ХIII Региональный конкурс молодых исследователей «Ступень в науку»
Секция: Псхология
Тема: «Почему мы ленимся?»
Автор работы:
Калагова Элина Владимировна
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 26, 8 класс,
г. Владикавказ
Научный руководитель:
Доева Марина Казбековна
Владикавказ, 2015-2016
Оглавление
1. Введение…………………………………… с.2
2. Основная часть …………………………… с.5
1.Значение лени…………………………… с.5
2. Природа лени……………………………. с.7
3. Причины лени…………………………… с.8
4. Является ли двигателем процесса?...….. с. 9
5. Как с ней бороться …………………….. с.10
3. Заключение………………………………… с.13
4. Список литературы……………………….. с 15
5. Приложения………………………………. с.16
Введение
«Это ужасно тяжелая работа - ничего не делать»
О. Уальд
Однажды я задумалась над тем, почему родители, а потом и окружающие говорят мне иногда: «Ну что ты ленишься, это нужно делать и сделать!» Задумалась потому, что я не чувствовала себя ленивой. Я готова свернуть горы, во мне достаточно силы, энергии, веселья, я не представляю свою жизнь без деятельности, но при этом не всегда готова доделывать именно то, о чем мне говорили. Точнее то, что меня пытались заставить сделать... Почему? Мне стало интересно выяснить, что же все-таки представляет собой это явление – лень? Каковы её причины? Приносит ли лень пользу или вред человеку? Если лень – это зло, то как с ней можно бороться? Я решила исследовать эту тему.
Актуальность моей работы не вызывает сомнения, т.к. это явление волновало и волнует не только подростков, но и взрослых людей. В наше время лень – это очень частая проблема детей, особенно подросткового возраста. И в школе, и дома нас часто осуждают за то, что мы ленимся, называют обидным словом «лентяи», хотя мне кажется, что это не всегда соответствует истине. Учителя часто говорят, что лень – это причина плохой успеваемости, отказа подростка от деятельности. В литературе и обыденной жизни я сталкивалась с мнением, что лень – это национальная черта русских. Про лень существует много русских и народных сказок, пословиц и поговорок, высказываний, цитат, афоризмов знаменитых и великих людей.
Объекты исследования: литературные источники (пословицы, сказки, цитаты, высказывания и афоризмы великих людей о лени), самооценка и мнение учеников.
Предмет изучения: лень, виды, свойства и особенности.
Гипотеза исследования: Если
человек будет иметь знания о лени как явлении, поймет причины своей
собственной лени, узнает о способах её преодоления, то сможет бороться с ней,
заняться самовоспитанием и самосовершенствованием
Основная цель исследования: изучение феномена лени, систематизация
информации о данном явлении и подготовка рекомендаций для коррекции лени у
школьников
Цели и задачи исследования:
1. Познакомиться со значением слова «лень», охарактеризовать понятие «лень»;
2. Рассмотреть виды лени.
3. Причины лени.
4. Ответить на вопрос: Полезна ли лень? Является ли лень двигателем прогресса?
5. Найти и обобщить информацию о способах борьбы с ленью.
6. Выяснить, насколько ленивы учащиеся 7 и 10 классов.
7. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования. Сбор информации, опрос (анкетирование), анализ, наглядное представление информации в виде таблиц, диаграмм и графиков, подготовка презентации
Основная Часть
«Лень - это ржавчина ума и тела»
Франклин
Глава 1.
1.Значение лени:
Лень называют национальной бедой, пороком каждого человека и страны в целом. Паскаль считал лень и самомнение источником всех пороков. Пробуя подойти к проблеме лени с научной точки зрения, я столкнулась с тем, что научных работ непосредственно по этой тематике практически нет. Лень в России – это распространенное, но неизученное явление.
В толковом словаре Ожегова С.И. дано следующее определение лени: «Лень – это отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью». В толковом словаре Даля «ЛЕНЬ - ж. неохота работать, отвращенье от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству; » В других словарях, в том числе в школьном толковом и Советском энциклопедическом словаре я не нашла определение понятия «лень», наверное, потому, что лень очень многогранна.
Чтобы разобраться в этом феномене, т.е. в явлении лени, я решила начать работу с анализа различных источников, затем провела опрос обучающихся 7 и 10 классов и проанализировала их отношение к проблеме лени у подростков.
