Тема исследовательской работы:
«Изучение свойств почвы и их влияние на качество микрозелени»
Номинация «Естественнонаучная»
Авторы:
Короленко Софья Алексеевна,
ученицы 8 а кл.
Руководитель:
Асташина Светлана Владимировна, учитель географии, биологии, химии
Дятьково, 2025 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….… 3
Глава 1. История использования микрозелени ………………………………... 5
Глава 2. Изучение образцов земли для получения рассады ………………... 7
2.1. Определение структуры почвы исследуемых образцов …………..7
2.2. Определение кислотности почвы ……………………………………8
Глава 3. Выращивание микрозелени на опытных образцах почвы …………. 9
Заключение ……………………………………………………………………. .16
Список используемой литературы…………………………………………… 17
Приложение ….…………………………………………………………………18
Введение
В последние годы значимым в современном обществе становится здоровый образ жизни, который включает в себя занятие спортом, правильное питание. Правильное питание как мы помним это правильное сочетание продуктов и их умеренное употребление. Не обойтись при правильном питании без свежей зелени. И здесь возникает закономерный вопрос, где взять её зимой и в больших количествах. Да, конечно, сегодня супермаркеты в изобилии содержат эту продукцию, но хотелось, чтобы она была экологически чистая и свежая. Решение этого вопроса приходит само собой это самостоятельно вырастить зелень у себя дома. В условиях короткого дня это сделать это достаточно сложно, но можно. Дальше надо решить вопрос какие взять семена и на какой почве выращивать. И тут я задумалась ведь состав почвы это половина успеха здоровой продукции. Следовательно, к этому вопросу надо подходить очень внимательно, в результате я решила проверить действительно ли состав почвы может повлиять на выращивание зелени. На мой взгляд эта работа увлекательна и познавательна в равной мере. Для своей работы я решила выбрать микрозелень. Это решение не спонтанное, семена легко достать в любом магазине, прорастают и растения быстро растут, результат не за несколько недель. Но и достоверность проведения эксперимента не вызывает противоречий За первые 10 дней своей жизни молодая зелень не успевает накопить в себе вредных веществ из атмосферы и живет в экологически чистых условиях, поэтому несет в себе максимум пользы. С этой целью я решила провести своё исследование и научиться выращивать микрозелень в домашних условиях на различных почвах. Сравнить и описать полученный результат.
Актуальность работы очевидна, каждый из нас может вырастить в домашних условиях на наиболее подходящем питательном субстрате за короткий срок полезную, и содержащую много питательных веществ зелень, которая содержит вещества, влияющие на пищеварительную и иммунную системы. Данный способ витаминизации не является дорогостоящим, но экологически чистым, так как человек может контролировать все этапы процесса от закладки до сбора урожая. Надо отметить, что процесс не занимает много времени, так же может принести эстетическое удовольствие для любителей садоводства.
Цель: изучить влияния свойств земли состава и структуры почвы на рост и качество микрозелени.
В ходе проведения подготовке к исследованию, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Выявить особенности структуры и состава почвы используемой для высадки рассады.
2. Определить наиболее благоприятные условия рН почвы для выращивания качественной микрозелени.
3. Определить как азотные и калийные удобрения влияют на рост микрозелени.
4. Составить рекомендации по подбору почвы и выращиванию н аней микрозелени.
Объектами исследования являются: почва для выращивания микрозелени.
Гипотеза исследования: состав и качество почв, а также вносимые минеральные вещества влияет на рост и качество микрозелени.
Исследование проводилось в МАОУ «Дятьковская городская гимназия» в период с октября по декабрь 2024 года.
Оборудование: универсальная лаборатория «Точки роста», микрозелень редис, подсолнечник, образцы грунта: обычная земля с огорода. Универсальный грунт для рассады, подкисленная почва для голубики.
Методы: метод наблюдения и эксперимента, сравнительно – аналитический.
