Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"
Оценка 4.6

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Оценка 4.6
Исследовательские работы +1
docx
история
6 кл
03.03.2018
Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"
Исследовательский проект по Всеобщей Истории 6 класс (Истории средних веков): "Рыцари средневековья". Работа содержит презентацию и само исследование, создана на основе собственного исследования учащегося, анализа литературных исторических источников, а так же схожих работ из сети Интернет. Выполнялась как индивидуальный итоговый проект шестиклассника по ФГОС ООО.
Проект Рыцари средневековья.docx
Информационный проект  по  Истории     Выполнил:  Руководитель: Город, 2018 Содержание Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Из истории рыцарства ………………………………………………….4 1.1. Кодекс рыцарской  чести…………………………….......................................4 1.2. Воспитание рыцаря…………………………………………………………..5 1.3. Посвящение в рыцари…………………………………………………..........6 1.4. Вооружение рыцарей…………………………………………………………7 1.5. Снаряжение рыцаря…………………………………………………………..8 1.6. Происхождение и символика гербов………………………………………...9 Заключение……………………………………………………………………….12 Библиографический список……………………………………………………..12 Приложение………………………………………………………………………13 2 Введение История для меня один из любимых предметов. На одном из уроков   истории нам рассказывали о рыцарстве.  Меня очень  увлекла история  рыцарства. Какие интересные истории связаны с ними? Какие тайны скрывают за собой каменные стены рыцарских замков – свидетели целых эпох,  грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства.  Поэтому  мне  захотелось больше узнать об истории рыцарства, подробно  изучить вооружение и снаряжение рыцаря, образ жизни, значение в истории  средних веков. Актуальность: моей темы заключается в том, что на уроках истории в  6 классе изучается тема «В рыцарском замке». Тема очень интересная,  существует много картин и рисунков, на которых изображены разные виды  рыцарских замков, рыцарей в доспехах, сцены турниров и сражений. Я думаю, что если я подробно изучу историю рыцарства, то моя работа будет интересна и другим любителям истории и будущим шестиклассникам. Цель исследования: изучить историю рыцарства, образ жизни рыцарей,  их вооружение  снаряжение, рыцарский кодекс, рыцарские нравы и законы. Задачи:  1. Отобрать  и проанализировать  исторические источники и литературу  2. по теме. 3. Изучить историю рыцарства, образ жизни рыцарей, их вооружение  и  снаряжение. 4. Оформить работу в виде проекта. Предмет исследования: рыцари средневековья. Объект исследования: снаряжение рыцаря, рыцарский замок. Гипотеза: я думаю, что средневековый рыцарь был самым  благородным, самым вооруженным воином своего времени, узнать  о них  будет интересно и мне и  другим ребятам. Методы работы: сравнительно­аналитический, описательно­ практический и поисковый. Практическая значимость. Такая работа формирует интерес к истории, развивает познавательную  и творческую активность. Самостоятельная деятельность способствует  всестороннему знакомству с исследуемой темой, расширению знаний по  данному вопросу. Навыки работы с литературой развивают критическое  мышление, умение на научной основе анализировать явления, а это  3 составляющая любой исследовательской  работы.        Данные исследования могут быть использованы на уроках  истории и во  внеклассной работе. Глава 1. Из истории рыцарства       Если смотреть на рыцарство как на особый обряд, по которому молодые  люди, предназначавшиеся к военной службе, получали право носить оружие,  то рыцарство придется отнести к эпохе Карла Великого и даже ранее.  Известно из истории, что Карл Великий вызвал своего сына из Аквитании,  торжественно препоясал его мечом и дал ему воинское вооружение. Но если  смотреть на рыцарство как на звание, которое занимало первое место в  военном сословии и давалось посредством инвеституры, сопровождавшейся  некоторыми установленными религиозными и военными обрядами и  торжественной клятвой, то в этом смысле рыцарство возникло не ранее XI  века. Духовные лица, видя в рыцарях защитников веры и покровителей  несчастных и сирот, смотрели на них как на воинов, достойных небесной  награды в будущей загробной жизни .         