Календарное планирование уроков географии в 6 классе коррекционной школы

  • Документация
  • Образовательные программы
  • Особые потребности
  • docx
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала география КТП 6 новый.docx

 

Тема предмета

Дата план

Дата факт

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Примечания, д/з

Минимальный уровень

Достаточный уровень

 

ВВЕДЕНИЕ (5 часов)

 

1

Что изучает география

 

 

Формирование у обучающихся

представлений об изучаемом предмете - география

Называют, что в переводе означает слово «география».

Рассказывают о первых путешественниках по плану и опорным словам и словосочетаниям

Называют, что означает в переводе слово география, рассказывают о первых географах и их путешествиях. Составляют рассказ о том, как люди используют в своей жизни знания по географии

стр. 6,

вопросы

2

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времён года

 

 

Формирование представлений о разных временах года, суточном и годовом движении Земли

Называют основные компоненты погоды, используя помощь учителя.

Рассказывают от чего зависит смена дня и ночи, смена времен года. Рисуют положение Солнца на небе в разное время суток. Узнают и называют условные знаки календаря погоды

Называют основные компоненты погоды. Рассказывают, как меняется высота Солнца над горизонтом в течение дня и в разное время года.

Рисуют положение Солнца на небе в разное время года. Составляют по плану  рассказ, какая погода характерна для разных времен года

стр. 12,

вопросы

3

Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура.

 

 

 

 

Знакомство обучающихся с явлениями природы, обобщение и закрепление знаний о  правилах поведения во время грозы, сильных порывах  ветра

 

 

Определяют и называют по иллюстрации явления природы.  Рассказывают с опорой иллюстрации (схематические рисунки) как вести себя во время грозы и при сильных порывах ветра

 

 

Называют «явления природы», определяют, что такое «ветер». Рассказывают, как люди используют силу ветра. Составляют рассказ о правилах поведения во время грозы и при сильных порывах ветра

стр. 12,

вопросы

4

Явления природы. Меры предосторожности

 

 

стр. 16,

вопросы


5

Географические сведения о своей местности и труде населения

 

 

Знакомство с местностью, в которой обучаются и проживают школьники.

Формирование умения наблюдать за окружающей действительностью, фиксирование и обобщение своих наблюдений

Составляют рассказ по иллюстрациям о занятиях населения своей местности. Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии совместно с учителем

Составляют рассказа о своей местности по плану, предложенному учителем.

Выполняют зарисовки, упражнения в тетради на печатной основе после наблюдений, проведенных во время экскурсии

стр. 17,

вопросы

ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ (5 часов)

6

Горизонт. Линия горизонта

 

 

Формирование представлений о линии горизонта, основных сторонах горизонта

Находят в словаре и зачитывают, что такое горизонт, линия горизонта. Выделяют на иллюстрации линию горизонта

Дают определение географическим понятиям «горизонт», «линия горизонта». Называют свойства горизонта

стр. 19,

вопросы

7

Стороны горизонта

 

 

Формирование умений пользоваться компасом, определять основные стороны горизонта

Называют основные стороны горизонты, опираясь на схему. Рисуют схему сторон горизонта совместно с учителем

Называют основные стороны горизонта. Зарисовывают схему сторон горизонта в тетради

стр. 21,

вопросы

8

Компас и правила пользования им

 

 

Знакомство с компасом. Устройство. Правила пользования.  Формирование умений ориентироваться по компасу

Определяют стороны горизонта по компасу, используя помощь учителя. Наклеивают картинку компаса в тетрадь

Рассказывают, что такое компас и правила пользования компасом пользоваться. Схематически зарисовывают компас. Определяют стороны горизонта с помощью компаса в классе, школьном холле

стр. 23,

вопросы

9

Ориентирование по местным признакам природы

 

 

Формирование умений ориентироваться по местным признакам природы, принимать решения в нестандартной ситуации

 

Определяют стороны горизонта по признакам природы, изображенных на иллюстрации, используя помощь педагога

Рассказывают, что такое компас, для чего он нужен и как он устроен. Ориентируются с помощью компаса по местным признакам природы

стр. 27,

вопросы

10

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Закрепление сформированных навыков ориентирования с пользованием компаса, умений наблюдать за окружающей действительностью, обобщение своих наблюдений

Наблюдают за окружающей действительностью. Определяют стороны горизонта по местным признакам природы, принимая помощь учителя

