Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
труд
6 кл
20.03.2017
Мы провели опрос среди одноклассников и выяснили, что многие из них знают, какие ремесла были развиты в нашем Чердынском крае, но не все смогли назвать технологию создания изделий. Возникает противоречие: ровесники знают, какими ремеслами владели наши предки, но не имеют представления о том, как изготавливались изделия, используемые ими в быту.
На уроках технологии мы изучаем историю одежды. Все люди носят разную одежду - костюмы, блузки, платья. Все ткани, из которых изготовлена наша одежда - сотканы.
«Что такое «ткачество»? Как получается ткань? Как и когда появились ткани? Как они менялись?» - все это очень интересно узнать.
Эта работа будет полезна для нас, потому что каждая девочка в будущем будет хозяйкой дома и должна уметь устроить быт своей семьи.
ручное ткачество.doc
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Покчинская основная
общеобразовательная школа им. И.И. Широкшина»
Исследовательский проект
«Ручное ткачество »
выполнила учащаяся 6 класса
под руководством
учителя технологии
Петровой Ириной Николаевной
2016. Содержание
1. Введение …………………………………………………………………
2. Цель, задачи, гипотеза работы …………………………………………
3. Основные методы исследования ……………………………………….
4. История ткачества……………………………………………………..
5. Что мы узнали, посетив краеведческий музей? ……………………..
6. Изучение основных видов ткацких переплетений ……………………
7. Выбор техники ткачества для практической работы…………………
8. Инструменты и материалы для работы ……………………………….
9. Результаты работы ………………………………………………………
10. Возможные пути дальнейшего изучения темы………………………
11. Выводы ………………………………………………………………..
12. Список использованных информационных ресурсов
13 Приложения……………………………………………………………… Введение
Мы провели опрос среди одноклассников и выяснили, что многие из них
знают, какие ремесла были развиты в нашем Чердынском крае, но не все
смогли назвать технологию создания изделий. Возникает противоречие:
ровесники знают, какими ремеслами владели наши предки, но не имеют
представления о том, как изготавливались изделия, используемые ими в быту.
На уроках технологии мы изучаем историю одежды. Все люди носят разную
одежду костюмы, блузки, платья. Все ткани, из которых изготовлена наша
одежда сотканы.
«Что такое «ткачество»? Как получается ткань? Как и когда появились
ткани? Как они менялись?» все это очень интересно узнать. С этими
вопросами мы обратились к учителю и родителям. Темой нашего исследования
стало ткачество в прошлом и настоящем. Учительница помогла нам
определить задачи исследования и помогла составить план изучения темы. Мы
считаем, что тема очень интересная. Ведь история одежды связана с историей
всего человечества, с историей развития нашего родного края. Эта работа
будет полезна для нас, потому что каждая девочка в будущем будет хозяйкой
дома и должна уметь устроить быт своей семьи.
Цель работы: узнать как можно больше о старинном ремесле ткачестве.
Гипотеза: Мы предположили, что ребята нашего возраста, изучив технологию
тканых изделий, смогут изготовить их сами. Старинное ремесло ручное
ткачество может пригодиться в современном мире.
По ходу нашего движения по маршруту мы ставили следующие задачи:
1. в библиотеке найти книги, рассказывающие о ткачестве;
2. найти информацию по теме в сети Интернет, в библиотеках, в музеях;
3. посетить Чердынский краеведческий музей;
4. узнать и усвоить технологию ручного ткачества на бердаке и на станке
5. изготовить изделия своими руками;
6. провести мастер класс для одноклассников.
1. Чтение книг и статей об истории ткачества и основных видах тканей.
Основные методы исследования: 2. Посещение краеведческого музея.
3. Поиск информации о применении ручного ткачества в современной
жизни.
4. Практическая (творческая) работа.
