Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."
Оценка 4.6

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
искусство +2
9 кл—11 кл
01.02.2019
Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."
Исследовательская работа "Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг." Знакомит читателей с обширным материалом посвященным изображению знаковой исторической личности в истории России- Ивана Грозного. Работа доказывает что время и политический строй влияют на художественное воплощение образа исторической личности в искусстве. Представленный материал можно использовать на уроках МХК, искусства, истории.
исследовательская работа Влияние времени на отображение исторических личностей в искусстве.doc
Областной научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее» 1 Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг. Автор:  Огнева Дарья Владимировна,  ученица 9 класса МАОУ Луговской СОШ Тюменского района, Тюменской области Научный руководитель:  Четверкина Людмила Петровна, учитель истории МАОУ Луговская СОШ 2 Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг. Огнева Дарья Владимировна Тюменская область, Тюменский район, село Луговое, МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа 9 класс Аннотация      Объект исследования: фильмы «Иван Грозный» 1944г. (реж. С.Эйзенштейна) и 1991 г.       (реж. Васильева). Гипотеза:  Если   я   сравню   образы   одних   и   тех   же   исторических   личностей,   представленных кинематографом   разных   исторических   периодов,   то   я   смогу   увидеть,   как   время   влияет   на   их изображение.        Цель   работы:  установить   зависимость   изображения   образов   исторических   личностей   в кинематографе от времени создания фильма и формируемых государством духовных ценностей.       Задачи исследования:  1.Познакомиться с художественными фильмами и временем их создания. 2.Изучить материалы и исторические источники, взятые за основу художественных фильмов. 3.Сравнить образы одних и тех же исторических персонажей, показанных в фильмах, созданных в разные исторические периоды нашей страны.       Методы и приемы работы:      1.Изучение различных источников информации.     2.Анализ полученных данных      3. Сравнение             В ходе исследования было выявлено, что политика государства в области искусства, события в стране, форма правления государства имеют прямое отношение к изображению и созданию образа исторической личности в кинематографе. 3       Практическая значимость работы состоит в том, что информация может быть использована на уроках: искусства, МХК, истории, классных часах для обучающихся среднего и старшего звена школы. Данный материал расширит кругозор учащихся и научит вдумчивому просмотру фильмов, посвященных   историческим   событиям,   послужит   формированию   компетенции   критического мышления учащихся. Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный» 1944 и 1991 гг. Огнева Дарья Владимировна Тюменская область, Тюменский район, село Луговое, МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа 8 класс План 1. Введение                                                                                                                                      стр. 3 2. Характерные черты кинематографа 40­х и 90­х гг. ХХ века                                                  стр. 4 3. Сравнительная таблица фильмов «Иван Грозный»,  созданных в 40­х и 90­х  XX века                                                                                               стр. 5 4. Сравнительная характеристика исторических персонажей                                                 стр. 6­ 8   5. Вывод                                                                                                                                         стр. 9 6. Источники информации                                                                                                           стр. 10 