Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."
Оценка 4.9

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
география
9 кл
10.04.2018
Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."
В данной работе проанализированы основные этапы становления и строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в. Актуальность данного вопроса состоит в том, чтобы лучше познакомиться с историей родного города, открыть неизвестные факты и события, которые происходили в данный период времени.В работе описываются основные этапы становления Архангельска в тот период времени
Работа.doc
Окружная  научно­практическая конференция учащихся «Я – исследователь» История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в. Исследовательская работа г. Архангельск, 2015 Оглавление Введение………………………………………….……….…………………….………..…2 Основная часть………………………………………..………….…..………………..…..3­7 Заключение…………………………………………………..…………….………….…….8 Список литературы…………………………………………….………………………..….9 Приложения…………………………………………………….……………..……………10 Цель   работы:  выявить   основные   этапы   в   становлении   Архангельска   как градообразующей структуры на рубеже XVI – начала XIX в.   основополагающие факторы, которые способствовали образованию города Архангельска;     Задачи:  ­   на   основе   анализа     литературных   источников   выявить   предпосылки   и ­ вклад Петра I в развитие нашего города; ­ познакомиться с особенностями планировки и застройки улиц Архангельска.     При написании работы я анализировал литературные источники, изучал фотоальбомы с фотографиями   старого   Архангельска,   посетил   Архангельский   литературный   музей   и выставку­экспозицию «Старый Архангельск» с целью более полного сбора интересующей меня информации. Основная часть     Местность, на которой в 1583 г. был основан Архангельск, имела чрезвычайно выгодное географическое положение: по Двине шел важный торговый путь из Западной Европы через Холмогоры   в   Вологду   и   Москву.   Территория,   на   которой   возник   город,   представляла собой возвышенный мыс в устье Северной Двины.     Мыс, называвшийся Пур­Наволоком («снежный   мыс»),   был   покрыт  густым   сосновым   лесом,   а   в   версте   от  него   начиналась непроходимая болотистая тундра.           Среди дикого и глухого бора стоял деревянный Михайло­Архангельский   монастырь   –   единственный   в   ту   пору   центр   религиозно­ нравственного просвещения во всем Поморье. Именно Михайло­Архангельский монастырь, расположенный на самом краю мыса, и дал впоследствии имя нашему городу.    Мыс Пур­Наволок привлек внимание московских воевод – знатока инженерного дела Петра Афанасьевича Нащокина и Алексея Никифоровича Залешанина­Волохова, в 1582 г. прибывших   в   устье   Северной   Двины.   Воеводы   тщательно   изучили   местоположение будущего города. Оно отвечало градостроительным требованиям: близость моря, широкая река,   твердые   грунты   вдоль   нее.   Разветвленная   дельта   с   многочисленными   островами должна была сделать город неприступным. Островные жители могли быть защитниками города и дать необходимые припасы, пополнить городское население, а в случае опасности укрыться за крепостными стенами.(4)     Воеводы, составив «чертеж» с «росписью» и смету, отправили их царю на утверждение. Посланные в Москву материалы были рассмотрены и утверждены Иваном Грозным. На их основании был издан указ от 4 марта 1583 г., разрешавший строительство города.      Практически сразу началась заготовка и вывоз леса для строительства. В мае наняли плотников и начались работы по возведению города, которые продолжались до октября 1583 года. На зиму строительство было приостановлено, а завершено летом 1584 г., о чем свидетельствует летопись: «Архангельский город деревянный поставили однем годом на Пурнаволоке над Двиною рекою за тридцать верст от устья тоя Двины реки. А поставили круг Архангельского монастыря и съехали к Москве».(4)    А.Н. Залешанин­Волохов уехал после окончания строительных работ, завещав свой двор Архангельскому монастырю, а в декабре 1584 г., передав дела новому воеводе, уехал в Москву и П.А. Нащокин.      Традиционно для русского государства  новый город являлся также и общественно­ административным   центром.   Строительство   активно   продолжалось:   были   возведены Гостиные дворы,  канцелярия и хоромы воевод, таможня, тюрьма,  амбары монастырей на случай осадного положения.    Так на берегу Северной Двины возникла деревянная крепость, а вокруг крепости быстро формировался   посад   с   торгово­ремесленным   населением.   Торговля   постоянно расширялась. В 1585 г. Уже был организован прием иностранных кораблей – именно с этим событием   связано   строительство   двух   гостиных   дворов   и   многочисленных   лавок   с амбарами. Все торги с Белого и Баренцева морей переносятся сюда. Это было бойкое торговое место, занятое складами и амбарами, лавками стрельцов и пушкарей. Для охраны от   «иноземного   находу»   были   привлечены   стрельцы   из   Холмогор.   Так   формировался внутренний торговый центр города, частично сохранившийся до нашего времени.