Исследовательская работа по теме: Сила музыки
Оценка 4.6

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
музыка
7 кл
20.01.2017
Исследовательская работа по теме: Сила музыки
Исследованием над воздействием музыкального искусства на восстановительные функции человеческого организма и формирование духовного мира занимаются ученые всего мира и в наше время. Следовательно, эта тема актуальна и сегодня. Музыку можно изучать по – разному. Можно беседовать о музыкальных произведениях, учиться их понимать и восхищаться их звучанием. Можно посвящать уроки творчеству великих композиторов и исполнителей, чтобы увидеть каким огромным трудом создается самая легкая и веселая музыка. Можно, наконец, шаг за шагом осваивать нотную грамоту, учиться петь, постигая музыкальную науку как бы изнутри. Все это – разные пути приобщения к музыке. Но однажды возникает вопрос: «Что же такое музыка? Правда ли что все живое на планете так нуждается в ней?». Я буду исследовать воздействие музыкального искусства на восстановление функций человеческого организма и решать эти вопросы я буду на страницах данного исследования. Следовательно, эта тема актуальна и сегодня. Цель работы: Изучить и проанализировать силу воздействия классической и современной музыки на человека, животных, растения. Задачи: * доказать, что музыка – это не просто искусство, а очень важная и глубокая область человеческого бытия; * выяснить, имеет ли музыка многообразные связи с миром и играет ли какую – либо роль в жизни на протяжении всех веков существования нашей планеты; * выявить ее возможности воздействия на представителей флоры и фауны, на человека; * провести опыты по изучению влияния музыки на растения, животных, человека. Гипотеза: Если жизнь – это источник музыки, то музыка воздействует на жизнь, здоровье человека, животных и растения, укрепляет или ослабляет здоровье, жизнестойкость, энергетику. Объект исследования: Музыкальное искусство, животные, растения, человек. Предмет исследования: Сила воздействия музыки. Методы исследования: * метод проблемно – поисковых ситуаций; * метод сравнения, предполагающий анализ экспериментов, наблюдений; * метод изучения и анализа литературных источников; * метод обобщения. Методологической основой моей работы стали труды Т.И. Науменко и В.В. Алеева «В чем сила музыки?», где авторы рассуждают об эмоциональном воздействии музыки на душу человека, раскрывают ее характер, настроение, запечатленное в средствах музыкальной выразительности; в книге М. Баскина «Живая сила музыки» идет разговор об опыте музыкально – общественной деятельности Союза композиторов по распространению опыта по применению музыкальных произведений, направленных на здоровьесбережение и оздоровление человека. В «Детской энциклопедии» под редакцией Царева М.И. и Чепелева В.И. раскрывается воздействие музыки на флору и фауну.
file24.doc.doc
1 СИЛА МУЗЫКИ  Буевич Вячеслав, 7 класс, МБОУ «СОШ № 23», г. Ангарск, Иркутская  область, Россия Автор: Руководитель: Якущенко Вера Викторовна, учитель музыки и ОБЖ  МБОУ «СОШ № 23»,  г. Ангарск, Иркутская область, Россия 2013­2014 г. 2 Введение «Слушать прекрасное ­ значит улучшаться» «Приходит время, когда люди особенно  нуждаются в симфониях пространства,  когда гармония звучаний явится  действительно панацеей» Надземное, 608. «Музыка ­  самое божественное  и духовное  из всех искусств». Письма Махатм. 3 Музыка.… Такая  земная  и неземная. Музыка – словно отражение  иного пространства, иного времени, иных миров.   Она звучит и в шуме водопада,   и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце – сама музыка.  В час восхода оно поет Земле песню о встрече, а при заходе – мелодию разлуки. В отдаленные от нас тысячелетиями  времена люди умели слушать музыку мира,   понимая единство ее со всем существующим в природе.   «Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира», ­ так   утверждали первые мудрецы. Во Вселенной, где идет борьба космоса и хаоса, порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии, музыка занимает особое положение: «Музыка ­ наука о хорошей гармонии».   (5,105). Когда же мы совершаем несправедливость, то не сохраняем музыку. Таким же образом небо, земля и все, что движется в них всевышним повелением, не существует без науки музыки.  Действительно,   Пифагор   свидетельствует,   что   этот   мир   создан посредством   музыки   и   может   управляться   ею».   (Кассеодор   Сенатор   (485­ ок.580) «О музыке»). С самых незапамятных времен   люди знали о том, что звуки обладают особой чудотворной силой   и, прежде всего, звуки музыки. В древнем Египте хоровым пением лечили разные болезни тела и души. Великий мудрец Пифагор каждый   день   свой   и   свих   учеников   начинал   и   заканчивал   пением.   Большое значение лечебным возможностям музыки предавал Авиценна.  Исследованием   над   воздействием   музыкального   искусства   на восстановительные   функции   человеческого   организма   и   формирование духовного мира занимаются ученые всего мира и в наше время. Следовательно, эта тема актуальна и сегодня. 4 Музыку можно изучать по – разному. Можно беседовать о музыкальных произведениях,   учиться   их   понимать   и   восхищаться   их   звучанием.   Можно посвящать   уроки   творчеству   великих   композиторов   и   исполнителей,   чтобы увидеть   каким   огромным   трудом   создается   самая   легкая   и   веселая   музыка. Можно,   наконец,   шаг   за   шагом   осваивать   нотную   грамоту,   учиться   петь, постигая музыкальную науку как бы изнутри. Все это – разные пути приобщения к музыке. Но однажды возникает вопрос: «Что же такое музыка? Правда ли что все живое на планете так нуждается в ней?». Я буду исследовать воздействие музыкального искусства на восстановление функций человеческого организма и решать эти вопросы я буду на страницах данного исследования. Следовательно, эта тема актуальна и сегодня. Цель работы:  Изучить   и   проанализировать   силу   воздействия   классической   и современной музыки на человека, животных, растения. Задачи: *   доказать,   что   музыка   –   это   не   просто   искусство,   а   очень   важная   и глубокая область человеческого бытия; * выяснить, имеет ли музыка многообразные связи с миром и играет ли какую – либо роль в жизни на протяжении всех веков существования нашей планеты; * выявить ее возможности воздействия на представителей флоры и фауны, на человека; * провести опыты по изучению влияния музыки на растения, животных, человека. Гипотеза: Если   жизнь  –  это   источник   музыки,  то   музыка   воздействует   на   жизнь, здоровье человека, животных и растения, укрепляет или ослабляет  здоровье, жизнестойкость, энергетику. 5 Объект исследования: Музыкальное искусство, животные, растения, человек. Предмет исследования: Сила воздействия музыки. Методы исследования: * метод проблемно – поисковых ситуаций; * метод сравнения, предполагающий анализ экспериментов, наблюдений;             * метод изучения и анализа литературных источников;             * метод обобщения.           Методологической основой моей работы стали труды Т.И. Науменко и В.В. Алеева «В чем сила музыки?», где авторы рассуждают об эмоциональном воздействии   музыки   на   душу   человека,   раскрывают   ее  характер,  настроение, запечатленное в средствах музыкальной выразительности; в книге М. Баскина «Живая   сила   музыки»   идет   разговор   об   опыте   музыкально   –   общественной деятельности Союза композиторов по распространению опыта по применению музыкальных   произведений,   направленных   на   здоровьесбережение   и оздоровление человека. В «Детской энциклопедии» под редакцией Царева М.И. и Чепелева В.И. раскрывается воздействие музыки на флору и фауну. Тут целый мир, живой, разнообразный,  Волшебных звуков и волшебных снов О, этот мир, так молодо­прекрасный,  Он стоит тысячи миров! Ф. Тютчев (8; с.79) Наш вечный спутник 6                    «Без музыки земля ­ пустой недостроенный дом, в котором никто не живет», говорил немецкий поэт Тик (5;с.31). И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который зарождается с каждым человеком в отдельности, растет с ним, становится богаче, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. У каждого музыка образует свой мир, который отличается от других. Любой человек   помнит   песни   своего   детства   ­   песни  бабушки,   песни,   которыми   нас встречает и провожает школа; все помнят, как «звучат» праздники: ведь своя музыка есть у дней рождений, проводов зимы.  