Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
01.04.2018
Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"
В работе дан анализ проблемы психологического климата семьи и его влияния на ребенка; проведена диагностика детей младшего школьного возраста по методике «Кинетический рисунок семьи»; выявлен уровень тревожности у детей младшего школьного возраста по методике «Школьная тревожность»; определена зависимость между восприятием ребенком психологического климата в семье и его тревожностью.
Семья и психическое здоровье ребенка.doc
2 Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Глава 1. Психологическое здоровье как психолого­педагогическая                 Проблема  1.1. Психологические аспекты психологического здоровья детей,  понятие психологического климата  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 Семья как источник психологического здоровья ребенка. . . . . . . 9 Психологический климат семьи как источник тревожности. . . . 17 1.1. 1.2.  Глава 2.   Зависимость между восприятием ребенка психологической                   атмосферы в семье и его тревожностью 2.1. Организация и методы исследования   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 2.2. Исследование зависимости между  психологическим                   климатом в семье и тревожностью ребенка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 3 Введение Проблема психологического климата, в котором развивается ребенок получила   свое   актуальное   развитие.   Эта   проблема   заслуживаете   большого внимания не только специалистов в области психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей и педагогов.  Преобладающей   тенденцией   взаимодействия   взрослых   и   детей   в современной   семье   в   большинстве   случаев   является   целенаправленное воздействие на ребенка, а не взаимодействие с ним на уровне диалога.  Отмечается,  что   это   есть   отражение   общих   принципов   современного традиционного образования ­ субординации, произвола, контроля и других, выражающих господство и доминирование мира взрослых над миром детства, что   не   способствует   формированию   позитивной   Я­концепции   ребенка,   его здоровой   самооценки,   необходимой   для   счастливой   жизни   и   достижения успеха в деятельности.  В   современном   обществе   прослеживаются   качественно деформированные   взаимоотношения   детей   и   взрослых,   основанные   на увеличении духовной пропасти между ними. Дети стали находиться рядом, но не   внутри   взрослого   мира.   Ребенок   стал   чужим   для   массы   взрослых, равнодушных к нему.  Проявляя   повышенную   заботу   об   одежде,   питании,   культурных развлечениях детей, взрослые не реализуют с ними возможности общения, не говоря   уже   о   диалоге,   в   результате   чего   формируется   неадекватная самооценка детей, приводящая к духовному кpaxу, их одиночеству, цинизму, 4 неприятию   мира.   Практически   оказывается   нарушенной   основная   сфера социального развития ребенка, называемая семьей. С каждым годом возрастает количество детей, у которых проявляются какие­либо признаки психологического нездоровья. Проблемами общения и взаимоотношений родителей и детей, изучением роли   семьи   в   формировании   личности   ребенка   занимались   многие   видные отечественные   и   зарубежные   психологи,   педагоги,   философы:   трудами А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева, Б Ф Ломова, А. А. Бодалева, М. М.Бахтина, А. Б. Добровича, И.С. Кона и др. заложены общие основы теории психологии общения, в том числе в семье.  В   трудах   известных   русских   педагогов   и   общественных   деятелей К.Д.Ушинского,   Н   И.   Пирогова,   П.   Ф.   Каптерева,   Д.И.Писарева,   Н. В.Шелгунова,   А.П.Нечаева   и   др.   подчеркивается   решающая   роль   семьи   в формировании   личности   ребенка,   в   воспитании   его   нравственно­духовных, эмоциональных, интеллектуалъных качеств. Тема     психологического   здоровья   детей   приобрела   актуальность   в последнее время и вызвала повышенный интерес как у отечественных (Л.С. Выготский,  Н.И.   Лисина   и   др.),  так   и   у   зарубежных  (А.Маслоу,   К.Флейк­ Хопсон,   К.Хорни   и   других)   специалистов.   Все   это   явилось   причиной появления большого количества научных статей и литературы по изучению критериев психического здоровья детей и тревожностью, связанной с этим. Актуальность   исследования   обусловлена   практическими   проблемами взаимоотношений  родителей  и детей в современной  семье их влиянием  на уровень тревожности школьника.  Цель:   изучить   взаимосвязь   психологического   климата   в   семье   в восприятии ребенка и его тревожностью. 5 Гипотеза:   существует   зависимость   между   восприятием   ребенка психологической   атмосферы   в   семье   и   тревожностью   у   детей   младшего школьного возраста. Объект исследования: дети младшего школьного возраста. Предмет   исследования:   зависимость   восприятия   психологического климата в семье и тревожностью ребенка. Задачи:  1)   дать   анализ   проблемы   психологического   климата   его   влияния   на ребенка;  2)   провести  диагностику детей младшего школьного возраста       по методике «Кинетический рисунок семьи»;  3) выявление уровня тревожности у детей младшего школьного возраста по методике «Школьная тревожность»; 4)   определить   зависимость   между   восприятием   ребенком психологического климата в семье и его тревожностью. Методы   исследования:   изучение   психолого­педагогической   (сравнительный)   метод, литературы   по   проблеме;   организационный   психодиагностика, анализ процессов и продуктов деятельности, математико­ статистический анализ данных и интерпретация результатов. Работа   состоит  из   Введения,   двух   глав,   Заключения,   Списка использованной литературы и приложений. 6 1 .Психическое здоровье как  психолого ­ педагогическая проблема. 1.1.Психологические аспекты психического здоровья детей, понятие   психологического климата. Проблема   психического   здоровья   привлекала   и   привлекает   внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др. Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает две науки и две области практики ­ медицинскую и психологиче­ скую. В   «Энциклопедическом   словаре   медицинских   терминов»   термина «психическое здоровье» нет, но есть просто «здоровье». Очень существенно, что термином «здоровье» обозначается «состояние полного душевного, фи­ зического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (17). 