ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ: «КУКЛА В СУДЬБЕ ЧЕЛОВЕКА»
Введение. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Она остается вечно юной и любимой игрушкой человечества. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых
Актуальность проблемы. В последнее время теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам.
Цель: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы.
Задачи:
- создание экспозиции в музее «Кукла в судьбе человека»;
- проведение экскурсий среди обучающихся школы об истории кукол;
- воспитывать бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям;
- опубликовать в районной газете «Омский пригород» материал по итогам нашего проекта.
Этапы реализации проекта:
1й этап. Исследовательский.
Исследуя данный вопрос, мы опросили ребят, обучающихся в нашей школе, что они знают о традиционной русской кукле, её истории. Узнали, какими игрушками играют наши дети. И вот что получили:
Всего опрошено |
отечественные куклы |
зарубежные куклы |
115 человек |
24 человека |
91 человек |
Игрушки, в том числе и куклы, современных детей, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. В семье изобилие игрушек, которые не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребят спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. Дети, в большинстве своём, не знакомы с традиционной русской куклой, её вытеснили зарубежные аналоги. Мы решили восполнить этот пробел, реализовав проект о наших куклах.
2й этап. Сбор информации.
В России центрами народного кукольного промысла считались Городец, Белгород, Сергиев Посад. Зверушки, барыни, свистульки - народные умельцы создавали необыкновенно душевные, пропитанные русской ментальностью, самобытные и неповторимые игрушки. Период правления Петра I был веком реформ - это коснулось и кукольного ремесла. Из Голландии в Россию были приглашены мастерицы, которые научили русских монахинь собирать фарфоровые детали, открыли секреты папье-маше. Тело, ручки и ножки изготавливались вручную, а головки, представляющие наибольшую сложность в создании, выполнялись на частном фарфоровом заводе семьи Бенуа в Санкт-Петербурге после февральской революции искусство изготовления кукол пошло на спад. Это связано во многом с развитием фабричного производства кукол. Куклы стали серийной фабричной продукцией, оказались лишены уникальности и индивидуального характера. Народные куклы по своему назначению делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые .
Кукла-оберег. Куколкой-оберегом пользовались, когда хотели избавиться и от какой-нибудь напасти. Ее брали в руки, три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: «Отвернись, повернись добром». Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы». Сначала кукла была «игрушкой», а потом она стала защитой от болезней, несчастий и всяких злых духов. Так её и звали: оберег или берегиня. Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать. С рождественскими обрядами была связана кукла «Коза». Выполнялась эта кукла на крестообразной основе, а лицо, рога и борода были сделаны из лыка. «Коза» была наряжена в красивое платье и имела на себе обрядовые предметы: колокольчики, бусы, серьги, мешочки с травами. Данная кукла использовалась в обрядах колядования. Изображение лица в кукле было запрещено. Считалось, что лицо кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и злые силы. Шаровидная голова символизировала солнце, выражая стабильность, защищенность, вечность. Отсутствие ног объясняется не тем, что наши предки не умели их делать, а тем, чтобы кукла не убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат. Кукла должна была давать покой, поэтому руки не изображались. Н С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали куклы. В старинной русской деревне люди были лишены той элементарной медицинской помощи, поэтому, когда малыш появлялся на свет, куколку укладывали с ним, чтобы сбить злых духов с толку. В подарок на именины делали куклу - «ангелочка». Это незамысловатая, но очень симпатичная кукла – оберег, бытовавшая во многих губерниях России. Её изготавливали, используя старинную традиционную технологию, имея под рукой всего лишь лоскутки светлой ткани и нитки. В кроватке куколка находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожающие не защищённому крестом чаду.