Музыка как бы приоткрывает завесу над чудесами жизни, в которые так хочется верить. Иногда, кажется, что мы растем ­ и старая музыка уходит, отступает, на смену ей приходит другая, подобно тому, как выбрасываются старые вещи, из которых мы вырастаем.   И   лишь,  после   того   как   пройдет   много   времени  человек   начинает понимать, что музыка никуда не уходит, что она всегда с ним ­ и та совсем далекая детская,   и  та,  что   пришла   вместе   с  юностью,  помогавшая взрослеть, любить и думать. Это все происходит потому, что во всем, что нам дорого, мы оставляем частицу собственной   души   ­   она   и   в   памяти   первых   лет,   и   в   детском  восхищении чудесной мелодией, когда­то открывшей невиданные миры музыкальной фантазии, и в живых воспоминаниях о первой любви и надежде. В человеческой жизни есть как бы два плана. Один ­ видимый, составляет  глубинные внешние   события.   Другой   ­   составляет   сокровенные   мысли, переживания, духовные искания человека. Нередко именно в нем находится главное содержание человеческой жизни. Музыкальные произведения в какой­то степени похожи на людей. В  них тоже   может   быть   своя   глубина   и   характер:   порой   сложный,   порой легкомысленный. По этому разные люди любят разную музыку: одни слушают музыку   Моцарта   и   Брамса,   а   другие   довольствуются   нехитрыми  песенками. Музыка бывает разной, ведь ее можно написать по любому поводу ­ к празднику, 7 семейному событию, школьному вечеру. Разумеется, людям нужна всякая музыка: для отдыха, танцев, занятий спортом. И часто  такая музыка бывает хорошей  ­ настолько, насколько она отвечает своим задачам. Следовательно, в искусстве, как и в человеческой жизни, присутствует те же два плана: внешний и внутренний, поверхностный и глубокий. Наверху находится та его часть, которая видима, не составляет никакой тайны, потому  что «обслуживает» события внешней жизни. В глубине таится тот пласт,  подобраться к которому не так­то просто ­ ведь его понимание требует известной зрелости души, опыта и мудрости. Означает   ли   это,   что   понять   подлинное   искусство   под   силу   лишь   много прожившему человеку? Это сложный вопрос. Ведь жизнь одного человека не очень велика и богата событиями, и опыт её не всегда достаточен, чтобы разобраться в глубинах мудрости и философии,  заключенных в произведениях искусств. Недаром ещё древние говорили:   «  Аrs  longa,  vita  vrevis» ­ « Жизнь коротка искусство вечно » (1; с. 17). А если вдуматься,   сколько   времени   уходит   на   выполнение   дел,   то   времени,   на приобретение душевного опыта остается совсем немного. И не только жизнь  учит понимать искусство, но и само искусство учит понимать жизнь ­ ведь в  нем, таком большом, по истине безграничном, заключен опыт всего  человечества, всех времен, стран и сословий. Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Реальность и фантазия ­ вместе сосуществуют постоянно, рождая не  только поэтов   и   музыкантов,   но   и   все   возможных   романтиков,   летчиков,  геологов, путешественников. В один ненастный день, в тоске нечеловечной.  Не вынеся тягот, под скрежет якорей.  Мы всходим на корабль ­ и происходит встреча Безмерности с предельностью морей. Ш. Бодлер «Плаванье»   /8; с.45/ 8 Фантазия ­ одна из важнейших частей жизни, и она является основой музыки. Ведь без фантазии ничего нельзя создать. Каждая   эпоха   дала   свои   образцы   непревзойденности,   силы   и   величия:   и блистательная античность, и озаренное духовностью  средневековье, и любознательное возрождение, величие музыки ХХ века. Это величие ­ в художественных открытиях Прокофьева и  Шостаковича, в трагическом изломе гармоний и ритмов, принесенных ветром нашего противоречивого времени. Человечеству нужна разная музыка. И дело не в том, что сегодняшнюю музыку невозможно понять без знаний её корней, а так же в том, что одной современной музыки человеку не достаточно. Есть в каждом из нас потребность и в романтических порывах, и в чудесах мифологии. Все эти стремления коренятся в нашей природе, они вошли в нашу духовную память, питаясь и обогащаясь образами сказок и мифов, тем и сюжетов, мелодий и ритмов всех времен. В каждом звуке природы можно услышать флейту Пана, в игре водных струй ­ смех речного бога, в шуме моря ­ величественный дактиль Гомера. Чем больше « миров » в музыке открыл для себя человек, тем больше  ярких граней он откроет в жизни. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый её миг, если он озарен светом любви и восхищения всех воспевших его в своих стихах и свих песнях. Какой бывает музыка. Никакое искусство не обнаруживает такого разнообразия чувств, характеров и настроений, такой богатой палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его произведении ­ то порыв, то каприз; раздумье сменяется весельем,  безудержный бег ­ величественной плавной 9 поступью. Эти свойства близки, каким то и нашим чертам, нашему способу мыслить и чувствовать. Мир чувств бесконечно подвижен, на него влияют перемены в природе,  слова и поступки   людей,   удачи   и   неудачи   нашей   жизни,   прочитанные   книги  и,   наконец, услышанная   музыка.   Возникающая   из   эмоционального   многообразия   человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. И не случайно французский  философ А.Бергсон сказал: « Когда музыка плачет,   и   с   нею   плачет   всё  человечество, вся  природа » (2; с 65) . Обратите внимание:   плачет   именно  все, то есть воздействие музыки признаётся, всеми кто способен   её  воспринимать.   Действительно   ­   музыка   огромная   сила   способная преображать окружающий мир. Силу музыки люди знали давно. Еще боги Древней Греции состязались  между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками будущего и предсказателями судьбы. Именно  Орфей был единственным человеком,   которому   открылись   ворота   Аида,   и  все   это   благодаря   его   лире   и волшебству голоса Божественная музыка, таящая гибель в своем манящем призыве, не столь уж распространенная,   но   она   является   очевидным   доказательством  необыкновенной силы этого искусства. Однако, гораздо чаще ­ музыка создается, изучается совсем для другого. Если в ней слышатся грусть и смятение, значит, такие чувства вложил в неё композитор, а мы вслед за ним испытываем их и еще нечто большее, для чего и создано искусство ­ чувства  сострадания, сопричастности к чему­то большему, что возвышает и  облагораживает душу. Может быть, в таком смысле следует понимать слова  Л. Толстого, сказанные им о музыке: « Она переносит меня, в какое  то другое, не своё положение; мне под влиянием музыки кажется, что я понимаю то, чего я не понимаю, что МОГУ , чего не  МОГУ». (9:с. 15). Как никакое другое искусство, музыка объединяет людей для общих  дел и радости, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни. 10 Под её воздействием невзгоды отступают и терпят поражение, как когда­то потерпели поражение сладкоголосые сирены, погибшие оттого, что музыка Орфея оказалась более могущественной, чем их собственная. Этот символ ­ символ противостояния светлых и темных сил ­ вечен, подобно вечности самого искусства. Слушая великие музыкальные произведения, в какие бы глубины  печали, скорби   и   борьбы   они   нас   не   погружали,   мы   всегда   чувствуем  главную направленность её устремления: только ввысь, только к свету. Может   быть,   в   способности   наделять   людей   этой   силой,   помогать   им отчужденности   и   холодному  одиночеству   и   состоит   главное   значение  музыки, всегда идущей от сердца и всегда умеющей найти путь к другому сердцу. Музыка и живые организмы.   Воздействия музыки на животных  и растения. Особое внимание уделяется  воздействию классической музыки на живые организмы. Проведены тысячи экспериментов на растениях, животных и людях, доказывающих   влияние   звука   на   живой   организм.   Мимоза   и   петуния   от мажорных мелодий растут гораздо быстрее и расцветают на две недели раньше положенного   срока.   Под   воздействием   классической   музыки   коровы   дают больше молока. У собак породы Пинчер кровяное давление в зависимости от мелодии может меняться на 70 мм ртутного столба. Многократное   наблюдение     и   зоопсихологов подтверждают,   что   обезьяны,  медведи   и  некоторые   другие   животные     могут   биологов   ­   этологов   вполне   сознательно   успокаивать   или   наоборот   возбуждать   себя   с   помощью ритмичного   стука   палкой   по   какому­нибудь   гулкому   предмету   (например, пустотелому стволу). Или   игры на расщепленной древесине (особенно часто «прикалываются»   с   этого   наши   бурые   мишки).   