7 В медицинской литературе и в медицинской практике термин «психи­ ческое здоровье» широко употребляется. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей. Термин «психическое здоровье» был введен в 1979 году Всемирной ор­ ганизацией   здравоохранения   (ВОЗ).   В   докладе   Комитета   экспертов   ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что на­ рушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития. Так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с соци­ альными условиями (2). Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой   нервной   системы)   признается   спокойная   и   доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих   их   лиц,   которые   внимательно   относятся   к   эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют   необходимое   наблюдение   и   обеспечивают   материальными средствами, необходимыми семье. Подчеркивается, что в то же время следует предоставлять   ребенку   больше   самостоятельности   и   независимости,   давать ему   возможность   общаться   с   другими   детьми   и   взрослыми   вне   дома   и обеспечивать   соответствующие   условия   для   обучения.   «Многие   дети   не имеют таких условий»,­ констатируется в докладе (2). Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных иссле­ дований в различных странах убедительно показали, что нарушения психи­ ческого здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от не­ достаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Эти же исследования обнаружили,   что   нарушения   психического   здоровья   в   детстве   имеют   две важные характерные черты: 8 • во­первых,   они   представляют   собой   лишь   количественные отклонения от нормального процесса психического развития; • во­вторых,   многие   их   проявления   можно   рассматривать   как реакцию на специфические ситуации. Так, дети часто испытывают серьезные затруднения в одной ситуации, но успешно справляются с  другими   ситуациями.   Например,   у   них   могут   наблюдаться нарушения поведения в школе, а дома они ведут себя нормально, или наоборот.(2) В   психологическую   литературу   понятие   психического   здоровья   стало входить   сравнительно   недавно.   Почти   во   всех   психологических   словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского (11)   сделана попытка определить это понятие   с   точки   зрения   психологии.   Психологическое   здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характе­ ризующееся   отсутствием   болезненных   психический   явлений   и   обеспечи­ вающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию по­ ведения и деятельности. Очень перспективным является подход к проблеме психического здо­ ровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех ра­ ботах А.Маслоу писал главным образом о двух составляющих психического здоровья. Это, во­первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Необходимое усло­ вие   самоактуализацию,   по   его   мнению,   ­   нахождение   человеком   верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу им­ пульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, выше­ стоящих лиц, власти, традиций и т.д.» И вторая составляющая психического здоровья ­ стремление к гуманистическим  ценностям. Маслоу  считал, что самоактуализирующейся   личности   присущи   такие   качества,   как   принятие 9 других, автономия, спонтанность, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству (10). Психологический аспект психического здоровья как раз и предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, пониманию им своих собственных способностей, инте­ ресов; его отношению к людям, окружающему миру, происходящим общест­ венным событиям, к жизни как таковой (12). Психические исследования семьи и брака включают в себя множество аспектов и немаловажный из них – это психические особенности родителей и детей.   Наряду   с   основными   генетическими   задатками   (темперамент личности)   огромную   роль   в   образовании   определенного   психологического климата играет воспитание, образование, умение человека управлять своими чувствами   (национальность,   быт,   социальное   положение   и   т.д.).         И   те взаимоотношения, которые складываются между родителями и детьми, как раз   формируются   на   основе   генетических   задатков     и образования.   На   основе   всего   этого   и   складывается   определенные психологический   климат.   Это   могут   выражаться   в     взаимоотношениях, взаимовыручке и т.д. или наоборот в неприязни, ссоре, подсиживании, жить за счет других и т.д.    воспитания   Психологический   климат   –   это     сложившиеся   психо­эмоциональные отношения родителей и детей. 1.2. Семья как источник психического здоровья ребенка. Младший   школьный   возраст   как   никакой   другой   характеризуется сильнейшей  зависимостью   от   взрослого,   и   прохождение   того   этапа становления   личности  во   многом   определяется   тем,   как   складываются 10 отношения   ребенка   с  взрослым,   сверстниками.   Сами   взрослые   не   всегда понимают,   каким   образом   их   личностные   качества   становятся   достоянием детей,   как   своеобразно,   соответственно   специфике   детского   возраста   они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка (9). Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая автори­ тарность   порождает   у   младших   школьников   дефицит   неординарности, чувства   собственного   достоинства,   неуверенность   в   себе   и   многие   другие качества, осложняющие благоприятное становление личности (16). Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей; так, неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность именно в неактивной оценке его как   личности   провоцирует   подавленную   агрессивность,   если   ребенок   вос­ принимает отношение взрослого к себе как негативное, то попытки взрослого побудить ребенка к общению вызывают у него состояния смущения и тревоги. Длительный дефицит эмоционального созвучного общения даже между одним из   взрослых   и   ребенком   порождает   неуверенность   последнего   в   поло­ жительном отношении к нему взрослых вообще, вызывает чувство тревоги и ощущения эмоционального неблагополучия (9). Под влиянием опыта общения с взрослыми у ребенка не только фор­ мируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность ­ сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и ра­ дости как собственные. В общении с взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Именно  с налаженной  системы  взаимоотношений  ребенка  с  взрослым  и  на­ чинается ориентация ребенка на других, тем более что он также нуждается в признании окружающих людей (9). В   младшем   школьном   возрасте   фактически   складывается   личность, самосознание   и   мироощущение   ребенка.   