Исследовательский проект "Многоликая персона"
Оценка 4.6

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
технология
3 кл
24.02.2019
Исследовательский проект "Многоликая персона"
Исследовательский проект "Многоликая персона" подготовили учащиеся третьего класса на районную научно-практическую конференцию школьников. В нём рассказывается кто такая матрёшка, об истории происхождения русской матрёшки, её видах. А самое главное, учащиеся придумали свою авторскую калининградскую матрёшку. Проведено анкетирование одноклассников, сделаны выводы.
Матрёшка проект.doc
Управление образования администрации МО  «Багратионовский городской округ»         МБОУ «средняя общеобразовательная школа  им. А. Антошечкина»                II муниципальная научно­практическая конференция учащихся Секция:  начальные классы Тема: « Многоликая персона»                                                          Выполнили:     Вилькель Захар, Поварова Анна,                                                                      Ермолова Мария, Цепляева Ксения                                                                                                              3 класс МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина» Руководитель:  Волосатова Наталья Алексеевна                        учитель начальных классов                               МО «Багратионовский городской округ» 2019                                         Содержание Введение                                                                                                     3    1. Кто такая «матрёшка»?                                                                                 4 2. Кто придумал матрёшку и почему она многоместная?                             6  3. Виды матрёшек                                                                                             9 4. Как изготавливали русскую матрёшку?                                                    12 5. Анкетирование                                                                                             13 6. Создание своей авторской  матрёшки                                                       15 Заключение Список литературы                                                                                      Приложение  (презентация с видами матрёшек) Введение Живя   в   современном   мире,   мы   часто   не   задумываемся   о   своем происхождении,   корнях,  об   истории   своей   родины.  А   ведь   без   любви,   без интереса   к   собственной   истории,  к   культуре   своей   страны   не   может   быть полноценной жизни. В настоящее время русская матрёшка переживает второе рождение, связанное, наверное, с огромным интересом в мире к России, к переменам, происходящим в нашей стране. Вот мы и решили больше узнать о ней. Тема исследования: Матрёшка – многоликая персона.  Цель   исследования  –   исследовать   историю   появления   матрёшки   и определить, в чём же  секрет её успеха и долголетия.   Задачи исследования: 1. Узнать происхождение матрёшки. 2. Выяснить виды матрёшек. 3. Узнать, как изготавливается матрёшка. 4. Создать  свою авторскую матрёшку.  Гипотеза: 1. В   процессе   исследования   хотим     подтвердить   гипотезу   о   том,   что русская матрёшка   благодаря   своим   качествам   остаётся   любимым   и популярным русским сувениром во всём мире.  2. Можно ли сделать матрёшку своими руками? Методы исследования: 1. Теоретические:   изучение   литературы   по   проблеме   исследования, работа в сети Интернет. 2. Практические:   анкетирование,   создание   собственного   узора   для росписи матрёшки.                                                               3 Проводя исследование, нам хотелось бы выяснить, какая матрёшка   была   в   прошлом,     и   что   в   ней   изменилось     сейчас,   в   нашем настоящем, современном мире;  узнать, за что эту деревянную куклу назвали символом России, чем же матрёшка пленила не только русский народ, но и завоевала весь мир?                                                  1.Кто такая «матрёшка»?      Определение слова «матрёшка» мы нашли в словаре  Ожегова, где дано  значение этого слова, как  «деревянная расписная кукла грушевидной формы,  разъёмная посередине, в которую вставляются вложенные друг в друга куклы  меньшего размера».  Практически единодушно все исследователи ссылаются  на то, что это название происходит от женского имени Матрёна,  распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского  Matrona, что означает «знатная женщина», по­церковному  писалось Матрона,  среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша,  Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и  мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например,  «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья,  между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя  согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно  стала «знатной». Матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ  русского народного искусства. Матрешки стали быстро распространяться по  России, каждая губерния считала своим долгом «одеть» матрешку в  соответствии с местными традициями. Матрёшка являлась олицетворением самой России с ее широкой душой,  пестрыми нарядами и большими семьями.                                                                                                               