Российская Федерация
Свердловская область
Муниципальный орган управления образованием-
Управление образованием Тавдинского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа №7
Исследовательский проект
Тема «Рациональное питание школьников 1 класса».
|
Выполнил: ученицы 8В класса Горбатова Валерия Владимировна Манник Анастасия Сергеевна Яковец Екатерина Александровна
|
|
Руководитель: учитель технологии Братышева Светлана Владимирова |
г. Тавда
2017
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… |
3 |
1.Теоретическая часть……………………………………………………....... 1.1. Здоровое питание — здоровый образ жизни …………………......1.2. Правильное питание школьника ………………………………….. 2. Практическая часть ……………………………………………………....... 2.1. Анкетирование …………………………………………………....... 2.2. Анализ результатов ………………………………………………… Заключение …………………………………………………………………… |
5 5 8 10 10 10 12 |
Литература ……………………………………………………………………. |
13 |
Приложение 1 ……………………………………………………………….... Приложение 2 ………………………………………………………………… Приложение 3 ………………………………………………………………… |
14 17 22 |
Введение
Питание – один из неотъемлемых факторов жизни. Древние утверждали, что человек есть то, что он ест. Пищевые вещества практически полностью определяют физическую и умственную работоспособность. Здоровье человека в значительной степени зависит от пищевого статуса. Любое отклонение от формулы сбалансированного питания приводит к нарушению функций организма, особенно если эти отклонения длительны.
Питание школьников имеет свои особенности. В школьный период у ребенка происходит интенсивный рост организма. Развиваются все основные системы: опорно-двигательная (особенно скелет), идет увеличение мышечной массы (с учетом половых особенностей), сердечнососудистая и нервная системы, а также идет радикальная гормональная перестройка организма, связанная с половым созреванием подростков.
Поэтому школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, витаминов и минеральных солей.
Проблема состоит в том, что рацион питания детей не сбалансирован: в школе и дома ребёнок часто питается бутербродами, выпечкой, чипсами или сухарикам, перекусами… А многие родители, в связи с занятостью или недопониманием правильного питания уделяют этому мало внимания. Так же огромную роль играет режим ребёнка, находящегося в детском саду и в школе, адаптация ребёнка.
Тема проекта: «Рациональное питание школьников 1 класса».
Целью является создание примерного меню на неделю для первоклассников. Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анкетирование среди группы учащихся первых классов и родителей.
2. Оценить состояние питания детей первоклассников в школе и дома.
Гипотеза: если учить детей правильно питаться и вести здоровый образ жизни с детства, то правильно питаться войдёт у них в привычку и их здоровье значительно улучшится.
1.Теоретическая часть
Поддерживать здоровый образ жизни без организации правильного питания невозможно. Верно, сбалансированный рацион питания ориентирован не только на подавление голода, но и на оздоровление всего организма. При соблюдении правил здорового питания человек реже подвергается заболеваниям, укрепляется иммунитет, появляется бодрость духа, повышается общий тонус.
Схема сбалансированного питания для здорового образа жизни (сокращенно — ЗОЖ) основывается на трех основных принципах: регулярное снабжение организма всеми необходимыми питательными веществами и витаминами, поддержание режима питания, учет индивидуальных особенностей организма человека, а также его возраста.
Диетологи выделяют несколько основных правил, на которых базируется правильное питание:
1. Еда не должна быть культом. Питание – это основа для жизнедеятельности организма, и только во вторую очередь потребление пищи является удовольствием и ритуалом.
2. Свежие и натуральные продукты. Следует стараться употреблять только свежеприготовленную пищу (на крайний случай – полуфабрикаты). Не стоит покупать уже готовую пищу в магазинах.
3. Сбалансированный рацион. Питание должно включать все имеющиеся группы продуктов, лучше не заменять и не исключать ни одну из групп. При этом обязательно сохранять пропорции и стараться разнообразить меню.
4. Перекусы. Если очень хочется перекусить, возможно съесть немного фруктов, сухофруктов или орехов. Нельзя перекусывать чипсами, сухариками, сладкими печеньками или шоколадками.
