На страницах районной газеты «Калачеевские зори» (№ 30 (12221)) от 18 апреля была опубликована статья «Будут ли пить калачеевцы чистую воду?». Суть, которой такова «…..МП «Районное водоснабжение» получило предписание устранить нарушение норм по качеству питьевой воды. Судебное разбирательство в отношения качества воды, поступающей из водопровода, инициировал территориальный отдел Управления Роспотребнадзора» (Приложение 1).
Как поняли, поднятая проблема качества воды возникла ни сегодня и не сейчас, она была выявлена сразу же при бурении первых скважин, а это не много не мало, а более трех десятков лет. Из года в год лабораторные исследования неизменно подтверждали нарушения предельно допустимой концентрации в воде тяжелых солей. Но спохватились почему-то только сейчас. И пусть некоторые ответственные лица, например, начальник отдела строительства транспорта и ЖКХ администрации района Павел Ржевский утверждает, что ситуация не критическая – в других районах положение дел похлеще. Но нас, как и наших земляков, это тема не заставляет быть равнодушным. Почему? Пусть мы и юны, но понимаем, чем может сказаться некачественное употребление питьевой воды на здоровье. Недаром же Всемирная Организация Здравоохранения констатирует, что экология окружающей среды разрушает здоровье человека на 40%.
Познакомившись с материалом статьи, мнением некоторых ответственных лиц, обсудив вопрос качества питьевой воды с одноклассниками на заседании внеурочного занятия «Я - исследователь», родителями, родственниками решили провести собственные исследования (Приложение 2). На основании выше изложенного выбранную тему исследования считаем актуальной.
Цель: исследование качества питьевой воды, поступающей из водопровода.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Калачеевская средняя общеобразовательная школа №1
КАКУЮ ВОДУ МЫ ПЬЕМ?
Авторы:
Храмченков Сергей,
Корабельников Кирилл,
ученики 7 «А» класса,
МКОУ Калачеевская СОШ №1
Руководители:
Шевцова Светлана Тихоновна,
учитель биологии,
Шевырева Ольга Дмитриевна,
учитель химии.Калач 2015
Содержание
1. Введение………………………………………………………………….3
2. Ее величество – питьевая вода………………………………………...5
2.1. Воздействие человека на окружающую среду………………..5
2.2. Пить или не пить?........................................................................6
2.3. Методика и результаты исследования………………………...7
2.4. Общие выводы…………………………………………………11
3. Заключение……………………………………………………………..13
4. Список литературы…………………………………………………….14
5. Приложение…………………………………………………………….15
21. Введение.
На страницах районной газеты «Калачеевские зори» (№ 30 (12221)) от
18 апреля была опубликована статья «Будут ли пить калачеевцы чистую
воду?». Суть, которой такова «…..МП «Районное водоснабжение»
получило предписание устранить нарушение норм по качеству питьевой
воды. Судебное разбирательство в отношения качества воды, поступающей из
водопровода,
Управления
инициировал территориальный отдел
Роспотребнадзора» (Приложение 1).
Как поняли, поднятая проблема качества воды возникла ни сегодня и
не сейчас, она была выявлена сразу же при бурении первых скважин, а это не
много не мало, а более трех десятков лет. Из года в год лабораторные
исследования неизменно подтверждали нарушения предельно допустимой
концентрации в воде тяжелых солей. Но спохватились почемуто только
сейчас. И пусть некоторые ответственные лица, например, начальник отдела
строительства транспорта и ЖКХ администрации района Павел Ржевский
утверждает, что ситуация не критическая – в других районах положение дел
похлеще. Но нас, как и наших земляков, это тема не заставляет быть
равнодушным. Почему? Пусть мы и юны, но понимаем, чем может сказаться
некачественное употребление питьевой воды на здоровье. Недаром же
Всемирная Организация Здравоохранения
окружающей среды разрушает здоровье человека на 40%.
констатирует, что экология
Познакомившись с материалом статьи,
ответственных лиц,
обсудив
вопрос
мнением некоторых
с
качества питьевой воды
одноклассниками на заседании внеурочного занятия «Я исследователь»,
3родителями, родственниками решили провести собственные исследования
выбранную тему
(Приложение 2). На основании выше изложенного
исследования считаем актуальной.
Цель: исследование качества питьевой воды, поступающей из
водопровода.
Для выполнения поставленной цели были определены задачи:
1. Изучить и проанализировать литературные источники о воздействии
воды на организм человека.
2. Разработать анкету и провести социологический опрос среди
учащихся параллели, в которой учимся.
3. Провести лабораторные исследования качества питьевой воды.