7. Приложение                                                                                                                               стр.11­17 7.1Приложение №1­2 (художественные и фото изображения)                                                стр.11­12    7.2 Приложение №3 сравнительная таблица  «Характеристики персонажей в цитатах из различных источников информации»               стр. 13­17 4 Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный» 1944 и 1991 гг. Огнева Дарья Владимировна Тюменская область, Тюменский район, село Луговое, МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа 9 класс 1. Введение   Думаю, каждый из нас наслышан об ужасах правления Ивана Грозного, жутких казнях и пытках, а также «Грозном» нраве первого русского царя. Множество исторических трудов и художественных романов   было   написано   по   этому   поводу,   не   меньше   фильмов   снято.   «Грозное   время»   нашло отражение во многих видах искусства. И сейчас эта тема, долгое время остающаяся в пределах   урока Произведения:   «Князь   Серебряный»   А.К.   Толстого,   «Грозное   время»   Л.   Жданова, популярность.   набирать истории, снова стала         фильмы «Иван Грозный» С.Эйзенштейна, «Царь Иван Грозный»   Г. Васильева ­ все это вызывает интерес   среди   интернет   сообщества,   отчасти   благодаря   работам   современных   художников   и художниц, других. Как и для многих знакомство с данной темой для меня началось с уроков истории, а интерес был   многих   Эльв (Фобс), Phobs таких как и             вызван   именно     иллюстрациями   этих   авторов.1  Заинтересовавшись   этим   вопросом,   я   решила посмотреть два самых известных и популярных фильма по данной тематике, фильмы Эйзенштейна и Васильева. Оба фильма глубоко меня впечатлили, однако меня удивило столь разное изображение одних и тех же   исторических   персонажей.   Я   решила   узнать,   как   влияет   исторический   период   и   политика государства на их изображение, на примере данных фильмов. 1 Приложение I 5 Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный» 1944 и 1991 гг. Огнева Дарья Владимировна Тюменская область, Тюменский район, село Луговое, МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа 9 класс 2. Характерные черты кинематографа 40­х и 90­х гг. ХХ века                 Когда 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР было необходимо поддержать в людях мужество и патриотизм. Этим немедленно занялись люди искусства.  В годы Великой Отечественной войны иным, чем в мирных условиях стало значение разных видов кино. На первое по популярности место выдвинулась кинохроника.     Изменился и художественный кинематограф. Основными   темами для художественных фильмов стали   патриотизм,   ненависть   к   фашизму,   партизанское   движение,   героизм,   мужество   женщин   и детей.                        В годы Великой Отечественной войны, как и в предвоенные годы, важным направлением советского кино было обращение к материалам прошлого. Исторические фильмы, как и фильмы других жанров, выполняли главную военную задачу и служили средством агитации и пропаганды.  На экраны вновь возвращается известный фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский», снятый в предвоенные годы и повествующий о легендарной битве на Чудском озере. Но на особом месте в кинематографе военного периода находится фильм «Иван Грозный», вышедший на экраны в 1944 году   и   ставший   последней   работой   великого   режиссера   С.Эйзенштейна.   Целью   фильма   было показать деяния Ивана IV. Царь предстает перед зрителями как герой, озаренный своим идеалом и уверенный в своем деле. Исторический киножанр был очень важен в военные годы, он помогал 6 найти в прошлом примеры мужества и героизма. К тому же исторические фильмы заслужили особое почтение со стороны Сталина, мнение которого было главным и неоспоримым в кинематографе тех лет.                     Культурная жизнь постсоветских лет чутко реагировала на происходившие в обществе перемены.   