Наблюдают за окружающей действительностью, выделяют признаки природы, по которым можно определить стороны горизонта. Определяют стороны признакам природы, по компасу горизонта по местным

повторить

ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 часа)

11

Равнины, холмы

 

 

Формирование представлений обучающихся о формах поверхности земного шара

Называют основные формы земной поверхности. Зарисовывают строение холма по образцу с указанием его частей. Называют и показывают горы и равнины на иллюстрациях

Называют основные формы земной поверхности. Рассказывают, чем отличаются плоские и холмистые равнины.  Определяют виды равнин по иллюстрациям и схеме. Показывают части холма на схеме

стр. 30,

вопросы

12

Овраги, их образование

 

 

Формирования представлений об образовании оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства. Воспитание бережного отношения к родной земле

Показывают на иллюстрации овраг, называют подписанные части оврага, делают макет оврага из сырого песка и глины

Рассказывают о процессе образования оврагов и о вреде оврагов для сельского хозяйства с опорой на иллюстрации, зарисовывают схему оврага и подписывают его части

стр. 32,

вопросы

13

Горы. Землетрясения. Извержения вулканов

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о разновидностях рельефа земного шара. Знакомство со стихийными явлениями природы (землетрясение, извержение вулкана),  формирование навыков безопасного поведения

Составляют рассказ о горах из предложенных учителем предложений. Отвечают на наводящие вопросы о стихийных явлениях в природе

Рассказывают о горах и горных системах. Зарисовывают схему вулкана. Рассказывают о стихийных явлениях природы (лавина, землетрясение, извержение вулкана)

стр. 38,

вопросы

14

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Закрепление сформированных знаний о видах рельефа

Наблюдают за окружающей действительностью. Определяют виды рельефа местности, принимая помощь учителя

Называют основные формы земной поверхности. Рассказывают, чем отличаются плоские и холмистые равнины.  Определяют виды равнин по иллюстрациям и схеме. Показывают части холма на схеме

повторить

ВОДА НА ЗЕМЛЕ (11 часов)

15

Вода в природе

 

 

Закрепление полученных на уроках природоведения знаний о воде и ее значении для живых организмов и хозяйственной деятельности человека

Приводят примеры, где встречается вода в природе с опорой на иллюстрации. По схеме рассказывают о круговороте воды в природе

Приводят примеры, где встречается вода в природе. Рассказывают, как происходит круговорот воды в природе по схеме

 

стр. 42,

вопросы

16

Родник, его образование

 

 

Формирование элементарных представлений об образовании родника

Составляют рассказ по опорным словам об образование родника  

Рассказывают, как накапливается вода под землёй. Объясняют, как образовалось слово «источник». Называют, из каких горных пород состоят водопроницаемые и водонепроницаемые слои

стр. 44,

вопросы

17

Колодец, водопровод

 

 

Формирование элементарных представлений о колодце и водопроводе как источниках пресной воды для человека

По рисунку рассказывают о строении водопровода. Из пластилина делают макет колодца

Рассказывают о работе водопровода. Называют правила охраны воды при пользовании водопроводом

стр. 46,

вопросы

18

Части реки. Горные и равнинные реки

 

 

Знакомство с горными и равнинными  реками, их значении в жизни человека и его хозяйственной деятельности

Составляют предложения как образуются реки по опорным словам. Называют части реки, обозначенные на схеме. Определяют по иллюстрации горную и равнинную реку

Рассказывают по схеме как образуются реки. Называют и показывают на схеме части реки. Определяют на схеме направление реки, левые и правые притоки. Сравнивают горную и равнинную реки по плану. Рассказывают как образуется водопад

стр. 50,

вопросы

19

Как люди используют реки

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся об использовании природных ресурсов (пресной воды рек) в хозяйственной деятельности человека

Составляют рассказ об использование рек по схеме с опорой на иллюстрации

 

Рассказывают   об использовании пресной воды рек в хозяйственной деятельности человека

стр. 53,

вопросы

20

Озёра. Водохранилища. Пруды

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии водоемов земного шара. Обобщить и закрепить знания об озерах, прудах, водохранилищах родного края, их использовании в хозяйственной деятельности человека

По иллюстрациям и опорным словам рассказывают, где образуются озера. Называют различия пруда от озера, принимая помощь учителя

Называют характерные особенности озера.  Рассказывают, в каких местах образуются озёра. Зарисовывают схему озера. Рассказывают, как образуются водохранилища. Сравнивают пруд и озеро. Приводят примеры искусственных водоемов

 

стр. 56,

вопросы

21

Болота, их осушение

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о болоте. Повторить и закрепить сведения, полученные о торфе, его добыче и использовании

Составляют рассказ по серии картинок «Образование болот»

Рассказывают об образовании болот по схеме. Рассказываю, для чего осушают болота и где используется торф

 

стр. 59,

вопросы

22

Океаны и моря

 

 

Формирование понятий «океан», «море».

