Исследовательская работа на уроках АЯ

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 20.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим претерпевает значительные изменения и система преподавания школьных предметов. Российские школьники, имея подчас хорошие теоретические знания предметов, не умеют применять их на практике в жизненных ситуациях Это является серьёзной образовательной проблемой, так как сводит на нет ценность самого процесса обучения в школе. В современном стремительно меняющемся мире школа отходит от традиционного подхода к обучению как системе усвоения определённой суммы знаний по отдельным предметам. Согласно национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни» Главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации является, на мой взгляд, полноценная познавательная деятельность.
Иконка файла материала конспект.docx
Исследовательская деятельность на уроках английского языка   В настоящее  время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим   претерпевает   значительные   изменения   и   система   преподавания   школьных предметов.   Российские   школьники,   имея   подчас   хорошие   теоретические   знания предметов, не  умеют  применять  их  на  практике  в  жизненных ситуациях [3]. Это является   серьёзной   образовательной   проблемой,   так   как   сводит   на   нет   ценность самого процесса обучения в школе. В современном стремительно меняющемся мире школа   отходит   от   традиционного   подхода   к   обучению   как   системе   усвоения определённой   суммы   знаний   по   отдельным   предметам.   Согласно   национальной образовательной   инициативы   «Наша   новая   школа»     важнейшими   качествами личности  становятся  инициативность,  способность  творчески  мыслить  и  находить нестандартные   решения,   умение   выбирать   профессиональный   путь,   готовность обучаться в течение всей жизни» [4]. Главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном   потоке   информации   является,   на   мой   взгляд,   полноценная познавательная   деятельность. Вопросы формирования познавательной активности школьников   относятся   к   числу   наиболее   актуальных   проблем   современной педагогической   науки   и   практики.   Переломным   по   значению   стало   исследование М.Н. Кашина середины 1950­х годов, в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения.   Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе и формировании устойчивого интереса к учению, так как интерес – это   форма   проявления   познавательных   потребностей,   обеспечивающая направленность   личности   на   осознание   целей   деятельности   и   тем   самым способствующая   ознакомлению   с   новыми   фактами,   более   глубокому   и   полному отражению   действительности   [5].   Большой   вклад     в   изучение   и   развитие познавательных процессов внесли и такие учёные, как А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Реализация   принципа   активности   в   сложившихся   условиях   приобретает   огромное   значение.   По   моему   мнению,   развитие   познавательной   активности обучающихся возможно через организацию исследовательской деятельности, которая делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Ведь если перед учеником встаёт проблема, она обязательно рождает   любознательность,   и   у   ребёнка   при   этом   возникает   потребность   в осуществлении     непосредственно   исследовательской   деятельности,   где   возникает познавательный   интерес,   ведущий   к   развитию   познавательной   активности   [2]. Школьники   приобщаются   к   миру   науки,   приобретают   навыки   исследовательской работы,   активно   применяют   новые   информационные   технологии,   учатся   сами планировать свою деятельность, что очень актуально в условиях современной жизни. Всё   это   заставляет   обратить   особое   внимание   на   формирование   у   обучающихся исследовательских личностных навыков, в том числе и  на уроках английского языка.Основными   формами   организации  исследовательской   деятельности  в   процессе обучения   английскому   языку   являются  метод   проектов,  кейс­технологии  и лабораторные работы [6]. К числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка относится кейс­метод. История кейс­метода начинается с 17 века. В то время теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их, обучая своих студентов. Использование данной   технологии   при   обучении   английскому   языку   началось   недавно.     Метод кейсов (от  английского  Case  method,  метод конкретных ситуаций) – это  техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Суть его состоит в том, что детям   предлагаются   конкретные   ситуации,   которые   обсуждаются   на   занятиях   и служат   основой   дальнейшей   исследовательской   деятельности.   Учебный   материал подаётся в виде проблем, а знания приобретаются в результате активной творческой работы [1]. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.  Считаю целесообразным использование кейс­метода   на старшей ступени обучения английскому   языку,     когда   у   обучающихся   уже   сформированы   навыки самостоятельной   работы.   