Содержание
Введение............................................................................................. 2
Основная часть................................................................................... 3
Результаты исследования................................................................... 6
Заключение......................................................................................... 7
Духовно-нравственное воспитание возможно при условии формирования духовности и нравственности не только в школах, но и дома. Каждому ребёнку с самого раннего детства необходимо знакомиться с православными обычаями и традициями. Главным проводником в формировании духовных ценностей, на начальном этапе, является семья и сложившиеся в ней семейные обычаи: таинство крещения, знакомство со священными местами, что ведёт к духовно-нравственному обогащению человека.
Одним из священных мест, по мнению авторов работы, является Храм. Важную роль, которую Храм играет в жизни верующих - это духовное воспитание и образование. А вот воскресные школы, организованные при Храмах, привлекают детей и подростков, потому что в них рассказывают о церковных обрядах, традициях, истории Родины, предоставляют важные знания о вере.
Гипотеза: Храм занимает важное место в формировании духовно-нравственного воспитания человека.
Основной целью данной работы является привлечение учащихся к коллективной деятельности, путём осознания силы и могущества Храма.
Задачи:
1. Изучить задачи и строение Храма.
2. Определить, какой вклад внёс в развитии Храмов в Тюмени Святитель Филофей Лещинский.
Данная работа актуальна, так как наполнена духовно-нравственным и патриотическим аспектом, имеет практический, личностно-ориентированный характер.
«Храмы нужны не Богу, престол
которого-небо и подножие-земля.
Храмы нужны людям»
Иоанн Шанхайский
Духовно-нравственное воспитание формируется у обучающихся при помощи изучения нравственных основ общества, развития добрых намерений и чувств, а также воспитания высоких моральных качеств. Духовно-нравственное воспитание человека начинается с семьи, семейных ценностей и традиций. Одной из важных семейных традиций является посещение священных мест, таких, как Храмы, часовни, церкви. Авторы задумались, почему? Что это за особенное строение? В разных источниках нашли определения.
Храм - это сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Храм - это центр духовной жизни, в котором совершается духовное рождение и преображение людей.
Узнали, что Храм делится на три части: притвор, средняя часть и алтарь. Притвор - это место, в котором люди готовились к крещению. В более поздние времена притвор стал местом, в котором совершались трапезы. Из притвора проход ведет в основную часть. Основная часть храма предназначалась для молитвы. Алтарь отделен от основной части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Полный иконостас имеет пять рядов, в котором первый-это местный, над ним праздничный, в котором размещаются иконы главных церковных праздников. Следующий ряд апостольский, четвертый -иконы святых пророков, а в пятом ряду изображены предки Спасителя по плоти. Алтарь-это особое место Храма. В алтарь ведут три двери, центральные называют царскими воротами, их открывают в особых и самых важных местах службы. Через боковые двери чаще проходят во время службы священнослужители.
Издавна Храмы возвышали в самом красивом месте города или деревни, подчеркивая могущество и величие. Храм может быть в виде креста. Второй вариант Храма - это в виде продолговатого корабля. Это символизирует, что Храм, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани. Храм может быть построен в виде звезды, что означает, что Храм, как путеводная звезда сияет в мире бытия.
Несмотря на разновидность Храмов, все они завершаются сверху куполом. Купол - декоративно-архитектурный элемент храмовых построек, главы Храма. Цвет куполов также символичен. Как правило, они золотые или серебряные, что символизирует свет и огонь Божества. Одни из самых редких, призванными в максимальной мере отразить красоту Небесного Царства является многоцветные купола.
В Тюмени есть несколько Храмов. Авторы работы глубже узнали про Свято-Троицкий монастырь, который расположился на берегу красивой реки Туры. История данного Храма тесно связана с именем святителя Филофея Лещинского. Благодаря особому вниманию и заботе Филофея Лещинского монастырь и храмы, построенные по его благословлению, стали белокаменные, более практичные и долговечные. В центре монастыря построен Троицкий Храм. При Филофее Лещинском был заложен Храм Петра и Павла.