Эти   процессы   в   первую   очередь 11 обусловлены  общим   психическим   развитием,   формированием   новой системы  психических   функций,   где   важное   место   начинают   занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи   между  общими   понятиями   и   представлениями,   которые   не   были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается   от  чисто   наглядной   основы,   т.е.   переходит   от   наглядно­ действенного к наглядно­образному. Подобное развитие памяти и мышления младшего   школьника   позволяет   перейти   к   новым   типам   деятельности   – учебной,  игровой,  изобразительной,  конструктивной.  У  него,  по  замечанию Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли» (16). С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В младшем школьном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и  регулирования   деятельности   ребенка,   все   более   обогащается   словарный запас  и   грамматический   строй   речи.   Теперь   ребенок   способен   не   только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, у ребенка младшего школьного возраста с развитием памяти,   мышления,   речи   неразрывно   связано   появление   мировоззрения   и самосознания (16). Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в младшем школьном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обращать внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, глав­ ное, общения с взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой  и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них 12 и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем   и   постигать   сложную   систему   человеческих взаимоотношений.   Известно   немало   примеров,   когда   дети,   по   каким­либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по­человечески» мыс­ лить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде (4). Столь же ярким примером является феномен «госпитализации», при котором   взаимодействие   ребенка   с   взрослым   ограничивается   лишь   фор­ мальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмо­ ционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка) (8). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают   сидеть,  ходить,  говорить,  их   игры   бедны   и  однообразны   и   часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны,   нелюбознательны,   не   владеют   навыками   общения   с   другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка   с   взрослыми   является   основополагающей   детерминантой   пси­ хического развития и психического здоровья детей (8). В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших   взрослых,   и,   казалось   бы,   не   должно   быть   поводов   для   бес­ покойства. Однако и среди детей, воспитывающихся  в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, по­ явление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более   того,   по   данным   В.А.Коллеговой,   А.И.Захарова   и   других   иссле­ дователей, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном 13 возрасте. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо при­ нимать  во  внимание  возможность  появления  отклонения  в  нервно­ психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение (13). Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими   личными   проблемами   и   поддерживают   теплые   взаимоотношения   в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения. Действуют, согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей (14). Предопределяющую   роль   в   происхождении   неврозов   психической травматизации,   обусловленной   нарушенными   семейными   отношениями   и неправильным   воспитанием.   Дети   заболевают   неврозами   под   влиянием   не­ благоприятных обстоятельств, к которым невозможно адаптироваться и ко­ торые невозможно перенести безболезненным образом. Подобно этому ребенок не может перенести разлуку с матерью и привыкнуть к яслям, конфликты  в семье   и   блокаду   эмоциональных   потребностей,   напряжение   в   результате чрезмерной  стимуляции, интенсивных ограничений  или  непоследовательного отношения взрослых. Возникающий в этих условиях невроз как психогенное заболевание формирующейся личности означает на психологическом уровне нравственно­этическую несовместимость с подобным отношением родителей, несовместимость, которую ребенок не может преодолеть из­за особенностей своей   психики   и   давления   обстоятельств,   превышающих   предел   его психофизиологических   возможностей.   Другими   словами,   он   не   настолько плох, насколько его делают таковыми отношения в семье и неблагоприятные особенности личности родителей (4). Положение осложняется ещё и тем, что дети с неврозами не могут из­за своего ограниченного и уже психогенно деформированного жизненного опыта, 14 условий   воспитания   и   отношений   в   семье   эмоционально   отреагировать   на накапливающееся нервно­психическое напряжение. Они вынуждены подавлять его, что превышает предел адаптационных возможностей и изменяет нервно­психическую   реактивность   организма.   Когда   длительно действующий   стресс   превосходит   приспособленные   возможности   детей,   не дает им выразить себя, утвердиться в жизненно важных позициях, своевре­ менно   разрешить   травмирующую   ситуацию,   то   он   подрывает   способность адекватно   воспринимать   себя,  сопровождаясь   понижением   самооценки,  не­ уверенность в своих силах и возможностях, страхами и тревогой, чувством беспомощности и бессилия, т.е. развитием идей самоуничижения, неполно­ ценности, ущербности, неспособности быть собой среди других, сверстников (3). В психологической литературе выделены, и достаточно глубоко про­ анализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ре­ бенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально­психологический, социально­культурный и социально­экономический характер. Социально­культурный   характер   факторов,   оказывающих   неблагопри­ ятное влияние на психическое здоровье, обусловлен  ускорением темпа со­ временной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для сня­ тия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого яв­ ляются   чрезмерная   загруженность   родителей,   их   невротизация,   появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленно­ стью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях пси­ хологической   и   психотерапевтической   помощи.   