Глава 1. История использования микрозелени
Микрозелень — молодые побеги растений, которые используются как в пищу, так и для украшения блюд. Её используют в салатах, супах, коктейлях, смузи, других напитках и блюдах. Из-за высокого содержания полезных веществ такая пища считается очень перспективной, а её потребление неуклонно растёт. История микрозелени насчитывает сотни лет. Еще в XVI веке в Японии монахи приступили к выращиванию микрогрина. Они оценили его пищевую ценность и декоративное использование в блюдах.
В Древнем Риме и Греции выращивали молодые ростки как пищевой продукт. Микрогрин применяли в качестве лекарственного средства для лечения многих болезней и для укрепления здоровья.
В 1920 году ученый из США Эдмон Зекели предложил концепцию биогенетического питания. Молодые ростки растений классифицировались как один из полезных продуктов. В часть рациона он предлагал включать пророщенные семена. Он считал эти ростки биогенетическим продуктом, который несет жизнь. Причина такого мнения заключается в том, что во время проращивания минералы семян преобразуются в хелатную формулу. Это такое соединение, при котором минералы прочно связаны с аминокислотами. Именно хелатную формулу организм усваивает идеально.
В 1940 году агрохимик из США Ч. Шнабель доказал, что животные, употребляющие молодые ростки в качестве пищевой добавки, становились более энергичными и здоровыми, по сравнению с теми, которые питались обычным кормом.
В 1950 году Э. Вигмор, которая основала в США Институт Гиппократа, провела эксперименты с производными ростков пшеницы для лечения разных болезней. В результате появился пользующийся популярностью в настоящее время сок из проростков пшеницы — витграсс. Микробиолог, член комиссии при NASA Р. Янг, который написал книгу об ощелачивании организма, утверждал, что молодые ростки:
-обладают сильными регенерирующими свойствами;
-питательны;
-оказывают отрицательное действие на организм;
-содержат много витаминов и минералов.
Также он утверждал, что сразу после проращивания в ростках образуются фитохимические вещества, которые ведут борьбу с раковыми клетками.
После стремительного развития сельского хозяйства и промышленных производств пищевых продуктов интерес к микрогрину постепенно пропал. Его заменили другими более удобными и долговременными продуктами.
Последние 30-40 лет начал расти интерес к ЗОЖ и правильному питанию. Люди вспомнили о питательной ценности молодых ростков.В современном мире микрозелень «возродилась» в 1980-1990 годах. Некоторые фермерские хозяйства и садоводы решили поэкспериментировать с выращиванием микрогрина и использовать его как пищевой продукт. В ходе лабораторных исследований они обнаружили, что ростки обладают высокой питательной ценностью. Кроме того, у них приятный вкус и красивый внешний вид. Эти качества делали продукт привлекательным для покупателей.
Само же понятие «микрозелень» появилось в Сан-Франциско. Именно там шеф-повара в дорогих ресторанах стали использовать ее при приготовлении блюд. Примерно за 10 лет, к середине 1990 годов, продукт распространился по Южной Калифорнии. Микрозелень использовали не только повара в ресторанах, но и обычные граждане на своих кухнях.
Массовое выращивание микрогрина в Европе началось в 2000-х годах. Первоначально использовали в пищу ограниченное количество сортов. В ассортименте были только: базилик, руккола, кале (кудрявая капуста),свекла, кориандр. Сейчас выращивают несколько десятков сортов микрогрина.
Глава 2. Изучение образцов земли для получения рассады
2.1. Определение структуры почвы исследуемых образцов
Опыт №1 «Определение структуры почвы»
Берём одинаковые навески земли и рассыпаем на листе бумаги для определения структуры почвы и с последующим рассмотрение отдельных частиц. Определение структуры почвы производим по шкале типичных структурных элементов почвы по С.А Захарову.
№1 обычная земля с огорода- структура зернистая.
№2 подкисленная почва – ореховая, на ощупь мягкая с большим количеством разлагающейся органики.
№ 3 грунт для рассады – зернистая с включениями перлита и камушков.
№4 использовали грунт для рассады нос добавлением азотного удобрения.
№5 использовали грунт для рассады нос добавлением калийного удобрения.
