Исследовательский проект "Особенности цветописи в русских народных и литературных сказках".
Оценка 4.7

Исследовательский проект "Особенности цветописи в русских народных и литературных сказках".

Оценка 4.7
docx
14.10.2021
Исследовательский проект "Особенности цветописи в русских народных и литературных сказках".
Особенности цветописи в русских народных и литературных сказках.docx

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ  учащихся 1-4  классов

« Я познаю мир»

 

Секция: литературоведение и языкознание (романо-германское, русское)

 

Особенности цветописи в русских народных и литературных сказках.

САЙДАЛИЕВА МАЛИКА

 

МБОУ гимназии № 7  4  класс,

Г. Бугульма

Научный руководитель: Чернова О. Я.

 

 

Бугульма,2014 г.

 

 

 

 

Оглавление

 

1.Введение   ___________________________________стр.3

- Цели проекта

- Задачи проекта

- Практическое применение

- Предмет исследования

 

 

2. Основная часть_______________________________стр.4

2а. Цветовая палитра мира

2б. Цветопись в народных и литературных сказках

2в. Виды цветовых слов

 

3.Заключение___________________________________стр.7

 

4.Список литературы____________________________стр.8

5. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Мир, окружающий нас, многообразен и красочен. Изображая его, автор создаёт живую  картину. Читатель, если картина создана настоящим мастером, не только представляет все предметы и их действия, но и слышит звуки, ощущает запахи, видит цвета.

Цветопись – важная часть произведения. Это знали ещё древние сказители. При помощи цветовых слов они характеризовали предмет, выражали настроение. Эту традицию восприняли писатели – сказочники. У любого предмета можно указать цвет. Разделим предметы условно на шесть групп. (Приложение 1)

 Но читатели не всегда понимают важность слов со значением цвета, могут сразу назвать не более 6-7 таких слов. Опрос моих ровесников наглядно показал: цветовое поле их речи бедно. Все сразу же называли цвета спектра, но с затруднением вспоминали оттенки цветов. (Приложения 2,3) Между тем знание цветописи помогает оценить богатство языка и мастерство автора, расширить кругозор, повысить культурный уровень читателя. Актуальность работы в том, что она привлекает внимание  читателей к теме цветописи.           

Цели работы:

      - провести анализ сказок с целью выявления цветовых слов;

         - провести сравнительный анализ народных и литературных сказок с целью выявления сходства и различия в употреблении цветовых слов.

 

       Задачи:

      - собрать материал для анализа (тексты народных и   литературных    сказок);

      - исследовать цветопись сказок;

      - систематизировать данные по собранному материалу;

      - сделать собственные выводы по теме исследования.

 

Практическое применение:

результаты исследования можно использовать в качестве пособия на   уроках литературного чтения, на занятиях кружка любителей книги.

 

Предмет исследования:

фольклорные и литературные произведения.

 

36 русских народных сказок («Семь Симеонов», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Волшебное кольцо», «Иван – Царевич и серый волк», «Смоляной бычок», «Царевна – лягушка» и др.) и 12 литературных (произведения А.Пушкина, Р.Державина, В.Даля, В. Одоевского, В. Жуковского, С.Аксакова, А. Зонтаг) стали материалом для исследования, по результатам которого были сделаны собственные выводы. (Приложение 4) Дополнительная литература не привлекалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основная часть.

 

2а. Цветовая палитра современной жизни богата.  Художники могут назвать десятки тонов и оттенков. Это не только понятные всем васильковый, салатовый, фиалковый и другие, но и весьма необычные: цвет пыли, бисквитный, изабелловый, берлинская лазурь, последний вздох жако (то есть попугая).

2б. В фольклорных и литературных произведениях таких названий не встретишь. В исследованных мною сказках авторы используют привычные цвета спектра: красный, синий, жёлтый, зелёный – или их оттенки: золотой, алый. Часто привлекаются такие тона, как светлый, серый, яркий, чёрный, тёмный. Но излюбленным цветом является белый. Ведь именно белый содержит в себе все остальные цвета спектра. 67 раза он называется в произведениях (36 раз в народных и 31 в литературных). Красный, алый, румяный названы 63 раз (35 и 28 соответственно), чёрный, тёмный – 53 раз (28 и 25), светлый, серый, ясный – 51 раза (32 и 19), зелёный – 32 раз (17 и 15), синий, голубой, лазоревый – 31 раз (21 и 10), жёлтый, золотой (в значении цвета) – 9 раз (4 и 5). (Приложение 5).

Конечно, использовались авторами и такие цвета, как бурый, сивый, рыжий, пунцовый, седой, сизый, но не более двух-трёх раз каждый. 7 раз в общей сложности встретились прилагательные цветной, рябой, пёстрый, разноцветный. Последний цвет спектра – фиолетовый не был назван ни в одной сказке.

Цветовое значение передавалось разными частями речи : пунцовый – прилагательное, потемнела – глагол, каурка – существительное.(…Сивка-бурка, вещий каурка)[1]

Работа помогла мне увидеть, что в народных сказках цветопись встречается чаще. Значит, народных сказителей больше привлекала яркая картина мира, а

внимание писателей-сказочников обращено, в первую очередь, на предметы и действия.

