Исследовательско-творческая деятельность моих учеников
Оценка 5

Исследовательско-творческая деятельность моих учеников

Оценка 5
Лекции
docx
воспитание
6 кл—11 кл
24.03.2021
Исследовательско-творческая деятельность моих учеников
В статье повествуется о путях развития творческого, креативного мышления, исследовательских способностей у учеников начального, среднего и старшего звеньев.
Литвиненко И.Л. Исследовательско творческие проекты моих учеников.docx

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МОИХ УЧЕНИКОВ

 

И.Л. Литвиненко,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ с.Сухая Вязовка

Самарской области Волжского района,

высшей квалификационной категории

 

 

Современное общество заинтересовано в неординарной творческой личности. Сегодня от человека требуется не только высокая активность, но и умения, способности нестандартного поведения. В связи с этим проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Выявление одарённости ребёнка на более раннем этапе, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач сегодняшней школы. Современный образовательный процесс, на мой взгляд,  немыслим без использования технологий, призванных содействовать развитию исследовательско-творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Исследовательская деятельность в полной мере отвечает требованиям новой школы. Целенаправленная, последовательная, системная работа по организации исследовательской деятельности учащихся значительно активизирует атмосферу школьной жизни, поднимает на порядок выше рейтинг образовательного учреждения.

До 2018 года я работала учителем начальных классов. Начиная с 1 класса, я знакомила детей с азами научной деятельности, учила их готовить краткосрочные исследовательские проекты. Также мои дети после тщательной подготовки презентовали свои проекты перед родителями и учениками параллельных классов. В ходе данной работы не оставляла ни одного ребёнка без внимания: каждый был задействован в создании исследовательско-творческого проекта. Кто-то работал индивидуально, кто-то парно, кто-то создавал групповой проект (4-5 человек).

Цель, которую я преследовала при создании с первоклашками краткосрочных исследовательских проектов, - это подготовить их к более сложному виду исследовательско-творческой работы.

Во втором классе на протяжении всего учебного года каждый ребёнок создавал свой исследовательско-творческий проект. В конце учебного года дети защищали свои работы сначала в классе перед родителями. Победители и призёры выходили на защиту своих проектов на уровень школы. Далее победители и призёры школьного этапа выходили на защиту своих проектов на городской уровень. В 2014 году несколько работ моих второклашек на городском этапе оценили призовыми местами. Пусть не все ребята класса стали победителями и призёрами, но они смогли прочувствовать всю сложность и серьёзность данной работы, у них появился азарт: победить во что бы то ни стало в следующем году.

Также во втором классе на протяжении 2-х недель мы работали с детьми над созданием исследовательско-творческого проекта «Сборник задач для учеников 2 класса». С методикой и приёмами работы по данному проекту можно ознакомиться по ссылке:  

https://www.youtube.com/watch?v=pshcvKJJhfk  

В данном фильме представлены все этапы работы (2 недели) учеников 2 класса по созданию проекта.

Кто ни любит мультфильм "Ну, погоди!" Незабываемые приключения Волка и Зайца описал в своей книге Александр Ефимович Курляндский. И с его замечательной книгой мы познакомились с учениками 3 класса на уроках литературного чтения. Дети сделали вывод, что читать гораздо интереснее, чем смотреть мультфильм. Также на уроках чтения ученики узнали, что у этого замечательного писателя есть ещё одна книга про Волка и Зайца «Ну погоди или двое на одного». Мы прочитали эту книгу с великим удовольствием. В этой книжке мы встретились не только с Волком и Зайцем. Мы познакомились ещё и с родителями Зайчика, и с его бабушкой-фермершей, и с обманщицей Лисой, и с настоящим Серым Волком,  и с Бабой-Ягой,  и с Бегемотом, и со многими другими героями.

Когда мы дочитали до конца вторую книгу, дети решили продлить себе удовольствие: сами стали фантазировать и сочинять истории про Волка и Зайца. Но перед тем как приступить к написанию продолжения истории про Волка и Зайца, мы с детьми исследовали характеры персонажей, авторский стиль, сравнили поведение героев первой и второй книг. Только после полного исследования и определения актуальности продолжения истории дети приступили к сочинению третьей книги. И у  нас  получилось четырнадцать историй. И все они с яркими иллюстрациями! Познакомиться с новыми историями про Волка и Зайца можете и вы, прочитав книгу моих учеников, которая помещена в разделе "Методическая копилка" на моём сайте https://www.shkola-uspeha.com/

Данный вид работы, на мой взгляд, способствует не только развитию связной письменной речи, также такая работа способствует развитию исследовательско-творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования.

С 2018 года я работаю учителем русского языка и литературы. С детьми среднего звена я продолжаю работу по развитию исследовательско-творческого потенциала, реализуя программу внеурочной деятельности «Школа юного исследователя». Данную программу я разработала в 2013 году. При составлении программы я опиралась на  материалы из следующих источников:

1.                     И.Н. Кузнецов. ИНФОРМАЦИЯ: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе. – М., ООО Изд. Яуза, 2001

2.                     Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.

Программа адресована учащимся 6-9 классов.

Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юного исследователя» способствует  развитию самостоятельности при работе со специальной и научной литературой,  развитию абстрактного мышления,  способности формировать своё мнение и умения  его отстаивать,  умения общаться с аудиторией; способствует воспитанию чувства ответственности за порученное дело. Данная программа предусматривает проведение как теоретических, так и практических занятий, участие в школьных, районных, областных, региональных и Всероссийских мероприятиях исследовательско-творческой направленности.