Подобная   личностная   дис­ гармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику (6). 15 На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов   влияют   также   социально­экономические   факторы,   среди   которых можно выделить такие, как: занятость родителей; • неудовлетворительные жилищно­бытовые условия; • • ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. К   социально­психологическим   факторам,   влияющим   на   психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония се­ мейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско­родительских отношений (5). Проблеме   супружеских   и  детско­родительских   отношений   уделяется пристальное внимание, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются   причины   и   характер   внутрисемейных   конфликтов,   рассматри­ ваются пути их коррекции (1). Дети   младшего   школьного   возраста   характеризуются   тесной эмоциональной   привязанностью   ребенка   к   родителям  (особенно   к   матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях   межличностного   общения,   не   способен   понимать   причины конфликтов   между   родителями,   не   владеет   средствами   для   выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во­первых, очень часто ссоры между   родителями  воспринимаются   ребенком   как   тревожное   событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во­вторых, он   склонен   чувствовать   себя   виноватым   в   возникшем   конфликте, случившемся   несчастье,   поскольку   не   может   понять   истинных   причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают  у  детей  младшего   школьного  возраста 16 постоянное   чувство   беспокойства,   неуверенности   в   себе,   эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья (9). Психическое   здоровье   или   нездоровье   ребенка   неразрывно   связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоот­ ношений родителей и детей (4). Выделяются следующие стили родительского воспитания: Демократический. Контролирующий. Смешанный. Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо   развитым   вербальным   общением   с  детьми,  верой   в  самостоятель­ ность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимо­ сти. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками,   активностью,   агрессивностью,   стремлением   контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функ­ цию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но пояс­ няют суть запретов. В этом случае детям бывают, присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность. При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные,   эмоционально   чувствительные,   внушаемые,   неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией (12). Особый интерес представляют изучение и классификация неправильных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Выделяется три типа неправильного воспитания. Неприятие,   эмоциональное   отвержение   ребенка   (осознаваемое   или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих  и контролирую­ щих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии 17 с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется   полным   равнодушием, попустительством  и  отсутствием контроля со стороны родителей. Гиперсоциализирующее   воспитание   ­   тревожно­мнительное   отно­ шение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его стату­ су среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим. Эгоцентрическое   ­   чрезмерное   внимание   к   ребенку   всех   членов   се­ мьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни» (1). Все негативные факторы связаны с проблемой невротизации ребенка, т.е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно   в   младшем   школьном   возрасте   наиболее   часто   встречаются   дети, страдающие   неврозами   и   другими   психическими   заболеваниями,   весьма актуальной  является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых  детей   младшего   школьного   возраста.   Безусловно,   самым   лучшим профилактическим   средством   являются   хорошие   отношения   родителей   с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей (12). 1.3 Психологический климат семьи как источник тревожности. Под   тревожностью   в   психологии   понимают   склонность   человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. К.   Флейк­Хобсон   выделяет   для   детей   младшего   школьного   возраста характерные следующие ситуации повышенного риска 1.  Ситуации, связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности:  враждебная, жестокая семья;  эмоционально отвергающая семья; 18  не обеспечивающая надзора и ухода семья;  негармоничная семья (распадающаяся или распавшаяся);  чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперапека);  появление нового члена семьи (отчим, мачеха, сводный брат или       сестра);  противоречивое воспитание или смена типа;  чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура). 2.Ситуации, вызывающие беззащитность из­за отрыва от семьи:  помещение в чужую семью;  переезд;  госпитализация. Таково рода ситуации, оказывают существенное влияние на весь ход психического события, способны нарушить социальную адаптацию ребенка, глубоко деформировать его психику. Различные психосоматические и нервно­ психические   расстройства   у   детей,   с   которыми   нередко   сталкиваются медицинская и психологическая практика, являются, как правило следствием таких   долговременных   патогенных   воздействий.   Перечисленные   ситуации охватывают наиболее существенные, значимые жизненные отношения ребенка, поэтому   их   наличие   должно   предопределить   серьезные   отрицательные последствия   для   развития   личности.   Однако,   вопреки   этому   очевидному положению, в последнее время учеными обнаружен удивительный феномен – неуязвимые   дети.   Так   названы   дети,   «которые   воспитываются   в   самых ужасных   условиях   и   все­таки   добиваются   значительных   успехов   жизни. Наиболее   типичной   чертой   неуязвимых   детей   является   их   способность   не реагировать   на   стрессы   и   справляться   с   ними   благодаря   исключительно интенсивной   мыслительной   деятельности   и   компетентности.   