Исследовательская работа теме "Формирование и развитие социальной компетентности учащихся 7-8 классов" через проектную деятельность.
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Исследовательская работа теме "Формирование и развитие социальной компетентности учащихся 7-8 классов" через проектную деятельность.

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Исследовательские работы
doc
технология
8 кл
03.02.2017
В исследовательской работе рассмотрены теоретические основы метода проектов и его влияние на развитие социальной компетентности, рассмотрена пути развития социальной компетентности школьников 7-8 классов. Изучена эффективность метода проектов на развитие социальной компетентности, а также обобщен опыт работы по использованию метода проектов и условия его эффективностиисследовательская работа по теме "Формирование и развитие социальной компетентности учащихся 7-8 классов через проектную деятельность"

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

исследовательская работа.doc
Тема: «Формирование и развитие социальной компетентности учащихся 7­8  классов через проектную деятельность» СОДЕРЖАНИЕ Глава 1. Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной  компетентности школьников 1.1 Основные пути развития социальной компетенции школьников 1.2 Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетенции  школьников Глава 2. Изучение эффективности влияния метода проектов на развитие  социальной компетенции школьников 2.1. Обобщение опыта работы по использованию метода проектов на уроках  технологии в 8­11 классах. 2.2. Условия эффективности метода проектов Заключение Список литературы. Приложение Введение                    В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема   поворота   системы   образования   к   формированию   ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В   свете   стремительного   изменения   и   развития   социально­экономической ситуации  в России компетентностный подход к образованию приобретает все большую   актуальность,   как   очередной   шаг   в   естественном   процессе следования школы за требованиями меняющегося мира (И. Д. Фрумин).                    Качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности,  такие  как:   способность  быстро ориентироваться  в  меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение  находить общий язык с людьми разных профессий и культур.   От современного выпускника школы   требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне   концептуальных   альтернатив,   развитое   продуктивное   мышление   и относительная   сформированность   таких   ключевых   компетенций,   как межличностная,   социальная, информационная   и   ряда   других.   Модернизация   образования   отныне   исследовательская,   инструментальная, направлена на подготовку  не только высокопрофессионального специалиста, востребованного   на   рынке   труда,   но   и   человека,   готового   в   различных ситуациях   стремительно   меняющегося   окружающего   мира   принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике. Среди   выдвинутых   компетентностей   особое   значение,   на   наш   взгляд, приобретает   социальная   компетенция,   ибо   такие   тенденции   модернизации российского образования, как стремление к открытости, гуманитаризация,  2 профильность   обучения,   интернационализация   и   другие   находят   наиболее яркое отражение в развитии социальной компетенции школьников.                  Изменяя   содержание   образования,   компетентностный   подход   накладывает тем самым отпечаток и на выбор  методов обучения, в котором   на   данном   этапе   развития   образования   все   чаще   отдают педагоги   предпочтение   активным   метода   обучения   и   воспитания.   Примером   может служить метод проектов.                    Приобретая все большую популярность, метод проектов получил широкое   применение   в   педагогике   двадцатого   века,     был   и   продолжает оставаться   предметом   исследований   многих   ученых   и   научных   деятелей, освещающих   различные   аспекты   этого   метода.     Так     Бехтенова   Е.Ф.   [1] рассматривает   в   своем   исследовании   условия   формирования   проектной деятельности     учащихся;     влиянию   метода   проектов   на   формирование мотивации   к   учению   и   повышение   познавательного   интереса   школьников посвящены работы  Е. Евдокимовой,  Т.В.Березиной,[2]  О.А. Гребенниковой. [3]. В исследованиях Е.С.Полат[4] большое внимание уделено использованию информационных   технологий   в   реализации   метода   проектов.   Романовская М.Б.   рассматривает   вышеуказанный   метод   в   контексте   профильного обучения.   Малая   В.В.   исследует   метод   проектов   как   средство   развития творческих способностей.             Тем не менее, эти работы не придают должного значения потенциалу использования метода проектов в качестве способа формирования социальной компетенции и факторам эффективности влияния этого метода на процесс развития   основных   социально­значимых   знаний,  умений   и   навыков.   Данное обстоятельство   послужило   решающим   фактором   в   выборе   темы исследования. 3 Объектом   исследования    является   процесс   формирования   социальной компетенции старших школьников Предмет исследования – влияние метода проектов на процесс формирования социальной компетенции. Цель исследования:    Выявить   условия   эффективного   влияния   метода   проектов   на   процесс формирования социальной компетенции старших школьников. Гипотеза   исследования: социальной   компетенции   старших   школьников    метод   проектов   как   способ   формирования   является   наиболее эффективным при следующих условиях: ­ Построение педагогического общения с учетом особенностей конкретного коллектива школьников; ­ Возможность самостоятельного выбора темы проекта учеником; ­ Использование различных способов создания групп в работе над проектом. Задачи исследования: 1. Раскрыть сущность понятия «социальная компетентность»; 2. Определить структуру и компоненты социальной компетентности; 3. Проанализировать подходы к развитию социальной компетентности; 4. Конкретизировать понятие метода проектов в современной педагогике; 5. Проанализировать практический   опыт   по   использованию   метода проектов в педагогической деятельности; 6. Выявить   условия   эффективного   применения   метода   проектов   в процессе развития социальной компетентности. 4 В   качестве  методов   исследования    были   выбраны   такие,   как теоретический   анализ   психолого­педагогической   и   тематической литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, анализ продуктов деятельности и др. База исследования: МОУ «Лицей № 5» г. Оренбурга  7­8 классы. ГЛАВА 1. Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников              В данной главе представлена попытка анализа теоретических аспектов процесса   развития   социальной   компетентности   школьников,   выявлены характерные особенности влияния метода проектов на развитие социальной компетентности. Задачами главы являются: 1. Осмысление   роли   компетентностного   подхода   в   современном образовании. 2. Конкретизация понятий «компетентность» и «компетенция». 3. Анализ   различных   подходов   к   определению   понятии   «социальная компетентность» и выявление ее структуры. 4. Определение основных путей развития социальной компетентности. 5. Уточнение   понятия   метода   проектов   и   выявление   его   основных характеристик. 6. Рассмотрение   особенностей   влияния   метода   проектов   на   процесс развития социальной компетентности. 