В   конце   80­х   годов     был 11 убедительно   показано,   что   прослушивание   классической   музыки   помидорной рассадой   ускоряет     ее   рост     приблизительно   на   30%.   А   также   повышает устойчивость   рассады   к   различным   заболеваниям.   Вероятно,   самым   древним механизмом влияния музыки на живые системы является синхронизация (или десинхронизация) музыкальных ритмов и внутренних биоритмов организмов. Не случайно   примитивные   племена   и   не   слишком   развитые   подростки категорически предпочитают «музыку» состоящую, практически, из одного или многих накладывающихся друг на друга ритмов. Кроме того,  здесь несомненна синхронизация и аккумуляция этого ритма в толпе (на рок­концерте, в стаде, на племенном празднике). Подросткам будет полезно узнать, что группы молодых собакоголовых обезьян (павианы, гамадрилы и пр.) любят постучать палками все вместе. Очень  их это «заводит»… А потом между прочим идут  или  к старшим обезьянам задираться или к самкам приставать. Сила воздействия музыки на животных                        Звук почти всегда сопутствует жизни. Для живых организмов это один  из факторов   окружающей   среды.   Звуком   называют   такие   механические  колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом  животных (от 16 до 20000 колебаний в секунду). Колебания большей частоты называются ультразвуком, меньшей ­ инфразвуком. Источники колебательных движений в природе самые разнообразные. Инфразвуки издают осыпающиеся горные породы, работающие тормоза, полет птиц. Ультразвуки возникают при ветре, морском прибое, в лабораторных условиях, их издают бабочки, цикады, дельфины и др. Звуки рождаются в разнообразных природных процессах, при работе различных механизмов, их издают животные произвольно и непроизвольно. Но еще существует музыкальная звуковая система ­ организация музыкальных  звуков 12 по   высоте.   Ее   воздействие   на   животных   имеет   далеко   еще  невыясненную биофизическую основу. Звук для организма ­ это, прежде всего сигнал о происходящих вокруг  него событиях. В основе действия звука на животных лежит поглощение ими энергии звуковой волны. Действие звуков бывает энергетическим (поглощение энергии звуковой волны вызывает изменение в организме) и  информационным (поглощенная энергия звуков меньше энергии и характера ответного действия животного объекта). «Звук ­ это сигнал и об опасности, и о состоянии организма, и о характере его деятельности, и о направлении поиска, и сигнал о помощи и т. д.» ­ считает Данилов А. И. (13;с. 8). Узнавая сигналы животных человек, иногда использует их в своих  целях. Например,   с   помощью   магнитофона,   на   ленте   которого   записан   сигнал  грачей «Опасность!», удается очистить то них необходимую территорию. Однако во многих случаях с музыкой неясно имеем мы дело с  информационным или энергетическим действием   звука.   Слуховой   аппарат  животных   приспособлен,   как   правило,   к восприятию относительно тихих звуков. Ведь в природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и  непродолжителен. Такое сочетание звуковых раздражителей дает животному время, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Следствием звуков большой мощности же может быть глухота, общий шок. Если   громкость   звука   (и  соответственно   музыки)  достаточно  велика,  он   может вызвать у животного болевые ощущения. Внезапно возникший звук, если он превышает по   громкости   окружающий  животное  ЗВУКОВОЙ  фон,   может   привести   к   самым неожиданным  последствиям.  Например, у оленей и антилоп это может  привести к разрыву сердца или параличу конечностей. Длительный шум неблагоприятно влияет на орган  слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению мозговых  клеток. Ослабленные клетки коры головного мозга не могут четко  координировать работу различных систем организма, что приводит к нарушению их деятельности. 13 Таким образом, необычайность звуковой информации, к переработке  которой организм не подготовлен в процессе эволюции, приводит к расстройству органов слухи и связанных с ним нервных центров. Ученым   удалось   сделать   лишь   разрозненные   наблюдения,   как  действует инфразвук   и   звук   большой   мощности.   «Это   действие,   как   правило,  крайне неблагоприятно:   у   животных   нарушается   работа   кроветворных  органов,   развитие микроорганизмов тормозится» ­ утверждает В.Р.Протасова (13; с. 211). Сила воздействия музыки на растения    Чаще всего в природе встречается информационное действие звука.  Оно возможно для тех существ, у которых в процессе эволюции выработалась способность к   образованию   рефлекторных   или  условнорефлекторных   связей.   У   растений   нет нервной системы. Поэтому способность к образованию таких связей у них лишь в зачатке.   Однако  росянка   и   мимоза,   например,   реагируют   на   сильный   звук, направленный на их лист. Мимоза реагирует на звук вследствие сотрясения воздуха и вслед за ним листа. Насекомоядное растение росянка  ­  по другой причине. Под действием сильного звука направленного на лист, она складывает его, как если бы там находилось насекомое. Причина этой реакции листа ­ давление, производимое сильным звуком. В этом случае основа его действия почти та же, что и на специализированные слуховые устройства у животных. «Хорошо   изучено   действие   ультра   звуковых   колебаний,   особенно  больших частот.   В   зависимости   от   мощности   звукового   потока   частоты  колебаний, длительности   воздействия,   природы   и   состояния   организма   оно  может   быть стимулирующим, тормозящим или смертоносным» ­ доказали проведенные опыты.(13; с. 18). В воде звук распространяется в пять раз быстрее, чем в воздухе: В воде  его скорость 1500 м/с, а в воздухе 300 м/с. Так, при действии ультразвука  (музыки) 14 интенсивностью 5­6 Вт/см  2,  частотой 380  кГц в  течение двух  минут в воде из отстойного бассейна погибли почти все растения ­диатомовые водоросли, крупные и одноклеточные водоросли. Содержимое клеток оказалось раздробленным, а сами клетки разорванными. Это свойство ультразвука применяется иногда для стерилизации воды, для очистки подводных сооружений в портах и подводной части кораблей от водорослей.                        На семена некоторых растений ультразвук оказывает стимулирующее воздействие.   Сухие   семена   кукурузы   облучали   ультразвуком   частотой   710  кГц, интенсивностью 12 Вт/см2 и затем проращивали. Оказалось, что энергия прорастания у таких семян много выше, чем у контрольных, они быстрее набухают. Как и в случае с другими организмами, прочная оболочка семян снижает степень стимулирующего и угнетающего   действия   ультразвука.  Можно подобрать такие ультрачастоты, будут поглощаться почти полностью оболочкой семени. В этом случае, если плотная оболочка является основным  препятствием   для   прорастания   семян   (у   вишни,  бересклета), действие ультразвука приводит к ускоренному прорастанию семян. В   зависимости   от   громкости   и   звучания   музыки   ее   действие   будет различным. В одном случае растения будут быстрее и лучше развиваться, в  другом наоборот, будут медленно расти, и быстро завянут или пожелтеют. Сила воздействия музыки на людей. Почему уже третье столетие подряд человечество заслушивается «Лунной сонатой» Бетховена, а на концертах авангардной музыки слушателе порой меньше чем на сцене музыкантов? Почему классиков никогда не забывают, а современные  группы появляются и исчезают, и о них не вспоминают уже через год? Оказывается, «Лунная соната» снимает раздражение и служит для человека своеобразным  немедикаментозным транквилизатором. Тайну власти музыки над человеческими эмоциями пытались разгадать музыканты отдельно, врачи отдельно. Между тем отношения человека с  музыкой входят в 15 рамки «Искусство для искусства» Из них нельзя  исключить физическое воздействие музыкальных волн на организм человека. Мы легко соглашаемся с тем, что музыка может гармонизировать психику, а вот с лечебным эффектом уже сложнее. Но российские врачи смогли доказать и это. Стало известно, что воздействие музыки, различной по форме и содержанию, может   производить   клинический   эффект.   