Для своего времени рыцарь  был необычайно надежно вооружен. Это  воин, обладающий авторитетом, который он снискал себе благодаря отличной  воинской выучке и тому, что принадлежал к группе избранных. Конный воин  символизировал героико­сакральные ценности, связанные, прежде всего с  победой над силами зла .         В X веке появились такие воины, чьи заслуги в борьбе с язычниками  обеспечили им сакрализацию всего того, что бы они ни делали в дальнейшем.  Но миновала языческая опасность. Необходимо было положить конец и  бесчинствам рыцарей. Они защитили Запад, но кто теперь защитит его от этих  защитников?  Кто, если не кто­нибудь из той же рыцарской среды? Так и  случилось благодаря рождению рыцарской этики, в основу которой было  положено стремление достичь на земле “мира божия”. Этому способствовала  и Клюнийская реформа церкви XI века. Теперь для того, чтобы прослыть  рыцарем, уже было мало иметь оружие, боевого коня, физическую силу,  профессиональное мастерство, личную храбрость. Необходима была воля и  дисциплина в следовании нравственной норме, принятие которой  обозначалось соответствующим обрядом – ритуалом посвящения в рыцари .        Соединение особого образа жизни и профессионализма с этической  миссией и социальной программой и превращало воина в средневекового  рыцаря. Рыцарь – это союз отваги и мудрости, физической силы и культа  4 справедливости .   Кодекс рыцарской чести      У сословия рыцарей существовали особые правила поведения – кодекс  чести. Соблюдать определенные правила рыцарю полагалось и на поле боя, и  во время мира. Иначе он терял свою честь и лишался уважения других  рыцарей. Главными достоинствами считались верность сеньору, смелость,  защита обиженных и слабых, уважение к противнику и щедрость. Вскоре к  этим качествам прибавилось преданность Прекрасной Даме: знатной особе,  супруге сеньора, королеве или возлюбленной рыцаря. Когда рыцарь избирал  себе “даму сердца”, которая со временем должна была сделаться его  подругой, он старался всеми силами заслужить ее расположение и уважение.  Этого он мог заслужить подвигами доблести и чести. Желание понравиться  даме своего сердца удваивало храбрость рыцаря и заставляло его презирать  самые большие опасности. Но, храня верность избранной им особе, он должен  был выказывать уважение и покровительство и ко всем прочим женщинам. Все особы слабого пола были священными лицами в глазах рыцарей.        Рыцари всегда были готовы вооружиться для защиты женщин, если кто  только задумывал их притеснять. Действительно, если бы не великодушное  покровительство рыцарей, то многим женщинам того времени пришлось бы  очень плохо: они были слишком слабы для того, чтобы удержать за собой без  помощи мужчин свое имущество или мстить за нанесенные им оскорбления.     Девиз всех рыцарей: «Бог, женщина и король». Они были настоящими  защитниками отечества. Упомянутый девиз сиял на роскошных и  воинственных празднествах рыцарей, в их воинских играх, в торжественных  собраниях удальцов и красавиц, в их вымышленных сражениях, в  великолепных турнирах. Ложь и вероломство считались между рыцарями  самыми гнусными преступлениями .        Блестящие подвиги, совершаемые рыцарями, заслужили им самые  почетные отличия. Им давали разные титулы; рыцари имели право восседать  за одним столом с королями; только они одни имели право носить копья,  броню, золоченые шпоры, двойные кольчуги, золото, шлемы, горностаевые и  беличьи меха, бархат, красное сукно и ставить флюгера на своих башнях.          Единственным «благородным» занятием рыцари называли войну и  ценили только то, что с ней связано. Как подготовку к бою они  рассматривали, например, охоту. Считалось, что преследование зверя не  менее опасно, чем борьба с вооруженным врагом .             Другим испытанием для рыцарей были устраивавшиеся королем или  крупными сеньорами турниры, на которые съезжались воины со всех уголков  страны. Турнир состоял из нескольких схваток – иногда групповых, иногда  парных. Победитель получал приз из рук короля или прекрасной дамы.  5 Однако важнее, чем награда, была для победителя турнира слава. У каждого  участника состязания был свой знак – герб, который символизировал доблесть рыцаря и заслуги его рода .  