В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с этим претерпевает значительные изменения и система преподавания школьных предметов. Российские школьники, имея подчас хорошие теоретические знания предметов, не умеют применять их на практике в жизненных ситуациях Это является серьёзной образовательной проблемой, так как сводит на нет ценность самого процесса обучения в школе. В современном стремительно меняющемся мире школа отходит от традиционного подхода к обучению как системе усвоения определённой суммы знаний по отдельным предметам. Согласно национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни»
Главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации является, на мой взгляд, полноценная познавательная деятельность.
Исследовательская деятельность на уроках английского языка
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В связи с
этим претерпевает значительные изменения и система преподавания школьных
предметов. Российские школьники, имея подчас хорошие теоретические знания
предметов, не умеют применять их на практике в жизненных ситуациях [3]. Это
является серьёзной образовательной проблемой, так как сводит на нет ценность
самого процесса обучения в школе. В современном стремительно меняющемся мире
школа отходит от традиционного подхода к обучению как системе усвоения
определённой суммы знаний по отдельным предметам. Согласно национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа»
важнейшими качествами
личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить
нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни» [4].
Главным условием развития у школьников инициативы, активной жизненной позиции,
находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в
стремительном потоке информации является, на мой взгляд, полноценная
познавательная деятельность. Вопросы формирования познавательной активности
школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной
педагогической науки и практики. Переломным по значению стало исследование
М.Н. Кашина середины 1950х годов, в котором автор выступил с критикой в адрес
традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в
учебной работе и формировании устойчивого интереса к учению, так как интерес –
это форма проявления познавательных потребностей,
обеспечивающая
направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым
способствующая ознакомлению с новыми фактами, более глубокому и полному
отражению действительности [5]. Большой вклад
в изучение и развитие
познавательных процессов внесли и такие учёные, как А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л.
Рубинштейн и др.
Реализация принципа активности в сложившихся условиях приобретает
огромное значение. По моему мнению, развитие познавательной активности
обучающихся возможно через организацию исследовательской деятельности, которая
делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями
готовой информации. Ведь если перед учеником встаёт проблема, она обязательно
рождает любознательность, и у ребёнка при этом возникает потребность в
осуществлении непосредственно исследовательской деятельности, где возникает
познавательный интерес, ведущий к развитию познавательной активности [2].
Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской
работы, активно применяют новые информационные технологии, учатся сами
планировать свою деятельность, что очень актуально в условиях современной жизни.
Всё это заставляет обратить особое внимание на формирование у обучающихся
исследовательских личностных навыков, в том числе и на уроках английского языка.Основными формами организации исследовательской деятельности в процессе
обучения английскому языку являются метод проектов,
кейстехнологии и
лабораторные работы [6].
К числу наиболее эффективных методик преподавания английского языка относится
кейсметод. История кейсметода начинается с 17 века. В то время теологи брали из
жизни реальные случаи и анализировали их, обучая своих студентов. Использование
данной технологии при обучении английскому языку началось недавно. Метод
кейсов (от английского Case method, метод конкретных ситуаций) – это техника
обучения, использующая описание реальных ситуаций. Суть его состоит в том, что
детям предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и
служат основой дальнейшей исследовательской деятельности. Учебный материал
подаётся в виде проблем, а знания приобретаются в результате активной творческой
работы [1]. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том,
как реально функционирует английский язык.
Считаю целесообразным использование кейсметода на старшей ступени обучения
английскому языку,
когда у обучающихся уже сформированы навыки
самостоятельной работы. Применяю данный метод при обучении школьников
грамматической и лексической стороне речи, а также при работе с текстами.
Методически оправданным является использование кейсметода на начальной стадии
работы с текстами. Умение читать и понимать литературу не приходит само собой,
ему нужно научить. Для этого стараюсь использовать тексты, чтение которых
вызывало бы у детей интерес, повышая уровень познавательной активности.