5. Ограничения в еде. Следует по возможности употреблять еду с низким содержанием жира, ограничить употребление сахара, алкоголя, соли, отказаться от чипсов, газировки, майонеза.
6. Физические нагрузки. Количество съеденной пищи должно быть уравновешенно соответствующими физическими нагрузками.
7. Приготовление еды. Для здорового образа жизни лучше отказаться (или максимально ограничить) жареную, острую, копченую пищу, и отдать предпочтение вареной, тушеной и запеченной еде.
8. Растительная и животная пища. Основой дневного рациона должны стать овощи и фрукты, причем желательно употреблять их в свежем либо пропаренном виде. Это не значит, что от мяса стоит отказаться вовсе, просто доля овощей в питании должна быть выше в несколько раз.
9. Калорийность. Важно следить за калорийностью дневного рациона – потребляемых калорий должно быть ровно столько, сколько «сжигается» организмом за сутки. Необходимо рассчитать индивидуальную суточную норму калорий и пользоваться таблицей калорийности продуктов.
10. Режим питания. Меню питания для здорового образа жизни должно быть разбито на 4-6 приемов пищи. Такая система питания не дает человеку проголодаться, не перегружает желудочно-кишечный тракт и налаживает обмен веществ.
Правильное питание помогает замедлять в организме процессы преждевременного старения, риск заболеваний сердечнососудистой системы, избежать болезней пищеварительного тракта, гипертонии, диабета и т.д. |
Однако, не стоит ждать, что переход на правильное питание даст мгновенные результаты. Постепенно нормализуется сон, появится больше энергии, повысится невосприимчивость к заболеваниям, нормализуется вес – человек начинает чувствовать себя лучше и здоровее.
Основополагающие принципы питания для здорового образа жизни диетологи объединили в пирамиду питания, благодаря которой можно самостоятельно составить свой рацион. В пирамиде представлены не конкретные продукты, а их группы.
Пирамида составлена таким образом, что внизу (в основании) находятся продукты, которые следует употреблять наиболее часто, а в верхней ее части расположены группы продуктов, которые следует употреблять как можно реже либо вовсе исключить из рациона.
Продукты, указанные в пищевой пирамиде, по своей ценности неравнозначны. Потому для здорового образа жизни следует отдать предпочтение самым полезным группам.
Изменения в рационе следует вносить плавно и постепенно, не ломая резко своих привычек и вкусовых предпочтений. Иначе организм получит стресс. |
Выбирать продукты из пирамиды следует, отталкиваясь от собственных привычек и предпочтений и учитывая образ жизни, пол, возраст, состояние здоровья. Принципы здорового питания будут отличны для обычного взрослого человека, спортсмена, кормящей мамы или ребенка. Например, при высоком уровне физической активности, человек может использовать в рационе больше калорийных продуктов или сладостей, а при сидячем образе жизни количество калорий следует сократить.
Изучив принципы, изложенные в пирамиде, несложно будет составить меню для здорового образа жизни. Основные правила составления дневного рациона:
1. Утро. Утром, когда пищеварительный процесс только отходит ото сна, а обмен веществ набирает скорость, можно съесть пищу, богатую углеводами и даже позволить себе немного сладкого и мучного.
2. День. В обед требуется основательное подкрепление для организма, позволяющее не испытывать голода, но в то же время нельзя переедать. Отлично подойдут супы, тушеные или запеченные овощи, мясо и рыба, крупы, картофель. Блюда лучше варить, готовить на пару либо в мультиварке – жареные « с корочкой» блюда слишком тяжелы для организма.
3. Вечер. К вечеру метаболизм замедляется, организм начинает настраиваться на отдых – следует питаться сытной, но легкой пищей. Молочные продукты, овощи и фрукты, нежирная рыба или мясо – отличный вариант здорового ужина.
Обязательно в течение дня поддерживать водно-солевой баланс: воды должно быть много (до 2-2,5 литров в день), а соли, как можно меньше.