Игровая кукла. Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Игровые куклы предназначались для забавы детям. Делали кукол не только из тряпок, а из глины, дерева, кости, соломы, ниток и даже из сыра. Самые старинные матерчатые куклы, что дошли до нас, сделаны во второй половине ХIХ века. Матерчатая кукла была любимой игрушкой и маленькой принцессы, и крестьянской девочки. Этих кукол мастерили своими руками с выдумкой и любовью. Пока дети были маленькими, куклы для них шили, мамы, бабушки, старшие сёстры. С пяти лет каждая девочка могла сделать себе куклу сама. В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. В куклы играли и девочки-малышки, и девушки-подростки, и девушки «на выданье». Они брали своих кукол на посиделки, в гости, в поле. По красоте самодельной куклы судили о вкусе и умениях ее хозяйки. Бывало, что девушка брала с собой корзину с куклами, выходя замуж, и играла ими в свободную от работы и других забот минутку, пока у нее самой не появлялась дочка. Тогда куклы переходили к девочке « по наследству». Кукол бережно хранили и никогда не выбрасывали. Кукла на самом деле выполняла очень важную роль. С помощью неё старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт.
Обрядовая кукла. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла – полено спасла человека. Появились и другие куклы – чучела, которых приносили в жертву разным богам, а взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. У каждой куклы было своё имя: Кострома, Морена, Купало, Ярило, Покосница, и другие. Многие обрядовые куклы популярны и в наше время. Например, знакомая всем, «Масленица». Кукла делается в человеческий рост из соломы или лыка. Её закрепляют на крестовине из дерева. Солома, как и дерево, олицетворяет буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. На руки её вешают тесёмки, завязывая которые, люди загадывают желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны сгореть вместе с куклой.
3й этап Создание экспозиции в музее.
На основе собранного материала в школьном музее была создана экспозиция «Кукла в судьбе человека». Данная экспозиция вызвала живой интерес среди школьников. В ней приняли участие и коллекционеры, которые собирают кукол. Так жительница нашего села, Ким Ирина Альбертовна предложила нам часть своей коллекции кукол на время выставки. Совместно с отделом истории и краеведения Омского муниципального района проведены мастер-классы по изготовлению куклы «Коза» и «Масленица» среди воспитанников нашей школы. Это тоже явилось частью нашего проекта.
3й этап. Экскурсионный.
Активом музея были подготовлены и проведены экскурсии, рассказывающие об истории кукол, которые посетили обучающиеся 1х-8х классов. Экскурсиями было охвачено в общей сложности 234 человека. Много восторженных отзывов об экскурсиях написали нам ребята в книгу отзывов музея. По итогам выставки была опубликована статья в районной газете «Омский пригород». Во время экскурсий нами было проведено анкетирование 228 ребят – посетителей выставки.
Результаты анкетирования
№ |
Вопрос |
ДА |
НЕТ |
Затрудняюсь с ответом |
1 |
Изменилось ли ваше отношение к русской народной кукле после экскурсии? |
221 |
- |
7 |
2 |
Отказались бы вы от импортных моделей кукол в пользу традиционной русской? |
218 |
10 |
- |
3 |
Порекомендовали бы вы своим близким посетить школьную выставку «Кукла в судьбе человека?» |
228 |
- |
- |
Результаты:
- в результате реализации нашего проекта в школьном музее появилась экспозиция, посвящённая куклам;
- у детей появился интерес, желание получать новые знания о куклах;
- школьная экспозиция пополнилась новыми экспонатами, которые принесли в дар музею сами ребята;
- было проведено 12 экскурсий среди обучающихся школы и их родителей;
- мы поделились результатами проекта, опубликовав статью в районной газете.
Практическая значимость: анкетирование выявило рост интереса к традиционной русской кукле. Дети выразили готовность играть отечественными куклами, а не зарубежными.
Литература:
1. Ю.С. Мануйлов «Школьные музеи в системе духовно – нравственного воспитания молодёжи», Нижний Новгород 2016г.
Приложение
Фрагменты проведения экскурсий
Экспонаты выставки
Изготовление кукол «Коза» и «Масленица»
Статья в газете
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.