Сегодня на карте нет державы с названием Союз Советских Социалистических Республик, но останется в памяти народов многих стран ее наивысшее достижение – решающее участие в победе над фашизмом.
Невозможно рассказать обо всем: как сражались, как работали в тылу.… Но мы должны помнить тех, чей голос, хотя бы в письмах и стихах, дошел до нас из огненных лет.
Фазлыхакова Элиза .Работа .doc
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа
№1 села Серафимовский
Секция «Великая Отечественная война
в воспоминаниях ее участников»
Исследовательская работа
«Письма с фронта»
Работу выполнила:
Фазлыхакова Элиза Рустамовна
ученица 6 класса В
МБОУ СОШ №1 с. Серафимовский
Руководитель :
Хисматуллина Гульнара Ришатовна
учитель начальных классов
1 2019год
2 Содержание
Введение…………………………………………………………………………….…...3
Глава І. Жизненный и боевой путь Гизатуллина Бадрея Салаховича..……………....5
Глава ІІ. Фронтовые письма……………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………………………………….....9
Литература……………………………………………………………………………….10
Приложение
3 Введение
Дорогая моя, на переднем у нас передышка,
Спят в окопах друзья, тишина на другом берегу.
Дорогая моя, поцелуй ты крепче сынишку,
Знай, что вас от беды я всегда сберегу.
(Из стихотворения Андрея Дементьева.)
Сегодня на карте нет державы с названием Союз Советских Социалистических
Республик, но останется в памяти народов многих стран ее наивысшее достижение –
решающее участие в победе над фашизмом.
Невозможно рассказать обо всем: как сражались, как работали в тылу.… Но мы
должны помнить тех, чей голос, хотя бы в письмах и стихах, дошел до нас из огненных лет.
У моей соседки по подъезду, старенькой бабушки Светланы Бадреевны есть бесценные
вещи. Она хранит их со времён Великой Отечественной войны. Это не золотые украшения, не
старинные монеты. Это в сто раз ценнее. В её шкатулочке лежат письма с фронта.
Еще сохранились пожелтевшие, потертые на изгибах, фронтовые треугольники,
написанные в перерывах между боями выцветающими сегодня чернилами или простым
карандашом, письмаподлинники, которые уже трудно читать, ибо тексты угасают.
Это – письма памятники, письма реликвии, объединенные общим патриотическим
чувством, говорящим о героизме многомиллионного народа, которым была охвачена вся
страна во время войны.
В этом году исполнилось 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война. Но до
сих пор сжимается сердце, и наворачиваются слезы, когда читаешь эти письма с фронта.
Фотографии, документы, письма прошлых лет! Аккуратно сложенные в папку, они
являются немыми свидетелями всех событий, которые происходили в нашей стране.
На одной из фотографий был запечатлен Гизатуллин Бадрей Салахович.
Интересно, каким человеком он был? Как складывалась его жизнь до войны?
Задавая все эти вопросы, я решила попробовать найти ответы, используя семейные
документы семьи Гизатуллиных, которых, как оказалось, не так уж и много.
Цель: Исследовать боевой путь нашего земляка, стрелкакрасноармейца Гизатуллина
Бадрея Салаховича.
Задачи:
изучить письма Гизатуллина Бадрея Салаховича из фронта;
4 увековечить память рядового участника войны, нашего земляка Гизатуллина Бадрея
Салаховича.
Актуальность исследования заключается в том, что необходимо сохранить память
защитников Родины.
Новизна исследования: Предпринята попытка отслеживания боевого пути участника
Великой Отечественной войны Гизатуллина Бадрея Салаховича.
Методы: Работа с Интернетресурсами, встреча с дочерью Хисматуллиной Светланой
Бадреевной, работа с письмами фронтовика.
Данное исследование имеет и практическую значимость, т. к. выявленные материалы
можно использовать при проведении классных часов в школе, подготовке школьного сайта,
изучении истории и литературы, написании творческих работ. Надеемся, что наше
исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего
поколения.
5 Глава 1. Жизненный и боевой путь Гизатуллина Бадрея Салаховича.
Итак, Гизатуллин Бадрей Салахович родился 15 июня 1908 года в городе Стерлитамак
Республики Башкортостан. Он окончил 7 классов. Работал в милиции. Женился. В семье
подрастали пятеро детей. Планов у молодой семьи было немало.
Но все планы сломала война. Летом 1942 г. Бадрей Салахович добровольцем ушел на
фронт. В архивах семьи сохранились письма, датированные 1942 1943 годом.
Бадрей Салахович погиб в Витебской области, в д.Аргунь. По словам сослуживцев,
«Во время шквального огня как парторг батальона поднял солдат с окопов в атаку, встал
первым со словами «За Родину» и получил две пули в голову. Мгновенная смерть. Похоронен
в братской могиле около деревни Аргунь»
В 50е годы брат Талгат пытался найти могилу через военкомат. На что получил ответ:
было перезахоронение солдатских могил, точное место не известно…
6 Глава 2.Фронтовые письма.
Они писали друг другу часто. Иногда письма задерживались в далеком пути, иногда не
было возможности отправить письмо, и оно запаздывало, но, тем не менее, всегда приходило к
адресату, иногда несколько штук одновременно.
В них отражены личные переживания за жену, своих детей, в них выражена тревога за
семью, ведь самому младшему был только год.
Кроме того, это письма о впечатлениях человека в военных условиях о другой стороне,
о том, как жил и воевал человек в непростых условиях, что ел, как выживал.
По причинам секретности о военных событиях в письмах сведений немного, порой
только намеки.