4. Проанализировать полученные данные, сформулировать выводы,
разработать рекомендации.
5. Организовать
беседы с целью ознакомления с результатами
проделанной работы, опубликовать их в районной газете «Калачеевские
зори».
Объект исследования: питьевая водопроводная вода.
Предмет исследования: исследования качества питьевой воды.
Гипотеза: химический состав воды
представляет опасность для
здоровья человека.
Методы исследования:
библиографический,
сравнительный, экспериментальный, сбор фотоматериалов.
описательный,
Практическая значимость работы заключается в том, что выполненная
работа позволит задуматься о качестве использованной воды в быту и ее
воздействии на организм.
42. Ее величество – питьевая вода.
2.1. Воздействие человека на окружающую среду.
Вода – самое распространенное на нашей планете и самое загадочное
вещество. Вода сыграла решающую роль в возникновении Земли как
планеты и жизни на ней. Вода – основа всех жизненных процессов, источник
кислорода в процессе фотосинтеза. Вода является средой обитания многих
организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению
атмосферы от вредных веществ. Вода – это «среда обитания человека», и
кладовая жизненно необходимых ресурсов, и источник здоровья и
вдохновения.
Роль воды для живых организмов очень велика, но в настоящий момент
человечество стоит на пороге экологической катастрофы. Достаточно
вдуматься в цифры:
1. Воды на Земле огромное количество, но беда в том, что во всех
океанах и морях вода соленая. Нам же, да и всему живому существу нужна
вода пресная. А вот ее не так много– 6 % .
2. Наша
огромная страна занимает 142 место в мире по
продолжительности жизни, 36 по уровню детской смертности и первые места
по загрязнению атмосферы, водоемов, содержанию вредных химических
веществ в почве и продуктах сельского хозяйства.
53. Футурологи считают, что будущие войны могут возникнуть в
результате борьбы за пресную воду, так как в настоящее время четверть
населения Земли постоянно испытывает недостаток в питьевой воде.
Интересно получается, человек понимает значимость ее величества
воды, но почему, то ее загрязняет. Вот почему забота о получении
достаточного количества пригодной для питья не оставляет человечество на
протяжении всего его существования. Это объясняется не, сколько ее
малым количеством, а способностью легко загрязняться и становиться
непригодной для питья и даже для использования в сельском хозяйстве и
промышленности.
2.2. Пить или не пить?
Каково качество воды, которую мы пьем? Что стало причиной не
соответствия ее санитарным нормам? Как происходит ее очистка? Почему в
чайниках образуется накипи, а краны быстро выходят из строя? Чтобы
ответить на все возникшие вопросы решили организовать экскурсию в МП
«Районное водоснабжение» (Приложение 2). Из рассказа сотрудников
предприятия узнали (Приложение 3):
1. Из 11 скважин в работоспособном состоянии только четырепять. Им
уже по два десятка лет. Сейчас работает лишь две из них. Потому что
осталось всего два насоса поднимающих воду из глубин на поверхность к
тому же один нуждается в замене.
2. Зданиям и оборудованию уже около 30 лет. За это время никаких
капитальных ремонтов здесь не проводилось (Приложение 4). Система
очистки воды настолько устарела «морально» и изношена физически, что
буквально дышит на ладан. В производственных помещениях находятся
проржавевшие трубы, по которым качают воду. В отвратительном состоянии
машинное отделение.
63. Вода, после забора из скважин, подвергается очистке (Приложение
4). Общая схема очистки воды такова:
фильтрация – удаление взвешенных частиц;
коагуляция;
обеззараживание;
стабилизация;
дегазация;
удаление запахов и привкусов;
опреснение.
4. В воде, поступающей к потребителю, содержится превышающая
концентрация солей кальция и магния – превышение в 1,4 раза допустимых
норм по жесткости воды.
5. Превышение норм отрицательно сказывается не только на чайниках,
кастрюлях, водогрейных и отопительных котлах или стиральных машинах, но
и на здоровье человека – возможно накопление солей в организме, развитие
мочекаменной болезни,
заболеваний суставов (артриты, полиартриты),
возникновение эндокринных заболеваний, снижение секретной функции
желудка, печени, что влечет развитие других заболеваний.
6.
Намечены
перспективные планы – перебуравливание
эксплуатационных скважин, разработать проектов модернизации станций
обезжелезивания, умягчения воды, и станции второго подъема, но для этого
нужно войти в соответствующую областную программу. Если это удастся
комплексно и грамотно, то будет замечательно. Но, а пока рекомендуется
использовать в быту фильтры для очистки питьевой воды.
