Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
биология
7 кл
18.02.2017
На страницах районной газеты «Калачеевские зори» (№ 30 (12221)) от 18 апреля была опубликована статья «Будут ли пить калачеевцы чистую воду?». Суть, которой такова «…..МП «Районное водоснабжение» получило предписание устранить нарушение норм по качеству питьевой воды. Судебное разбирательство в отношения качества воды, поступающей из водопровода, инициировал территориальный отдел Управления Роспотребнадзора» (Приложение 1).
Как поняли, поднятая проблема качества воды возникла ни сегодня и не сейчас, она была выявлена сразу же при бурении первых скважин, а это не много не мало, а более трех десятков лет. Из года в год лабораторные исследования неизменно подтверждали нарушения предельно допустимой концентрации в воде тяжелых солей. Но спохватились почему-то только сейчас. И пусть некоторые ответственные лица, например, начальник отдела строительства транспорта и ЖКХ администрации района Павел Ржевский утверждает, что ситуация не критическая – в других районах положение дел похлеще. Но нас, как и наших земляков, это тема не заставляет быть равнодушным. Почему? Пусть мы и юны, но понимаем, чем может сказаться некачественное употребление питьевой воды на здоровье. Недаром же Всемирная Организация Здравоохранения констатирует, что экология окружающей среды разрушает здоровье человека на 40%.
Познакомившись с материалом статьи, мнением некоторых ответственных лиц, обсудив вопрос качества питьевой воды с одноклассниками на заседании внеурочного занятия «Я - исследователь», родителями, родственниками решили провести собственные исследования (Приложение 2). На основании выше изложенного выбранную тему исследования считаем актуальной.
Цель: исследование качества питьевой воды, поступающей из водопровода.
работа.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ?
Авторы:
Храмченков Сергей,
Корабельников Кирилл,
ученики 7 «А» класса,
МКОУ Калачеевская СОШ №1
Руководители:
Шевцова Светлана Тихоновна,
учитель биологии,
Шевырева Ольга Дмитриевна,
учитель химии. Калач 2015
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Ее величество – питьевая вода………………………………………...5
2.1. Воздействие человека на окружающую среду………………..5
2.2. Пить или не пить?........................................................................6
2.3. Методика и результаты исследования………………………...7
2.4. Общие выводы…………………………………………………11
3. Заключение……………………………………………………………..13
4. Список литературы…………………………………………………….14
5. Приложение…………………………………………………………….15
2 1. Введение.
На страницах районной газеты «Калачеевские зори» (№ 30 (12221)) от
18 апреля была опубликована статья «Будут ли пить калачеевцы чистую
воду?». Суть, которой такова «…..МП «Районное водоснабжение»
получило предписание устранить нарушение норм по качеству питьевой
воды. Судебное разбирательство в отношения качества воды, поступающей из
водопровода,
Управления
инициировал территориальный отдел
Роспотребнадзора» (Приложение 1).
Как поняли, поднятая проблема качества воды возникла ни сегодня и
не сейчас, она была выявлена сразу же при бурении первых скважин, а это не
много не мало, а более трех десятков лет. Из года в год лабораторные
исследования неизменно подтверждали нарушения предельно допустимой
концентрации в воде тяжелых солей. Но спохватились почемуто только
сейчас. И пусть некоторые ответственные лица, например, начальник отдела
строительства транспорта и ЖКХ администрации района Павел Ржевский
утверждает, что ситуация не критическая – в других районах положение дел
похлеще. Но нас, как и наших земляков, это тема не заставляет быть
равнодушным. Почему? Пусть мы и юны, но понимаем, чем может сказаться
некачественное употребление питьевой воды на здоровье. Недаром же
Всемирная Организация Здравоохранения
окружающей среды разрушает здоровье человека на 40%.
констатирует, что экология
Познакомившись с материалом статьи,
ответственных лиц,
обсудив
вопрос
мнением некоторых
с
качества питьевой воды
одноклассниками на заседании внеурочного занятия «Я исследователь»,
3 родителями, родственниками решили провести собственные исследования
выбранную тему
(Приложение 2). На основании выше изложенного
исследования считаем актуальной.
Цель: исследование качества питьевой воды, поступающей из
водопровода.
Для выполнения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники о воздействии
воды на организм человека.
2. Разработать анкету и провести социологический опрос среди
учащихся параллели, в которой учимся.
3. Провести лабораторные исследования качества питьевой воды.
4. Проанализировать полученные данные, сформулировать выводы,
разработать рекомендации.