На вопрос: «Что вы понимаете под словом лень?»- ответили 7 и 10 классы.
7 класс |
10 класс |
Когда человеку не хочется что-то делать |
Нежелание что-либо делать |
Нелюбовь к работе |
Желание отдохнуть, в некоторых случаях без особых на то оснований |
Отсутствие интереса и энергии для действий |
лень – это образ жизни, при котором человек пускает дела на самотек, не находит ни на что времени, не имеет сил спорить с самим собой. |
Безделие |
Отсутствие мотивов для совершения той, или иной цели |
Отдых, расслабление ,усталость, слабость |
лень – это состояние человека, при котором он лишь мечтает что-либо сделать, но не хочет ничего предпринять для выполнения своего желания |
Практически все ученики понимают под словом «лень» - отсутствие деятельности, бездействие человека, скуку, апатию, бесполезное времяпровождение. Некоторые ученики обратили внимание на то, что лень – это состояние человека, при котором он лишь мечтает что-либо сделать, но не хочет ничего предпринять для выполнения своего желания. Для отдельных школьников лень – это веселье и отдых.
В ответах десятиклассников имеется интересный вывод, что лень – это образ жизни, при котором человек пускает дела на самотек, не находит ни на что времени, не имеет сил спорить с самим собой. Думаю, что речь в этом случае идет о праздности, отсутствии силы воли у человека. Об этом же свидетельствует ответ о том, что лень проявляется в «сидении» за компьютером.
2.Природа лени:
Природа лени делится на два вида: физиологическая и психологическая.
п.1. Физиологическая
Если вспомнить историю возникновения человечества, можно обнаружить, что первоначальное предназначение лени – экономия энергетических ресурсов, которых так не хватало первобытному человеку. Ему хотелось многого – и на оленя поохотиться, и сделать новый каменный топор, и пещеру расписать картинами, только вот пищи в те времена катастрофически не хватало, и после одной удачной охоты проходило много времени, прежде чем удавалось досыта наесться. Поэтому бессознательная часть психики ненавязчиво, но твердо ограничивала избыточную активность сознания, придумывая всякие причины и отговорки, экономя силы и оставляя скудные ресурсы только для самого необходимого: борьбы, добывания пищи и ряда других функций, непосредственно связанных с реализацией основных потребностей человека. Поэтому можно сделать вывод, что лень - это один из генетически заложенных в людях природных предохранительных клапанов, сдерживающих неуемное людское честолюбие и амбициозность. .
Под словом «Лень» также подразумевается отсутствие энергии для того, чтобы заняться какими-то делами. Количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека. Есть люди, у которых в руках «все горит», они могут делать семь дел одновременно, а есть такие, для которых сделать что-то одно - уже подвиг! «В этом случае, - советует психолог, - не стоит грызть себя за бездеятельность - на это тоже расходуется энергия! Необходимо проконсультироваться со специалистами по поводу корректировки состояния здоровья, что можно сделать, чтобы энергии стало больше»
Иногда нежелание что-либо делать бывает результатом физической или умственной перегрузки. Тогда лень выступает как защитная реакция организма. У физиологов есть такой термин: "охранительное торможение". Суть его в следующем: тот, кто долго работает на износ, однажды не найдет в себе элементарных сил – организм просто откажется ему подчиняться. Вдруг захочется поваляться на диване с книгой, поболтать с друзьями по телефону или в Сети, просто поспать в дневное время. Такой "ленью" страдают чаще всего те, кого принято называть "трудоголиками" – по той или иной причине они трудятся, как говорится, 25 часов в сутки. А когда организм защищается от такой деятельности, трудоголик винит себя в том, что он "лентяй", заставляя себя в такие периоды встать с кровати и работать. При этом продуктивность и качество работы резко падают.
Очень часто защитной реакцией организма, как у подростка, так и у взрослого человека выступает болезнь. Поначалу недуг бывает пустяковым, а то и вовсе надуманным, но постепенно недомогание может принять затяжной характер и начнет переходить в депрессию, у этого человека никогда не бывает хорошего самочувствия и поэтому очень сложно что-то с него потребовать. В школе мы часто сталкиваемся с этим феноменом, когда ученик постоянно заболевает именно тогда, когда на него ложится повышенная ответственность: выступить на уроке с докладом, контрольная работа и т.п.
