Календарное планирование уроков географии в 7 классе коррекционной школы

  • Документация
  • docx
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебник: Т.М.Лифанова
Иконка файла материала география КТП 7 новый.docx


урока

Тема урока

Дата план

Дата факт

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся

Примечания,

д/з

Минимальный уровень

Достаточный уровень

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

1

Введение в географию России

 

 

Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира

России на настенной карте, используя помощь учителя.

Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке расположено наше государство.

стр. 3

ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ (12 часов)

2

Географическое положение России на карте мира

 

 

Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира. Повторение условных обозначениях морских и сухопутных границ, государственные символы РФ. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте

Показывают границу России на настенной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о географическом положении России по плану и опорным предложениям

Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке расположено наше государство. Показывают границу России, обозначают ее на контурной карте. Называют моря, по которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте государства, граничащие с Россией

стр. 5,

вопросы

3

Европейская и азиатская части России

 

 

 

Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями экономических районов Европейской и азиатской частей РФ. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Показывают (заранее обозначенную учителем) условную границу между Европой и Азией.  Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город (с помощью)

Показывают на карте территорию России. Называют, где проходит условная граница, заранее обозначенная учителем, между Европой и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть.  Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город. Определяют, в какой части страны они живут

стр. 8,

вопросы

  4

Административное деление России

 

 

 

Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории.

Знакомство с названиями наиболее крупных областей Европейской и азиатской части РФ.

Формирование первоначальных представлений обучающихся о государственном устройстве РФ

Называют нашу страну. Знакомятся с названиями наиболее крупных административно-территориальных единиц (области, республики) европейской и азиатской частей РФ, показывают на настенной карте (с помощью учителя)

 

Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Показывают крупные административно-территориальные единицы (области, республики), дают характеристику географического положения (по плану), показывают на карте

стр. 10,

вопросы

  5

Разнообразие рельефа

 

 

 

Продолжение знакомства с формами рельефа РФ. Повторение условных цветов физической карты. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте

Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России (с помощью). Составляют по плану краткую характеристику географического положения объекта, выделенного в учебнике, жирным шрифтом и наносят его на карту, используя помощь учителя

Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России. Описывают географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья.  Называют горы России, показывают их на физической карте России. Наносят на контурную карту, выделенные в тексте жирным шрифтом географические объекты

стр. 13,

вопросы

6

Полезные ископаемые, их основные месторождения

 

 

Повторение и закрепление знаний о полезных ископаемых, способах их добычи, рациональном использовании. Формирование представлений о богатстве недр страны

Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России (с помощью). Составляют рассказ о бережном отношении к природным ресурсам по опорным словам и словосочетаниям

Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят на контурную карту крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам

стр. 16,

вопросы

7

Климат России

 

 

Повторение и закрепление знаний о поясах освещенности, климате, погоде.  Формирование представлений о климате разных частей РФ

По схеме перечисляют пояса освещенности. По плану и опорным предложениям рассказывают о климате своей местности. 

 

Называют, какие факторы влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поясов. Рассказывают о климате европейской части России, Сибири и Дальнего Востока

стр. 18,

вопросы

8

Водные ресурсы России, их использование

 

 

Повторение и закрепление знаний о водоемах, их условном изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать понятия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков правильного показа географических объектов на карте.

Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края

Находят в словаре и зачитывают определение, что такое водные ресурсы.  Называют (заранее выделенные учителем) и показывают крупные реки и отмечают их на контурной карте. Рассказывают как люди используют водоемы по предложенным учителем предложениям

Называют и показывают на карте реки и озера России, указанные в учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по плану.  Обсуждают возможности хозяйственного использования рек

стр. 22,

вопросы

9

Население России. Народы России

 

 

Формирование представлений у обучающихся о России как многонациональном государстве, о разнообразии народов, их традициях, вероисповедании.

Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей

Называют некоторые народы, проживающие на территории России (до 4 названий). Рассказывают об обычаях своего народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации

Знакомятся с понятием «плотность населения». Перечисляют названия народов России (с опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения отдельных народов (с опорой на политико-административную карту)

стр. 24,

вопросы

10

Промышленность – основа хозяйства, её отрасли

 

 

Формирование первоначальных представлений у обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепление и систематизация знаний о промышленных предприятиях своего края.

Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе

Называют некоторые отрасли тяжелой и легкой промышленности (машиностроение, швейная промышленность, пищевая промышленность) с опорой на иллюстративный материал – схемы, рисунки. Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям.

 

Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных материалов учебника. Называют, какую продукцию выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности. Показывают на карте крупнейшие промышленные города, заранее выделенные учителем. Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя)

стр. 26,

вопросы

11

Сельское хозяйство, его отрасли

 

 

Формирование первоначальных представлений у обучающихся о сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего края и их использовании

Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство) с опорой на иллюстративный материал

 

Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство, рыболовство) с опорой на иллюстративный материал.

Называют главную зерновую культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя причинно-следственные зависимости между климатом и развитием сельского хозяйства. Называют основные отрасли сельского хозяйства своего края (с помощью учителя)

стр. 29,

вопросы

12

Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России

 

 

Формирование представлений о транспортном сообщении на территории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажирских перевозок. Формирование первоначальных представлений у обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиатской части России

Перечисляют виды транспорта.  Называют транспорт, на котором перевозят людей и грузы. Рассказывают о транспорте своего города

Сравнивают экономическое развитие европейской и азиатской частей России с помощью учителя. Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности и сельского хозяйства европейской и азиатской частей России

стр. 32,

вопросы

13

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Повторение и закрепление у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира, её особенностях

Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке расположено наше государство, рассказывают о её особенностях. Показывают границу России, обозначают ее на контурной карте.

повторить

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ (2 часа)

14

Размещение природных зон на территории России

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России.

Называть природные зоны России с помощью учителя (схемы, таблицы), находить и показывать на картинах/фотографиях разные природные зоны России

Характеризуют особенности климата природных зон России.  Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны

стр. 34,

вопросы

15

Карта природных зон России

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России и их географическим положением, картой природных зон России, условными цветами карты природных зон

Называют природные зоны, в которых расположена Россия (по карте природных зон), показывают на настенной карте (с помощью)

Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте. Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными цветами раскрашивают природные зоны в контурной карте

стр. 36,

вопросы

ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ (5 часов)

16

Положение на карте

 

 

Формирование первоначальных представлений у обучающихся о зоне арктических пустынь, ее географическом положении. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Называют общие особенности зоны арктических пустынь после объяснения учителя. Называют и показывают на   настенной карте зону арктических пустынь. Перечисляют с опорой на карту моря Северного Ледовитого океана, показывают на карте

Показывают природную зону на настенной карте и отмечают на контурной карте.

Называют и показывают на карте острова и моря Северного Ледовитого океана

стр. 39,

вопросы

17

Климат

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с особенностями климата и природными явлениями изучаемой природной зоны

 

Описывают типичную зимнюю и летнюю погоду зоны арктических пустынь (с помощью учителя)


Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны арктических пустынь. По иллюстрации описывают полярный день и полярную ночь, арктическое лето

стр. 40,

вопросы

18

Растительный и животный мир

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру.

Продолжение формирования навыков самостоятельной работы

Рассматривают и называют по

иллюстрации растения и животных зоны арктических пустынь. Составляют рассказ об одном из представителей фауны Арктики по предложенным учителям предложениям

 

Называют типичных представителей животного и растительного мира зоны арктических пустынь (до 4 названий). Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между внешним видом, строением и образом жизни

стр. 44,

вопросы

19

Население и его основные занятия

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование знаний у обучающихся о занятиях населения в зоне арктических пустынь

 

По иллюстрации рассказывают, чем занимаются население в зоне арктических пустынь

Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и занятиями населения. Называют основные занятия ученых в Арктике.  Называют, с помощью учителя, основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека

стр. 46,

вопросы

20

Северный морской путь

 

 

Продолжение формирования представления обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование элементарных представлений о развитии судоходства в морях Северного Ледовитого океана, омывающих территорию России

Показывают на карте северный морской путь (заранее обозначенный на карте). По иллюстрации рассказывают, какие грузы доставляют жителем крайнего севера по Северному морскому пути

Показывают на карте Северный морской путь. Рассказывают, для чего был проложен Северный морской путь. Отмечают на контурной карте крупные порты Арктики

стр. 48,

вопросы

ЗОНА ТУНДРЫ (8 часов)

21

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые тундры

 

 

Формирование представлений у обучающихся о тундре.

