Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»
Оценка 5

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
психологическая работа +1
Взрослым
05.04.2018
Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»
В работе проведено теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций современных подростков, а именно: понятие и классификация ценностей в психологии, особенности системы ценностей в подростковом возрасте. Проведено практическое исследование, сделаны выводы. Для выявления ценностей подростков использовалась методика «Ценностных ориентаций» (М. Рокич). Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Ценностные ориентации современных подростков.doc
2 Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1.   Теоретическое   исследование   ценностных   ориентаций   современных подростков 1.1 Понятие и классификация ценностей в психологии . . . . . . . . . . . . . .6 1.2 Особенности системы ценностей в подростковом возрасте . . . . . . 12 2. Исследование ценностей современного подростка 2.1. Цели, задачи и организация исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 2.2. Анализ результатов исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 3 Введение  Психологическое   исследование   мотивации   поведения   человека невозможно без рассмотрения его системы ценностей.  По   общему   признанию,   ценностные   ориентации   представляют   собой одну   из   центральных   характеристик   личности   и   тем   самым   оказывают существенное   влияние   на   все   стороны   ее   жизнедеятельности.   Принято считать,   что   ценностные   ориентации   отражают   отношение   человека   к окружающему   миру   и   выступают   в   качестве   способа   дифференциации объектов по степени их субъективной значимости. Следует также отметить, что формирование ценностных ориентации — это   длительный   и   сложный   процесс,   происходящий   под   воздействием непосредственного   социального   окружения   и   общих   социальных   условий. Таким   образом,   ценностные   ориентации   отдельной   личности   представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает   из   общественного   сознания   своей   эпохи,   класса,   народа   и ближайшего окружения. В   психологии   развития   именно   подростковый   и   юношеский   возраст рассматривается   как   период   интенсивного   формирования   ценностных ориентации личности. Действительно,   именно  в  подростковом   возрасте   ребенок   достигает того уровня когнитивного  развития,  который  позволяет  ему сформировать свои собственные ценностные представления о действительности. В первые годы   своей   жизни   ребенок   устанавливает   контакт   с   внешним   миром практически только через родителей,  и  именно их представления и оценки влияют   на   восприятие   ребенка.   Позднее   определенное   влияние   оказывают школа и сверстники.  4 Однако с ростом самосознания подросток начинает понимать, что его личный социальный опыт не является единственным критерием окружающего. Он   с   любопытством   присматривается   к   другим   ценностям   и   правилам, постигая   их   в   процессе   общения   со   сверстниками.   Подросток   стремится расширить   свои   социальные   горизонты,   познакомиться   с   альтернативным социальным   опытом,   получить   представления   о   системах   ценностей,   на которые ориентируются его ровесники, и обрести собственное видение мира. И именно в этот период ценности, привитые ребенку в детстве, проверяются на   прочность:   выдержат   ли   они   испытание,   достаточно   ли   они   надежно укоренились в его сознании. В   отечественной   психологии   основы   понимания   закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, ГА. Цукерман и др.  Наибольший интерес подростковый возраст вызывал у Фельдштейна Д. И., Реана А. А., Кона И. С. Множество работ было посвящено отдельным проблемам   подросткового   возраста.   Так   проблемами   психологии   личности подростка занимались Дандарова  Ж. К., Москеичева  Н. Л., Петанова  Е. И., Прокофьева В. А., Реан А. А. Проблемами подростковой сексуальности ­ Кон И.   С.   Проблемами   психодиагностики   и   психологии   развития   детей   ­ Костромина  С. Н., Мухина В. С. Вопросами психологического обеспечения профессиональной   деятельности,   проблемам   психологической   адаптации подростков и психологией зависимого поведения ­ Маклаков А. Г., Шабалина В. В., Сергиенко Е. А. и др. Актуальность   и   сложность   проблемы   определила   выбор   курсовой работы: «Ценностные ориентации современных подростков». Цель работы: изучить ценности современных подростков. 5 Объект   исследования:  мотивационная   сфера   личности   старшего подростка. Предмет исследования: ценностные ориентации личности подростков. Гипотеза:  в период подросткового возраста происходит интенсивное формирование ценностей личности, поэтому нельзя выделить определенной закономерности в ценностных ориентациях подростков.   Задачи:  1)   рассмотреть   сущность   и   классификацию   ценностей;   2) определить особенности формирования ценностных ориентаций современных подростков; 3) провести исследование ценностей современных подростков. Методы   исследования:  изучение   и   анализ   научной   литературы, обобщение отечественной практики, диагностика и анализ результатов. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. 6 1.   Теоретическое   исследование   ценностных   ориентаций современных подростков 1.1 Понятие и классификация ценностей в психологии Ценность  —   понятие,   используемое   в   философии   и   социологии   для обозначения   объектов,   явлений,   их   свойств,   а   также   абстрактных   идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного1.  Можно говорить о трех формах существования ценностей. Во­первых,   как   выработанное ценность   выступает   как   общественный   идеал, общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах   должного   в   различных   сферах   общественной   жизни.   Такие ценности могут быть как общечеловеческими, «вечными» (истина, красота, справедливость),   так   и   конкретно­историческими   (патриархат,   равенство, демократия). Во­вторых, ценность предстает в объективированной форме в виде   произведений   материальной   и   духовной   культуры   либо   человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных 1 Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. петровского, М. Г. Ярошевского. – СПб.: Питер, 2006. С. 442. 7 ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.). В­третьих, социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру  личности  в форме личностных   ценностей,   являющихся   одним   из   источников   мотивации   ее поведения.  Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и ин­ дивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ори­ ентации и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида. Согласно   определению   психологов,   ценностные   ориентации   ­ идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в   ней;   2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой  деятельности  ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций   образует   содержательную   сторону   направленности   личности   и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.  