1.1 Основные пути развития социальной компетентности школьников                  Теоретическое   исследование   развития   такого   социально­   педагогического феномена, как социальная компетентность, не может, на наш   взгляд,    без   рассмотрения   сущности   понятий  «компетентность»   и   без   определения   роли «компетенция»,   прежде   всего,   и, компетентностного подхода в современном образовании. Анализируя   работы   отечественных   педагогов   (И.Я.Лернер,   В.В. Краевский, В.В. Давыдов), мы приходим к выводу, что компетентностный 5 подход     в   определении   целей   и   содержания   образования   не   является чуждым для российской школы. Однако,  заложенные в компетентностно­ ориентированных концепциях, идеи и способы их реализации не вошли в массовую практику потому, что, как нам представляется, они не были реально востребованы со стороны государства, общества, производства.                    Тем не менее нынешняя ситуация коренным образом поменяла отношение   к   компетентностному   подходу,   который   явился   решением целого   ряда   проблем   современногообразования:   оторванность   учебного заведения от жизни,   не сформированность личностных   характеристик выпускника   учебного   заведения   и   др.   Мы   полностью   разделяем   точку зрения  И.Д.Фрумина, рассматривающего  компетентностный  подход «не как революцию, а как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира».[ 5]    Значение   компетентностного   подхода     обусловлено   его                 направленностью   на   формирование   у   выпускников   образовательных учреждений   механизмов   приспособления     к   условиям   стремительно меняющегося   мира,   способностей   применять   полученные   знания   на практике   и   эффективно   взаимодействовать   с   обществом.   Адаптивная направленность   подхода   и   его   подчеркнутая   ориентация   на самостоятельное   решение   познавательных,   коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем особенно важны, на наш взгляд,   для   приверженцев   компетентностно­ориентированного направления в образовании.           Однако,  даже возросшее внимание к компетентностному подходу и появление   огромного   количества   научных   исследований   посвященных этой   проблеме   оставляют   открытыми   вопросы   категориальной   базы подхода, систематизации и структуры выделяемых компонентов. И.Д.   Фрумин   справедливо   отмечает,   что   «разговоры   о   ключевых компетентностях   и   о   компетентной   ориентации   образования,   споры   о правильности использования термина «компетентность» и «компетенция» 6 приобрели в последнее время   угрожающе массовый характер» [5] тем самым,   побуждая   нас   к   четкому   определению   таких   базовых   для рассмотренного   нами   подхода   понятий,   как   «компетентность»   и «Компетенция»   в   целях   отсутствия   неясности   и   недоразумений   в дальнейшей логике исследования.                    Существует, как минимум, два различных подхода к трактовке выше   упомянутых   понятий:   они   либо   отождествляются,   либо дифференцируются.                    Первый подход поддерживают такие ученые как Л.Н.Болтов, В.С.Леднев,   Эта   же   позиция   Н.Д.Никандров,     М.В.Рыжаков. неразграничения   понятий   характерна   для   большинства   зарубежных исследователей проблемы [6]. Несмотря на данное обстоятельство, анализ различных   источников   по   исследуемой   проблеме   (Т.Б.Беляева, Л.И.Сидоренкова, В.В. Цветков,  И.Я.Зимняя, Г.В.Рылова, А.К.Маркова и др.) позволяет нам выделить существенные различия между понятиями. Раскрывая эти различия,   мы попытались на основе синтеза найденный определений создать собственные  дефиниции.             Таким образом, «компетенция»   понимается нами как система знаний, умений и навыков, органично связанных с усвоенными личностью универсальными   способами   их   реализации   в   конкретных   ситуациях образования, профессиональной или учебной деятельности. Руководствуясь   гуманистическим   подходом   к   отбору   содержания  «компетентность» интегративную личностную характеристику, сочетающую в себе комплекс   необходимых   для   решения   различных ключевых   компетенций,   можно   определить   понятие практических   задач,   а   также   мотивационно­волевой,   эстетический, социальный   и   поведенческий   компоненты.   В   дальнейшем   нами   будет использован термин «компетентность» как  более широкий,  включающий   гуманистическую в   себя   понятие   «компетенции»   и   отражающий   направленность образовательного процесса. 7 Проведя сравнительный анализ работ различных ученых по вопросу отбора   ключевых   компетентностей   (И.А.   Зимняя,   З.   Хутмахер, А.К.Маркова, В.И.Байденко, А.М.Новиков, В. Ландшеер), мы отметили концепцию И.А. Зимней, как наиболее широко отражающую все сферы деятельности личности, в которой выделены следующие компетентности: 1. Компетентности,   относящиеся   к   самому   себе,   как   к   личности, субъекту жизнедеятельности; 2. Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; 3. Компетентности,   относящиеся   к   деятельности   человека, проявляющейся во всех ее типах и формах. На основе данной концепции мы сделали попытку создать аутентичную   в   которой   обозначили   такие   ключевые классификацию, компетентности, как: 1. Индивидуально­психологическая 2. Социальная 3. Профессионально­деятельностная,  из числа  которых  для  исследования  нами была  выбрана  социальная компетентность,   как   компонент   в   той   или   иной   степени присутствующий   во   всех   классификациях   и   являющийся   наиболее важным в условиях современного мира, с учетом того, что человек, как   субъект   общения   и   жизнедеятельности   проявляется   в   системе отношений к обществу, другим людям, себе и труду.[6]                    Различные исследователи в своих подходах к определению понятия   «социальная   компетентность»     делают   акцент   на   разных составляющих   этой   характеристики   личности.   В   социологическом словаре     «Социальная   приводится   следующее   определение:   компетентность   подразумевает   способность   к   межличностным отношениям.   Человек   является   социально­компетентным,   если   его индивидуальные   способности   и   навыки   отвечают   требованиям межличностной   ситуации».   Это   определение,   на   наш   взгляд,   не 8 отражает в полной мере всей многослойности и сложности понятия «социальная   компетентность».   Именно   поэтому   мы   обращаемся   в процессе субъективно нового определения выше указанного понятия  к дефинициям   авторов,     реализующих   систематический,   комплексный подход. Так, В.Н.Куницына описывает социальную компетентность как систему   знаний   о   социальной   действительности,   о   себе;   систему сложных   социальных   умений   и   навыков   взаимодействия,   сценариев поведения в типичных социальных ситуациях. Позволяющих быстро и адекватно   адаптироваться,   принимать   решения   со   знанием   дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим способом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств.                    Учитывая   важность   социума   и   среды   в   формировании   и   Х.   Спанярд   определяют социальной   компетентности,   В.Слот   социальную   компетентность   как   состояние   равновесия   между требованиями, предъявляемыми к ребенку в данный возрастной период со стороны общества, в котором он живет, и его возможностями.           Анализируя различные определения ряда авторов (В.В. Цветков, В.Л.Сидоренкова,   О.Н.Мачехина,   Н.В.Калинина,   С.А.   Учурова)   и опираясь на данное выше определение понятия «компетентность» мы попытались   перенести   его   основные   характеристики   на компетентность   социальную.   Итогом   явилось   следующее   рабочее определение понятия: Социальная   компетентность  –   это   интегрированный   комплекс социальных   компетенций,   базирующихся   на   системе   личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности,   в   совокупности   позволяющий   индивиду   успешно 9 взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли.           К числу так называемых социальных компетенций мы относим эго­компетенцию,   психологическую   и   социально­психологическую,   вербальную,   экономическую, правовую, профессиональную компетенции.   В системе нравственных ценностей   коммуникативную, личности     можно   выделить   толерантность,   уважение   и   принятие Другого, самоуважение и др. В качестве основных психологических характеристик   особое   внимание   уделяется   адаптивности, нацеленности   на   успех,     креативности   и   др.     Установки   личности должны   иметь   подчеркнуто   гуманистическую   направленность   для успешного развития социальной компетентности.                    Данная структура в некоторой степени поднимает вопрос о глубинных причинах проблемы развития социальной компетентности, коренящихся в изначально неправильно сформированных установках и жизненных ориентациях, но мы не считаем возможным  рассматривать ее в данном исследовании.                    Что касается социальных ролей личности – они выполняют функцию посредничества между личностью и обществом, объединяя индивидуальные проявления и социальные нормы. Таким образом,  данное нами определение и анализ его составляющих позволяет   разработать   некую   модель   структуры   социальной компетентности, представленную следующим образом:                                            Спектр                                                  социальных                                                        ролей                                         Система социальных компетенций 10 Система установок индивидуальных психологических                  качеств и нравственно­этических норм                    Многочисленные   исследователи,   а   также   педагоги   практики посвятившие   свои   работы   теме   развития   социальной   компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы.             Однако  детальное ознакомление с их работами позволяет выделить некоторые   тенденции   в   выборе   путей   формирования   социальной компетентности:  уделение   огромного   внимания   самостоятельности   и   инициативности школьников;  субъетно­субъетный характер педагогического общения;  усиление   прикладного,   практического   характера,   предметного обучения.                    Одним   из   способов   формирования   социальной   компетентности являются   ролевые   игры,   отмеченные   Мачехиной   О.Н.,   как   наиболее оптимальный метод,   позволяющий ученикам осознать практическую пользу приобретаемых знаний, накопить определенный жизненный опыт и выработать определенные поведенческие механизмы.  Ролевая игра являясь своеобразным феноменом процесса формирования и развития социальной компетентности личности,     и   особенно   актуально   ее   использование   именно   в   старшем школьном   возрасте,   так   как   особенности   психофизиологического   развития личности в этот период позволяют гармонично сочетать   процессуальную и результативную стороны деятельности.                    Иное   решение   находит   выдвинутая   нами   проблема   в   сфере дополнительного   образования   школьников,   которому     большое   значение уделяет   Н.П.Разумова.   Указывая   на   необходимость   содержания   в деятельности практического компонента, связанного с социальными пробами воспитанников.   «Он   способствует   приданию   общественной   значимости   и 11 признания образовательных достижений наших детей, позволяет использовать детям учебную информацию и умения в реальной, интересной им жизни».[7]           Участвуя в социально­ориентированной деятельности, в продуктивном общении,   в   творческом   взаимодействии   дети   и   взрослые   проходят   и проживают сложный путь от мотива до самооценки результата и постановки задач. Так у детско­взрослого сообщества формируется опыт созидательной жизни  через:  социальную  адресность  «продуктов» созидания;  предоставление   спектра   прав   и   свобод   взрослеющей   личности   в сочетании с ее обязанностями и ответственностью;  создание   событийной   эмоциональной   среды   и   ситуации   успеха   для каждого;  содействие   в   овладении   способами   созидания   культурно­досуговых событий, взаимодействия с людьми.           Еще один путь к развитию социальной компетенции находит отражение в предпрофильной подготовке учеников. С.В.Аласова подчеркивает важность предпрофильной     деятельности,   также   указывая   на   важность   накопления личного жизненного опыта учеников и справедливо отмечая факт того, что «мы находимся в ситуации, когда старшекласснику могут быть нужны знания, которыми современное поколение учителей владеет не в полной мере, одним из путей преодоления подобного разрыва является поиск   компенсирующих его педагогических технологий, например, таких, как: игровые, поисковые, моделирующие,   практико­ориентированные,   а   также   особых   методов, например, метода проектов, проблемного метода обучения и других» [8]                    Большое внимание уделено такому способу развития социальной компетентности школьников, как актерский тренинг, в работе А. Гребенкина.             Обобщая рассмотренные выше варианты, можно, обращаясь к работе С.А.Учуровой,   уделить   особое   внимание   групповой   работе   учеников,   как необходимому   условию   для   развития   социальной   компетенции.   Так   как, 12 учебное   сотрудничество   признается   ведущим   для   развития   личности учащегося,   а   также   неоспоримыми     преимуществами   групповой   работы являются:  повышение уровня осмысления материала;  рост числа нестандартных решений;  позитивное отношение к изучаемому материалу;  умение играть различные социальные роли и работать в команде.                     Тем не менее, в выборе наиболее оптимального способа развития социальной компетентности мы обратились к одному из названных методов ­ методу   проектов,   учитывая   уникальное   сочетание   в   этом   методе     (как   в особой педагогической технологии) наибольшего количества указанных выше преимуществ: умение работать в команде, практическая направленность и др. 1.2.   Влияние   метода   проектов   на   процесс   развития   социальной компетентности школьников.                    В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических   технологий,   методов   и   средств   обучения,   которые   бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной  из  широко  известных  педагогических   технологий,  причисляемых     к сравнительно новым, является метод проектов           Однако, обращаясь к его истории можно заметить, что этот метод начал формироваться уже около ста лет тому назад, и с его разработкой, а также внедрением   в   педагогический   процесс   связаны   имена   Дж.   Дьюи,   У. Килпатрика,   Э. Коллингза.     Дж.Дьюи   (1859­1952   гг.) предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь  на  его   личный   интерес   и  личные  цели.  Чрезвычайно  важно  было показать   детям   их   личную   заинтересованность   в   приобретаемых   знаниях, 13 которые могут и должны пригодиться им в жизни. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему.            Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов Большое значение методу проектов уделял   С.Т.Шацкий.   По   его   мнению,   индивидуальный   подход   в   обучении заключался   в  том,  что   здесь   можно  «…  нащупать   для   каждого   ученика   в отдельности наиболее целесообразный для него темп и способ работы».            Метод проектов, по мнению педагогов 1920­х гг., вносит разнообразие в учебную   работу,   в   развитие   интереса   к   учению,   стимулирует   учащихся   к творческому   поиску,   самостоятельному   исследованию,   преобразованиям, способствует   воспитанию   у   учащихся   инициативности,   коллективизма, развитию   умений   и   навыков   планирования   и   организации   труда, распределения сил и средств и т.д.           Позднее, уже при советской власти,  эти идеи стали широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и   постановление ЦК   ВКП(б)   от   05.09.1931  г.  «О   начальной   и   средней   школе»   организация работы с учащимися по методу проектов была осуждена.                     В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии,   Бразилии,   Нидерландах   и   многих   других   странах   идеи гуманистического   подхода   к   образованию   Дж.   Дьюи,   его   метод   проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального   сочетания   теоретических   знаний   и   их   практического применения для решения конкретных задач.                    Метод проектов в системе отечественного школьного образования возродился   в   начале   90­х   годов   прошлого   столетия,   что   было   связано   с внедрением информационных технологий в процесс обучения. 14 В российской педагогике методу проектов уделяли и уделяют свое   среди   которых   Л.Левин, внимание   многочисленные   исследователи, Е.Г.Когаров,     Н.Ю.Пахомова,     Е.С.   Полат,   Н.Б.Крылова,     В.Д.Симоненко,   чем   объясняется   такое   разнообразие   подходов   к И.А.Сасова   и   др.,   определению понятия метода проектов, структуры и этапов непосредственной работы над проектом, а также различных возможностей метода.                    Сравнительный   анализ   истории   становления   метода   проектов показывает,   что   подходы   к   пониманию   его   сущности   отечественными   и американскими педагогами были разными. Принципиальное отличие состояло в том, что  отечественные педагоги (Е.Г. Кагаров, А.П.Пинкевич, С.Т.Шацкий и   др.)     основную   ценность   метода   проектов   видели   в   развитии   социально значимых   качеств   личности   –   коллективизм,   общественно­политическая активность,   трудолюбие,   настойчивость   в   достижении   цели   др.,   и, соответственно,   основной   упор   делался   на   коллективную   общественно­ полезную,  трудовую, идеологическую направленность всех проектов.           В свою очередь американские педагоги  (Дж. Дьюи,    У. Килпатрик, Э. Коллингс   и   др.)   основную   цель   метода   проектов   видели   в   выработке индивидуальной   приспособительной   реакции   школьника   на   ситуацию   или среду.                    В отличие от коллективных проектов советских школьников, цели которых согласовывались с программой и идеологией страны, американские   на   развитие   индивидуальных   способностей проекты   были   направлены   учащихся на основе их внутренних потребностей и интересов. Таким образом, ценность метода проектов, с точки зрения американских педагогов, состояла в возможности индивидуализации обучения за счет опоры на субъектный опыт и познавательные интересы учащихся.[3] 15 Однако, анализируя два этих подхода с позиции эффективности метода для развития социальной компетентности, мы считаем, что в каждом из них есть важные для нашего исследования характерные черты. Что же такое метод проектов в педагогическом процессе? Для ответа на этот вопрос   необходимо   выделить   некоторые   характерные   особенности   данного метода при анализе различных дефиниций этого понятия.                    В   педагогическом   энциклопедическом   словаре   метод   проектов описывается   как   система   обучения,   в   которой   знания   и   умения   учащиеся приобретают   в   процессе   планирования   и   выполнения   постепенно усложняющихся   практических   заданий   –   проектов.   Тем   не   менее, исторический   опыт   апробации   данного   метода   показывает,   что   данная педагогическая технология не должна являться доминирующей, но должна быть   органично   вплетена   в   образовательный   процесс   наряду   с   другими методами и технологиями обучения и воспитания.                        В определении   Е.С. Полат делается акцент на самостоятельную деятельность учеников сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата.                    И.В.   Бурцева   определяет   метод   проектов   как   дидактическую категорию,   совокупность   приемов   для   овладения   определенной   областью знания, путь познания, способ организации процесса познания.             Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А.А. Хромовым   как   системы   обучения,   гибкой   модели   организации   учебного процесса,   ориентированный   на   творческую   самореализацию   личности учащихся,   развитие   их   интеллектуальных   и   физических   возможностей, волевых   качеств   и   творческих   способностей     в   процессе   создания   нового продукта,   обладающего   объективной   и   субъективной   новизной,   имеющего практическую значимость, под контролем учителя. 16 В педагогике проектная деятельность рассматривается как способ организации   педагогического   процесса,   основанного   на   взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.           В соответствии с указанными определениями и различными описаниями метода проектов выделим его характерные черты:  сотрудничество   и   сотворчество   всех   субъектов   педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;  использование комплекса знаний из различных сфер;  соответствие   поставленных   проблем   реальным   интересам   и потребностям воспитанников;  четкая   последовательность   этапов   реализации   проекта   и  работы   над ним;  творческая   направленность,   стимулирование   самореализации   и самоактуализации личности;  направленность на практический, социально­значимый результат.                    Даже  при  первом   ознакомлении  с  характерными  особенностями (активность   и   самостоятельность   учеников,   практическая   направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов  становится очевидной   его   направленность   на   социализацию   личности   и,   вследствие, развитие социальной компетентности.  Это позволяет нам сделать вывод, что метод   проектов   должен   быть   более   полно   использован   в   педагогической деятельности,     направленной   на   развитие   социальной   компетентности   и получить максимально широкое применение в современной школе.                    Как   справедливо   отмечает   С.В.   Аласова,  «Развитие   социальной компетентности школьников может быть эффективным при   условии опоры на   личный   опыт   учащихся,   что   предполагает   обращение   к   реальной политической,   ее   социальной   действительности,   экономической, противоречиям и тенденциям, которое и происходит в работе над проектом». 