Знакомство обучающихся со стихийными явлениями природы (шторм, цунами, ураган)

 

Составляют рассказ по иллюстрациям об использовании морей и океанов человеком

Называют характерные особенности морей и океанов. Сравнивают и показывают на схеме окраинные и внутренние моря. Называют отличия морской воды от пресной. Рассказывают, что такое цунами. По иллюстрациям составляют рассказ об использование морей и океанов в хозяйственной деятельности человека

стр. 63,

вопросы

23

Острова и полуострова

 

 

Формирование понятий «остров» и «полуостров»

Зарисовывают в тетради вместе с учителем остров, полуостров и подписывают их, делают макеты из пластилина

Называют характерные особенности морей и океанов. На рисунке находят и показывают острова, полуострова, заливы и проливы

стр. 65,

вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Водоёмы Якутии. Охрана вод от загрязнения

 

 

Продолжение формирования представлений о родном крае, обобщение сведений о водоемах, их использовании. Охрана водоемов

Составляют рассказ о водоёмах из предложенных учителем предложений. Подбирают иллюстрации и фотографии с изображением водоемов

Называют водоемы, которые есть в местности, где проживают обучающиеся. Рассказывают, как используют водные ресурсы и о мерах, предпринимаемых людьми для охраны водоёмов.

стр. 68,

вопросы

25

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Закрепление представлений о родном крае, обобщение сведений о водоемах, их использовании.

Наблюдают за окружающей действительностью. Определяют виды водоёмов, принимая помощь учителя

Называют основные виды водоёмов. Рассказывают, чем они отличаются между собой.  Определяют по иллюстрациям. Показывают части реки на схеме

повторить

ПЛАН И КАРТА (10 часов)

26

Рисунок и план предмета

 

 

Формирование первоначальных представлений обучающихся о плане, его значении

Знакомятся с понятием «план». Зарисовывают план предметов (ластик, кубик) по контурным линиям. Называют отличия плана от рисунка, используя помощь учителя

Рассказывают, что такое план и для чего он нужен. Сравнивают изображенные предметы на плане и на рисунке, называя отличия. Зарисовывают в тетради план предметов (пенал, ластик, кубик)

стр. 71,

вопросы

27

План и масштаб

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о плане, закрепление  представления о масштабе

Знакомятся с понятием «масштаб». Составляют рассказ «Люди каких профессий используют масштаб в своей работе», по опорным словам, и иллюстрациям

Знакомятся с понятием «масштаб». Перечисляют профессии людей, которым необходим план местности

стр. 73,

вопросы

28

План класса

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о плане, закрепление  представления о масштабе

Имеют представление о плане, о масштабе. Составляют план класса с помощью учителя

стр. 75,

вопросы

29

План этажа

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о плане, закрепление  представления о масштабе

Имеют представление о плане, о масштабе. Составляют план этажа с помощью учителя

стр. 75,

повторить

30

Условные знаки плана местности

 

 

Развитие умения читать простейшие планы, знакомство  с условными знаками плана местности

Называют условные знаки плана местности с опорой на иллюстрации. Вычерчивают простейшие знаки плана местности по образцу

Называют характерные особенности изученных понятий. Читают рассказ, используя условные знаки плана местности

стр. 80,

вопросы

31

План и географическая карта

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о плане и его значении. Знакомство обучающихся с многообразием географических карт и их значением для жизнедеятельности человека

Называют отличия плана от карты, используя помощь учителя

Сравнивают план города и карту. Называют отличия плана от карты. Показывают на карте стороны горизонта. Рассказывают, какими бывают карты по назначению (физическая, политическая, административная, карта растений и животных)

стр. 82,

вопросы

32

Условные цвета физической карты

 

 

Знакомство с условными цветами физической карты.

