Исследовательская работа "Широкая Масленица"
Оценка 5

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
технология
5 кл
02.02.2017
Исследовательская работа "Широкая Масленица"
В этой работе говорится о празднике Масленица.Проведена большая исследовательская работа о том, где первыми стали отмечать этот праздник, как отмечают его в разных странах. Что является символом праздника. И в частности, как проводится у нас в деревне. показаны фото с этого мероприятия.
масленица праздник.docx
МБОУ Закулейская СОШ Исследовательская  работа на тему: Широкая масленица                                                                                                                                                                                                                                        Авторы:  Ученица 5 класса Изыкенова Елизавета                                                                             Руководитель: Изыкенова Валентина Викторовна – учитель технологии                                                                                                         Закулей, 2016 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………….4               Глава 1. Праздник русской Масленицы………………………………..5                1.1. Из истории праздника……………………………………….5                                          1.2. Семь Масленичных дней…………………………………....6                                       1.3. Название праздника. Откуда оно?.........................................6            Глава 2. Главные составляющие Масленицы……………………….    7               2.1 .Блины ……………………………………………………….7                                                       2.2. Обращения к Масленице…………………………………..7                                                        2.3. Игры и забавы Масленицы………………………………..7                                                         2.4. Песни Масленицы……………………………………….…7                                                        2.5. «Прощеный день» Масленицы ……………………….…..8                                                         2.6. Чучело Масленицы………………………………………...  8                                        Заключение……………………………………………………………...9                                          Литература ……………………………………………………………...10    Приложение …………………………………………………………….11                                        2 План выполнения исследования:  1.  Подготовительный   этап:   сбор   информации   по   теме,   чтение   дополнительной литературы   и   справочного   материала, проведение анкетирования. 2.  Обобщение результатов                обобщение результатов исследования  и анализ полученных данных:   о том, как праздновали Масленицу в стародавние времена; анализ, выводы.              3 ВВЕДЕНИЕ Тему для своего исследования мы выбрали не случайно, поскольку решили ставить коллекцию   на   тему   «Масленица».   Ведь   для   того,   чтобы   наиболее   полно   и   достоверно отобразить   народные   обычаи   в  праздновании   Масленицы   на   сцене,  их   нужно  всесторонне изучить. Мы решили подробнее узнать о самой Масленице и о том, как ее празднуют у нас в России. Цель исследовательской работы ­ изучение особенностей народных обычаев в праздновании Масленицы на Руси.                                                                    Основные задачи  исследовательской работы  ­ изучить историю праздника; ­ узнать как празднуется Масленица у разных народов мира;  ­ изучить обычаи традиционной русской Масленицы;  ­ уточнить и выделить важные моменты (символы) Масленичных гуляний; Для решения поставленных задач были использованы следующие формы и методы работы:  Сбор   и   обработка   научной   информации   и   художественной   литературы   по   данной проблеме;  Работа с различными репродукциями, фотоматериалами, документами;  Консультации и беседы с людьми, работающими в сфере культуры и образования, со старожилами села;  Работа в сети Интернет. Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный материал может быть использован для постановки новой коллекции «Масленица»       4 ГЛАВА 1. ПРАЗДНОВАНИЕ РУССКОЙ МАСЛЕНИЦЫ              1.1.  Из истории праздника Этот   старинный   народный   праздник   отмечают   в   последнюю   неделю   перед Великим постом, который продолжается семь недель до Пасхи.  