п 2. Психологическая.
«Лень — это дефицит желаний»
Шевелев И.
Лень, как психологическое явление, присуща всем. Отличается она только наличием мотивации в большей или меньшей степени у того или иного человека, которая и заставляет его действовать. Есть талантливые и активные люди от природы, но у некоторых из них повышен уровень лени. Эта лень не даёт им раскрыть себя в полной мере, получить высокие результаты.
Анализируя и обобщая тот материал, который я смогла найти в Интернете, можно выделить несколько видов лени с точки зрения нашей психики.
1.Лень как низкий уровень мотивации к чему-либо.
2.Лень как слабая волевая сфера
3.Лень как индивидуальный стиль деятельности.
4.Лень как интуиция
5.Лень как инфантильное состояние.
6. Лень как стремление к удовольствию.
7. Лень как боязнь ответственности.
8.Лень как психологическая защитная реакция.
9. Лень как ресурсное состояние
10. Лень как деятельность
3.Причины лени
«Презирай лень мысли!»
Сухомлинский В.
Один из участников Форума в Интернете высказал мысль, что лень – это название для кластера связанных психологических проблем, которые лучше было бы назвать "самосаботаж" и "откладывание на потом" Но эти психологические проблемы тоже состоят из большого количества разнообразных и довольно сложных проблем. Причинами лени могут выступать:
1. Страх нового
2. Страх критики
3. Страх победы
4. Страх поражения
5. Низкая самооценка
6. Неуверенность в себе
7. Нежелание жить, как уход от проблем (подсознательное);
8. Отсутствие воли.
9. Нежелание брать на себя ответственность.
10. Отсутствие привычки к трудолюбию.
11. Малый запас энергии, быстрая истощаемость организма;
12. и другие физиологические и психологические причины.
На вопрос: « Когда вы ленитесь, и что провоцирует вашу лень?» ученики ответили:
Наиболее частые проявления лени, возможны, по мнению участников анкетирования [Приложение 1], когда есть усталость, по утрам и перед выполнением домашних заданий.
Причины лени могут быть самые разные, причем чаще всего для каждого конкретного человека проявления лени могут иметь строго индивидуальную основу.
Во-первых, слабое желание, недостаточное, чтобы заставить человека потратить на дело какое-то количество энергии. С этим часто сталкиваются родители, обвиняющие своих детей в лени. Но в действительности, дети просто не хотят выполнять чужие желания - родителей, педагогов, а на реализацию собственных желаний энергии у них всегда хватает!
Во-вторых, реализации проекта может мешать неуверенность, что получится что-то стоящее. Логика примерно такова: «Я потрачу время и силы, но того, что хочется, все равно не получу! Так зачем вообще что-то начинать?» Такая лень свойственна людям с «комплексом отличника», которые привыкли все делать «на пятерку с плюсом», либо не делать совсем.
В-третьих, количество энергии определяется общим состоянием здоровья и особенностями нервной системы человека.
В-четвертых, энергию могут «оттягивать» на себя незавершенные дела. Это могут быть резко оборванные отношения, порождающие множество мыслей и эмоций к себе и партнеру, не найденное решение в какой-то предыдущей ситуации, например, не объявленная оценка за контрольную работу и т.п. Если точка не поставлена, результат не готов – на поддержание этих дел уходит много энергии. И это также может восприниматься как леность.
В-пятых, из-за нехватки силы воли, это одна из наиболее распространенных причин лени. Как бороться с такой ленью - начать, например, с чего-то попроще. Достаточно убедить себя взяться за дело и поработать всего десять минут, не больше. Это не так трудно, как начинать работу, понимая, что на выполнение задачи уйдет день-два. Потом даете себе установку потрудиться еще 10-20 минут, и в результате оказываешься втянутым в рабочий процесс настолько, что порой трудно остановиться.