Обучение показывать на физической карте России формы поверхности, крупнейшие водоемы с опорой на условный цвет, которым обозначены различные формы поверхности и водоемы

По иллюстрации называют формы земной поверхности. С помощью учителя называют основные цвета физической карты

Повторяют формы земной поверхности. Читают условные цвета, знаки географической карты.  Зарисовывают в тетради условные знаки плана, цвета и условные знаки физической карты

 

стр. 85,

вопросы

33

Условные знаки физической карты

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о географической карте. Знакомство с условными знаками физической карты

Соотносят условный знак физической карты с изображением

Называют условные цвета, знаки географической карты.  Зарисовывают в тетради условные цвета и условные знаки физической карты

стр. 87,

вопросы

34

Физическая карта России. Значение географической карты в жизни людей

 

 

Обобщение и систематизация представлений у обучающихся о физической карте и ее значении. Формирование умений показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков

 

Составляют рассказ о значении физической карты в жизни людей из предложенных учителем предложений.

Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на условные цвета карты, с помощью учителя

Рассказывают о значение физической карты в жизни человека с опорой на план. Показывают на физической карте России границу государства, крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на таблицу условных цветов и знаков карты

 

стр. 90,

вопросы

35

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Закрепление представлений и систематизация знаний о физической карте и ее значении, умений показывать на карте заданные объекты с помощью условных цветов и знаков

Показывают на физической карте крупные географические объекты (равнины, горы, океаны), опираясь на условные цвета карты, с помощью учителя

повторить

ЗЕМНОЙ ШАР (16 часов)

36

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне

 

 

Формирование у обучающихся элементарных представлений о телах Солнечной системы

Составляют рассказ о Земле, Солнце и Луне из рекомендованных учителем предложений

Рассказывают, что такое Солнечная система. Знакомятся с

понятиями «астрономия», «планеты»

стр. 93,

вопросы

37

Планеты

 

 

Расширение круга элементарных представлений о планетах Солнечной системы

Знают название 2-3 планет.

Составляют рассказ об одной из планет, используя опорные слова и словосочетания. Располагают на макете планеты по отношению к Солнцу, используя помощь учителя

Показывают и называют планеты (обозначенные и подписанные) на схеме Солнечной системы. Знают названия до 4 планет. Называют отличительные признаки Земли от других планет. Зарисовывают вместе с учителем схему Солнечной системы. Располагают на макете, по образцу, планеты по отношению к Солнцу

 

 

стр. 95,

вопросы

38

Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса

 

 

Формирование у обучающихся представлений о форме Земли. Продолжение закрепления знаний о вращении Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца

Составляют рассказа из предложенных учителем предложений о планете Земля. Зарисовывают как выглядит планета Земля из космоса (по шаблону)

Приводят примеры доказательства шарообразности Земли. Показывают, с помощью теллурия, движение Земли. Рассказывают как менялись представления о форме и размерах Земли с опорой на иллюстрации

стр. 99,

вопросы

39

Глобус – модель земного шара

 

 

Формирование представлений у обучающихся о форме Земли. Обучение пользоваться глобусом. Показ на глобусе полюса, линии экватора. Закрепление знаний об условных цветах физической карты

Показывают и называют глобус, определяют его назначение. Приклеивают картинку глобуса в тетрадь, подписывают полюса и линию экватора.

Рассказывают о строении глобуса. Показывают на глобусе полюса, линию экватора, южное и северное полушария. Лепят из пластилина модель Земли, обозначают на ней полюса и линию экватора. Показывают на глобусе различные формы поверхности (с опорой на цвет) с помощью таблицы условных цветов и знаков

стр. 102,

вопросы

40

Физическая карта полушарий

 

 

Повторение и закрепление знаний у обучающихся об условных цветах физической карты, линии экватора, Северном и Южном полюсах, Северном и Южном полушариях.

Знакомство с картой полушарий.

 Обучение показу на физической карте полушарий, названных выше объектов

Называют основные цвета карты полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий. Показывают на физической карте полушарий полюса, линию экватора, материки, океаны

Определяют, какими цветами изображена поверхность Земли на карте полушарий. Рассматривают условные знаки карты полушарий.