4 Матрешка символизирует продолжение жизни. Женщина рожает дочку,  которая в свою очередь подарит миру еще жизнь, и так далее. Матрешка –  символ плодородия, богатства, материнства. Именно поэтому она пользуется  такой всенародной любовью.     Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с  желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено  в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. т.е. чем больше внутренних фигурок, одна  меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и  ждать, когда они исполнятся. Это своего рода игра, и матрёшка здесь  выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа,  настоящего произведения искусства.                                                           5 2.Кто придумал матрёшку и почему она многоместная?     Проводя  исследование, мы изучили много литературы, и пришли к выводу,  что вокруг матрёшки  и её возникновения ходит много версий, и существует много легенд. Матрешка уже многие годы считается символом России. Она  представляет собой разборную, многоместную расписную куклу.  Но кто же,   придумал эту необычную игрушку? И почему она многоместная? Существует  несколько предположений относительно истории происхождения матрешки.  По одной из версий, самая первая матрешка появилась в России в конце XIX  века. На тот момент это была восьмиместная деревянная кукла, которая  изображала девушку в сарафане, белом фартуке и цветастом платке на  голове. В нарисованных руках она держала черного петуха.  Выточена эта  матрешка была токарем В.П.Звездочкиным в московской мастерской­ магазине под названием "Детское воспитание". Расписал куклу известный  художник С.В.Малютин. А названа она была популярным в то время именем  Матрена, вернее шутливо­ласковым его вариантом. Считается, что  прообразом матрешки послужила фигурка японского святого Фукурумы,  которая находилась в доме владельца мастерской Мамонтова.  С Японией  связано и еще одно предположение о происхождении матрешки. Вернее оно  говорит о том, что Страна Восходящего Солнца (так называют Японию) и есть родина этой знаменитой на весь мир игрушки.   В этой древней стране  множество богов. И каждый из них за что­то отвечал: кто­то за урожай, кто­то помогал праведникам, а кто­то был покровителем счастья или  искусства. Божки эти разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные,  мудрые. По японскому поверью, человек имеет несколько тел, каждому из  которых покровительствует какой­либо бог.  В связи с этим, в Японии были  очень популярны комплекты фигурок­божков.  И первой такой куколкой  стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого  старичка, который отвечал за счастье, процветание и мудрость. "Совершенное в совершенном, подобное в подобном, одно во всех и все в одном" ­ это  полное единообразие, в котором японцы видят высший смысл и красоту  бытия. И именно на этом основано создание фигурок складывающихся одна в  другую.         И все­таки, настоящей родиной русской матрешки все­таки признан  подмосковный городок Сергиев Посад ­ крупнейший центр по производству  игрушек в России. Троице­Сергиев монастырь, расположенный в этом городе  был центром художественных ремесел Московской Руси. Как гласят  предания, сам Сергий Радонежский, основатель монастыря, вырезал из дерева  игрушки и одаривал ими детей.  Большую популярность матрешка имела не  только в России, но и за рубежом. После того, как в 1900 году она была  представлена на Всемирной Выставке в Париже, мастерская получила на нее  много заказов. В итоге дошло даже до того, что иностранцы начали  подделывать русскую куколку.                                                                 6   Со временем разнообразие матрешек в Сергиевом Посаде увеличилось.  Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами и т.д. стали изготавливать куколок в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, а также в виде пастушек со свирелью и даже  старика с густой бородой и большой палкой и во многих других образах.   Кроме того, мастера пытались даже изменить форму матрешек, стали  выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также  конусообразные. Однако, эти игрушки не нашли спроса и их производство  прекратилось. С того времени и до настоящего момента выпускаются  матрешки традиционной формы.  Стоит отметить, что матрешками  называются не все деревянные фигурки, а только те, которые вкладываются  друг в друга. Самыми распространенными были 3­х, 8­ми и 12­ти местные  куколки. А в 1913 году токарем Н. Булычевым для выставки игрушек в  Петербурге была выточена 48­местная матрешка!       В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была  открыта мастерская, где изготавливали игрушки, в том числе и матрешек.  