С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, Г. Отторг, К. Роджерс и др. понятие «ценности»   связывают   с   атрибутивной   функцией   суждений   субъекта   о ценности  каких   ­   либо   объектов,   в   связи   с   чем   «ценность»   оказывается синонимична понятиям смысл и значимость. В   исследованиях   С.   Л.   Рубинштейна   ценности   составляют   идеал, который  служит   образцом   норм   поведения   человека.   Причем,   в   качестве 8 ценностных ориентиров может выступать и то, «что человек особенно ценит и   чего   ему   как   раз   не   достает»2.   Идеалы   как   совокупность   особо значимых   ценностей   формируются   под   непосредственным   общественным  и   в   значительной   мере   определяются   идеологией, влиянием миросозерцанием.   Каждая   эпоха   имеет   свои   идеалы   ­   обобщенные синтезированные образы особо значимых и ценимых черт. При определении понятия «ценность» К. Роджерс использует различие действенных   ценностей,   проявляющихся   в   выборе   реальных   объектов,   и значимых  ценностей, проявляющихся в выборе символических объектов. Он показывает,  что  действенные  ценности  не  образуют  стабильной  системы,  а приставляют собой процесс, в котором одни и те же объекты могут получать прямо противоположный статус. Рассматривая механизм принятия ценностей ребенком, К. Роджерс приходит к выводу о том, что ценности, приобретенные в   процессе   навязывания   извне,   способствуют   развитию   недоверия   к собственным переживаниям и оценкам, к своему индивидуальному опыту3.   По   мнению   К.   Роджерса,   универсальные   ценности   действительно существуют,   однако   они   лежат   вне   человека,   не   в   какой   бы   то   ни   было присваиваемой человеком миром ценностей и идеологий, а в нем самом, в аутентичном опыте его собственной жизни, поэтому их нельзя дать, а можно лишь создать условия для свободы выбора ценностей индивидом. В  представлении   Д.   Н.   Узнадзе   ценности   есть   результат   целостной модификации   субъекта.   Ценность   возникает   при   встрече   двух   факторов ­потребности   и   ситуации,   благодаря   чему   человек   выделяет   себя   из действительности   и   начинает   относиться   к   миру   как   к   существующему объективно и независимо от него4. В   представленных   определениях   ценность   лишена   самостоятельного 2 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. С. 119. 3 Блинов Л. В. Аксиологические аспекты постдипломного образования. – М., 2001. С. 15. 4 Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. – СПб.: Питер, 2006. С. 32. 9 наполнения, ее сущность не в ней самой, а она выступает лишь как источник потребностей и интересов индивида. Противоположные   точки   зрения   связаны   с   трактовкой   ценности   как особой реальности. Ценность не вторична, ­ отмечает В. А. Малахов, ­человек как   бы   субъективизирует   объект   и  признает   за  ним  право   на  собственный «голос»5. В рамках данной трактовки, ценностью представляется и как любая осмысленная социальная норма и как осознанно принятый смысл жизни.  В контексте данной идеи В. Франкл вводит понятие о ценностях как смысловых   универсалиях,   выкристаллизовавшихся   в   результате   сообщения типичных   ситуаций,   с   которыми   обществу   или   человечеству   пришлось сталкиваться   в   истории.   Соответственно   данному   подходу   В.   Франкл выделяет три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения6. С. Витгенштейн, М. Шелер, Э. Шпрангер рассматривают ценность как надындивидуальную реальность, при этом ценность может быть представлена как социологическая категория для описания культур или социальных систем. Признавая надындивидуальность ценностей, Э. Шпрангер не исключает личностную   комплиментарность,   обусловленную   мотивом,   потребностью, интересом, ценностной ориентацией, но она рассматривается как вторичная по   отношению   к   индивидуальной   ценности.Ценности   рассматриваются   как специфические качества вещей, лиц и отношений.  Различия между нормами и личностными ценностями приводятся и в работе   Л.И.   Иванько.   Ценности,   по   его   мнению,   в   большей   степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, тогда как   нормы   тяготеют   преимущественно   к   средствам   и   способам   ее осуществления.  Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем 5 Малахов В. А. Культура и человеческая ценность. – М.: Инфра, 2005. С. 41. 6 Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 2004. С. 174. 10 ценностная, так как, во­первых, норма не имеет градаций: ей либо следуют, либо   нет.   Ценности   же   различаются   по   интенсивности,   характеризуются большей   или   меньшей   степенью   настоятельности.   Во­вторых,   конкретная система   норм   основывается   на   внутренней   монолитности:   человек   в   своей деятельности   следует   ей   всецело   и   полностью,   одномоментно;   неприятие какого­либо   из   элементов   этой   системы   означает   неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений.  Что же касается системы ценностей, то она, как правило, строится по принципу иерархии: человек способен "жертвовать" одними ценностями ради других,   варьировать   порядок   их   реализации.   Наконец,   эти   механизмы выполняют,   как   правило,   различную   ролевую   функцию   в   формировании личностно­мотивационной   структуры   деятельности.   Ценности,   выступая определенными целевыми ориентирами, определяют верхнюю границу уровня социальных притязаний  личности; нормы же ­ это тот средний "оптимум", перешагнув границы которого личность рискует оказаться "под" обстрелом неформальных санкций7.  Социологическая трактовка ценностей, представленная в работах В.В. Давыдова,   В.В.   Козловского,   В.Н.   Шедракова   и   др.,   опирается   на представления о коллективном, групповом или совокупном объекте. Понятие   социальный   характер   ценности   в   исследовании   В.В. Козловского  обозначает любой предмет и человеческие взаимодействия  по его   поводу,   имитирующие   и   легитимирующие   поведение   субъектов.   Эти значимые   предметы   и   отношения   выступают   как   формы   межсубъектного взаимодействия   и   деятельности,   они   не   только   детерминируют   и конституируют   действия   человека,   но   и   узаконивают,   санкционируют   его интересы, притязания и поступки.  Социальная ценность выступает как регулятивный принцип личного и 7  Иванько   Л.  И.  Ценностно­нормативные   регуляции   //   Культурная   деятельность:   опыт   социологического исследования. – М., 2005. 11 группового   восприятия,   взаимоотношения   и   поведения   в   социальных ситуациях. Содержание социальных ценностей определяется необходимостью сохранения и поддержания: а) окружающей среды ­ природы; б) человеческой среды ­ телесности; в) технической и технологической среды ­ культуры и цивилизации;   г)   сферы   социальных   контактов   и   взаимодействий   ­ социальности. Эти основные начала, по  мнению  В.