Знакомство с географическим положением зоны тундры.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Показывают на настенной карте зону тундры (с помощью). Закрашивают данную природную зону в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в тундре, используя помощь учителя

Показывают на карте природную зону тундры. Описывают географическое положение тундры (по плану) и отмечают ее на карте. Называют, с какими природными зонами граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают

стр. 50,

вопросы

22

Климат. Водоёмы тундры

 

 

Формирование представлений у обучающихся о тундре.  Знакомство с климатическими условиями и водоемами. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Называть типичные особенности климата тундры, указанные в учебнике. Рассказывают о климатических условиях тундры по плану и опорным словами (словосочетаниям). Показывают (заранее выделенные учителем) реки, протекающие по тундре

Называют, какой климат характерен для зоны тундры.  Сравнивают зиму и лето своего края с зимой и летом зоны тундры. Обсуждают особенности климата тундры на основании материалов учебника. Анализируют особенности тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по зоне тундры, и показывают их на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много болот

стр. 52,

вопросы

23

Растительный мир тундры

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре.  Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны

 

Рассматривают на рисунке или гербарии растения. С опорой на иллюстрации или гербарий, называют характерные особенности растений тундры.

По плану и опорным словами (словосочетаниям) рассказывают об одном из растений тундры

Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом растений. Например, почему в зоне тундры не могут расти высокие деревья. Составляют рассказ, используя опорные слова, о том, как растения приспособились к суровым условиям тундры

стр. 55,

вопросы

24

Животный мир тундры

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре.  Знакомство с основными представителями животного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны

По рисункам называют животных зоны тундры. Составляют рассказ о северном олене, используя предложенные учителем предложения.  Называют животных зоны тундры (по рисункам с надписями)

Рассказывают, как животные приспособились к суровому климату тундры. Устанавливают с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом и образом жизни животных

стр. 57,

вопросы

25

Хозяйство тундры. Население и его основные занятия

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре.  Знакомство с хозяйством, населением тундры.

Воспитание  уважительного отношения к жителям коренных народов Севера

Составляют рассказ о занятиях населения Крайнего Севера, используя помощь учителя. С помощью иллюстраций называют основные занятия населения

Называют коренные народы (до 3 названий), проживающие в зоне тундры, их быт, обычаи. Традиции, основные занятия

стр. 60,

вопросы

26

Города тундры

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре.  Знакомство с крупнейшими городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Показывают на карте изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на контурной карте (с помощью)

Составляют краткие характеристики городов по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Показывают города на карте и отмечают их на контурной карте

стр. 62,

вопросы

27

Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре.  Знакомство с экологическими проблемами Севера. Воспитание у обучающихся бережного отношения к природе своей страны

Показывают заповедники зоны тундры (заранее выделенные учителем) на карте России

Устанавливают с помощью учителя причины экологических проблем. Находят на карте заповедники зоны тундры, рассказывают о них, опираясь на таблицы, иллюстрации

 

 

стр. 64,

вопросы

28

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Закрепление представлений у обучающихся о тундре.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Составляют рассказ о природной зоне Крайнего Севера, используя помощь учителя. С помощью иллюстраций называют основные занятия населения

повторить

ЛЕСНАЯ ЗОНА (20 часов)

29

Положение лесной зоны на карте. Рельеф и полезные ископаемые

 

 

Формирование представлений о зоне лесов как о самой большой по площади природной зоне России. Знакомство с географическим положением, особенностями рельефа и полезными ископаемыми изучаемой природной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте.