Он писал и о своей любви, признавался в тоске по родному краю, по семье.
Письма покорили меня с первых строк.
Я бережно держу в своих руках пожелтевшие листочки, на которых от времени
выцвели чернила и затерлись некоторые слова. Каждое письмо о чёмто своём, но все они
начинаются и заканчиваются одинаково, примерно так:
«Добрый день, дорогая жена Галя. Шлю тебе привет и мой горячий поцелуй
привет детям…. Сам жив здоров. 1.11.1943г»
«Ну пока скучаю о Вас. С приветом Ваш Б.С»
Бадрей Салахович в каждой строчке своих писем выражал беспокойство за родных и
близких ему людей. Особое беспокойство было выражено детям.
«Ким и Роза! Учитесь хорошо. Слушайте маму и помогайте ей по дому.
Почему Ким ты не пишешь мне письма. Видимо не хочешь разговаривать.
19.11.1943г»
«Как чувствуют себя мои цыплята. Я о них сильно скучаю…28.02.1943г»
Бадрей Салахович будучи даже на передовой оказывал материальную поддержку
родным.
«Галя! Сегодня получил зарплату за декабрь и Вам сегодня перевел 400 рублей.
С получением сообщите. Галя! Письма Розы мне понятны. Прошу набраться
терпения и мужества, бодрости и выйти из создавшегося положения. Сено, дров и
7 т.д……. Я готов прилететь к Вам на крыльях и устранить Ваше положение, но не
имею возможности по обстоятельствам……4.12.1943г»
Бадрей Салахович делился своими заслугами.
«Сегодня у меня было торжественное собрание. Где зачитали приказ НКО о
присвоение звания повышения в должности. Был лейтенантом, а теперь старший
лейтенант.30.04.1943г»
«Вечером 6.11 мне сообщили и поздравили, что есть приказ свыше о
награждении меня орденом «Красной звезды», так что скоро награду
получу….07.11.1943г»
«Посылаю Вам отрезок из нашей фронтовой газеты где помещена моя
статья.30.11.1943г»
«Галя! Как я уже тебе писал, что ожидаю 2 ордена, все это нечего только бы
вернуться живым домой. 02.12.1943г»
Все письма были просмотрены «военной цензурой». Поэтому в них многие факты
заштрихованы. Бадрей Салахович пускался на хитрость писал на арабском и на латинском
языках.
Последние письмо было датировано 20.12.1943г. «Не могу опомниться так как
вчера был в одном переплете, что думал, пришел конец и мысленно со всеми
попрощался. Пришлось уничтожать все документы кроме партбилета…»
Вскоре он погиб. Остались только письма как священная реликвия. Как напоминание
нам, живым, о той страшной войне, которая унесла миллионы жизней…
В ходе работы я провела анкетирование среди учащихся 45 классов и задавала
следующие вопросы:
1. Знаете ли вы, в какие годы шла Великая Отечественная война?
2. Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне?
3. Есть ли у вас семейная реликвия?
4. Если есть. Что это?
Данное анкетирование показало
, что не все дети знакомы с историей Великой
отечественной войны.
На вопрос «Знаете ли вы, в какие годы шла Великая Отечественная война?» только 79%
учащихся ответили что знают.
8 На вопрос «Участвовали ли ваши родственники в Великой Отечественной войне?» 73%
ответили, что участвовали.
На вопрос « Есть ли у вас семейная реликвия?» 40% ответили, что есть.
Раньше я не задумывалась, есть ли у моих ровесников и у других детей семейные
реликвии, насколько хорошо они знают историю жизни своих родственников: прабабушек,
прадедушек, бабушек, дедушек; да и вообще, своей семьи, и страны, в которой живут. Но как
оказалось, они не только знают, но и очень заинтересованы этой темой. Из результатов моего
анкетирования я узнала, что почти в каждой семье есть своя реликвия. Эти ценности разные:
часы, старинные фотографии, награды, письма с фронта, книги, ордена, медали; каждая из
них очень дорога своим владельцам как ценность, и как воспоминание.
Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма,
фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно –
общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с
фронта трогают нас до глубины души.
9 Заключение
С помощью моей работы я хотела показать и напомнить, как непросто жилось людям в
годы Великой Отечественной войны, а так же, чтобы мы представили то нелегкое время,
вспомнили своих родных, живших или погибших тогда, их поломанные судьбы, мечты и
надежды.
Сейчас эти письма и фотографии семейная реликвия семьи Светланы Бадреевны. Она
бережно хранит их, чтобы показывать своим детям и внукам, в память о предках, защищавших
нашу Родину в Великой Отечественной войне. Ведь это единственное, что осталось от ее
отца…
Я осторожно расправила письмо, а потом аккуратно сложила по линиям сгиба. У меня
получился треугольник. Обычный лист из тетради сначала загибали справа, потом слева
направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Меня до глубины души потрясли эти письма. Мы не вправе забывать о тех, кто погиб
за наше счастливое сегодня. Вечная слава героям!
10 Литература
1. Статья «Письма с фронта помогали выжить» газеты «Спутник» от 7 мая 2011 года.
2. Интернетресурсы:
1. http://www.intelros.ru/readroom/nz/neprikosnovennyjzapas7732011/10305kakchitat
pismasfronta.html
2. http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/pismaizproshlogo
11 Приложение
Гизатуллин Бадрей Салахович
12 Письмо Гизатуллина Бадрея Салаховича жене Гале
13 Письма, прошедшие цензуру
14 15
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Исследовательская работа "Письма с фронта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.