Исследовательский проект ""

  • docx
  • 03.10.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект.docx

 Исследовательская работа

Традиции и обряды  «Русский  КАРАВАЙ »

 

 

1.Введение

2. Глава 1.  История каравая

                Символика украшения каравая

                Обряды и традиции, связанные с караваем

3. Глава 2. Особенности выпечки каравая

4. Глава 3. Экспериментально-практическая работа по изготовлению                         именинного каравая

5. Заключение

6. Список литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого главного продукта.

Каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями. А потому становится актуальной тема «Что такое каравай?».

Объект исследования: каравай

Предмет исследования: символичные украшения каравая

Цель исследования: изучить символику украшения каравая и традиции, связанные с ним

Задачи:

·        Найти  и структурировать материалы по данной теме, из литературных источников и Интернета;

·        Провести опрос «Что такое каравай» среди одноклассников и членов семьи;

·        Испечь каравай.

Методы исследования: поиск и структурирование материала, анализ, опрос, сравнение.

Гипотеза: Символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.

 

Весь процесс изготовления каравая по русскому обычаю сопровождался исполнением специальных каравайных песен, в которых рассказывалось об этапах его создания:

Валю, валю сыр каравай

С правой руки на леву,

С левой руки на праву —

По золоту лоточку,

По золоту лоточку,

По серебряному блюдечку.

Каравай на лавку взлез,

Каравай по лавке пошел,

Каравай на полку сел,

Каравай на печку взлез,

Каравай с печки слез,

Каравай на лопату сел,

Каравай в печку глядит.

Каравай валяется,

Каравай шатается,

Пошел каравай по дубовым столам,

По скатертям браным,

Тогда зашел каравай к нам.

 

ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАРАВАЯ

 

… «Каравай, каравай, кого хочешь выбирай…» эту песню обычно поют, празднуя чьи-то именины. А почему каравай? Этим вопросом заинтересовалась я. Я часто в хлебном магазине видела хлеб разной формы и названия, но каравая там не было.

Так что же такое каравай и можно ли его сделать самой.

Это вопрос Саша задала всем членам своей семьи. Вот их ответы:

Папа: Это хлеб, просто хлеб.

Мама: Это праздничный хлеб. Я думаю, в старину он выполнял роль торта. А в наше время каравай остался символом значимых событий, таких как свадьба или встреча дорогих гостей. Встречать гостей караваем или «хлебом - солью» - русская традиция

Бабушка: Праздничный красивый хлеб. Символ русского гостеприимства.

Дедушка: Это красивый, круглый хлеб с украшениями из теста. Его подают на праздник.

Подруга : Это круглый вкусный хлеб.

Затем этот же вопрос я  задала ребятам своего класса, по результатам которого можно сделать вывод о том, что многие дети не знают о назначении каравая. Традиция свадебного каравая уходит своими корнями в далекое прошлое. К великому нашему сожалению, теперь уже нет возможности с абсолютной достоверностью определить значение и символику обряда. Но сказки и сказания наших предков позволяют разъяснить хотя бы малую толику символического значения свадебного каравая.

Каравай выпекается из муки, которая в далекие времена доставалась невероятно тяжким трудом. Хороший урожай означал благосклонность богов к честному труженику, отсюда глубинный смысл свадебного каравая: он служил напоминанием молодой семье, что только благодаря неустанному труду можно жить благополучно и сыто. Круглая форма не случайна - каравай является символом почитания верховного бога, дарующего жизнь всему сущему, бога солнца Ярило.

Свадебный каравай непременно украшался узором из теста. Символика узоров также имела постоянное значение. Веточка калины - символ любви, цветок со множеством лепестков в центре каравая - дети в семье, колоски или виноград - благосостояние и мир в доме, голуби символизировали супружескую верность, кольца и завитки по окружности замыкали все символические пожелания магией солнца. В такой форме родные и близкие преподносили свадебное послание молодым, и в те времена прочитать его не составляло труда.

Существовал и обряд создания теста для свадебного каравая. Участвовать в этом процессе могли только счастливые в браке женщины, не причинившие никому зла и наделенные большим потомством богиней семейного очага и женской доли Макошь. Когда каравай был готов к выпечке, звали женатого мужчину, славного своим добрым нравом и крепким хозяйством. Этот мужчина сажал каравай в печь. И творение теста, и посадка каравая в печь сопровождалась обрядовыми песнями, в которых люди обращались к богам и просили не гневаться на молодую семью, но одарить их благополучием в доме и здоровыми детками.

