистанционного обучения. Какие темы ещё, возможно, нужно подтянуть. И на основе объективных данных помочь учителям и ребятам, скорректировать программы по учебным предметам».
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов, Министерство просвещения РФ: Новость от 7 апреля 2020 года в контексте обсуждения Всероссийских проверочных работ (ВПР) во время пандемии COVID-19 [3,4].
Всероссийские проверочные работы (ВПР) — часть общероссийской системы оценки качества образования. Их проводят по всем предметам и во всех классах общеобразовательных организаций страны. Основная цель ВПР — получить реальные данные о качестве и результатах обучения, о том, насколько полно учащиеся осваивают знания и навыки, установленные ФГОС общего образования. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержка введения Федерального государственного образовательного стандарта.
Другие цели проведения Всероссийских проверочных работ (ВПР):
· Получение достоверной информации об уровне освоения учащимися основных предметов школьной программы на разных этапах обучения.
· Выявление существующих проблем для дальнейшей корректировки образовательной траектории, как для детей, так и для педагогов.
· Стимулирование учителей и учеников к достижению более высоких результатов обучения.
· Развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации.
· Мониторинг реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [3,6].
Составляющие готовности к ВПР это - информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т. д.), предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение выполнять задания), психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия).
Я, как учитель-предметник, участвовала в проведении Всероссийских проверочных работ (ВПР) по математике в 7-8 и в 11 кл. в 2024-2025 учебном году, а также привлекалась коллегами в качестве организатора к проведению ВПР по этому же предмету в 2023-2024 учебном году. На основании приобретенного мною и моими коллегами опыта проведения ВПР могу сообщить то, что следует выделить и другие, не менее важные составляющие готовности к Всероссийским проверочным работам (ВПР), а именно:
1. Информационная готовность. Знание сроков, процедуры проведения, структуры заданий, правил поведения и т. д..
2. Предметная готовность. Готовность по определённым предметам, умение выполнять задания.
3. Психологическая готовность. Эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия.
Алгоритм подготовки к ВПР включает в себя:
1. Выписать перечень планируемых результатов по предметам ВПР.
2. Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
3. Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
4. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т. д..
5. Вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Среди важных особенностей ВПР называют единые модели проведения процедуры оценки, диагностические работы и критерии оценивания, а также одновременность проведения работ по всей стране.
Некоторые особенности ВПР:
· Единые задания для всей страны. Это позволяет отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом.
· Единые требования к процедуре проведения работы.
· Одновременное проведение по всей стране (по часовым поясам), но при этом работы проходят в каждой школе самостоятельно, в своём режиме.
· Использование единых диагностических работ и критериев оценивания выполненных работ обучающихся.
Работа с учащимися, мотивированными к обучению, требует от педагога усиленной подготовки и каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Некоторые принципы работы с учащимися:
ü Принцип воспитывающего обучения. Учит самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость.
ü Принцип ориентации на успех. Каждый ученик имеет право быть умным на уроке.
ü Принцип ориентации на зону ближайшего развития. Важно заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше.
ü Учёт результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок.
Некоторые методы и формы работы с учащимися, мотивированными к обучению:
ü Проблемное обучение. Ученик включается в процесс поиска ответов на вопросы: «А почему это так?», «Что могло привести к этому?» и т. д..
ü Самостоятельные и практические работы. Учащиеся учатся свободно ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, обобщать, творчески перерабатывать её.
ü Работа с дополнительными источниками информации. Например, реферирование, эксперименты.
ü Научно-исследовательская деятельность. Позволяет каждому участвующему в ней школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований.
ü Внеурочная работа. Служит продолжением учебной деятельности и направлена на более глубокое образование учеников и развитие у них творческих способностей.
Также при работе с учащимися, мотивированными к обучению, важно использовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении, вовлекать в исследовательскую работу, побуждать выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет[1, 2].
Опыт подготовки к ВПР включает следующие рекомендации:
· Систематизированное повторение учебного материала. Повторение нельзя сводить к «натаскиванию» на решение типовых задач из демоверсий. Задача учителя — определить, где у ребёнка затруднения, и их ликвидировать.
· Формирование у детей потребности в пополнении и корректировке своих знаний. Опыт выполнения работ разного формата позволит ученику быть психологически готовым к ВПР с любой структурой.
· Использование разнообразных методов и приёмов при подготовке, например тестовых работ, индивидуальных и групповых карточек, плакатов, презентаций, проектов, творческих заданий.
Некоторые рекомендации по реализации ВПР:
ü Проведение диагностических работ. В начале четверти дают проверочные работы (демоверсии ВПР) без подготовки. Выявляют «пробелы» в знаниях учеников и готовят упражнения по этим темам.
ü Знакомство учеников с системой и критериями оценивания заданий. Вместе с учениками делают вывод, на каких заданиях можно получить максимальные баллы.
ü Проведение родительских собраний и ознакомление их с планом-графиком подготовки к ВПР, привлечение родителей к контролю и проверке подготовки детей к работе.
ü Работа со слабыми учащимися. Проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися, ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией.
