|
№ |
Тема урока |
Дата план |
Дата факт |
Программное содержание |
Дифференциация видов деятельности обучающихся |
Примечания, д/з |
|
|
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
||||||
|
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
|||||||
|
1 |
Введение в географию России |
|
|
Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира |
России на настенной карте, используя помощь учителя. |
Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке расположено наше государство. |
стр. 3 |
|
ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ХОЗЯЙСТВА РОССИИ (12 часов) |
|||||||
|
2 |
Географическое положение России на карте мира |
|
|
Формирование у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира. Повторение условных обозначениях морских и сухопутных границ, государственные символы РФ. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте |
Показывают границу России на настенной карте, используя помощь учителя. Составляют рассказ о географическом положении России по плану и опорным предложениям |
Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке расположено наше государство. Показывают границу России, обозначают ее на контурной карте. Называют моря, по которым проходит государственная граница. Определяют по политической карте государства, граничащие с Россией |
стр. 5, вопросы |
|
3 |
Европейская и азиатская части России
|
|
|
Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями экономических районов Европейской и азиатской частей РФ. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе |
Показывают (заранее обозначенную учителем) условную границу между Европой и Азией. Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город (с помощью) |
Показывают на карте территорию России. Называют, где проходит условная граница, заранее обозначенная учителем, между Европой и Азией. Показывают европейскую и азиатскую часть. Сравнивают по площади Европейскую и Азиатскую части России. Находят на карте России свой город. Определяют, в какой части страны они живут |
стр. 8, вопросы |
|
4 |
Административное деление России
|
|
|
Продолжение формирования представлений о географическом положении России, обширности ее территории. Знакомство с названиями наиболее крупных областей Европейской и азиатской части РФ. Формирование первоначальных представлений обучающихся о государственном устройстве РФ |
Называют нашу страну. Знакомятся с названиями наиболее крупных административно-территориальных единиц (области, республики) европейской и азиатской частей РФ, показывают на настенной карте (с помощью учителя)
|
Находят на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Показывают крупные административно-территориальные единицы (области, республики), дают характеристику географического положения (по плану), показывают на карте |
стр. 10, вопросы |
|
5 |
Разнообразие рельефа
|
|
|
Продолжение знакомства с формами рельефа РФ. Повторение условных цветов физической карты. Продолжение формирования навыков правильного показа географических объектов на карте |
Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России (с помощью). Составляют по плану краткую характеристику географического положения объекта, выделенного в учебнике, жирным шрифтом и наносят его на карту, используя помощь учителя |
Называют и показывают на настенной карте равнины, которые находятся на территории России. Описывают географическое положение Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнины, Среднесибирского плоскогорья. Называют горы России, показывают их на физической карте России. Наносят на контурную карту, выделенные в тексте жирным шрифтом географические объекты |
стр. 13, вопросы |
|
6 |
Полезные ископаемые, их основные месторождения |
|
|
Повторение и закрепление знаний о полезных ископаемых, способах их добычи, рациональном использовании. Формирование представлений о богатстве недр страны |
Называют и показывают (заранее обозначенные учителем на настенной карте) крупнейшие месторождения полезных ископаемых России (с помощью). Составляют рассказ о бережном отношении к природным ресурсам по опорным словам и словосочетаниям |
Перечисляют полезные ископаемые, которые добываю на территории России. Называют и показывают на настенной карте крупнейшие месторождения нефти и газа. Наносят на контурную карту крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Рассказывают, почему необходимо бережно относиться к природным ресурсам |
стр. 16, вопросы |
|
7 |
Климат России |
|
|
Повторение и закрепление знаний о поясах освещенности, климате, погоде. Формирование представлений о климате разных частей РФ |
По схеме перечисляют пояса освещенности. По плану и опорным предложениям рассказывают о климате своей местности.