Главной   характеристикой   культурной   панорамы   стала   мозаичность,   стилевое многообразие,   сосуществование   разных   направлений   при   отсутствии   «социального   заказа», направляющего развитие культуры советской эпохи. Утвердилась свобода творчества.              Культура рубежа XX­XXI – демократическая. Это новый инструмент социализации.   Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный» 1944 и 1991 гг. Огнева Дарья Владимировна Тюменская область, Тюменский район, село Луговое, МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа 9 класс 3.  Сравнительная таблица фильмов «Иван Грозный», созданных в 40­х и 90­х.  XX века. Линии сравнения 40­е гг. 90­е  гг. Исторический период Великая Отечественная Война Распад СССР Форма правления Тоталитарная система и культ  личности Сталина Переход к демократическому  обществу Духовные ориентиры  Патриотизм, героизм, сплочение народа. Контроль со стороны партии и  Сталина лично Отношение к церкви и религии Сугубо отрицательное Потеря духовных ориентиров,  свобода творчества. Отсутствие социального заказа. Поднимается тема  ответственности за  происходящее вокруг, проблема  взаимоотношений со своей  совестью. Возвращение церкви в жизнь народа Различия в образах героев и антагонистов Чтобы   стать   героем   нужно погибнуть   ради   истины, бросаться   в   самое   пекло,   быть преданным своему «Государю» Герои:    Федор Малюта   Скуратов, Басманов   Антагонисты: Князь Курбский, Митрополит Филипп   7 Чтобы стать героем нужно  слушать свою совесть и  поступать правильно, а не так,  как угодно «Государю». В  «выигрыше» остается тот, кто  не лезет напролом, а действует  осторожно, путем дипломатии  (как Борис Годунов) Герои: Митрополит Филипп,  Князь Курбский (упомянут в  фильме 1992 г. «Гроза над  Русью»), Борис Годунов, боярин Морозов. Антагонисты: Малюта  Скуратов, Федор Басманов,  Афанасий Вяземский. Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный» 1944 и 1991 гг. Огнева Дарья Владимировна Тюменская область, Тюменский район, село Луговое, МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа 9 класс                            4.Сравнительные характеристики персонажей фильмов   4.1  Иван IV  «Грозный» Эйзенштейн хотел заново создать образ царя Ивана IV, освободив его от предвзятых суждений и стереотипов и показать это в фильме «Иван Грозный»    кадр из кинокартины режиссёра С. Эзейнштейна «Венчание на царство» Грозному, описанному в сценарии, недостаточно трепета окружающих, завоевания Казани, ему не хватило бы и царства Польского и других царств, он покушается на роль Абсолюта. В фильме 8 гордыня Ивана выражена иными образами. Идея всевластия, которой одержим Иван, получает в его устах и другую, способную воодушевить окружающих, форму: "Ради русского царства великого!" Он   провозглашает   эту   фразу­лозунг   и   в   первой,   и   во   второй   сериях.   Казалось   бы,   она свидетельствует о высоте и значимости поставленной государем цели ­ служить своей стране и ее народу, быть ему "отцом родным". Образ   же   «кровавого   маньяка»   Эйзенштейн   объясняет   большим   количеством   врагов   Иоанна   и несогласных с его политикой. В целом, трактовка личности Ивана Грозного в фильме Эйзенштейн является довольно вольной и, зачастую, идет в разрез с реальной историей.                   В фильме же Васильева, Иоанн предстает перед зрителем таким, каким мы видим его в учебниках истории, а так же в романах А.К. Толстого и Л.Жданова. Порочный, вспыльчивый,  злобный, жестокий, зависимый  от постоянных перепадов настроения – таков Иван Васильевич в фильме 1991 года. Однако, оба режиссера показывают и другую сторону личности «Грозного» Царя.  В   фильме   91   года   эта   сторона   личности   показана   за   счет   чувств   Иоанна   к   погибшей   царице Анастасии.   