Это   своего   рода  музыкальная фармакология,   в   которой   выделяют   две   стороны   лечебного  воздействия: стимулирующую   и   успокаивающую.  предусматривает   как   Музыкотерапия самостоятельное использование музыки в качестве основного фактора воздействия, так и музыкальное сопровождение  в  комплексной терапии для повышения эффективности лечения. Специальные   физиологические   исследования   выявили,   что  музыка  является   не только средством, снижающими устраняющим  эмоциональное  напряжение, но и вызывает физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального   воздействия.  Физиологическое   воздействие   музыки   на   человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способности усвоения  ритма.   Музыка,   как   ритмический   раздражитель,   стимулирует физиологические   процессы   организма,   происходящие   ритмично.   Ритмы   отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов   существует   определенная   связь.   Используя  музыку   как   ритмический раздражитель, можно оптимизировать гомеостаз. «Центр   восприятия»   музыки   находится   в   области   диафрагмы.   Это  звено вегетативной системы, которое включает центральную область тела ­ между верхней границей   брюшной   полости   и   нижней   границей   грудной  клетки.   Эта   зона функционирует,   как   единый   сенсорно­мышечный   комплекс.  В   этой   части   тела, вибрирующей как внутри, так и снаружи, координируются действия различных мышц и нервных окончаний. В музыкотерапии главным  является достижение синхронизации с ритмами этой части тела: диафрагма ­ это место первого контакта тела с музыкой. 16 Правильный выбор музыкальной программы ­ ключевой фактор музыкотерапии, так как действие музыкальных раздражителей может быть  разным по характеру в зависимости то высоты, силы звука и тембра Не вся, даже очень красивая и приятная музыка оказывает лечебное действие. Редчайший дар сознательно вкладывать в произведения лечебную  информацию, точно «нацеленную» на больной орган. Такая способность есть у Рушеля Блаво, создавшего в Петербурге   при   НИИ   музыкальной   терапии   «Центр   традиционной   и   народной медицины». Его «музыка здоровья» десяткам тысяч россиян вернула утраченный интерес к жизни и здоровье. Теория музыки Рушеля Блаво основана на хорошо известном механизме. Музыка в   виде   физической   волны   попадает   в  СЛУХОВОЙ  аппарат,  где   звуковая   волна преобразуется в нервный импульс, попадающий по слуховому нерву в определенные области   центральной   нервной   системы.   И  то   того,   какая   будет   суггестивная программа, закладываемая автором, зависит и развитие рефлекторной реакции. «Мозг ­   это   наша   биологическая  аптека»,   говорит   Р.   Блаво   «Он   сам   вырабатывает лекарственные   вещества,   нужно   только   помочь   ему'   избавиться   то   негативной информации. Если ее  стереть, повышается общий иммунитет, организм начинает бороться с ее последствиями» (11; с.48). Все   музыкальные   записи   попадают   в   санкт­петербургскую  медицинскую лабораторию при НИИ физической культуры, где врачи дают  заключение о действии этой музыки на уровне физиологии. Опытным путем там определили, что звук саксофона хорошо влияет на мочеполовую систему,  струнные инструменты приводят в норму сосудистую систему, а флейта благотворно влияет на печень и желчный пузырь. Что удивительно, эти исследования почти полностью совпали с информацией почерпнутой Рушелем Блаво из древних книг. Влияние   музыки   становится   рассеянным,   если   в   нее   не   заложить специальную   суггестивную   программу.   Суггестия   ­   это   осознанное  мысленное воздействие одного человека на другого или на неживой предмет.  Человек, который 17 слушает музыку Блаво и знает, какой орган она лечит, сознательно помогает своему организму направить целительные потоки на источник боли. Но даже если не знать о заложенной программе, « Музыка здоровья» все равно действует. В городе Самаре, в гематологическом центре кафедры госпитальной терапии государственного мединститута врачи провели исследования. У студентов брали кровь из пальца до, и после прослушивания музыки. Причем никто не знает что, эта кассета предназначена для улучшения  свойств крови. Результаты были поразительными. У девушки   с   низкой  свертываемостью крови после прослушивания кровь свернулась примерно   за  одну   минуту,   а   раньше   не   хватало   десяти.   «Несомненно, положительное  влияние этой музыки на сердечно­сосудистую систему, желудочно­ кишечный   тракт   и   систему   крови  ­  что   исключительно   важно,   так   как нормализуется иммунитет, и он приводится в стадию баланса» ­ утверждает Святослав Бобылев (11; с. 50). В  Петербурге   врачи­исследователи   центра   спортивной   медицины   при  школе олимпийского резерва, изучающие психофизическое здоровье спортсменов, открыли еще   один   сенсационный   эффект   музыки   Рушеля  Блаво. «После прослушивания установлен   эффект   энергетического  повышения   биологически   активных   точек. Следствие   этого   ­   повышение  энергетического   уровня   функциональных   систем   и органов, явление скрытых нарушений. Все перечисленные изменения сопровождались клиническим  лечебно­оздоровительным   эффектом»   ­   заключил   доцент   НИИ физической культуры Владимир Загрянцев (11; с. 104). Для того, чтобы музыка производила максимальный терапевтический эффект, ее воздействие   предполагает   трехэтапность.   На   первом   этапе   музыка   соответствует эмоциональному состоянию больного (как правило, минорное произведение). На втором этапе – произведения нейтрального характера, не вызывающие ярких эмоциональных реакций или ассоциаций, как положительного, так и отрицательного характера. И, наконец,   ­   непосредственная   музыкотерапия   (музыкальные   произведения, третий   этап   настраивающие на мажорный лад). Продолжительность этапов регулировалась самими 18 пациентами, что соответствовало фундаментальным представлениям об организме, как саморегулирующейся  и самовосстанавливающейся системе Как показали наблюдения за больными, их самочувствие заметно  менялось при   прослушивании   музыки   доставляющей   удовольствие   и   создающей   приятное настроение.   При   этом,   такие   произведения,   как  тяжелый   рок,   ухудшали функциональное состояние органов. Это соответствует мнению русского клинициста В. М. Бехтерева высказанного еще в 1916 г.: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонизирующее с настроением, может не только не нравиться, но и раздражать» (5; с. 26). Под воздействием серии сеансов у больных улучшалась работа всех внутренних органов и систем. Мы   живем   в   океане   различных   звуков   ­   звуков   издаваемых  собственным голосом, музыкальных звуков и т. д. Если даже на самое короткое время лишить человека вибраций (акустических колебаний воздуха), то у него начнется расстройство психики. Всем известны опыты, когда люди, помещенные в полностью изолированные камеры, уже через несколько минут ощущали дискомфорт. Различные формы звукового воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания человека, психики, сознания. Музыка может навредить здоровью, но с помощью звуков голоса и музыки можно говорить и об обретении здоровья, о возможностях и эффективности этого бесплатного лекарства. Монотонная барабанная дробь в течение определенного времени может  вызвать утомление слухового аппарата и последующее за этим торможение в  коре головного мозга,  что   вызывает   гипотоническое   состояние.   Согласно   лабораторным   данным барабанные   ритмы   вызывают   состояние   транса,  именно   по   этому   их   используют шаманы. Тембр и окраска звука по­разному воздействуют на людей. Давно замечено, что по голосу человека, по его тембру, звуку, можно определить не только его характер, 19 но и чем именно он болен. Если человек часто повышает  голос, то у него заболевает печень, если в голосе слышится тоска, печаль, то слабеют легкие, при испытании страха страдает желудок. Поэтому лечить  человека надо мажорной светлой музыкой, она постоянно должна звучать в доме, как бы сметая все наши печали, болевые синдромы. Во   Франции   каждый   день   звучит   настройка   ноты   «ля».   Звук   «ля» благотворно   воздействует   на   наше   сердце.   