В-шестых, лень может возникать тогда, когда человек начинает делать то, что ему не нравится. Нелюбимая работа, безрадостная учеба, неинтересные вам люди, мероприятия, в которых вам не хочется принимать участие, - все это усугубляет вашу лень. С такой ленью бороться легко. Нужно только набраться мужества и признать, что это «не ваше». Заняться тем, что по душе, но это в случае выбора обучения после 9 класса и профессии. А если избежать этого дела нельзя, например, учить предметы в школе мы должны все независимо от того, является ли он любимым или нет, тогда надо правильно определить жизненные цели, замотивировать себя.
В-седьмых, лень может выступать как боязнь ответственности. Это, как правило, закладывается в детстве, когда родители тщательно оберегают детей от ответственных дел. Как бороться с такой ленью? Придется учиться брать ответственность на себя. Всегда помните – за все то, что случается с вами в жизни, в ответе только вы сами.
4. Полезна ли лень? Является ли лень двигателем прогресса?
Считаете ли вы, что лень - негативное явление в жизни человека?
Более 60 % участвующих в опросе [Приложение 2] утверждают, что лень – это негативное явление в жизни человека отрицательное качество характера, с которым необходимо бороться.
Экономисты утверждают, что лень и прогресс пришли к противоречию. Потому, что прогресс продвигают люди умные и как раз не ленивые (прежде всего не ленивые интеллектуально), рассчитывая при этом заработать на людях "более ленивых", продавая им плоды своего труда для облегчения их жизни. Но со временем объем товара достигает таких значений, что ленивые уже не в состоянии компенсировать вложенный в эти товары труд деньгами: они просто такого количества денег не заработали. Поэтому прогресс наиболее активно развивается в тех странах, где лениться в основной своей массе не принято. И мы снова пришли к проблеме отношения общества к труду человека, о взаимосвязи ценности труда и лени уже написано выше.
Таким образом, если говорить о двигателе прогресса, то любой конструктивный подход к решению проблемы правильнее называть не ленью, а желанием решить эту проблему оптимальным способом, без лишних трудозатрат. Точно так же бессмысленно называть лентяем человека, который, получив какое-то задание (на работе, в школе, в семье), не спешит его выполнять - но не потому, что ленится; просто вначале ему хочется избрать наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступить к непосредственным действиям, которые приносят хороший результат выполненной работы.
В предыдущих частях работы уже был сделан вывод о том, что лень является полезной в случае, когда человеку нужно отдохнуть, накопить энергию. В последние годы появились исследования о пользе лени для продления жизни человека. В частности, немецкий профессор Peter Axt считает, что лень полезна для здоровья: защищает от раннего старения и стрессов. Ранний подъем означает, что весь день пройдет под знаком стресса. Гораздо полезней поваляться в постели подольше. Профессор не возражает против умеренных нагрузок, спокойных прогулок, но изнурять себя физическими упражнениями, особенно людям среднего возраста, считает вредным. Проведенные им исследования показали, что пробежки на большие дистанции отнимают у организма ту энергию, которая необходима для других целей. «Таких людей подстерегают ранняя потеря памяти и преждевременное одряхление», - говорит профессор. Поэтому своим пациентам он рекомендует половину свободного времени заниматься «ничегонеделанием». В другом исследовании я прочитала следующее заключение: «Если люди совсем не будут лентяйничать, то они станут быстро уставать и, соответственно, изнашиваться» .
5. Способы борьбы с ленью
Ознакомившись с материалами информационных источников, с мнениями на форумах, с результатами анкет опрошенных, я пришла к выводу, что с ленью не надо бороться, с ней надо договариваться, а для этого необходимо разобраться в себе и понять природу собственной лени, её причины.
Лень придумывает тысячи предлогов, только бы мы не шевелились. Она рассказывает нам о наших выдающихся способностях и нечеловеческом напряжении, которое нам приходится испытывать в современной жизни, она ласково разрешает нам поваляться в постели и не убирать в квартире. Конечно, когда она разрастется до критических размеров, мы начнем что-то предпринимать! Только вот сделать это после многолетнего потакания нашей подруге-лени оказывается очень трудно. Потому что воспитанные с её помощью привычки становятся нашей второй натурой.
Удается ли вам справляться с собственной ленью?
Большинство респондентов справляются с ленью лишь иногда (Приложение 3), наверно, когда им это жизненно необходимо, или имеется угроза наказания в любом виде, некоторые ставят перед собой цель и идут к ней, стремясь преодолеть состояние лени.