История ручного ткачества
Ткачество возникло примерно 2030 тысяч лет до нашей эры. Появилось
раньше, чем прядение. Первые ткани были примитивными, они скорее
напоминали плетение из полосок кожи, прутиков, лыка. Первые виды плетеной
одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими
изделиями. Самое первое волокно, которое человек начал применять для
ткачества росло возле дома – это крапива. Значительно позже появились лен и
хлопок. Вырастив лён рукодельницы, принимались за изготовление изделий
для быта и одежды для своих домашних.
Что мы узнали, посетив краеведческий музей
А после посещения Чердынского краеведческого музея мы познакомились с
новыми понятиями, увидели предметы, с помощью которых создавались ткани.
Например:
«веретено» приспособление для прядения,
«домотканый» вытканный домашним способом,
«лен» травянистое растение из стеблей которого получают
прядильное волокно, а из семян масло,
«кудель» волокнистая часть льна,
«трепало» устройство для трепания и очистки волокна льна,
«бердо» деталь ткацкого стана, в которую продевался уток.
И так далее.
Мы подробно узнали о том, что прежде, чем ткать, сначала надо спрясть. В
старину прядение было одним из привычных русских рукоделий, к которому
начинали приучать самых маленьких девочек 45 лет. В деревнях особенно
много пряли зимой, когда не надо было работать в поле. Вечерами девочки и
женщины собирались вместе, зажигали лучину, пряли и при этом пели песни
или беседовали. Чтобы нить при прядении получалась ровная и прочная, люди
придумали приспособление веретено. Если привязать готовую нитку к
веретену и запустить веретено как волчок, нить сильно скручивается и
становится еще прочнее и ровнее. Для того, чтобы веретено хорошо
крутилось, на него надевали пряслице каменное или глиняное колечко.
Позже люди придумали привязывать ещё непряденые волокна (кудель) к
специальной подставке прялки, и садились на её донце, чтобы прясть стало ещё удобнее. Самое первое волокно, которое человек начал применять для
ткачества росло возле дома – это крапива. Значительно позже появились лен,
и хлопок.
В давние времена были придуманы станки для плетения. Как
же происходило плетение на станке? Станок был устроен таким
образом, чтобы с его помощью рукодельница могла вручную сплести ровное
полотно.
В музее и из книг по истории Пермского края и Чердынского района мы
узнали, что почти в каждом доме раньше был ткацкий станок, на котором
вырабатывались ткани. Приспособлением для домашнего ткачества служила
простая деревянная рама, которую укладывали на небольшие подпорки. На
раму параллельно одной из ее сторон натягивались нити – основа будущей
ткани. Затем рукодельница переплетала нити поперечной нитью (уток),
причём без смещения, они располагались друг над другом в строгом порядке
и такой процесс плетения назвали ткачеством.
Готовый холст морозили на морозе, расстилали на снегу. Весной льняное
полотно расстилали по траве на солнышке и сбрызгивали водой.
Таким образом, холст из серого превращался в белый. Но когда приходилось
изменять цвет льняного полотна, пользовались растительными красителями.
Корой дуба или ольхи красили в коричневый цвет. Листьями березы в
зеленый. Черный цвет получали при окрашивании полотна листьями ольхи.
В музее нам показали нарядные узорные полотенца, которыми
крестьяне издавна украшали стены, «красный угол», иконы, портреты.
Ткаными узорами оформляли одежду: сарафаны, передники, юбки, рукава.
Узорными полотенцами в старину невеста одаривала жениха к свадьбе, на
таком же богатом полотенце подносили хлеб соль почетным гостям. Нарядными были скатерти, которыми покрывали праздничный стол. Нас
очень заинтересовали домотканые половики, изготовленные из полосок ткани.
Все эти вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках.
Именно такие станы, тогда деревянные, стояли в каждой крестьянской избе.
Трудно представить, сколько времени, сил и труда уходило на то, чтобы
сшить простую домотканую рубашку.