Постепенно производство этих куколок разошлось по многим местностям  России. В каждом крае матрешка была особенной и имела свою неповторимую внешность. Так,  например, кировская матрешка отделывалась соломкой, а  матрешка из Уфы была создана в башкирском национальном стиле. Есть  также историки, которые считают, что матрешку придумали и создали еще  древнерусские умельцы. Сначала это была просто деревянная болванка ­  детская кукла без лица. Затем её начали расписывать ­ рисовать лицо, одежду.   А еще позже, чтобы позабавить детей к кукле начали изготавливать фигурки­ вкладыши. Так матрешка стала многоместной. Со временем внешний вид  куклы менялся и количество фигурок­вкладышей тоже.  Споров о том, где и  когда зародилась матрешка ­ много.    Как бы там ни было, но то, что первая русская матрёшка увидела свет в  конце XIX века ­ несомненно. Остается только один вопрос: почему  расписывая матрешку, ей никогда не рисуют ноги? Обращая внимание на этот  факт, некоторые исследователи опять же указывают на то, что это могло быть признаком того, что родиной матрешки могла быть Япония. И вот почему. В  японской культуре есть один персонаж ­ святой по имени Дарума. Куклы с  его изображением тоже безногие. Дарума ­ это японский вариант индийского  имени Бодхидхарма. Так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и  основавшего монастырь Шаолинь.    Так вот, японская легенда гласит, что  Дарума медитировал без устали целых девять лет,  смотря на стену. При этом  он постоянно подвергался различным искушениям, и однажды вдруг понял,  что вместо медитации погрузился в сон.  Тогда, Дарума срезал ножом веки со  своих глаз и бросил их наземь, чтобы они не мешали ему. Теперь с постоянно  открытыми глазами святой мог бодрствовать. А из его век, которые он бросил на землю, появилось чудесное растение, прогоняющее сон ­ так по легенде  вырос настоящий чай.                                                               7 Далее легенда рассказывает, что со временем, от долгого сидения у Дарумы  отнялись руки и ноги. Именно поэтому деревянную куклу, изображающую  этого святого, рисуют безногой и безрукой.   Однако у этой игрушки от  матрешки есть одно важное отличие ­ она не разборная и не вмещает в себя  другие фигурки. Поэтому вряд ли Дарума мог стать образцом для создания  матрешки. Разборные фигурки, как в России, так и в Японии, были популярны еще до появления матрёшек. Так, например, на Руси были популярны  "писанки" ­ деревянные расписные пасхальные яйца. Иногда их делали  полыми (пустыми) внутри, и тогда в большую фигурку вкладывалась меньшая. А еще эта идея встречается в русском фольклоре. Помните, как в сказке  говорится? ­ "игла ­ в яйце, яйцо в утке, утка в зайце...".   Вот и выходит, что  невозможно точно определить, где родилась любимая многими куколка­ матрешка...                                                           8 3. Виды матрёшек      Сейчас существует множество видов матрешек, самыми популярными  считаются Загорские ( из Сергиева Посада), Майдановские (из Полхова  Майдана), Семёновские Матрёшка  из Сергиева Посада (Загорская матрешка).  Эта игрушка и  сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка  добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву  гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки  закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок,  двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две  вверху, одна внизу и готовы губы бантиком.  Платок у матрешки завязан  узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник  оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если  приложить кисть с краской, остается след­лепесток или листок. А круглую  серединку цветка или «горох» можно получить, использовав прием тычка.  Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она  становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления  создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому­то,  наверное, и любят матрешку все, от мала до велика. Полхов­майданские матрешки  можно сразу узнать по необычной форме  головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для  этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу.  Рядом с малиновым ложится темно­зеленый, а синий — с желтым. Все  объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920­х годах в селе  Полховский ­ Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных  деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской  матрёшки. Лицевая часть игрушки украшена овальным клеймом, контур  которого повторяет её удлинённую форму. Лицо обрамляют “кудри” ­  подлинная деталь старинного местного наряда. Женщины убирали волосы под кокошник, девицы – под ленты, а вокруг лица в головной убор втыкали  “кудри” ­ чёрные, завитые штопором, пёрышки селезня. Эту интересную  бытовую деталь и сохранили мастера в росписи матрешки. Мастера из  Полхов­Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной  росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и  листья сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди. Лицо матрешки порой  изображают одним черным цветом, окружают забавными кудряшками.  