Воспитание рыцаря          Воспитание  рыцаря начиналось достаточно в раннем возрасте. При  рождении ребенка, феодалы  обычнее не радовались дочери, ведь после того  как она вырастет,  за нее нужно будет отдать приданное, которое было частью земель. А вот рождение сына, совсем другое дело. Сын, это будущий  наследник, который будет рыцарем. При рождении сына, сеньор объявлял  собрание вассалов, на котором говорил о том, что родился будущий властелин его земель и всех вассалов, тот, кому они будут подчиняться .         После рождения мальчика в семье феодала, до семи лет ребенок  находился  с матерью, а вот потом его  жизнь превращалась в суровое   испытание, где он должен был постоянно  тренироваться, учиться плавать,  тренировать  выносливость, учиться военному делу и ориентировке на  местности .        Мальчик должен был научиться также и  охотничьему делу, а именно  охоте  с собаками и птицей, он должен был  уметь управлять соколом, носить  его на руке и напускать на птиц. Позднее охота становилась для  рыцаря  лучшим времяпрепровождение .         Но  вот обучение грамоте не входило  в рыцарские понятия, считалось,  что это женское занятие, нередко  были случаи, когда рыцари не умели  даже  читать. А вот девушки, воспитывались  в доме, со священником, где и  обучались  грамоте и постоянно читали книги.        С самого детства будущие рыцари обучались христианской вере как и их  отцы. Но не все заповеди рассказывались мальчику, ведь воспитать  действительно хорошего рыцаря по заповедям невозможно, как считали их  отцы .         Зачастую  рыцари даже не знали о любви и  прощении, распространяя  слово Божие во всем мире. Главной задачей каждого рыцаря была защита  Бога, даже ценой своей жизни. Когда мальчик подрастал, его отвозили к знатному рыцарю в помощники,  чтобы  он служил оруженосцем, познавая все  рыцарские навыки.       Когда  наступало мирное время, мальчик ухаживал за домом сеньора, кормил  лошадей, ухаживал за ними, встречал гостей, накрывал на стол, приносил вино и выполнял все указания .          В военное  время, мальчик ни на шаг не отходил  от рыцаря, в его  обязанности входило  ношение доспехов и оружия рыцаря во время похода, а  в сражении он должен был менять при необходимости оружие рыцаря, стоя в  двух шагах от него.  Во  время служения мальчик также  изучал рыцарский  6 кодекс, то, чему в  последствии будет принадлежать смысл его жизни . Посвящение в рыцари       За века своего существования обряд посвящения в воины претерпела  немало изменений, и, в конце концов, превратилась в торжественную  церемонию, после которой официально признавалось право юноши самому  быть хозяином своей судьбы и слова .        Обряд этот берет начало в истории германских племен. Первоначально он  был крайне прост: на глазах у всего клана кто­то из старейшин или самых  уважаемых воинов вручал молодому человеку оружие. Затем следовала  демонстрация силы и ловкости новообращенного. В большинстве случаев,  посвящающим был отец юноши. Этот же обряд был в ходу и у римлян. Также,  по своему выбору, воин мог обратиться в храм наиболее почитаемого им  божества и осветить там подаренное оружие .         С выделением рыцарей в отдельную воинскую категорию, церемония  посвящения несколько усложнилась. Во­первых, она стала более  торжественной. Будущий рыцарь должен был, сначала, принять ванну  (событие само по себе уникальное для тех времен) и переодеться в  праздничные одежды. Во­вторых, к опоясыванию мечом добавилось вручение  золотых шпор. В довершение всего, новообращенному отвешивали  подзатыльник. Это последний в его жизни удар, за который не надо было  мстить. Проводить церемонию посвящения мог любой опытный рыцарь,  включая родственников юноши. Однако с возрастающим влиянием церкви,  появилось правило обязательного освещения оружия. При этом будущему  воину предписывался строгий пост за сутки до церемонии. Вскоре, церковь  приписала себе право на проведение обряда целиком, превратив его в  религиозную церемонию .         