В. Козловского, образуют некое   единство   и   одухотворенный   контекст   бытия   человека,   общества   и природы8. По   отношению   к   индивиду   ценность   выступает   как   первичная   и всеобщая   абстрактная   форма   существования   человеческого   сознания, переносимая   им   на   предмет.   В   более   широком   смысле   ценность представляется   как   образование,   характеризующее   индивида   или   группу   и определяющее   выбор   типов   средств   целей   поведения.   Ценности   занимают основополагающее и центральное место в иерархии инстанций, участвующих в принятии решений и представляют собой некое единое целое.  Понятие   «ценность»   появляется   и   становится   необходимым   только тогда, когда субъект­объектные отношения выходят за рамки философской категории и человек выступает уже не только как субъект познания, но и как носитель   определенного   отношения   к   реальности.   Ценность   для   субъекта, отмечает М.С. Каган, ­ это все то, что затрагивает его как субъекта, ­ его сознание и самосознание, его целеполагание и избирательность, его свободу9.  Первые   попытки   систематизации   ценностей   ограничивались   их перечислением. Пытаясь восполнить этот недостаток, Н. Гартман предложил следующую   классификацию   ценностей:   ценности   ценности   блага; удовольствия;   жизненные   ценности;   нравственные   ценности   (добро); эстетические ценности (истина)10. 8 Козловский в. В. Социальные ценности как основание Российской модернизации  // Вестник СпбГУ. сер. 6,  1997. С. 10. 9 Каган М. С. Философская теория ценностей. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. С. 83. 10 Гартман Э. Эстетика. – М., 2006. С. 472. 12 Опираясь   на   феноменологическую   точку   зрения,   Р.   Ингехарт предлагает различать три группы ценностей: жизненные ценности; культурные ценности   (познавательные,   эстетические   и   др.);   моральные.   Но   и   эта классификация носит скорее интуитивный, чем научный характер. Сложность определения иерархии ценностей заключается, прежде всего, в   том,   что   ценность   детерминирована   общими   сторонами   ценностного отношения,  поскольку   ее  величина   и   характер   одновременно   зависят   и   от определений   субъекта   (субъективный   характер   ценности),   и   от   свойств объекта ­ носителя ценности (объективный фактор ценности). Соглашаясь   с   позициями   разных   исследователей   можно   определить четыре направления, в которых функционируют ценности: 1)   Отношения         «я­ты»,         «мы­вы»:           ценности         в         области межличностных отношений. 2)   Отношения   «я­оно»,   «мы­оно»:   ценности   в   области   отношений человек­природа. 3)   Отношения       «я­я»,       «я­мы»:       ценности,       направленные       на собственное «я». 4)  Отношения       «я­мы­сверх­я»,       «я­сверх­мы»:       ценности, направленные       на       высшие       смысловые       инстанции       и       смысловые содержания. В каждом из направлений нужно различать «доминирующие ценности» и «альтернативные ценности», которые начинают приобретать статус значимых ценностей.  Таким   образом,   в   ценностях   содержится   внешняя,   утилитарная полезность, способность удовлетворять многообразные потребности группы, общества,   индивида,   но   не   это   главное.   Главное   заключается   в   том.   что ценности формируют, создают личность и определяют ее индивидуальность. Приобретая   личностную   форму,   ценности   раскрываются   тем   самым   как 13 социально­значимая сфера, в которой трансформируются ценности личности, а, следовательно, и общества.  1.2 Особенности системы ценностей в подростковом возрасте Система   ценностей   подростка,   находящаяся   еще   в   процессе   своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой. Для   анализа   особенностей   системы   ценностей   подростков   можно использовать   два   параметра:   степень   сформированности   иерархической структуры   ценностных   ориентации  и  их   содержательную   часть,   которая характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника:   осознанная   интериоризация   ценностей   происходит   лишь   при условии наличия у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность, а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий существования, ближних и дальних целей своей жизни, возможностей их реализации и т. п. Однако такая способность   может   осуществиться   лишь   при   достаточно   высоком   уровне личностного развития, включающем определенную степень сформированности высших   психических   функций,   сознания   и   социально­психологической зрелости. Второй   параметр,  характеризующий  особенности   функционирования ценностных ориентации, даст возможность квалифицировать содержательную сторону  направленности   личности,   находящейся   на   том   или   ином   уровне развития.   В   зависимости   от   того,   какие   конкретные   ценности   входят  в структуру  ценностных   ориентации   личности,   каково   сочетание   этих   цен­ ностей   и   степень   большего   или   меньшего   их   предпочтения   относительно других   и   т.   п.,   можно   определить,   на   какие   жизненные   цели   направлена активность человека. 14 По   мнению   В.   С.   Собкина,   социализация   современного   подростка   в России   протекает   не   просто   в   ситуации   социально­экономической   но   именно   в   ситуации   ценностно­нормативной нестабильности, неопределенности,   когда   существенно   деформированы   характерные   для стабильных обществ механизмы передачи ценностей от старшего поколения к младшему. Ценности, которыми руководствовались подростки 40­х или 70­х гг., отличны от ценностей, декларируемых подростками конца 90­х. и в новом веке. Если первым были присущи ценности коллективистического характера, то сегодня доминируют индивидуалистические ценности11. Для   более   подробного   рассмотрения   содержания   ценностных ориентации современных подростков можно обратится к исследованию В. С. Собкина и Н. И. Кузнецовой (табл. 1.1). Можно   заметить,  что   ценность   счастливой   семейной   жизни   является приоритетной в ряду других жизненных ценностей подростков. Она занимает первое по значимости место. Действительно, и во многих других исследованиях подтверждается тот факт, что именно семья остается одной из самых важных ценностей человека. И   это   неудивительно,   поскольку   в   постоянно   меняющемся,   нестабильном обществе семья остается еще пока той незыблемой ценностью, на которую можно опереться. Однако и здесь происходят определенные изменения. По абсолютным   значениям   наблюдается   значимое   снижение   доли   школьников, отмечающих ценность счастливой семейной жизни и полноценного общения с людьми в качестве своих жизненных приоритетов. Значимость различных жизненных ценностей среди подростков Жизненные ценности 1991 1996 Таблица 1.1.  11 Собкин В. С., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90­х: движение в зону риска. – М.: ИНФРА, 1998. 