(2)    Почти одновременно с крепостью возникли и первые приходские церкви. Самой первой была   построена   Преображенская   деревянная   церковь,   которая   в   документах   значится Соборной, она была возведена в 1584 году. Были построены также Воскресенский храм, церковь великомученицы Христовой Параскевы, Пятницкая церковь, церковь Рождества Христова   и   др.   Следует   отметить,   что   места,   выбранные   для   строительства   церквей, оставались неизменными на протяжении более трех столетий.    Сильный пожар в 1636 г. нанес значительный урон хозяйству города, пострадала и сама крепость. Однако, большую часть построек удалось спасти, и крепость была восстановлена в тот же год. «Все башни и на городе и на остроге» построены прежними, «и на башнях наряд поставили».(2)      Отстроившийся после пожара Архангельск стал крупным русским торговым центром Севера. Через него налаживались тесные торговые связи Европейской России с Сибирью. Отсюда   во   внутренние   области   государства   везли   продукты   местной   промышленности: рыбу, сало,  соль,  кожу морских  зверей,  пушнину. Иностранные  купцы  приезжали  сюда торговать, жили в период навигации, многие оставались на постоянное жительство.      Поморы, жившие по берегам моря и рек, издавна владели искусством судостроения. В самом Архангельске и в ближних селах жили плотники, смолокуры, канатчики, хорошо знавшие   свое   дело,   поскольку   одним   из   важных   промыслов   северян   был   корабельный. Поморы строили быстрые и легкие парусные суда. Они с давних пор использовались при погрузке и разгрузке иностранных кораблей, применялись в рыбных промыслах.(2)      Летом в 1693 г. в Архангельск прибыл Петр I. Два месяца он занимался организацией корабельного строительства. Для судоверфи был выбран Средний соломбальский остров. Именно   в   этом   месте   была   заложена   первая   корабельная   верфь   и     первое   российское адмиралтейство.(4)       Весной 1694 г. Петр I снова прибывает в Архангельск для спуска со стапелей верфи первого российского корабля, который в дальнейшем был отправлен с товарами за границу. С тех пор, в Соломбале успешно начали строить торговые корабли. Таким образом,  Архангельск,  второй половины XVII в., превращается в крупный  центр внешней торговли  и  в город с развитыми ремеслами.         Петровская   эпоха   явилась   переломным   периодом   в   истории   России   и   в градостроительном   развитии   Архангельска.   Северная   война   со   Швецией   заставила укреплять подступы к городу с моря. По указу Петра I в 1701 г. Началось строительство крепости на острове Линский Прилук, позднее получившей название Новодвинской. Близ нее   была   одержана   первая   морская   победа   над   шведами.   На   острове   Бревенник разместился холмогорский гарнизон, называвшийся позднее Архангелогородским. Вторая Солдатская слобода появилась на берегу реки Кузнечихи. При размещении в Архангельске солдатских  полков    разбивались  кварталы,  в которых дома  ставили  по линии,  образуя прямые улицы. Из рисованных чертежей того времени видно, что дома строились одно­ и двухэтажные.(3)       Развернувшиеся корабельные работы потребовали новых предприятий по производству канатов,   парусины,   сукна;   появились   кожевенные   и   лесопильные   мануфактуры. Промышленные сооружения были окружены многочисленными подсобными строениями, неподалеку размещались и жилые дома работных людей.      Однако строительство казенных и промышленных зданий вскоре приостановилось, так как интенсивного развития государственный флот в Архангельске не получил: главным портом стал Петербург. Внешняя торговля с Северной Двины была постепенно перенесена на Неву. В Архангельске прекратилось военное судостроение. Три корабля, построенные на верфи в 1713 г., были последними.       Рост населения в целом по стране и, в частности, в Архангельске влиял на темпы и качество градостроительства. В 1782 г. в Архангельске насчитывалось 1087 строений и 260 торговых   лавок. Изменилась  и структура города. Здесь, как и в центральных городах России,   в   застройке   выделялись   жилые   кварталы   для   чиновных   дворян,   были   также определены улицы для купцов и мещан. (2)      В 1763 г. Екатерина  II  издала специальный указ, согласно которому был утвержден единый для российских городов регулярный и планировочный принцип. Первая попытка создания   плана   для   Архангельска   относится   к   1768   г.   Он   был   разработан   инженером Бахтиным, в нем прослеживалась полная подчиненность Архангельска реке, так как все строения были спланированы по течению Северной Двины. Город был вытянут по берегу более   чем   на   6   км   и   в   самой   широкой   своей   части   имел   две   улицы,   параллельные Набережной.   Всего   в   городе   тогда   насчитывалось   50   улиц   и   22   переулка.   Они   имели расположение перпендикулярное реке и хорошо просматривались практически с любого места города.      В 1784 г. губернский землемер Капустин составил очередной план Архангельска, на котором   город   предстает   с   выпрямленными   улицами   и   с   прямоугольной   системой кварталов, которая, согласно проекту, должна будет расти вглубь, осваивая заболоченные участки. Нужно отметить, что данный проект не был осуществлен, так как предусматривал коренную перестройку – снос довольно плотной застройки в ядре города для создания центральной площади, что потребовало бы немалых затрат. Поэтому по указу Екатерины II от 4 апреля 1786 г. план города был пересмотрен.(1)       Генеральный   план   застройки   1794   г.   стал   основой   дальнейшего   градостроительного развития   Архангельска.   При   его   составлении   была   учтена   исторически   сложившаяся свободная   живописная   планировка   города,   которая   во   многих   других   городах   была полностью   переделана.   На   протяжении   нескольких   десятилетий   велась   работа   по строительству парадных зданий и урегулированию массовой жилой застройки. Структура города   была   приведена   в   единую   систему:   определена   высота   домов,   их   пропорции, расстояния между ними. Также была упорядочена покраска всех строений – дома можно было   красить   только   в   светлые   цвета.   Особенное   внимание   уделялось   организации перекрестков. Выходившие на них дома часто имели скругленные углы. В каменных домах они были выделены балконами для усиления художественного эффекта.(3)          В данный период много было сделано для благоустройства города. Изменился вид архангельских улиц и площадей. Центральные улицы получили булыжное мощение, так как оно   считалось   более   долговечным   по   сравнению   с   существовавшими   деревянными мостовыми, которые часто приходилось ремонтировать. Старые фонарные столбы были заменены новыми, выполненными по утвержденным образцам.  До 1857 г. город освещался сальными   свечами,   на   смену   которым   впоследствии   пришла   спирто   –   скипидарная жидкость, которая была весьма удобна в техническом  и  хозяйственном отношении.(5)      Таким образом, можно сделать вывод, что на рубеже конца XVIII начала XIX в. город увеличивал свою площадь – шла активная застройка его улиц, увеличивалась численность населения. От старого сохранялось местоположение города – прежде всего его открытость к реке. Повсеместно сохранялась система прежних ориентиров, крупных монументальных комплексов,   монастыря,   соборов,   церквей   и   колоколен.   Они   придали   Архангельску целостность и законченность, которой он не обладал прежде. Заключение    В ходе исследования я пришел к следующим выводам: ­ Архангельск возник в 1583­1584 г.г. как крепость, порт и центр поморской торговли. Именно   эти   основные   функции   являются   основополагающими   в   формировании   города, которое происходило в течение довольно длительного времени; ­   облик   города   формировался   постепенно,   на   протяжении   определенных   этапов   его развития, каждому из которых присущи свои особенности планировки и застройки, свой особенный облик; ­  в  петровскую  эпоху  Архангельск  стал  губернским   городом  и  получил  статус  центра российского кораблестроения; ­   с   1780   г.   Архангельск,   как   и   многие   другие   города,   получил   регулярный   план.   К исторически   сложившейся   градообразующей   структуре   добавилась   геометрически упорядоченная   уличная   сеть,   появились   новые   улицы   и   проспекты,   возник   очередной административный центр, банковская контора.      История формирования города, особенности его становления как административного и культурного   центра     Русского   Севера,   является   неотъемлемой   частью   нашей   истории, нашими   генетическими   корнями   о   которых,   на   мой   взгляд,       необходимо     знать современному поколению, чтобы помнить о своей истории и бережно к ней относиться. Список использованной литературы 1. Попов А.Н. Город Архангельск: История­Культура­Экономика. Архангельск,1928. С.58  2. Попова Л.Д. История строительства Архангельска (конец XVI – начало XX в.) – М.:  2009. – 208 с. 3. Смирнов В.И. Город Архангельск в начале 30­х годов XIX столетия. Архангельск, 1992.  С.47. 4. Казаков Ю.П. Северный дневник. М., 1973. С.52. 5. Попова Л.Д. Архангельск. Холмогоры. Ломоносово: путеводитель.  Архангельск,2000.С.10 6. Интернет – источники. Приложение 1 Исторические названия улиц Архангельска Современные XIX – начало XXв. Чумбарова­Лучинского проспект Псковский проспект Ломоносова проспект С ­ Петербургский проспект Новгородский проспект Новгородский проспект Парижской коммуны Красноармейская Монастырская Семинарская Советских космонавтов проспект Костромской проспект Урицкого  Розы Люксембург Выучейского Серафимовича Володарского Театральный пер. К. Либкнехта Свободы Логинова Советская Терехина Архиерейская Благовещенская Печорская Пинежская Театральная Рождественская Соборная Полицейская Успенская Американская Преображенская Красных партизан Норвежская

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска на рубеже XVI – начала XIX в."

Исследовательская работа по географии на тему "История строительства Архангельска  на рубеже XVI – начала XIX в."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018