|
Называют, какие факторы влияют на климат, почему на территории России находится несколько климатических поясов. Рассказывают о климате европейской части России, Сибири и Дальнего Востока |
стр. 18, вопросы |
|
8 |
Водные ресурсы России, их использование |
|
|
Повторение и закрепление знаний о водоемах, их условном изображении на физической карте, использовании воды в народном хозяйстве, охране рек и озер. Продолжить формировать понятия о крупнейших реках и озерах РФ. Продолжить формирование навыков правильного показа географических объектов на карте. Закрепление и систематизация знаний о водоемах своего края |
Находят в словаре и зачитывают определение, что такое водные ресурсы. Называют (заранее выделенные учителем) и показывают крупные реки и отмечают их на контурной карте. Рассказывают как люди используют водоемы по предложенным учителем предложениям |
Называют и показывают на карте реки и озера России, указанные в учебнике. Рассказывают об использовании водных ресурсов по плану. Обсуждают возможности хозяйственного использования рек |
стр. 22, вопросы |
|
9 |
Население России. Народы России |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о России как многонациональном государстве, о разнообразии народов, их традициях, вероисповедании. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей |
Называют некоторые народы, проживающие на территории России (до 4 названий). Рассказывают об обычаях своего народа, опираясь на сюжетные картинки и иллюстрации |
Знакомятся с понятием «плотность населения». Перечисляют названия народов России (с опорой на таблицу). Показывают на карте места расселения отдельных народов (с опорой на политико-административную карту) |
стр. 24, вопросы |
|
10 |
Промышленность – основа хозяйства, её отрасли |
|
|
Формирование первоначальных представлений у обучающихся о народном хозяйстве и основных отраслях народного хозяйства РФ. Закрепление и систематизация знаний о промышленных предприятиях своего края. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы при выполнении упражнений в тетради на печатной основе |
Называют некоторые отрасли тяжелой и легкой промышленности (машиностроение, швейная промышленность, пищевая промышленность) с опорой на иллюстративный материал – схемы, рисунки. Составляют рассказ о видах промышленности по опорным словам и словосочетаниям.
|
Называют отрасли промышленности на основе иллюстративных материалов учебника. Называют, какую продукцию выпускают предприятия тяжелей промышленности, что такое легкая промышленность, какие отрасли относятся к пищевой промышленности. Показывают на карте крупнейшие промышленные города, заранее выделенные учителем. Называют основные отрасли промышленности своего края (с помощью учителя) |
стр. 26, вопросы |
|
11 |
Сельское хозяйство, его отрасли |
|
|
Формирование первоначальных представлений у обучающихся о сельском хозяйстве РФ и его основных отраслях. Закрепление и систематизация знаний о сельскохозяйственных угодьях своего края и их использовании |
Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство) с опорой на иллюстративный материал
|
Называют отраслевой состав растениеводства (полеводство, садоводство, лесоводство) и животноводства (скотоводство, птицеводство, рыболовство) с опорой на иллюстративный материал. Называют главную зерновую культуру нашей страны, устанавливают с помощью учителя причинно-следственные зависимости между климатом и развитием сельского хозяйства. Называют основные отрасли сельского хозяйства своего края (с помощью учителя) |
стр. 29, вопросы |
|
12 |
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России |
|
|
Формирование представлений о транспортном сообщении на территории РФ, показ различия и значения грузовых и пассажирских перевозок. Формирование первоначальных представлений у обучающихся об экономическом развитии Европейской и азиатской части России |
Перечисляют виды транспорта. Называют транспорт, на котором перевозят людей и грузы. Рассказывают о транспорте своего города |
Сравнивают экономическое развитие европейской и азиатской частей России с помощью учителя. Называют с опорой на иллюстративный материал основные отрасли промышленности и сельского хозяйства европейской и азиатской частей России |
стр. 32, вопросы |
|
13 |
Обобщение. Тестовый контроль |
|
|
Повторение и закрепление у обучающихся представлений географическом положении РФ на карте мира, её особенностях |
Рассказывают, в каком полушарии и на каком материке расположено наше государство, рассказывают о её особенностях. Показывают границу России, обозначают ее на контурной карте. |
повторить |
|
|
ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ (2 часа) |
|||||||
|
14 |
Размещение природных зон на территории России |
|
|
Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России. |
Называть природные зоны России с помощью учителя (схемы, таблицы), находить и показывать на картинах/фотографиях разные природные зоны России |
Характеризуют особенности климата природных зон России. Объясняют различие в климате в разных районах нашей страны |
стр. 34, вопросы |
|
15 |
Карта природных зон России |
|
|
Продолжение формирования представлений обучающихся о многообразии природных условий России. Знакомство с названиями природных зон России и их географическим положением, картой природных зон России, условными цветами карты природных зон |
Называют природные зоны, в которых расположена Россия (по карте природных зон), показывают на настенной карте (с помощью) |
Называют природные зоны, в которых расположена Россия и показывают их на настенной карте. Объясняют зависимость размещения зон от климата. Условными цветами раскрашивают природные зоны в контурной карте |
стр. 36, вопросы |
|
ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ (5 часов) |
|||||||
|
16 |
Положение на карте |
|
|
Формирование первоначальных представлений у обучающихся о зоне арктических пустынь, ее географическом положении. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой |
Называют общие особенности зоны арктических пустынь после объяснения учителя. Называют и показывают на настенной карте зону арктических пустынь. Перечисляют с опорой на карту моря Северного Ледовитого океана, показывают на карте |
Показывают природную зону на настенной карте и отмечают на контурной карте. Называют и показывают на карте острова и моря Северного Ледовитого океана |
стр. 39, вопросы |
|
17 |
Климат |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с особенностями климата и природными явлениями изучаемой природной зоны
|
Описывают типичную зимнюю и летнюю погоду зоны арктических пустынь (с помощью учителя) |
Рассказывают, какие факторы влияют на климат зоны арктических пустынь. По иллюстрации описывают полярный день и полярную ночь, арктическое лето |
стр. 40, вопросы |
|
18 |
Растительный и животный мир |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о зоне арктических пустынь. Знакомство с основными представителями растительного и животного мира Арктики. Воспитание бережного отношения к растительному и животному миру. Продолжение формирования навыков самостоятельной работы |
Рассматривают и называют по иллюстрации растения и животных зоны арктических пустынь. Составляют рассказ об одном из представителей фауны Арктики по предложенным учителям предложениям
|
Называют типичных представителей животного и растительного мира зоны арктических пустынь (до 4 названий). Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между внешним видом, строением и образом жизни |
стр. 44, вопросы |
|
19 |
Население и его основные занятия |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование знаний у обучающихся о занятиях населения в зоне арктических пустынь
|
По иллюстрации рассказывают, чем занимаются население в зоне арктических пустынь |
Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и занятиями населения. Называют основные занятия ученых в Арктике. Называют, с помощью учителя, основные экологические проблемы зоны в связи с особенностями хозяйственной деятельности человека |
стр. 46, вопросы |
|
20 |
Северный морской путь |
|
|
Продолжение формирования представления обучающихся о зоне арктических пустынь. Формирование элементарных представлений о развитии судоходства в морях Северного Ледовитого океана, омывающих территорию России |
Показывают на карте северный морской путь (заранее обозначенный на карте). По иллюстрации рассказывают, какие грузы доставляют жителем крайнего севера по Северному морскому пути |
Показывают на карте Северный морской путь. Рассказывают, для чего был проложен Северный морской путь. Отмечают на контурной карте крупные порты Арктики |
стр. 48, вопросы |
|
ЗОНА ТУНДРЫ (8 часов) |
|||||||
|
21 |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые тундры |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о тундре. Знакомство с географическим положением зоны тундры. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте |
Показывают на настенной карте зону тундры (с помощью). Закрашивают данную природную зону в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в тундре, используя помощь учителя |
Показывают на карте природную зону тундры. Описывают географическое положение тундры (по плану) и отмечают ее на карте. Называют, с какими природными зонами граничит тундра, какие полезные ископаемые там добывают |
стр. 50, вопросы |
|
22 |
Климат. Водоёмы тундры |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о тундре. Знакомство с климатическими условиями и водоемами. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой |
Называть типичные особенности климата тундры, указанные в учебнике. Рассказывают о климатических условиях тундры по плану и опорным словами (словосочетаниям). Показывают (заранее выделенные учителем) реки, протекающие по тундре |
Называют, какой климат характерен для зоны тундры. Сравнивают зиму и лето своего края с зимой и летом зоны тундры. Обсуждают особенности климата тундры на основании материалов учебника. Анализируют особенности тундрово-глеевых почв. Называют реки, протекающие по зоне тундры, и показывают их на карте. Объясняют, почему в зоне тундры много болот |
стр. 52, вопросы |
|
23 |
Растительный мир тундры |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями растительного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны
|
Рассматривают на рисунке или гербарии растения. С опорой на иллюстрации или гербарий, называют характерные особенности растений тундры. По плану и опорным словами (словосочетаниям) рассказывают об одном из растений тундры |
Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом растений. Например, почему в зоне тундры не могут расти высокие деревья. Составляют рассказ, используя опорные слова, о том, как растения приспособились к суровым условиям тундры |
стр. 55, вопросы |
|
24 |
Животный мир тундры |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре. Знакомство с основными представителями животного мира изучаемой природной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны |
По рисункам называют животных зоны тундры. Составляют рассказ о северном олене, используя предложенные учителем предложения. Называют животных зоны тундры (по рисункам с надписями) |
Рассказывают, как животные приспособились к суровому климату тундры. Устанавливают с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и внешним видом и образом жизни животных |
стр. 57, вопросы |
|
25 |
Хозяйство тундры. Население и его основные занятия |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре. Знакомство с хозяйством, населением тундры. Воспитание уважительного отношения к жителям коренных народов Севера |
Составляют рассказ о занятиях населения Крайнего Севера, используя помощь учителя. С помощью иллюстраций называют основные занятия населения |
Называют коренные народы (до 3 названий), проживающие в зоне тундры, их быт, обычаи. Традиции, основные занятия |
стр. 60, вопросы |
|
26 |
Города тундры |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре. Знакомство с крупнейшими городами изучаемой природной зоны, их географическим положением, хозяйством, достопримечательностями. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой |
Показывают на карте изучаемые города (заранее выделенные учителем), отмечают их на контурной карте (с помощью) |
Составляют краткие характеристики городов по плану. Называют основные занятия населения (отрасли промышленности) изучаемых городов. Показывают города на карте и отмечают их на контурной карте |
стр. 62, вопросы |
|
27 |
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о тундре. Знакомство с экологическими проблемами Севера. Воспитание у обучающихся бережного отношения к природе своей страны |
Показывают заповедники зоны тундры (заранее выделенные учителем) на карте России |
Устанавливают с помощью учителя причины экологических проблем. Находят на карте заповедники зоны тундры, рассказывают о них, опираясь на таблицы, иллюстрации |
стр. 64, вопросы |
|
28 |
Обобщение. Тестовый контроль |
|
|
Закрепление представлений у обучающихся о тундре. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте |
Составляют рассказ о природной зоне Крайнего Севера, используя помощь учителя. С помощью иллюстраций называют основные занятия населения |
повторить |
|
|
ЛЕСНАЯ ЗОНА (20 часов) |
|||||||
|
29 |
Положение лесной зоны на карте. Рельеф и полезные ископаемые |
|
|
Формирование представлений о зоне лесов как о самой большой по площади природной зоне России. Знакомство с географическим положением, особенностями рельефа и полезными ископаемыми изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к природным ресурсам |
Показывают на карте природных зон России лесную зону. На карте природных зон называют, каким цветом обозначена лесная зона. Обозначают ее в контурной карте (с помощью). Составляют рассказ о рельефе лесной зоны из предложенных учителем предложений |
По плану дают характеристику географического положения лесной зоны. Наносят ее на контурную карту (с помощью учителя). Используя физическую карту России, рассказывают об особенностях рельефа лесной зоны по плану с помощью учителя |
стр. 69, вопросы |
|
30 |
Климат лесной зоны |
|
|
Формирование представлений о зоне лесов. Знакомство с особенностями климата лесной зоны |
Называют, в каком поясе освещенности расположена лесная зона (с опорой на схему). Называют основные характеристики погоды в разные времена года (лето, осень. весна, зима) |
Рассказывают по схеме, какое влияние на климат европейской части лесной зоны оказывают влажные и теплые ветры с Атлантического океана. Сравнивают климат европейской части лесной зоны с азиатской. На контурной карте рисуют карандашом стрелки, показывающие направления ветров с Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого океана |
стр. 71, вопросы |
|
31 |
Реки, озёра, каналы лесной зоны |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с водоемами изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте. Воспитание бережного отношения к водным ресурсам |
Показывают реки и озёра (заранее выделенные учителем на карте). Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов (с помощью). Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны, по опорным словам, и словосочетаниям |
Называют и показывают реки и озера, которые расположены в европейской и азиатской частях лесной зоны. Наносят на контурную карту названия рек, озер, каналов. Составляют рассказ о реках и озерах лесной зоны (по плану) |
стр. 74, вопросы |
|
32 |
Растительный мир. Хвойные леса (тайга) |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о растительном мире лесной зоны. Закрепление и расширение представлений о влиянии климата на растительный мир. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны. |
Показывают хвойные леса на карте с помощью учителя |
Называют хвойные деревья. Описывают одно из хвойных деревьев по плану. Выписывают в тетрадь породы деревьев европейской и азиатской частей тайги. Показывают на карте зону лесов
|
стр. 77, вопросы |
|
33 |
Смешанные и лиственные леса |
|
|
Закрепление и расширение представлений о влияние климата на растительный мир. Повторение и обобщение знаний у обучающихся о растительности смешанных и лиственных лесов. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны |
Называют по рисунку растения смешанных лесов. Называют лиственные деревья. Описывают одно из лиственных деревьев по плану. Показывают на карте зону лесов |
Проводят на контурной карте примерную границу смешанных лесов с помощью учителя. Сравнивают смешанные (лиственные) леса и тайгу по плану. Составляют рассказ об уссурийской тайге |
стр. 80, вопросы |
|
34 |
Животный мир лесной зоны |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с животным миром лесной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны |
Называют животных и птиц лесной зоны (до 5 названий). Узнают на рисунках животных лесной зоны. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны, используя помощь учителя |
Рассказывают о многообразии животных лесной зоны: хищные, травоядные, всеядные. Устанавливают, с помощью учителя, причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных лесной зоны по плану. Называют животных, которые занесены в Красную книгу |
стр. 84, вопросы |
|
35 |
Пушные звери |
|
|
Продолжить формирование представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с пушными зверями лесной зоны. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны |
Называют пушных зверей (до 3 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере (с помощью опорных слов) |
Объясняют, каких зверей называют пушными. Называют пушных зверей (до 5 названий). Выписывают в тетрадь из учебника названия травоядных и хищных пушных зверей. Составляют рассказ об одном пушном звере по плану |
стр. 87, вопросы |
|
36 |
Значение леса |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Повторение, систематизация и обобщение знаний о значении леса |
Готовят схему о значении леса в жизни человека, используя помощь учителя |
Рассказывают о значении леса в жизни людей. Готовят схему о значении леса в жизни человека. Повторяют правила поведения в лесу |
стр. 89, вопросы
|
|
37 |
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне.