Воспитание бережного отношения к природным ресурсам

Показывают на карте природных зон России лесную зону. На карте природных зон называют, каким цветом обозначена лесная зона. Обозначают ее в контурной карте (с помощью). Составляют рассказ о рельефе лесной зоны из предложенных учителем предложений

По плану дают характеристику географического положения лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помощью учителя). Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану  с помощью учителя

стр. 69,

вопросы

30

Климат лесной зоны

 

 

Формирование представлений о зоне лесов. Знакомство с особенностями климата лесной зоны

Называют, в каком поясе освещенности расположена лесная зона (с опорой на схему). Называют основные характеристики погоды в разные времена года (лето, осень. весна, зима)

Рассказывают по схеме, какое влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые ветры с Атлантического океана. Сравнивают климат европейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана

стр. 71,

вопросы

31

Реки, озёра, каналы лесной зоны

 

 

Формирование представлений у обучающихся о лесной зоне.  Знакомство с водоемами изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам

Показывают реки и озёра (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны, по опорным словам, и словосочетаниям

Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской и азиатской частях лесной зоны. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны (по плану)

стр. 74,

вопросы

32

Растительный мир. Хвойные леса (тайга)

 

 

Формирование представлений у обучающихся о растительном мире лесной зоны.  Закрепление и расширение представлений о влиянии климата на растительный мир. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны.

Показывают хвойные леса на карте с помощью учителя

Называют хвойные деревья. Описывают одно из хвойных деревьев по плану. Выписывают в тетрадь породы деревьев европейской и азиатской частей тайги. Показывают на карте зону лесов

 

стр. 77,

вопросы

33

Смешанные и лиственные леса

 

 

Закрепление и расширение представлений о влияние климата на растительный мир. Повторение и обобщение знаний у обучающихся о растительности смешанных и лиственных лесов. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны

Называют по рисунку растения смешанных лесов.

Называют лиственные деревья. Описывают одно из лиственных деревьев по плану.

Показывают на карте зону лесов

Проводят на контурной карте примерную границу смешанных лесов с помощью учителя. Сравнивают смешанные (лиственные) леса и тайгу по плану. Составляют рассказ об уссурийской тайге

стр. 80,

вопросы

34

Животный мир лесной зоны

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны.

Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны

Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий). Узнают на рисунках животных лесной зоны. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны, используя помощь учителя

Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира.  Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную книгу

стр. 84,

вопросы

35

Пушные звери

 

 

Продолжить формирование представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны

Называют пушных зверей (до 3 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере (с помощью опорных слов)

Объясняют, каких зверей называют пушными. Называют пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере по плану

стр. 87,

вопросы

36

Значение леса

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Повторение, систематизация и обобщение знаний о значении леса

Готовят схему о значении леса в жизни человека, используя помощь учителя

Рассказывают о значении леса в жизни людей. Готовят схему о значении леса в жизни человека. Повторяют правила поведения в лесу

стр. 89,

вопросы

 

37

Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне.

 

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемы промышленными предприятиями Центральной России

Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал.

 

стр. 89,

вопросы

38

Промышленность и сельское хозяйство Центральной России

 

 

Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России. Расширение представлений обучающихся о народном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь

ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемы промышленными предприятиями Центральной России

Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве Центральной России по плану

стр. 92,

вопросы

39

Города Центральной России

 

 

Формирование представлений у обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.

Расширение и закрепление знаний о столице России.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Москве по предложенным учителем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России. Составляют рассказ об одном из городов Центральной России по плану

стр. 97,

вопросы

40

Особенности развития Северо-Западной России

 

 

Продолжить формирование представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Северо-Западной России. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемые промышленными предприятиями Северо-Западной России

Определяют географическое положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя. Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал. Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве по плану

стр. 99,

вопросы

41

Города Северо-Западной России

 

 

Формирование представлений у обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны.

Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Санкт-Петербурге по предложенным учителем предложениям

Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану

 

стр. 100,

вопросы

42

Западная Сибирь

 

 

Продолжить формирование представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство школьников с промышленностью Западной Сибири. Расширение представлений у обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Западной Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя)

Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя).

Называют полезные ископаемые, которые добывают в этом регионе. Показывают на карте крупнейшие месторождения

 

стр. 102,

вопросы

43

Восточная Сибирь

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью Восточной Сибири. Расширение представлений у обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте

Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Восточной Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя)

Определяют географическое положение Восточной Сибири по карте с помощью учителя. Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири.

Называют ведущие отрасли промышленности  

стр. 105,

вопросы

44

Дальний Восток

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с основными отраслями промышленности Дальнего Востока. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ

Находят на физической карте России Дальний Восток (с помощью). Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые (с помощью учителя)

Находят на физической карте России Дальний Восток. Определяют географическое положение восточной Сибири по карте с помощью учителя. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие месторождения. Называют ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства

стр. 108,

вопросы

45

Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Расширение представлений у обучающихся об охране природы в лесной зоне.

Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой

Составляют рассказ о правилах поведения в лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия (с помощью учителя)

Устанавливает причинно-следственные зависимости между деятельностью человека и необходимостью охраны природы. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия с помощью учителя

стр. 112,

вопросы

46

Растительный и животный мир Якутии

 

 

Формирование представлений у обучающихся о лесной зоне Якутии. Расширение представлений у обучающихся об охране природы в лесной зоне. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей республики

Составляют рассказ о правилах поведения в лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия

(с помощью учителя)

реферат

47

Промышленность и сельское хозяйство Якутии

 

 

Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ и Якутии

Находят на физической карте России Якутию (с помощью). Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства республики. Перечисляют по карте полезные ископаемые Якутии(с помощью учителя)

реферат

48

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Обобщение представлений у обучающихся о лесной зоне России. Воспитание бережного и рационального использования природных богатств России.

Формирование умений работать в малых группах при выполнении заданий

Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне

Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне. Показывают изученные объекты на физической карте и карте природных зон

повторить

ЗОНА СТЕПЕЙ (6 часов)

49

Положение зоны степей на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки

 

 

Формирование первоначального представления обучающихся о зоне степей. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми и водоемами степной зоны.

Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой, картами

Показывают на карте «Природные зоны России» зону степей. Показывают месторождения полезных ископаемых и реки степей (с помощью учителя). Подписывают их названия в контурной карте

Называют основные признаки степей. Дают краткую характеристику географического положения зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне степей. Характеризируют климатические условия степной зоны. Показывают на карте «Природные зоны России»  и обозначают зону степей на контурной карте

стр. 115,

вопросы

50

Растительный мир степей

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство школьников с растительным миром степной зоны и его особенностями. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны

По рисунку называют растения степной зоны. Выписывают их в тетрадь, рассказывают о растениях степей по плану, используя помощь учителя

Называют некоторые растения зоны степей. С помощью учителя выделяют причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями растительного мира. Обсуждают приспособление растений к условиям существования, формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану.

стр. 117,

вопросы

51

Животный мир степей

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с животным миром степной зоны и его особенностями. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны

По рисунку называют животных степей.

Составляют рассказ о растениях степей по плану, используя помощь учителя

Называют некоторых животных зоны степей (до 4) с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных зоны степей по плану. Рассказывают, как животные приспособились к жизни в степях

стр. 118,

вопросы

52

Хозяйство. Население и его основные занятия

 

 

Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с населением изучаемой природной зоны и его занятиями.

По рисунку перечисляют занятия населения степной зоны. Составляют рассказ о сельскохозяйственных культурах, которые выращивают в степной зоне, используя помощь учителя

Перечисляют основные занятия населения. Называют отрасли промышленности, развитые в зоне степей. С помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и хозяйственной деятельностью человека. Рассказывают о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в степях

стр. 120,

вопросы

53

Города степной зоны

 

 

Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой

Находят и показывают на карте степную и лесостепную зоны (с помощью). Записывают названия крупных городов степной зоны в тетрадь. Составляют рассказ о городах по предложенным учителем предложениям

Показывают на карте степную зону. Перечисляют крупные города и отмечают их в контурной карте.