Церемония, применявшаяся в древности для посвящения в рыцари,  покажется нашим современникам слишком сложной. Оруженосец получал  посвящение в ходе пышной церемонии, освященной церковью.  Предшествующую ночь он проводил в молитве – это была «ночь посвящения». На следующий день новообращенный надевал коричневый плащ,  исповедовался, причащался и омывался. Затем он облачался в белые одежды,  ложился и принимал церемониальные визиты. После этого он облачался в  доспехи. Став на колени, он давал клятву не щадя своей жизни и имущества  защищать веру, вдов, сирот и угнетенных. После этого ему вручали  позолоченные шпоры, меч и перевязь. Перевязь повязывалась ему на шею, что  означало его посвящение церкви. После церковной службы священник, взяв  меч, благословлял его и передавал новопосвященному, который затем  представал перед своим сеньором, сидящим в окружении соратников. Вновь  встав на колени и произнеся вторую клятву верности рыцарству, он получал  7 два или три удара плоскостью меча по плечам и становился рыцарем «во имя  Бога, святого Михаила и святого Георгия». Посвященный таким образом  новый рыцарь надевал шлем, брал щит и копье и немедленно садился на коня,  чтобы показать окружающим свое новое достоинство. Вооружение рыцарей        Рыцарь (рыцарь, рейтер, шевалье) — это, прежде всего профессиональный воин, но не просто воин, а всадник   в шлеме, панцире, со щитом, копьём и  мечом. Всё это снаряжение было весьма дорогим: ещё в конце X в., когда  расчёт вёлся не на деньги, а на скот, комплект вооружения, тогда ещё не столь обильного и сложного, вместе с конём стоил 45 коров или 15 кобылиц. А это  величина стада или табуна целой деревни. Но мало взять в руки оружие — им  надо уметь отлично пользоваться. Для этого необходимы беспрестанные  утомительные тренировки с самого юного возраста. Недаром мальчиков из  рыцарских семей с детства приучали носить доспехи — известны полные  комплекты для 6—8­летних детей .        В XI—XII вв. тяжеловооружённые рыцари защищали себя одними только  кольчугами или чешуйчатыми панцирями, а легковооружённые всадники  являлись в битву совершенно без металлических доспехов, защищенные  только кожаной стеганкой. В XIII в., по мере того как тяжеловооружённая  конница запасается бригантинами, носимыми вместе с кольчугой, позже  поножами и наручами, наколенниками, налокотниками и наплечниками — что стало обычным с середины XIV века, у легковооружённых всадников  появляются кольчуги.       Каждый тяжеловооружённый рыцарь  брал с собой в битву трёх лошадей и одного, двух или трёх оруженосцев, которые обыкновенно набирались из  зависимых людей или рыцарских сыновей, ещё не получивших посвящения в  рыцари. Оруженосцы первоначально шли в битву пешими и во время схваток  оставались сзади, с запасными лошадьми и оружием. Когда в XIV в. Среди  рыцарей укоренился обычай спешиваться во время битвы, то оруженосцы  стали набираться из лёгких всадников; счёт рыцарскому войску стал идти по  «копьям», считая по три всадника на одно рыцарское копьё. На Рейне для той  же рыцарской единицы появилось название «gleve» .       Обыкновенным построением для отряда рыцарей в Средние века был клин  (cuneus). Такой «клин» мог состоять из нескольких сотен рыцарей, а иногда и  из нескольких тысяч. Чаще всего всё рыцарское войско выстраивалось перед  битвой в три боевые линии, одна за другой, а каждая боевая линия  распадалась на «клинья» и имела центр и два крыла . Снаряжение  рыцаря: 8 Копье – простейшее древковое колющее  или метательное, оружие с  каменным, костяным или металлическим наконечником, общей длиной от  полутора до пяти метров. Копье широко применялось как пешими войнами,  так и всадниками. Оно состояло из металлического наконечника, который  крепился к древку, изготовленному из твердых пород дерева  Алебарда — колюще­рубящее оружие с длинным древком, на конце которого крепится топор или секира и имеющее напоминающий копьё наконечник.  Находилась на вооружении пехоты ряда европейских стран в XIV—XVI вв.  