Применяю   данный   метод   при   обучении   школьников грамматической     и   лексической     стороне   речи,   а   также   при   работе   с   текстами. Методически оправданным является использование кейс­метода на начальной стадии работы с текстами. Умение читать и понимать литературу не приходит само собой, ему   нужно   научить.   Для   этого   стараюсь   использовать   тексты,   чтение   которых вызывало бы у детей интерес, повышая уровень познавательной активности.  Ученики   выполняют   упражнения   по   тексту,   используя   весь   учебно­методический материал, который находится в кейсе:  тексты, схемы, таблицы, список необходимой литературы, а также подробное описание лексико­грамматического анализа текста и систему   упражнений,   которые   способствуют     развитию   умения   правильного понимания и перевода текста. Работа над общим текстом помогает более детально раскрыть   особенности   грамматического   строя   и   словарного   запаса   английского языка,   его   морфологии,   позволяет   уделить   особое   внимание   развитию   умений   и навыков   перевода   текста.   На   данном   этапе   работы   предлагаю   детям   следующие задания: выписать из текста слова с суффиксами существительных, прилагательных, наречий,   подобрать существительные к прилагательным, перевести на английский язык   определённые   слова   и   словосочетания,   подобрать   синонимы   к   словам, подобрать антонимы к словам, найти в тексте слова с префиксами, придающими слову противоположное значение, найти в тексте прилагательные в положительной, сравнительной   и   превосходной   степени.     На   втором   этапе   кейс­метода   провожу работу в микрогруппах: участники обмениваются мнениями и приходят к общему решению, выполняя определённые задания, например, отвечая на вопросы. Стараюсь проследить за работой каждого ученика, ведь внесение своей частицы труда в работу группы   объединяет   учеников.   На   третьем   этапе   представители   от   каждой микрогруппы докладывают результаты своей работы (ответы на вопросы, краткое изложение   текста   на   английском   языке),   учатся   защищать   свои   ответы   и анализировать   результаты   работы   других   участников.   На   завершающем   этапе   мы подводим   итоги   работы   микрогрупп.   Отличной   оценки   заслуживает   та   группа, 2которая выполнила задание в максимально короткий срок, не допустив при этом смысловых ошибок.  После завершения работы с текстом  проводим анализ основных ошибок, искажающих смысл текста, с целью избежания их в дальнейшем. Работа   с   текстом   предполагает   не   только   его   перевод,   но   и   прогнозирование определённых способов действий героев. В этом случае   я предлагаю ребятам для анализа   отрывок   из   произведения   художественной   литературы,   в   котором прослеживается ярко выраженная проблемная ситуация, требующая неоднозначного решения.   Такие   задания   оказывают   существенное   влияние   на   развитие познавательной   активности   школьников,   поскольку   каждый   из   них   имеет возможность   самостоятельно   выявить   наиболее   характерные   черты   в   поведении действующих   лиц,   проанализировать   несколько   подобных   ситуаций   и сформулировать свой вариант дальнейшего течения событий.  Затем учащиеся имеют возможность сравнить сделанные ими прогнозы с решением, предложенным автором произведения, анализируют ошибки и делают выводы. Кейс­метод целесообразно использовать  при анализе видеофрагмента или подборки иллюстраций   к   произведениям   художественной   литературы,     когда   обучающимся предстоит сначала выявить проблему, а уже потом искать пути её решения. Можно предложить в качестве проблемной ситуации следующую: на иллюстрации изображён мужчина,   стоящий   в   растерянности     на   перроне   железнодорожного   вокзала. Учащимся предлагается ответить на вопрос   “What’s  the  matter?”(Что случилось?). После обсуждения в группах они предлагают варианты: “He has missed the train”(Он опоздал на поезд), “He  hasn’t  find  his  relatives” (Он не обнаружил родственников), “He  doesn’t  speak  English”   (Он   не   говорит   по­английски).   Далее   ребятам предлагается   следующая   иллюстрация,   на   которой   незнакомец   пытается   купить русско­английский словарь в магазине. Дети делают соответствующие выводы (“He doesn’t speak English”)  и находят пути решения проблемы: составление диалогов  в группах   для   данной   ситуации.   Результатом   служит   прослушивание   и   обсуждение всех диалогов, анализ допущенных ошибок и оценивание. Таким образом, кейс­метод выступает специфическим практическим методом организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования и мотивации учебного процесса, а также методом контроля и самоконтроля. Будучи интерактивным методом обучения, он завоёвывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций способствует взрослению учащихся, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учёбе. 1. Брыкова,   О.В.   Проектная   деятельность   в   учебном   процессе.   М.:   Чистые Источники информации. пруды, 2006. 2. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1997. 3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».                     http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php  4. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990. 35. Щукин,   А.Н.   Современные   интенсивные   методы   и   технологии   обучения иностранным языкам/ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 180с. 4