Показывают на карте полушарий и глобусе полюса, линию экватора, материки, океаны

стр. 103,

вопросы

41

Распределение воды и суши на Земле

 

 

Знакомство обучающихся с распределением воды и суши на Земле. Формирование представлений обучающихся о неравномерности распределения воды и суши на территории нашей планеты

Определяют по карте, что занимает большую часть земного шара: вода или суша. Показывают воду и сушу на карте, опираясь на таблицу условных знаков

Определяют по карте, в каком полушарии больше воды, а в каком островов и материков

 

стр. 105,

вопросы

42

Океаны на глобусе и карте полушарий

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением океанов на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу  заданных объектов на карте и глобусе

Показывают на физической карте и глобусе Мировой океан. Зачитывают названия океанов. Показывают океаны на карте. Отвечают на вопросы учителя об океанах с опорой на карту. Подписывают названия океанов на контурной карте

Называют Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны. Рассказывают о хозяйственном значении океанов по схеме или иллюстрациям.

Устанавливают простейшие причинно-следственные зависимости (например, почему Северный Ледовитый океан получил такое название). Находят на глобусе и физической карте полушарий океаны, подписывают названия океанов на контурной карте

стр. 108,

вопросы

43

Материки на глобусе и карте полушарий

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о Земном шаре. Знакомство обучающихся с названием и месторасположением материков на физической карте полушарий и на глобусе. Обучение показу заданных объектов на карте и глобусе

Называют материк, на котором мы живем. На   карте показывают материки. Составляют рассказ о материке с опорой на карту, используя предложения, предложенные учителем

Находят и называют на глобусе и физической карте полушарий материки, подписывают названия материков на контурной карте. Сравнивают материки и части света

 

стр. 111,

вопросы

44

Первые кругосветные путешествия

 

 

Формирование представлений у обучающихся о значении первого кругосветного путешествия под командованием Ф. Магеллана. Знакомство с первым русским кругосветным плаванием

Составляют из предложенных учителем предложений рассказ о русском кругосветном плавании.  По пунктирным линиям на контурной карте отмечают первое русское кругосветное плавание (маршрут Крузенштерна, шлюп «Нева»)

Составляют рассказ по плану и карте о первом русском кругосветном плавании. Вычисляют длительность кругосветного плавания (с опорой на даты, представленные в учебнике)

Рассказывают как происходило первое путешествие, каково значение первого кругосветного плавания, какой вклад внесли русские моряки в географическую науку

стр. 115,

вопросы

45

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности

 

 

Формирование представлений у обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

Показывают движение Земли вокруг Солнца по схеме.

Составляют рассказ о климате своей местности, используя помощь учителя

Рассказывают о значении солнца для жизни на земле с опорой на схему или рисунки. 

Составляют рассказ с опорой на схему, от чего зависит климат и от чего зависит погода

стр. 118,

вопросы

46

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата

 

 

Формирование представлений у обучающихся о различии в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности. Знакомство с климатом земного шара

Составляют рассказ о климате своей местности, используя помощь учителя

Составляют рассказ с опорой на схему, от чего зависит климат и от чего зависит погода

стр. 121,

вопросы

47

Пояса освещённости: жаркие, умеренные, холодные

 

 

Продолжение формирования первоначальных представлений о разнообразии климата на Земном шаре

Составляют рассказ об одном из поясов освещенности из предложенных учителем предложений. Раскрашивают в контурной карте пояса освещенности. Заполняют схему пояса освещенности

Устанавливают простейшие причинно-следственные связи между географическим положением, солнечной радиацией, подстилающей поверхностью.  Называют основные типы климатов, их характерные признаки.  Чертят в тетради схему «Пояса освещенности»

стр. 124,

вопросы

48

Природа тропического пояса

 

 

Расширение круга представлений обучающихся об особенностях природных условий тропического пояса

Показывают на карте тропический пояс, выделенный учителем. Заштриховывают (закрашивают) заранее обозначенный учителем тропический пояс в тетради.

Узнают изображения типичных животных тропического пояса и называют их (от 3 до 5 представителей)

Называют, с опорой на схему «пояса освещенности», какие материки и океаны расположены в пределах тропического пояса.