Мы   можем   видеть   искреннюю   печаль   российского   самодержца,   недостижимые   сны, сводящие Царя с ума. И именно эти чувства временами приводят Ивана к осознанию того, что он творит (пускай и не долгому). Внешность   Грозного   в   фильме   соответствует   его   душевному   состоянию: «…Правильное лицо все еще было прекрасно; но черты обозначились резче, орлиный нос стал как­то круче, глаза горели мрачным огнем, и на челе явились морщины, которых не было прежде. Всего более поразили князя редкие волосы в бороде и усах. Иоанну было от роду тридцать пять лет; но ему казалось далеко за сорок. Выражение лица его совершенно изменилось. Со всем тем, когда Иоанн взирал милостиво, взгляд его еще был привлекателен. Улыбка его очаровывала даже тех, которые хорошо его знали и гнушались его злодеяниями.»2 Так же в фильме очень четко показана набожность Иоанна, тем не менее, сочетаемая с жуткими зверствами: «…Москва   цепенела   в   страхе.   Кровь   лилася;   в   темницах,   в   монастырях   стенали   жертвы;   но… тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим …»3 Таким   образом,   можно   сделать   вывод   о   том,   что   образ   Ивана   Грозного   в   фильме   Васильева воспринимается исключительно как исторический персонаж. 4.2. Федор Басманов. «…Первые   любимцы   Иоанновы:   Вельможа   Алексей   Басманов,   Воевода   мужественный,   но бесстыдный угодник тиранства и сын его, Кравчий Феодор, прекрасный лицом, гнусный душою, без коего Иоанн не мог, ни веселиться на пирах, ни свирепствовать в убийствах!..» 4 2 А.К.Толстой «Князь Серебряный»  3 Н.М.Карамзин «История государства Российского» 4 Н. М. Карамзин, «История Государства Российского». В фильме Эйзенштейна образ этого юноши показан довольно интересно. В первой серии мы видим смелого и далеко не глупого юношу, настоящего воина. Однако во второй серии к этому образу примешивается льстивость, властолюбие и откровенное бесстыдство. 9  кадр кинокартины С. Эйзенштейна «Басманов на пиру»  В   фильме   же   Васильева,   Басманов   несет   в   себе   как   образ   из   романа   А.Толстого   «Князь Серебряный», так и часть образа «Ждановского» Федора. Вот как описывается Басманов в романе А.К.Толстого: «…То  был   молодой  человек   лет  двадцати,   необыкновенной  красоты,   но  с   неприятным,   наглым выражением лица. Обращение с ним товарищей также было довольно странно. Они с ним говорили, как с равным, но когда он подходил к какому­либо кружку, то кружок раздвигался, а сидевшие на лавках вставали и уступали ему место. Казалось, его берегли или, может быть, опасались…»5 Басманов же режиссера  Васильева чем­ то напоминает образ из романа Л.Жданова: «…Да   и   вообще,   вся   фигура   наперсника   царского,   с   пухлой   грудью,   с   широкими,   упитанными бедрами,   вихляя   которыми   подходит   он   к   Ивану,   –   все   в   Басманове   дышало   притворной слащавостью и женственностью. …»6 Федор Басманов честолюбив и горд (об этом говорят многократные попытки Басманова добиться высокого чина окольничего). Однако эта гордость граничит в нем с рабской покорностью, стремясь угодить Царю, он готов унизиться до бесчестья..» Подводя   итоги,   можно   сказать,   что   Басманов   в   фильме   Эйзенштейна,   является   скорее   героем, нежели   антагонистом   (что   напротив   четко   прослеживается   в   фильме   режиссера   Васильева). Пожалуй,   именно   это   является   причиной   столь   явного   различия   образов.   С   точки   зрения исторической   достоверности,  данный  образ наиболее   полно  был  воссоздан  в фильме  режиссера Эйзенштейна. 4.3.  Григорий Лукьянович «Малюта» Скуратов­Бельский Основная характеристика Малюты Скуратова в фильме режиссера Эйзенштейна ­ это преданность, слепая и безграничная преданность царю, однако сочетающаяся, с крайней жестокостью, причем в отличие   от   Ивана   Грозного,   это   жестокость   ради   жестокости,   без   особых   высоких   принципов. Человек   из   низшего   сословия,   мечтающий   подняться   как   можно   выше,   идущий   к   этому   путем верного служения царю и крайней, как уже говорилось, жестокости. В   фильме   его   неоднократно   называют   «Псом»   и   «Рыжим   псом».   