Семеновская матрешка из города Семёнова, Горьковской области  (Семёновский район). Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из  Загорска, но украшать её стали по – своему. Сочетание красителей жёлтых,  зелёных, фиолетовых, красных – дают выразительный колорит. 9 Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы  обрамляют сужающийся книзу овал лица, строго смотрят небольшие глаза,  собран бантиком маленький рот. Самое же главное – декор, крупная цветовая  роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки,  васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты. Их изображение  сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, черный контур обо­ значает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, ук­ рашенный по кайме. В росписи используют прием «пеструшка», который  делается «тычком».  Современные авторские матрешки        Авторские матрешки  появляются на свет в разных местах России –  Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт­Петербурге, Твери. Дизайн таких  кукол зависит от фантазии художника, их автора. Автор, как правило, лишь  слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый  смысл и сюжет. Так появляются матрешки­политики, матрешки с сюжетами  из фильмов и мультиков, а также русских народных сказок. Одна кукла может рассказать целую сказку.         1. Первыми среди них могут быть названы матрешки, на фартуке которых  изображены памятники архитектуры. Такая кукла­матрешка представляет  собой памятный сувенир, с которым может быть связано посещение того или  иного исторического места. Популярным является изображение Троице­ Сергиевой лавры, памятников древнерусской архитектуры Владимира,  Суздаля, Новгорода и других городов. 2. Существуют матрешки, воспроизводящие живописные пейзажи  России. Часто используются известные картины русских художников­ пейзажистов: А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, В.М.Васнецова.  Наряду с пейзажами мастера не пренебрегают и сюжетными изображениями.  Для росписи матрешек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с  национальным своеобразием России. Уже в пейзажных композициях  чувствуется стремление передать особенности эмоционального склада  российского народа. Особенно ярко это проявляется в росписях матрешек с  сюжетными композициями современных художников, например Константина  Васильева, с его загадочными образами, символизирующими великую Русь. 3. Все большее распространение получают матрешки, на фартуках которых  изображены сюжеты из русских народных сказок. Художники, обладающие достаточным техническим мастерством, воспроизводят эти сцены в технике  лаковой миниатюрной живописи декоративного Палеха.                                                            10 4. Заметнее становится тенденция использовать в росписи современной  матрешки декоративные мотивы, характерные для традиционных центров  русской народной культуры. Отдельные мастера из Семенова используют в  росписи матрешек приемы традиционной хохломской росписи. Все чаще  можно встретить матрешки «под Гжель», матрешки «под Жостово»,  матрешки «под Палех».                                           5. Совершенно новым явлением в росписи русской матрешки является так  называемая политическая матрешка, которая представляет собой целую  галерею русских царей, российских и зарубежных государственных,  общественных деятелей. Роспись матрешек, изображающих современных  политиков, носит несколько шаржированный характер. К типу политической  матрешки можно отнести матрешки, воспроизводящие образцы популярных  артистов, спортсменов. 11            Процесс изготовления матрёшки состоит из                             4. Технология изготовления матрёшки   нескольких этапов. На первом этапе подбирают подходящую древесину, чаще всего липу, ольху, берёзу или осину. Деревья срубают ранней весной, снимают с них кору, но часть оставляют, чтобы при сушке древесина не покрылась трещинами. Брёвна обычно сушат на открытом воздухе под навесом в течение двух-трёх лет. Древесина для изготовления изделий должна быть не слишком сухой, но и не сырой, так как изделие из непросушенной древесины может треснуть и расколоться. неразборную Первой делают самую маленькую, матрёшку. Деревянная чурка подходящего размера закрепляется на станке, а затем мастер при помощи специальных резцов вытачивает матрёшку. Когда самая маленькая из кукол готова, приступают к следующей фигурке, в которую будет вкладываться первая. Для этого мастер обрабатывает заготовку, разрезает ее на две части – верхнюю и нижнюю. Первой вытачивается нижняя часть, затем верхняя. Необходимо удалить древесину из обеих частей так, чтобы меньшая фигурка плотно входила внутрь последующей фигурки. Таким же образом процесс повторяется для всех последующих кукол. Количество кукол может быть различным, на усмотрение