Какие способы преодоления своей лени вы применяете и могли бы посоветовать другим подросткам?(Приложение 4)
Среди способов преодоления своей лени опрошенные назвали: заставлять себя и само настраивать, т.е. давать себе установку - 25%, заняться какой-нибудь деятельностью – 18%, подумать о том, что ты делаешь полезную работу, о последствиях, представить, что есть конкуренция, и кто-то сделает то, что не сделал ты, т.е. мотивировать самих себя – 7% Однако третья часть респондентов никак не пытаются справляться со своей ленью (никак не сопротивляюсь – 9%, не дали ответа – 18%).
Чтобы бороться с ленью, отношение к этой борьбе должно быть более чем серьезным. Ведь последствия лени порой бывают для нас настолько фатальны, что мы даже не подозреваем, какой опасный враг таится в ней.
Чтобы побороть лень, надо повышать мотивацию, вырабатывать силу воли, и всеми методами работать над собой. Так же рекомендуется правильно распределять свой день, планировать его. Ничто не способно справиться с ленью быстро, как дух соперничества, можно устроить соревнования, ведь победить всегда хочется! Советуют так же навести порядок и на своем рабочем месте, по мнению психологов, это прибавит немного энергии и тонуса. В случае апатии и депрессии иногда просто надо побаловать свой организм чем-нибудь вкусным, но в тоже время и полезным.
Вот еще несколько советов, как справиться с ленью и не нанести вред своему здоровью:
1. Всегда распознавайте скрытые сигналы лени.
2. Если вы хотите справиться со своей ленью, в первую очередь, должны понять её «природу», определить ее основную причину (читай выше).
3. Предпочитайте любую активность бездействию, ведите активный образ жизни! Делайте хоть что-нибудь полезное.
4. Пишите реалистичные планы и выполняйте их. Это не сразу будет получаться, но обязательно будет.
5. Продумайте для себя систему мотивации и самоорганизации.
6. Вознаграждайте себя. Любой труд должен быть вознагражден: поэтому, работая, полезно себя вовремя поощрять. Здесь как раз впору вспомнить совет о разделении дела на этапы. Выполнили часть дела – отдохните, только время не забудьте засечь.
7. Создайте себе позитивное настроение. Включите бодрую музыку, украсьте свое рабочее место. Главное, чтобы то место, за которым вам придется заниматься чем-то, вызывало позитивные эмоции, хотя бы своим внешним видом.
8. Если организовать себя никак не удается, привлеките близких проконтролировать процесс выполнения дела, может, поругать вас иногда за лень. Уж они-то не дадут вам расслабиться и будут постоянно лишать отдыха и вдохновлять на дело.
Информация для родственников: если вы решитесь помогать своему «ленивцу», будьте готовы к проявлению с его стороны агрессии и обиды.
9.Оценивайте свое физическое состояние, и если вы устали – восстанавливайтесь, а потом беритесь за свои дела! Не работайте на пределе своих энергетических возможностей
Заключение
Основная сила лени заключается в том, что подавляющее большинство людей не знают, что она из себя представляет, а значит, не понимают, как с ней справляться. Все, что мы не знаем - управляет нами, а все, что мы хорошо узнали и изучили, поддается воздействию и контролю с нашей стороны.
Результаты исследования обучающихся показали, что практически все респонденты понимают под словом «лень» отсутствие деятельности, бездействие человека, скуку, апатию, бесполезное времяпровождение. Чем больше заинтересованности в определенных видах деятельности, тем меньше проявляется лень. Чем старше подросток, тем он больше осознает, что такое лень, её последствия, тем более определены его жизненные цели, поэтому лень чаще проявляется в том, что ему не интересно, не входит в его планы. Особенно сильно проявляется умственная лень, т.к. это наиболее сложный вид деятельности. Среди способов преодоления своей лени опрошенные назвали: заставлять себя и само настраивать, т.е. давать себе установку.
Как выяснила наука, лень - это неотъемлемая часть нашей жизни. Лень имеет физиологическую и психологическую природу и нуждается в дальнейшем изучении. В основе лени лежат запрограммированные на уровне ДНК инстинкты.