Опыт № 2 «Определение рH»
Отмерим 50 мл дистиллированной водой, затем добавим 10 мг грунта. Размешиваем и даём настоятся в течении 5 минут. С помощью оборудования точки роста универсального индикатора определяем РН
№1 обычная земля с огорода-7,05
№2 подкисленная почва –7,2-6,9
№ 3 грунт для рассады – 7,3-7,2
№4 использовали грунт для рассады нос добавлением азотного удобрения их рН мы не определяли.
№5 использовали грунт для рассады но с добавлением калийного удобрения их рН мы не определяли.
Опыт № 3 «Закладка опыта по проращиванию семян».
В магазине приобретаем 5 лотков для рассады, закупаем семена микрозелени одного производителя bio- greens семена подсолнечника и редиса. Грунт проливаем водой и биофунгицидами и только на следующий день, утрамбовывая бороздки помещаем семена на одинаковом расстоянии друг от друга. Присыпаем семена и поливает водой комнатной температуры отстойной.
№1 обычная земля с огорода-7,05
№2 подкисленная почва –7,2-6,9
№ 3 грунт для рассады – 7,3-7,2
№4 использовали грунт для рассады нос добавлением азотного удобрения их рН мы не определяли.
№5 использовали грунт для рассады нос добавлением калийного удобрения их рН мы не определяли.
Таблица 1 «Появление всходов микрозелени»
день |
Видимые изменения |
1-3 день |
- |
4 день |
Появление всходов |
5-7 |
Появление первых листьев |
8-15 |
Увеличение листовой пластинки |
Составили: Короленко С.
2.1. Определение структуры почвы исследуемых образцов.
Прежде чем приступить к изучению структуры почвы разберёмся с понятием структура почвы. Структура почвы — это морфологический (внешний, визуальный) признак, характеризующий размер и форму почвенных агрегатов (частиц почвы). Структура бывает глыбистая (более 100 мм), комковатая, ореховатая, зернистая, столбчатая, призматическая, пластинчатая, листоватая, чешуйчатая. Берём одинаковые навески земли и рассыпаем на листе бумаги для определения структуры почвы и с последующим рассмотрение отдельных частиц с помощью веб камеры Точки роста. Определение структуры почвы производим по шкале типичных структурных элементов почвы по С.А Захарову.
Рис. № 1 «Структура почвы»
№1 обычная земля с огорода- структура зернистая.
№2 подкисленная почва – ореховая, на ощупь мягкая с большим количеством разлагающейся органики.
№ 3 грунт для рассады – зернистая с включениями перлита и камушков.
№4 использовали грунт для рассады, но с добавлением азотного удобрения.
№5 использовали грунт для рассады, но с добавлением калийного удобрения.
2.2. Определение кислотности почвы
Степень кислотности почвы определяется показателем рН. По этому показателю почвы делятся на: сильнокислые (рН 4,0 - 4,5), среднекислые (рН 4,6 - 5,0), слабокислые (рН 5,1 - 5,5), близкие к нейтральной почвы (рН 5,6 - 6,8), нейтральные (рН 6,9 – 7,3), слабощелочные (рН 7,4 – 8,0), щелочные (рН 8,1 – 8,5).
Для определения кислотности почвы берём одинаковые навески почвы и помещаем в стаканы, заливаем водой и даём время раствору настоятся. Далее с помощью универсального датчика определяем степень кислотности почвы испытываемых образцов.
Таблица № 2 «Определение рН почвенных растворов»
Образец почвы |
Показатели рН |
№1 |
|
№2 |
|
№3 |
|
№4 |
|
№5 |
|
Составила Короленко С.
Глава 3. Выращивание микрозелени на опытных образцах почвы
Опытные образцы почвы распределяет по лоткам для выращивания микрозелени. Для своего исследования я взяла №1 обычную землю с огорода, №2 подкисленная почва у меня на даче она используется для выращивания голубики, № 3 грунт для рассады который мы использует для выращивания овощной рассады. В образцах № 4 и 5 добавляем удобрения. В образце №4 использовали грунт для рассады, но с добавлением азотного удобрения. В образце №5 использовали грунт для рассады, но с добавлением калийного удобрения, чтобы сравнить как они могут повлиять на развитие микрозелени.