 

__________________________________________________________________

¹ Любимые сказки, М., Изд-во Дрофа,2008, стр.37

 

2в. Как правило, цвет обозначается словом с одним корнем. Но встречаются и сложные слова, где два корня или два цвета: светло-голубой, чернобурые, румяно-золотисто, Синеглазка, сизокрылый, белоснежные.

Прилагательные могут иметь уменьшительно-ласкательный суффикс: белёшенька (земля), румяненький (колобок), чёрненький (бычок). Таких слов немного как в народных, так и в литературных сказках.

Чтобы изобразить предмет правдивее, красочнее, все сказочники используют сравнения и слова в переносном значении. И в народных, и в литературных сказках встречаются сравнительные обороты как снег бела, как мел бела, темнее тёмной ночи, белее полотна.(…Чтоб было от него светло в тёмную ночь, как среди дня белого) [ 1 ]

Делают язык любых сказок богаче и интереснее и слова с переносным значением, они  расширяют кругозор  читателя, заставляют его обращаться к словарю и опыту старших. Стоит дерево, а на дереве золотые яблочки.[2] Здесь прилагательное золотые употреблено в значении цвета, а не материала.  

Благодаря сказкам я узнала, что красна девица – это красавица, красное крыльцо – парадное крыльцо, тёмная орда – враги, позолоченный рожок – месяц жёлтого цвета, белый двор – лучший двор, а чёрная зависть – весьма недоброе чувство. (…Она, Чёрной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку.)[ 3 ] Но цветопись последних примеров – редкое явление и в народных и в литературных сказках.

Таблица наглядно показывает, что и сложные слова, и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и слова с переносным значением употребляются и в народных и в литературных сказках примерно одинаковое число раз.(Приложение 6)

________________________________________________________

¹ С.Аксаков,М.,Изд-во «Малыш», 1985 г.,стр.6

² «Любимые сказки»,М., Изд-во «Дрофа», 2008 г.,стр.161

          ³ А. Пушкин,М.,Изд-во «Правда»,1981 г.,стр.328

 

А вот устойчивые пары (красна девица, красное солнышко, тёмный лес, синее море, белая грудь)  в народных сказках называются в два раза чаще. Иногда в одном предложении использовалось сразу несколько устойчивых пар: приезжает он на край света, где красное солнышко из синя моря восходит…пустил своего коня в зеленых лугах гулять.[1]

Смогла увидеть всё это я благодаря внимательной работе с текстами сказок. Исследовав 36 народных и 12 литературных сказок, я поняла, какие цвета нравятся авторам сказок, а какие нет, какие предметы рисуются в цвете, каковы особенности сказок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

¹ «Любимые сказки»,М., Изд-во «Дрофа», 2008 г.,стр.48

 

 

 

 

3.Заключение.

 

Анализ языка сказок, исследование их цветописи позволили мне увидеть сходство и различие народных и литературных сказок. Я поняла, что цветопись – важная часть языка всех сказок; в литературных и в народных сказках большая часть цветовых слов – прилагательные, малая доля – наречия и глаголы. И фольклорные, и авторские произведения содержат сравнения, устойчивые обороты со значением цвета, часто одни и те же. Предметы, показанные в цвете, в сказках тоже повторяются. Но народные сказки, на мой взгляд, более красочны, цветопись здесь богаче.

Благодаря работе с текстами я стала внимательнее вчитываться в произведение и глубже понимать содержание, видеть жизнь человека в разные этапы развития общества. Я открыла для себя новый мир предметов и красок. Итоги моего труда могут быть интересны моим одноклассникам. Результатами исследования я готова поделиться на уроках литературного чтения и занятиях кружка любителей книги, чтобы увлечь и других красотой русского языка.

Созданный словарь цветов и оттенков цветов помогает мне и моим одноклассникам образнее высказывать мысли в творческих проектах, сочинениях, устных ответах на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы

 

1. Аксаков С. «Аленький цветочек», М., «Малыш»,1985 г.

2.«Литературная сказка пушкинского времени», М., издательство «Правда»,1988 г.

3.Пушкин А.С. Стихи и сказки. Санкт-Петербург, Издательский дом «Литера», , 2006 г.

4.Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах, том III, М., издательство «Правда»,1981 г.

5.Русские народные сказки, Ростов-на-Дону, издательство «Владис», 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов «

Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-4 классов «

Оглавление 1.Введение ___________________________________стр

Оглавление 1.Введение ___________________________________стр

Мир, окружающий нас, многообразен и красочен

Мир, окружающий нас, многообразен и красочен

Царевна – лягушка» и др.) и 12 литературных (произведения

Царевна – лягушка» и др.) и 12 литературных (произведения

Цветовая палитра современной жизни богата

Цветовая палитра современной жизни богата

Как правило, цвет обозначается словом с одним корнем

Как правило, цвет обозначается словом с одним корнем

А вот устойчивые пары ( красна девица, красное солнышко , тёмный лес , синее море, белая грудь) в народных сказках называются в два раза чаще

А вот устойчивые пары ( красна девица, красное солнышко , тёмный лес , синее море, белая грудь) в народных сказках называются в два раза чаще

Анализ языка сказок, исследование их цветописи позволили мне увидеть сходство и различие народных и литературных сказок

Анализ языка сказок, исследование их цветописи позволили мне увидеть сходство и различие народных и литературных сказок

Аксаков С. «Аленький цветочек»,

Аксаков С. «Аленький цветочек»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.10.2021