|
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемы промышленными предприятиями Центральной России |
Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал.
|
стр. 89, вопросы |
|
38 |
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России |
|
|
Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Центральной России. Расширение представлений обучающихся о народном хозяйстве РФ |
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемы промышленными предприятиями Центральной России |
Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве Центральной России по плану |
стр. 92, вопросы |
|
39 |
Города Центральной России |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны. Расширение и закрепление знаний о столице России. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Москве по предложенным учителем предложениям |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Центральной России. Составляют рассказ об одном из городов Центральной России по плану |
стр. 97, вопросы |
|
40 |
Особенности развития Северо-Западной России |
|
|
Продолжить формирование представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью и сельским хозяйством Северо-Западной России. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ |
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. По рисунку называют товары, выпускаемые промышленными предприятиями Северо-Западной России |
Определяют географическое положение Северно-Западной России по карте с помощью учителя. Называют основные отрасли промышленности и сельского хозяйства с опорой на иллюстративный материал. Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Рассказывают о промышленности и сельском хозяйстве по плану |
стр. 99, вопросы |
|
41 |
Города Северо-Западной России |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о крупных городах, расположенных на территории лесной зоны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте крупные города Северо-Западной России, используя помощь учителя. Составляют рассказ о Санкт-Петербурге по предложенным учителем предложениям |
Находят на настенной карте и отмечают на контурной карте изучаемые города. Перечисляют отрасли промышленности, которые развиты в этих городах. Составляют рассказ об одном из городов по плану
|
стр. 100, вопросы |
|
42 |
Западная Сибирь |
|
|
Продолжить формирование представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство школьников с промышленностью Западной Сибири. Расширение представлений у обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой |
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Западной Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя) |
Определяют географическое положение Западной Сибири по карте (с помощью учителя). Называют полезные ископаемые, которые добывают в этом регионе. Показывают на карте крупнейшие месторождения
|
стр. 102, вопросы |
|
43 |
Восточная Сибирь |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с промышленностью Восточной Сибири. Расширение представлений у обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы в контурной карте |
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые, которые добывают в Восточной Сибири. Находят на карте города, которые упоминались в тексте учебника (с помощью учителя) |
Определяют географическое положение Восточной Сибири по карте с помощью учителя. Называют основные природные богатства Восточной Сибири. Рассказывают, как люди используют реки Восточной Сибири. Называют ведущие отрасли промышленности |
стр. 105, вопросы |
|
44 |
Дальний Восток |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Знакомство с основными отраслями промышленности Дальнего Востока. Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ |
Находят на физической карте России Дальний Восток (с помощью). Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Перечисляют по карте полезные ископаемые (с помощью учителя) |
Находят на физической карте России Дальний Восток. Определяют географическое положение восточной Сибири по карте с помощью учителя. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают на Дальнем Востоке, показывают на карте крупнейшие месторождения. Называют ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства |
стр. 108, вопросы |
|
45 |
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о лесной зоне. Расширение представлений у обучающихся об охране природы в лесной зоне. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны. Продолжение формирования навыков показа географических объектов на карте, навыков работы с контурной картой |
Составляют рассказ о правилах поведения в лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия (с помощью учителя) |
Устанавливает причинно-следственные зависимости между деятельностью человека и необходимостью охраны природы. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия с помощью учителя |
стр. 112, вопросы |
|
46 |