Рассказывают о городах степей по плану

стр. 128,

вопросы

54

Охрана природы зоны степей

 

 

Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в степной зоне и способах их решения. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны

По схеме называют экологические проблемы зоны степей. На контурной карте отмечают заповедники степной зоны, используя помощь учителя

Рассказывают, какая опасность угрожает животным степной зоны. Показывают на карте заповедники степной зоны и отмечают их в контурной карте

стр. 130,

вопросы

ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ (5 часов)

55

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые зоны пустынь и полупустынь

 

 

Формирование первоначальных представлений у обучающихся о зоне полупустынь и пустынь. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми зоны пустынь

Показывают на карте природных зон России зону пустынь и полупустынь. Закрашивают в контурной карте зону пустынь и полупустынь. Показывают на карте по условным знакам полезные ископаемые, которые добывают в пустыне

Называют основные признаки пустынь.

Показывают зону пустынь на настенной карте и отмечают ее в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в пустынях и полупустынях

стр. 132,

вопросы

56

Климат зоны пустынь и полупустынь. Реки

 

 

Формирование представлений у обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с особенностями климата и реками изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной, контурной картами

Показывают на карте природные зоны пустыни и полупустыни. Называют основные особенности климата пустынь с опорой на схему (климат сухой и жаркий) Показывают реки зоны пустынь и полупустынь, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте. Составляют рассказ о реках пустыни по плану, используя помощь учителя

Характеризуют климатические условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки зоны пустынь и отмечают их в контурной карте

стр. 134,

вопросы

57

Растительный мир зоны пустынь и полупустынь

 

 

Формирование представлений у обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с особенностями растительного мира изучаемой природной зоны

По иллюстрациям называют растения зоны пустынь. Составляют рассказ о любом растение по опорным словам и словосочетаниям

Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями растительного мира. Рассказывают, как растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливому климату. Рассказывают о растениях по плану

стр. 137,

вопросы

58

Животный мир зоны пустынь и полупустынь

 

 

Продолжение формирование представлений у обучающихся об особенностях природы зоны пустынь и полупустынь.

Воспитание бережного отношения к миру природы

По иллюстрациям называют животных зоны пустынь. Составляют рассказ о верблюде по опорным словам и словосочетаниям

Называют животных пустынь и полупустынь с помощью учителя. Устанавливают причинно-следственные зависимости между растительным и животным   миром. Рассказывают, как животные приспособились к жизни в полупустыне и пустыне. Описывают животных зоны пустынь. Составляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь

стр. 139,

вопросы

59

Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны пустынь и полупустынь

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о зоне пустынь и полупустынь.

Знакомство школьников с населением и его основными занятиями.  Воспитание уважительного отношения к людям других

национальностей, их обычаям и традиция

Показывают на карте зону пустынь и полупустынь с опорой на иллюстрации, называют основные занятия жителей зоны пустынь и полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учителя

Называют основные занятия населения зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют отрасли сельского хозяйства полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь (территории между Волгой и Ахтубой, побережья Каспийского моря) по плану

стр. 143,

вопросы

ЗОНА СУБТРОПИКОВ (3 часа)

60

Положение на карте субтропической зоны

 

 

Формирование первоначальных представлений у обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями растительного и животного мира сухих и влажных субтропиков. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны

Показывают на карте природных зон России зону субтропиков (с помощью). По рисункам называют растения и животных субтропиков.

Составляют рассказ об одном из растений/ животных по плану с помощью учителя

Показывают на карте природных зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной карте с помощью учителя. Характеризуют климатические условия влажных и сухих субтропиков. Называют дикорастущие и культурные растения субтропиков. Рассказывают об одном из растений/животных зоны субтропиков по плану

стр. 145,

вопросы

61

Курортное хозяйство. Население субтропической зоны и его основные занятия. Города-курорты

 

 

Формирование представлений у обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с населением и его основными занятиями. Формирование элементарных представлений о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа.