Ученики выполняют упражнения по тексту, используя весь учебнометодический
материал, который находится в кейсе: тексты, схемы, таблицы, список необходимой
литературы, а также подробное описание лексикограмматического анализа текста и
систему упражнений, которые способствуют
развитию умения правильного
понимания и перевода текста. Работа над общим текстом помогает более детально
раскрыть особенности грамматического строя и словарного запаса английского
языка, его морфологии, позволяет уделить особое внимание развитию умений и
навыков перевода текста. На данном этапе работы предлагаю детям следующие
задания: выписать из текста слова с суффиксами существительных, прилагательных,
наречий, подобрать существительные к прилагательным, перевести на английский
язык определённые слова и словосочетания, подобрать синонимы к словам,
подобрать антонимы к словам, найти в тексте слова с префиксами, придающими
слову противоположное значение, найти в тексте прилагательные в положительной,
сравнительной и превосходной степени. На втором этапе кейсметода провожу
работу в микрогруппах: участники обмениваются мнениями и приходят к общему
решению, выполняя определённые задания, например, отвечая на вопросы. Стараюсь
проследить за работой каждого ученика, ведь внесение своей частицы труда в работу
группы объединяет учеников. На третьем этапе представители от каждой
микрогруппы докладывают результаты своей работы (ответы на вопросы, краткое
изложение текста на английском языке), учатся защищать свои ответы и
анализировать результаты работы других участников. На завершающем этапе мы
подводим итоги работы микрогрупп. Отличной оценки заслуживает та группа,
2которая выполнила задание в максимально короткий срок, не допустив при этом
смысловых ошибок. После завершения работы с текстом проводим анализ основных
ошибок, искажающих смысл текста, с целью избежания их в дальнейшем.
Работа с текстом предполагает не только его перевод, но и прогнозирование
определённых способов действий героев. В этом случае я предлагаю ребятам для
анализа отрывок из произведения художественной литературы, в котором
прослеживается ярко выраженная проблемная ситуация, требующая неоднозначного
решения. Такие задания оказывают существенное влияние на развитие
познавательной активности школьников, поскольку каждый из них имеет
возможность самостоятельно выявить наиболее характерные черты в поведении
действующих лиц,
проанализировать несколько подобных ситуаций и
сформулировать свой вариант дальнейшего течения событий. Затем учащиеся имеют
возможность сравнить сделанные ими прогнозы с решением, предложенным автором
произведения, анализируют ошибки и делают выводы.
Кейсметод целесообразно использовать при анализе видеофрагмента или подборки
иллюстраций к произведениям художественной литературы, когда обучающимся
предстоит сначала выявить проблему, а уже потом искать пути её решения. Можно
предложить в качестве проблемной ситуации следующую: на иллюстрации изображён
мужчина, стоящий в растерянности
на перроне железнодорожного вокзала.
Учащимся предлагается ответить на вопрос “What’s the matter?”(Что случилось?).
После обсуждения в группах они предлагают варианты: “He has missed the train”(Он
опоздал на поезд), “He hasn’t find his relatives” (Он не обнаружил родственников),
“He doesn’t speak English” (Он не говорит поанглийски). Далее ребятам
предлагается следующая иллюстрация, на которой незнакомец пытается купить
русскоанглийский словарь в магазине. Дети делают соответствующие выводы (“He
doesn’t speak English”) и находят пути решения проблемы: составление диалогов в
группах для данной ситуации. Результатом служит прослушивание и обсуждение
всех диалогов, анализ допущенных ошибок и оценивание.
Таким образом, кейсметод выступает специфическим практическим методом
организации учебного процесса, методом дискуссий с точки зрения стимулирования
и мотивации учебного процесса, а также методом контроля и самоконтроля. Будучи
интерактивным методом обучения, он завоёвывает позитивное отношение со стороны
обучающихся, которые видят в нём игру, обеспечивающую освоение теоретических
положений и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и
то, что анализ ситуаций способствует взрослению учащихся, формирует интерес и
позитивную мотивацию по отношению к учёбе.
1. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. М.: Чистые
Источники информации.
пруды, 2006.
2. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1997.
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/school.php
4. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
35. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения
иностранным языкам/ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2008. – 180с.
4