15 1 Достижение материального благополучия 2 Успешная профессиональная деятельность 3 Успешная политическая карьера 4 Полноценное общение с людьми 5 Счастливая семейная жизнь 6 Полноценное приобщение к культуре 7 Развитие своих способностей 8 Познание себя 9 Воспитание детей 57,4 49,0 3,3 34,4 73,5 8,0 25,1 13,2 24,3 53,1 42,2 7,6 24,8 60,2 8,7 17,7 10,4 25,8 Дополнительный   анализ   половых   различий   обнаружил,   что   ценность счастливой семейной жизни (рис. 1.1), как и ценность воспитания детей (рис. 1.2), более значима для девушек по сравнению с юношами. Рис. 1.1. Значимость ценности семейной жизни у старшеклассников Однако и здесь существуют свои особенности. Как видно из рисунка, если   значимость   ценности   воспитания   детей   среди   юношей   и   девушек практически   не   изменилась   за   прошедшие   между   опросами   пять   лет,   то значимость   ценности   счастливой   семейной   жизни   резко   снизилась   именно среди девушек: с 84,6% в 1996 г. до 66,3% в 2006 г.  У юношей же она осталась на том же уровне. Данный факт, по всей видимости, указывает на то, что молодежь, в частности девушки, в большей 16 степени ориентируются на западные стандарты и один из них ­ это стремление сделать   карьеру,   добиться   жизненного   успеха,   самореализоваться   за пределами семейной жизни. Рис. 1.2. Значимость ценности воспитания детей у старшеклассников Отдельного   рассмотрения   требует   такая   ценность,   как   достижение материального   благополучия.   Большое   число   современных   исследований, посвященных   изучению   ценностных   ориентации   подростков   и   молодежи, обнаруживает высокую значимость этого фактора. Желание стать богатым, включиться в бизнес все больше завладевает подростками и существенно вли­ яет на выбор профессии и места работы.  Например,   по   данным   О.   И.   Карпухиной,   практически   каждый четвертый подросток планирует организовать после получения специальности свое   дело.  При   этом   поиск   путей   достижения   благосостояния   приводит   к неразборчивости   в   выборе   средств.   В   молодежной   среде   все   больше доминирует позиция «все средства хороши для достижения богатства, и даже противоправные»12.  12  Карпухина О. И. Молодежь России:  особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. – 2000. ­ № 3. – С. 124 – 128. 17 Показательны в этом отношении данные исследования, проведенного Л. Г. Борисовой (табл. 1.2): стремление к благосостоянию во что бы то ни стало представляет   собой   социально­психологический   феномен   современного молодежного сознания, и в этом следует видеть реальную угрозу дальнейшего роста криминализации общества. Подобная   установка   подростков   на   богатство   и   жизненный   успех формирует и своеобразное их отношение к тем, кому не удалось достичь этих целей. Так, по мнению 47,7% опрощенных молодых людей, рост числа бедных в стране объясняется тем, что «эти люди плохо приспособились к жизни», 21% считают, что они «не избавились от старых идеалов», а 18,2 % видят причину бедности в неумении воровать13. Помимо   выделенных   выше   особенностей   системы   ценностных ориентации современных подростков следует также отметить относительно низкий  уровень значимости идей  приобщения к  культуре,  познания себя  и развития своих способностей. Очевидно, что усваиваемые молодыми взгляды и установки во многом являются отражением существующих в современном обществе   идеалов,   и   нематериальные   ценности,   ценности   более   высокого порядка   недоступны   большинству   подростков,   пока   не   удовлетворены   их базовые потребности. Однако   существуют   также   данные   о   том,   что   содержание   системы ценностей   человека   зависит   от   степени   его   когнитивного   развития.   В частности,   Дармоди   (по   Ф.   Раису)   обнаружил,   что   подростки   с   высокими показателями   формального   мышления   предпочитали   ценностям,   дающим мгновенное   вознаграждение,   вечные   ценности,   связанные   с   абстрактными понятиями   (например,   альтруизм),   и   ценности,   ориентированные   на долговременную реализацию.  13  Карпухина О. И. Молодежь России:  особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. – 2000. ­ № 3. – С. 125. 18 Таблица 1.2 «Как ты относишься к таким способам зарабатывания денег?»  Отношение к разным способам добывания денег Хочу стать богатым, даже с риском уголовного наказания Хотел бы стать богатым только законным путем Отношусь безразлично, богатство — не главное в жизни Одобряю Иногда годится  Отрицаю Одобряю Иногда годится  Отрицаю Одобряю Иногда годится Отрицаю Одобряю  Иногда годится Отрицаю Одобряю Иногда годится Отрицаю Одобряю  Иногда годится Отрицаю 1. Взять то, что плохо лежит Юноши, 100 % по столбцам 44,3  38,0  17,7 Девушки 11,1 33,3  55,6 2. Добыть хитростью Юноши 62,0 32,9  5,1 Девушки 33,3  50,0  16,7 3. Взять деньги силой Юноши 32,9  38,0  29,1 Девушки 11,2  19,4  69,4 10,8  33,8 55,4 2,7  20,8  76,5 31,3  38,7  30,0 15,0  46,3  38,7 2,7  23,3 74.0 1,0  5,9  93,1 7,9  19,1 73,0 1,2  12,9  85,9 10,1 42,7  47,2 8,7  35,8 55,5 1,1 6,8  92,1 0,6  5,8  93,6 Точно   так   же   подростки   с   высокими   показателями   формального мышления присваивали более высокий рейтинг ценностям инструментального характера, особенно уверенности в себе, компетентности и независимости. С другой стороны, подростки с низкими показателями формального мышления 19 оказывали предпочтение группам ценностей личностного, гедонистического характера, которые связаны с мгновенным вознаграждением и общественным одобрением. Эти   результаты   служат   подтверждением   концепции   Пиаже,   который связывал   формирование   ценностей   и   установок   с   развитием   когнитивных структур14. В   рамках   рассматриваемой  нами  проблемы   ценностных   ориентации, формирующихся   в   подростковом   возрасте,   особый   интерес   представляет вопрос о религиозных ценностях и убеждениях. Различные   исследования,   по   преимуществу   социологические, регистрируют   существенный   подъем   религиозности   среди   молодежи.   По данным Мчедлова, религиозность 16­17­летних достигла 64%, что в полтора раза превышает средний уровень религиозности в стране15. В   чем   причины   роста   религиозности   среди   подростков   и   молодежи, какие   мотивы   побуждают   их   обращаться   к   различным   религиозном   и мистическим учениям, попытались выяснить различные исследователи. По мнению отдельных исследователей, религия — это остатки детской веры в чудеса, склонности к мистическим фантазиям, которая с возрастом убывает, вытесненная здравым смыслом. В частности, как показали опросы москвичей, у 17­летних значения всех показателей сознания как религиозного, так   и   оккультно­магического   превышает   таковые   у  24­   и 31­летних  (табл. 1.3)16. Некоторая часть исследователей считает, что вера в Бога есть не что иное, как детская привычка, привитая ребенку в семье. Действительно, семья играет чрезвычайно важную роль в усвоении человеком каких бы то ни было ценностей, и в том числе религиозных. В частности, исследования М. Аргайла 14 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Питер, 2006. С 125. 