Здоровое и правильное питание в современном мире уже не признак аристократичности и дань моде, а единственно верный ответ на современный темп жизни и ее условия. Без правильного питания здоровый образ жизни соблюдать невозможно. Потому, чтобы на долгие годы сохранить здоровье и молодость, нужно уметь правильно составлять свой дневной рацион с учетом всех необходимых калорий и полезных веществ
1.2. Правильное питание школьника
Обеспечение школьников полноценным горячим питанием напрямую связано с сохранением здоровья населения. По определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Одной из уязвимых групп населения, на фоне происходящих в стране социально-экономических преобразований оказались дети, особенно школьного возраста.
Раньше Роспотребнадзор пытался урегулировать питание в школах, составляя перечни разрешенных и неразрешенных продуктов. Но так как все эти постановления носили, скорее, рекомендательный характер, ответственность за их соблюдение ложилось целиком на руководство образовательного учреждения. Но с 01 октября 2013 года в российских школах запретят реализовывать продукты, которые расценены как нездоровые. Причем документ примечателен тем, что в этот список попали не только чипсы, газировка и т. д., но и яичница-глазунья, блюда из грибов, различные соусы, в том числе и майонез, выпечка с кремом и даже макароны по-флотски. Хотя, если подумать, это логично и объяснимо, особенно для тех, кто мало-мальски знаком с технологией приготовления данных блюд.
Кроме того, в этот список вошли: заливные блюда, колбасы, молочные продукты, в которых используются растительные жиры, замаринованные фрукты и овощи, консервы, окрошка и другие холодные супы. Что касается напитков, то это энергетические и алкогольные напитки, квас и молоко «из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию». Впрочем, в документе представлен альтернативный список того, что можно употреблять в пищу.
Кроме того, в документе описаны питательные вещества и их количество для ежедневного употребления и рекомендации для комбинирования продуктов с учетом их пользы для ребенка. Таким образом, в рационе ребенка должны входить 90 грамм белков, 380 грамм углеводов и 92 грамм жиров, а всего должно быть съедено 2713 килокалорий.
В списке рекомендованных продуктов присутствуют и специально витаминизированные — напитки, выпечка, крупы и так далее. Согласно СанПину, все школы должны проводить обязательную витаминизацию детского питания, для чего документом предусмотрена особая форма отчетности в виде «Журнала проведения витаминизации третьих и сладких блюд».
2. Практическая часть
2.1. Анкетирование
Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами.
Для исследования питания школьников были выбраны родители учеников первых классов МАОУ СОШ №7 г. Тавды. Было опрошено 57 человек. Текст анкеты представлен в приложении 1.
2.2. Анализ результатов
В результате анализа ответов родителей первоклассников была сделана диаграмм, которая представлена в Приложении 2 рисунке 1.
Анализируя данные рисунка, можно сделать вывод, что родители озабочены питанием своих детей на высоком уровне и следят за их питанием. Рассматривая в процентном соотношении, то данные будут такие: очень высокое – 40,4%; высокое – 43,9%; среднее – 15%. Остальные два пункта небыли отмечены.
На рисунке 2 и 3, в Приложении 2, отчётливо видно, что мнение родителей совпадают, и места чётко распределились между совой. Взрослые понимают, что детям нужен режим питания, но они сами не прививают детям привычки к правильному питанию. Например, завтрак: каша на молоке, хлеб с маслом, чай. Большинство родителей не успевают готовить утром или сами не приучены завтракать в таком режиме.
Рисунок 4, 5 и 6 показывает, что родители формируют некоторые правила и привычки поведения за столом. По результатам анкеты 23 родителя из 57-ми, кормят детей 5 раз в день, остальные, в среднем, 3 раза в день – завтрак, обед ужин. Но все приёмы пищи, благодаря питанию в школе, можно легко исполнять.
Последние два вопроса анкеты были направленны на выявления мнения о том, можно ли через обучение культуре питания ребёнка сформировать и контролировать его режим дня. По результатам анкетирования, которые показаны на рисунках 7 и 8 Приложения 2, видно, что обучение детей в начальной школе необходимо как для сохранения их здоровья, так для помощи родителям.