Данная программа имеет положительную рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры «Экономики и информационных технологий» Московского Инновационного Университета. В рецензии говорится о том, что «представленная работа имеет практическую значимость и рекомендуется к изучению педагогами как образец творческого отношения автора к своим педагогическим обязанностям».

С целью развития исследовательского навыка на уроке русского языка в 10 классе в октябре 2020 года предложила ученикам изучить материал на тему «Куйбышев – запасная столица». Также на уроке я познакомила учащихся с особенностями эпистолярного жанра. Ребята вспомнили, что такое письмо, определили его жанр, композицию и правила написания. После детального разбора правил оформления письма предложила ученикам написать сочинение в эпистолярном стиле. Тема сочинения: «Куйбышев – запасная столица». В ходе такой творческой деятельности у моих учеников получились удивительные продукты исследовательской работы - сочинения исследовательского характера в эпистолярном стиле. С образцовым сочинением вы можете познакомиться в разделе "Методическая копилка"  (статья «Написание сочинений в русле исследовательской работы») на моём сайте https://www.shkola-uspeha.com/

Своё сочинение ученица написала не только в жанре письма, она его оформила в виде дневниковых записей. Такой вид работы на моих уроках помогает мне развивать у учеников креативное мышление, творческий подход к решению поставленной задачи. Данный вид исследовательско-творческой работы я применяю и на уроках русского языка в 7-9 классах.

При работе над исследовательским проектом  дети испытывают трудность в определении и формулировке проблемы. С целью развития умения и навыка видеть проблему, я свои уроки строю по принципу проблемно-диалогического обучения (по Е.Л.Мельниковой). Следуя принципам данной образовательной технологии, стараюсь строить свою работу так, чтобы дети на каждом уроке сами открывали новые знания.

Приведу пример фрагмента урока русского языка по теме «Слитное написание союзов также, тоже, чтобы» (7 класс). В самом начале урока на этапе постановки проблемы предлагаю выполнить в электронной тетради задание №322.

В результате работы у большинства учеников компьютер выдаёт оценку «Неправильно». Таким образом происходит столкновение разных мнений учеников практическим заданием в электронной тетради. Я задаю вопрос, побуждающий детей к осознанию противоречия: «Задание я дала вам одно, а как вы его выполнили?». Дети осознают, что выполнили все по-разному (показываю на большом экране решения 4-5 учеников). С целью побуждения детей к формулированию проблемы я спрашиваю: «Какой возникает вопрос?». Благодаря данному заданию в электронной тетради, дети сами формулируют проблему урока: «Почему в некоторых случаях слова также, тоже, чтобы пишутся слитно, а в некоторых – раздельно?»

Всегда найдутся в классе дети, которые выполнят задание верно. Чтобы сформулировать гипотезу на этапе поиска решения, можно выслушать их объяснения, почему они выбрали именно эти предложения. Для того чтобы убедиться в правильности выдвинутой гипотезы одноклассников, предлагаю детям выполнить ещё одно задание на данную тему. После выполнения данного задания я предлагаю детям сравнить формулировку своего решения с правилом в учебнике. Как дети радуются, когда их мнение совпадает с мнением авторов учебника!

Такого рода уроки способствуют ещё и формированию умения строить гипотезы, умения отстаивать свою точку зрения.

Немаловажным этапом в исследовательской работе является её презентация. Часто дети очень стесняются при публичном выступлении. Также ученикам нелегко даётся систематизировать и структурировать информацию, отобрать материал для презентации (на 5-7 минут). С целью адаптации ученика к реальной ситуации, в которой будет проходить его публичное представление, я практикую в конце учебного года публичную защиту детских портфолио перед родителями. Дети в течение года участвуют в мероприятиях разного уровня  и  собирают свои достижения в форме дипломов, сертификатов в папку. За неделю до публичной презентации своих достижений дети пишут резюме по плану. Резюме каждого ученика я проверяю, нахожу ошибки, мы вместе с учениками их исправляем. Далее ребята готовятся – учат представления своих достижений. Я их приучаю не читать с листа, а выступать свободно, демонстрируя во время выступления свои победы. Такая работа, на мой взгляд, очень важна, т.к помогает в целом строить  исследовательско-творческую деятельность моих учеников на должном уровне.

В совокупности вся моя работа в данном направлении приносит свои плоды. Среди моих учеников есть и призёры, и победители как школьного, так и районного, городского, регионального и всероссийского уровней.

Работая с детьми в таком русле, я, прежде всего, преследую ту же цель, что и великий учитель В.А. Сухомлинский, писавший когда-то: "Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье".


 

Скачано с www.znanio.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Также во втором классе на протяжении 2-х недель мы работали с детьми над созданием исследовательско-творческого проекта «Сборник задач для учеников 2 класса»

Также во втором классе на протяжении 2-х недель мы работали с детьми над созданием исследовательско-творческого проекта «Сборник задач для учеников 2 класса»

Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юного исследователя» способствует развитию самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, развитию абстрактного мышления, способности формировать своё мнение и…

Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юного исследователя» способствует развитию самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, развитию абстрактного мышления, способности формировать своё мнение и…

Я задаю вопрос, побуждающий детей к осознанию противоречия: «Задание я дала вам одно, а как вы его выполнили?»

Я задаю вопрос, побуждающий детей к осознанию противоречия: «Задание я дала вам одно, а как вы его выполнили?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2021
Посмотрите также: