Пояснительная записка
Программа разработана с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного пространства России в условиях дифференциации школьного образования.
Новизна предлагаемой программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
По курсу «География России» четко просматривается комплексный подход к изучению природы, населения и хозяйства. При изучении общей характеристики России рассматриваются взаимосвязанные между собой содержательные блоки «природа» - «население» - «хозяйство».
рабочие программы 9 кл.doc
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом изменений, происходящих в
общеобразовательной школе, с целью сохранения единого образовательного
пространства России в условиях дифференциации школьного образования.
Новизна предлагаемой программы состоит
в последовательном
развитии
идей гуманизации школьного географического образования,
включающем изменение целей, планируемых результатов, содержания и
способов обучения.
По курсу «География России» четко просматривается комплексный
подход к изучению природы, населения и хозяйства. При изучении общей
характеристики России рассматриваются взаимосвязанные между собой
содержательные блоки «природа» «население» «хозяйство».
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии
примерной программы для основного общего образования по географии
(базовый уровень) 2009 г. Сборник нормативных документов География М.,
«Дрофа», 2007 г.
Рабочая программа
конкретизирует
содержание
блоков
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным
изучении
разделам курса и последовательность их изучения. При
географических регионов рассматриваются как природные, так и социально
экономические особенности региона, прослеживаются взаимосвязи между
природными условиями, ресурсами и направлениями хозяйственной
деятельности населения. Благодаря этому высвобождается время для
выполнения практических работ и изучения географии Белгородской области
(отводится 10 часов). Кроме того, программа содержит перечень практических работ по
каждому разделу.
Цели
географических особенностях природы, населения и хозяйства разных
об основных географических понятиях,
освоение знаний
территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности;
об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать
один из «языков» международного общения — географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для
поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды,
решения географических задач, самостоятельного приобретения новых
знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию
географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; адаптации
к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному
оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе,
необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение
предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему
предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но
процессов и явлений;
также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
познания и изучения окружающей среды; выявления причинно
следственных связей;
сравнения объектов,
проектирования;
ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ,
статистических материалах;
соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей
деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей.
моделирования и
Результаты обучения
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню
подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико
ориентированного и личностноориентированного подходов; освоение
учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение
знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни,
позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для
сохранения окружающей среды и собственного здоровья. В результате изучения географии ученик должен:
знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия географических
карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними,
их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь
между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику
территориального устройства Российской Федерации; особенности ее
населения, основных отраслей хозяйства, природнохозяйственных зон и
географического положения и административно
районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических
проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по
сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных
явлений;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую
для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного
потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,
адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на
формирование культуры народов; районов разной специализации, центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их
узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а
также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий
на основе разнообразных источников географической информации и форм ее
представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и
местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты
измерений в разной форме;
выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных
компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды
своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на
местности из разных источников: картографических, статистических,
геоинформационных;
называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие
промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности;
описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально
территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо и пассажиропотоки;
объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры
районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социальноэкономические и экологические проблемы
территорий;
прогнозировать:
возможные пути развития территории под влиянием определённых
факторов.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения
учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2
х учебных часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов.
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 час.
Плановых практических работ 13 (из них 8 оценочных и 5 тренировочных) Тематическое планирование уроков по географии
(по учебнику А.И. Алексеева, «География России. Хозяйство и
географические районы», 9 класс)
№ Раздел. Тема.
Количество часов
1
Введение.
1 час.
Раздел 1. Хозяйство России. (19 часов)
2
3
Тема 1. Общая характеристика хозяйства.
2. Главные отрасли и межотраслевые
Тема
комплексы.
Раздел 2. Районы России. (37 часов)
4
Тема 3. Европейская часть России.
5
6
Тема 4. Азиатская часть России.
Тема 5. Россия в мире.
Резервное время
Всего часов 68
3 час.
16 час.
23 час.
13 час.
1 час.
1 час Практические работы для 9 класса
(по учебнику А.И. Алексеева, География России. «Хозяйство и
географические районы», 9 класс)
Тренировочна
я
Оценочная
оценочная
оценочная
оценочная
оценочная
тренировочная
тренировочная
тренировочная
тренировочная
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
или
на
Наименование
работы
Объяснение зональной специализации
сельского хозяйства на основе анализа
и сопоставления тематических карт.
Чтение карт,
характеризующих
особенности географических отраслей
ТЭК (основные районы добычи,
транспортировка,
переработка и
использование топливных ресурсов).
Объяснение влияния различных
факторов
размещение
металлургического производства.
особенностей
Изучение
внутриотраслевых связей на примере
машиностроения
лесного
комплекса.
Составление схемы межотраслевых
связей химической промышленности.
(оценочная)
Сравнение
транспортной
обеспеченности отдельных районов
России (на основе карт)
Объяснение
возникновения
экологических проблем, связанных с
промышленным
производством,
сельским хозяйством и транспортом.
Выделение группы отраслей,
оказавших наибольшее воздействие на
состояние окружающей среды
Выделение
главных
к/к
промышленных и с/хозяйственных
районов страны,
сравнение их
размещения с главной полосой
расселения и благоприятным по
природным
условиям жизни
населения положением территорий.
на тренировочная
оценочная
оценочная
оценочная
оценочная
9
10 Составление
Составление
географических
маршрутов по достопримечательным
местам Центральной
России
(памятники природы,
культурно
исторические объекты, национальные
святыни России).
географического
описания «Путешествие от Финского
залива до Рыбинска водным путём».
11 Нанесение на к/к крупнейших городов
Поволжья. Сравнительная оценка двух
городов (по выбору) по транспортно
географическому
положению,
историкокультурной и хозяйственной
роли в жизни страны.
12 Сравнение западной и восточной
частей Северного Кавказа по
природным условиям, развитию АПК
и рекреационного хозяйства.
13 Хозяйственная оценка природных
условий и ресурсов Белгородской
области. Творческие работы
Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых
1.
умельцев.
2.
3.
Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её
4.
улучшению.
Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству
5.
товаров и услуг для населения в своём районе.
6.
7.
8.
9.
Описание народных промыслов Центральной России.
Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
Этническая культура народов Северного Кавказа.
10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
11. Народные промыслы Урала.
12. Современные проблемы коренных народов Севера. Используемый УМК
1.А.И.Алексеев и др. География России. Хозяйств и географические районы.
9 класс – М.: Дрофа, 2010.
2. Атлас. Экономическая и социальная география России. 8 9 класс.
3.Мультимедийная программа: География 610 класс Кирилла и Мефодия.
Дополнительная литература:
1. Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 кл./
В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;
2. Дронов В.П. Рабочая тетрадь/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А.
Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007;
3. Маерова Н.Ю. Уроки географии, 89 кл./ М.: Дрофа, 2004;
4. Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8
кл. / О.П. Моисеева, М.: Творческий центр, 2002;
5. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 89 кл./В.И.Сиротин. – М.:
Дрофа, 2003.
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Рабочие программы по географии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.