Проведя исследование, мы смогли оценить питание детей в школе и дома, а также выявить наиболее частые проблемы в режиме питания первоклассников и сделали следующие выводы:
· Многие родители схожи во мнениях о факторах, которые влияют на организацию питания;
· У многих родителей есть проблемы с питанием детей и у многих одинаковые;
· Большинство родителей с раннего возраста формируют привычки и правила поведения за столом;
· Режим питания детей постоянный, но неполный;
· Родители считают необходимым обучение детей в раннем возрасте правильному питанию – это поможет им в его организации.
На основе изученной литературы и полученных данных мы составили примерное меню (Приложение 3), и теперь родителям будет легче контролировать питание детей.
Если учить детей правильно питаться и вести здоровый образ жизни с детства, то правильно питаться войдёт у них в привычку, их здоровье значительно улучшится и в будущем можно будет избежать серьёзных хронических заболеваний.
Список литературы:
1. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Две недели в лагере здоровья» методическое пособие. –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2008.
2. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании» Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007.
3. http://prodgid.ru/healthy-diet/zdorovoe-pitanie-zdorovyj-obraz-zhizni/
Анкета
Мы просим вас принять участие в исследовании, цель которого - оценить эффективность программы обучения детей правильному питанию. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем усовершенствовать ее содержание и формы реализации.
1. Как вы оцениваете значение питания для здоровья вашего ребенка:
ð Очень высокое (здоровье ребенка очень сильно зависит от его питания)
ð Высокое (здоровье ребенка зависит от его питания)
ð Среднее (здоровье ребенка скорее зависит от питания)
ð Ниже среднего (здоровье ребенка скорее не зависит от питания ребенка)
ð Низкое (здоровье ребенка не зависит от его питания)
2. Насколько, по вашему мнению, важны следующие факторы для организации правильного питания ребенка? Расположите данные факторы в определенном порядке - от самого важного до наименее важного. Наиболее важный фактор будет иметь номер 1, второй по значимости - номер 2, и так далее, наименее важный фактор - номер 8:
ð Наличие времени для организации правильного питания в семье
ð Наличие достаточных средств для организации правильного питания
ð Наличие знаний у родителей об основах правильного питания в семье
ð Сформированность традиций правильного питания в семье
ð Кулинарные умения и желание готовить у родителей
ð Наличие знаний о правильном питании у самого ребенка
ð Сформированность привычек в области питания у ребенка
ð Понимание взрослыми важности и значимости правильного питания для здоровья ребенка
3. Какие проблемы, связанные с питанием ребенка, у Вас возникают?
ð Нехватка времени для приготовления пищи дома
ð Недостаток знаний о том, каким должно быть питание ребенка
ð Нет условий для того, чтобы контролировать питание ребенка в течение дня
ð Недостаточно средств для того, чтобы обеспечить рациональное питание ребенка
ð Невозможность организовать регулярное питание ребенка в течение дня
ð Отсутствие единого понимания у всех членов семьи, - каким должно быть правильное питание у ребенка (кто-то из взрослых разрешает есть сладости, кто-то запрещает и т.д.)
ð Ребенок не соблюдает режим питания - ест тогда, когда захочет, ест менее 3 раз в день, заменяет основные приемы пищи перекусами
ð Ребенок не умеет вести себя за столом
ð Ребенок "увлекается" сладкими, острыми, жирными продуктами с высоким содержанием калорий: сладости, чипсы, сэндвичи или бутерброды, газированные напитки, сухарики и др.
ð Ребенок отказывается от полезных продуктов и блюд
4. Какие привычки и правила поведения за столом сформированы у Вашего ребенка и как часто они проявляются?
ð Ест в одно и то же время - не нужно заставлять вовремя позавтракать, пообедать и т.д.
ð Моет руки перед едой без напоминаний
ð Ест небольшими кусочками, не торопясь
ð Использует салфетку во время еды
ð Моет ягоды, фрукты, овощи перед тем, как их съесть
ð Читает книгу во время еды
ð Смотрит телевизор во время еды
ð Ест быстро, глотает большие куски
5. Какие основные приемы пищи присутствуют в режиме дня Вашего ребенка, в том числе считая приемы пищи в школе?
ð Завтрак
ð Второй завтрак
ð Обед
ð Полдник
ð Ужин
6. Можно ли сказать, что Ваш ребенок обычно питается в одно и то же время в будние дни?