Радостная   светлая   музыка   также способствует   работе   сердца,   но   в   умеренных   дозах,   так   как   в   больших количествах сердце не переносит радостных звуков. Но как могло случиться, что благотворные силы музыки стати орудием нарушений гармонических основ нашего бытия!? В это исчезает что­либо  удивительное, когда вслушиваешься в окружающую нас музыку. «Я убью тебя, лодочник!» ­ рычит Лебединский. «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать?» ­ запросто предлагает Земфира, Автор песен Глеб Самойлов не оставляет шансов на спасение ни себе ни слушателям ­ все отправляемся к праотцам. «Сначала мне отрубят уши, ноги, руки, возьмут щипцами за глаза, зальют меня гудроном, проедут по мне вагоном...» и т. д. Подобные песни звучат вокруг нас каждый день. Сильный человек  выстоит, слабый ­ нет. А ребенок? Есть ли уверенность, что он не захочет попробовать сделать то, что услышит? Ясно и четко исследователи  указывают на травмирующее здоровье человека «неконтролируемой» музыкой. По статистике ряда стран (США, Англии, Франции, Италии, Японии) разрушительное воздействие звуковой среды сокращает общую продолжительность жизни  на  3­4  года и  превосходит  по  своей  силе воздействие курения и неблагоприятные климатические условия. Двадцать с лишним лет назад была разработана программа по музыке  Д. Б. Кабалевского,   которая   является   фундаментом   формирования   вкуса,  культуры человека средствами искусства. На уроках музыки учитель во многом определяет качество музыки, формирует вкус ребенка, его нравственность, духовную культуру. Получается, что с одной стороны,  учитель формирует здоровый внутренний мир 20 ребенка, то есть, создает, а с другой стороны ­ звучание окружающей среды разрушает психофизическую и духовную полость организма Ученые выявили 15 минут классической музыки ­ пульс замедляется, кровяное давление,   и   температура   тела   понижается.   Лучше   всего   для  выздоровления подходят записи В.Моцарта, Ф. Шуберта, А. Вивальди. Изучение   механизма   воздействия   музыки   на   организм   человека  позволило докторам гастроотделения в/ч 67657 совместно со специалистами кафедры охраны здоровья и эколого­психологической безопасности ИПКРО обосновать терапевтический подход использования музыки в лечении больных гастроэнтерологического профиля и составить программы  музыкотерапии, в основе которых использованы классические произведения как отечественных и зарубежных авторов:  1. Для уменьшения болей в эпителиальной области:  Бетховен: «Фиделио», Моцарт: «Дон Жуан», Лист: «Венгерская рапсодия   №1».   2. Для         уменьшения         раздражительности,         депрессивных         расстройств, разочарования,   для усиления чувства принадлежности к природе: И. Бах: «Кантата №2», Л. Бетховен: «Лунная соната», Ф. Шопен  «Прелюдия ре ­ минор».   3.  Для     поднятия     общего     жизненного   тонуса     улучшения     самочувствия, повышения  активности, улучшения настроения:  И. Бах: «Прелюдия и фуга минор», Л. Бетховен: «Увертюра «Эгмонт», П.И.  Чайковский: « Шестая симфония» 3­я часть.    4. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности:  Ф.Шопен:   «Мазурка»   и   прелюдии,  И.  Штраус   «Вальсы»,   А. Рубинштейн:  «Мелодии».   5. Для   общего  успокоения,   умиротворения   и   адекватного   восприятия  жизненных        проблем: Л. Бетховен: «Шестая симфония» 2­я часть, Брамс «Колыбельная»,    Ф. Шуберт «Аве Мария». 21   6.   Для   снятия   напряженности   в   отношениях   с   другими   людьми   и   улучшения взаимоотношений   с  ними:  И. Бах: «Итальянский концерт», И. Гайдн: «Симфония», Барток: «Соната для  фортепиано». Целебная сила музыки признавалась многими древними народами. Передаваемая из поколения в поколение, традиция лечения музыкой сохранилась и в наше время. Особо   интенсивно   изучается   влияние   музыки   в   последние   десятилетия нашего века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:   влияние отдельных музыкальных инструментов на живые   организмы; влияние музыки великих гениев человечества;  индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;   воздействие   на   организм   человека   традиционных   народных направлений в музыке, а также современных направлений.  Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющих на человека.  Ещё в 19 в. учёный И. Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина  дыхания, как у животных, так и у человека.  Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во   время   сложных   операций:   согласно   его   наблюдениям   под   воздействием музыки организм начинает работать более гармонично. Выдающийся   психоневролог   академик   Бехтерев   считал,   что   музыка положительно   влияет   на   дыхание,   кровообращение,   устраняет   растущую усталость и придаёт физическую бодрость. В Японии  провели   эксперимент,  в котором  участвовали  120 кормящих матерей.   Одна   половина   из   них   слушала   классическую   музыку,   вторая   – 22 популярную. В первой группе количество молока у женщин увеличилось на 20%, во второй группе – уменьшилось на половину.   Кстати,   специалисты   считают   музыку   Моцарта   феноменом   в   области воздействия музыки на живые организмы. Например, не так давно старейшие в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10­ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышения так называемого «коэффициента  интеллектуальности»  у студентов­ участников   эксперимента     в   среднем   на     8­9     единиц.   Интересным   фактом явилось   то,   что   музыка   Моцарта   повышала   умственные   способности   у   всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравиться. В   свое   время   Гёте   отмечал,   что   ему   всегда   работается     лучше   после прослушивания концерта Бетховена. Специалисты говорят: «Когда радуется и смеётся музыка, с ней вместе смеётся и радуется человек». Об этом говорит ещё Шекспир в трагедии «Ромео и   Джульета»:   «Лишь   музыки   серебряные   звуки,   снимают,   как     рукой,   мою печаль».  Установлено,   что   лирические   напевы   Чайковского,   мазурки   Шопена, рапсодии   Листа   помогает   одолеть   трудности,   превозмочь   боль,   обрести душевную стойкость. В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение.  «Жаль, что новая музыка так часто аритмична. Может быть, она служит началом   многим   духовных   язв,   но   вопрос   о   гармонии     необычно   сложен.   А ритмичность есть разъединение, но грубый ритм есть отупение».   (М.О.ч.3,17). Слова, сказанные Великим Учителем в 30г., очень актуальны в наше время. 23 Доказывать   полезность   звуков   природы,   особенно   для   человека проживающего в современном городе, не было необходимости. Слушая звуки природы, мы получаем огромный заряд энергии, ощущаем подъем духовных и физических сил, увеличивается творческий потенциал. Даже непродолжительное единение   с   природой   способно   отвлечь   человека   от   тяжелых   мыслей   и повседневной суеты.   Целительная музыка С 1969 года в Швеции существует музыкально­терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола,   содержащие   резонансное   ультразвуковое   излучение,   за   считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа; что   под   воздействием   определённых   стилей   музыки   ускоряет   своё   движение протоплазма клеток, растений и многое другое.  В   Московском   центре   «Эйдос»   музыкальная   терапия   используется   для лечения   сахарного   диабета.   Было   установлено,   что   между   уровнем   сахара   в крови   и   психическим   состоянием   существует   прямая   связь.   Таким   образом, изменяя   и   регулируя   своё   психическое   состояние,   человек   может   изменить уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокот океанских волн, раскатов грома, шума дождя. Недавно ученые из геттингемского     университета в Германии провели интересный   эксперимент:   испытали     на   группе   эффективность   различных средств   для   сна   и   записи   колыбельных   песен.   На   удивление   специалистов мелодии оказались намного эффективней медикаментов: сон после них был у испытуемых крепким и глубоким. К сегодняшнему дню детально разработана научная теория воздействия различных   видов   звука   на   человека.   Согласно   этой   теории   звукотерапия 24 подразделяется на музыкотерапию, словотерапию, лечение звуками природы и ультразвуком.  