5. Организовать
беседы с целью ознакомления с результатами
проделанной работы, опубликовать их в районной газете «Калачеевские
зори».
Объект исследования: питьевая водопроводная вода.
Предмет исследования: исследования качества питьевой воды.
Гипотеза: химический состав воды
представляет опасность для
здоровья человека.
Методы исследования:
библиографический,
сравнительный, экспериментальный, сбор фотоматериалов.
описательный,
Практическая значимость работы заключается в том, что выполненная
работа позволит задуматься о качестве использованной воды в быту и ее
воздействии на организм.
4 2. Ее величество – питьевая вода.
2.1. Воздействие человека на окружающую среду.
Вода – самое распространенное на нашей планете и самое загадочное
вещество. Вода сыграла решающую роль в возникновении Земли как
планеты и жизни на ней. Вода – основа всех жизненных процессов, источник
кислорода в процессе фотосинтеза. Вода является средой обитания многих
организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению
атмосферы от вредных веществ. Вода – это «среда обитания человека», и
кладовая жизненно необходимых ресурсов, и источник здоровья и
вдохновения.
Роль воды для живых организмов очень велика, но в настоящий момент
человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Достаточно
вдуматься в цифры:
1. Воды на Земле огромное количество, но беда в том, что во всех
океанах и морях вода соленая. Нам же, да и всему живому существу нужна
вода пресная. А вот ее не так много– 6 % .
2. Наша
огромная страна занимает 142 место в мире по
продолжительности жизни, 36 по уровню детской смертности и первые места
по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических
веществ в почве и продуктах сельского хозяйства.
5 3. Футурологи считают, что будущие войны могут возникнуть в
результате борьбы за пресную воду, так как в настоящее время четверть
населения Земли постоянно испытывает недостаток в питьевой воде.
Интересно получается, человек понимает значимость ее величества
воды, но почему, то ее загрязняет. Вот почему забота о получении
достаточного количества пригодной для питья не оставляет человечество на
протяжении всего его существования. Это объясняется не, сколько ее
малым количеством, а способностью легко загрязняться и становиться
непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве и
промышленности.
2.2. Пить или не пить?
Каково качество воды, которую мы пьем? Что стало причиной не
соответствия ее санитарным нормам? Как происходит ее очистка? Почему в
чайниках образуется накипи, а краны быстро выходят из строя? Чтобы
ответить на все возникшие вопросы решили организовать экскурсию в МП
«Районное водоснабжение» (Приложение 2). Из рассказа сотрудников
предприятия узнали (Приложение 3):
1. Из 11 скважин в работоспособном состоянии только четырепять. Им
уже по два десятка лет. Сейчас работает лишь две из них. Потому что
осталось всего два насоса поднимающих воду из глубин на поверхность к
тому же один нуждается в замене.
2. Зданиям и оборудованию уже около 30 лет. За это время никаких
капитальных ремонтов здесь не проводилось (Приложение 4). Система
очистки воды настолько устарела «морально» и изношена физически, что
буквально дышит на ладан. В производственных помещениях находятся
проржавевшие трубы, по которым качают воду. В отвратительном состоянии
машинное отделение.
6 3. Вода, после забора из скважин, подвергается очистке (Приложение
4). Общая схема очистки воды такова:
фильтрация – удаление взвешенных частиц;
коагуляция;
обеззараживание;
стабилизация;
дегазация;
удаление запахов и привкусов;
опреснение.
4. В воде, поступающей к потребителю, содержится превышающая
концентрация солей кальция и магния – превышение в 1,4 раза допустимых
норм по жесткости воды.
5. Превышение норм отрицательно сказывается не только на чайниках,
кастрюлях, водогрейных и отопительных котлах или стиральных машинах, но
и на здоровье человека – возможно накопление солей в организме, развитие
мочекаменной болезни,
заболеваний суставов (артриты, полиартриты),
возникновение эндокринных заболеваний, снижение секретной функции
желудка, печени, что влечет развитие других заболеваний.
6.
Намечены
перспективные планы – перебуравливание
эксплуатационных скважин, разработать проектов модернизации станций
обезжелезивания, умягчения воды, и станции второго подъема, но для этого
нужно войти в соответствующую областную программу. Если это удастся
комплексно и грамотно, то будет замечательно. Но, а пока рекомендуется
использовать в быту фильтры для очистки питьевой воды.
2.3. Методика и результаты исследования.