Палица – тяжёлая дубина с металлическим утолщённым концом . Лук чаще делали из дерева (из тиса или ясеня), реже — из металла или рога;  его размеры достигали одного­двух метров; впрочем, более распространен  был короткий лук. Из него выпускали стрелы длиной около 30 сантиметров на расстояние более 200 метров; как и копье, стрелу иногда украшали флажком. Меч — главное рыцарское оружие. Он состоял из трех частей: клинка,  рукояти и ее головки. Его размеры и формы могли быть самыми разными,  однако чаще всего встречался нормандский меч длиной около метра и весом  примерно два килограмма. Его широкий (от 7 до 9 сантиметров), крепкий и  острый клинок делался из прочной стали с одной или двумя выемками на  каждой плоской стороне (так называемыми каннелюрами), иногда его  украшали золотой или серебряной насечкой. Арбалет (франц arbalete от латин. Arcus — лук и ballista — метательный  снаряд), холодное метательное оружие в средних веках, стальной или  деревянный лук, укрепленный на деревянном станке (ложе) . Шлем использовали для предохранения головы воина от ударов. В отличие от стран Востока, в Европе во времена раннего средневековья шлем носили  только некоторые воины. Шлемы раннего средневековья делались по подобию шлемов античного периода   Забрало — подвижная часть шлема, которая служит защитой лица и глаз.  Забрала примерно в 14­м веке стали частью рыцарских доспехов.  Кольчуга – представляла собой своеобразную металлическую тунику из  множества железных или стальных соединенных между собой колечек. Ее  надевали так же, как рубашку, свисавшую до колен, и на поясе стягивали  ремнем. Спереди и сзади у кольчуги имелись разрезы для удобства езды на  лошади, сверху она заканчивалась капюшоном, закрывавшим шею, затылок и  подбородок. Щит – переносимое  в руке средство защиты воина.  От различного оружия противника. Первоначальные щиты делались из  легкого дерева и иногда обтягивались мехом обычно волчьим (щиты,  обтянутые мехом, использовались до XII века). В эпоху Карла Великого щиты были двух видов: одним пользовались конные рыцари, а другим – пешие  воины . 9 Доспехи – это защитное снаряжение воина­рыцаря, которое закрывало  первоначально самые уязвимые части тела, а позже к XIV веку – и все тело  целиком. Доспех воина в то время состоял из прочной основы с  приклепанными к ней квадратными или круглыми железными пластинами,  заходящими друг на друга. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а  общий вес военного снаряжения доходил до 90кг; с течением времени росли  их сложность и цена . Происхождение  и символика гербов.         Особую роль в рыцарстве играли гербы. Гербы берут свое начало в самой  глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым  узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из  одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за  личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица,  так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от  неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время  военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих. По  гербам рассеянные войска собирались в одном каком­либо условленном  месте.         Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы  или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то  есть постоянными отличиями знатного происхождения какого­либо лица и  наследием, жалуемым тому или иному роду. На оградах тоже были  изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на  стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во  время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на  своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка.                Для гербов на щитах употребляли два металла (золото – цвет желтый – и  серебро­ цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и  черный), два меха (горностаевый и беличий).  Выбранный цвет имел символическое значение: золотой цвет – символ богатства и справедливости; серебро – символ невинности и чистоты; червленый (темно­красный)– символ любви, смелости; голубой  – символ красоты и величия; зеленый  – символ изобилия, надежды и свободы; пурпурный – достоинство, силу, мужество, (могущество); черный  – скромность, образованность, мудрость и печаль; красный – храбрость.     