Эффективность   музыкотерапии   обусловливается   не   только эмоциональным   воздействием   ее   на   человека,   но   и   биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма. К примеру, желудочно­кишечный тракт имеет резонансную частоту ноты   «фа»,   верхняя   частота   которой   способствует   выведению   из   организма токсичных веществ. Нота «до» помогает лечить от псориаза, а сочетание нот «си», «соль» и «до» облегчает терапию онкологических заболеваний.  Вибрации   музыкальных   звуков   активизируют   вегетативные   механизмы высшей   нервной   деятельности,   вызывают   особые   вибрационные   ответы   в подсознании   человека.   Происходят   реакции,   которые   способствует   более быстрому   выздоровлению   пациентов.   В   первую   очередь   музыкотерапия позволяет   добиться   успехов   в   лечении   различного   рода   психических расстройств:   психозов,   депрессивных   состояний,   шизофрении.   Хорошо   она помогает и в терапии многих психосоматических заболеваний.  Создатель   музыкальной   фармакологии   американский     ученый   Робберт Шофлер  предписывает с лечебной целью слушать все симфонии  Чайковского и увертюры   Моцарта,   а   также   «Лесного   царя»   Шуберта   и   оду   «К     радости» Бетховена и из его 9­й симфонии. Шофлер утверждал, что эти произведения способствуют   ускорению   выздоровления.   Ученые   из   Самарканда   пришли   к выводу, что звуки   флейты­пиккало   и кларнета улучшает кровообращение, а медленная   и   не   громкая   мелодия   струнных   инструментов   снижает   кровяное давление.  По мнению французских ученых, «Дафнис и Хлоя»   Равеля  может быть прописан лицам, страдающим алкоголизмом, а музыка Генделя   стабилизирует поведение шизофреников. 25 Более   подробный   список   музыкальных   произведений:   «Аве   Мария» Шуберта,   «Лунная   соната»   Бетховена,     «Лебедь»   Сен­Санса,     «Метель» Свиридова помогают при лечении алкоголизма и курения. Соната №7 Бетховена излечивает   гастрит.   Все   произведения   Моцарта   развивают   умственные способности   у   детей.   Многие   произведения   Чайковского,   Пахмутовой,   Профилактику Таривердиева   снимают   неврозы   и   раздражительность. утомляемости   проводят   с   помощью   «Утра»   Грига,   фрагмента   из   оперы «Хованщина»   «Рассвета   над   Москвой­рекой»   Мусоргского,   романса Чайковского   «Вечерний   звон».   Творческий   импульс   придают   «Марш» Дунаевского из к/ф «Цирк»,  «Болеро» Равеля, «Танец с саблями» Хачатуряна. К   полному   расслаблению   приводит   прослушивание   «Вальса»   Шостаковича, «Мужчины и женщины» Лея, музыкальных иллюстраций Свиридова к повести Пушкина   «Метель».   «Свадебный   марш»   Мендельсона   нормализует   кровяное давление и сердечную деятельность, а сюита «Пер Гюнт» Грига ­ сон и работу мозга. Многие произведения успокаивают нервы: Бах, Соната соль минор, ч.1; Шопен, Соната №3 соч.4; Рахманинов, 1­й концерт, ч.1; Шопен, Ноктюрн ми бемоль мажор, соч. 9, ч. 2; Шуберт, 7­ая симфония до мажор, ч. 2; Чайковский, «Времена года», «Февраль»; Лист, Ноктюрн №3; Моцарт, 25­ая  симфония, ч. 2; Шопен, Вальс № 2. Словотерапия   тоже   реальность.   Некоторые   слова   и   предложения, произнесенные   с   определенной   интонацией,  как   было   доказано,  несут   в   себе энергетический и целебный заряд. Так была разгадана тайна народных заговоров и заклинаний. Наибольшей лечебной силой обладают молитвы, несущие в себе не только   смысловое   значение,   но   и   реальную   позитивную   энергетику   слов   и звукосочетаний.  Одно   из   направлений   словотерапии   –   рифмотерапия,   то   есть   лечение стихами.   Некоторые   стихи   созвучны   человеку,   его   эмоциональности   и внутреннему   миру.   Ритмическая   речь   оказывает   мощное   воздействие   на 26 психику. Стихотворные  формы, песни способны возбуждать  или успокаивать человека.   Они   помогают   расслабиться,   отвлечься   или   выйти   на   нужный эмоциональный уровень. Песня активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы. Современные исследования подтверждают целебные свойства отдельных звуков, произносимых голосом.   Созданы реестры их воздействия, которые во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. Например:  звук И – прочищает нос, лечит глаза;  звук У – укрепляет горло и голосовые связки;  звуки В, Н, М, Э – улучшают работу головного мозга;  звуки Ц, К, Щ, И – лечат уши;  звуки У, Ы, X, Ч – улучшают дыхание;  звуки О, А, С, М, И – лечат заболевания сердца.  Доказано,   что   целебными   свойствами   обладают   мантры,   то   есть     различные звукосочетания:   ОМ – снижает кровяное давление;  АЙ, ПА – снимают боли в сердце;  АП, АМ, АТ, ИТ, УТ – исправляют речь. Все   эти   и   многие   другие   звукосочетания   основаны   на   целебном   воздействии колебаний,   возникающих   при   их   произношении.   Установлено,   что   большое значение имеет и интенсивность произношения звуков. В частности, низкой или средней она должна быть при лечении заболеваний сердца или легких, более высокой – при терапии других внутренних органов. Звукотерапия у народов мира 27 Все древнейшие учения   земных цивилизаций содержат в себе подобные утверждения и опыт воздействия музыки на животных, растения и человека:  на духовную сущность человека;  на интеллект;  на физическое тело. «Музыка  усиливает     любую  радость,  успокаивает   любую  печаль,  изгоняет болезни,   смягчает   любую   боль   и   поэтому   Мудрецы   Древности   поклонялись Единой силе Души, Мелодии и Песни» (Армстронг «Кельтские поэты»). Именно   «Единой   силе   Души,   Мелодии   и   Песни»   поклонялись   друиды   – кельтские жрецы древней Британии. В   книге   Д.Монро   «21   урок   Мерлина»   Мерлин   –   посвященный   жрец говорит   Артуру­   будущему   королю   и   своему   ученику:   «Всем   наукам     и изощрениям, которые придумало человечество, древние  предпочитали простые звуки мелодии, которые они ставили превыше всего. Как сказано в некоторых из наших наиболее почитаемых стихов ­ Вся музыка, все естественные мелодии ­ это только слабое непокоренное  эхо Имени Творца». Кельтские жрецы придавали  музыке настоящее  большое значение, что в   специальная   категория   ­   Барды,   которые их   ордене   была   установлена   занимались   изучением   и   распространением   музыки.   Они   имели   понятие   о цветовых   оттенках   музыки,   об   инструментах,   которые   позволяют   управлять Королями Стихии и о том, как сделать   такие  инструменты; о том, как  создать Песенное  Заклинание, способность исцелять или причинять вред. «Песенное   Заклинание­…пение   Барда­   это   духовное     действо,   источником которого служит сама Земля». Согласно   легендам   о   друидах   основа   Песенных   Заклинаний   ­   это традиция, уходящая корнями в солнечную страну древних атлантов, которую продолжили   Барды   и   древние   греки.   Барды   были   связаны   обещанием использовать Песенные Заклинания для самых добрых дел, а потом передавать 28 свою мудрость тому, кто лучше всех ее сохранит: заклинания имели огромную силу. Тайной   гармоничных звучаний владел легендарный Орфей. Его музыка благотворно влияла на все живое вокруг. В преданиях   говориться, что даже деревья склонялись к земле, чтобы лучше слышать его музыку. Тайну гармонических звучаний знали и древние египтяне.   Большинство древних египтян культивировало  музыкальные искусства и хорошо понимало их влияние на человеческий дух. В старейших скульптурах и в резных работах мы находим сцены, где музыканты играют на различных инструментах. Музыка применялась в храмах для лечения нервных расстройств.У египтян     была   священная   музыка,     домашняя   и   военная.   Для   концертов священной музыки употреблялись лира, арфа и флейта, для празднеств – гитара, свирели,   кастаньеты;   войска   в   течение   службы   пользовались   трубами, тамбуринами, барабанами и тарелками… . Пифагор учился музыке в Египте и сделал музыку предметом науки в Италии. Получив сокровенные знания о божественной теории музыки, Пифагор основал науку о гармонии сфер, утвердив музыку, как точную науку. Известно, что   пифагорейцы     пользовались     специальными   мелодиями   против   ярости   и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, потому что  заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Платон,  великий  Учитель  древности  и  последователь  учении  Пифагора считал   музыку   главным   средством   воспитания   гармонической   личности. Философ   очень   серьезно     относился   к   подбору   мелодий   для   прослушивания населением.   