Усилиями митрополита Лещинского в Тюмени было построено более 300 храмов, церквей и приходов. Он сумел показать человечеству, что Храм - это и духовный центр. Вокруг Храма люди собираются, как для богослужения, так и для обмена новостями, общения, совместной помощи и поддержки. Храм способствует объединению людей разных социальных статусов, возрастов, профессий. Храм – особое место, где люди разделяют свои радости и горечь, находят понимание и поддержку.
Совместное участие в богослужении детей и родителей, обучение в воскресных школах, волонтёрская деятельность, участие в мероприятиях, проводимых при Храме, всё это способствует развитию важных качеств и чувств человека таких как, чувства принадлежности, взаимопомощи и общности.
После изучения теоретической части учащимся 1 «А» класса была организована экскурсия в Свято-Троицкий монастырь. Храм невероятно красивый и большой. Ученикам было очень интересно узнавать историю и рассматривать иконы. Отец Сергий успел уделить внимание каждому ребенку и все с юмором и улыбкой. В жизни каждого ученика это останется очень светлым и теплым воспоминанием. А, повзрослев, участники данного проекта уже не будут бояться идти в Храм, понимая о силе духовного образования.
Вдохновившись экскурсией в Свято-Троицкий монастырь, изучив пусть небольшую часть, но осознав глубину и величие Храмов в истории Сибири и в современном мире, ученики 1 «А» класса совместно с классным руководителем разработали проект «Храм».
Авторами проекта Храм выполнен в форме свечи, так как огонь, исходящий от свечи, обладает очищающими средствами, придает атмосферу таинственности, а также играет роль символа души. Большое внимание уделено куполу Храма. Куполу придали могущественный и благородный желто-золотой цвет. Ведь именно купол в строении Храма является важной составной частью и при строительстве Храма ему уделяется огромное внимание. Для строения основной части Храма авторы проекта использовали белый цвет, цвет чистоты, мира, истины и нового начала.
Благодаря работе над данным проектом, ученики 1 «А» класса изучили строение Храма не только в теории, но и на практике. Ощутили все могущество и важность данных архитектурных строений. А выполняли в технике «квилинг». Когда крутили каждую трубочку, вкладывали чистоту души. Хотелось видом Храма порадовать окружающих и показать его величие.
Изучение важных событий нашего региона пробуждает интерес не только к историческим моментам, но и, любовь, уважение к культуре своего народа, своей родной страны, а также помогает ценить подвиги Святителей, устроителей Храмов.
Духовно-нравственное развитие многогранно. Одним из его направлений является приобщение к светлому и чистому, путём изучения Храмов и посещения их. У каждого народа, семьи, человека своя вера, которая освещает рождение, любовь, добрые дела и вместе с родственниками оплакивает смерть. С верой, которую человек укрепляет посещением Храмов, а также знаниями, приобретёнными там, возможно нравственное развитие, победа совести над бессовестностью, укрепление сил добра в борьбе со злом, любовь и защита своего родного края и семьи. Действительно, благодаря появлению Храмов увеличилось количество образованных людей, так как при Храмах открывались воскресные школы, произошло объединение людей, готовых помочь друг другу (волонтёрская поддержка, помощь ближнему, сострадание).
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что Храм играет важную роль в становлении духовно-нравственного развития человека. Авторы увидели это и в прекрасных словах стихотворения Тамары Мантуло:
Плыл фимиам, томились свечи,
И свешник золотом сиял,
Клонилось солнце, на вечерню
Церковный колокол сзывал.
Со звонницы, благовещая,
Малиновый плыл перезвон,
Лишь на мгновенье, замирая,
Вновь воскресал для жизни он.
И шли к Святому Храму люди,
Дела оставив, суету,
Чтобы поведать тайны судеб
Животворящему Кресту.
Там, благовония вдыхая,
Просили только об одном:
- Живи в веках, о, Русь Святая,
Крепи в нас Веру, сей Добро!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.