Изучая   литературу   по   теме,   мы   узнали   о   том,   что   разгульный   праздник Масленицы, или Сырной недели уходит своими корнями в глубь веков и почти не изменился, «не испытал на себе влияния христианства, за исключением запрета мясной пищи и обычая просить друг у друга прощения в воскресенье накануне Великого поста». Масленицу играли всем миром. Работы в эти дни прекращались, и все так или иначе принимали участие в общем веселье: старики и взрослые ходили в гости друг к другу, молодежь  озорничала  на посиделках  и  вечеринках,  дети  забавлялись  катанием  на санках, бересте, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно, объедались блинами. Удивительным открытием для нас стало и то, что праздник, созвучный  Масленице и схожий с ее проведением, есть не только на Руси, но и в других странах: в Греции и Латине, Польше и Сербии, в Словакии и Чехии, у немцев и французов. А в Италии нашей Масленице родственен итальянский карнавал. В Шотландии, например на Масленицу было принято вместо блинов печь так называемые «постные лепешки».   В их выпекании стараются принять участие все члены семьи. Здесь найдется всем работа: один смазывает сковороду маслом, другой льет на сковороду тесто, а третий переворачивает блин…  Например, в Англии уже много лет проводятся общественные соревнования в беге с блинами среди женщин.   В   школах   Дании,   например   в   эти   дни,   проводятся   специальные   театральные представления и концерты.   А  в  Чехии  в  дни  масленицы  молодые  парни  со  специально  вымазанными  сажей лицами под определенную музыку обходят всю деревню и везут за собой разукрашенный деревянный   брусок   называемый   «клатик».   Он   по   правилам   торжества   вешается   каждой встречной девушке на шею или же, к примеру, привязывается к руке или другой части тела. Желаешь снять его­ плати.  В Югославии на масленицу вас посадят в свиное корыто и таким образом поволокут по деревне. А на крыше собственного дома в эти дни вы сможете обнаружить фигуру деда из 5 соломы.   Бытовало   поверье:   плохо   справишь   масленицу,   пошлет   Велес   (   Бог   урожая) неурожайное лето. 1.2. Семь Масленичных дней Как   известно,   «Масленица   семь   дней   гуляет».   Масленица   по   церковному календарю до сих пор называется «сырной неделей». Начинается она в понедельник. Каждый день праздника имеет свое название:  Понедельник – «Встреча», Вторник – «Заигрыши», Среда – «Лакомка» («Перелом»),  Четверг – «Разгуляй» («Широкий»), Пятница – «Тещины вечера», Суббота – «Золовкины посиделки», Воскресенье – «Прощеный день». Первый   день   –  «встреча»,   гостей   встречали,   и   масленицу   тоже.   В   этот   день изготовляли чучело Масленицы. Второй   день   –  «заигрыши»,   в   этот   день   начинаются   самые   веселые   игры   и карнавальные шествия ряженых. Третий день – «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конечно, блины.  Четвертый день –  «разгуляй». Масленица набирала полную силу. Катались на лошадях,   одни   обороняли,   другие   захватывали   снежные   городки.   Ребятишки   возили   по деревням   гулять   Масленицу,   а   парни   и   девушки   сопровождали   их,   нарядившись   в праздничные костюмы. Пятый день – «тещины вечера», в этот день зятья угощали своих тещ блинами, а тещи, в свою очередь, приглашали к обеду зятьев. Шестой день – «золовкины посиделки».  Седьмой   день   –  «прощеный   день»,   или   «целовальник».В   этот   день   весело прощались   с   Масленицей,   устраивая   забавные   «похороны»,   причем   Масленица   умирала   с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия.   1.3. Название праздника. Откуда оно? Просматривая   различные   источники,   нам   открылась   очень   важная   особенность:   откуда появилось такое название праздника – Масленица. Оказывается, название праздника возникло потому,   что   по   православному   обычаю   перед   Великим   постом   мясо   уже   есть   нельзя,   а молочные   продукты   употреблять   пока   еще   разрешается.   Вот   и   пекут  масляные  блины. Отсюда и название.  6 ГЛАВА 2. ГЛАВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ МАСЛЕНИЦЫ       Масленица для многих людей – один из самых любимых праздников. В последний день   масленичной   недели   у   нас   в   селе   традиционно   проводится   праздник   Прощания   с Масленицей.  