Растительный и животный мир Якутии |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о лесной зоне Якутии. Расширение представлений у обучающихся об охране природы в лесной зоне. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей республики |
Составляют рассказ о правилах поведения в лесу, используя помощь учителя. Обозначают на контурной карте крупнейшие заповедники и национальные парки, памятники Всемирного природного наследия (с помощью учителя) |
реферат |
|
|
47 |
Промышленность и сельское хозяйство Якутии |
|
|
Расширение представлений обучающихся об экономических районах, народном хозяйстве РФ и Якутии |
Находят на физической карте России Якутию (с помощью). Выписывают в тетрадь ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства республики. Перечисляют по карте полезные ископаемые Якутии(с помощью учителя) |
реферат |
|
|
48 |
Обобщение. Тестовый контроль |
|
|
Обобщение представлений у обучающихся о лесной зоне России. Воспитание бережного и рационального использования природных богатств России. Формирование умений работать в малых группах при выполнении заданий |
Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне |
Систематизируют и обобщают знаний по лесной зоне. Показывают изученные объекты на физической карте и карте природных зон |
повторить |
|
ЗОНА СТЕПЕЙ (6 часов) |
|||||||
|
49 |
Положение зоны степей на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки |
|
|
Формирование первоначального представления обучающихся о зоне степей. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми и водоемами степной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой, картами |
Показывают на карте «Природные зоны России» зону степей. Показывают месторождения полезных ископаемых и реки степей (с помощью учителя). Подписывают их названия в контурной карте |
Называют основные признаки степей. Дают краткую характеристику географического положения зоны степей. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в зоне степей. Характеризируют климатические условия степной зоны. Показывают на карте «Природные зоны России» и обозначают зону степей на контурной карте |
стр. 115, вопросы |
|
50 |
Растительный мир степей |
|
|
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство школьников с растительным миром степной зоны и его особенностями. Воспитание бережного отношения к растительному миру своей страны |
По рисунку называют растения степной зоны. Выписывают их в тетрадь, рассказывают о растениях степей по плану, используя помощь учителя |
Называют некоторые растения зоны степей. С помощью учителя выделяют причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями растительного мира. Обсуждают приспособление растений к условиям существования, формулируют выводы. Рассказывают о растениях по плану. |
стр. 117, вопросы |
|
51 |
Животный мир степей |
|
|
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с животным миром степной зоны и его особенностями. Воспитание бережного отношения к животному миру своей страны |
По рисунку называют животных степей. Составляют рассказ о растениях степей по плану, используя помощь учителя |
Называют некоторых животных зоны степей (до 4) с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями животного мира. Составляют рассказ об одном из животных зоны степей по плану. Рассказывают, как животные приспособились к жизни в степях |
стр. 118, вопросы |
|
52 |
Хозяйство. Население и его основные занятия |
|
|
Продолжение формирования представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с населением изучаемой природной зоны и его занятиями. |
По рисунку перечисляют занятия населения степной зоны. Составляют рассказ о сельскохозяйственных культурах, которые выращивают в степной зоне, используя помощь учителя |
Перечисляют основные занятия населения. Называют отрасли промышленности, развитые в зоне степей. С помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и хозяйственной деятельностью человека. Рассказывают о сельскохозяйственных культурах, выращиваемых в степях |
стр. 120, вопросы |
|
53 |
Города степной зоны |
|
|
Продолжить формирование представлений обучающихся о зоне степей. Знакомство с крупными городами. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной картой |
Находят и показывают на карте степную и лесостепную зоны (с помощью). Записывают названия крупных городов степной зоны в тетрадь. Составляют рассказ о городах по предложенным учителем предложениям |
Показывают на карте степную зону. Перечисляют крупные города и отмечают их в контурной карте. Рассказывают о городах степей по плану |
стр. 128, вопросы |
|
54 |
Охрана природы зоны степей |
|
|
Формирование представление обучающихся об экологических проблемах в степной зоне и способах их решения. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны |
По схеме называют экологические проблемы зоны степей. На контурной карте отмечают заповедники степной зоны, используя помощь учителя |
Рассказывают, какая опасность угрожает животным степной зоны. Показывают на карте заповедники степной зоны и отмечают их в контурной карте |