Например,   в   труде   «Законы»     Платон   рассмотрел   воздействие музыкальных   ладов:   «Какой   же   лад   бывает   жалобным?   …   Миксолидийский, высокий лидийский и родственные лады. Значит эти лады, сказал я подлежат изъятию: они негодны даже для женщин, которые должны быть благоразумными, не говоря уже о мужчинах…» 29 Аристотель   так   же   утверждал,   что   с   помощью   музыки   можно определенным     образом   влиять   на   формирование   человека   и   что   музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души.  История сохранила сведения  о  том, что  многие исторические личности пользовались приемами музыкальной терапии. Царь Давид своей игрой на арфе вылечил от депрессии  царя Саула, а также спас его от нечистых духов. Эскулап лечил радикулит громкими звуками   трубы. Однажды он своей музыкой возвратил  безумному благоразумие. К   музыке,   как   к   спасительнице,   обращались   ветхозаветный   музыкант Имхотеп, египетский жрец Шебут­м­Мут. Великий   врачеватель   древности   Авиценна   называл   мелодию «нелекарственным» способом  лечения наряду с диетой,  и запахами, и смехом.  В   3   в.   до   н.э.   в   Парфянском   царстве   был   выстроен   специальный музыкально­медицинский  центр. Здесь музыкой лечили от тоски и душевных переживаний. Эпос народов мира повествует о многих случаях чудесного воздействия звука. Рана Одиссея перестала кровоточить от пения, голоса Серен, заставляли моряков выпрыгивать из лодки в бушующие волны, Орфей своей игрой укрощал дикий   зверей,   бог   Аполлон,   покровительствовавший   музыкантам   и   медикам, часто использовал целительную силу музыки. Сила   звука,   музыки   волновала   умы   величайших   мыслителей   древности. Знаменитый Пифагор создал теорию о музыкально­числовом строении Космоса и   с   большим   успехом   использовал   сочиненные   им   мелодии   для   лечения "болезней души" – уныния, гнева, страстей. Платон считал, что сила государства зависит   от   того,   какую   музыку   слушает   народ.   Он   предостерегал   от использования хаотичных и грубых ритмов. Аристотель посвятил много времени изучению законов музыки. Он описал музыкальные лады, ведущие к изменению психики. Уже в Древней Греции существовала классификация музыки по типу 30 воздействия   ее   на   слушателя.   Аристотель   утверждал,   что   дорийский   лад оказывает   уравновешивающее   воздействие,   фригийский   –   возбуждающее, лидийский   –   размягчающее.   Греческий   философ   Демокрит   рекомендовал слушать музыку при многих заболеваниях. Любопытные   результаты   получены   в   исследованиях   музыки   народов Востока.  Известно, что у китайцев, индусов, также как и у древних египтян, звуки природы и музыка находились в прямой связи с астрономией и математикой, с «эфиром пространства». Китайцы   веками   изучали   законы   зависимости   человеческой   красоты   и природы. Они создали многие естественные системы улучшения здоровья, в том числе звукотерапии, состоящие из простых, но действенных рецептов. Вот лишь которые из них:   звук У способствует вентиляции легких;   звук Ю благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы;   звуки   А   и   О   приводят   в   действие   весь   организм,   дают   команду   всем клеточкам настроиться на работу;   звук Н активизирует процессы и творческие способности;   звук В исправляет неполадки в нервной системе и спинном мозге;   звук Е ­ прекрасный чистильщик организма от негативных эмоций;   звук П­ПОМ благотворно действует на сердце, снижает давление, оказывает положительный эффект при склерозе сосудов головного мозга.  В Индии  существует Самма­Веда, одна из четырех Вед, состоящая из пения. Это собрание гимнов и мантр, которые исполняются время жертвоприношений. В этих мантрах каждый звук, малейший переход имеет свое значение; причину и 31 своё действие: «хра­ам» рекомендуется при заболеваниях легких,  «храйм» ­ при болезнях почек, «хру­ум» ­ при заболеваниях желудка и кишечника.  Индийские раги, которых насчитывается  около 3500, исполняются в строго определенное   время   суток   и   года,   поскольку   в   психофизическое   состояние человека, вызываемое рагой, должно соответствовать положению сил в природе и   космосе   –   несвоевременное   исполнение   раги   всегда   считалось   вредным, нарушающим природный порядок.  Учитывая древние традиции, учеными ведутся интенсивные исследования в области традиционной музыки Востока. Музыкальные   теоретики   Средневековой   Европы   разработали   свои принципы   лечения   с   помощью   музыки.   Немецкий   ученый   Кирхер   писал: «Меланхолики   любят   серьезную,   грустную   непрерывающуюся   гармонию, сангвиники, благодаря легкой возбудимости, всегда привлекаются танцевальным стилем,   у   холериков   танцы   могут   привести   к   сильному   воспалению   желчи, флегматиков   трогают   тонкие   женские   голоса».   Шекспир   как­то   заметил: «Легкая   мелодия   –   самый   лучший   утешитель   для   возбужденной   фантазии   и лекарство для мозга».  Музыка и дети Михаил   Лазарев,   врач­педиатр,   центра восстановительного   лечения,   описывает   какое   влияние,   оказывает   музыка   на   директор   детского   беременных женщин: Классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Под звуки гармоничной музыки ребенок еще в лоне матери будет гармонично духовно и физически развиваться. Исследования центра под руководством   Лазарева   показали,   что   музыкальные   вибрации     оказывают влияние   на   весь   организм.  Они   благотворно   влияют   на   костную     структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоколежащих 32 тканей,   стимулируя   в   них   кровообращение.   Слушая   отдельные   классические произведения,     беременные   женщины   излечиваются   от   сердечно­сосудистых заболеваний, различных нервных     расстройств, то же самое происходит и с плодом.   Особенно   рекомендуется   слушать   будущим   мамам   произведения Моцарта. Касательно детей. Музыка занимает очень важное место в мире совсем маленького   ребенка.   Пока   он   ещё   плохо   говорит   и   мало   понимает   из   речи окружающих   его   людей,   музыка   ­   важнейший   канал   информации   и коммуникации.   Не   случайно   большинство   ещё   до   возникновения   речи   при прослушивании   музыки   пытаются   "петь»   (тянут   гласные   или   слоги)   и "танцевать»   (совершать   ритмичные   движения).   Лучшее,   что   могут   делать взрослые в этом случае, ­ петь и танцевать вместе с ними. Детей это приводит в подлинный восторг ­ их понимают. Чем   больше   хорошей   и   "сложной"   музыки   прослушал   ребёнок   до появлении   речи,   тем   богаче   его   внутренний   мир,   его   эмоциональная   жизнь. Особенно конструктивно прослушивание музыки вместе с родителями, чтобы ребёнок   мог   "читать"   и   "изучать"   чувства,   которые   музыка   вызывает   у   них. Тяжёлый рок и прочие маргинальные стили маленьким детям противопоказаны.   Объяснение   очень   простое.   В   начале   90­х   годов   путём   биохимических исследований было показано, что ритмы тяжёлого рока вызывают в мозгу синтез очень сложных органических веществ, действие которых аналогично действию внешних   наркотиков.   Привычка   к   этому   "кайфу"   со   временем   приводит   к обычной   физиологической   зависимости,   т.е.   человеку   надо   ещё   и   ещё   ЭТО слушать. И ничего другого слушать он уже не хочет, да и не может, т.к. "кайф не тот". Впоследствии, когда ребёнок начинает разговаривать и понимать текст, очень   здорово,   если   в   семье   есть   магнитофон   и   кассеты   с   музыкальными сказками   или   детскими   песнями.   Кассеты   такие   продаются   во   множестве   и 33 большинство   детей   их   слушают.   Очень   полезно   ставить   детям   кассеты   с народной музыкой. Очень полезно водить детей на концерты живой музыки. Среди игрушек ребёнка обязательно должны быть музыкальные инструменты. А также очень хорошо устраивать "семейные концерты".  Очень   возбудимому,   гипердинамическому   ребёнку   перед   сном   стоит поставить   какое­нибудь   плавное,   успокаивающее   музыкальное   произведение. Флегматика и "тормоза", наоборот, вполне можно "подзавести" прослушиванием бодрых и весёлых маршей. Девочки,   как   правило,     предпочитают   более     мелодичные,   а   мальчики ­более     ритмичные   произведения.   