15 Мчедлов М. П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. – 1998. ­ №  6. С. 107 – 112. 16 Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. – М., 2006. С. 38. 20 и Б. Бейт­Халлами показали, что религиозные установки родителей — один из важнейших факторов формирования религиозности новых поколений17.  Распределение отношения респондентов к религиозным и оккультно­ Таблица 1.3 мистическим парадигмам Верят В колдовство В астрологию В Божий суд 48,6 46,5 45,0 48,7 35,1 32,2 47,1 32,2 44,1 Возраст 17 24 31 Они приводят данные опросов студентов в США, в ходе которых те указывали, что наиболее сильное влияние на  становление  их религиозности оказали родители.  Еще более интенсивно формируются навыки религиозного поведения у детей   в   тех   семьях,   в   которых   родители   или  старшие   родственники сознательно   и   целенаправленно  воспитывают   детей   в  религиозном   духе. Постепенно у ребенка формируются определенные навыки религиозного пове­ дения, некоторые элементарные религиозные образы и представлении  Частое посещение богослужений и обсуждение с ребенком религиозных вопросов   в   семье   также   имеют   важное  значение   для  формирования соответствующих убеждений. Однако в раннем  возрасте еще нет подлинной религиозности,   религиозные  навыки   носят    преимущественно  внешний характер. Г.   Оллпорт   приводит   следующий  факт,   когда   ребенок,   приученный молиться на ночь,  попав в новую обстановку, где отсутствовало  привычное для него  изображение Богоматери, стал проявлять  беспокойство. Затем  он нашел   на   столе   популярный   иллюстрированный   журнал   (с   изображением 17 Психология подростка / Под ред.  А.  А.  Реана. СПб.:  ПРАЙМ­ЕВРОЗНАК, 2006. С. 97. 21 кинозвезды   на   обложке)   и,  совершив   перед   этим  изображением   вечернюю молитву, успокоенный, отправился спать18. По   мере   взросления   и   вступления   в   подростковый   возраст ребенок уже начинает критически переосмыслить те религиозные ценности установки, которые были заложены в него родителями,  семьей как правило, реакция   эмансипации   начинает  распространять»   и   на   отрицание  тех ценностей,   которые   были  имплантированы  миром  взрослых   в   раннем   и среднем детстве.  Тогда перед подростком может встать вопрос истинности того, во что он   верил,   во   что   верили   его   родители.   Дело   еще   более   усугубится,   если подросток обнаруживает, что ценности и идеалы, декларируемые родителями или   другими   взрослыми,   расходятся   с   реальностью,   с   действительным   их поведением.   В   результате   подросток   становится   ярым   атеистом,   бого­ хульником и противником любой религии или же он обращается к другим религиозным   учениям,   в   том   числе   и   мистическим.   Опираясь   на   свои возросшие   интеллектуальные   способности,   многие   подростки   начинают размышлять о смысле жизни, о своем месте в этом мире и соответственно приходят к мысли о Боге.  В   поисках   конечной   истины   они   могут   примерить   на   себя   роль последователя не одной конфессии. Отсюда опасность того, что подросток попадет   не   только   в   какие­то   традиционные   религиозные   общины,   но   и   в различные   секты,   в   том   числе   и   деструктивные.   Отчасти   именно   поэтому значительную   часть   последователей   таких   сект   составляют   подростки   и молодежь. Не сформированные в полной мере мировоззренческие принципы способствуют тому, что подростков легче «обработать», подчинить своему влиянию. Однако   подлинное   обращение   к   религии   требует   от   подростка 18 Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб.: Питер, 2007. С. 54. 22 достаточно   высокого   уровня   когнитивного   развития,   способности   к саморефлексии,   проникновению   в   свой   собственный   мир.   В   связи   с   этим можно предположить, что массовая религиозность подростков во многом есть результат   их   повышенной   социальной   конформности,   некритического отношения   к   пропагандируемым   в   средствах   массовой   информации ценностям. Хотя в основе этого процесса также лежит процесс поиска своей идентичности, но гораздо более поверхностный. Свидетельством   того,   что   религиозность   подростков   часто   является следствием   их   социальной   конформности,   а   не   результатом   глубокой внутренней работы, могут быть исследования, проведенные специалистами из МГУ. Так, по их данным, посещают церковь в течение года хотя бы раз 45% 17­летних (для сравнения на дискотеки и вечера ходят в два раза больше — 84%).  В храмы молодые люди захаживают в основном изредка, 1­2 раза в год по праздникам (38­40%), а более или менее постоянно, т. е. ежемесячно, всего 6­7%   .   Соблюдающих   церковную   дисциплину   и   бывающих   в   храме еженедельно   не   более   1­1,5%   от   числа   опрошенной   молодежи.   Соблюдает традиционные культовые обряды незначительная часть молодежи — 3­3,5 % и среди них в четыре раза больше девушек19. Современное поколение подростков принимает религию во многом как культурную норму, как приверженность национальным традициям, как часть   Такое   положение   обусловлено своей   национальной   идентичности. переменами, происходящими в обществе.  Атеизм,   который   раньше   был   частью   господствующей   идеологии, отвергается,   церковь   все   более   поддерживается   государством,   с   раннего детства средствами массовой информации начинают закладываться церковные образы и представления, преподносимые в качестве незыблемых культурных 19 Культурные миры молодых россиян: три жизненные ситуации. – М., 2006. С. 38. С. 84. 23 ценностей.   Отчасти   подобное   безоговорочное   восприятие   этих   ценностей обусловлено тем, что нашему обществу, откинувшему все прежние идеалы, довольно сложно предложить другие альтернативные и равные по значимости. В  исследовании  В.  С.  Собкина  было  показано, что  старшеклассники, считающие себя православными, практически не отлучаются структуре своих базовых   жизненных   ценностей   от   школьников,   которые   относят   себя   к атеистам или просто не исповедуют определенной религии. Интересные   данные   были   получены   также   в   исследовании   И.   В. Журавлевой,   З.   И.   Пейковой20.   Оказалось,   что   чем   религиознее   русский подросток,   тем   он   конформнее,   и   чем   религиознее   финн,   тем   он нонконформнее. При этом уровень конформности у русских подростков в четыре   раза   выше,   чем   у   финских,   а   самые   религиозные   из   них продемонстрировали максимальный уровень конформности. Этот факт, по всей видимости, можно объяснить иной социокультурной атмосферой финского общества, где религия в большей степени отделена от государства   и   общественной   жизни   и   представляет   собой   частную  жизнь гражданина.   