Особенно   часто   так   к     нему обращается Иван Грозный. Этим режиссер подчеркивает преданность Малюты своему государю.  5 А.К.Толстой «Князь Серебряный» 6 Л. Жданов «Грозное время» 10 И.   В.   Сталин   в   беседе   с   Н.   Черкасовым,   исполнителем   роли   Ивана   Грозного   в   фильме   С. Эйзенштейна говорил: «Малюта был выдающийся государственный деятель, погибший при штурме крепости». В фильме режиссера Васильева образ Малюты Скуратова соответствует описанию данного героя в романе А.К.Толстого. «Хищный   зверь»,   «злодей   Малюта»,   «царская   собака»   –   так   называет   А.К.Толстой   опричника. Скуратов заслужил репутацию палача, не знающего сострадания 4.4. Митрополит Филипп. В фильме режиссера Эйзештейна, митрополит Филлип предстает хитроумным и жестоким, что хотя и идет в разрез с реальной историей, неудивительно, учитывая идеологию того времени. Все,   что   связано   в   фильме   с   личностью   и   делами   Филиппа,   окружено   таинственным   мраком, заговорщицкими недомолвками, шепотом, злыми и «покорными» взглядами, намеками. В   фильме   же   1991   года   мы   можем   наблюдать   объективный   и   действительно   сильный   образ митрополита Филлипа. Это объяснимо возращением Русской Православной Церкви в жизнь народа и отсутствием строгой цензуры уже распавшегося СССР. Мы видим доброго, честного, неподкупного, смелого и воистину праведного человека, не боящегося ни Царского гнева, ни смерти.  Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный» 1944 и 1991 гг. Огнева Дарья Владимировна Тюменская область, Тюменский район, село Луговое, МАОУ Луговская средняя общеобразовательная школа 9 класс                                                                                 5. Вывод      В ходе исследования было выявлено, что политика государства в области искусства, события в стране, форма правления государства: тоталитарная система и культ личности Сталина в 40­х годах ХХ века и переход к демократическому государству, к строительству новой Российской Федерации в 90­х годах, имеют прямое отношение к изображению и созданию образа исторической личности. Поэтому   необходимо   очень   вдумчиво   смотреть   фильмы,   посвященные   значимым   историческим событиям,   ориентируясь   на   факты   истории,   формировать   личное   представление   и   восприятие художественных персонажей на основе критического мышления. 11                                                        5.  Источники информации: 1. Жданов Л.Г. Грозное время: Роман и повесть. – М. : Советский писатель . Олимп, 1991. – 368 с. 2.   Загладин   Н.В.   История   России.   Конец   ХIX   –   начало   ХХI   века:   учебник   для   11   класса общеобразовательных учереждений. Углубленный уровень / Н.В. Загладин (отв. ред), Ю.А. Петров, С.Т.   Минаков,   С.И.   Козленко.   –   М.:   ООО   «Русское   слово   –   учебник»,   2014.   –   424   с.:   ил.   – (Инновационная школа) 3. Карамзин Н.М. История государства Российского. ­  М.: Эксмо, 2004. – 1024 с.,илл 4. Толстой А.К. Князь Серебряный: Повесть времен Иоанна Грозного / Послесл.  и примеч. Вл. Муравьева; Ил. И.Пчелко. – М.: Сов.Россия, 1980. ­ 368 с., ил. 5. Филиппов А.В. История России, 1945 – 2008 гг. : кн. Для учителя / (А.В. Филиппов, А.И. Уткин, С.В. Алексеев и др.) под ред. А.В. Филиппова. – 2­е изд., дораб. и доп. – М. : Просвещение, 2008. – 528 с.  6. http://nauka.hnpu.edu.ua/sites/default/files/fahovi%20vudannia/2010/literaturoznavstvo63_3_1/18.html 12 Приложение I 13                 2.    1. 3. 1. Арт художницы Фобс к фильму С .Эйзенштейна «Иван Грозный» 2. Арт Фобс «Малюта Скуратов» 3. Сатирический арт Фобс на тему встречи Федора Басманова из фильма 1991 г. со своим историческим 14 прототипом                                                             Приложение II 1.  3.     2.     4. 15 5.       6.       7. 