мастера. Первые матрёшки были шести- восьмиместными, сегодня же можно встретить матрёшек, состоящих из тридцати – семидесяти фигурок. Когда деревянные заготовки (называемые также «бельём») готовы, их необходимо покрыть грунтовкой, просушить, отполировать, а затем можно приступать к росписи. Для росписи матрёшек используются акварель, гуашь, масляные краски. Контуры лица и костюма ранее наносились методом выжигания, сегодня чаще всего прорисовываются карандашом. Изначально роспись матрёшек характеризовалась лаконичностью и простотой, современные же матрёшки отличаются яркостью и богатством элементов. Готовых кукол издавна покрывали воском, однако когда матрёшки стали любимой детской игрушкой, их стали покрывать лаком, который лучше предохраняет древесину и краску от изнашивания. 12                               5. Анкетирование Нами проведено анкетирование в 3 «а» классе. Одноклассники ответили на вопросы: 1. Есть ли у вас дома матрёшка? ­ да ­ нет  2. Сколько матрешек помещается в одной? ­ 5 ­ 7 ­ любое количество 13 3. В каких странах популярна матрёшка? ­ только в России ­ другие зарубежные страны. Вывод:  1. У большинства детей в классе есть дома матрёшка. 2. Матрёшек в одной может помещаться сколько угодно. 3. Матрёшка популярна, как в России, так и  в  других  зарубежных странах.                                                   14                         6.Создание своей авторской матрёшки       Чтобы понять, что чувствуют мастера, создавая свои шедевры, мы решили создать свою калининградскую матрёшку. Мы живём на берегу Балтийского моря, поэтому наша многоликая персона будет в морском костюме. Наш край богат янтарём и его  называют рыбным, поэтому нашей матрёшке в руке мы дадим рыбку, которая   инструктирована янтарём.   На уроке технологии мы предложили своим одноклассникам выполнить матрёшку в любой технике : (Кузьмин     Матвей   –   выжигание,   Анна   Поварова­   аппликация   из   ткани   и янтаря, Гришин Даниил – аппликация из бумаги). Вывод: Сделав матрёшку своими руками, мы  поняли, что не каждый может  стать мастером по изготовлению настоящей матрёшки, но создать образ  игрушки под силу каждому ученику.                      7.  Результаты исследования магазинных прилавков     При работе над проектом  мы настолько заинтересовались этой игрушкой, что решили проверить, а есть ли матрёшка в продаже в наших магазинах. Вот что мы обнаружили: в нашем посёлке Долгоруково матрёшка не продаётся, в городе   Багратионовске   её   тоже   нет,   а   вот   в   Калининграде   в   больших супермаркетах, в отделах подарков её видов различное множество, но стоит дорого.  Вывод: Исследуя магазины нашего города, мы сделали вывод. Матрёшку при  желании купить в нашем городе можно, но стоит она не дешево. Матрёшки  есть различного размера, разной росписи. Мы  увидели матрёшку Вятскую, Гжель,  Полхов­ Майданскую, но в основном это матрешки авторские ,  символизирующие героев различных сказок.                                                                                                                                          15                                                                                                                  Заключение     Изучив различную литературу о матрёшках и проведя свое собственное  исследование, мы  узнали что слово «матрёшка» ­ исконно русское,  произошло от русского имени Матрёна. Хотя идея изготовления кукол,  которых можно вставлять одну в другую, пришла в Россию из Японии,  матрёшка – русская кукла. Российские   мастера   по   дереву,   художники   сумели   создать   неповторимый сувенир.   Всем   известно,   что   популярность   матрёшки   намного   выше,   чем японской куколки. В процессе исследования подтвердилась гипотеза о том, русская матрёшка  благодаря своим качествам остаётся любимым и популярным сувениром во  всём мире. Матрёшка  ­ это олицетворение русской земли, плодородия, материнства,  богатства нашего. Это олицетворение мира. Мама рождает дочку, дочь родит  ещё и жизнь не прекратится. Наверное, из­за этих глубинных корней и стала  матрёшка так всенародно любима. Матрёшка стала символом нашей страны потому, олицетворяет дружбу и  любовь, пожелание счастья и благополучия. Она добрая посланница этих  чувств, живёт и в наших современных квартирах, и во многих странах. Её  охотно дарят друзьям на добрую память. Суть русской матрёшки остаётся  прежней – дружба и любовь! Список использованной литературы 1. Н. Н. Алексахина "Матрешка", Народное образование, 1998. 2. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. — М.: Просвещение, 1994. 3. Журнал   «Кем быть?» 4. https://fishki.net/1264148­russkaja­matryoshka.html © Fishki.net 5. https://yznavaika.ru/raznoe/kto­pridumal­matreshku­i­pochemu­ona­ mnogomestnaya 6. https://namillion.com/izgotovlenie­matreshek.html 7. http://images.yandex.ru/Картинки­яндекс

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"

Исследовательский проект "Многоликая персона"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2019