Все образцы проливаем биофунгицидом для исключения развития плесневых грибов и гнили. Увлажняем почву и оставляем на сутки, после чего уплотняем почву и вносим семена слегка присыпав почвой. Каждый день устаиваем проветривание, чтобы исключить образование чрезмерного увлажнения и загнивания семян.
Таблица №3 «Отличительные особенности микрозелени на опытных образцах почвы»
образцы |
Отличительные особенности |
№1 обычная земля с огорода |
Растения с мелкой листовой пластинкой, вытянутым побегом бледно зелёные |
№2 подкисленная почва |
Растения не высокие, побег вытянутый, прикорневая зона интенсивно окрашена в розовый цвет |
№3 грунт для рассады |
Листья интенсивно зелёные, побег вытянут, листовые пластинки толстые |
№4 грунт для рассады с добавлением азотного удобрения. |
Листья интенсивно зелёные, крупные, побег вытянут, листовые пластинки толстые |
№5 грунт для рассады с добавлением калийного удобрения |
Листья зелёные, побег вытянут, листовая пластинка не крупная. |
Все растения проверили на вкусовые качества, наиболее приятными на вкус были растения образца №3 с подкисленной почвой, наименее вкусными оказались растения образца № 1. Наибольший объём листовой пластинки в образцах №4, вкусовые качества данных астений тоже приятные.
Все растения сильно вытянулись, но этот показатель не относим к характеристикам связанных с качеством почвы, а влияние оказывает короткий световой день, при котором без искусственного освещения растения сильно вытягиваются.
Во всех образцах проверили корневую систему измерили длину главного корня. Сделала вывод что даже при таком не длительном выращивании длина корня в пробе с калийным удобрением на много больше.
Делаю вывод что наиболее благоприятными для выращивания микро зелени выбранных мною сортов редиса и подсолнечника больше подходит образец почвы№ 3 с подкисленной почвой , так как даёт приятные вкусовые качества и № 4 , так как даёт обширную листовую пластику.
Заключение
В ходе проведения исследовательской работы я для себя выяснила микрозелень — молодые растения, которые собирают на ранней стадии роста, когда у них уже появились семядоли, но ещё не выросли настоящие листья. Эти нежные ростки содержат в несколько раз больше питательных веществ, чем взрослые растения. На микрозелень выращивают подсолнечник, горох, брокколи, редис, шпинат, базилик, укроп, петрушку, капусту, руколу, горчицу, редис, свёклу и многие другие культуры. Я для своей работы выбрала подсолнечник и редис.
Научилась определять структуру почвы как один из важнейших показателей плодородия. С помощью лаборатории Точки роста определять такой показатель как кислотность почвы и выяснила что наиболее благоприятным рН для выращивания микрозелени является….. В дальнейшем опытным путём узнала и доказала на полученных результатах что кислотность почвы сильно влияет на вкусовые качества растений.
Выяснила что даже при коротком сроке выращивания азотные удобрения влияют на размер листовой пластинки. Определила, что калийные удобрения влияют на размер корня. Для дальнейших исследований сделала вывод что выращивание микрозелени и образцов растений должно производиться под фотолампами, чтобы минимизировать эффект вытягивания растений от недостатка дневного света.
Убедитесь, что исследовательская работа — это увлекательный процесс, а выращивание зелени позволяет не только разнообразить досуг, но и обеспечить семью полезными и вкусными дополнениями к рациону. А ещё — возможно в будущем превратить любимое хобби в прибыльный бизнес.
Список используемой литературы
1. Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека: практикум с основами экологического проектирования. 8 класс.- М Вако,2015г.-144с.
2. Информационная система почвенно-географическая база данных России. Структура почвы. Режим доступа: https://soil-db.ru/studentam-i-shkolnikam/muzei/muzey-pochvovedeniya-im-sa-zaharova/struktura-pochv
3. Справочный материал Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
Приложение
Серия фото «Изучение почвы»
Фото подготовка почвы
Серия фото «Посев семян»
Серия фото «Всходы»
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.