2.3. Методика и результаты исследования.
I. Социологический опрос «Какую воду мы пьем?»
Решили провести социологический опрос среди одноклассников по
проблеме питьевой воды. Составили вопросы анкеты.
1. Знаете ли вы о проблеме загрязнения воды?
72.Знаете ли вы, что калачеевская вода, поступающая из водопровода, не
соответствует санитарным нормам?
3. На что больше всего расходуется вода в вашем доме?
4. Есть в вашем доме фильтры или другие системы очистки воды?
5. Должен ли каждый человек беречь воду?
В анкетировании приняли участие 23 человека. Все опрошенные знают о
проблеме загрязнения воды. 19 человек предполагают, что калачеевская вода,
поступающая из водопровода, не соответствует санитарным нормам.
Обрабатывая полученные данные узнали, что больше всего расходуется вода в
семьях семиклассников на душ (12 человек), полив огорода (5 человек), мытьё
посуды(3 человека), для приготовления пищи (2 человека), уборка (1
человек). Фильтры для очистки воды имеют 4 семьи. Все респонденты
согласны с предложением беречь воду (Приложение 5,6).
II. Органолептические показатели воды.
1. Содержание взвешенных частиц.
Данный показатель качества воды определяется фильтрованием
определенного объема воды и последующим высушиванием осадка на
фильтре. Для анализа взяли 350 мл воды. Фильтр перед работой взвесили.
Отфильтровали воду. После фильтрования осадок с фильтром высушили до
постоянной массы и взвесили.
Содержание взвешенных частиц в испытуемой воде определяется по
формуле (m1 m2)1000/V, мг/л
Где m1 – масса бумажного фильтра с осадком взвешенных частиц,
мг; m2 – масса бумажного фильтра до опыта, мг;V – объем воды для анализа,
л (мл).
1. Водопроводная вода – образец № 1 – улица Черняховского:
m1= 170 мг m2 =170 мг V=350мл
(170 170) 1000/350=0 мг/л
2. Водопроводная вода – образец № 2 – улица Мичурина:
8m1=165 мг m2 =170 мг V=350мл
(170165) 1000/350=14, 3мг/л
3. Водопроводная вода – образец № 1 – улица Коммунистическая
m1=163 мг m2 =170 мг V=350мл
(170163) 1000/350= 20, 3мг/л
Вывод, взвешенных частицы присутствуют в воде образцов № 2, № 3, но их
количество незначительное. Причина отсутствия примесей в образце № 1 –
установка фильтра на кране.
2. Цвет (окраска).
Для определения цветности воды был взят стеклянный сосуд и лист
белой бумаги. В сосуд набрали воду и на белом фоне бумаги определили цвет
воды. Испытуемые воды имела незначительный оттенок (Приложение9).
3. Прозрачность воды.
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количество
взвешенных частиц глины, песка микроорганизмов, содержание химических
соединений.
Для определения прозрачности воды был использован прозрачный
мерный цилиндр с плоским дном, в который налили воду. Подложили под
цилиндр печатный шрифт и сливали воду до тех пор, пока сверху через слой
воды не стал, виден этот шрифт. Измерив высоту столба оставшейся воды
линейкой, выразили степени прозрачности в сантиметрах. Чем больше высота
столба, тем выше степень прозрачности.
Все три образца водопроводной воды: читается с трудом на
расстоянии более 24см.
4. Запах.
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые
попадают в неё естественным путем и со сточными водами. Определение
запаха основано на органическом исследовании характера и интенсивности
9запаха воды при 20оС. Посторонних запахов ни в одной из исследуемых вод не
обнаружено.
5. Мутность.
Мутность воды обусловлена твердой взвесью, которая препятствует
проникновению света через воду.
Методика работы: мутность исследуемых проб воды оценили с
помощью лабораторного оборудования «Архимед», используя датчик
DT095А. Для этого исследуемые пробы воды налили в кюветы, поместили в
измерительное гнездо датчика мутности и закрыли крышкой (Приложение 7).
Датчик мутности подключили к регистратору данных. Данные зафиксировали
в таблице 1.
II. Определение качества воды методами химического анализа.
1. Водородный показатель (pH)
Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (pH – около 7).
Значение pH воды водоемов хозяйственного, культурнобытового назначения
регламентируется в пределах 6,58,5
Метод работы: pH в исследуемых образцах воды мы оценили с
помощью лабораторного оборудования «Архимед», используя датчик pH
метр DT016А (Приложение 8). В исследуемые пробы воды погрузили
электрохимический датчик, подключили его к регистратору данных. Данные
зафиксировали в таблице 2.
