УДК
Растим рабочие кадры
Ульянова М.В
БОУ ДОД г Омска Детский Эколого-биологический Центр
· Аннотация
В последнее время наблюдаются новые тенденции в экономическом положении подростков в России. Сегодня все больше молодых людей стремятся начать свою профессиональную деятельность как можно раньше. И эта тенденция заметна не только среди студентов, но и среди школьников.
Работа для подростков — это даже не столько источник финансов, сколько способ самоутверждения. Школьники 8-10 классов стремятся к самостоятельности, которую родители не всегда могут им предоставить. А работа, пусть даже временная, дает возможность почувствовать себя взрослым и независимым.
Молодежь идет на заработки по разным причинам. В основном подростки хотят заработать на карманные расходы. Многие желают заработать на приобретение товаров к началу нового учебного года, тем самым помочь родителям.
Школьники готовы и могут работать в свободное от учебы время не только в летний период, а весь год. Работодатель не заинтересован в приемке таких кадров на работу, по многим ограничением Кодекса РФ, хотя в СССР наше поколение могли иметь карманные деньги в течение всего года.
Ключевые слова
подростки, трудовое воспитание,
Основное содержание статьи
В статье рассмотрены вопросы о занятости несовершеннолетних, школьников. Что такое работа для 14 летнего подростка. Кто-то считает это не серьёзно, другие наоборот считают надо со школы учить зарабатывать и выбирать профессию. Сами школьники идут по разному пути, но им нужна помощь взрослого. БОУ СОШ г. Омска № 118 вопрос о занятости пытаются решить доступными способами, это ракетно-космический класс – выбор дальнейшей специальности, трудовые бригады в летнее время – заработок школьника. Школьная теплица - трудовое обучение с получением свидетельства о прохождении курса по образовательной программе эколого-биологической направленности. Согласно опросу, школьнику необходимо и хочется иметь свои заработанные деньги, но лишняя опека взрослых мешает быть самостоятельными.
Растим рабочие кадры
Проблема молодёжной занятости в России очень актуальна в наши дни, так как далеко не все молодые специалисты, даже высоко квалифицированные, могут благополучно трудоустроится.
Работа для подростков — не столько источник финансов, сколько способ самоутверждения, она дает возможность почувствовать себя взрослым и независимым. Я считаю, что положительных моментов того, что школьники работают в свободное от учебы время достаточно много:
ЦЕЛЬ; Изучение эффективной системы помощи подростку в реализации трудовой потребности.
В своей статье мне хочется рассказать о трудовом воспитании БОУ СОШ г. Омска №118. В 2015 году школа перешла на новый уровень образования, открыт ракетное - космический класс, реконструирована школьная теплица, работают трудовые бригады. Как бы ни сложилась дальнейшая судьба выпускников школы, трудовая закалка потребуется им в любой сфере деятельности.
Ракетно-космический класс действует по программе «Школа - ВУЗ – Предприятие». Учащиеся этого класса получить знания необходимые для будущей специальности, а так же приобретают опыт деятельности направленный по конкретному пути получения профессии.
В рамках конкурса среди некоммерческих организаций по разработке и выполнению общественно полезных проектов на территории города Омска в 2015 году, разработан и осуществлен проекта «Создание условий для экологического воспитания подрастающего поколения через реконструкцию школьной теплицы» Реконструкция теплицы проводилась в период летних каникул и продолжалась два учебных месяца, но это не помешало учащимся 8-10 классов быть активными участниками проекта, вместе с родителями, учителями старшеклассники выполняли отделочные работы. Проводили замену грунта, высадили комнатные растения. В учебное время в теплице занимается 200 школьников разного возраста. Это даст дополнительные знания в области биологии, растениеводства, агрономии которые подтверждаются выдачей свидетельства о прохождении курса по образовательной программе эколого-биологической направленности
В летний период с 14 лет школьники работают в трудовых бригадах, которые занимаются озеленением и очисткой территории Октябрьского округа, а так же выезжают на акции по очистке прибрежной зоны водоемов расположенных в городе Омске.
Трудовое воспитание в школе, дело хорошее, но за любой труд подростки хотят получать денежное вознаграждение. В трудовых бригадах за месяц они получают меньше прожиточного минимума, да и количество человек для школы ограниченно, а работа только в летние каникулы.
На основании всех законов о защиты прав несовершеннолетних трудоустройство в свободное от учебы время практически не возможно. В Кодексе законов о труде РСФСР от 9 декабря 1971 г. данной теме было посвящено 11 статей, в Трудовом кодексе РФ количество статей уменьшилось до восьми. Были отменены надбавки, положения о бронировании количества рабочих мест на предприятии для трудоустройства несовершеннолетних, все это ведет к тому, что количество специалистов рабочих специальностей резко сократилось. Работая с детьми я вижу, как дети пытаются заработать, на временных работах: раздавая рекламные листовки, расклеивание афиш. Но даже такую работу получить порой не возможно.
Мы провели анкетирование среди 8-9 классов. Участвовало 36 человек.
Вопрос |
ответ |
Желаете ли вы трудоустроиться в свободное от учебы время? |
Да – 83% |
Сколько часов готовы работать? |
Неограниченно. - 3%, 4часа-56 % 2час – 43% |
Куда хотите использовать денежные средства? |
Для себя- 53% Для семьи-47% |
Какую работу вы хотели бы получить? |
а) все равно какую, лишь бы побольше заработать - 62% б) работу, где я не один, а вместе с друзьями -5% в) такую работу, чтоб мог пройти профессиональные пробы перед поступлением в институт (проверить правильность своего профессионального выбора) -33%
|
По результатам опроса видно, что школьники готовы к любой работе, причем половина осознаёт о финансовом положении своей семьи и некоторые хотят проверить правильность своего профессионального выбора. Следует вывод, необходимо во время учебного года оказать помощь в трудовой занятости школьника.
Мы решили попробовать трудоустроить 14 летнего подростка в свободное от учебы времени. В службе занятости прозвучал отказ, а потом пояснили, что нужно принести направление с детской комнаты милиции, а там может быть что-то и предложат. Следующая попытка трудоустройства была через СМИ. Сразу нашли места курьера. Но ни каких договоров с нами не согласились подписать. Ёщё школьника пригласили в сетевой маркетинг.
Проанализировав ситуацию мы пришли к выводу:
1. трудовой потенциал подростка велик и требует реализации
2. биржа труда не может обеспечить школьника работой
3. работа в свободное время нелегальная
4. очень много риска
Мы сделали вывод: что в городе найти работу и получить первый опыт можно только нелегальным путем.
Наши предложения для оказания помощи в трудоустройстве подросткам в свободное от учебы время:
1.В контакте организовать группу по поводу работы подростков,
2.учебное время на базе школ иметь рабочую бригаду.
3. поднять вопрос о занятости подростка на уровни общественности.
Список литературы
1.Трудовой кодекс Российской Федерации, М Познавательная книга +2002
2.Социальная работа с молодёжью; учебное пособие для студентов высших учебных заведений / по ред. Н.Ф. Басова- 4-е издание – М: Дошков и К. 2013
3. Гнашева В.А. Особенности молодежного рынка труда в России.
http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Gnevasheva/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.