С точки зрения физиологии, лень - один из природных предохранительных клапанов от разрушения здоровья и психики человека. Это - внутренний сберегатель энергии, сигнализатор о необходимости отдыха, предохранитель от эмоционального выгорания, настройщик творческого начала.
С точки зрения психологии, лень - это психологическая защитная реакция организма, которая проявляется, когда мы не замотивированы, когда идем за интуицией вопреки здравому смыслу.
Осуждать или бороться с ленью бессмысленно – нужно разбираться в её корнях. Готовых рецептов по поводу борьбы с ленью не существует, потому что лень слишком разнообразна и индивидуальна.
Если кто-то хочет справиться с ленью, то, в первую очередь, он должен понять её «природу», откуда она берется, научиться выявлять её причины и работать над их устранением. Необходимо ставить себе реальные цели и двигаться вперед для их реализации, мотивировать себя на выполнение дела, находя в ней интерес, игру, соревнование и удовольствие.
Нужно уметь слушать голос своего бессознательного, своей интуиции и в определенные моменты «поддаваться» лени с целью отдыха и восстановления сил.
На вопрос «Полезна ли лень? Является ли лень двигателем прогресса?» каждый ответит для себя сам.
Таким образом, в своей исследовательской работе я достигла поставленной цели: изучила явление лени, систематизировала информацию о данном явлении.
Перспективу развития темы вижу в подготовке рекомендаций для коррекции лени у школьников на основе исследовательской работы, разработке тренинга по работе с ленью с помощью психолога, проведении классных часов.
Если человек ознакомиться с моей работой, то будет иметь первоначальные знания о природе лени как явлении, сможет понять причины своей собственной лени, узнает о способах её преодоления, а значит, сможет «договориться» с ней, заняться самовоспитанием и самосовершенствованием.
Список литературы
Лень в представлениях обыденного сознания / Михайлова Е. Л. // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л. А. Коростылёвой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
Интернет ресурсы
http://hyaenidae.narod.ru/story2/087.html
Мануковская Е. Вся правда о лени http://www.planetapsy.ru/psihicheskie-sostoyaniya/vsya-pravda-o-leni
www.slovopedia.com
http://www.redom.ru/pubs/283/
ru.wikipedia.org/wiki/
http://wterritory.ru/zdorove/community/vrednye-privychki/63585-len-vrednaya-privychka-vsem-privychkam
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Удается ли вам справляться с собственной ленью?
|
7 класс |
10 класс |
Всего: |
Всего опрошено человек: |
25 |
30 |
55 |
Да |
10 (40%) |
15 (50%) |
25 (45.5%) |
Иногда |
10 (40%) |
13 (43.3%) |
23 (41.8%) |
Нет |
5 (20%) |
2 (6.7%) |
7 (12.7%) |
Приложение 4
|
7 класс |
10 класс |
Всего |
Опрошено человек: |
12 |
20 |
44 |
Работать над собой, воспитывать силу воли, идти к своей цели |
1 (8%) |
6 (30%) |
25% |
Заняться какой-нибудь деятельностью |
2 (13%) |
3 (15%) |
18% |
Просить других, ремень (внешний контроль) |
1 (8%) |
1(5%) |
7% |
Подумать о том, что ты делаешь полезную работу, подумать о последствиях, представить, что есть конкуренция, и кто-то сделает то, что не сделал ты. |
|
2 (10%) |
7% |
У меня просыпается совесть |
|
1(5%) |
2% |
Прогулки с друзьями |
|
1(5%) |
2% |
Наличие сильной мотивации |
|
1(5%) |
2% |
Вспомнить слова мамы о том, что если много трудиться, то многого добьешься, а ленивый не достигнет ничего |
|
1(5%) |
2% |
Напомнить себе: быстрее сделать и спокойно отдохнуть |
|
1(5%) |
2% |
Отключить интернет |
|
1(5%) |
2% |
Вообще не сопротивляюсь |
2 (13%) |
1(5%) |
9% |
Занятия спортом |
1 (8%) |
|
2% |
Беру себя на слабо, устанавливаю время для выполнения задания |
1 (8%) |
|
2% |
Угрожаю себе, бью себя |
1 (8%) |
|
2% |
Нет ответа |
3 (25%) |
2 (10%) |
18% |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.