17 «Необходимо синтезировать   личный  опыт и научную  информацию  и на их основе эффективно развивать  социальную компетентность школьников»                    Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в   в   дальнейшем   становится современный   образовательный   процесс   необходимым   выявление   условий   эффективности   использования   данного метода в деятельности педагогов. Выводы по 1 главе                    Теоретический анализ проблемы исследования позволяет сделать следующие выводы: 1. В   рамках   компетентностного   подхода   социальная     компетентность может   быть   рассмотрена   как   одна   из   ключевых   компетентностей выпускника учебного заведения. 2. Как   интегративная   характеристика   личности   социальная компетентность   имеет   в   определенной   степени   четкую   структуру,   в которой выделяются такие компоненты как: система индивидуальных психологических качеств и нравственно­этических установок, комплекс социальных компетенций, спектр социальных ролей. 3. Метод   проектов   на   данном   этапе   развития   образования     становится максимально   эффективным   способом   развития   социальной компетентности позволяющим учитывать индивидуальные особенности школьников и делать акцент на их активную деятельность в обучении. 18 ГЛАВА     П.   Изучение   эффективности   влияния   метода   проектов   на развитие социальной компетентности школьников           Во второй главе нашего исследования проведен анализ опыта работы по применению   метода   проектов   в   педагогической   деятельности,     а   также выявлены   наиболее   важные,   на   наш   взгляд,     условия   эффективного применения   метода   проектов   в   процессе   развития   социальной компетентности школьников на уроках технологии. Содержание главы определяется следующими исследовательскими задачами: 1. Проследить   соответствие   реализации   метода   проектов   с   основными принципами проектной деятельности. 2. Определить особенности деятельности педагога в работе над проектом. 3. Установить последовательность этапов работы учениц над проектом. 4. Выявить   условия   эффективности   использования   метода   проектов   в качестве способа развития социальной компетентности школьников. 2.1.   Обобщение   опыта   работы   по   использованию   метода   проектов   на уроках    технологии в 7­8  классах 19 1. Самоанализ   педагога   по   проблеме   использования   метода   проектов   в образовательном процессе на уроках технологии. 2. Анализ программ обучения 3. Анализ результатов проектов учеников.                    Образовательная   область   «Технология»   ориентирована   на формирование компетентностей – гражданской, информационной, социальной и др.            По мнению И.С. Сергеева, она не так тесно связана со своей научной основой   и   носит   в   значительной   степени   интегративный   и/или   прикладной характер. Кроме того, она тесно связана с окружающей жизнью   и будущей профессиональной   или   общественной   деятельностью   школьников.   Для «Технологии»  вопрос   о  том,  как   изучать,  имеет   не  меньшую,  а  нередко  и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данного курса. Преподавание данной дисциплины не только допускает, но и требует введения метода проектов как в классно­урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.[9]           Метод проектов в образовательной области «Технология» выступает с одной стороны как педагогическая технология, а с другой как   организация деятельности   учащихся   по   методу   инженерного   проектирования. Проектирование и изготовление любого изделия должно быть направлено на удовлетворение потребностей людей. Нет смысла создавать то, что никому не нужно.     Поэтому   в   процессе   разработки   проекта   «От   идеи   до   готового изделия»   обучающиеся   должны   научиться   исследовать   потребности   в конкретных изделиях, анализировать уже имеющиеся аналоги и разрабатывать критерии, которым должен соответствовать разрабатываемый объект. Ученик 20 должен   осознать   постановку   самой   задачи,   оценить   новый   опыт, контролировать эффективность собственных действий.             Преимущество метода проектов, как показывает практика, состоит в том, что он,   помимо приобщения учеников к культуре общества, создания условий   для   индивидуального   развития   и   духовно­ценностной   ориентации, помогает в более полной мере   реализовывать такую функцию школы, как воспитательного учреждения, в процессе   социализации, как автономизация подрастающих поколений от взрослых.                    В рамках создания проектов появляется возможность реализовать целый   арсенал   различных   методов   обучения   и   воспитания,   таких   как дискуссии,  мозговые штурмы, поисковые и исследовательские методы.             Совершенно очевидно, что метод проектов открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую   профессиональную   деятельность.   Школьнику   предоставляется возможность самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что­то близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности.   Это   позволяет   включить   в   учебный   процесс   самое   важное: активность,   интерес,   сознательную   самореализацию.                   В   проектной   приобретение   знаний,   умений   и   навыков деятельности   школьников   происходит на каждом этапе работы над проектом. Причем, основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной   форме и   усваивается   школьниками   постепенно, необходимость   ее   достижения   принимая   характер   самостоятельно   найденной   и   принятой   цели.   Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности.         Поэтому процесс усвоения знаний происходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того,    проектная   деятельность   межпредметна.  Она   позволяет   использовать   стирая   границы   между   школьными знания   в   различных   сочетаниях,   21 дисциплинами,   сближая   применение   школьных   знаний   с   реальными жизненными ситуациями.           При использовании метода проектов существует два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цель проекта достигнута, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных   способностей   школьника,  его  самостоятельности   в  учебно­ познавательной деятельности.  Второй результат – это сам выполненный проект.                      Работая над проектами, многие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально­надзорной деятельностью от начала до конца. Конечно, при этом есть   опасность   попадания   учащихся   в   тупиковые   ситуации,     движения   в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает а роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта.                    Проектное   обучение   создает   положительную   мотивацию   для   Поиск   нужных   материалов,   комплектующих   требует самообразования.   систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают   наблюдения,   более   70%   учащихся   обращаются   к   учебникам   и другой   учебно­методической   литературе.   Таким   образом,   включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося  в области  решения проблем и коммуникации.                    Также ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников. Творческая   атмосфера   на   протяжении   всей   работы   играет   роль 22 сплачивающего   фактора,   помогая   ученикам     развивать   умение   работать   в команде и уважительное отношение ко всем участникам проекта.                    Необходимо уделять больше внимания этапу презентации и оценки   оппонирование, результатов,   на   котором   происходит   их   защита, рефлексивный анализ  и оценка результатов проделанной работы, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов. Так как это позволит ученикам более осознанно подойти к работе над проектом, в полной мере  понять их практическую значимость, а также повысить самооценку от осознания   важности   и   практической   значимости   результатов   своей деятельности.                    