И   именно   те   подростки,   которым   свойственны   более радикальные, отличные от общепринятых взгляды, обращаются к религиозным ценностям. Обращение подростков к религии может быть обусловлено и многими другими причинами. Например, религиозность подростков может выступать как   бегство   от   реальности,   стремление   защититься   от   жестокой действительности. Они также могут приобщиться к религии для того, чтобы приобрести друзей: давно известно, что с религией чаще всего связывают судьбу люди, у которых   нарушены   социальные   связи.   Принадлежность   к   какой­то   группе 20  Журавлева И.  В.,  Пейкова З.  И. Религиозных  российских  и финских  подростков   //  Социологические исследования. – 1998. ­ № 10. – С. 136 – 142. 24 значительно   укрепляет   позиции   подростка,   прибавляет   уверенности,   дает чувство безопасности, т. е., по большому счету, религия здесь выступает в своих   компенсаторных   функциях   —   функции   утешения,   снижения психологического дискомфорта. 2. Исследование ценностей современного подростка 2.1. Цели, задачи и организация исследования Исследование   ценностных   ориентаций   подростков   проводилось   в группе учащихся в количестве 16 человек (8 юношей и 8 девушек).  Для   выявления   ценностей   подростков   использовалась   методика «Ценностных ориентаций» (М. Рокича). Цель: определение содержательной стороны направленности личности. Описание   методики:   система   ценностных   ориентации   определяет содержательную   сторону   направленности   личности   и   составляет   основу   ее отношений   к   окружающему   миру,   к   другим   людям,   к   себе   самой,   основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные  — убеждения в том, что какой­то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности­цели и ценности­средства. Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на   листах   бумаги   в   алфавитном   порядке,   либо   на   карточках.   В   списках испытуемый   присваивает   каждой   ценности   ранговый   номер,   а   карточки 25 раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала   Вначале   предъявляется   набор дает   более   надежные   результаты. терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Достоинством   методики   является   универсальность,   удобство   и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так   и   инструкции.   Существенным   ее   недостатком   является   влияние социальной   желательности,   возможность   неискренности.   Поэтому   особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования   и   наличие   контакта   между   психологом   и   испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы. Для   преодоления   указанных   недостатков   и   более   глубокого проникновения   в   систему   ценностных   ориентации   возможны   изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы: 1. "В каком порядке, и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?" 2."Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?" 3."Как,   на   Ваш   взгляд,   это   сделал   бы   человек,   совершенный   во   всех отношениях?" 4. "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?" 5. "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?" 6. "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?" 7. "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?" Инструкция:  Сейчас   Вам   будет   предъявлен   набор   из   18  карточек   с 26 обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для   Вас   как   принципов,   которыми   Вы   руководствуетесь   в   Вашей   жизни. Каждая   ценность   написана   на   отдельной   карточке.   Внимательно   изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место. Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию. Список ценностей:   Список А (терминальные ценности): —   активная   деятельная   жизнь   (полнота   и   эмоциональная насыщенность жизни); —   жизненная   мудрость   (зрелость   суждений   и   здравый   смысл, достигаемые жизненным опытом); —  здоровье (физическое и психическое); —  интересная работа; —   красота   природы   и   искусства   (переживание   прекрасного   в природе и в искусстве); —  любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); —   материально   обеспеченная   жизнь   (отсутствие   материальных затруднений); — наличие хороших и верных друзей; —   общественное   призвание   (уважение   окружающих,   коллектива, товарищей по работе); —   познание   (возможность   расширения   своего   образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 27 —   продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); —   развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); —   развлечения   (приятное,   необременительное   времяпрепро­ вождение, отсутствие обязанностей); —   свобода   (самостоятельность,   независимость   в   суждениях и поступках); —  счастливая семейная жизнь; —   счастье   других   (благосостояние,   развитие   и   совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); —  творчество (возможность творческой деятельности); —   уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности): —  аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; —  воспитанность (хорошие манеры); —   высокие   запросы   (высокие   требования   к   жизни   и   высокие притязания); —  жизнерадостность (чувство юмора); —  исполнительность (дисциплинированность); —   независимость   (способность   действовать   самостоятельно, решительно); —  непримиримость к недостаткам в себе и других; —  образованность (широта знаний, высокая общая культура); —  ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); —   рационализм   (умение   здраво   и   логично   мыслить,   принимать обдуманные, рациональные решения); 28 —  самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); —  смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; —   твердая   воля   (умение   настоять   на   своем,   не   отступать   перед трудностями); —   терпимость   (к   взглядам   и   мнениям   других,   умение   прощать другим их ошибки и заблуждения); —   широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); —  честность (правдивость, искренность); —  эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); —  чуткость (заботливость). Интерпретация:  Анализируя   иерархию   ценностей,   следует   обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям.   Так,   например,   выделяются   "конкретные"   и   "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные   ценности   могут   группироваться   в   этические   ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д 2.2. Анализ результатов исследования Все полученные результаты исследования были занесены в таблицы. Анализ терминальных ценностей в обследованной группе девушек (табл. 2.1) показал следующее. Таким образом, наиболее значимыми для девушек являются счастливая семейная   жизнь   и   друзья.   Как   главную   ценность   в   жизни   «счастливую 29 семейную   жизнь»  назвали   4  девушки  (50 %);   друзья  –  2  девушки  (25 %). Наименее ценными для обследованной группы девушек является познание и материальное обеспечение.   