стр. 130, вопросы |
|
ЗОНА ПОЛУПУСТЫНЬ И ПУСТЫНЬ (5 часов) |
|||||||
|
55 |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые зоны пустынь и полупустынь |
|
|
Формирование первоначальных представлений у обучающихся о зоне полупустынь и пустынь. Знакомство с географическим положением, рельефом, полезными ископаемыми зоны пустынь |
Показывают на карте природных зон России зону пустынь и полупустынь. Закрашивают в контурной карте зону пустынь и полупустынь. Показывают на карте по условным знакам полезные ископаемые, которые добывают в пустыне |
Называют основные признаки пустынь. Показывают зону пустынь на настенной карте и отмечают ее в контурной карте. Перечисляют полезные ископаемые, которые добывают в пустынях и полупустынях |
стр. 132, вопросы |
|
56 |
Климат зоны пустынь и полупустынь. Реки |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с особенностями климата и реками изучаемой природной зоны. Продолжение формирования навыков работы обучающихся с настенной, контурной картами |
Показывают на карте природные зоны пустыни и полупустыни. Называют основные особенности климата пустынь с опорой на схему (климат сухой и жаркий) Показывают реки зоны пустынь и полупустынь, заранее выделенные учителем. Подписывают их названия в контурной карте. Составляют рассказ о реках пустыни по плану, используя помощь учителя |
Характеризуют климатические условия зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют реки зоны пустынь и отмечают их в контурной карте |
стр. 134, вопросы |
|
57 |
Растительный мир зоны пустынь и полупустынь |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство с особенностями растительного мира изучаемой природной зоны |
По иллюстрациям называют растения зоны пустынь. Составляют рассказ о любом растение по опорным словам и словосочетаниям |
Называют растения пустынь и полупустынь с помощью учителя, устанавливают причинно-следственные зависимости между климатом и особенностями растительного мира. Рассказывают, как растения зоны пустынь и полупустынь приспособились к засушливому климату. Рассказывают о растениях по плану |
стр. 137, вопросы |
|
58 |
Животный мир зоны пустынь и полупустынь |
|
|
Продолжение формирование представлений у обучающихся об особенностях природы зоны пустынь и полупустынь. Воспитание бережного отношения к миру природы |
По иллюстрациям называют животных зоны пустынь. Составляют рассказ о верблюде по опорным словам и словосочетаниям |
Называют животных пустынь и полупустынь с помощью учителя. Устанавливают причинно-следственные зависимости между растительным и животным миром. Рассказывают, как животные приспособились к жизни в полупустыне и пустыне. Описывают животных зоны пустынь. Составляют рассказ о животных зоны пустынь и полупустынь |
стр. 139, вопросы |
|
59 |
Хозяйство. Население и его основные занятия. Города зоны пустынь и полупустынь |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о зоне пустынь и полупустынь. Знакомство школьников с населением и его основными занятиями. Воспитание уважительного отношения к людям других национальностей, их обычаям и традиция |
Показывают на карте зону пустынь и полупустынь с опорой на иллюстрации, называют основные занятия жителей зоны пустынь и полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь, используя помощь учителя |
Называют основные занятия населения зоны пустынь и полупустынь. Перечисляют отрасли сельского хозяйства полупустынь. Составляют рассказ о занятиях жителей зоны пустынь и полупустынь (территории между Волгой и Ахтубой, побережья Каспийского моря) по плану |
стр. 143, вопросы |
|
ЗОНА СУБТРОПИКОВ (3 часа) |
|||||||
|
60 |
Положение на карте субтропической зоны |
|
|
Формирование первоначальных представлений у обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с географическим положением природной зоны, климатом, особенностями растительного и животного мира сухих и влажных субтропиков. Воспитание бережного отношения к природным богатствам своей страны |
Показывают на карте природных зон России зону субтропиков (с помощью). По рисункам называют растения и животных субтропиков. Составляют рассказ об одном из растений/ животных по плану с помощью учителя |
Показывают на карте природных зон России зону субтропиков. Отмечают ее на контурной карте с помощью учителя. Характеризуют климатические условия влажных и сухих субтропиков. Называют дикорастущие и культурные растения субтропиков. Рассказывают об одном из растений/животных зоны субтропиков по плану |
стр. 145, вопросы |
|
61 |
Курортное хозяйство. Население субтропической зоны и его основные занятия. Города-курорты |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с населением и его основными занятиями. Формирование элементарных представлений о курортном хозяйстве и его развитии на Черноморском побережье Кавказа. |
По рисункам называют занятия населения в субтропиках с помощью учителя. Находят на карте города - курорты на побережье Черного моря, заранее выделенные учителем |