Изучение основных видов ткацких переплетений
с
Следующим этапом нашей работы было подробное знакомство
разновидностями тканей и ткацких переплетений. Из книг и источников
Интернета мы узнали что, если произвести группировку разнообразных
переплетений, имеющихся в тканях, то оказывается, что все переплетения
нитей приводятся к трем главным видам переплетения:
1)тафтяное (полотняное);
2) киперное или саржевое;
3) атласное.
Первый вид плетения, представленный на
рисунке, построен следующим образом:
нити основы разделены на две равные
части (четные и нечетные нити), уточная же
нить в своих переплетениях с основною проходит то над чётными, то
под чётными нитями основы и соответственно же переплетается с
нечётными нитями в такой же последовательности.
Этот вид плетения получает следующие названия:
для тканей шелковых — тафтяного переплетения;
для тканей шерстяных — суконного переплетения;
для тканей льняных и хлопчатобумажных полотняного
плетения
Ткань этого вида имеет наибольшее число переплетений и
перекрещиваний нитей, то эта ткань и является наиболее прочной из
всех видов.
Каждая нить этой ткани скрадывается во многих переплетениях.
Поэтому ткань этого вида является
наименее блестящей и гладкой и в
этом отношении уступает другим
тканям.
Ткань по рисунку можно выполнить с
некоторыми простыми вариантами. Второй вид плетения — киперное или саржевое. Оно отличается от
предыдущего тем, что в нём имеются диагонально проходящие
полоски, более выпуклые нежели вся поверхность ткани,
чередующиеся с узкими бороздками образующимися чередованием не
перекрытых нитей основы с перекрытыми нитями утка и наоборот.
Киперные ткани все обладают большим блеском и гладкостью, чем
ткани тафтяные, и это можно увидеть на рисунках, из которых видно,
что нить утка идет свободно по верху нитей основы — этим
обеспечивается блеск и гладкость ткани.
Следующий вид переплетения – сатиновое.
Рассматривая рисунок, находим, что плетение происходит по такому
закону: нить основы сначала сама перекрывает несколько нитей утка,
идя по последним свободно, а затем сама в свою очередь
перекрывается уточной нитью; следующая соседняя нить идёт таким
же точно образом, перекрывая такое же число уточных нитей,
однако, уточные перекрытия двух соседних нитей основы сдвинуты
по меньшей мере на две уточных нити. В атласном переплетении, в
котором нить основы проходит, перекрывая свободно семь нитей
(оборотов) утка, а затем сама перекрывается утком. Эта ткань носит
название восмивязного атласа.
Этот вид переплетения допускает также большое разнообразие.
Ткань получает превосходный блеск и шелковистый вид.
Такие переплетения, кроме того, встречаются еще в виде различных
комбинаций с другими видами в так называемых «двусторонних»
материях, которые показывают с одной стороны атласное, а с другой
— тафтяное или киперное плетение.
Существуют и более сложные ткани.
Изучая ткацкое ремесло, мы определяли для себя следующие задачи:
работа в простейшей традиции плетения и ткачества с
использованием современных материалов и текстильных отходов;
разработка собственных творческих моделей ткачества.
Выбор техники ткачества для практической работы
Нас очень заинтересовало и привлекло простое ткачество на берде, ведь эту
работу мы можем попробовать выполнить сами. Кроме того, интересная
история древнего промысла, связана и с историей моды, одежды и главное, с
историей нашего края, нашей малой родины – села Покча.
Если мы научимся основам этого ремесла, то сможем использовать для
ткачества шнурки, пряденые нити, ленты и даже старые вещи, которые предварительно разрезаются на полоски. В ткачестве можно комбинировать
их как угодно. Тканые изделия можно, пофантазировав применять и в быту, и
в одежде. Например, из узко тканых полосок мы можем сделать чехлы для
мобильных телефонов, косметички, а также оригинальные сумочки, детали
одежды в старинном стиле. Можно украсить свою комнату красивым
гобеленом, вытканным вручную.
Пояса тканые на бёрдышке.
