Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"
Оценка 4.7

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
01.04.2018
Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"
В исследовании дана общая характеристика эмоций (понятие и виды эмоций, роль и функции эмоций в структуре психики, проявление эмоций и управление ими); рассмотрены физиологические основы и психологические теории эмоций (психоорганические и когнитивные теории эмоций). Значимость исследования заключается в том, что теоретические выводы можно использовать в практической деятельности психолога.
Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций.doc
Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1 Общая характеристика эмоций 1.1 Понятие и виды эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 1.2 Роль и функции эмоций в структуре психики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 1.3 Проявление эмоций и управление ими . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 2 Физиологические основы и психологические теории эмоций 2.1 Психоорганические теории эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 2.2 Когнитивные теории эмоций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26 Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31 2 Введение Все,   с   чем   человек   сталкивается   в   повседневной   жизни,   вызывает   у   него определенное отношение. Одни объекты и явления взывают симпатию, другие, наобо­ рот,  отвращение.  Одни вызывают  интерес  и любопытство,  другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых человек получает через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая   их,   человек   испытывает   удовольствие   или   неудовольствие,   иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая   отношение   к   отдельным   качествам   предмета,   называется чувственным тоном ощущений. Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств  и особенностей. Отношения к ним выражаются   в   таких   сложных   чувственных   переживаниях,   как   радость,   горе, симпатия,   пренебрежение,   гнев,   гордость,   стыд,   страх.   Все   эти   переживания представляют собой чувства или эмоции. В древности и до конца XIX в. ученые, размышляя над вопросом о характерных для человека душевных явлениях, делили их в основном на две группы: мышление и аффекты.   Мышлением   называли   то,   что   в   современной   психологической   науке обозначается   как   познавательные   или   психические   процессы,   а   аффектами именовали те переживания, которые в современной психологии называют эмоциями.  Мышление и аффекты не просто считались разными, отдельно существующими свойствами человеческой души, но также рассматривались и как некоторого рода антагонисты.  Со   времени   появления   теории   эволюции   Ч.  Дарвина,   т.  е.   с   середины  XIX 3 столетия, ситуация изменилась. Теперь мышление и аффекты стали рассматривать не как антагонисты, а как две способности души, взаимно дополняющие друг друга. Представление   об   аффектах   (эмоциях),   начиная   с   этого   времени,   расширилось   и существенно изменилось понимание их роли в жизни человека. За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей. Согласно современной концепции эмоций, любые взаимоотношения человека с внешним   миром   находятся   в   тесной   связи   с   эмоциональными   состояниями.   Мир переживаний человека (эмоции и чувства) так или иначе определяет его отношение к происходящим вокруг него явлениям и событиям. Одно может печалить, другое – радовать, третье – возмущать или огорчать. Радость, печаль, возмущение, гнев, страх – это различные виды субъективного отношения человека к действительности.  Изучением   эмоций   и   эмоциональных   состояний   занимались   многие исследователи (П. К. Анохин, П. В. Симонов, Л. Фестингер, У. Кеннон, У. Джеймс, А. Арнольд, Д. Биндра, Г. Ланге,  К. Э. Изард,  Е. П. Ильин,  А. Н. Леонтьев и др.). Вместе с тем все возрастающая роль эмоций в жизни современного человека и связанные   с   ними   состояния   и   поведение   заставляют   исследователей   вновь возвращаться к этой проблеме.   Актуальность   этих   проблем   определила   выбор   темы   курсовой   работы: «Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций». Цель   работы:   рассмотреть   сущность   и   содержание   проблемы   эмоций   в психологии. Задачи:   1)   выделить   сущность,   содержание   и   виды   эмоций;   2)   рассмотреть физиологические основы и психологические теории эмоций; 3) определить функции и роль эмоций в жизни человека. Объект исследования: психические свойства личности. Предмет исследования: эмоции человека. Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования; анализ и сравнение различных теоретических подходов по проблеме исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические 4 знания можно использовать  в практической деятельности психолога, а также при составлении психологического портрета личности. 1 Общая характеристика эмоций 1.1 Понятие и виды эмоций  В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.  Эмоции,   чувства   служат   для   отражения   субъективного   отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции   —   особый   класс   субъективных   психологических   состояний, отражающих   в   форме   непосредственных   переживаний   процесс   и   результаты практической   деятельности,   направленной   на   удовлетворение   актуальных потребностей человека1.  Самые старые по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди   живых   существ   формы   эмоциональных   переживаний   —   это   удовольствие, получаемое   от   удовлетворения   органических   потребностей,   и   неудовольствие, связанное   с   невозможностью   это   сделать   при   обострении   соответствующей потребности. Часто «эмоции» и «чувства» употребляют как синонимы. Однако, эмоции — это более широкое понятие, так как чувства представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний.  В практической жизни под эмоциями обычно понимают самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В 1 Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. – Ростов н/: «Феникс», 2001. С. 143. 5 психологии под эмоциями понимают  психические процессы, протекающие в форме переживаний   и   отражающие   личную   значимость   и   оценку   внешних   и   внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.  Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность [3]. Благодаря   эмоциям   человек   осознает   свои   потребности   и   предметы,   на которые   они   направлены.   Другая   всеобщая   черта   эмоций   ­   их   содействие   в реализации   потребностей   и   достижении   определенных   целей.   Поскольку   любая эмоция   положительна   или   отрицательна,   человек   может   судить   о   достижении поставленной   цели.   Так,   положительная   эмоция   всегда   связана   с   получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека. Многообразные   проявления   эмоциональной   жизни   человека   делятся   на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс [10]. Аффект   —  наиболее   мощный   вид   эмоциональной   реакции.   Аффектами называют   интенсивные,   бурно   протекающие   и   кратковременные   эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость,   глубокое   горе,   отчаяние.   Эта   эмоциональная   реакция   полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми   смежными,   образуя   единый   аффективный   комплекс,   предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Одна   из   главных   особенностей   аффекта   состоит   в   том,   что   данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое­либо   действие,   но   при   этом   у   человека   теряется   чувство   реальности.   Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется   тем,   что   в   состоянии   аффекта   возникает   чрезвычайно   сильное эмоциональное   возбуждение,   которое,   затрагивая   двигательные   центры   коры головного   мозга,   переходит   в   двигательное   возбуждение.   Под   действием   этого возбуждения   человек   совершает   обильные   и   часто   беспорядочные   движения   и 6 действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются [12]. Следующую  группу  эмоциональных  явлений составляют   собственно эмоции. Эмоции  отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный   характер   (например,   вспышка   гнева),   то   эмоции   —   это   более длительные состояния.  Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Помимо   удовольствия   и   неудовольствия   во   многих   ситуациях   возникает ощущение какого­либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения — с другой. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается   повышенным   вниманием   к   объекту   деятельности,   своеобразным приливом   умственных   и   физических   сил,   жаждой   действий,   особым   волнением. Иногда,   когда   человек   плохо   владеет   своими   действиями,   оно   выражается   в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания. Другим   проявлением   эмоциональных   процессов   является  возбуждение   ­ успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный харак­ тер,  связано  с  деятельностью  или   с  подготовкой   к  ней.  Чрезмерное  возбуждение может   расстраивать   целесообразную   деятельность,   делать   ее   беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения [11]. С   точки   зрения   влияния   на   деятельность   человека   эмоции   делятся   на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увели­ чивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, выска­ зываниям. Иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических   эмоциях.   Поэтому   в   зависимости   от   ситуации   и   индивидуальных особенностей эмоции могут по­разному влиять на поведение.  В   психологии   была   сделана   попытка   выделить   так   называемые 7 фундаментальные эмоции. К ним отнесли следующие2: Радость   —  положительное   эмоциональное   состояние,   связанное   с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицатель­ ного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, проте­ кающее   в   форме   аффекта   и   вызываемое   внезапным   возникновением   серьезного препятствия   на   пути   удовлетворения   исключительно   важной   для   субъекта   по­ требности. Отвращение  —   отрицательное   эмоциональное   состояние,   вызываемое объектами   (предметами,   людьми,   обстоятельствами   и   т.   д.),   соприкосновение   с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межлич­ ностных взаимоотношениях  и порождаемое рассогласованием  жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Страх   —  отрицательное   эмоциональное   состояние,   появляющееся   при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Следует   отметить,   что   эмоциональные   переживания   носят   неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные   отношения.   Это   явление   получило   название  амбивалентность 2 Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер,2004. С. 395 – 396. 8 (двойственность)   чувств.   Обычно   амбивалентность   вызвана   тем,   что   отдельные особенности   сложного   объекта   по­разному   влияют   на   потребности   и   ценности человека [8]. Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмо­ ций   и   чувств   заключается   в   том,   что   эмоции,   как   правило,   носят   характер ориентировочной   реакции,   т.   е.   несут   первичную   информацию   о   недостатке   или избытке чего­либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осо­ знаваемыми (например, смутное ощущение чего­либо).  1.2 Роль и функции эмоций в структуре психики Эмоции   играют   важную   роль   в   поведении   и   деятельности   человека.  П.   К. Анохин выделил следующие основные роли или функции эмоций3.  Отражательно­оценочная   роль   эмоций.  Эмоции   дают   субъективную   окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.  Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия   и   события,   но   и   будущие,   включаясь   в   процесс   вероятностного прогнозирования   (предвкушение   удовольствия,   когда   человек   идет   в   театр,   или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться). Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действи­ тельности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме­ ханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет   на  мотивацию,  на  процесс   принятия   решения  о   действии  или   поступке,  а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятель­ ности, работоспособность человека.  