I. Социологический опрос «Какую воду мы пьем?»
Решили провести социологический опрос среди одноклассников по
проблеме питьевой воды. Составили вопросы анкеты.
1. Знаете ли вы о проблеме загрязнения воды?
7 2.Знаете ли вы, что калачеевская вода, поступающая из водопровода, не
соответствует санитарным нормам?
3. На что больше всего расходуется вода в вашем доме?
4. Есть в вашем доме фильтры или другие системы очистки воды?
5. Должен ли каждый человек беречь воду?
В анкетировании приняли участие 23 человека. Все опрошенные знают о
проблеме загрязнения воды. 19 человек предполагают, что калачеевская вода,
поступающая из водопровода, не соответствует санитарным нормам.
Обрабатывая полученные данные узнали, что больше всего расходуется вода в
семьях семиклассников на душ (12 человек), полив огорода (5 человек), мытьё
посуды(3 человека), для приготовления пищи (2 человека), уборка (1
человек). Фильтры для очистки воды имеют 4 семьи. Все респонденты
согласны с предложением беречь воду (Приложение 5,6).
II. Органолептические показатели воды.
1. Содержание взвешенных частиц.
Данный показатель качества воды определяется фильтрованием
определенного объема воды и последующим высушиванием осадка на
фильтре. Для анализа взяли 350 мл воды. Фильтр перед работой взвесили.
Отфильтровали воду. После фильтрования осадок с фильтром высушили до
постоянной массы и взвесили.
Содержание взвешенных частиц в испытуемой воде определяется по
формуле (m1 m2)1000/V, мг/л
Где m1 – масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц,
мг; m2 – масса бумажного фильтра до опыта, мг;V – объем воды для анализа,
л (мл).
1. Водопроводная вода – образец № 1 – улица Черняховского:
m1= 170 мг m2 =170 мг V=350мл
(170 170) 1000/350=0 мг/л
2. Водопроводная вода – образец № 2 – улица Мичурина:
8 m1=165 мг m2 =170 мг V=350мл
(170165) 1000/350=14, 3мг/л
3. Водопроводная вода – образец № 1 – улица Коммунистическая
m1=163 мг m2 =170 мг V=350мл
(170163) 1000/350= 20, 3мг/л
Вывод, взвешенных частицы присутствуют в воде образцов № 2, № 3, но их
количество незначительное. Причина отсутствия примесей в образце № 1 –
установка фильтра на кране.
2. Цвет (окраска).
Для определения цветности воды был взят стеклянный сосуд и лист
белой бумаги. В сосуд набрали воду и на белом фоне бумаги определили цвет
воды. Испытуемые воды имела незначительный оттенок (Приложение9).
3. Прозрачность воды.
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количество
взвешенных частиц глины, песка микроорганизмов, содержание химических
соединений.
Для определения прозрачности воды был использован прозрачный
мерный цилиндр с плоским дном, в который налили воду. Подложили под
цилиндр печатный шрифт и сливали воду до тех пор, пока сверху через слой
воды не стал, виден этот шрифт. Измерив высоту столба оставшейся воды
линейкой, выразили степени прозрачности в сантиметрах. Чем больше высота
столба, тем выше степень прозрачности.
Все три образца водопроводной воды: читается с трудом на
расстоянии более 24см.
4. Запах.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые
попадают в неё естественным путем и со сточными водами. Определение
запаха основано на органическом исследовании характера и интенсивности
9 запаха воды при 20оС. Посторонних запахов ни в одной из исследуемых вод не
обнаружено.
5. Мутность.
Мутность воды обусловлена твердой взвесью, которая препятствует
проникновению света через воду.
Методика работы: мутность исследуемых проб воды оценили с
помощью лабораторного оборудования «Архимед», используя датчик
DT095А. Для этого исследуемые пробы воды налили в кюветы, поместили в
измерительное гнездо датчика мутности и закрыли крышкой (Приложение 7).
Датчик мутности подключили к регистратору данных. Данные зафиксировали
в таблице 1.
II. Определение качества воды методами химического анализа.
1. Водородный показатель (pH)
Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH – около 7).
Значение pH воды водоемов хозяйственного, культурнобытового назначения
регламентируется в пределах 6,58,5
Метод работы: pH в исследуемых образцах воды мы оценили с
помощью лабораторного оборудования «Архимед», используя датчик pH
метр DT016А (Приложение 8). В исследуемые пробы воды погрузили
электрохимический датчик, подключили его к регистратору данных. Данные
зафиксировали в таблице 2.