Что касается возрастной обусловленности использования метода проектов, то, хотя в учебных программах представлены элементы проектной деятельности   в   обучении   начиная   с   младших   классов,   мы   склоняемся   к мнению,   что   метод   проектов   является   наиболее   эффективным   методом обучения и воспитания в более старшем возрасте, особенно для учеников 8­11 классов.   Их   уровень   знаний   и   умений   позволяет   реализовывать   проекты   с привлечением знаний из совершенно различных сфер деятельности. Помимо вышесказанного, необходимо отметить, что метод проектов, применяемый в системе обучения, играет особую связующую роль,  в определенной степени открывая   перед   учениками   механизмы   взаимодействия   в,   так   называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится   все   более   популярным.   Приоритет   самостоятельности   и   индивида   в   современном   мире   требует   укрепления субъектности   общекультурного фундамента образования,   развития умений мобилизовать свой   личностный   потенциал   для   решения   разного   рода   социальных, экологический   и   других   задач   и   разумного   нравственно­целесообразного преобразования действительности. Востребован специалист, который не будет 23 ждать   инструкций,   а   вступит   в   жизнь   с   уже   сложившимся   творческим, проектно­конструктивным и духовно­личностным опытом.                    Анализируя   проектную   деятельность   учащихся,   мы   попытались установить   влияние   каждого   этапа   работы   над   проектом   на   развитие социальных   компетенций,   важнейших   психологических   характеристик личности и других компонентов  социальной компетентности. Этапы Деятельность  Деятельность  Влияние на  педагога учеников 1.Подгото­ вительный Определение темы, целей и задач, типа проекта,  Погружение в  творческую  социальную  компетентность Развитие умения  целеполагания,  количества участников.  Создание  атмосферу, настрой  на  активную  самостоятельности в  постановке проблемы,  непринужденной  обстановки, атмосферы  практическую  деятельность, выбор  развитие  гуманистических  сотрудничества,  нацеливание участников  темы будущего  проекта,  установок личности,  корректировка системы  на активную работу,  уважительное отношение  прогнозирование  результатов, выбор  нравственных ценностей  и ориентиров друг к другу. 2. Органи­ зационный Наблюдение,  консультация в вопросах  способа реализации  результатов проекта. Уточнение  информации,  поиска информации,  работы в группе, при  формирование  группы,  Развитие  психологической,  конфликтной,  вербальной и   необходимости  организация работы  групп, определение  временных рамок  дальнейшей работы распределение  ролей, разработка  коммуникативной  компетенций: развитие  плана будущей  деятельности, выбор  умения вести дискуссию, организаторских  методов работы,  определение  способностей, умения  прогнозировать  24 3.Деятель­ ностный Наблюдение,  источников  ситуацию.  Выбор  информации. Непосредственная  социальной роли. Развитие  консультация,  координация проекта,  работа над проектом, консультация с  самостоятельности,  приобретение и  помощь в подготовке к  защите проекта и  педагогом,  подготовка к защите  использование знаний об  обществе, моделях  4.Презен­ тативно­ оценоч­ ный оформлении результатов проекта. Участие в коллективном  Представление  поведения, развитие  профессиональной,  экономической  гражданской  компетенции и др. Развитие навыков  анализе и оценке  результатов, обобщение  результатов, защите  проекта, анализ и  публичных выступлений, навыков рефлексивного  полученных результатов,  подведение итогов,  оценка результатов и проделанной работы, самоанализа, повышение  самооценки и  организация рефлексии. выявление успехов и  неудач, обсуждение  самоуважения  и как  следствие уважения к  перспектив и тем  новых проектов. участникам коллектива,  корректировка системы  нравственных  ориентиров и установок  и др.           Таким образом,  обобщая данные опыта работы, можно сделать вывод о том, что метод проектов – являясь личностно­ориентированной   технологии 21 века,  становится все более востребованным в системе образования, в том числе   и   по   причине   его   ярко   выраженной   творческой,   гуманистической   и социальной   направленности.   Исходя   из   анализа   опыта   работы,   мы   можем заявить, что данный метод может быть одним из многочисленных методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности школьников. 25 Однако,   для   успешной   реализации   потенциала   этого   метода   необходимо дальнейшее определение и изучение условий его эффективного применения на практике. 2.2 Условия эффективности метода проектов.                    Развитие   образования   в   направлении   повышения   качества образовательного   процесса   накладывает   свои   требования   на   все   его многочисленные компоненты: средства и методы обучения и воспитания, цели и   содержание   образования   и   др.   Именно   поэтому   становится   актуальным вопрос   условий   эффективного   использования   тех   или   иных   методов   или средств образования, так как знание и   создание таких условий позволяет качественно   изменить   процесс   обучения,   реализовать   потенциал педагогических технологий в полной мере.                    Изучение условий эффективности метода проектов остается   до некоторой   степени   открытым   вопросом,   прежде   всего,   по   причине недостаточно   широкого   масштаба   внедрения   метода   в   педагогическую практику. Однако, исследователи метода проектов, изучая его как целостную систему, а также педагоги, использующие его в своей практике, так или иначе обращаются   к   вопросу   факторов   и   условий   эффективного   применения метода, но это обращение носит несистематический характер и по большей части   не   дает   не   дает   возможности   выделить   комплекс   таких   условий, характеризуя только  отдельные стороны использования метода проектов.           В данном исследовании мы попытались рассмотреть указанный метод с различных   позиций,   таким   образом,   обобщая   условия   эффективности,     и представить полученные данные в некоторой взаимосвязи, отражая подход к методу проектов как  к целостной  системе различных компонентов. 26 Опираясь на анализ опыта работы, мы решили, прежде всего, обратиться к   такой   важной   составляющей   реализации   метода   проектов   в   учебном процессе, как роль учителя в проектной деятельности, его цели и задачи и характер педагогического общения.                    Мы полагаем,   что роль педагога чрезвычайно важна   именно на начальном   –   подготовительном   этапе.   