Узнают изображения типичных животных тропического леса и называют их (до 5 представителей), показывают на карте «Растительный и животный мир» тропического леса с помощью учителя

стр. 127,

вопросы

49

Природа умеренного пояса

 

 

Знакомство обучающихся с особенностями природных условий умеренных поясов

Называют и показывают умеренные пояса освещенности, выделенные учителем на карте. Составляют рассказ из предложенных учителем предложений о природе умеренных

Называют материки и океаны, расположенные в пределах умеренного поясов. Составляют рассказ о природе умеренных поясов по плану

стр. 129,

вопросы

50

Природа полярного пояса

 

 

Знакомство обучающихся с особенностями природных условий полярных поясов

Называют и показывают полярные пояса освещенности, выделенные учителем на карте. Составляют рассказ из предложенных учителем предложений о природе полярных поясов (Арктика, Антарктика)

Называют материки и океаны, расположенные в пределах полярного пояса. Составляют рассказ о природе полярных поясов по плану

стр. 131,

вопросы

51

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Обобщение изученного материала по разделу Земной шар.  Работа с картой полушарий и глобусом. Выполнение заданий в тетради

Выполняют контрольное тестирование с опорой на учебник, с помощью учителя

Выполняют контрольное тестирование по  разделу «Земной шар»

повторить

КАРТА РОССИИ (15 часов)

52

Географическое положение России на карте

 

 

Знакомство обучающихся с положением России на глобусе, карте. Формирование представлений о площади государства, повторение  символики РФ

Показывают на карте и настольной карте Россию, используя помощь учителя.

Выделяют среди других изображений флаг и герб РФ. Зарисовывают вместе с учителем флаг РФ

Составляют описание географического положения России (с опорой на план в учебнике). По карте поясов освещенности определяют, в каких поясах лежит Россия

 

 

стр. 137,

вопросы

53

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге

 

 

Формирование представлений у обучающихся о государственных границах. Закрепление знаний об условных обозначениях физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Показывают границы России на физической карте, обводят по пунктирным линиям в контурной карте сухопутные границы

Показывают на карте сухопутные границы, их протяженность. Называют государства, с опорой на политическую карту, с которыми РФ граничит на западе и юге.

Выделяют сухопутные границы РФ на контурной карте

стр. 139,

вопросы

54

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о государственных границах.

Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Показывают границы России на физической карте. Обозначают на контурной карте северный ледовитый океан

Показывают на карте за Северный Ледовитый океан, омывающий берега России, и читают названия морей. 

Рассказывают по иллюстрациям, используя помощь учителя о природе морей (не выделяя конкретных названий) , омывающих берега России на севере.

Показывают на карте морские границы РФ. Рассказывают о природе морей, омывающих берега России (не выделяя конкретных названий).

Называют и показывают моря Северного Ледовитого океана на карте. Рассказывают о морях Северного Ледовитого океана по плану

 

стр. 142,

вопросы

55

Моря Тихого и Атлантического океанов

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о государственных границах России.

Закрепление знаний об условных обозначениях и условных цветах физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Показывают на карте Тихий и Атлантический океан, читают названия морей.

Рассказывают по иллюстрации, используя помощь учителя, о природе морей, омывающих берега России

Называют и показывают на карте моря Тихого и Атлантического океанов. Наносят океаны, моря на контурную карту.

Составляют описания одного из морей с опорой на план

 

стр. 147,

вопросы

56

Острова и полуострова России

 

 

Формирование представлений о территории РФ, островах и полуостровах Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического океанов.

Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Показывают и называют острова и полуострова, заранее выделенные учителем

Называют и показывают острова и полуострова России. Рассказывают об особенностях природы островов и полуостровов России. Составляют описания одного из островов и полуостровов РФ с опорой на план. Наносят названия островов и полуостров России на контурную карту

 

 

 

стр. 151,

вопросы

57

Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья

 

 

Формирование представлений о поверхности РФ, ее разнообразии.

Закрепление знаний условных обозначений и условных цветов физической карты. Формирование навыков правильного показа объектов на географической карте

Закрашивают в контурной карте обозначенные равнины (низменности, плоскогорья). Составляют описание равнины по плану, используя помощь учителя

Называют и показывают на физической карте низменности, возвышенности, плоскогорья России. Составляют описание равнины (низменности, плоскогорья) с опорой на план в учебнике

 

стр. 154,

вопросы

58

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о разнообразии поверхности РФ

Называют и показывают на настенной карте заранее выделенные учителем горы. Заштриховывают и закрашивают горы в контурной карте, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте Кавказские, Уральские, Крымские горы, Алтай и Саяны. Различают горы по высоте, размеру. Составляют описания гор России с опорой на план в учебнике

 

стр. 158,

вопросы

59

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых

 

 

Закрепление знаний у обучающихся о полезных ископаемых, продолжение формирования представлений обучающихся о богатстве недр РФ.