Форма щитов могла быть разнообразной – варяжский (треугольный),  10 итальянский (овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу),  французский (плоский сверху, снизу прямоугольным овалом по центру  заострен), германский (причудливой формы)  . Поле гербового щита делилось  на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными  линиями.     Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники,  иногда девиз или военный клич и бурелеты. Шлемы и шишаки рисовали на  гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем  поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем,  смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней  частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода  цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего .  По сторонам бывали  изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов,  деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями.  Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и  обозначавшие особые достоинства. Значение фигур:  лев – отвага, сила, гнев, великодушие; змея, держащая в пасти хвост – вечность; журавль – бдительность, осторожность; раковина – странствия; лилия – расцвет, успех; единорог – непобедимость; гриф – неустрашимость, свирепость.           Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество  аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев  встречаются кресты, которые служили как бы воспоминанием об этих  религиозных странствованиях.     На гербе помещали девиз (мотто) на латыни или на национальном языке.  Девиз, вероятно, произошел от боевого рыцарского клича, хотя еще многие  патрицианские семьи в Риме имели свой девиз.  Девизы: Исполнить или умереть Надеяться в несчастье Победить или умереть Честь превыше всего Лучше смерть, чем бессилье Настоящие воины должны рассматривать поражение как победу и продолжать борьбу На сердце воина будут и шрамы и раны, но будет и память о тех, кто ушел Сила – это еще не справедливость, справедливость – вот истинная сила Щедрость, щедрость, доблестные рыцари 11 Любовь к дамам, смерть противникам, честь великодушию, слава Так был устроен герб. Гербы передаются по наследству, но два человека не имеют права иметь один и тот же герб в одно и то же время. Таким образом, гербы сыновей  обязательно должны различаться. Для этого были введены отметки  нисходящей линии. Они помещались в верхней части щита и, кроме  определения иерархического положения в одной семье, отличали различные  ветви одного семейства. Самый старший сын имел на щите знак в виде узкой  полосы с тремя ответвлениями (на гербе принца Уэльского этот знак  серебряного цвета), второй сын имел на щите полумесяц, и так далее.  После смерти отца его герб наследовал старший сын, гербы же остальных  сыновей не менялись  Заключение. В ходе работы я отобрал  и проанализировал  исторические источники и  литературу: школьный учебник, книгу для чтения по истории средних веков,  энциклопедию история средних веков и многочисленные интернет ресурсы. Это позволило мне изучить историю рыцарства, образ жизни рыцарей, их  вооружение  и снаряжение. Результатом работы стало оформление проекта. В ходе изучения я выяснил, что средневековый рыцарь был  действительно самым вооруженным воином своего времени, достаточно  богатым и благородным. Велика их роль в истории европейских  средневековых государств. Но к сожалению не все рыцари отличались  истинным благородством, среди них встречались  настоящие разбойники,  прикрывающиеся рыцарским кодексом. История для меня один из любимых предметов. Меня очень  увлекла  история рыцарства и работа над проектом. Я думаю и вам было интересно. Библиографический список. 1. Детская энциклопедия том 7 « Из истории человеческого общества». 2. История средних веков 6 класс. 3. «Доспехи рыцаря»  giftmagaz.ru  12 4. http://dick­k.narod.ru/Tournaments.html. 5. Яндекс – картинки 6. Книга для чтения по истории Средних веков /под ред.Будановой/­ М.,1996. СХЕМА ЗАМКА Приложение. 13 Рыцари 15 века. 14 15

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"

Исследовательский проект по истории средних веков 6 класс "Рыцари средневековья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018