По рисункам называют занятия населения в субтропиках с помощью учителя. Находят на карте города - курорты на побережье Черного моря, заранее выделенные учителем

Называют культурные растения, которые выращивают в субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны. Находят на карте крупные курортные города субтропиков и отмечают их в контурной карте

стр. 147,

вопросы

62

Крым. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Население и его основные занятия

 

 

Формирование представлений у обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с городами на южном берегу Крыма

Находят на карте города - курорты на южном берегу Крыма (заранее выделенные учителем). Обозначают города на контурной карте, принимая помощь учителя

Называют города на южном берегу Крыма. Находят изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия городов в контурной карте

просмотр фильма о Крыме

ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ (5 часов)

63

Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат

 

 

Продолжение формирования представлений у обучающихся о природных зонах РФ.

Знакомство с областью высотной поясности, ее положением на карте, поверхностью, полезными ископаемыми, особенностями климата

Показывают горы России (заранее выделенные учителем). С опорой на иллюстрации называют животных высотной поясности. Используя карту, называют горы России

Показывают на карте горы России. Называют животных, которые обитают в горах.

Обозначают горы на контурной карте

 

стр. 155,

вопросы

64

Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа

 

 

Формирование представлений у обучающихся о высотной поясности. Знакомство школьников с Кавказскими горами, природой, населением, хозяйством. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, их обычаям и традициям

Показывают горы на карте с помощью учителя. .По иллюстрациям, с помощью опорных слова и словосочетаний, рассказывают о природе Кавказа. Показывают и называют по условным знакам крупные месторождения полезных ископаемых (нефть)

Рассказывают о природе Кавказа. Перечисляют, с опорой на карту, полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе. Называют отрасли сельского хозяйства, которые развиты в предгорьях Кавказа с опорой на схему/иллюстрации. Составляют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст учебника

стр. 158,

вопросы

65

Города и экологические проблемы Урала

 

 

Формирование представлений у обучающихся о высотной поясности. Расширение представлений о городах РФ. Знакомство обучающихся с природой Уральских гор, крупными промышленными городами Урала. Совершенствование навыков работы с настенной, настольной,  контурной картами

Показывают на карте Уральские горы, используя помощь учителя. Составляют рассказ о природных богатствах Урала по предложенным учителем предложениям

Находят на физической карте России Уральские горы. Показывают месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных богатствах края. Перечисляют, что выпускают предприятия тяжелой промышленности Урала с опорой на схему/иллюстрацию. Показывают на карте крупные города и отмечают их на контурной карте

стр. 162,

вопросы

66

Алтай. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города

 

 

Продолжение формирование представлений у обучающихся о высотной поясности. Знакомство с природой Алтайских гор, крупными городами региона. Совершенствование навыков работы с настенной, настольной, контурной  картами

Показывают на карте Алтайские горы, используя помощь учителя. По рисункам отвечают на вопросы, чем занимаются сельские жители Алтая

Рассказывают о природе Алтайских гор. Называют крупные города Алтая. Показывают на карте, отмечают их на контурной карте.  Составляют рассказ о занятиях сельских жителей Алтая по плану

 

стр. 165,

вопросы

67

Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города

 

 

Продолжение формирование представлений у обучающихся о высотной поясности. Знакомство с природой Восточной Сибири, крупными городами региона. Совершенствование навыков работы с настенной, настольной, контурной  картами

Показывают на карте горы Восточной Сибири, используя помощь учителя. По рисункам отвечают на вопросы, чем занимаются сельские жители Восточной Сибири

Рассказывают о природе Восточной Сибири. Называют крупные города Восточной Сибири. Показывают на карте, отмечают их на контурной карте.  Составляют рассказ о занятиях сельских жителей Восточной Сибири по плану

 

стр. 169,

вопросы

ПОВТОРЕНИЕ (1 час)

68

Обобщение. Тестовый контроль

 

 

Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу «География России». Формирование навыков работать в парах, группах, выполнять самостоятельно задания в тетради на печатной основе.

Показывают на карте природные зоны России. Называют с опорой на карту - приложение к учебнику - характерные особенности природных зон России

Показывают на карте природные зоны России. Определяют по описанию, иллюстрациям природные зоны.

повторить

 


 

Посмотрите также