Так   как   можно   проследить пропорциональную   связь   между   работой,   проделанной   педагогом,   в отношении анализа особенностей коллектива, выработке модели поведения в течение проекта в соответствии с этими особенностями, а также в отношении создания творческой, непринужденной атмосферы и мотивацией учеников на работу   в   проекте,   их   нацеленностью   на   успех   и   желанием   применять полученные знания. Деятельность учителя на подготовительном этапе также очень важна и в плане разработки широкого спектра тем, которые позволят каждому ученику реализовывать собственные знания и использовать личный жизненный опыт в проектной деятельности. Возможность самостоятельного выбора   темы   проекта   играет   огромную   роль   в   развитии   социальной   основные компетентности. психологические   качества   личности:   ответственность,   самостоятельное   Так   как   непосредственно   развивает   принятие  решений  в условии   неопределенности;  и  помимо  этого  – умение анализировать   ситуацию   и   вырабатывать   наиболее   выгодную   программу действий в процессе обучения, в соответствии со своими потребностями и особенностями. Помимо этого ситуация выбора темы  является,  по нашему мнению,   очень   важной   с   точки   зрения   выявления   интересов   учеников, направленности и характерных особенностей их социальной активности. Все это   позволяет   лучше   узнать   коллектив,   скорректировать   дальнейшую педагогическую деятельность. Следует отметить значение грамотной работы педагога   на   организационном   этапе,   когда   происходит   разработка   плана будущей   деятельности,   выбор   методов   работы,   организация   групп, 27 распределение ролей и т. д.  При  высоком уровне развития коллектива  и в целом   высокого   уровня   самостоятельности   учеников,   педагог   должен постараться предоставить им  максимальную степень свободы,  предоставляя   Если   же   в посильную   помощь   и   выполняя   консультирующую   роль.   коллективе   существуют   проблемы   внутренних   взаимоотношений,   а самостоятельная активность недостаточно развита, педагогу следует выбрать путь открытой координации, самостоятельно разделяя учеников на группы и четко указывая рамки этапов работы над проектом. Однако, в этом случае,   учитывая   личностные следует   соблюдать   особую   осторожность, взаимоотношения   в   коллективе,   дабы   не     спровоцировать   возникновение конфликтных ситуаций.           Вопрос  выбора  корректного  способа формирования групп учеников, при работе над проектом, представляется нам особенно важным с позиции выявления условий эффективности метода проектов, как способа развития социальной компетентности. Так как групповая работа, как уже было сказано выше,  определяет развитие умения общаться, выстраивать взаимоотношения, формирует толерантность и уважение, а также дает ученикам возможность играть различные социальные роли в ходе проектной деятельности.           Обращаясь к опыту практической деятельности, можно сделать вывод, что  помимо предоставления школьникам самим разбиться на группы исходя из личных предпочтений, что,  несомненно,  повышает интерес и мотивацию к работе   учителю   необходимо   периодически   самостоятельно   разделять учеников на группы или пары.           Тем не менее, и в этом случае  существуют свои особенности. Согласно опыту учителей,  стереотип о том, что в группе «слабые» ученики потянутся за «сильными» не всегда находит свое отражение. Довольно часто педагоги являются   свидетелями   того,   что   чрезмерная   активность   одних   учеников подавляет других ­ не уверенных в себе или менее успешных учеников. 28 Таким   образом,   мы   считаем   необходимым   изменять   тактику   и   способ   разделения   учеников   на   группы, систематически   использовать   разделяя   учеников,   менее   способных   или   успешных   от   одноклассников, отличающихся более высокими данными.                    Как показывает практика, это позволяет активизировать учеников, постепенно   развивать   их   самостоятельность   и   готовность   действовать. Ситуация отсутствия выраженного руководителя в группе создает условия, при   которых   у   учеников   начинают   формироваться   лидерские   качества, развивается умение организовывать деятельность, сотрудничать в достижении общей цели.  Однако, на наш взгляд, современная система оценки мешает преподавателю   реализовать личностно­ориентированный подход. Так как,  даже при условии  видимого развития учеников, учитель находится в ситуации необходимости  поставить удовлетворительную оценку исходя из требований и стандартов  образования. Этой проблеме, с нашей точки зрения, должно быть уделено  особое внимание,  как со стороны государства,  так и со стороны учителя,  которому стоит сделать акцент на развернутую, выходящую отметки оценку  деятельности учеников, давая им возможность увидеть свой личностный рост  и прогресс  в  процессе обучения.  Это, как нам кажется,  будет являться  незаменимым стимулом к их дальнейшему развитию. Например, оценка  различных составляющих  выполнения творческого проекта может быть  в  такой форме: 1. Оценка защиты выполнения творческого проекта  Критерий №  п/п Оценка  учителя  Средняя оценка  одноклассников  Само­ оценка  Итоговая  оценка (А) (В) (С) Д=(А+В+С):3 1 Соответствие  29 содержания  доклада про­ деланной  проектной  работе Умение объяс­ нить научные  основы проекта, самостоятель­ ность его  выполнения Качество  проектного  изделия Практическое  использование  проектного  изделия Качество на­ глядных мате­ риалов (логика  изложения,  грамотность,  соответствие  ГОСТу) Использование  знаний других  наук и учебных  предметов Ответы на  2 3 4 5 6 7 30 вопросы Полнота знаний  по технологии Оригиналь­ ность решения  проекта Культура речи 8 9 10 Примечание: 1. В таблице выставляются оценки по десятибалльной шкале (от 1 – «В докладе   этого   не   прозвучало»,   «В  проекте   это   не  отражено»  до   10­ «Критерий раскрыт полностью») 2. Соответствие между количеством набранных баллов и оценкой: от 0 до 44 – оценка «2» от 45 до 69 – оценка «3» от 70 до 84 – оценка «4» от 85 до 100 – оценка «5»                    Презентация как один из важных этапов осуществления учебного проектирования   позволяет   достичь   большого   учебно­воспитательного эффекта:   дети   учатся   аргументировано     излагать   свои   мысли,   идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой   и   индивидуальной   самостоятельной   работы,   вклада   каждого участника   проекта.   При   этом,   определяя   при   постановке   целей   и   задач проекта вид и форму будущего продукта, в процессе подготовки презентации дети   приходят   к   выводу,   что   главным   результатом   работы   над   проектом является ни собственно произведенный ими продукт, хотя качество продукта важно,   а,   прежде   всего,   замысел   способа   решения   проблемы   проекта,   в котором  сам  продукт  труда    играет   вспомогательную  роль. Иначе  говоря, становится очевидной подчиненность продукта основной идее проекта. 31 2.Оценка продукта проектной деятельности №  п/п 1 2 3 4 5 6 Критерии оценки Показатели Функциональность Соответствие назначению, возможная сфера  Эстетичность Эксплуатационные  качества Оптимальность Экологичность Новизна Оригинальность Уникальность использования Соответствие формы и содержания, учет  принципов гармонии, целостности,  соразмерности и т.д. Удобство, простота и безопасность  использования Наилучшее сочетание размеров и других  параметров  эстетичности и функциональности Отсутствие вреда  для окружающей среды и  человека от использованных материалов и  эксплуатации продукта Ранее не существовал. Своеобразие, необычность. Единственный в своем роде (проявление  индивидуальности исполнителя) 3.Оценка процесса проектной деятельности учащегося №  п/п 1 2 3 4 Критерии оценки Показатели Актуальность Современность тематики проекта, востре­ Проблемность Технологичность Соответствие объемам  бованность проектируемого результата Наличие и характер проблемы в замысле Выбор оптимального варианта исполнения и  его технологическая разработанность Качественное выполнение проекта в  учебного времени определенные сроки 32 5 6 7 8 9 Экологичность Экономичность Безопасность Соответствие современ­ ному уровню научно­ технического прогресса Содержательность 10 11 Разработанность Завершенность 12 Наличие творческого  Отсутствие вредных для здоровья компо­ нентов , материалов, отходов в процессе   изготовления продукта. Оптимальные затраты на материалы и  изготовление Соблюдение правил ТБ Учет последних достижений в той области, к  которой относится проектируемый продукт Информативность, смысловая емкость  проекта Глубина проработки темы Законченность работы, доведение до  логического окончания Вариативность первоначальных идей, их  компонента в процессе  проектирования Коммуникативность (в  оригинальность; нестандартные  исполнительские решения и т.