Эти   дети отличаются начитанностью и душевным здоровьем, увлеченно играют, любят жизнь и считают, что жить стоит» (15). 19 С точки зрения обсуждаемой проблемы – трудные ситуации у детей – роль   родителей   представляется   двоякой:   во­первых,   именно   родители нередко   создают   своим   детям   трудные   ситуации.   Подавляющее   число психотравмируемых ситуаций спровоцировано семьей, и родители являются теми взрослыми, которые учат детей преодолевать трудности жизни (6). Влияние   родителей   на   становление   у   детей   способов   поведения   в трудных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три аспекта такого влияния: 1. Стиль семейного воспитания, который во многом формирует личность   ребенка.   Так,   психологами   выделены   3   группы   детей,   склад характера   которых   соответствовал   определенным   типам   воспитательных воздействий, практикующихся в семье. Были установлены следующие зависимости: А) авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети; Б) авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети; В) снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. 2. Собственное поведение родителей в различных трудных ситуациях, которое   ребенок   (сознательно   или   бессознательно)   принимает   для   себя   в качестве примера для подражания. 3.   Целенаправленное   обучение   детей   конструктивным   способам преодоления трудных ситуаций (9). Тем не менее у детей младшего школьного возраста тревожность еще не является   устойчивой   чертой   характера   и   относительно   обратима   при проведении соответствующих психолого­педагогических мероприятий. также можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации. Естественное желание всех родителей – уберечь, предостеречь своего ребенка   от   возможных   неприятностей   в   жизни.   Однако   постоянно контролировать и поправлять каждый шаг, решать за него его собственные 20 проблемы   –   дело   нереальное   и   совершенно   неэффективное.   Поэтому единственное   и   наиболее   разумное,   что   могут   сделать   родители   –   это подготовить своих детей самостоятельно преодолевать трудности жизни (15). Глава 2. Зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и его тревожностью. 2.1 Организация и методы исследования. Исследование   проводилось   в   муниципальном   общеобразовательном учреждение   средней   общеобразовательной   школы   Горненского   городского поселения.   Для   проверки   выдвинутой   гипотезы   был   выбран   3   класс     в количестве 10 человек, 5 мальчиков и 5 девочек, в возрасте 9­10 лет. Для   подтверждения   выдвинутого   предположения   о   том,   что внутрисемейные отношения ребенка и членов семьи имеют огромное влияние на его  восприятия и переживания,  использовалась методика «Кинетический ребенок  семьи», разработанная Р.Бэнсоном и С. Кауфманом. Она позволяет выявить особенности восприятия и переживания ребенком внутрисемейных отношений, а также информацию о субъективной ситуации ребенка в семье.  Для   выполнения   теста   дается   стандартный   лист   бумаги,  карандаш   и ластик; затем ему предлагается нарисовать свою семью, так чтобы ее члены были   чем­либо   заняты.   На   все   уточняющие   вопросы   давались   ответы   без каких­либо указаний. Во   время   рисования   записывались   все   спонтанные   высказывания   а   так   же   фиксировалась   отмечалась   мимика, ребенка,   жесты, 21 последовательность рисования. После того как рисунок закончен, с ребенком проводилась беседа по следующей схеме: 1. Кто изображен на рисунке, что делает каждый член семьи; 2. Где работают или учатся члены семьи; 3. Как в семье распределяются домашние обязанности; 4. Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи. 5. Рисунок   анализировался   по   параметрам,   позволяющим   выявить уровень эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка в семье. В процессе проведения исследования использовался комплекс методов. В   качестве   организационного   метода   исследования   был   использован сравнительный метод, т.е. метод сопоставления различных испытуемых или выборок.   Использовались   обсервационный   метод,   а   именно   наблюдение   за учащимися,   при   котором   фиксировались   все   высказывания,   жесты   и комментарии   ребенка.   Использовался   психодиагностический   метод   и проводился   анализ   продуктов   деятельности   детей   (рисунки)   Также использовались методы третьей группы – математико­статистический анализ полученных данных и качественное их описание.           При интерпретации методики «КРС» особое внимание обращается на следующие аспекты:  1. Анализ структуры рисунка семьи.  Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с кем  находится  в  конфликтных  отношениях (сравнение   состава   реальной   и нарисованной   семьи,   расположение   и   взаимодействие   отдельных   членов семьи),   также   людей,   которые   не   входят   реально   в   состав   семьи. Расположение   членов   семьи   на   рисунке   часто   показывает   их взаимоотношения.   Так,   важным   показателем   психологической   близости является реальное расстояние между разными членами семьи. Иногда между членами   семьи   рисуются   различные   объекты,   которые   служат   как   бы 22 преградой между ними, что свидетельствует о присутствии конфликтности в семье. Также сюда можно отнести несоответствие вербального описания и рисунка;   член   семьи,   стоящий   спиной;   неадекватная   величина   отдельных фигур, стирание отдельных фигур.   Оценивается количеством баллов от 0 до 2.  Рисуя   свою   семью,   некоторые   дети   изображают   все   фигуры   очень маленькими и располагают их на нижней части листа  (неадекватное величина отдельных фигур). Это может свидетельствовать о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. А также на   некоторых рисунках   преобладают   не   люди,   а   вещи,   чаще   всего   вещи,   это   отражает эмоциональную   озабоченность   ребенка   по   поводу   семейной   ситуации:   она тревожит его и он как бы откладывает рисование членов семьи, но изображает вещи, которые не обладают столь сильной эмоциональной значимость. Также сюда можно отнести отсутствие на рисунке самого автора, изоляция автора от других, линии рисунка слабые и прерывистые. Описание параметров рисунка оценивается количеством баллов от 0 до 2. Анализируя   структуру   рисунка   семьи,   можно   выделить симптомокомплекс – враждебность в семейной ситуации. На рисунке у детей это выражено, когда фигура имеет агрессивную позицию, обратный профиль, руки   раскинуты   в   стороны,   длинные   пальцы.   