Особое значение придавалось и размерам каравая: он не должен быть слишком большим, чтобы не вызвать гнев богов хвастовством, но и не может быть маленьким - счастья в доме должно быть в меру, излишество так же вредит, как и недостаточность.

Свадебный каравай подноситься молодым в начале праздника и стоит перед ними на праздничном столе, а затем бережно хранился молодой женой, как символ семейного счастья.

Традиции славян формировались на протяжении тысячелетий, они наполнены мощной позитивной энергией. И мы, их потомки, можем использовать этот бесценный дар. Свадебный каравай на вашем празднике - это оберег благополучия и процветания молодой семьи. Свадебному караваю всегда уделяется особая роль в обрядах русской свадьбы. Практически на всех современных свадьбах присутствует обряд, когда родители жениха встречают молодоженов после регистрации и держат в руках каравай на красиво вышитом рушнике и икону. Так, они благословляют молодоженов.Существует примета, кто больше кусок каравая откусит, тот и будет в семье хозяином, причем делать это надо, не касаясь руками.

Наши предки уделяли огромное внимание свадебному караваю. Его круглая форма

олицетворяла собой солнце, а сам он был символом богатства и сытости. Это связано

с тем, что на Руси долгое время процветало земледелие и существовало множество

обрядов, посвященных плодородию и земле. Так как хлеб пекся из муки, то считалось, что «он - дар матушки земли». Свадебный каравай пекли женщины, удачливые в браке и имеющие здоровых детей, так как считалось, что их удача передается молодой семье. Поэтому выпечка свадебного каравая было ответственным и почетным делом.

Считалось, что чем больше будет каравай по размеру, тем лучше, богаче и сытнее будет жизнь у молодых, поэтому свадебные караваи старались испечь огромных размеров.

Для украшения свадебных караваев использовались узоры из теста, это были плетеные косички, цветы, колоски ржи и веточки калины. Калине на Руси приписывали особые свойства, она была символом любви. Это связано с тем, что большинство свадеб на Руси игралось по осени, когда основные работы в поле закончены, в это время и созревали красные ягоды калины. Стоит отметить, что раньше, ветками калины украшали комнату, в которой пекли свадебный каравай.

Сегодня каравай можно заказать или купить в кондитерской, специальном магазине или найти знакомых, кто пек караваи, имеет большой опыт и попросить их сделать это важное приготовление. Можно попросить испечь каравай и близких родственников по рецепту.

Рецепты можно узнать в кулинарных книгах или поискать в интернете. Здесь приводится один рецепт:

Рецепт:

сахар

1 стакан;

желтки 3 штуки;

белки 5

штуки;

молоко 0,5 л;

дрожжи 100 г;

соль

1 ч.л.;

ванилин;

сливочное масло 250г

изюм без косточек 1/3 стакана;

мука1кг

Способ приготовления:

Замесить опару из 1-1,5 стакана муки, теплого молока и дрожжей, затем дать хорошо подняться. Потом добавить желтки, растопленное сливочное масло, соль и пряности по вкусу, сахар и подготовленный изюм. Вымешать крутое тесто, постепенно добавляя муку и взбитые в пену белки яиц. Затем дать тесту подняться, обсыпав поверхность мукой и поставив посуду с тестом в теплое место. Подготовленное тесто разделить на 2 куска нужной величины, оставив часть теста для изготовления украшений. Скатать из каждого куска теста шар и уложить их на смазанный маслом лист. Из оставленного теста разделать два тонких жгута (по величине окружности каждого каравая), соединить их вместе в виде веревочки и обвить ею отдельно каждый приготовленный каравай. Поверхность каравая оформить узорами из теста, закрепив подготовленные украшения с помощью взбитого белка или небольших заостренных деревянных шпилек, и дать караваю еще раз подойти. Осторожно смазать украшенную поверхность окончательно подошедшего каравая взбитым яйцом. После этого поверхность каравая можно посыпать измельченным изюмом и миндалем. Выпекать каравай в горячей духовке около часа или немного больше, в зависимости от его величины. Затем готовому караваю дать хорошо остыть и укрыть его льняным полотенцем до использования. Украшения из тертого теста желательно разделывать сразу же, после начала приготовления основного теста.