Играя   управляющую   поведением   и   деятельностью   человека   роль,   эмоции 3 Психология / Под ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. С. 130 – 131. 9 выполняют   разнообразные   положительные   функции:   защитную,   мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом. Защитная   функция   эмоций  связана   с   возникновением   страха.   Он предупреждает   человека   о   реальной   или   о   мнимой   опасности,   способствуя   тем самым   лучшему   продумыванию   возникшей   ситуации,   более   тщательному определению   вероятности   достижения   успеха   или   неудачи.   Тем   самым   страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели. Мобилизующая   функция   эмоций  проявляется,   например,   в   том,   что   страх может   способствовать   мобилизации   резервов   человека   за   счет   выброса   в   кровь дополнительного количества адреналина, например при активно­оборонительной его форме   (спасении   бегством).   Способствует   мобилизации   сил   организма   и воодушевление, радость. Компенсаторная   функция   эмоций  состоит   в   возмещении   информации, недостающей   для   принятия   решения   или   вынесения   суждения   о   чем­либо. Возникающая   при   столкновении   с   незнакомым   объектом   эмоция   придает   этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с   его   схожестью   с   ранее   встречавшимися   объектами.   Хотя   с   помощью   эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации. Наличие у эмоций отражательно­оценочной и компенсаторной функций делает возможным   проявление   и   санкционирующей   функции   эмоций   (идти   на   контакт   с объектом или нет).  Сигнальная функция эмоций  связана с воздействием человека или животного на   другой   живой   объект.   Эмоция,   как   правило,   имеет   внешнее   выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со   стороны   другого   человека   или   животного,   распознаванию   потребностей   и 10 состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций   часто   сочетается   с   ее   защитной   функцией:   устрашающий   вид   в   минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного. Академик   П.   К.   Анохин   подчеркивал,   что   эмоции   важны   для   закрепления, стабилизации   рационального   поведения   животных   и   человека.   Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации   могут   извлекаться   из   памяти   для   получения   такого   же   полезного   наоборот, результата.   извлекаемые   из   памяти,   Отрицательные   эмоции, предупреждают   от   повторного   совершения   ошибок.   С   точки   зрения   Анохина, эмоциональные   переживания   закрепились   в   эволюции   как   механизм,   который удерживает   жизненные   процессы   в   оптимальных   границах   и   предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов. Дезорганизующая   роль   эмоций.  Страх   может   нарушить   поведение   человека, связанное с достижением какой­либо цели, вызывая у него пассивно­оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизую­ щая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху. Согласно   классификации   Р.   С.   Немова,   можно   выделить   четыре   основные функции эмоций4.  1.   Мотивационно­регулирующая   функция  заключается   в   том,   что   эмоции участвуют   в   мотивации   поведения   человека,   могут   его   побуждать,   направлять   и регулировать.   Кроме   того,   иногда   эмоции   могут   заменять   собой   мышление   в регуляции поведения. В критических ситуациях, при неспособности человека найти быстрый и разумный выход из сложившегося положения, эмоции подсказывают ему, как следует действовать, и, повинуясь им, т. е. своей интуиции, человек нередко находит   правильный   выход   из   сложившейся   ситуации.   Возникающий   в   такой ситуации   аффект   подсказывает   человеку   достаточно   разумный   способ   действий. Одно из существенных проявлений аффекта, по Вилюнасу, состоит в том, что он, 4 Немов Р. С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. С. 248 – 250. 11 навязывая   субъекту   стереотипные   действия,   представляет   собой   определенный, закрепившийся   в   эволюции   способ   «аварийного»   разрешения   ситуации:   бегство, оцепенение, агрессию и т. п.5 Мотивационно­регулирующая функция эмоций также проявляется в том, что они могут активизировать или тормозить деятельность человека. Те эмоции, которые активизируют   деятельность   человека,   называются  стеническими,  а   те   эмоции, которые ее тормозят, астеническими. 2. Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их  внешнего   выражения,  несут   в  себе  информацию   о  психическом   и  физическом состоянии человека, и, следовательно, с помощью эмоций люди могут обмениваться существенной информацией друг с другом.  Благодаря   эмоциям   мы   лучше   понимаем   друг   друга,   можем,   не   пользуясь речью,   только   наблюдая   за   изменениями   эмоциональных   состояний   друг   друга, судить о том, что происходит в психике.  Примечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным   культурам,   способны   безошибочно   воспринимать   и   оценивать   многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в непосредственных контактах друг с другом. Данный   факт   не   только   убедительно   доказывает   врожденный   характер основных   эмоций   и   способов   их   внешнего   выражения   в   мимике   и   жестах,   но   и наличие   генотипически   обусловленной   способности   к   их   пониманию,   причем   не только у человека, но и у ряда высших животных. Хорошо известно, например, что понимать друг друга по внешним выражениям эмоций   могут   человек,   человекообразные   обезьяны   и   собаки.   Более   того, проведенные экспериментальные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих 5 Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций: Тексты. 2­е издание. — М.: ВЛАДОС, 2005. С. 14. 12 сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, такие же эмоции, как и те животные, которым они сопереживают. У   высших   животных   и   у   человека   выразительные   движения   стали   тонко дифференцированным   языком,   с   помощью   которого   можно   обмениваться разнообразной и точной информацией о внутренних состояниях, отношениях, а если речь идет о человеке, то также о мыслях и об отношениях к происходящему. 