Вывод: pH исследуемых проб воды находится в пределах нормы
реакции.
2. Определение карбонатной жесткости воды.
Различают общую, временную и постоянную жесткость воды. Общая
жесткость обусловлена присутствием растворимых соединений кальция и
магния в воде. Временная жесткость иначе называется устранимой, или
карбонатной. Она обусловлена наличием гидрокарбонатов кальция и магния.
10Постоянная жесткость (некарбонатная) вызвана присутствием других
растворимых солей кальция и магния.
Для определения карбонатной жесткости налили в колбу 50 мм
анализируемой воды и добавили 10 капель фенолфталеина. Возникновение
розовой окраски говорит о наличии карбонатионов. Если окраска не
появляется, то карбонатионы в пробе отсутствуют. Результаты исследования
отражены в таблице 2 (Приложение 10).
3. Обнаружение общего железа.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) общего железа в воде
водоемов и питьевой воде составляет 0,3 мг/л, лимитирующий показатель
вредности.
Поместили в пробирку 10мл исследуемой воды, прибавим одну каплю
концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора перекиси
водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. При содержании
железа 0.1мг/л появляется розовое окрашивание, а при более высоком –
красное.
Опытным путем было выяснено, что во всех пробах содержание общего
железа не превысила ПДК (предельнодопустимую концентрацию).
2.6. Общие выводы
В результате проведенного исследования органолептических показателей
и химического анализа проб питьевой воды на территории города Калача
Воронежской области было установлено:
1. Вода всех исследуемых проб является пригодной для использования
человеком в быту и хозяйстве.
2. Результаты, полученные нами подтверждаются лабораторными
исследованиями образцов воды «Центром гигиены и эпидемиологии в
Петропаловском, Калачеевском, Воробъевском районах» от 2015 года
(Приложение 11).
113. Необходимость разумного и экономного расходования воды во всех
сферах человеческой деятельности.
Рекомендуем:
1. Для устранения избыточного содержания железа необходимо МП
«Районное водоснабжение» подготовить документы в соответствующую
областную программу с целью
модернизацию объектов и сети.
профинансировать строительство
и
2. Для уменьшения жесткости воды применять в домашних условиях
фильтры, системы очистки воды или производить дополнительную обработку
питьевой воды:
кипячение воды: обеззараживание воды и снижение её жесткости;
отстаивание водопроводной воды;
вымораживание воды: считается, что такая вода самая чистая, лучше
проникает через биологические мембраны, быстрее выводится из организма
экскреторными органами;
фильтрование: фильтры уменьшают жесткость воды и содержание
свободного хлора.
В перспективе планируем провести исследования с целью сравнения
эффективность очистки воды фильтрами разных типов и марок.
123. Заключение.
При централизованном водоснабжении законодательно определено, что
должна быть приятной в
поступающая к потребителю,
вода,
органолептическом отношении и безопасной для здоровья; при этом
подразумевается, что содержание вредных веществ в воде не должно
превышать предельно допустимых концентраций.
В результате проведенного исследования органолептических показателей
и химического анализа проб питьевой воды выяснилось, что все источники
являются пригодными для использования.
Для того чтобы вода была пригодна для питья, ее надо очистить от
вредных микроорганизмов, минеральных и органических примесей.
13В нашей стране качество воды регламентировано. Воду очищают на
специальных станциях. Сначала фильтруют через слой песка, затем
обрабатывают окислителями хлором или озоном. Особенно строго следят за
качеством питьевой воды в период таяния снегов и весенних паводков, так
как в воду попадают различные примеси, удобрения с полей.
4. Список литературы
1. Исаев Д.С. Анализ загрязнений воды // Химия в школе. – 2001. № 5 –
С. 77
2. Гусева Н.Е., Проскурина И.Н.. Разработка химического эксперимента с
экологическим содержанием// Химия в школе – 2002. №10 –С. 72.
3. Кукушкин Ю. Н. «Химия вокруг нас» М; «Высшая школа», 1992.
4. Савина Л.А. Детская энциклопедия «Я познаю мир. Химия» М;
«Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2006.
5. СанПиН 2.1.4.107401 «Гигиенические требования и нормативы
качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003.
6. Шабрева Е.В. Современные экологические проблемы с точки зрения
химика // Химия в школе. – 1997. №1. – С.14.
7. Ширшина Н.В. «Химия. Проектная деятельность учащихся»
Волгоград: Учитель, 2007.
8. Харьковская Н.Л., Асеева З.Г. Анализ воды из природных
источников // Химия в школе. – 1997. № 3. – С. 72
14Приложение 1
15