С давних лет и по сей день хлеб, и рушник идут в паре. Очевидно, символика хлеба требовала уважительного отношения к нему и требовала, чтобы он никогда не лежал на «голом», не покрытом рушником столе. Рушниками накрывали хлеб на столе, кадку с замешанным тестом.

Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.
Кроме обычая с хлебом на рушнике встречать почетных гостей, сохранился обычай дарить хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события.

 

Важным элементом при обряде, когда свадебным караваем родители угощают молодых, является свадебный рушник. Один из вариантов рушников - это красивое, вышитое узорами полотенце, на котором подносят каравай, его ещё называли "хлебосольный рушник".

На нем вышивали пары птиц, символизирующие молодых, их имена, цветы, растительные узоры, а так же пожелания богатства, здоровья и счастья. Рушник принято хранить всю жизнь.

Вообще в приданом девушки должно быть множество рушников, поэтому молодая невеста задолго до свадьбы должна была их приготовить. Вышитые особыми узорами рушники использовались на протяжении всех свадебных обрядов, молодая невеста

дарила их родственникам мужа, ими наряжались свадебные повозки, укладывали

на спину лошадям, при венчании молодые стояли на белом венчальном рушнике, ими

же украшались иконы, которыми благословляли родители молодых. Во время венчания руки молодых жениха и невесты были связаны одним рушников как символом духовного единства.

Сегодня «хлебосольный рушник» может заменить красивое льняное полотенце с вышитым или нарисованным узором.

Ведь самое главное, это символизм этой церемонии и то, с какими чувствами молодые относятся к этому ритуалу.

Это очень древняя и красивая традиция, которой не стоит пренебрегать в современное время. Ведь свадьба вобрала в себя и языческие и христианские традиции, она является и светским и церковным (венчание) праздником.

Во время проведения свадебных ритуалов и самой свадьбы человек приобщается к своим корням и предкам, поэтому важно сохранять эту связь на протяжении поколений.

 Некоторые ребята вспомнили о традиции водить хоровод и петь песню «Каравай, кого хочешь выбирай…» .

Немало информации о каравае узнала я из произведений русского народного творчества и сказок народов мира. Вместе с ребятами  я сначала с удовольствием рассматривала изображения караваев и различные украшения на них, а потом предложила оформить выставку детских рисунков «Наш каравай». Выбрав наиболее подходящий рецепт приготовления каравая, я вместе с бабушкой  испекла его.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема исследовательской работы стала интересной и актуальной. С хлебом мы встречаемся ежедневно и, возможно, у нас теряется значимость этого продукта. Изучая литературные источники, мы познакомились с историей каравая, символикой украшений и главными обрядами, связанными с ним. Выполняя цели и задачи, поставленные перед началом работы, мы убедились, что каравай - это, по сути, буханка хлеба, но не простого, а хлеба праздничного, всегда имевшего определенное назначение, обрядовость, символику. И так же, как обычный хлеб, - со своей богатой историей и традициями.

Проделав много работы, связанной с данной темой, можно сделать вывод о том, что символичные украшения на каравае связаны с различными обычаями.                                                                                                                                                                                                                            

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.Н. Андреев (2003) Производство сдобных хлебобулочных изделий.

2. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба — М.: Современник, 1985

3. Гура А. В. Каравай // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М.: Международные отношения, 1999. — Т. 2. — С. 461-466. — ISBN 5-7133-0982-7.

4. Иванов В. В., Топоров В. Н. Каравай // Мифы народов мира: Энциклопедия, в 2 тт. — М.: Советская энциклопедия. — 1980. — с. 398—406.

5. Е.И, Перетятко (2006), Кондитер. Учебное пособие.

6. "Мифы народов мира. Энциклопедия". В 2-х т. Гл. ред. С.А. Токарев. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998

7. И. Шангина "Русские девушки" глава "Каравайный обряд"

 

Каравай — хлеб, который редко едят каждый день. Символ настоящего славянского праздника, он готовится только по особенным датам и требует для своего изготовления как большого количества разных продуктов, так и настоящего мастерства от кулинара.

Каравай хлеба

История каравая

Каравай всегда был неизменным атрибутом различных обрядов и народных праздников. История каравая началась еще в древнем Египте. Именно египтяне создали традицию использовать в качестве символа богатства и благополучия круглый хлеб каравай, олицетворяющий солнце, от них она перешла к грекам и римлянам, а позднее была унаследована славянскими народами.