ð Да, ребенок питается в одно и то же время всегда
ð Да, почти всегда питается в одно и то же время
ð Нет, ребенок питается в разное время
7. Как Вы оцениваете необходимость обучения Вашего ребенка правильному питанию в школе?
ð Это нужно
ð Это скорее нужно
ð Это скорее не нужно, чем нужно
ð Это не нужно
8. Как Вы оцениваете возможные результаты обучения ребенка правильному питанию в школе?
ð Это поможет мне в организации правильного питания моего ребенка
ð Это скорее поможет мне организовать правильное питание для моего ребенка.
ð Это вряд ли поможет мне организовать правильное питание моего ребенка
ð Это не поможет мне в организации правильного питания моего ребенка
Приложение 2
Рисунок 1. Диаграмма ответов на 1 вопрос анкеты
Рисунок 2. Диаграмма ответов на 2 вопрос анкеты.
Рисунок 3. Диаграмма ответов на 3 вопрос анкеты.
Рисунок 4. Диаграмма ответов на 4 вопрос анкеты.
Рисунок 5. Диаграмма ответов на 5 вопрос анкеты.
Рисунок 6. Диаграмма ответов на 6 вопрос анкеты.
Рисунок 7. Диаграмма ответов на 7 вопрос анкеты.
Рисунок 8. Диаграмма ответов на 8 вопрос анкеты.
Приложение 3
Дни недели |
Завтрак |
Обед |
Полдник |
Ужин |
Понедельник |
Каша пшённая; Хлеб с маслом и сыром; Чай с сахаром |
Суп куриный с вермишелью; Картофельное пюре; Отварная куриная грудка; Салат из капусты со свежим огурцом; Хлеб; Кисель |
Булочка; Сладкий чай; Яблоко |
Каша гречневая с тефтелей; Хлеб; Сок фруктовый или овощной |
Вторник |
Молочная каша 5 злаков; Яйцо отварное; Какао с молоком и сахаром |
Суп свекольник; Гречневая каша с тефтелей и томатной подливой; Салат из моркови; Хлеб; Компот из сухофруктов |
Печенье овсяное; Сок яблочный; Апельсин
|
Запеканка творожная; Хлеб отрубной; Чай с сахаром и молоком |
Среда |
Каша молочная рисовая; Бутерброд с маслом и сыром; Чай с сахаром |
Суп рассольник; Капуста тушёная с говядиной; Винегрет; Хлеб; Кисель |
Ватрушка с творогом; Кефир |
Картофельные оладьи с сметанным соусом; Какао напиток с сахаром |
Четверг |
Сырники 3 – 4 штуки; Каша манная; Какао с молоком и сахаром |
Суп борщ; Вареники с картофелем; Салат из свежих овощей с растительным маслом; Хлеб; Компот из сухофруктов |
Запеканка творожная с подливой; Яблоко или банан |
Каша рисовая с рыбной котлетой; Хлеб; Молоко |
Пятница |
Каша овсяная на молоке; Бутерброд с сыром; Яйцо отварное; Чай с сахаром |
Картофель тушёный с куриной грудкой; Рагу овощное; Огурец свежий; Хлеб; Компот из ягод |
Блины с повидлом 2 – 4 штуки; Чай с сахаром; Груша |
Овощное рагу; Отварное мясо; Хлеб; Сок фруктовый |
Суббота |
Блинчики с творогом 1 – 2 штуки; Каша молочная геркулесовая; Хлеб с сыром и маслом; Какао с молоком и сахаром |
Суп с вермишелью на говяжьем бульоне; Салат из свежих овощей; Плов с курицей; Чай с сахаром; Хлеб
|
Ряженка; Печенье; Банан |
Каша гречневая с гуляшом из куриной грудки; Тёртая свёкла; Хлеб; Молоко
|
Воскресенье |
Лапша молочная; хлеб с сыром и маслом; Чай с сахаром |
Щи из свежей капусты; Свекольный салат; Картофельное пюре с котлетой; Компот из сухофруктов; Хлеб |
Сок морковный; Булочка с маком; Яблоко |
Рыба отварная; Тёртая морковь; Каша пшённая; Хлеб; Молоко |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.