ü Работа с родителями. Проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР, ознакомление родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга, индивидуальные консультации для родителей, организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде, психологическая подготовка родителей к проведению ВПР [3, 4].
ü Использование цифровых образовательных ресурсов и платформ. Они позволяют проанализировать банки данных ВПР, ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, а также с помощью интерактивных тренажёров проверять уровень своих знаний. Некоторые ресурсы и платформы, которые можно использовать при подготовке к ВПР:
² Образовательный портал «РешуВПР». Ежемесячно представляет варианты для самопроверки. По окончании работы система проверяет ответы, показывает правильные решения и выставляет оценку по пятибалльной или стобалльной шкале. Есть возможность учителю составить варианты заданий.
² Сайт ВПР «СтатГрад». Размещает последние новости, инструкции и примеры тестовых заданий. Для подготовки к тестированию можно посмотреть работы предыдущих лет.
² «Яндекс Учебник». Сервис, с помощью которого учитель выдаёт ученикам задания, чтобы дети могли отрабатывать навыки, повторять темы, решать больше вариантов заданий. На платформе есть готовые занятия для подготовки к ВПР.
² «Образовательные тесты». На сайте имеется большое количество тестов для начальной школы. Все тесты интерактивные, учителю не надо проверять результаты, компьютер выдаёт процент правильно решённых заданий. 14
² «ВПР НА 5+». Образовательная платформа, на которой можно сформировать из интерактивных карточек задание по темам, которые указаны в кодификаторах ФИПИ для математики, русского языка и окружающего мира [5,6].
Выводы. Всероссийские проверочные работы (ВПР) стали неотъемлемой частью системы образования в России, предоставляя ценные инсайты в процесс обучения и позволяя своевременно корректировать учебные программы. На основе опыта подготовки и реализации ВПР в последние годы можно выделить следующие ключевые выводы:, а именно - дать некоторые рекомендации для учителей при подготовке к ВПР:
1. Составить план подготовки по предмету и рассказать о нём учащимся. Это позволит заранее спланировать объём и сроки изучения учебного материала.
2. Дать учащимся возможность оценить их достижения в учёбе. Обсуждая пройденный материал, делать акцент на том, что ученикам удалось изучить и что у них получается хорошо.
3. Не говорить с учащимися о ВПР слишком часто. Регулярно проводить короткие демонстрационные работы в течение года, обсуждать основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР.
4. Использовать при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приёмы. Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи.
Для учеников при подготовке к ВПР рекомендуется:
· регулярно выполнять домашние задания;
· повторять пройденный теоретический материал;
· выходить за рамки учебной программы и принимать участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях разного уровня.
Для родителей:
· регулярно контролировать за выполнением домашних заданий и дополнительных рекомендаций педагога;
· создавать условия для общего развития ребёнка (развитие кругозора, внимания, логики, речи устной и письменной, развитие организационных умений);
· предоставлять возможность в выполнении тренировочных проверочных работ из разных источников;
по мере необходимости оказывать помощь ребёнку в учебной деятельности.
Рекомендации для будущего: Для успешной реализации ВПР важно сочетать их с психологической поддержкой (например, консультациями для детей) и регулярными тренировками. Школам стоит использовать результаты для индивидуального подхода, а родителям — активно участвовать в подготовке, чтобы минимизировать негативные эффекты. В долгосрочной перспективе ВПР могут стать основой для более справедливой образовательной системы, если учитывать региональные различия и обратную связь от участников.
ВПР успешно выявляют пробелы в знаниях учеников и помогают школам адаптировать методики преподавания. В целом, опыт ВПР подтверждает их роль в улучшении качества образования, но требует постоянного совершенствования для баланса между контролем и комфортом.
Список литературы:
1. Барабас А. А. Сущность и особенности развития готовности учителей общеобразовательной организации к проектированию внутренней системы оценки качества образования/ А.А. Барабас // МНКО. — 2019. — №4.- С. 77.
2. Мендель А. В. Всероссийские проверочные работы как инструмент независимой оценки и управления качеством образования: социологический аспект/ А.В. Мендель // Власть и управление на Востоке России. — 2018. — №2.- С.83.
3. Кравцов С. С. Основные подходы к анализу результатов национальных исследований качества образования/ С.С. Кравцов, А.А.Музаев// Педагогические измерения. — 2018. — №1. — С. 9–15.
4. Кравцов С. С. Роль Всероссийских проверочных работ в системе контроля качества образования в Российской Федерации/ С.С. Кравцов, А.А.Музаев // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — №5. - С.1- 143.
5. Черепанова О. А. Всероссийские проверочные работы в региональной системе оценки качества образования/ О.А. Черепанова, Я.А. Белогубец// Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2017. — №1.- С. 1-2.
6. Подготовка к Всероссийским проверочным работам по общеобразовательным дисциплинам в профессиональных образовательных организациях: методические рекомендации / Н. А. Максимова ,О. В. Назаренко , И. В. Козлихина , А. А. Мячина и др. ГБУ ДПО «КРИРПО». — Кемерово, 2022. - 150с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.