Сгруппируем выделенные ценности:  1) личное благополучие счастливая семейная жизнь; здоровье; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; развлечения; уверенность в себе; 2) активная жизненная позиция  активная деятельная жизнь; жизненная мудрость; общественное призвание; продуктивная жизнь; развитие;  счастье других; 3) духовная жизнь интересная работа; красота природы и искусства; любовь; познание; свобода; творчество. Терминальные ценности подростков (девушки) № Ценности  Таблица 2.1 ь т с о р д у м   я а н н е н з и Ж 11 17 8 8 10 8 10 8 а т о б а р   я а н с е р е т н И 6 15 9 7 7 5 16 14   е ь в о р о д З 5 2 4 10 4 2 8 2 а т о с а р к ь в о б ю л 17 10 18 6 18 15 9 7 3 3 2 3 5 18 1 5 е и н е ч е п с е б о   е о н ь л а и р е т а М 16 14 7 17 15 6 17 13 ь н з и ж   я а н в и т к А 4 1 4 2 3 3 9 4 8 5 6 14 7 18 8 18 30 е и н а в з и р п   е о н н е в т с е щ б О е и н а н з о п я ь з у р д 1 9 5 2 3 1 2 3 12 13 10 15 11 17 5 4 18 16 11 13 16 7 13 12 ь н з и ж   я а н в и т к у д о р П 1 8 17 12 9 9 14 15   е и т и в з а Р   я и н е ч е л в з а Р   а д о б о в С 7 5 7 14 12 10 12 16 13 12 14 18 1 16 15 11 14 6 12 11 6 3 11 10 5 7 , 9 0 1 2 6 , 4 7 8 , 9 5 , 2 1 5 1 , 3 1 5 2 , 3 7 8 , 0 1 5 2 , 3 1 2 6 , 0 1 5 7 3 . 0 1 5 , 2 1 5 2 1 , 9 ь н з и ж   я а н й е м е с   я а в и л т с а ч 8 С 1 1 1 2 4 3 1 6 , 2 7 9 3 8 15 4 17 2 12 18 11 10 16 5 1 х и г у р д   е ь т с а ч С о в т с е ч р о в т 2 18 16 5 11 11 4 6 9 7 15 16 14 12 7 9 е б е с   в   ь т с о н н е р е в У 10 11 13 4 13 13 6 17 5 2 1 , 9 5 2 1 , 1 1 5 7 8 , 0 1 14 6 13 Таблица 2.2 Терминальные ценности подростков  (юноши) Ценности  ь т с о р д у м   я а н н е н з и Ж 13 5 12 9 16 9 5 9 ь н з и ж   я а н в и т к А 9 6 8 10 18 1 4 17 а т о б а р   я а н с е р е т н И 12 4 4 8 12 15 6 15   е ь в о р о д З 1 9 5 5 11 10 8 3 № 1 2 3 4 5 6 7 8 а т о с а р к ь в о б ю л 11 10 13 7 13 16 11 14 3 3 9 6 17 6 9 4 е и н е ч е п с е б о   е о н ь л а и р е т а М 10 11 1 2 15 11 2 5 е и н а в з и р п   е о н н е в т с е щ б О 8 12 10 4 1 5 13 16 ь н з и ж   я а н в и т к у д о р П 14 16 17 13 4 2 10 12 е и н а н з о п 15 17 16 11 3 12 7 13 я ь з у р д 6 2 6 18 14 14 3 2   е и т и в з а Р   я и н е ч е л в з а Р   а д о б о в С 16 15 11 12 5 3 12 11 18 13 3 5 6 17 15 6 5 14 7 14 10 4 14 7 ь н з и ж   я а н й е м е с   я а в и л т с а ч 2 С 1 2 1 2 7 1 1 х и г у р д   е ь т с а ч С о в т с е ч р о в т 4 18 18 17 9 18 18 18 17 8 14 16 7 13 17 10 е б е с   в   ь т с о н н е р е в У 7 7 15 3 8 8 16 8 5 2 1 , 9 5 7 , 9 5 , 6 5 , 9 5 7 8 , 1 1 5 2 1 , 7 5 2 1 , 7 5 2 1 , 8 31 5 2 6 , 8 5 7 , 1 1 1 1 5 2 6 , 0 1 5 7 3 , 0 1 5 7 3 , 9 5 2 1 , 2 5 1 5 7 , 2 1 9 8 11 2 10 16 3 4 5 6 15 14 13 12 9 1 18 17 7 Наиболее   значимыми   для   юношей   обследованной   группы   являются счастливая семейная жизнь ­ для 4 человек она имеет абсолютную ценность (50   %)   и   здоровье.   Наименее   ценным   –   счастье   других   людей:   полное отсутствие ценности наблюдается у 5 из обследованных юношей (62,5 %).   Сравним   ценности,   выделенные   юношами   и   девушками.   Сравнение полученных   данных   позволяет   сделать   следующие   выводы.   Для   девушек наиболее   значимыми   ценностями   является   семья;   наименее   значимыми материальное   благополучие.   Для   юношей   наиболее   значимой   ценностью является также семья.  На втором месте у девушек – друзья, а у юношей – здоровье.  На   третьем   месте   у   девушек   –   здоровье,   у   юношей   –   материальное благополучие. На   четвертом   месте   у   девушек   –  уверенность   в   себе   и   собственных силах, у юношей – друзья.  На последнем месте и у девушек и у юношей – развлечения. 32 Сравнение   ценностных   ориентаций   девушек   и   юношей   в   группе ценностей     «Активная   жизненная   позиция»     показывает,   что   наиболее значимыми   для   девушек   является   счастье   других,   а   для   юношей   – общественное призвание.  Наименее   значимыми   являются   ценности   общественного   призвания   у девушек и счастье других у юношей.  Инструментальные ценности подростков (девушки) Ценности  Таблица 2.3 № ь т с о н т а р у к к а ь т с о н н а т и п с о в ы с о р п а з   е и к о с ы В ь т с о н т с о д а р е н з и ж ь т с о н ь л е т и н л о п с и ь т с о м и с и в а з е н ь т с о м и р и м и р п е н ь т с о н н а в о з а р б о ь т с о н н е в т с т е в т о м з и л а н о и ц а р ь л о р т н о к о м а с ь т с о л е м с я л о в   я а д р е в Т ь т с о м и п р е т в о д я л г з в   а т о р и Ш ь т с о н т с е ч 1 2 3 4 5 9 13 9 3 3 2 1 10 4 4 17 7 17 18 13 6 12 1 11 1 16 8 11 12 7 8 6 12 9 15 7 18 18 13 18 5 16 14 16 5 10 5 15 8 6 1 9 6 10 14 12 2 8 15 12 11 3 13 5 11 15 10 16 14 17 4 4 7 1 16 14 11 3 6 2 13 14 2 7 10 х а л е д   в   ь т с о н в и т к е ф ф Э 6 17 4 17 8 ь т с о к т у ч 3 15 5 2 9 6 7 8 2 4 3 1 16 4 18 17 18 9 15 2 14 9 14 15 8 17 13 18 16 8 7 15 33 12 1 13 3 13 12 6 6 10 10 5 9 7 14 11 4 12 7 11 3 8 5 2 1 17 11 6 16 10 5 5 7 , 5 5 2 , 5 5 , 3 1 5 2 1 , 7 5 2 3 , 1 1 5 2 , 1 1 5 2 1 , 5 1 5 7 , 0 1 5 7 , 8 5 , 8 5 7 8 , 8 5 7 3 , 8 3 1 5 7 8 , 6 5 2 , 7 5 7 , 6 5 7 , 0 1 5 2 1 , 8 2 1 17 5 15 14 18 12 10 9 11 8 16 4 6 3 13 7 Исследование   инструментальных   ценностей   современных   подростков показывает,   что   наиболее   значимыми   качествами   личности   человека подростки считают аккуратность и воспитанность. При этом у девушек на первом   месте   находится   воспитанность,   а   у   юношей   –   аккуратность,   на последнем месте – непримиримость (рис. 2.1).  Сравнение ценностей юношей и девушек показывает, что между ними существуют значительные отличия (рис. 2.2).   Инструментальные ценности подростков (юноши) Ценности  Таблица 2.4 № ь т с о н т а р у к к а ь т с о н н а т и п с о в ы с о р п а з   е и к о с ы В ь т с о н т с о д а р е н з и ж ь т с о н ь л е т и н л о п с и ь т с о м и с и в а з е н ь т с о м и р и м и р п е н ь т с о н н а в о з а р б о ь т с о н н е в т с т е в т о м з и л а н о и ц а р ь л о р т н о к о м а с ь т с о л е м с я л о в   я а д р е в Т ь т с о м и п р е т в о д я л г з в   а т о р и Ш ь т с о н т с е ч 1 2 3 4 9 1 2 18 10 2 3 1 8 18 17 17 11 14 4 2 12 15 18 3 1 16 5 4 17 17 13 16 2 13 6 15 3 12 7 14 15 11 1 13 4 9 14 12 5 10 16 11 6 8 15 5 7 7 8 10 13 6 9 9 8 4 10 8 х а л е д   в   ь т с о н в и т к е ф ф Э 14 3 11 7 ь т с о к т у ч 13 5 12 6 5 6 7 8 1 2 2 1 13 6 1 4 2 5 13 13 3 4 3 3 12 10 14 17 4 1 4 5 10 9 11 18 14 7 5 16 34 5 8 12 15 6 3 6 12 18 12 7 6 7 11 8 11 9 13 10 7 8 15 9 8 11 14 17 14 17 17 15 2 16 16 18 10 13 18 16 9 5 , 4 5 5 2 6 , 1 1 5 , 5 5 2 6 , 2 1 5 5 7 8 , 3 1 5 7 , 9 5 , 9 5 7 3 , 8 5 2 , 0 1 5 7 8 , 9 5 2 1 , 9 9 5 2 6 , 1 1 5 2 1 , 0 1 5 7 8 , 1 1 5 , 1 1 1 2 14 4 17 3 18 9 8 5 12 10 7 6 15 11 16 13 Рис. 2.1. Ранжирование ценностей современных подростков 35 Рис. 2.2. Сравнение ценностей современных подростков Таким образом, можно сделать следующие выводы:  для современных подростков характерны различные ценности;  нельзя   выделить   особые   закономерности   в   структуре   ценностей современных подростков;  ценность   семейной   жизни   является   приоритетной   у   современных подростков;  наиболее   значимыми   инструментальными   ценностями   подростки считают аккуратность и воспитанность. 