Русские народные пояса не только плетут руками, но и ткут. И такие тканые
пояса получаются на удивление красивые и прочные. Узоры украшающие
тканые пояса настолько разнообразны, аж дух иногда захватывает!
Ткут пояса как на больших домашних ткацких станах, так и с помощью
бердечка или бёрдышка. Ещё ткут пояса и на дощечках. И ткут на ниту или
сволочке. Но сейчас я смогу рассказать только о ткачестве поясов на бердо.
Что же такое Бёрдышко?
Это такая вещь, с помощью которой можно соткать пояс :) Пояс широкий или
узкий, с простым или многоцветным сложным узором. Выглядит бердо вот
так:
Бывают бёрда меньше и больше. Бывают с большим количеством дырочек.
Но самое основное назначение берда это ткать ткань или полотно. Прямо
как у стана, с помощью которого с давних времен на Руси люди ткали ткань
для своей одежды.
С помощью берда можно соткать пусть и не совсем широкую, но ткань, в
которой одна нить проходит через все другие и таким образом, соединяет их в
единое, длинное полотно.
Соткать пояс на берде можно разными способами. От выбора способа
зависит какой получится узор на поясе и его плотность.
Пояс сотканный на бёрдышке Заправочным способом
Этот способ самый простой в ткачестве на бёрдышке. Пояски, которые
получаются выглядят поразному, всё зависит от подбора цвета нитей и
порядка их заправки в бердо. И такие пояса очень подходят детям. И если
вашему ребёнку понравится такой поясок, то он будет с радостью носить его
и играть в разные игры. А красота нитей самого пояска будет привлекать
внимание смотрящих людей к себе и этим защитит вашего ребёнка от
дурного
глаза.
И ещё тканые пояса очень хороши для музыкальных инструментов. Их только нужно делать пошире и они получаются очень прочные и очень
красивые.
Материалы и инструменты для работы
Для работы нам потребуются следующие инструменты и материалы:
Инструменты
Ножницы
Игла
Бердаки
Челнок
Вилка для уплотнения рисунка
Материалы
Нитки
Текстильные отходы
Дерево
Технологическая последовательность
Ткётся такой пояс легко, без подсчёта и перемещения заправленных нитей.
Длинной от 1,5 до 2х метров для ребёнка и для взрослого до 2,5 метров.
Ширина пояса от 1 см до 5 или 6 см. И получаются они вот такими: Результаты работы
В результате проделанной работы мы познакомились с историей ткачества.
Узнали основные виды тканей и ткацких переплетений. Освоили приём
ткачества на бердаке. Итогом проекта стала выставка наших работ и мастер
класс для одноклассников. У ребят нашего класса получаются красивые
пояса, которыми они могут украсить любую часть своей одежды. Возможные пути дальнейшего изучения темы
В дальнейшем нам хочется освоить другие техники плетения: ткачество
на дощечках, ткачество на станке.
Выводы
Работая над проектом, мы получили огромное удовольствие. В процессе
знакомства с ремеслом и работы над созданием собственных тканых изделий
мы поняли, что любить свою малую родину значит изучать историю своего
края, и своими руками учиться делать все то, что когдато много лет назад
знали, умели и делали наши ровесники. Опыт наших предшественников очень
важен, полезен и интересен. В настоящее время мало кто интересуется
русскими народными промыслами. Своей работой мы доказали, что и в
современном быту возможно использование ручного ткачества. Ребята нашего
возраста могут использовать свои новые умения в жизни, создавая своими
руками красивые, нужные и полезные в быту вещи.
Список использованных информационных ресурсов
1. Чуракова С. В. «Виды ручного узорного ткачества».
2. Кожевников Л.А. «Особенности народного узорного
ткачества».
3. Кузьмина М. Азбука плетения . М. Легпромбытиздат, 1991
Интернет ресурсы
4. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru – история
ткачества
5. http://telarian.ru/?r=history
– сайт о ручном ткачестве Приложения
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Исследовательский проект "Ручное ткачество" (ткацкий станок)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.