ТЕМА: «КОСМИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ»
(ВОПРОС, ОСТАВШИЙСЯ БЕЗ ОТВЕТА)
Цель: Осмысление обучающимися «звукового мира» Космоса на
примере произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж».
Задачи:
развитие музыкальности,способности к сопереживанию, образного и
ассоциативного мышления;
освоение интонационнообразной природы музыки, особенностях
музыкального языка, ее взаимосвязи с другими видами искусства и
жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах
музыкальнотворческой деятельности: восприятии музыки, исполнении
(в том числе с ориентацией на нотную запись);
воспитание эмоциональноценностного отношения к музыке;
устойчивого интереса к музыке, музыкального вкуса учащихся;
потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной
музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и
исполнительской культуры обучающихся.
Методы:
метод художественного, нравственноэстетического познания музыки;
методпогружения;
метод интонационностилевого постижения музыки;
метод художественного контекста.
Приемы:
активное слушание;
словесное рисование;
визуализация;
проблемнопоисковые ситуации (моделирование ситуации восприятия
непрограммного произведения, выразительность и изобразительность в
музыке)
«сочинение сочиненного».
Знать (понимать): осознать взаимопроникновение и смысловое единство
слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной
музыки. Синтезатор.
Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры
музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные
образы в музыке, сопоставлять живописные и музыкальные произведения. Личностные: Жизнь — единая основа художественных образов любого вида
искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и
пространства в музыкальном искусстве.
Метапредметные: Сопоставлять живописные и музыкальные произведения,
сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Предметные: определять форму музыкального произведения, определять
тембры музыкальных инструментов,
определять выразительные и
изобразительные образы в музыке, взаимодействие нескольких музыкальных
образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Урок – исследование
Контрольно оценочная деятельность – методика неоконченного
предложения.
Ход урока.
1. Организационный момент
2. Основная часть
1) Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)
Цели:
мотивироватьобучающихся к учебной деятельности посредством
загадки, цитаты;
формулирование учебной задачи.
– Я хочу начать наш урок с загадок: У пастуха множество овец, ночью
пасутся, а днем отдыхают. (Луна и звезды).
Друг за другом бегают, а догнать не могут. (Солнце и луна).
Я стою на пороге Вселенной,
Вихри космоса веют в лицо,
Все, что вечно, и все, что мгновенно,
Припорошено звездной пыльцой.Людмила Шакун. На пороге вселенной
Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке?
Как давно люди интересовались Космосом, Вселенной? (Слайды 1, 2, 3).
Вид звездного неба – эта бриллиантовая россыпь множества звезд всегда
привлекал, завораживал человека.
Чем привлекал Космос людей? (раздаточный материал)
Когдато очень давно один философ сказал, что если бы звездное небо было
видно только в какомнибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным
зрелищем. Звездное небо – великая книга Природы. Кто сумеет ее прочесть,
тому раскроются несметные сокровища окружающего нас космоса.
Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна…(Ломоносов М.В.)
Какое из живописных произведений соответствует вашему представлению о
Космосе? (Слайды – видеоряд). Выберите слова из предложенных.
Как в живописи называется жанр, изображающий природу?
– А в Космосе?
– Космический пейзаж.
2) Погружение в проблемное содержание. Изучение нового материала.
Цели:
актуализацияранее полученных знаний о музыкальных средствах
выразительности, музыкальной форме;
осознание жизнь — единая основа художественных образов любого
вида искусства;
осмысление «звукового мира» Космоса на примере произведения Ч.
Айвза «Космический пейзаж».
Как вы думаете, можно ли с помощью музыкальных звуков изобразить
Космос?
Возможности каких инструментов симфонического оркестра вы бы
использовали?
Давайте сопоставим ваше представление о «звуковом мире» Космоса и
представление американского композитора начала XX века Чарльза Айвза.
( Слайд с портретом). Во время слушания проследите, пожалуйста, как
изменяется музыка, выкладывая фигурки. Если характер не меняется –
фигурки будут одинаковые, если меняется – разные.
( слушание, акцентируя внимание)
Совпало ли ваше представление с композиторским?
Сколько «действующих лиц» в этом произведении? Какие образы у вас
возникли? Они одинаковые или разные? Какие они по характеру? ( гордый, величественный – словарь Ражникова
– суетливый, неуравновешенный.)
Тембры каких инструментов вам определить образы? Какие инструменты
звучали резко, суетливо, нервозно? Какие гордо, величественно?
Можно ли назвать это произведение «космическим пейзажем» или
композитор вносит более глубокий смысл?
3) Проецирование нового задания на другие ситуации. Закрепление нового
знания.
Давайте представим себе такую ситуацию: струнные инструменты
оркестра рисуют образ неизвестной планеты, деревянные духовые – образ
космонавтовисследователей? Как взаимодействуют эти образы?
( повторное слушание)
Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт
исследователь?
Что он мог бы взять с собой с Земли, что могло скрасить ему пребывание
в неизведанном? Я бы взяла с собой воспоминание о детстве, о березах. А
вы?
В песне «Этот большой мир» из к/ф «МоскваКассиопея» ребята
подростки, готовящиеся познать тайны Вселенной тоже размышляли об
этом.
Работа над поставленными вопросами.
Композитор не поставил точку. В заключительном варианте он назвал это
оркестровое сочинение так: «Вопрос, оставшийся без ответа». Как вы
думаете – почему?
Выберите из предложенных вариантов верный:
К звездам я прикасаюсь и,
Зеркальностью мира пленен,
Я могу неотступно годами
Ждать привета из бездны времен.
Или
«Открылась бездна, звезд полна; Звездам числа нет бездне – дна…» М. Ломоносов
Можно ли изучить бездну? Поэтому композитор оставил вопрос без ответа.
Рефлексия.
Перед вами лежат листочки с незавершенными предложениями.
Завершите их.
Д/З. Для того, чтобы полнее представить звуковой мир космоса найдите
в Интернете электронную музыку на тему «Космические фантазии». Эту
тему продолжите на следующем уроке.
Разработка уроков Вселенная - космос- вопрос оставшийся без ответа . Михеева Елена Олеговна
Разработка уроков Вселенная - космос- вопрос оставшийся без ответа . Михеева Елена Олеговна
Разработка уроков Вселенная - космос- вопрос оставшийся без ответа . Михеева Елена Олеговна
Разработка уроков Вселенная - космос- вопрос оставшийся без ответа . Михеева Елена Олеговна
Разработка уроков Вселенная - космос- вопрос оставшийся без ответа . Михеева Елена Олеговна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.