1. Арт художницы Эльв, изображающий Ивана Грозного и Федора Басманова 2. Федор Басманов (Эльв) 3. Н. Черкасов в роли Ивана Грозного 4. Князь Курбский в фильме Эйзенштейна 5. Дмитрий Писаренко в роли Федора Басманова 6. Иван Грозный просит благословления у митрополита Филиппа в фильме 1991 г. 7. Митрополит Филипп в фильме Эйзенштейна. Приложение III Персонаж и Иван  Грозный                    Исторический источник Фильм 40­х   Фильм 90­х   Толстой «…Правильное лицо   все   еще было   прекрасно; но черты обозначились   орлиный резче, нос   стал   как­то круче, глаза горели   мрачным огнем   и   на   челе явились морщины, которых не было   Карамзин «…Москва  цепенела в  страхе. Кровь  лилася; в  темницах, в  монастырях  стенали жертвы; но… тиранство  еще созревало:  настоящее  ужасало  будущим! Нет  исправления для Жданов Иван Грозный  – вот имя того  нового  Герострата на  троне,  который,  словно  умышленно,  сжег все  доброе и  светлое, все    Эйзенштейн хотел   заново создать   образ царя   Ивана IV,   освободив его от предвзятых суждений   и стереотипов. Грозному, описанному   в сценарии, недостаточно Порочный, вспыльчивый, злобный, жестокий, зависимый   от постоянных перепадов настроения   – таков   Иван Васильевич   в фильме   1991 года 16   В трепета окружающих, завоевания Казани, ему не хватило   бы   и царства Польского   и других царств, он покушается на роль Абсолюта.   В фильме гордыня Ивана выражена иными образами. тронной, например, он речи   претендует   на то, чтобы остановить ход исторического времени:   "Два Рима   пали,   а ­ третий ­ Москва стоит, а четвертому   не быть!   И   тому Риму третьему ­ державе Московской   ­ единым хозяином отныне буду я один!"                   прежде.   Всего более   поразили князя   редкие волосы   в   бороде и   усах.   Иоанну было   от   роду тридцать   пять лет;   но   ему казалось   далеко за сорок. Выражение   лица его   совершенно изменилось.   Так изменяется   после здание пожара.   Еще стоят хоромы, но украшения упали,   мрачные окна глядят зловещим взором,   и   в пустых   покоях поселилось недоброе. Со всем тем,  когда Иоанн  взирал  милостиво,  взгляд его еще  был  привлекателен.  Улыбка его  очаровывала  даже тех,  которые хорошо  его знали и  гнушались его  злодеяниями. С  такою  счастливою  наружностью  Иоанн соединял  необыкновенный  дар слова.  Случалось, что  люди  добродетельные,  слушая царя,  убеждались в  необходимости  ужасных его мер  и верили, пока он говорил,  справедливости  его казней…» человеческое в собственной  душе,  испепеляя  вместе с тем  целые города,  свои и  вражеские,  сжигая на  кострах груды  человеческих  тел в таком  числе, что  только былая  Инквизиция  католическая  может  поспорить  размерами  религиозных  своих гекатомб с дерзаниями  автократа  московского,  великого князя и царя всея  Руси!  мучителя,  всегда более и  более  подозрительного , более и более  свирепого;  кровопийство не утоляет, но  усиливает  жажду крови:  оно делается  лютейшею из  страстей,  неизъяснимою  для ума, ибо  есть безумие,  казнь народов и  самого тирана.  — Любопытно  видеть, как сей  Государь, до  конца жизни  усердный  чтитель  Христианского  Закона, хотел  соглашать его  Божественное  учение с своею  неслыханною  жестокостию: то оправдывал  оную в виде  правосудия,  утверждая, что  все ее мученики  были изменники, чародеи, враги  Христа и  России; то  смиренно  винился пред  Богом и людьми, называл себя  гнусным  убийцею  невинных,  приказывал  молиться за них  в святых  храмах, но  утешался  надеждою, что  искреннее  раскаяние будет ему  спасением…» Федор  «…То   был «…Первые  «…Да   и В   фильме В фильме же 17 Васильева,  Басманов  несет в себе  как образ из  «Князя  Серебряного» , так и часть  образа  «Ждановског о» Федора.       этого Эйзенштейна образ юноши показан довольно интересно.   В первой   серии видим мы   и смелого далеко не глупого юношу, настоящего воина. Однако во второй серии к этому образу примешиваетс я   льстивость, властолюбие, и  откровенное бесстыдство.       