36 Заключение  Психологическое   исследование   мотивации   поведения   человека невозможно без рассмотрения его системы ценностей. По общему признанию, ценностные   ориентации   представляют   собой   одну   из   центральных характеристик личности и тем самым оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедеятельности. Принято считать, что ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости. Ценность  —   понятие,   используемое   в   философии   и   социологии   для обозначения   объектов,   явлений,   их   свойств,   а   также   абстрактных   идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как   эталон   должного.   Каждому   человеку   присуща   индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. В структуре человеческой деятельности  ценностные   ориентации   тесно   связаны   с   познавательными   и волевыми   ее   сторонами.   Система   ценностных   ориентаций   образует   со­ держательную   сторону   направленности   личности   и   выражает   внутреннюю основу ее отношений к действительности.  Ценности   как   правило,   строятся   по   принципу   иерархии:   человек способен "жертвовать" одними ценностями ради других, варьировать порядок 37 их реализации. Ценности занимают основополагающее и центральное место в иерархии инстанций, участвующих в принятии решений и представляют собой некое единое целое.  Соглашаясь   с   позициями   разных   исследователей   можно   определить четыре направления, в которых функционируют ценности: ценности в области межличностных отношений; в области отношений человек­природа; ценности, направленные   на   собственное   «я»;   ценности,   направленные   на       высшие смысловые   инстанции  и смысловые   содержания.  В  каждом из направлений нужно   различать  «доминирующие   ценности»  и  «альтернативные   ценности», которые начинают приобретать статус значимых ценностей.  Система   ценностей   подростка,   находящаяся   еще   в   процессе   своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой. Для анализа особенностей системы ценностей подростков можно использовать два параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентации  и  их   содержательную   часть,   которая   характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Можно   заметить,  что   ценность   счастливой   семейной   жизни   является приоритетной в ряду других жизненных ценностей подростков. Она занимает первое   по   значимости   место.   Достижение   материального   благополучия, желание   стать   богатым,   включиться   в   бизнес   все   больше   завладевает подростками   и   существенно   влияет   на   выбор   профессии   и   места   работы. Следует также отметить относительно низкий уровень значимости ценностей приобщения   к   культуре,   познания   себя   и   развития   своих   способностей. Особый интерес представляет вопрос о религиозных ценностях и убеждениях. Исследования,   по   преимуществу   социологические,   регистрируют  Исследование существенный   подъем   религиозности   среди   молодежи. ценностных   ориентаций   подростков   проводилось   в   группе   учащихся   в количестве 16 человек (8 юношей и 8 девушек). Для выявления ценностей 38 подростков использовалась методика «Ценностных ориентаций» (М. Рокича). Все   полученные   результаты   исследования   были   занесены   в   таблицы. Наиболее   значимыми   для   девушек   являются   счастливая   семейная   жизнь   и друзья; наименее ценными ­ познание и материальное обеспечение.  Наиболее значимыми   для   юношей   являются   счастливая   семейная   жизнь,   а   наименее ценным – счастье других людей. Список литературы 1. Блинов, Л. В. Аксиологические аспекты постдипломного образования. – М., 2001. – 220 с. 2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: хрестоматия. / Сост. и науч. Ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М., 2005. – 479 с. 3. Гартман,  Э. Эстетика. – М., 2006. – 542 с. 4. Журавлева, И. В., Пейкова, З. И. Религиозных российских и финских подростков  // Социологические исследования. – 1998. ­ № 10. 5. Иванько,   Л.   И.  Ценностно­нормативные   регуляции   //   Культурная деятельность: опыт социологического исследования. – М., 2005. 6. Ильин, Е. П. Психология / Е. П. Ильин. СПб., Питер, 2004. – 531 с. 7. Каган,   М.   С.  Философская   теория   ценностей.   –   СПб.:   ТОО   ТК «Петрополис», 1997. – 246 с. 8. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная  психология / Е. Н. Каменская. Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 224 с. 9. Карпухина,   О.   И.  Молодежь   России:   особенности   социализации   и самоопределения // Социологические исследования. – 2000. ­ № 3. – С. 124 – 128. 10. Козловский,   В.   В.  Социальные   ценности   как   основание   Российской 39 модернизации  // Вестник СпбГУ. сер. 6, 1997. – 466 с. 11. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. М., 2004. – 491 с. 12. Культурные   миры   молодых   россиян:   три   жизненные   ситуации.  –  М., 2006.   13. Маклаков, А. Г.  Общая психология / А. Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2004. – 583 с. 14. Малахов, В. А. Культура и человеческая ценность. – М.: Инфра, 2005. – 342  с. 15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / В. С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с. 16. Мчедлов,   М.   П.  О   религиозности   российской   молодежи   // Социологические исследования. – 1998. ­ №  6. С. 107 – 112. 17. Немов,   Р.   С.  Психология:   Кн.   3.   /   Р.   С.   Немов.   М.:   Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 631 с. 18. Олпорт, Г. Личность в психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 242 с. 19. Психология   для   студентов   вузов.   М.:   ИКЦ,   «МарТ»,   Ростов­н/Д.: Издательский центр МарТ, 2004. – 471 с. 20. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд­во Института Психротерапии, 2002. – 527 с. 21. Психология подростка  / Под ред.   А.   А.   Реана. СПб.:   ПРАЙМ­ ЕВРОЗНАК, 2006. – 478 с. 22. Психология.  Словарь   /   Под   общ.   ред.   А.   В.   петровского,   М.   Г. Ярошевского. – СПб.: Питер, 2006. – 494 с. 23. Психология: Учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. – СПб.,   Лидер, 40 2004. – 592 с. 24. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В. Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. ­ 656 с. 25. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Питер, 2006. – 451 с. 26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 546 с. 27. Славкина, М. А. Возрастная психология (психология развития) М. А. Славкина. М.: Изд­во ВЛАДОС­ПРЕСС, 2005. 159 с. 28. Узнадзе, Д. Н.  Экспериментальные   основы   психологии  установки. – СПб.: Питер, 2006.  29. Фельдштйн, Д. И. Психология взросления / Д. И. Фельдштйн. М., 1999. ­ 316 с. 30. Франкл, В. Человек в поисках смысла. – М., 2004. – 312 с. 31. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология. / И. В. Шаповаленко. М, 2005. – 431 с.

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»

Исследовательская работа по теме «Ценностные ориентации современных подростков»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2018