Известный   феномен   ­   младенец   хорошо засыпает   пол   ту   мелодию,   которую   часто   слышал   в   то   время,   когда   ещё находился   в   животе   у   матери.   Насчёт   хождения   беременных   на   концерты   ­ мнения специалистов расходятся. Многие видят в этом отголосок первобытной магии. Дикари и многие воинские культуры были уверены: с помощью музыки можно регулировать пол будущего ребёнка. Если слушать плавное и мелодичное ­ родится   девочка, если регулярно прослушивать воинские марши и стук мечей ­   родится   мальчик.   Так   что   насчёт   концертов   не   знаю,   а   вот   насчёт телевизионных программ ­ стоит подумать.   Музыка разрушения Действительно,   в   последние   десятилетия   уходящего   века     появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.    Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок­музыка­ наоборот. Если под воздействием классической музыки  увеличиться количество молока у 34 кормящих  матерей и млекопитающих животных,  то под воздействием рэпа  она резко снижается. Вообще,   растения   и   животные   предпочитают   гармоничную   музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха;   услышав   классические   произведения,   акулы   собираются   со   всего океанского побережья; растения и цветы под   классическую музыку быстрее расправляют свои листья  и лепестки. Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть, растения быстрее вянут, а человек загромождает своё жизненное пространство хаотическими вибрациями. Западные медики ввели в свой лексикон новый диагноз ­ «музыкальный наркоман». Швейцарские ученые доказали, что после рок­концерта  побывавшие на нем   слушатели   реагируют на природные раздражители в3­5раз хуже, чем обычно.   Профессор     Б.   Раух     утверждает,   что   прослушивание   рок   музыки вызывает   выделение   так   называемых   стресс   гормонов,     которые   стирают значительную часть хранившейся информации в мозгу. Американские   врачи     с   учёным   Р.   Ларсеном   утверждают,   что повторяющийся ритм и низкочастотные колебания бас­гитары сильно влияют на состояние   спинномозговой   жидкости,  и  как   следствие,  на   функционирование желез,   регулирующих   секреты   гормонов;   существенно   изменяется   уровень инсулина  в крови;  основные  показатели   контроля   нравственного  торможения опускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются. Едва ли не «общим   местом   »   в   исследованиях   такого   рода   считается   разрушительное воздействие   на   человеческий   организм   сверх   громких   звуков   –   подобное воздействие специалисты называют «музыкой­убийцей», «звуковым ядом». Русский психолог Д. Азаров признался: «Мне удалось выделить сочетание нот, сходное для всех случаев самоубийства. Когда я несколько раз прослушал эту музыкальную фразу, то ощутил такой прилив мрачного настроения, что сам 35 был   готов   полезть   в   петлю.   Множество   музыкальных   произведений современности созданы из «звуков­убийц»». Кто­то   скажет:   «Если   такая   музыка   существует­значит,   она   кому­то нужна». Да,   мир   земной   несовершенен.   Но   познаётся   все   в   сравнении.   Каждый человек волен выбирать, что ему ближе. И, всё же, чтобы уберечь себя и нашу Землю от разрушений, важно наполнять окружающий мир Гармонией с помощью живописи, музыки и других видов искусства. России предначертано сыграть особую роль в новом  веке. И гармоничная музыка явится панацеей от многих бед, ибо её энергия, проникающая всюду способна  сделать мир прекрасней, а человека совершенней. Древний Мыслитель говорил: «слушать Прекрасное, видеть Прекрасное – значит улучшаться».           Заключение              Изучив эту тему, мы провели конференцию  для  старшеклассников (9­11 классы),  выступили перед родителями на родительских собраниях. Родителям было рекомендовано обратить внимание на то,   какую музыку слушают дети. Ребятам   был   предложено   избегать   слушать   тяжелый   рок   и   очень   громкую музыку, а также использовать наушники (доказано, что это резко снижает слух). К сожалению, мы имеем небольшие возможности слушать классическую музыку: у   нас   нет   концертных   залов,   филармонии,   да   и   телевидение,   практически, перестало   транслировать   оперы,   балеты,   камерную   музыку.   Но   необходимо использовать любую возможность посещать различные концерты классической музыки. Например,   в Д/К «Нефтехимик», «Современник», один раз в месяц работает музыкальный абонемент, где выступают преподаватели музыкального 36 училища и известные музыканты, которые бывают у нас в   городе( в сентябре 2009 года выступал Денис Мацуев). И так, Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных   звучаний.   Их   воспроизводит   музыка   –   отражение   космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий   на   гармонические   звучание   космоса,   обретает   духовные   силы   и физическое здоровье. Так утверждают древние трактаты. К этому пониманию музыки     постепенно   приходит   и   современная   наука.   Начиная   с   19   в.   она накопила не мало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы, полученных в результате экспериментальных исследований.         Жизнь ­ источник музыки. Это истина, не вызывающая никаких сомнений. Я посмотрела на эту­ проблему связи музыки с жизнью с иных новых позиций. Если жизнь рождает музыку, то в свою очередь музыка  воздействует на жизнь. Чтобы понять это, нужно уяснить простую истину: музыка сама по себе, непосредственно не может, разумеется, оказать какое­либо воздействие на жизнь. Но она способна с большей силой влиять на живые организмы, на человека, рождать в них те или иные мысли и чувства,  менять его характер и даже отношение к жизни. Укреплять или, наоборот, ослаблять силу его воли; музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, доброту, но может также делать его человеком бессердечным, жестоким, лишенным всякого  благородства; под влиянием музыки в человеке может возрастать, а может и падать трудовая активность. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека на его отношение к миру, к людям, на его труде, на  его идейных, нравственных и эстетических идеалах, на всем его жизненном поведении, короче говоря, на том, как он сам, шшяет на жизнь, как воздействует на неё. Музыка имеет общеоздоравливающий эффект, помогает победить многие болезни, справится с недугом. И в этом её огромная преобразующая сила Я считаю, что надо каждый день слушать классическую музыку, мир становится ярче, 37 звуки объемней и шире, горизонт раздвигается. Просыпаешься в радостном настроении и приподнятом, и хочется сделать что­нибудь хорошее и доброе. Список литературы 1.   Баскин М. ­ «Живая сила музыки»: Популярный очерк Л.,  Советский       композитор, 1978г.­ 136с.   2.   Дзятковская Е.Н., Колесникова С. И., Долгих В.В. «Здоровье   сберегающие технологии в образовании»: Наука и практика, 2001г.­120 с. 3. Завьялов   В.Ю.   «Музыкальная   релаксационная   терапия»:   Практическое руководство. – Новосибирск, 1995. 4.        Клюкин И.И. Удивительный мир звука. ­ Л.: Судостроение, 1978. – 168 с. 5.   Ковалев К. П. ­ «Глагол таинственный ... »: Очерки о русской музыке 18 века.­          М.:    Советская Россия, 1988г. ­256с. 6.    Левченко В. «Музыка лечит» ­ газета «Время» №6 от 20.01.2004г. 7. Лисенков А.В. ­ «Музыка созидающая и разрушающая» ­ М: Советская     Россия,1989г.­ 128с. 8.   Мельников Л. « Музыка… разрушения». Журнал «XXI век. Гостиная». 9. НауменкоТ.И.,  Алеев В.В. ­ «Музыка» 6 класс: Учебник для  общеобразовательных учебных заведений. ­7­е изд. стереотип ­ Дрофа, 2000 –   160с. 10.  Перламутрова   Е.   «Искусство в школе», № 1, 1997.   Песенная   терапия   при   работе   с   детьми.   Журнал 11. Флярковский А. ­ «Жизнь моя ­ музыка»: Воспоминания. Встречи.        Впечатления. ­ М., Советский композитор, 1986г. ­208с. 12.  Чилсова И.А. ­ «Музыка времен». ­ Иркутск. Восточно­Сибирское книжное          издательство, 1990 ­ 208с. 13.  Шевчук Е. ­ «Музыка вместо скальпеля» ­ газета «Время» №23 от 4.04.2003г. 14. Царев М.И., Чепелев В. И. ­ «Детская энциклопедия» 4­й том, 3­е изд. М.:         Педагогика, 1973г. 448с. 38

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки

Исследовательская работа по теме: Сила музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017