д. Высокая степень организованности группы,  13 групповом проекте) 14 Самостоятельность распределение ролей, отношения  ответственной зависимости и т.д. Степень самостоятельности учащихся  определяется с помощью устных вопросов к  докладчику, вопросов к учителю.    4.Оценка оформления проекта Критерии оценки Показатели Соответствие стандартам  оформления Наличие титульного листа, оглавления,  нумерации страниц, введения, заключе­ №  п/п 1 2 Системность. ния, словаря терминов, библиографии Единство, целостность, соподчинение  отдельных частей текста,  33 3 4 5 Лаконичность Аналитичность  Дизайн 6 Наглядность взаимозависимость, взаимодополнение  текста и видеоряда Простота и ясность изложения Отражение в тексте причинно­след­ ственных связей, наличие рассуждений и  выводов Композиционная целостность текста,  продуманная система выделения;  Художественно­графическое качество  эскизов, схем, рисунков Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.д,  четкость, доступность для восприятия с  учетом расстояния до зрителей                    Далее, по логике нашего исследования, необходимо обратиться к такому   сложному   вопросу,   как   собственно   выбор   темы   проекта,   в   свете развития   социальной   компетентности   школьников.   Как   уже   было   сказано, исходя   из   особенностей     метода   проектов   как   технологии   обучения,   тема проекта   должна   соответствовать   интересам   учеников   и   их   текущим потребностям. Только в этом случае мы можем наблюдать энергичную, «от всего сердца»   деятельность ученика.   В добавлении к этому, соглашаясь в вопросе понимания сущности метода проектов с отечественными педагогами, мы считаем, что темы проектов должны иметь социальную направленность и иметь     общественно­значимый   результат.   Это   позволит   в   большей   мере ориентировать   проектную   деятельность   на   развитие   социальной компетентности:   развить   связь   школьников   с  общественными   институтами, расширить   знания   о   механизмах   взаимодействия   в   социуме,     повысить гражданскую,   экономическую   и   другие   социальные   компетенции.             На 34 уроках   технологии   доминируют   творческие   и   практико­ориентированные проекты, которые строятся по известной логике «дизайн­петли»:   Определение потребности;  Исследование (дизайн­анализ существующих объектов;  Обозначение требований к объекту проектирования;  Выработка первоначальных идей;  Анализ идей и выбор одной;  Планирование;  Изготовление;   Оценка (рефлексия).                    Детальное   изучение   данных,   полученных   в   ходе   проведенного исследования,   позволяет   сделать   вывод   о   том,   что   поставленная   нами гипотеза подтвердилась. Так как, в ходе исследований было установлено,  что учет особенностей ученического коллектива, создание ситуации выбора при определении темы проекта, а также органичное сочетание различных способов формирования   проектных   групп,   в   конечном   счете   ведет   к   повышению эффективности использования метода проектов с целью развития социальной компетентности. Выводы по П главе  Анализ информации, полученной в ходе исследования педагогической деятельности   по   использованию   метода   проектов     позволил   выявить положительное   отношение   к   методу   проектов   как   к   педагогической технологии,   ввиду   его   направленности   на   практический   результат, высокого воспитательного потенциала   и возможности использования этого метода в рамках  личностно­ориентированного обучения.    Метод проектов, являясь активным методом обучения и воспитания, предоставляет   широкие   возможности         для   развития   социальной компетентности, обусловленные опорой на самостоятельность и личный 35 жизненный   опыт   школьников,   применением     этого   метода   также   в профессиональной деятельности, в работе многочисленных организаций и институтов общества.  Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной   компетентности   учеников   должны   быть   соблюдены следующие условия: . Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации 1. педагогом   работы   над   проектом   и   координации   проектной деятельности. 2. Предоставление     широкого   выбора   тем   для   будущего   проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников. 3. Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика. 4. Наличие   социальной   направленности   в   темах   учебных   проектов   и общественно­значимого результата. 36 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Социальная компетентность может быть рассмотрена как интегральная новообразование, характеристика личностное     личности,   формирующееся   в   процессе   социализации   личности.   В   структуре социальной компетентности личности особую роль играют три основных компонента:   совокупность   психологических   качеств,   нравственных ориентиров и ценностей, система социальных компетенций и комплекс социальных   ролей   личности.   В   русле   компетентностного   подхода социальная   компетентность   является   одной   из   ключевых компетентностей выпускника школы. 2. Среди   различных   способов   развития   социальной   компетентности, характеризуемых   практической   направленностью,   ориентацией   на групповую   работу   школьников,   субъектно­субъектным   характером взаимодействия, с опорой на самостоятельную деятельность ученика, можно   выделить   метод   проектов,   как   современную   педагогическую технологию, наиболее гармонично сочетающую в себе все преимущества изученных   способов   и   отвечающую   требованиям   современного образования. 3. Анализ   опыта   применения   метода   проектов   в   педагогической деятельности иллюстрирует неисчерпаемый потенциал данного метода в 37 развитии   социальных   способностей   учеников,   являясь   незаменимой формой  организации как обучения, так и внеклассной деятельности в школе.   Согласно   опыту   педагогов,     метод   проектов   должен   быть органично   включен   в   методологический   арсенал   преподавателей, реализующих личностно­ориентированный подход в обучении. 4. С   целью   повышения   эффективности   использования   метода   проектов как   способа   формирования   социальной   компетентности   должен   быть учтен   комплекс   условий,   включающих   в   себя:   учет   особенностей коллектива   участников   проекта,   грамотное   формирование   групп учеников   в   работе   над   проектом,     социальная   направленность   тем проектов и ряд других. 5. Дальнейшее   изучение   данной   научной   проблемы   может   быть продолжено в следующих направлениях:  Исследование   особенностей   и   условий   эффективности   других методов  для развития социальной компетентности;  Изучение   потенциала   метода   проектов   для   развития   других ключевых компетентностей школьников;  Рассмотрение   и   анализ   комплексного   применения   различных методов   для   развития   социальной   компетенции,   создание методического пособия для педагогов­практиков. 38
скачать по прямой ссылке