Из-за символизма и использования только в торжественные моменты приготовление каравая с течением времени превращалось в настоящий обряд. Так, приготовлением теста для каравая на Руси занимались только замужние женщины, имевшие детей. Считалось, что их семейное благополучие и житейская мудрость будет передаваться через каравай хлеба новобрачным и гостям, которых потчуют им. А вот ставить в печь этот хлеб должен был непременно мужчина. Весь этот процесс обязательно сопровождался пением песен и чтением молитв.

Разумеется, каждый славянский каравай хлеба в старину был настоящим произведением искусства. Его не стыдно было подарить дорогому гостю или поставить на богатый праздничный стол. Немудрено, что иногда самих украшений на таком изделии бывало больше, чем самого хлеба.

Сегодня круглый хлеб каравай продолжает использоваться в качестве праздничного, но его значение здесь, конечно, уже значительно меньше. Он, скорее, превратился в дань традициям, нежели в какой-либо значимый символ. Тем не менее, его настоящий вкус уникален, богат и любим многими. Но при этом из-за своего состава и свойств такой сорт хлеба очень быстро черствеет, и, учитывая большое количество ингредиентов  и дороговизну производства, он редко производится крупными заводами, оставаясь по-настоящему домашним продуктом или прерогативой небольших частных пекарен, работающих под заказ.

Состав каравая

Главное достоинство каравая — его роскошный вкус. Достигается он благодаря использованию при приготовлении его продуктов, редко используемых для выпечки обычных хлебобулочных изделий. Как готовится каравай? Непременными ингредиентами, входящими в состав каравая, являются яйца, большое количество сахара, молоко и растительное или сливочное масло. Яиц должно быть не меньше 8-10. Часто для обогащения вкуса в рецепт каравая добавляют корицу, кукурузное масло, ваниль и различные специи.

Как делается украшения каравая? Различные украшения, благодаря которым он и привлекает больше всего внимания, делаются из того же теста, что и сам вкусный каравай хлеба, а приклеиваются к его поверхности благодаря тому, что само тесто основного части смачивается водой.

Разумеется, такой состав каравая не позволяет назвать его диетическим блюдом. Мало того, что готовится круглый хлеб из муки высшего сорта, весьма опасной для фигуры, так ещё и обилие жирных и богатых белками продуктов никак не способствует повышению диетичности его.

Но с другой стороны, ароматный каравай белого или ржаного хлеба — блюдо настолько же редкое на нашем столе, настолько и красивое. Поэтому при здоровом образе жизни и хорошо сбалансированной диете беспокоиться о том, что два раза в год на чьей-то свадьбе вы поели круглый хлеб — не стоит. Да и побаловать себя таким вкусным блюдом иногда можно просто так — всё-таки, хорошее настроение не меньший друг здоровья, чем правильное питание.

 

 

 

 

 

Обоснование выбора темы.

Не напрасно народ,

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет,

Самой первой святыней.

Золотые слова,

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

Я выбрала эту тему проекта неслучайно. Ведь в жизни каждого человека хлеб входит с рождения. С самых малых лет нам прививают любовь, уважение и бережное отношение к этому продукту. На прилавках магазина можно увидеть большое разнообразие хлебобулочных изделий, но ни одно из них не сравнится, со свежеиспеченным в домашних условиях. Моя мама по выходным печет дома в духовке хлеб. Мне очень нравится, когда дома пахнет хлебом. Для меня это запах семьи, уюта и тепла. Хлеб используют в виде закусок – гренки, сэндвичи, бутерброды. Поэтому моей цельюявляется научиться в домашних условиях готовить гренки.

Задачи:

  • развивать творческое мышление и самостоятельную деятельность, используя данный проект;
  • сформировать осознанное, бережное отношение к хлебу;
  • разработать, и выполнить творческий проект;
  • изучить процесс приготовления гренок;

Обьект исследования: хлеб.

Предмет исследования: «Хлеб – всему голова»

Метод исследования: наблюдение, сравнение, анализ, практический опыт.







План организации по приготовлению проектируемого изделия

Для того, чтобы не упустить ничего важного в проекте, я составлю схему.





https://arhivurokov.ru/multiurok/6/a/b/6ab5b778df3771c5117e572a8260cb74710c0b10/tvorchieskii-proiekt-khlieb-vsiemu-gholova_1.png

Правила ТБ

Нормы санитарии и гигиены











Выявление основных параметров и ограничений:

Мое блюдо должно быть аппетитным, вкусным и аккуратно выполненным. Гренки должны иметь низкую себестоимость, быть полезными.

Банк идей и предложений

Бутерброды вносят разнообразие в меню, их приготовление не занимает много времени, они удобны для питания, как дома, так и в путешествии. Побродив по мастер-классам, выложенным в сети Интернет, я убедилась, что мастер-классов по приготовлению закусок из хлеба великое множество!!! Перебрав буквально все, я решила приготовить гренки.

 

Из истории:

Еще 15 тысяч лет назад человек впервые стал использовать в пищу зерна диких злаков. Сначала их ели сырыми, потом стали растирать между камнями и добавлять воду. Самый первый хлеб был жидким, как каша. Первую буханку хлеба более 7500 лет назад сделал египтянин, случайно оставивший на ночь в печи смесь муки и воды. С появлением огня хлеб стали выпекать. Со временем качество выпекаемого хлеба улучшалось. Он стал более пышным и мягким. Следующим этапом развития хлебопечения стал хлеб из кислого теста. Считается, что способ его приготовления был открыт примерно 5 тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло, и, желая избежать наказания, он рискнул испечь лепешки. К его удивлению они оказались вкуснее, пышнее, румянее, чем из пресного теста. Существовало много способов заквашивания теста. В качестве дрожжей использовали, например, бактерии, имеющиеся в воздухе. Для этого нужно было оставить на открытом воздухе злаки, замоченные в воде. Галлы и иберийцы использовали в качестве закваски снятую с пива пену.

Интересно, что люди, выпекавшие хлеб, пользовались в былые времена большими почестями. В Древней Греции хлебопек мог занять очень высокий пост. Там же существовали специальные школы пекарей. В Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, ценился в 100 тысяч сестерций, в то время как гладиатор только в 10-12 тысяч сестерций. По старым германским законам преступник, убивший пекаря, наказывался втрое строже, чем за убийство человека другой профессии. В Древней Греции, как и в Древнем Египте, черствому хлебу отводилась особая роль. Считалось, что он помогает при заболеваниях желудка. Его прописывали в качестве лекарства больным, страдающим несварением желудка и другими болезнями. Некоторые древние лекари считали, что одно только лизание корки черствого хлеба способствует прекращению болей в желудке.

Рассматривать хлеб как целебное средство против разных болезней было свойственно многим народам. Между прочим, очень распространенным среди английских солдат в период колониальных войн было убеждение в том, что насморк можно вылечить, нюхая буханку свежевыпеченного хлеба.

Почему хлеб стал называться хлебом

Хлебопекам Древней Греции мы обязаны, как считают многие ученые, и самим происхождением слова "хлеб". Греческие мастера применяли для производства этого продукта горшки специальной формы, называемые "клибанос". От этого "клибанос", по мнению специалистов, у древних готов было образовано слово "хлайфс", которое затем перешло в язык древних германцев, славян и многих других народов. В старонемецком языке существует слово "хлайб", которое похоже на наш "хлеб", украинский "хлиб" и на эстонский "лейб".

Хлеб – это пищевой продукт, выпекаемый из муки разных сортов.

В этимологическом словаре указано, что слово »хлеб» образовано от слова «жити» (жить) при помощи суффикса – то. На Руси хлеб называли жито.

Испокон века хлеб был не простой едой. Он являлся показателем благосостояния человека. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, святое чувство. С древних времен на Руси самым большим грехом считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, а еще большим – растоптать эту крошку ногами.

 Каким был хлеб на Руси? С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.



2.5. Мифологическое значение слова «хлеб»

Хлеб – наиболее сакральный (божественный) вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества. Требует к себе особо почтительного и почти религиозного отношения. В быту и в обрядах часто объединяется с соль.

Хлеб упоминается в сочетании с Богом, землёй, солнцем и практически лишён негативных значений.

У восточных и западных славян было принято, чтобы буханка хлеба постоянно лежала на столе в красном углу. Хлеб на столе символизировал достаток дома, постоянную готовность к примеру гостя, а также был знаком божественного покровительства и оберегом от враждебных сил. По общеславянскому выражению, хлеб –«дар Божий», а по русскому, «стол – ладонь Божья»

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность. Нельзя оставлять кусок хлеба на столе, иначе похудеешь – «он тебя есть будет».

Разрезание хлеба и распределение его между едоками были обязанностью мужчины, а заквашивание теста и выпечка хлеба – женскими занятиями.