Мы с  удовольствием ежегодно посещаем  это замечательное мероприятие, и, несмотря на то, что в целом праздник всегда удается на славу, каждому   из нас какие­то моменты в нем нравятся больше. В   своем   исследовании   мы   постарались   выделить   важные,   на   наш   взгляд, составляющие   Масленицы,   без   которых   трудно   было   бы   себе   представить   сейчас   это празднество. Кроме того, нам было важно понять, каково отличие стародавних обычаев и символов от нынешних .                                2.1. Блины Древним   символом   Масленицы   являются   блины.   Когда­то   они   были   первыми пресными хлебами, их пекли круглыми, как солнце.  В   наши   дни   блины   также   почитаемы   и   любимы   в   праздник   Масленицы.   В продолжение   всей   масленичной   недели   в   каждом   доме   любого   уголка   нашей   страны выпекаются блины по разным народным рецептам. Для выпечки блинов   до сих пор много секретов надо знать, чтобы блины вышли белыми, рыхлыми и вкусными.                       2.2. Обращения к Масленице Ласково называли Масленицу объедалой, блиноедой, круглой, румяной и белой. Не отпразднуешь ее сытно, не быть сытому и всему году. Каких только нежных слов не находили,   обращаясь   к   Масленице:   «Душа   моя   Масленица,   перепелиные   твои   косточки, бумажное   тельце,   сахарные   уста,   сладкая   твоя   речь;   ясочка,   кеточка,   касаточка,   красная краса,   русая   коса,   тридцати   братов   сестра,   сорока   бабушек   внучка,   трехматерная   дочка, разгульная, широкая, веселая, честная, ты же моя перепелочка…» 7 До нынешнего времени дошли практически все обращения «дорогой гостьюшки Масленицы». До сих пор ее называют ласковыми добрыми именами, используя при этом и просторечные и величественные выражения: «широкая боярыня, Дуня белая, Дуня румяная», но,   все­таки,   самым   распространенным,   самым   любимым   и   уважительным   обращением русского народа к масленице является имя самой Масленицы ­ Авдотьюшка Изотьевна.                    2.3. Игры и забавы Масленицы Масленичные праздники  на Руси  всегда  сопровождались различными  играми и забавами. Игра в снежки, игры в мяч на льду вдоль реки, борьба за место на санках, медвежьи утехи – все эти затеи были обязательными составляющими последних дней Масленицы. Но все­таки одно из самых любимых развлечений – катание на санках с естественных снежных гор. В старину на Масленицу в этом развлечении участвовали все – от мала до велика. Так, к первому дню Масленицы устраивались горы и считалось, что не ходить на горы, не кататься на санках­­значит жить в горькой беде.                          2.4. Песни Масленицы Особое   внимание   в   старину   уделялось   и   песням,   которые   «сопровождали» Масленицу все семь дней.  Современное празднование Масленицы, как и любого другого русского народного праздника,  конечно же, тоже  не обходится без песен. Ведь  такова натура нашей истинно русской души: коли плохо на душе (если кошки скребутся) – нет лучшего лекарства, чем песня; а уж если «душа поет» ­  тогда сам Бог велит что­либо запевать, да погромче!               2.5.  «Прощеный день» Масленицы Все сцены русской Масленицы заключаются провожаньем и прощаньем. В   наше   время   в   прощеный   день   устраивают   ярмарки,   фестивали,   концерты, праздничные гулянья. Обычай подшутить да посмеяться друг над другом сохранился и по сей день. Не принято в этот день обижаться на поддразнивания – принято отвечать тем же, а в конце праздника следует попросить прощения у близких и родных, у знакомых и соседей, а при массовых гуляниях – у всех, с кем рядом ты находишься ­ за вольные или невольные обиды и слова.                                                    2.6. Чучело Масленицы В   старину   к   первому   дню   праздника   изготовляли   чучело   Масленицы,   напоминая   о   давно забытой   славянской   богине,   которую   звали   Мара   Моревна.   Из   тряпок   и   соломы   делали женскую   фигуру   с   длинной   косой,   одетую   в   девичий   наряд.   В   руках   у   этой   фигуры обязательно должны были быть помазок и блин – символы Масленицы. Чучело Масленицы сжигали в последний день с песнями, считая, что тем самым символически уничтожается смерть. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай!» Кидали в костер блины, приговаривая: «Гори, блины, гори, Масленица!» По дыму от костра, на котором сжигалось чучело Масленицы, судили о будущем урожае. Так, разбросанные по полям угли и пепел, оставшиеся после ее сожжения, якобы придавали силу и плодородие озимым севам.   По окончании массового гулянья на площади принародно поджигают Масленицу, тем самым прощаясь с матушкой Зимой. 8 Вывод:  еще   у   древних   славян  был   этот   многодневный   весенний  праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам русская Масленица. Она  сохранила и принесла с собой те обычаи, без которых мы сейчас просто не мыслим себе ее празднование. Не смотря на то, что некоторые из основных символов русской Масленицы  содержат   далеко   не  русские   корни,  большинство  населения   считают   исконно русским «старинный обычай Зиму­матушку проводить и Весну­красну встретить».                                 ЗАКЛЮЧЕНИЕ              Проводя исследование по данной теме, нами практически выявлено следующее: в народном празднике Масленицы, оканчивающим зиму, четко прослеживается смесь древнего языческого обряда с христианским обычаем, отечественного с чужестранным, старинного с новым. Величание и сожжение Масленицы, соломенное чучело, заморские и народные игры – все это происходит от мира языческого, а прощание друг с другом и с усопшими «взято» от миролюбивого христианства .                             Таким   образом,  выдвинутая   ранее   гипотеза  исследования   о   том,   что   если празднование Масленицы на Руси – истинно русский народный обычай, то все составляющие ее части должны иметь под собой настоящие русские корни, ­   опровергнута и не нашла своего подтверждения.              В ходе проведенного нами исследования, опроса учащихся, стариков были получены такие результаты: ­   собран   и   изучен   различный   материал   (анализ   научной,   информационной   и художественной литературы), позволяющий понять, как праздновали наши предки  Масленицу в   стародавние   времена,   и,   помимо   всего   прочего,   дающий   возможность   представить Масленицу не только как русский народный старинный праздник, уходящий своими корнями 9 в далекую глубину веков, но и как праздник, некоторые моменты которого пришли к нам из далеких чужих стран ; ­ на основе изученного материала было раскрыто празднование Масленицы  в наше время и выделены обычаи, которые сохранились в проведении Масленицы до настоящего времени; ­  в ходе изучения празднования Масленицы на Руси удалось уточнить и выделить важные моменты (символы) Масленичных гуляний. Проделанная работа позволяет сделать следующие выводы: 1) начиная с XIX в. и по сей день, Масленица – это просто веселье, какое можно наблюдать в любой праздник, с добавлением лишь специальных пережитков старины:  ­проводы или похороны (сожжение или погребение) масленицы – символа холода, тьмы и смерти; ­обычаи, посвященные молодоженам; ­катание с ледяных гор и на лошадях; ­ряженые; ­ритуальное пиршество с блинами; ­поминание покойников. 2)несмотря ни на что, Масленица – это праздник, который как никакой другой праздник, отражает натуру настоящего русского человека с его широкой доброй душой, человека хлебосольного и бесшабашного; 3)Масленица   –   это   интересно!   И   в   будущем   мы,   возможно,   проведем   новые исследования, касающиеся обрядовой поэзии этого праздника.                                                                            ЛИТЕРАТУРА 1. Бернштам Т. Молодежь в обрядах и обычаях русской деревни. М., 1988. 2. Бесова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Ярославль: Академия Холдинг, 2002 Розова А.Н. Обрядовая поэзия. М. «Современник», 1989. 3. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Праздник – ожидаемое чудо! М.: Вако, 2005. 4. Колобанов В.А. Календарно. 5. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. Фольклор и родное слово. Н.­Новгород, 1993. 10 Приложение: фото с нашего праздника «Масленица» на селе. 11 12 13 14 15 16

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"

Исследовательская работа "Широкая Масленица"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017