Называют культурные растения, которые выращивают в субтропиках. Перечисляют занятия населения данной природной зоны. Находят на карте крупные курортные города субтропиков и отмечают их в контурной карте |
стр. 147, вопросы |
|
62 |
Крым. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Население и его основные занятия |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о зоне субтропиков. Знакомство с городами на южном берегу Крыма |
Находят на карте города - курорты на южном берегу Крыма (заранее выделенные учителем). Обозначают города на контурной карте, принимая помощь учителя |
Называют города на южном берегу Крыма. Находят изучаемые города на настенной карте. Рассказывают об одном из городов по плану. Подписывают названия городов в контурной карте |
просмотр фильма о Крыме |
|
ВЫСОТНАЯ ПОЯСНОСТЬ В ГОРАХ (5 часов) |
|||||||
|
63 |
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат |
|
|
Продолжение формирования представлений у обучающихся о природных зонах РФ. Знакомство с областью высотной поясности, ее положением на карте, поверхностью, полезными ископаемыми, особенностями климата |
Показывают горы России (заранее выделенные учителем). С опорой на иллюстрации называют животных высотной поясности. Используя карту, называют горы России |
Показывают на карте горы России. Называют животных, которые обитают в горах. Обозначают горы на контурной карте
|
стр. 155, вопросы |
|
64 |
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о высотной поясности. Знакомство школьников с Кавказскими горами, природой, населением, хозяйством. Воспитание толерантного отношения к людям других национальностей, их обычаям и традициям |
Показывают горы на карте с помощью учителя. .По иллюстрациям, с помощью опорных слова и словосочетаний, рассказывают о природе Кавказа. Показывают и называют по условным знакам крупные месторождения полезных ископаемых (нефть) |
Рассказывают о природе Кавказа. Перечисляют, с опорой на карту, полезные ископаемые, которые добывают на Кавказе. Называют отрасли сельского хозяйства, которые развиты в предгорьях Кавказа с опорой на схему/иллюстрации. Составляют по плану рассказ о занятиях горцев, опираясь на текст учебника |
стр. 158, вопросы |
|
65 |
Города и экологические проблемы Урала |
|
|
Формирование представлений у обучающихся о высотной поясности. Расширение представлений о городах РФ. Знакомство обучающихся с природой Уральских гор, крупными промышленными городами Урала. Совершенствование навыков работы с настенной, настольной, контурной картами |
Показывают на карте Уральские горы, используя помощь учителя. Составляют рассказ о природных богатствах Урала по предложенным учителем предложениям |
Находят на физической карте России Уральские горы. Показывают месторождения полезных ископаемых. Рассказывают о природных богатствах края. Перечисляют, что выпускают предприятия тяжелой промышленности Урала с опорой на схему/иллюстрацию. Показывают на карте крупные города и отмечают их на контурной карте |
стр. 162, вопросы |
|
66 |
Алтай. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города |
|
|
Продолжение формирование представлений у обучающихся о высотной поясности. Знакомство с природой Алтайских гор, крупными городами региона. Совершенствование навыков работы с настенной, настольной, контурной картами |
Показывают на карте Алтайские горы, используя помощь учителя. По рисункам отвечают на вопросы, чем занимаются сельские жители Алтая |
Рассказывают о природе Алтайских гор. Называют крупные города Алтая. Показывают на карте, отмечают их на контурной карте. Составляют рассказ о занятиях сельских жителей Алтая по плану
|
стр. 165, вопросы |
|
67 |
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города |
|
|
Продолжение формирование представлений у обучающихся о высотной поясности. Знакомство с природой Восточной Сибири, крупными городами региона. Совершенствование навыков работы с настенной, настольной, контурной картами |
Показывают на карте горы Восточной Сибири, используя помощь учителя. По рисункам отвечают на вопросы, чем занимаются сельские жители Восточной Сибири |
Рассказывают о природе Восточной Сибири. Называют крупные города Восточной Сибири. Показывают на карте, отмечают их на контурной карте. Составляют рассказ о занятиях сельских жителей Восточной Сибири по плану
|
стр. 169, вопросы |
|
ПОВТОРЕНИЕ (1 час) |
|||||||
|
68 |
Обобщение. Тестовый контроль |
|
|
Повторение, обобщение и систематизация знаний по курсу «География России». Формирование навыков работать в парах, группах, выполнять самостоятельно задания в тетради на печатной основе. |
Показывают на карте природные зоны России. Называют с опорой на карту - приложение к учебнику - характерные особенности природных зон России |
Показывают на карте природные зоны России. Определяют по описанию, иллюстрациям природные зоны. |
повторить |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.