3.   Сигнальная   функция.  Жизнь   без   эмоций   так   же   невозможна,   как   и   без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в   процессе   эволюции   как   средство,   при   помощи   которого   живые   существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.  Эмоционально­выразительные   движения   человека   —   мимика,   жесты, пантомимика — выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система   потребностей   человека.   Если   с   ней   все   в   порядке,   если   процесс удовлетворения   жизненно   важных   потребностей   идет   нормально,   то   человек переживает   положительные   эмоции;   если   же   в   этом   процессе   возникают   сбои   и какие­либо проблемы, то человек будет переживать отрицательные эмоции.  Когда в организме человека все в порядке, он испытывает приятные эмоции, и это   свидетельствует   о   том,   что   органические   потребности   или   полностью удовлетворены, или удовлетворяются нормально. Если же в организме что­то не в порядке,   то   человек   переживает   неприятные   эмоции   (их   иногда   называют неприятными ощущениями). 4.   Защитная   функция  проявляется   в   том,   что   эмоция,   возникая   как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от угрожающих ему опасностей. В свое время Ч. Дарвин, анализируя жизненную роль таких эмоций, как страх и гнев, показал, что страх способствует избежанию вредных воздействий (психологически и физиологически быстро подготавливает  организм к бегству от того,   что   ему   угрожает);   гнев,   со   своей   стороны,   также   выполняет   защитную функцию,   так   как   человек   или   животное   в   состоянии   гнева   могут   найти   в   себе 13 дополнительные   силы   для   того,   чтобы   устранить   или   уничтожить   тот   объект, который им в данный момент времени угрожает6. Благодаря возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно быстро и   выгодно   приспособиться   к   окружающим   условиям.   Он   в   состоянии   быстро,   с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму и другие конкретные  параметры. Из приведенного перечня  и определения жизненных функций эмоций следует, что, во­первых, они затрагивают все стороны жизни человека; во­вторых, они играют существенную роль во всех видах внутренней (умственной, психической) и внешней (практической) деятельности человека. 1.3 Проявление эмоций и управление ими Эмоция   в   широком   смысле   слова   —   это   психофизиологический   феномен, поэтому   о   переживаниях   человека   можно   судить   как   по   самоотчету   человека   о переживаемом   им   состоянии,   так   и   по   характеру   изменения   психомоторики   и физиологических параметров:  мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям, голосу   и   вегетативным   реакциям   (частоте   сердечных   сокращений,   артериальному давлению, частоте дыхания) [2]. Наибольшей   способностью   выражать   различные   эмоциональные   оттенки обладает лицо человека.  Г.   Н.   Ланге,   один   из   крупных   специалистов   по   изучению   эмоций,   привел описание физиологических и поведенческих характеристик радости, печали и гнева7. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из­за чего появляются характерные   движения   (жестикуляция,   подпрыгивания,   хлопание   в   ладоши), усилением  кровотока   в  мелких   сосудах  (капиллярах),  вследствие   чего   кожа  тела краснеет   и   становится   теплее,   а   внутренние   ткани   и   органы   начинают   лучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.  6 Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. 2­е издание. — М.: ВЛАДОС, 2005. С. 173. 7 Психология / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. С. 132. 14 При   печали   происходят   обратные   сдвиги:   торможение   моторики,   сужение кровеносных сосудов. Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов   легких   приводит   к   оттоку   из   них   крови,   в   результате   ухудшается поступление кислорода в организм, и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и, стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокие вдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, руки и голова опущены, голос слабый, а речь растянутая [15].  Гнев   сопровождается   резким   покраснением   или   же   побледнением   лица, напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак). У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чем говорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмоции   через   мимику,   жесты,   голос,   двигательные   реакции,   тем   больше   у   него выражена экспрессивность.  Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек   может   скрывать   свои  переживания,  загонять   их  вглубь,  что   может  стать причиной   длительного   психического   напряжения,   отрицательно   влияющего   на состояние здоровья.  Различаются   люди   и   по   эмоциональной   возбудимости:   одни   эмоционально реагируют   на   самые   слабые   раздражители,   другие   —   только   на   очень   сильные. Вспомним распространенные и не совсем правильные представления о вспыльчивых южанах и невозмутимых жителях северных стран. Кроме того, одни люди склонны чаще переживать положительные эмоции, другие — отрицательные. Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, что один человек может   невольно   передавать   свое   настроение,   переживание   другим   людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгое время   храниться   в   памяти.   В   связи   с   этим   выделяют   особый   вид   памяти   — эмоциональную память. 15 Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к друго­ му, желательно научиться управлять ими и контролировать их внешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют: o сосредоточение   внимания   на   технических   деталях   задания,   тактических приемах, а не на значимости результата; o снижение значимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности или вообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень­то и хотелось»; o получение   дополнительной   информации,   снимающей   неопределенность ситуации; o разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, «если не поступлю в этот институт, то пойду в другой»); o откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.; o физическая разрядка. Например, тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий   у   многих   в   момент   волнения,   тоже   является   рефлекторной формой моторной разрядки эмоционального напряжения; o написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вы­ звавшей эмоциональное напряжение;  o слушание музыки: музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Гре­ ции (Гиппократ); o изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса­Ланге); o активизация чувства юмора, так как смех снижает тревожность; o мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тре­ нировки и рекомендуемое для снятия тревоги [6]. Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованного человека при 16 помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными из­за того,   что   из   всей   информации,   которая   сообщается   волнующемуся,   он   выбирает, воспринимает   и   учитывает   только   то,   что   соответствует   его   эмоциональному состоянию.  Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество,   возбуждающее   центральную   нервную   систему.   Следовательно,   его удаление при плаче ведет к снижению возбуждения и эмоционального напряжения. Таким   образом,   эмоции   играют   важную   роль   в   жизни   человека.   Они   не   только являются проявлением переживаний человека, но и регулируют его поведение.  2 Физиологические основы и психологические теории эмоций 2.1 Психоорганические теории эмоций Исторически   сложилось   так,   что   стремление   найти   первопричину эмоциональных   состояний   обусловливало   появление   различных   точек   зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях. В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII ­ ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной   была   интеллектуалистическая   позиция,   которая   строилась   на утверждении   о   том,   что   органические   проявления   эмоций   —   это   следствие психических явлений8.  Наиболее четкую формулировку этой теории дал И. Ф. Гербарт, считавший, что   фундаментальным   психологическим   фактом   является   представление,   а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. 8 Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004. С. 400. 17 Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще   живого,   порождает   печаль.   В   свою   очередь,   это   аффективное   состояние непроизвольно,   почти   рефлекторно   вызывает   слезы   и   органические   изменения, характеризующие скорбь [7]. Этой же позиции придерживался и В. Вундт. По его мнению, эмоции — это, прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций. Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной,   т.   е.   психической,   природе   эмоций.   Согласно   этой   точке   зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения.  Однако в 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и   животных»,   которая   явилась   поворотным   пунктом   в   понимании   связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций. В  этой   работе   Дарвин   доказывал,   что   эволюционный   принцип   применим   не только   к   биологическому,   но   также   к   психическому   и   поведенческому   развитию животных.   Так,   по   его   мнению,   между   поведением   животного   и   человека   много общего.   Свою   позицию   он   обосновывал   исходя   из   наблюдений   за   внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Например,   он   обнаружил   большое   сходство   в   экспрессивно­телесных движениях   у   антропоидов   и   слепорожденных   детей.   Данные   наблюдения   легли   в  эволюционной   (или основу   теории   эмоций,   которая   получила   название биологической).  Согласно   этой   теории,   эмоции   появились   в   процессе   эволюции живых   существ   как   жизненно   важные   приспособительные   механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.  Телесные   изменения,   сопровождающие   различные   эмоциональные   состояния (например,   движения),   по   Дарвину,   есть   не   что   иное,   как   рудименты   реальных приспособительных   реакций   организма,   целесообразных   на   предыдущей   стадии эволюции.   Так,   если   руки   становятся   влажными   при   страхе,   то   это   значит,   что 18 некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Позднее к этой теории вернулся Э. Клапаред. Результатом  глубокой  теоретической  мысли является  биологическая  теория эмоций П.К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира [1]. Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных   границах  и   предупреждающий   разрушительный   характер   недостатка или избытка каких­либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида. Неоднократное   удовлетворение   потребностей,   окрашенное   положительной эмоцией,   способствует   обучению   соответствующей   деятельности,   а   повторные неудачи   в   получении   запрограммированного   результата   вызывают   торможение неэффективной деятельности и поиски новых, более успешных способов достижения цели. Современная   история   эмоций   начинается   с   появления   в   1884   г.   статьи   У. Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внеш­ ними воздействиями изменениями, как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно­сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания (см. Приложение А).  Именно   органические   изменения   по   теории   Джемса­Ланге   являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных свя­ 19 зей,   они   порождают   эмоциональное   переживание   соответствующей   модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция.  Таким   образом,   периферические   органические   изменения,   которые   до появления теории Джемса­Ланге рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.   Следует   отметить,   что   появление   данной   теории   привело   к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать   действия,   в   результате   которых   обычно   появляются   положительные эмоции. Однако   концепция   Джемса­Ланге   вызвала   ряд   возражений.   Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных   эмоциональных   состояний,   очень   похожи   друг   на   друга   и   не   настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека.  В то же время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге   связывали   возникновение   эмоциональных   состояний,   представляют   собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро.  Более   того,   Кэннон   обнаружил,   что   искусственно   вызываемые   у   человека органические   изменения   далеко   не   всегда   сопровождаются   эмоциональными переживаниями.   Самым   сильным   аргументом   Кэннона   против   теории   Джемса— Ланге   оказался   проведенный   им   эксперимент,   в   результате   которого   было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций (см. Приложение Б).  Кэннон   считал,   что   телесные   процессы   при   эмоциях   биологически 20 целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические измене­ ния, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре — таламусе. Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоцио­ нальные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже   не   сам   таламус,  а  гипоталамус   и   центральные   части   лимбической   системы. Позднее в экспериментах, проведенных на животных, X. Дельгадо установил, что с помощью   электрических   воздействий   на   эти   структуры   можно   управлять   такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх [4]. Психоорганическая   теория   эмоций   (так   условно   стали   называть   эти   две концепции) получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований   мозга.   В   результате   проводимых   экспериментальных   исследований возникла активационная теория Линдсея­Хебба.  Согласно   этой   теории,   эмоциональные   состояния   определяются   влиянием ретикулярной   формации   нижней   части   ствола   головного   мозга,   поскольку   эта структура отвечает за уровень активности организма. А эмоциональные проявления, как  показали  электрофизиологические  исследования  мозга, есть не  что иное, как изменение уровня активности нервной системы в ответ на какой­либо раздражитель.  Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость и ряд других. Эмоции   же   возникают   вследствие   нарушения   или   восстановления   равновесия   в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого­либо раздражителя. Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических процессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности 21 эмоционального переживания.   Д.   О.   Хеббу   удалось   экспериментальным   путем   получить   кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. В проводимых им исследованиях было   что   зависимость   между   эмоциональным   возбуждением   и установлено, эффективностью   деятельности   человека   графически   выражается   в   виде   кривой нормального   распределения.   Так,   для   достижения   наивысшего   результата   в деятельности   нежелательны   как   слишком   слабое,   так   и   слишком   сильное эмоциональное   возбуждение.   Наиболее   эффективна   деятельность   при   среднем эмоциональном возбуждении.  Вместе   с   тем   было   обнаружено,   что   для   каждого   конкретного   человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. В свою очередь, оптимальный уровень   эмоционального   возбуждения   зависит   от   многих   факторов,   например   от особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает, от индивидуальных   особенностей   человека,   который   ее   выполняет,   и   от   многого другого. 2.2 Когнитивные теории эмоций Отдельную   группу   теорий   составляют   воззрения,   раскрывающие   природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонан­ са   Л.  Фестингера.   Ее   основным   понятием   является  диссонанс.  Диссонанс  —   это отрицательное   эмоциональное   состояние,   возникающее   в  ситуации,  когда   субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте [10].  Согласно   данной   теории,   положительное   эмоциональное   переживание возникает   у   человека   тогда,   когда   его   ожидания   подтверждаются,   т.   е.   когда 22 реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При   этом   возникшее   позитивное   эмоциональное   состояние   может   быть охарактеризовано как  консонанс.  Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс. Субъективно   состояние   когнитивного   диссонанса   обычно   переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во­первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали   реальности;   во­вторых,   попытаться   получить   новые   сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной   теории   возникающие   эмоциональные   состояния   рассматриваются   как основная причина соответствующих действий и поступков. В   современной   психологии   теория   когнитивного   диссонанса   чаще   всего используется для того, чтобы объяснить поступки человека и его действия в самых различных   ситуациях.   Причем   в   детерминации   поведения   и   возникновении эмоциональных   состояний   человека   когнитивным   факторам   придается   гораздо большее   значение,   чем   органическим   изменениям.  Многие   представители   данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания [12]. К данной  точке  зрения  близки  взгляды  С.  Шехтера, который  раскрыл  роль памяти   и   мотивации   человека   в   эмоциональных   процессах.   Концепция   эмоций, предложенная   С.   Шехтером,  получила   название   когнитивно­физиологической   (см. Приложение В). Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние поми­ мо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При   этом   оценка   формируется   на   основе   актуальных   для   него   интересов   и потребностей.  Косвенным   подтверждением   справедливости   когнитивной   теории   эмоций является   влияние   на   переживания   человека   словесных   инструкций,   а   также 23 дополнительной   информации,  на   основании  которой  человек   меняет   свою  оценку ситуации. К разряду когнитивистских может быть отнесена и информационная концепция эмоций П. В. Симонова9. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются   качеством   и   интенсивностью   актуальной   потребности   индивида   и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения.  Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты. Подход В. П. Симонова был реализован в формуле Э = ­ П × (Ин ­ Ис), где: Э — эмоция, ее сила и качество;        П — величина и специфика актуальной потребности;        Ин — информация, необходимая для удовлетворения актуальной                   потребности;        Ис — существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек                   располагает в данный момент. Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации.   Если   субъективная   оценка   вероятности   удовлетворения   потребности велика,   проявляются   положительные   чувства.   Отрицательные   эмоции   возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности.  Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает,   и   в   зависимости   от   результатов   сравнения   испытывает   различные 9 Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. С. 45. 24 эмоции. Результаты   экспериментальных   исследований   позволяют   утверждать,   что ведущую   роль   в   регуляции   эмоциональных   состояний   играет   кора   больших полушарий. И. П. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.  Если   кора   мозга   приходит   в   состояние   чрезмерного   возбуждения   (при переутомлении,   опьянении   и   т.   д.),   то   происходит   и   перевозбуждение   центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения   широкого   торможения   наблюдаются   угнетение,   ослабление   или скованность   мускульных   движений,   упадок   сердечно­сосудистой   деятельности   и дыхания и т. д. О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний,   свидетельствуют   клинические   случаи,   в   которых   наблюдается   резкое расхождение   между   субъективным   переживанием   и   их   внешним   выражением.   У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки   слез.   Однако,   смеясь,   эти   больные   чувствуют   себя   печальными,   а   плача, иногда испытывают веселье. Существенную роль в эмоциональных переживаниях человека играет  вторая  поскольку   переживания   возникают   не   только   при сигнальная   система, непосредственных   воздействиях   внешней   среды,   но   также   могут   быть   вызваны словами,   мыслями.   Так,   прочитанный   рассказ   продуцирует   соответствующее эмоциональное   состояние.   В   настоящее   время   принято   считать,   что   вторая сигнальная система является физиологической основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических. До   настоящего   времени   единой   точки   зрения   на   природу   эмоций   не существует.   По­прежнему   интенсивно   проводятся   исследования,   направленные   на изучение эмоций.  25 Накопленный   в   настоящее   время   экспериментальный   и   теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны — это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления, в том   числе   когнитивные   процессы,   особенности   организации   системы   ценностей человека   и   др.   С   другой   стороны,   эмоции   определяются   физиологическими особенностями индивида.  Можно   утверждать,   что   эмоции   возникают   в   результате   воздействия определенного   раздражителя,   а   их   появление   есть   не   что   иное,   как   проявление механизмов   адаптации   человека   и   регуляции   его   поведения.   Можно   также предположить, что эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального   уровня   развития   они   достигли   у   человека,   поскольку   у   него   они представлены предметно на уровне чувств. Заключение  Эмоции   —   особый   класс   субъективных   психологических   состояний, отражающих   в   форме   непосредственных   переживаний   процесс   и   результаты практической   деятельности,   направленной   на   удовлетворение   актуальных потребностей   человека.   В   практической   жизни   под   эмоциями   обычно   понимают самые  разнообразные реакции человека  —  от бурных взрывов  страсти  до  тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие   в   форме   переживаний   и   отражающие   личную   значимость   и   оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.  Следовательно, 26 наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.   Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Эмоции играют важную роль в поведении и деятельности человека. Эмоции дают   субъективную   окраску   происходящему   вокруг   нас   и   в   нас   самих.   Эмоции помогают   оценивать   не   только   прошедшие   или   происходящие   сейчас   действия   и события,   но   и   будущие,   включаясь   в   процесс   вероятностного   прогнозирования эмоции   важны   и   для   управления   поведением   человека,   являясь   одним   из психофизиологических   механизмов   этого   управления.   Играя   управляющую поведением   и   деятельностью   человека   роль,   эмоции   выполняют   разнообразные   санкционирующую положительные   функции:   мобилизующую,   защитную, подкрепляющую (переключающую), (стабилизирующую),   которые   часто   совмещаются   друг   с   другом.  Эмоции   могут компенсаторную,     сигнальную,   играть и дезорганизующую роль.  Исторически   сложилось   так,   что   стремление   найти   первопричину эмоциональных   состояний   обусловливало   появление   различных   точек   зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях. В ХVIII ­ ХIХ вв. самой распространенной   была   интеллектуалистическая   позиция,   которая   строилась   на утверждении   о   том,   что   органические   проявления   эмоций   —   это   следствие психических явлений.  Позже   с   работами   Ч.   Дарвина   возникла  эволюционная   (или   биологическая) теория эмоций, согласно которой, эмоции появились в процессе эволюции живых существ   как   жизненно   важные   приспособительные   механизмы,   способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.  Психоорганическая теория эмоций ­ теория, согласно которой возникновение эмоций   обусловлено   вызываемыми   внешними   воздействиями   изменениями,   как   в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов. Ощущения, связанные   с   этими   изменениями,   и   есть   эмоциональные   переживания   (теория 27 Джемса­Ланге, Кэннона). Отдельную   группу   теорий   составляют   воззрения,   раскрывающие   природу эмоций через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. Согласно данной теории,   положительное   эмоциональное   переживание   возникает   у   человека   тогда, когда его ожидания подтверждаются, т. е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают в тех   случаях,   когда   между   ожидаемыми   и   действительными   результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс (теории С. Шехтера, Кэннона­ Барда). Большое значение имеет информационная концепция эмоций П. В. Симонова и др. Таким   образом,   накопленный   в   настоящее   время   экспериментальный   и теоретический   материал   позволяет   говорить   о   двойственной   природе   эмоций.   С одной   стороны   —   это   субъективные   факторы,   к   которым   относят   различные психические явления, в том числе когнитивные процессы, особенности организации системы   ценностей   человека   и   др.   С   другой   стороны,   эмоции   определяются физиологическими особенностями индивида.  Глоссарий № п/п 1 1 2 Новое понятие 2 Аффект Биологическая теория эмоций Содержание 3   и интенсивные,   бурно   протекающие кратковременные эмоциональные вспышки   согласно   которой   выразительные теория, эмоциональные движения рассматриваются как рудимент   целесообразных   инстинктивных действий 28 3 4 5 6 7 8 9 Гнев  Диссонанс  Информационная теория эмоций Когнитивно­ физиологическая теория  Отвращение  Периферическая теория эмоций Презрение  10 11 Радость  Страдание          и   состояние вызываемое эмоциональное   состояние,   отрицательное   по знаку,   как   правило,   протекающее   в   форме аффекта внезапным возникновением   серьезного   препятствия   на пути   удовлетворения   исключительно   важной для субъекта потребности отрицательное   эмоциональное   состояние, возникающее   в   ситуации,   когда   субъект располагает   психологически   противоречивой информацией об объекте теория,   согласно   которой   эмоция   есть отражение   мозгом   величины   потребности   и вероятности   ее   удовлетворения   в   данный момент теория,   согласно   которой,   на   возникшее эмоциональное помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных   изменений   оказывают   воздействие прошлый   опыт   человека   и   его   субъективная оценка наличной ситуации отрицательное   эмоциональное   состояние, вызываемое   объектами   (предметами,   людьми, обстоятельствами   и   т.   д.),   соприкосновение   с которыми   вступает   в   резкое   противоречие   с идеологическими,   нравственными   или   эсте­ тическими принципами и установками субъекта теория,   согласно   которой   эмоция   является вторичным явлением – осознанием приходящих в   мозг   сигналов   об   изменениях   в   мышцах, сосудах   и   внутренних   органах   в   момент реализации поведенческого акта отрицательное   эмоциональное   состояние, возникающее   межличностных взаимоотношениях порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства положительное   эмоциональное   состояние, связанное   с   возможностью   достаточно   полно удовлетворить актуальную потребность отрицательное   эмоциональное   состояние, связанное   с   полученной   достоверной   или в     и   29 12 Стенические эмоции  13 14 15 16 17 18 Страх  Стыд  Удивление  Чувства Электрофизиологическая теория Эмоции кажущейся   таковой   информацией   о невозможности   удовлетворения   важнейших жизненных потребностей эмоции,   стимулирующие   деятельность,   увели­ чивают   энергию   и   напряжение   сил   человека, побуждают его к поступкам, высказываниям отрицательное   эмоциональное   состояние, появляющееся   при   получении   субъектом информации   о   реальной   или   воображаемой опасности отрицательное   состояние,   выражающееся   в осознании   несоответствия   собственных помыслов,   поступков   и   внешности   не   только ожиданиям   окружающих,   но   и   собственным представлениям   о   подобающем   поведении   и внешнем облике не выраженного имеющая положительного   или   отрицательного   знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства высшие   эмоции   человека,   представляющие собой   сложный   комплекс   разнообразных переживаний,   связанных   с   различными предметами. Людьми и событиями теория,   которая   объясняет   природу   эмоций наличием особых образований нервной системы четко         психологических явлений, класс представляющих человека, связанные   с   процессом   удовлетворения потребностей состояния       Список использованных источников 1. Анохин   П.   К.   Эмоции   //   Психология   эмоций:   Тексты.   2­е   издание.   —   М.: ВЛАДОС, 2005.  2. Аткинсон Р. Л., Аткинсон Р. С., Смит Э. Е. и др. Введение в психологию: Учебник   для   университетов   /   Пер.   с   англ.   под   ред.   В.   П.   Зинченко.   –   М.: Тривола, 2002. 30 3. 4. Вилюнас   В.   К.   Основные   проблемы   психологической   теории   эмоций   // Психология эмоций: Тексты. 2­е издание. — М.: ВЛАДОС, 2005.  Гиппенрейтер  Ю. Б.  Введение  в общую  психологию:  Курс лекций:  Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС­ПРЕСС, 2005. 5. Изард К. Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.  6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. 7. Леонтьев   А.   Н.   Мотивы,   эмоции   и   личность   //   Деятельность.   Сознание. Личность. – СПб.: Питер, 2003. 8. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004. 9. Немов Р. С. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. 10. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Лидер, 2004. 11. Психология:   Учебник   для   гуманитарных   вузов   /   Под   общ.   Ред.   В.   Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. 12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005. 13. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2003. 14. Столяренко Л. Д., Столяренко В. Е. Психология и педагогика. – Ростов н/: «Феникс», 2001. 15. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивация. ­ М.: Изд­во ИНФРА­М, 2003. Приложение А Основные положения теории Джеймса­Ланге 31 Приложение Б Основные положения теории Кэннона­Барда 32 Приложение В 33 Факторы возникновения эмоций в когнитивно­физиологической  концепции С. Шехтера 34

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"

Исследовательская работа по теме "Сущность и содержание основных проблем психологии эмоций"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018