Повторение условных обозначений полезных ископаемых

Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых.

Закрашивают заранее обозначенные полезные ископаемые в контурной карте. Изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте

Показывают крупнейшие месторождения полезных ископаемых, добываемые на территории России.

Рассказывают об использовании полезных ископаемых.

Зарисовывают в тетради условные знаки полезных ископаемых, изготавливают макеты условных знаков с последующим прикреплением их к настенной карте

стр. 161,

вопросы

60

Реки: Волга, Ока, Кама, Дон, Днепр, Урал

 

 

Формирование представлений у обучающихся о реках европейской части России: Волга Ока, Кама, Дон, Днепр, Урал. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека

Показывают на настенной карте реки европейской части России: Волга Ока, Кама, Дон, Днепр, Урал.  Составляют из предложенных учителем предложений рассказ-описание рек

Показывают по карте реку Волгу, ее притоки Оку и Каму. Находят по условным знакам на настенной карте ГЭС. Называют каналы, соединившие Волгу с другими реками. Составляют описания рек европейской части России: Волга Ока, Кама, Дон, Днепр, Урал.  с опорой на план

стр. 165, 167,

вопросы

61

Реки Сибири: Обь, Енисей

 

 

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о крупных реках РФ. Знакомство школьников с реками азиатской части РФ. Закрепление знаний об использовании рек в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны

 

 

 

 

 

Показывают изученные реки на настенной карте, заранее выделенные учителем. Составляют описание об одной из изученных рек с опорой на план, используя помощь учителя

 

Называют равнину по которой протекают реки Обь и Енисей, показывают их путь по карте. По условным знакам находят крупные ГЭС, построенные на реках Енисей, и Ангара. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки. Сравнивают протяженность рек Обь и Енисей по рисунку в учебнике

стр. 171,

вопросы

62

Реки: Лена, Амур

 

 

Показывают на карте реки Лену, Амур и их притоки. Сравнивают по протяженности изучаемые реки с другими реками России по рисунку. Составляют описание изученных рек с опорой на план. На контурной карте подписывают изученные реки

стр. 174,

вопросы

63

Реки Якутии и Нерюнгринского района

 

 

Расширение представлений у обучающихся о родном крае. Формирование умений находить нашу страну на карте, показ столицы РФ

Составляют рассказ о родном крае по плану, используя опорные слова и предложения

Составляют рассказ о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Пишут письмо другу, в котором содержится описание родного края

реферат

64

Озёра России, Якутии

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о водоемах РФ. Знакомство обучающихся с крупнейшими озерами России. Закрепление знаний об использовании озер в хозяйственной деятельности человека. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам страны

Показывают на настенной карте заранее обозначенные озера.

Составляют из предложенных учителем предложений об озерах России. Подписывают название озер на контурной карте, используя помощь учителя

Называют и показывают озера России на настенной карте. Рассказывают об их особенностях. Называют реки, впадающие в Каспийское море. Поясняют, почему Каспийское озеро называется морем.

Наносят на контурную карту названия изученных озер

 

стр. 177,

вопросы

65

Якутия на карте России

 

 

Расширение представлений у обучающихся о родном крае. Формирование умений находить нашу страну на карте, показ столицы РФ

Составляют рассказ о родном крае по плану, используя опорные слова и предложения

Составляют рассказ о родном крае с опорой на план, предложенный учителем. Пишут письмо другу, в котором содержится описание родного края

стр. 178,

рассказ по плану

66

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Расширение представлений у обучающихся о родном крае. Формирование умений находить нашу страну на карте, показ столицы РФ

Составляют рассказ о родном крае по плану, используя опорные слова и предложения. Выполняют контрольное тестирование с опорой на учебник

 

повторить

ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

67

Повторение: материки, океаны, моря планеты Земля

 

 

Повторение и обобщение представлений обучающихся, формируемых в начальном курсе физической географии

Выполняют контрольное тестирование с опорой на учебник

Выполняют контрольное тестирование по начальному курсу географии

повторить

68

Повторение: география России

 

 

Повторение и обобщение представлений обучающихся, формируемых в начальном курсе физической географии

Выполняют контрольное тестирование с опорой на учебник

Выполняют контрольное тестирование по начальному курсу географии

повторить