вся вообще, фигура наперсника царского, с пухлой грудью, с   широкими, упитанными бедрами, вихляя которыми подходит   он   к Ивану, – все в Басманове дышало притворной слащавостью   и женственность ю. Азиат происхождение м, он наследовал   от своих   дедов или, скорее, от бабок – миндалевидны е,   с   наглой поволокой очи, брови соболиные дугой,   полные губы,   яркие, пунцовые, каким   любая боярыня позавидует …»       Басманов любимцы  Иоанновы:  Вельможа  Алексей  Басманов,  Воевода  мужественный,  но бесстыдный  угодник  тиранства и сын  его, Кравчий  Феодор,  прекрасный  лицом, гнусный  душою, без  коего Иоанн не  мог, ни  веселиться на  пирах, ни  свирепствовать  в убийствах!..»     молодой  человек лет   двадцати, необыкновенной красоты,   но   с неприятным, наглым выражением лица.   Одет   он был богаче других,   носил,   в противность обычаю, длинные волосы,   бороды не имел  вовсе,  а в приемах выказывал какую­то женоподобную небрежность. Обращение с ним товарищей также было   довольно странно.   Они   с ним   говорили как   с   равным   и не оказывали ему особенной почтительности, но   когда   он подходил   к какому­либо кружку,   кружок   а раздвигался, сидевшие на   лавках   вставали и   уступали   ему место.   Казалось, его   берегли   или, может быть, опасались…» Федор   Басманов честолюбив   и горд   (об   том говорят многократные попытки Басманова добиться высокого   чина окольничего). Однако гордость граничит в нем с рабской покорностью, стремясь угодить Царю,   он   готов эта то Малюта  Скуратов       не унизиться   до бесчестья.  «Хищный зверь», «злодей Малюта», «царская собака» –   так   называет А.К.Толстой опричника. Скуратов заслужил репутацию палача, знающего сострадания. Его именем   пугают детей:  «Иная мать долго   не   могла   унять своего ребенка.  –   Молчи!   – говорила   она, наконец, – молчи,   не   то Малюта услышит! И   при   имени Малюты   ребенок переставал плакать, в испуге прижимался   к матери…» Писатель  неоднократно  подчеркивает,  что черты  Скуратова­ Бельского не  выражали  ничего, «кроме  зверства».  Упоминая о  глазах  опричника,  Толстой  использует  эпитеты:  «кровавые  глаза»,  «ядовитые глаза  его»,  красноречиво  свидетельствующ ие о нраве своего обладателя.  Пристальное  внимание  18 В фильме  режиссера  Васильева  образ  Малюты  Скуратова  соответствует описанию  данного героя в романе  А.К.Толстого Между новыми  любимцами  Государевыми  отличались  Боярин Алексей Басманов, сын  его, Кравчий  Федор, Князь  Афанасий  Вяземский,  Василий  Грязной,  Малюта  Скуратов­ Бельский,  готовые на все  для  удовлетворения  своему  честолюбию.  Прежде они под  личиною  благонравия  терялись в толпе обыкновенных  Царедворцев, но тогда выступили вперед и, по  симпатии зла,  вкрались в душу Иоанна,  приятные ему  какою­то  легкостию ума,  искусственною  веселостию,  хвастливым  усердием  исполнять,  предупреждать  его волю как  Божественную,  без всякого  соображения с  иными  правилами,  которые  обуздывают и  благих Царей и  благих слуг  Царских, первых в их желаниях,  вторых в  исполнении  оных. Окончена  служба  вечерняя в  Слободе» в  храме, где царь и вез ближние  опричники в  черных  монашеских  рясах, в  скуфьях стоят. Иоанн –  игумном зовет  себя. Келарь –  князь  Афанасий  Вяземский, а  пономарем –  один из  недавних,  новых  любимцев  Иоанна: ражий, здоровый  мужик, из  служилых  людей, Малюта Скурлятев­ Бельский. Как  пес хозяину, –  глядит он в  глаза Иоанну.  Как  кровожадный  зверь, по  взгляду, по  мановению  руки Ивана,  терзает всех,  на кого укажет царь. И, служа  чужой  лютости,  тешит свою  грубую,  зверскую  натуру, сам  наслаждается.  Истязает так  мастерски,  столько души  влагает в дело,  что свирепый  азиат князь  Черкасский  должен  Основная  характеристик а Малюты  Скуратова в  фильме  режиссера  Эйзенштейна ­ это  преданность,  слепая и  безграничная  преданность  царю, однако  сочетающаяся, с крайней  жестокостью,  причем в  отличие от  Ивана  Грозного, это  жестокость  ради  жестокости,  без особых  высоких  принципов.  