Вывод: pH исследуемых проб воды находится в пределах нормы
реакции.
2. Определение карбонатной жесткости воды.
Различают общую, временную и постоянную жесткость воды. Общая
жесткость обусловлена присутствием растворимых соединений кальция и
магния в воде. Временная жесткость иначе называется устранимой, или
карбонатной. Она обусловлена наличием гидрокарбонатов кальция и магния.
10 Постоянная жесткость (некарбонатная) вызвана присутствием других
растворимых солей кальция и магния.
Для определения карбонатной жесткости налили в колбу 50 мм
анализируемой воды и добавили 10 капель фенолфталеина. Возникновение
розовой окраски говорит о наличии карбонатионов. Если окраска не
появляется, то карбонатионы в пробе отсутствуют. Результаты исследования
отражены в таблице 2 (Приложение 10).
3. Обнаружение общего железа.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) общего железа в воде
водоемов и питьевой воде составляет 0,3 мг/л, лимитирующий показатель
вредности.
Поместили в пробирку 10мл исследуемой воды, прибавим одну каплю
концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора перекиси
водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. При содержании
железа 0.1мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком –
красное.
Опытным путем было выяснено, что во всех пробах содержание общего
железа не превысила ПДК (предельнодопустимую концентрацию).
2.6. Общие выводы
В результате проведенного исследования органолептических показателей
и химического анализа проб питьевой воды на территории города Калача
Воронежской области было установлено:
1. Вода всех исследуемых проб является пригодной для использования
человеком в быту и хозяйстве.
2. Результаты, полученные нами подтверждаются лабораторными
исследованиями образцов воды «Центром гигиены и эпидемиологии в
Петропаловском, Калачеевском, Воробъевском районах» от 2015 года
(Приложение 11).
11 3. Необходимость разумного и экономного расходования воды во всех
сферах человеческой деятельности.
Рекомендуем:
1. Для устранения избыточного содержания железа необходимо МП
«Районное водоснабжение» подготовить документы в соответствующую
областную программу с целью
модернизацию объектов и сети.
профинансировать строительство
и
2. Для уменьшения жесткости воды применять в домашних условиях
фильтры, системы очистки воды или производить дополнительную обработку
питьевой воды:
кипячение воды: обеззараживание воды и снижение её жесткости;
отстаивание водопроводной воды;
вымораживание воды: считается, что такая вода самая чистая, лучше
проникает через биологические мембраны, быстрее выводится из организма
экскреторными органами;
фильтрование: фильтры уменьшают жесткость воды и содержание
свободного хлора.
В перспективе планируем провести исследования с целью сравнения
эффективность очистки воды фильтрами разных типов и марок.
12 3. Заключение.
При централизованном водоснабжении законодательно определено, что
должна быть приятной в
поступающая к потребителю,
вода,
органолептическом отношении и безопасной для здоровья; при этом
подразумевается, что содержание вредных веществ в воде не должно
превышать предельно допустимых концентраций.
В результате проведенного исследования органолептических показателей
и химического анализа проб питьевой воды выяснилось, что все источники
являются пригодными для использования.
Для того чтобы вода была пригодна для питья, ее надо очистить от
вредных микроорганизмов, минеральных и органических примесей.
13 В нашей стране качество воды регламентировано. Воду очищают на
специальных станциях. Сначала фильтруют через слой песка, затем
обрабатывают окислителями хлором или озоном. Особенно строго следят за
качеством питьевой воды в период таяния снегов и весенних паводков, так
как в воду попадают различные примеси, удобрения с полей.
4. Список литературы
1. Исаев Д.С. Анализ загрязнений воды // Химия в школе. – 2001. № 5 –
С. 77
2. Гусева Н.Е., Проскурина И.Н.. Разработка химического эксперимента с
экологическим содержанием// Химия в школе – 2002. №10 –С. 72.
3. Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» М; «Высшая школа», 1992.
4. Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» М;
«Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2006.
5. СанПиН 2.1.4.107401 «Гигиенические требования и нормативы
качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003.
6. Шабрева Е.В. Современные экологические проблемы с точки зрения
химика // Химия в школе. – 1997. №1. – С.14.
7. Ширшина Н.В. «Химия. Проектная деятельность учащихся»
Волгоград: Учитель, 2007.
8. Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Анализ воды из природных
источников // Химия в школе. – 1997. № 3. – С. 72
14 Приложение 1
15
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Исследовательская работа по биологии "КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ? ", 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.