Описание   этих   параметров рисунка   оценивается   количеством   баллов   от   0   до   1.   Ребенок,   изображая симптом зачеркнутой, деформированной фигуры или изображение фигуры на другой стороне листа также показывает  враждебность в семейной ситуации. Описание этих параметров рисунка оценивается количеством баллов от 0 до 2. 2. Анализ особенностей изображения отдельных членов. Рисуя членов семьи неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела, ребенок показывает свое отрицательное отношение к ним. Также используя     штриховку   в   изображении,   стирание   и   перерисовку,   ребенок 23 высказывает свои не сложившиеся эффективные связи с этим членом семьи. Важное   диагностическое   значение   имеет   неадекватная   величина   фигуры какого­либо   члена   семьи.   Это   свидетельствует   о   том   исключительном внимании, которое родители оказывают этому члену семьи. Различия в стиле рисования,   количество   деталей,   схема   тела   отдельных   членов   семьи,   что свидетельствует о присутствии конфликтности в семье. Описание параметров рисунка оценивается количеством баллов от 0 до 2.  3. Анализ процесса рисования. Процесс рисования дает богатую информацию о семейных отношениях рисования.   Дети,   у   которых   присутствуют   многочисленные   отговорки которых,   а   также   манера   прикрывания   нарисованного   рукой   могут свидетельствовать   о   недоверии   ребенка   своим   силам,   его   потребности   в поддержке со стороны взрослого. Иногда наблюдается пауза перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может свидетельствовать об эмоциональном отношении ребенка.  Таким   образом,   на   основании   индивидуальных   результатов   уровня психологического   дискомфорта   в   семье,   можно   вычислить   средний показатель выраженности симптомокомплексов у детей разного пола   Исходя из результатов среднего показателя, можно сделать вывод, что, как у мальчиков так и у девочек, преобладает первый симптомокомплекс, который   говорит   о   благоприятной   обстановке   в   семье,   и   является доминирующим. Но также не маловажен симптомокомплекс, показывающий конфликтность в семье. Остальные симптомокомплексы также присутствуют, но в наименьшей степени (Приложение № 1). Для исследования тревожности у детей младшего школьного возраста применялась методика – «Шкала тревожности» Кондаша. Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего   школьного   возраста.   Текст   методики   состоит   из   30   вопросов, 24 ответы   на   которые   предлагается   выбрать   от   0   до   4­х   бальной   системы. (Приложение № 2). Методика включает ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные со школой, общением с учителем (школьная); 2) ситуации, актуализирующие представление о себе (самооценочная); 3) ситуации общения (межличностная). Подсчитывается   общая   сумма   баллов   отдельно   по   каждому   разделу шкалы   и   по   шкале   в   целом   (Приложение   №   3).   Полученные   результаты интерпретируются   в   качестве   показателей   уровня   соответствующих   видов тревожности, показатель по всей шкале – как общий уровень тревожности. Обработка   результатов   методики   «Школа   тревожности»   Кондаша, осуществлялась следующим образом: после того, как у каждого ребенка было подсчитано общее количество баллов по всем трем показателям тревожности (школьная,   самооценочная,   межличностная),   мы   сопоставляем   их   с показателями   таблицы  «уровни   тревожности» (табл. 1),  выявляя   при   этом какой  уровень тревожности у каждого ребенка.  2.2.   Исследование   зависимости   между   взаимосвязи психологического климата в семье и тревожностью. После   проведения   методики   «КРС»   результаты   показали,   что     у мальчиков младшего школьного возраста наиболее выражены восприятия и переживания  внутрисемейных отношений, чем у девочек.    Данные   по   результатам   диагностики   «КРС»   приведены   в   сводном протоколе (Приложение № 1)         Каждому ребенку присваиваем порядковый номер (от 1 до 10), затем вносим в таблицу напротив порядкового номера каждого ученика его общую сумму балов, набранную путем сложения 3 показателей симптомокомплексов. 25                    Исходя, из показаний   указанных в (Приложение №4)   мы можем вычислить     процентное   соотношение:   сколько   детей   из   класса   имеют нормальный уровень тревожности, сколько несколько повышенный, высокий, очень высокий, «чрезмерное спокойствие».  70 % имеют нормальный уровень тревожности. (7 человек) 20% имеют несколько повышенный уровень тревожности.  (2 человека) 10% имеют высокий уровень тревожности. (1 человек)   следующей   статистической   обработке:                       Индивидуальные   данные,   полученные   с   помощью   методик, подвергались   каждому индивидуальному   значению   по   показателям   «Психологический   климат   в семье»   и   «Шкала   тревожности»   присваивались   ранговые   значения (порядковый   номер).   В   случае   совпадения   числовых   значений   им присваивается   среднее   значение   тех   рангов,   которые   были   бы   присвоены каждому из них при отсутствии совпадений. Например, две 6 делят между собой ранги 1 и 2, поэтому каждый из них присваивается ранг, равный  (1+2) : 2 = 1,5. Рассчитываем коэффициент корреляции Спирмена между показателями методик «Кинетический рисунок семьи» и «Школа тревожности». Значение коэффициента Спирмена, согласно формуле, может быть  статистически   достоверным,   если   вычисленный   коэффициент   ранговой корреляции   больше     коэффициента   ранговой   корреляции   табличного,   или наоборот,   вычисленный   коэффициент   ранговой   корреляции   меньше коэффициента ранговой корреляции табличного. Вычислим,   значим   ли   коэффициент   корреляции   методики   «КРС»и школьной тревожностью (табл.2). Вычисленный   результат   не   определяет   взаимосвязь   между психологическим   климатом   в   семье   и   школьной   тревожностью.   Данный результат, возможно, свидетельствует о том, что ребенок четко разделяет две сферы своей  жизни: семья и   школа. Вне  зависимости  от внутрисемейных 26 отношений   для   ребенка   наиболее   важным   является   происходящее   с   ним именно в школе, во время учебного процесса. Кроме того, данный результат может   свидетельствовать   о   том,   что,   во­первых,   даже   ребенок   из благополучной   семьи   может   испытывать   школьную   тревожность, благополучный  семейный климат не  может  изменить  отношение ребенка  к учебному процессу, снизить негативное влияние и неуверенность ребенка. Во­ вторых,   ребенок   из   неблагополучной   семьи   также   может   иметь   разную степень   школьной   тревожности,   как   низкую,   так   и   высокую.   Все   это свидетельствует о том, что школа для ребенка является такой же, а может быть более  значимой, чем семья. Школьные проблемы, неуверенность, страх может возникнуть  у ребенка из любой семьи. Вычислим коэффициент корреляции  психологического климата в семье ребенка младшего школьного возраста и межличностной  тревожностью (табл. №3). Вычисленный   результат   не   определяет   взаимосвязь   между психологическим климатом в семье и межличностной тревожностью Возможно, это свидетельствует о том, что личные отношения ребенка также не зависят от особенностей и благополучия семьи. У ребенка могут возникать   проблемы   в   общении   и   взаимоотношениях   вне   зависимости   от семьи.   Статус   семьи   не   определяет   особенности   во   взаимоотношениях ребенка   с   его   окружением,   не   ликвидирует   конфликты   в   межличностном общении, не дает уверенности и спокойствия.  Вычислим   коэффициент   корреляции   зависимости   психологического климата   в   семье   ребенка   младшего   школьного   возраста   и   самооценочной тревожностью (табл. № 4). Вычисленный   результат   не   определяет   взаимосвязь   между   тревожностью. психологическим   климатом   в   семье   и   самооценочной   Личностное   развитие   ребенка   также   согласно   полученным   результатам   не зависит   от   климата   в   семье.   Самооценка   ребенка,   как   сложное   явление, 27 формируется под воздействием многих факторов. Семья, безусловно, играет в этом немаловажную роль, но так как ребенок больше времени проводит вне дома  (школа,  улицы,  спортивные   секции   и   т.  п.),  то   его   самооценка   мало зависит от особенностей взаимоотношений в семье.  Вычислим   коэффициент   корреляции   зависимости   психологического климата   в   семье   ребенка   младшего   школьного   возраста   и   общей тревожностью (табл. №5).  Вычисленный   результат   не   определяет   взаимосвязь   между психологическим климатом в семье и общей тревожностью.  Таким образом, гипотеза о зависимости между восприятием ребенком психологического климата семьи и уровня тревожности не подтвердилась. Исходя   из   полученных   данных,  можно   сделать   следующие   выводы   и предположения о причинах таких результатов:  во­первых,   учащиеся,   возможно,   не   совсем   искренне   отвечали   на вопросы опросника по уровню тревожности;  во­вторых, при работе над рисунком, учащиеся не совсем объективно изображали членов своей семьи;  в­третьих, вероятна погрешность в интерпретации полученных данных по изображению;  в­четвертых, возможно, семья действительно не оказывает влияние на   межличностной   и   самооценочной формирование   школьной, тревожности учащихся, или же оказывает минимальное влияние. 28 Заключение Теоретическая   часть   исследования   показала,   что   основным  условием нормального   психосоциального   развития   (помимо   здоровой   нервной системы)   признается   спокойная   и   доброжелательная   обстановка   в   семье, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их   лиц,   которые   внимательно   относятся   к   эмоциональным   потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое   наблюдение   и   обеспечивают   материальными   средствами, необходимыми семье.  Но   психологический аспект  психического  здоровья кроме  всего  этого предполагает  внимание к внутреннему миру ребенка: к его уверенности или неуверенности   в   себе,   в   своих   силах,   пониманию   им   своих   собственных способностей,   интересов;   его   отношению   к   людям,   окружающему   миру, происходящим общественным событиям, к жизни как таковой.    Психологический   климат,   складывающийся   в   семье,   выражается   во взаимоотношениях, взаимовыручке или, наоборот, в неприязни, ссоре. Т. е. психологический   климат   –   это     сложившиеся   психо­эмоциональные отношения родителей и детей. Младший   школьный   возраст   как   никакой   другой   характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Стиль отношения взрослых к ребенку влияет   не   только   на   становление  стиля   детского   поведения,   но   и   на психическое  здоровье   детей.   Все   факторы,   влияющие   на   психическое здоровье детей можно разделить на три группы: социально­психологические, социально­культурные и социально­экономические характер. В целом, влияние родителей на становление у детей способов поведения в трудных ситуациях крайне велико. Можно выделить, по меньшей мере, три 29 аспекта такого влияния: стиль семейного воспитания, собственное поведение родителей   в   различных   трудных   ситуациях   и   целенаправленное   обучение детей конструктивным способам преодоления трудных ситуаций В   ходе   выполнения   работы   достигнута   поставленная   цель   ­   изучено влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка,   а   именно   уровня   школьной,   самооценочной   и   межличностной тревожности.  При   этом   необходимо   отметить,   что   проведенный   эксперимент   не показал   прямой   зависимости   между   восприятием   ребенком   внутреннего психологического   климата   семьи   и   наличием   школьной,   самооценочной   и межличностной тревожностью.  Такой   результат   вероятно   был   получен   в   силу   нескольких   причин: скрытность   детей   и   нежелание   предоставить   полную   информацию   о   своей семье,   неискренние   ответы   на   поставленные   в   опроснике   вопросы, неправильная интерпретация полученных данных. Таким образом, гипотеза не была подтверждена. 30 Список литературы. 1. 2. Гарбузов В.А., Захаров А.И., Исаев Д.Н., Неврозы у детей и их лечение. Л., 1980. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 год: Психическое развитие и психосоциальное развитие детей. 3. Журнал. Вопросы психологии, № 2, 1996. 4. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. С­Пб., 1998. 5. 6. 7. 8. 9. Захаров А.И. Предупреждение  отклонений в поведении ребенка. С­ Пб., 1997. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984. Ковалев   В.В.   Семиотика   и   диагностика   психических   заболеваний   у детей и подростков. М., 1985. Кулагина И.Ю. Возрастная психология, М., 1998. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики школьника. М., 1984. 10. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. М., 1997. 11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь, 1990 12. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И.В. Дубровиной. /. М., 1999.         13. Практикум по общей психологии. / Под ред. А.И.Щербакова./.М. 1990. 14. Психологическая   диагностика./   Под   ред.   Гуревича   К.М.,   Борисовой Е.М./. М., 1993. 15. Флейк­Хобсон   К.   Развитие   ребенка   и   его   отношение   с   окружающим миром. М., 1993. 16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В.В., Зинченко В.П. / М., 1989. 17. Энциклопедический словарь медицинский терминов, Т 1, Л., 1986. 31                                      Приложение № 1 Индивидуальные результаты уровня психологического дискомфорта в семье № Пол Ф.И. ребенка Симптомокомплексы 1 2 3 1 М Бондаренко Борис 2 Ж Буйновская Валентина 3 Ж Блинова Наталья 4 Ж Вашурина Александра 5 М Грицких Дмитрий 6 Ж Глязнуца Карина 7 Ж Дружинина Ольга 8 М Прошунин Александр 9 М Неизвестных Александр 10 М Яшин Алексей 5 5 6 5 4 2 3 3 5 5 0 2 0 0 0 2 0 2 2 4 1 1 0 0 0 0 0 1 1 1 Сумма балов 6 7 6 5 4 4 3 5 8 10                                                                                                        Таблица 1 Уровень различных видов тревожности                                                                          пол Общая Школьная Самооценочная Межличностная Очень  Высокий «Чрезмерное  спокойствие»                                                                                                      Текст методики Несколько  повышенный Высокий Уровень тревожности Нормальный Ж М  Ж М  Ж М  Ж М  Ж М 30­62 17­54 63­78 55­73 79­94 74­91 Бол. 94 Бол. 91 Бол. 30 Бол. 17 7­19 4­17 20­25 18­23 26­31 24­30 Бол. 94 Бол. 91 Бол. 7 Бол. 4 11­21 4­18 22­26 19­25 27­31 26­32 Бол. 94 Бол. 91 Бол. 11 Бол. 4 7­20 5­17 21­27 18­24 28­33 25­30 Бол. 94 Бол. 91 Бол. 7 Бол. 5    Приложение № 2 32 № Вопрос 1 Отвечать у доски 2 Пойти в дом к незнакомым людям 3 Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах Разговаривать с директором школы 4 5 Думать о своем будущем 6 Учитель   смотрит   журнал,   кого   бы спросить Тебя критикуют, в чем­то упрекают 7 8 На тебя смотрят, когда ты работаешь 9 Пишешь контрольную работу 10 После   контрольной   учитель   называет отметки 11 На тебя не обращают внимание 12 У тебя что­то не получается 13 Ждешь   родителей   с   родительского собрания 14 Тебе грозит не успех, провал 15 Слышишь за своей спиной смех 16 Пишешь контрольную работу 17 На тебя сердятся (не понятно почему)  18 Выступать перед большой аудиторией 19 Предстоит важное дело 20 Не понимаешь объяснений учителя 21 С тобой не согласны, противоречат тебе 22 Сравниваешь себя с другими 23 Проверяются твои школьные способности 24 На тебя смотрят как на маленького 25 На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос 26 Замолчали, когда ты подошел 27 Оценивается твоя работа 28 Думаешь о своих делах 29 Тебе надо принять для себя решение 30 Не   можешь   справиться   с   домашним заданием 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0                                                                                                 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 33 Виды тревожности, общая сумма баллов      Приложение № 3 № Фамилия, имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Бондаренко Борис Буйновская Валентина БлиноваНаталья Вашурина Александра Ефимов Дмитрий Глязнуца Карина Дружинина Ольга Прошунин  Максим  Неизвестных Александр 10 Яшин  Алексей Виды тревожности Школьная Самооценочная Межличностная Баллы 17 9 24 28 22 19 25 9 28 14 18 11 9 28 19 17 16 17 16 12 15 11 11 23 14 12 13 5 15 9 50 31 44 79 55 48 54 31 59 35 34                                                                                                         Приложение № 4 Индивидуальные результаты уровня тревожности Ф.И.О. Уровень различных видов тревожности № п о л школьная 1 М Бондаренко Борис Нормальный Нормальный Нормальный Нормальный 2 Ж Буйновская Валя Нормальный Высокий 3 Ж Блинова Наташа 4 Ж Вашурина  Высокий Высокий общий самооценочная межлич­ ностная Нормальный Нормальный Нормальный Нормальный Нормальный Нормальный Несколько Александра 5 М Ефимов Дмитрий Несколько Несколько 6 Ж Глязнуца Карина 7 Ж Дружинина Ольга повышенный повышенный Нормальный Нормальный Несколько  Нормальный повышенный Высокий повышенный Нормальный Несколько повышенный Нормальный Нормальный Нормальный Нормальный 8 М Прошунин Максим Нормальный  Нормальный 9 М Неизвестных Саша Высокий Нормальный Нормальный Нормальный Нормальный Несколько 10 М Яшин Алексей Нормальный  Нормальный повышенный Нормальный Нормальный 35                                                                                                                          Таблица №2 Взаимосвязь между психологическим климатом в семье  и школьной тревожностью детей младших классов Ранг у1 4 1,5 7 9,5 6 5 8 1,5 9,5 3 d1 1 6,0 2 6,5 4 5 7 3,5 2,0 6 2 d1 1 36 4 42,25 16 25 49 12,25 4 36 224,5 n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ранг х1 5 7,5 5 3 2 10 1 5 7,5 9 Р =  ­ 0,36 36                                                                                                                Таблица № 3 Взаимосвязь между психологическим климатом в семье  и межличностной  тревожностью детей младшего школьного возраста  Ранг х1 5 7,5 5 3 2 10 1 5 7,5 9 n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Р = ­0,33 Ранг у1 8,5 3,5 3,5 10 7 5 6 1 8,5 2 d1 3,5 4 1,5 7 5 5 5 4 1 7 2 d1 12,25 16 2,25 49 25 25 25 16 1 49 220,5 37                                                                                                                Таблица № 4 Взаимосвязь между психологическим климатом в семье  и самооценочной  тревожностью детей младшего школьного возраста Ранг х1 5 7,5 5 3 2 10 1 5 7,5 9 n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Р = ­ 36 Ранг у1 8 2 1 10 9 4,5 4,5 6,5 4,5 3 d1 3 5,5 4 7 7 3,5 3,5 1,5 3,0 6 2 d1 9 30,25 16 49 49 12,25 12,25 2,25 9 36 225 38                                                                                                                Таблица № 5 Взаимосвязь между психологическим климатом в семье  и общей  тревожностью детей младшего школьного возраста Ранг х1 5 7,5 5 3 2 10 1 5 7,5 9 n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Р= ­ 42 Ранг у1 6 1,5 4 10 8 5 7 1,5 9 3 d1 1 6 1 7 6 5 6 3,5 1,5 6 2 d1 1 36 1 49 36 25 36 12,25 2,25 36 234,5 39

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"

Исследовательская работа по теме "Семья и психическое здоровье ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018