Хлеб широко использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорождённому, брали с собой, отправляясь в дорогу, чтобы он охранял в пути, клали на место, где лежал покойник, чтобы хлеб победил смерть и умерший не унёс с собой плодородия, выносили на улицу при приближении грозы или градовой тучи, чтобы защитить посевы, обходили хлебом загоревшееся строение или бросали его в огонь, чтобы остановить распространение пожара.

Хлеб оставляли на ночь на месте будущего дома, чтобы определить, подходит ли оно для строительства; несли его при переходе в новый дом.

Хлеб широко использовали в качестве обрядового дара: брали его с собой, отправляясь свататься, с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания, везли хлеб вместе с приданым невесты, угощали им друг друга в различных обрядовых ситуациях.

Хлеб, забытый в печи, наделяли особыми свойствами; его давали человеку, который тосковал по умершему, чтобы он забыл их, использовали как лечебное средство.

В русской свадьбе молодых благословляли иконой и хлебом, на рукобитье клали их руки на хлеб при заключении договорённости о свадьбе. Из глубины веков, из старинных легенд дошли до нас слова «КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ». Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

Хлеб в устном народном творчестве

Издавна люди начали слагать сказки, загадки, пословицы, поговорки.

В устном творчестве русского народа, упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, с давних пор он употреблялся в пищу, от того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. 

Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. Его ароматность дарит ожидание. И даже сухая корочка будит силу в человеке. Пусть никогда он не черствеет, так как, говорят, когда черствеет хлеб, то черствеют души.

Практическая работа

Организация рабочего места и техника безопасности.

 

Особое внимание следует уделить рабочему столу:

  • рабочее место не должно быть загромождено.
  • удобно, когда инструменты и приспособления располагаются по правую руку от работающего, а материалы — по левую.
  • перед работой мыть руки.
  • инвентарь и оборудование необходимо всегда содержать в чистоте
  • при нарезке любого продукта пальцы левой руки должны быть согнуты в суставах, плотно держать продукт и находиться как можно дальше от лезвия ножа.

Оборудование и материалы:

  • доска разделочная для нарезки хлеба
  • кухонный нож
  • тарелки и блюда

Ход работы.

  • проверяю качество продуктов, входящих в состав блюда
  • приготавливаю блюдо согласно технологии приготовления.

Продукты

Количество

Технология приготовления

Батон

 

Яйцо

 

 

 

Молоко

 

 

 

Сливочное масло

400 г

 

3 шт

 

 

 

60 мл

 

 

 

100г

  1. Батон нарезаю на ломтики ( толщиной 10мл)
  2. Промыв яйца, разбиваю их в глубокую миску взбиваю венчиком до однородного состояния, добавляю соль.
  3. Добавляю молоко, взбалтываю.
  4. Включаю кухонную плиту на средний огонь. Растапливаю масло на сковороде. Ломтик батона окунаю в яично-молочную смесь. Выкладываю на сковородку будущие гренки.

Обжариваю до золотистого оттенка на поверхности, после чего переворачиваю кусочки при помощи деревянной лопатки. Снимаю блюдо с огня.

 

 

 

Обоснование проекта

Подводя итоги проделанной работы, необходимо проверить, соответствуют ли приготовленное блюдо предъявляемым требованиям.


• Технологичность:
гренки приготовлены имеющимся оборудованием, из доступных продуктов, по рациональной технологии.


• Экономичность: очень экономичное блюдо.

 

• Экологичность: блюдо приготовлено из экологически чистых, свежих продуктов.

• Безопасность: приготовление гренок проводилось в полном соответствии с требованиями безопасности.

 

• Эргономичность: рабочее место было организовано с наименьшими энергетическими затратами.

 

• Посильность: работа соответствует уровню моей подготовки.

 

• Значимость: приготовлено собственными руками.

 

Итоги проектной работы

Выполненное изделие соответствует определённым мною требованиям. Моей семье понравились гренки. Я довольна своей работой и получила огромное удовольствие при её выполнении.

Рекламный проспект

Есть простые слова – хлеб всему голова!

И поэтому он в середине стола.

Что не ешь, без него никуда,

Если нет его, на столе пустота.

Свежий хлеб ароматом пьянит,

Через расстоянье голод утолит.

Самое главное в избе – русская печь

Да хлеб на столе!

 



 

Список используемой литературы

-Учебник «Технология» под.редакцией О.А.Кожиной

Интернет.

 

 













 




 

Скачано с www.znanio.ru