Человек из  низшего  сословия,  мечтающий  подняться как можно выше,  идущий к  этому путем  верного  служения  царю и  крайней, как  уже  говорилось,  жестокости. В фильме  Григория  Скуратова  неоднократно  называют  «Псом» и  «Рыжим  псом».  Особенно  часто так к   нему  обращается  Иван Грозный. Этим  режиссер писателя  акцентируется на голосе Малюты,  его манере  говорить. В связи с этим большой  интерес  представляет  сцена допроса  Никиты  Серебряного,  описанная в  главе «Веселые  люди».  А.К.Толстой  очень достоверно передает в ней  интонационные  оттенки речи  своего персонажа Митропол ит Филипп             ­ «…Среди  хладных волн  Белого моря, на  острове  Соловецком, в  пустыне дикой,  но знаменитой в  уступать ему, – тот самый  князъ Михаил,  который  шашкой своей  на четыре  куска разрубил казначея  царского  Тютина. Хитрый,  лукавый, как  все выскочки  из черни,  чуждый  жалости и  самолюбия,  Малюта успел  понемногу  втереться в  доверие к  царю, не  только как  искусный,  толковый  палач, но как  советник…  Постепенно  забирает в  руки всю  дикую,  неистовую  братию  Слободской  обители, с  Федором  Басмановым во главе, – этот  простой,  неуклюжий с  виду,  краснобородый мужик,  который, с  таким грубым  видом, –  сладкой  лестью умеет  щекотать  усталую душу  Ивана. На соборе духовном, собравшемся немедленно, по   желанию царя   избран 19 подчеркивает  преданность  Малюты  своему  государю. В   фильме режиссера Эйзештейна, митрополит Филлип предстает хитроумным и В   фильме   же 1991   года   мы можем наблюдать объективный и действительн России  святостию своих первых  тружеников  Савватия и  Зосимы сиял  добродетелями  Игумен Филипп, сын Боярина  Колычева,  возненавидев  суету мира в  самых цветущих летах юности, и  служа примером строгой жизни  для Иноков­ отшельников…» «… Безмолвствовал  и  добродетельный  Митрополит для граждан и Бояр  отчаянных; но  Бог видел его  сердце, а Царь  слышал тайные  увещания, самые жестокие  укоризны, к  несчастию  бесполезные:  убегал, не хотел  видеть его.  был митрополито м   Филипп,   в миру раньше – Федор Степаныч Колычев,   из рода прусских выходцев, уже два века   живших в   России, – даже   суровых монахов­ соловчан дивил подвигами святости. Зная продажность, распущенност ь   и   алчность большинства высших представителе й духовничеств а,   Иоанн   и выбрал Филиппа, прославленно го   во   всей земле, строгого, безупречного монаха, известного благочестием. Хоть   одного бы   человека вроде Макария захотелось царю   иметь возле себя.    из жестоким, что,   хотя   и идет в разрез с реальной историей, неудивительно ,   учитывая идеологию того времени. Митрополит Филипп становится   в фильме притягательно й   силой   для приверженцев Ефросиньи Старицкой, одной главных противниц Грозного, нареченной «боярской царицей». Все, что   связано   в фильме с личностью   и делами Филиппа, окружено таинственным мраком, заговорщицки ми недомолвками   шепотом, , злыми и «покорными» взглядами, намеками.     20   сильный о   образ митрополита Филлипа.   Это объяснимо возращением Русской Православной Церкви в жизнь   народа и отсутствием строгой цензуры   уже распавшегося СССР. Мы   видим доброго, честного, неподкупного ,   смелого   и воистину праведного человека,   не боящегося   ни Царского гнева,   смерти. Множество раз повторяет он свой отказ благословить Царя   Малюте Скуратову, даже не смотря   на явные   угрозы со   стороны последнего: «Благословля ют добрых на доброе…»   ­ так   говорит митрополит опричнику. ни

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."

Исследовательская работа "Влияние времени Влияние времени на изображение образов исторических персонажей в кинематографе, на примере фильмов «Иван Грозный», созданных в 1944 и 1991 гг."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2019